Государственный и политический строй китая

Конституционные рамки

Четвертая конституция КНР, принятая в 1982 году, передает всю национальную законодательную власть в руки Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и его Постоянного комитета. Государственный совет и его Постоянный комитет, напротив, несут ответственность за исполнение, а не за принятие законов. Такое базовое разделение власти существует и для каждого из территориальных подразделений — провинция, округ и т. д., но с оговоркой в каждом случае, что широта полномочий, доступная властям, ограничена рамками закона.

Все граждане в возрасте 18 лет и старше, которые не были лишены своих политических прав, имеют право голоса, и прямое народное избирательное право используется для выбора членов собрания народных представителей вплоть до уровня провинции.

В округах делегаты на каждом уровне избирают тех, кто будет работать в Собрании следующего более высокого уровня. Если бы эта модель точно отражала реальное функционирование системы, собрания представителей и их различные комитеты были бы важнейшими органами в политической системе Китая. Тем не менее на самом деле это не так.

Структура органов власти

Председатель, являющийся главой государства, и вице-президент КНР избираются Собранием представителей сроком на 5 лет. Вице-президент помогает в работе Председателя. В случае, если должность последнего становится вакантной, на нее назначается Вице-президент.

Премьер назначается Председателем, и формирует Государственный совет, члены которого, однако, должны быть утверждены ВСНП. Помимо этого, Председатель также назначает 4 вице-премьеров.

Фактические полномочия по принятию решений в Китае находятся в исполнительных органах государства и в КПК. На национальном уровне высшим исполнительным органом правительства является Государственный совет, который возглавляет Премьер. Конституция допускает назначение вице-премьеров, генерального секретаря, неопределенного числа государственных советников, глав министерств и комиссий.

Премьер, вице-премьеры, государственные советники и генеральный секретарь регулярно встречаются в качестве Постоянного комитета, в котором Премьер Госсовета имеет право принимать окончательные решения. Этот Постоянный Комитет Госсовета осуществляет основные повседневные полномочия, и принятые им решения де-факто имеют силу закона.

Хотя это не оговорено в Конституции, каждый вице-премьер и советник берет на себя ответственность за работу одного или нескольких конкретных секторов или вопросов, таких как образование, энергетическая политика или международные отношения. Затем соответствующий лидер поддерживает связь с министерствами и комиссиями Государственного совета, осуществляющими политику в этой области.

Такое разделение ответственности позволяет относительно небольшому органу (Постоянный комитет Государственного совета состоит из менее 20 человек), контролировать и направлять работу огромного числа крупных бюрократических структур. Разумеется, при необходимости Постоянный комитет может напрямую привлекать дополнительных специалистов для своей работы. ВСНП собирается примерно раз в год, в основном для ратификации решений, уже принятых Государственным советом.

Параллельно системе Госсовета находится центральное руководство КПК. Распределение власти между различными органами на вершине КПК (Постоянным комитетом Политбюро, самим Политбюро и Секретариатом) значительно различается — с 1966 года до конца 1970-х годов Секретариат вообще не функционировал. В любом случае существует частичное совпадение членства между высшими органами КПК и Постоянным комитетом Государственного совета. Кроме того, официально вышедшие на пенсию старшие члены партии зачастую сохраняют решающее влияние на принятие решений КПК.

Современные федеративные государства

Роль Коммунистической партии

Правящей партией является Коммунистическая, однако, вопреки расхожему заблуждению, это не единственная партия в стране. Помимо коммунистов, в Китае насчитывается еще 8 немногочисленных демократических партий, каждая из которых имеет свой устав, печатный орган и прочие атрибуты самостоятельности.

Несмотря на то, что правящая Коммунистическая партия на постоянной основе взаимодействует с остальными партиями в форме регулярных консультаций и совещаний, принципиального влияния на политику страны они не имеют. Некоторые члены демократических партий избираются в ВСНП и местные собрания, а иногда даже назначаются на руководящие посты в госорганах, но, как правило, на вторые роли, не выше заместителя.

Согласно китайской Конституции, ВСНП является высшим органом, принимающим решения. Поскольку съезд партии обычно созывается раз в пять лет, Центральный Комитет Коммунистической партии уполномочен действовать, когда Собрание не заседает. Политбюро же может действовать от имени ЦК, когда последний не заседает, а Постоянный комитет (ПК) Политбюро руководит работой Политбюро. Секретариат отвечает за повседневную работу ЦК и Политбюро. Генсек партии председательствует в Секретариате, а также отвечает за созыв заседаний Политбюро и его ПК. Секретариат работает при необходимости через несколько отделов (например, отдел организации или отдел пропаганды) при ЦК.

До 1982 года КПК имела председательство, уникальное среди правящих коммунистических партий. Мао Цзэдун занимал этот пост до своей смерти в 1976 году, а Хуа Гофэн был председателем вплоть до отстранения от должности в 1981 году. Ху Яобан занимал пост председателя партии до тех пор, пока эта должность не была упразднена в 1982 году. Решение переформатировать эту должность стало частью усилий по уменьшению шансов на то, что какой-либо из лидеров снова узурпирует власть над партией, как это сделал Мао. Правительство Китая по-прежнему имеет председательство, но его полномочия сравнительно ограничены.

Распределение власти между ведущими органами КПК, а также между ними и Государственным советом постоянно меняется. ПК Политбюро и Политбюро в целом уполномочены принимать решения по любому вопросу. Секретариат тоже иногда играл чрезвычайно активную роль, встречаясь чаще, чем Политбюро или его Постоянный комитет, и принимал много важных решений от своего имени. Точно так же Государственный совет принял много важных решений, но строго по усмотрению руководства КПК.

Теоретически, КПК устанавливает основные направления политики и широко контролирует их реализацию. КПК также берет на себя основную ответственность за привитие «правильных ценностей» населению. Правительство, согласно теории, несет ответственность за проведение политики КПК, принимая необходимые решения по мере возникновения вопросов.

Конечно, такое четкое разделение труда быстро размывается по ряду причин. Так, например, лишь с конца 1970-х годов были предприняты согласованные усилия для назначения разных людей на ключевые руководящие должности в КПК и правительстве. До этого времени один и тот же человек возглавлял и комитет КПК, и правительственный орган, отвечающий за любую область. На высшем уровне премьер-министр правительства и председатель партии продолжают заседать в Политбюро КПК.

§ 4. Предметы ведения Российской Федерации

Предметы ведения Российской Федерации, определенные в ст. 71 Конституции, можно разделить на несколько сфер (областей).

1. В области государственного строительства к предметам ведения Российской Федерации относятся:

  • принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
  • федеративное устройство и территория Российской Федерации;
  • установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития Российской Федерации;
  • федеральная государственная служба.

2. В области прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств в ведении Российской Федерации находятся:

  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • гражданство в Российской Федерации;
  • регулирование и защита прав национальных меньшинств.

3. В области экономического и социально-культурного развития к ведению Российской Федерации относятся:

  • федеральная государственная собственность и управление ею;
  • определение основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального, культурного развития Российской Федерации;
  • установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
  • федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
  • федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.

4. В области внешней политики и обороны ведению Российской Федерации подлежат:

  • внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
  • внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
  • оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
  • определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

5. В области правового развития и правоохранительных органов в ведении Российской Федерации находятся:

  • судоустройство; прокуратура;
  • уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство;
  • амнистия и помилование;
  • гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;
  • правовое регулирование интеллектуальной собственности;
  • федеральное коллизионное право.

6. В области метеорологии, статистики и учета к ведению Российской Федерации относятся:

  • метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;
  • геодезия и картография;
  • наименования географических объектов;
  • официальный статистический и бухгалтерский учет.

7. Российская Федерация устанавливает государственные награды и почетные звания Российской Федерации.

В пределах ведения Российской Федерации федеральные органы государственной власти не вправе передавать, делегировать осуществление части своих полномочий органам государственной власти субъектов Федерации. Это, по существу, исключительные полномочия, вопросы исключительного ведения Российской Федерации.

По предметам исключительного ведения принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 76).

Помимо положений ст. 71 в Конституции содержатся и другие прямые или косвенные указания на предметы ведения Российской Федерации. Это регулирование вопросов, связанных с запретом установления препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74), регламентация вопросов денежной эмиссии и денежного обращения, налоговой политики (ст. 75), участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях (ст. 79).

Китай унитарное государство с более чем миллиардным

Список унитарных и федеративных государств насчитывает 199 позиций (171 и 28 соответственно), но под влиянием политических и экономических кризисов последних лет в этом перечне возможны скорые изменения. Как выглядели звезды Голливуда в самом начале своей карьеры: 27 поразительных фото Сегодня их знают миллионы, многие завидуют их успеху, красоте и богатству.

Инфо

Но кто знает, с чего начинали путь самые успешные люди современности? Предс… Женские вопросы 13 детей, которые получили всемирную известность благодаря своей красоте Красота субъективна и часто становится предметом споров.

Некоторые считают стандартами красоты здоровый румянец и полные чувственные губы; другие сход… Дети Никогда не делайте этого в церкви! Если вы не уверены относительно того, правильно ведете себя в церкви или нет, то, вероятно, поступаете все же не так, как положено.

Правовая система

Правовая система Китая отличается от сформировавшихся порядков других стран. В первую очередь это объясняется Конфуцианством, древним учением, которое заложило основу менталитета народа Поднебесной. Великий философ призывал не наказывать народ, не принуждать. Наказывал руководить, основываясь на гуманности. Он считал, что каждый человек способен осознать свои ошибки, если ему объяснить и подробно растолковать то, что от него требуется. Только если и тогда он отказывается повиноваться и действует вопреки государству, прибегать к наказанию. Поэтому гуманность, человеколюбие лежало в основе отношений между людьми.

Правовая система основывалась не столько на законодательных актах, сколько на интуитивном общении. Сейчас система совершенствуется:

  • Становится более логичной и регламентированной соответствующими документами, восполняя пробелы
  • Высшая власть делегирует полномочия местным органам самоуправления, позволяя создавать нормативные акты, регулирующие отношения

Китайцы же продолжают считать, что законы, необходимые для воздействия на правовые отношения, не нужны им. Они необходимы только преступникам и приезжим, далёким от норм морали, незнакомым с традициями великой цивилизации. Такое понимание правовой системы сочетается с действующими нормативно-правовыми актами, исполнение которых обязательно. Государство следит за неукоснительным соблюдением общих для всех законов.

Виды федераций

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

  • Симметричные
  • Асимметричные

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).

По особенностям формирования федерации выделяют:

  • территориальные
  • национальные
  • смешанные (комбинированные)

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например, США, Германия), в национальных — по национальному признаку (например, бывшие федерации Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например, Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:

  • договорные
  • конституционные

Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например, Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации образуются путём заключения договора между независимыми государствами, существовавшими самостоятельно, но осознавшими необходимость государственного объединения для совместного регулирования общих интересов.

По степени централизации:

  • централизованные (Аргентина, Германия, Россия)
  • децентрализованные (Швейцария)

Форма правления

По форме правления Китай является однопартийной парламентской республикой. Главная политическая сила в стране — Коммунистическая партия Китая. Конституция декларирует, что государство представляет собой демократическую диктатуру народа, которая осуществляется рабочим классом.

Государственный язык

Официальным государственным языком является китайский, а в пределах автономий — языки других народов. Относится к сино-тибетской языковой семье, первоначально его носителем была этническая группа Хань. Представляет собой совокупность заметно отличающихся друг от друга диалектов, однако еще в первом десятилетии двадцатого века началась постепенная универсализация языка, что привело к созданию стандартов на основе северной группы диалектов. Устный стандарт называется путунхуа, письменный — байхуа, который лежит в основе современного литературного языка Китая. В мире насчитывается около 1,3 млрд человек, говорящих на китайском, он также является одним из шести официальных языков Организации Объединенных Наций.

Внутренняя политика

Основным направлением внутренней политики государства является обеспечение стабильного уровня жизни населения и дальнейшее повышение его благосостояния. Суть совершенствования государственной системы управления заключается в укреплении власти закона, повышении роли законодательных органов различных уровней, уменьшение роли административного аппарата в экономической жизни, борьба с коррупцией.

Власти исходят из того, что социалистический выбор не противоречит использованию инструментов рыночной экономики и активную интеграцию в общемировой рынок. Деятельность правительства в сфере экономики направлена на либерализацию путем снижения налогов для среднего и малого бизнеса, так, например, в ноябре 2018 года были практически отменены налоги для частных предпринимателей.

Социальная сфера характеризуется стремлением уменьшить разрыв между богатыми и бедными слоями населения, сокращением количества трущоб: в том же 2018 году было выделено около 200 млрд долларов из государственного бюджета на эти цели. Приоритетной целью является проведение пенсионной реформы, которая сгладила бы в разы отличающиеся пособия городских граждан и жителей сельской местности.

В целом, государство работает над созданием качественной социальной поддержки остро нуждающихся в ней слоев населения

Особое внимание уделяется науке и развитию всех ее значимых направлений. Важна и культурная составляющая, цель которой построение гармоничного духовного общества, опирающегося на идеи коммунистической партии и патриотизма

Международные отношения

За последние двадцать лет роль КНР на внешней арене значительно возросла, некоторые исследователи склонны считать, что государство способно стать новым мировым лидером, упразднив однополярную систему международных отношений.

Само государство позиционирует основы внешнеполитической деятельности как обеспечение суверенитета и территориальной целостности, создания благоприятных условий для внутреннего роста, а также принципа невмешательства в дела третьих стран. Главенствует концепция мирного пути развития, рассмотрение близлежащих стран как добрососедствующих партнеров.

Первостепенной задачей считается воссоединение с Тайванем, который до сих пор не признает принцип существование одного Китая. Китай состоит в Организации Объединенных Наций с момента ее создания, являясь также постоянным членом Совета Безопасности ООН.

Государство состоит в таких глобальных организациях, как:

  • Всемирная организация здравоохранения,
  • Всемирная организация по охране интеллектуальной собственности,
  • Всемирная торговая организация,
  • Международная организация гражданской авиации,
  • Международное агентство по атомной энергии,
  • Всемирный почтовый союз,
  • Международный валютный фонд,
  • Международный фонд сельскохозяйственного развития.

Большое внимание уделяется региональному сотрудничеству. КНР является членом в следующих организациях:

КНР является членом в следующих организациях:

  • Шанхайская организация сотрудничества,
  • Ассоциация государств Юго-Восточной Азии,
  • Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество,
  • форум сотрудничества Китай-Африка.

Значимый статус позволяет Китаю быть наблюдателем в ряде международных организаций.

Вот они:

  • Латиноамериканская ассоциация интеграции,
  • Международная организация по вопросам миграции,
  • Международное Общество Красного Креста и Красного Полумесяца.

«Мягкая федерация»

События коммунистической эры

После того, как китайские коммунисты установили китайскую советскую республику в Цзянси, они нацелились на политическую систему, смоделированную после республик союза Советского Союза. Согласно их планам, Китай должен был быть советской федеративной республикой с несколькими автономными республиками (такими как Монголия, Туркестан и Тибет). Во время периода Великого похода они установили небольшую автономную республику для тибетцев в Сычуани. В Шэньси, однако, они изменили свою политику национальности, оставив их план установить автономные республики (как в Советском Союзе) в пользу автономных областей. Первым из них, чтобы быть созданным была Внутренняя Монголия в 1947.

Когда Китайская Народная Республика была основана в 1949, она была разделена на шесть полуавтономных больших административных областей. Центральное правительство было передано от Народного правительства Северного Китая и просто управляло северным Китаем и Внутренней Монголией. У других больших административных областей было больше автономии. Эта автономия закончилась полностью к 1954.

Позже, некоторые экономисты утверждали, что во время процесса китайской экономической реформы, которую Народная республика развила в фактическую федерацию, в которой у областей есть широкое усмотрение, чтобы осуществить стратегические цели, которые установлены центральным правительством СТРОИТЕЛЬСТВА ИЗ СБОРНОГО ЖЕЛЕЗОБЕТОНА и в котором области и окрестности активно конкурируют друг с другом, чтобы продвинуться экономно. Согласно исследованию 2004 года, проводимому Филиалом Zhiyue, Председатель Отдела международных исследований в Колледже Рыбака Св. Иоанна, у провинциальных властей есть большая установленная власть, чем центральные учреждения. Филиал пришел к заключению, что после 16-го Партийного Конгресса, из-за передач персонала между областями и центром, центральные власти появились более влиятельные, но все еще стеснялись outpowering провинциальные власти на его счете индекса власти.

Параллельная структура

Несмотря на свои размеры, Китайская Народная Республика организована по унитарным, а не федеративным принципам. И правительство и Коммунистическая партия Китая (КПК) действуют сверху вниз, присваивая «Центру» все полномочия. Чтобы управлять страной, правительство и КПК создали примерно параллельные национальные бюрократические структуры, простирающиеся от Пекина до местного уровня.

Этим структурам помогают различные «массовые организации» — например, профсоюзы, молодежные лиги, женские ассоциации, писательские и другие профессиональные ассоциации, охватывающие ключевые слои населения. Такие организации, с их чрезвычайно большим количеством членов, обычно служат линиями передачи информации и единообразного осуществления политики. В Китае не разрешается функционировать добровольным ассоциациям, которые полностью независимы от КПК и руководства правительства.

КПК и правительственная бюрократия организованы по территориальному и функциональному принципу. Территориальная организация базируется на нескольких административных подразделениях, и каждое из них возглавляет комитет КПК и «народное правительство».

Эти территориальные подразделения включают национальный уровень в Пекине (Центр), 33 подразделения провинциального уровня (4 города прямого управления, 5 автономных районов, специальные административные районы Гонконг и Макао, 22 провинции, за исключением Тайваня), около 330 префектурных органов, более 2850 субъектов округа, а также многочисленные города, поселки и деревни. Некоторые крупные города подразделяются на городские округа. Такая территориальная основа организации предназначена для координации и согласованности с многочисленными политиками центра, способных повлиять на любой регион.

Функциональную политическую организацию со стороны правительства возглавляют министерства и комиссии при Государственном совете, а со стороны КПК отделы ЦК. Эти функциональные органы центрального уровня располагаются поверх иерархий подчиненных подразделений, несущих ответственность за рассматриваемый сектор или проблемную область. Подчиненные функциональные единицы, как правило, прикрепляются к каждому из территориальных органов.

Столь сложная структура предназначена для координации национальной политики (например, в отношении металлургической промышленности), обеспечения некоторой координации политики на территориальной основе и позволяет КПК сохранять контроль над правительством на всех уровнях национальной иерархии.

Одним из непреднамеренных результатов такого организационного подхода явилось то, что в Китае на сегодняшний день работают более 10 миллионов чиновников — количество, превышающее население многих стран мира.

В начале-середине 1950-х годов правительственные функциональные министерства и комиссии центра были особенно сильны. «Большой скачок» начавшийся в 1958 году, сместил власть в сторону провинциальных и нижестоящих территориальных органов КПК. Во времена Культурной революции, начиная с 1966 года, большая часть политической системы настолько разрушилась, что пришлось прибегнуть к помощи Народно-освободительной армии (НОАК). Однако вмешательство НОАК в политическое противостояние еще более дестабилизировало и запутывало ситуацию на протяжении большей части 1970-х годов.

С тех пор основной упор делался на менее детальный надзор со стороны КПК за правительством и большую децентрализацию государственной власти, где это возможно. Но разделение власти между КПК и правительством, а также между территориальными и функциональными органами остается в состоянии постоянного изменения, о чем свидетельствует тенденция к централизации в конце 1980-х годов и последующие усилия по децентрализации с конца 1990-х годов. Коммунистическая политическая система Китая все еще недостаточно институционализирована, чтобы распределение власти было фиксированным и предсказуемым.

Административно-территориальное устройство КНР

Нормоминимум№1. Политико-территориальное устройство КНР.

Административно-территориальное устройство КНР.

Реформа административно-территориального устройства КНР

Административно-территориальное устройство КНР

В Китае понятия «политико-территориальное устройство» и «административно-территориальное устройство» — синонимы, ибо территориальная автономия в любой форме там отсут­ствует, как, впрочем, и любая другая автономия, хотя о на­циональной автономии в Конституции говорится. В действитель­ности не существует и ее, так как в условиях тоталитарного политического режима, что бы ни было написано в норматив­ных актах, автономия противосистемна.

Китай — унитарное государство с более чем миллиардным многонациональным населением. В Китае согласно ст. 30 Кон­ституции действует трехзвенная система административно-тер­риториального деления: 1) к верхнему звену относятся провин­ции, автономные области* и города центрального подчинения; 2) провинции и автономные области делятся на автономные ок­руга, уезды, автономные уезды и города, образующие среднее звено; 3) наконец, уезды и автономные уезды делятся на воло­сти, национальные волости и поселки, составляющие нижнее звено. Города центрального подчинения и сравнительно круп­ные города делятся на районы и уезды, а автономные округа — на уезды, автономные уезды и города. Получается, что авто­номные округа — это как бы верхняя часть среднего уровня. Автономные области, автономные округа и автономные уезды именуются собирательно — районы национальной автономии.

*В нашей литературе соответствующий китайский термин нередко пе­реводится «автономные районы». Учитывая размеры данной территори­альной единицы, полагаем, что перевод «автономные области» более адекватен.

В Конституции перечислены только эти территориальные образования. Однако специальными законами предусмотрены также особые административные районы и свободные эконо­мические зоны.

Особые административные районы — это бывшие коло­ниальные владения Аомынь (Макао) и Сянган (Гонконг), воз­вращенные Китаю соответственно Португалией и Великобрианией. Свободные экономические зоны — территориальные единицы со специальным таможенным режимом. Подробнее их статус рассматривается ниже, в п. 4 и 5 настоящего параграфа.

Вследствие многочисленного населения и обширной занимаемой площади административное деление Китая с древних времён было многоуровневым. В конституции Китайской Народной Республике де-юре предусмотрено трёхступенчатое административное деление: провинции (автономные районы, города центрального подчинения), уезды и волости. Однако де-факто в материковом Китае насчитывается пять уровней местного самоуправления: провинция, округ, уезд, волость и деревня. Административное деление Китайской Республики, как называет себя правительство Тайваня, схоже с делением КНР, однако в нём фактически упразднено деление на провинции и отсутствуют округа (см. подробнее административное деление Китайской Республики).

Помимо административной роли, провинции наделены культурными признаками, и жителей определённой провинции принято наделять чертами в рамках соответствующего стереотипа. Большинство современных границ между провинциями было определёно ещё при династии Мин. С тех пор серьёзные изменения претерпело лишь административное деление на Северо-Востоке. Кроме того после прихода к власти коммунистов, следовавших советской теории национальных автономий, в Китае были учреждены автономные районы.

В конституции КНР предусмотрено трёхступенчатое административное деление: провинция, уезд (город), волость (поселок). Однако в реальности существуют ещё два уровня: округ (между провинцией и уездом) и деревня (ниже волости). Долгое время существовал также шестой уровень — районы уездного подчинения (县辖区 сяньсяцюй), но в последнее время почти все они были упразднены (в 2004 году их оставалось 20 по всему Китаю).

Город (посёлок) в Китае может находиться на любом из этих уровней, и приравнивается в иерархии соответственно провинции, округу, уезду или волости. Городскому муниципалитету подчинена определённая территория, обычно значительно выходящая за городскую черту, внутри этой территории могут быть также подчинённые единицы — уезды и волости. По этой причине население собственно города трудно оценить — статистика обычно приводит население всей территории, подчинённой городскому муниципалитету, которая нередко во много раз превышает население города в рамках городской черты.

Каждый из уровней соответствует определённому чиновничьему рангу

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Почему создаются федеративные государства

Федеративные государства, существовавшие в прошлом

Форма правления

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий