Великая китайская стена: история и интересные факты символа китая

Где находится Великая Китайская Стена

Осмотр одной из популярнейших достопримечательностей Поднебесной означает, что вы посетите какой-нибудь участок из тысяч мест, которые открыты для туристов. Есть возможность ознакомиться и с закрытыми местностями, но это уже будет сложнее сделать. В основном посещают участок Бадалин. Великая Китайская Стена располагается в северном Китае, а в участке Бадалин проходит возле Пекина.
Добраться до Китайской Стены и до самого популярного места Бадалина проще, чем к другим зонам. Просто сюда можно доехать разными видами транспорта.

Такси

Естественно, такая дорога обойдется дорого, а без умения торговаться и изъясняться на китайском выйдет еще дороже. В хороший день стоимость достигнет 500 юаней, а в худшем случае могут запросить и 1000 юаней (почти 150$). Да, и такси это же слишком легко для тру-путешественника

Электричка

Простой и бюджетный вариант, но с большим “но” — очень длинные очереди. Люди занимают очередь не только за билетом, но и для того, что потом попасть в вагон. На вокзалах людно в любое время суток. Но если вы решились воспользоваться железнодорожными услугами, то поезд до Бадалина идет с Северного вокзала в Пекине (у таких учреждений адрес состоит из названия улицы и района). Проще всего доехать до вокзала подземным транспортом. Необходимо найти станцию Xi Zhi Men (西直门), которая расположена на второй кольцевой ветке.

Удобнее всего выйти на А1 или Е2. Если станция метрополитена вокзальная, то обычно повсюду натыканы указатели, по которым тяжело заблудиться. Расписание пригородного транспорта висит на стене. Нужно выбрать поезд, запомнить номер и идти в кассу за билетом. Чтобы купить билет, держите при себе загранпаспорт и наличные.

Знаете ли Вы? Многие участки Стены почти разрушены. В 70-е годы прошлого столетия сооружение считалось символом деспотизма. Власти даже рекомендовали людям брать из стен кирпичи и камни для собственных нужд.

Еще одна трудность этого варианта — очень мало кассиров хоть немного владеют английским языком. Если вы не говорите на китайском, то лучше записать номер поезда и показать кассиру название места, куда вы направляетесь. Подойдет и латиница Badaling или же напишите китайское название города 八达岭站. В основном это электрички под номером S2XX, то есть S203, S205, S2045 и другие. Дорога займет около 1,5 часа. Цена проезда около доллара — всего 6 юаней. И важный момент — если вы приверженец чистоты и аккуратности во всем, то путешествовать китайскими электричками не для вас.

Автобус

Следует найти станцию метро Jishuitan (积水潭) на второй ветке. Нужно выйти на B2. В месте, где стоят автобусы до Бадалина, будет указатель. Необходимо отыскать автобус № 877 или № 919. На самом транспорте написаны следующие иероглифы 八达岭长城. Удобнее добираться автобусом № 877, поскольку конечная остановка у Великой Китайской Стены. А вот № 919 тоже идет к нужному пункту назначения, но его маршрут длиннее, поэтому нужно хорошо наблюдать за дорогой, чтобы не пропустить свою остановку. Будьте бдительны: еще есть автобус № 919 快, который вообще идет в другую сторону.

Транспорт ходит каждые 15-20 минут. Из столицы рейсы идут с шести утра до полудня и обратно с пол одиннадцатого до пяти вечера. Зачастую надписи продублированы и на английском. Лучше задавать дополнительные вопросы в справочном бюро, а не у людей на улицах. Дело в том, что вы можете попасться на таксистов или их коллег, которые скажут, что автобусы не ходят, а они готовы отвезти вас к месту за баснословные суммы.

Только следите, чтобы пришел крупный автобус, а не тесная маршрутка. Дорога займет почти 1,5 часа. Цена билета около 12 юаней. В любом случае это будет удобнее электрички и выгоднее такси: 4 юаня на метро и 24 юаня на автобус (цены в две стороны) — выходит только 28 юаней или 4 доллара.

Экскурсия

Есть вариант присоединиться к экскурсионной группе. Транспорт отходит с площади Тяньаньмэнь. В подобную программу зачастую включают и сувенирные лавки. Такие визиты отнимут лишние пару часов и несколько сотен юаней. Если вы не хотите ходить за кем-то гуськом, а свободно гулять, то лучше воспользоваться другим вариантом. Крупнейший архитектурный памятник можно посмотреть и на карте по координатам 40°25′ с. ш. 116°05′ в. д.

Как только вы окажетесь в Бадалине, то дальше идите туда, куда движется основная масса людей. Эта толпа наверняка идет в нужное место — к Великой Китайской Стене. Но если вы сомневаетесь, то спросите у идущих рядом иностранцев.

Описание

Проходит по северному Китаю на протяжении 8851,9 км, а на участке Бадалин проходит в непосредственной близости от Пекина (это длина последнего сооружения эпохи Минской династии, причём сюда входят 6259 км собственно стен, 359 км рвов, 2232 км естественных защитных рубежей в виде холмов и рек).
Длина стены со всеми ответвлениями составляет 21 196 километров.

Толщина Великой стены в основном около 5-8 метров, а высота чаще всего около 6-7 метров (на некоторых участках высота достигает 10 метров)[источник не указан 680 дней].

Стена идёт вдоль горной цепи Иньшань, огибая все отроги, преодолевая как высокие подъёмы, так и весьма значительные ущелья.

На протяжении многих столетий, стена меняла названия. Изначально называлась «Барьером», «Разгулом» или «Крепостью», позднее стена обрела более поэтичные названия, такие, как «Пурпурная граница» и «Земля драконов». Только в конце XIX века она получила название, которое известно нам и по сей день.

История создания Великой Китайской стены

В Северном Китае еще в 3 веке до нашей эры часто случались столкновения китайского народа с хунну. Этот исторический период был назван «эпохой Воюющих Царств».

Тогда же и началось строительство Великой Китайской стены. Главная роль, которую отвели каменной конструкции, заключалась в том, что она должна была обозначить границы Китайской Империи, и объединить разрозненные провинции и области в единую территорию.

В центре китайских равнин то и дело возникали новые торговые пункты и города. И враждующие между собой и с другими соседние народы грабили и разоряли их с завидной регулярностью. В постройке стены властители той эпохи видели решение этой проблемы.

Во время правления императора Цинь Шихуанди из династии Цинь было решено бросить все силы на продолжение строительства стены. В этом масштабном историческом проекте участвовала большая часть населения, и даже армия императора.

Строили Китайскую стену во время правления данного императора 10 лет. Рабы, крестьяне, люди со средним достатком положили свои жизни, чтобы возвести конструкцию из глины и камня. Сами работы по возведению были осложнены отсутствием подъездов и дорог к некоторым участкам строительства. Люди испытывали нехватку в питьевой воде и еде, умирали от эпидемий без врачей и лекарей. Но строительные работы не прекращались.

Сначала стена строилась силами 300 тысяч человек. Но под конец ее возведения число работников достигло 2-х миллионов. Вокруг Китайской стены ходило много легенд и сказаний. Однажды императору Цинь донесли, что строительство стены прекратится после смерти человека по имени Вано. Император приказал отыскать такого, и убить его. Бедный работник был замурован в основание стены. Но строительство продолжалось еще очень долго.

Китайская стена делит Китай на юг фермеров и север кочевых народов. Во времена правления династии Мин стену укрепляли кирпичом, и возводили на ней сторожевые башни. При императоре Ваньли многие части стены перестраивались или строились заново. В народе эту стену люди именовали «земляным драконом». Потому что ее основания были высокими земляными насыпями. И ее цвета соответствовали такому названию.

Великая Китайская стена начинается в городе Шанхай-гуань, один из ее участков проходит рядом с Пекином, и заканчивается в городе Цзяюй-гуань. Данная стена в Китае является не только национальным достоянием, но и настоящим кладбищем. Кости закопанных там людей находят и сегодня.

Как оборонное сооружение эта стена показала себя не с лучшей стороны. Пустые ее участки не могли остановить врага. А для тех мест, которые охраняли люди, ее высоты не хватало, чтобы качественно отбивать атаки. Ее небольшая высота не могла полноценно защитить местность от варварских набегов. Да и ширины конструкции явно не хватало, чтобы разместить на ней достаточное количество воинов, способных полноценно сражаться.

Бессмысленная для обороны, но полезная для торговли стена все же продолжала строиться. Для ее возведения люди насильно уводились на работу. Разбивались семьи, мужчины теряли жен и детей, а матери сыновей. На стену могли отправить за малейшую провинность. Чтобы набрать туда людей проводились специальные призывы, подобные тому, как набирают воинов для армии. Люди роптали, иногда организовывались бунты, которые подавлялись армией императора. Последний бунт стал последним. Ведь после него правлению династии Мин пришел конец, и стройка остановилась.

Нынешнее правительство Китая ввело ряд штрафов за порчу достопримечательности. Это пришлось сделать из-за того, что многие туристы стремились увезти с собой кусочек Китайской стены. И естественные процессы ее разрушения только ускорялись от таких варварских действий. Хотя в 70-е годы стену предлагалось разрушать намеренно. Из-за сложившегося тогда политического мировоззрения, стена воспринималась, как пережиток прошлого.

Почему разрушается наследие предков?

На протяжении трех императорских «царств» подряд Китайская стена строилась и неоднократно перестраивалась. Ее возводили при правлении династий Цинь, Хань и Мин. Каждая династия привносила что-то новое в облик сооружения, предавая возведению конструкции новый смысл. Строительство завершилось в эпоху правления Мин. Возведение стены послужило одним из поводов к масштабному восстанию, в ходе которого последний представитель династии был свергнут с трона.

На сегодняшний день, даже современные строительные технологии и инновации не могут остановить разрушение огромного сооружения. Некоторые участки стены обваливаются сами из-за воздействия ливней, солнца, ветров и времени.

Другие же разбирают местные жители, чтобы использовать материалы для строительства деревень. Наносят урон стене и туристы. Нередко встречаются отрезки стены, изрисованные граффити. Из сооружения вытаскиваются камни и другие части.

Кроме того, некоторые отрезки Великой Китайской стены находятся так далеко от городов и населенных пунктов, что следить за их состоянием просто некому. Да и затратное для экономики дело никак не вписывается в современный китайский бюджет.

Великая стена производит впечатление органично вписанного в ландшафт сооружения. Она как бы сливается с деревьями, холмами и степями вокруг, никак не нарушая красоту мест, где она пролегает. Ее краски – это оттенки земляные и песчаные оттенки. Если смотреть со стороны, то создается впечатление, что сооружение, как хамелеон, подстраивается под все оттенки зелени вокруг, и растворяется среди древесных палитр местной растительности.

Эта достопримечательность имеет множество каналов и ответвлений. Ее история полна тайн, трагедий и загадок. А сама конструкция не отличается инженерными изысками. Но тот смысл, который заложен в этот символ сегодня, позволяет сказать, что китайский народ не знает себе равных в труде и упорстве. Ведь для возведения данного сооружения понадобились тысячелетия и миллионы человеческих рук, возводящих стену камень за камнем.

Мероприятия по сохранению стены

Время не щадило этот уникальный архитектурный объект, который многие называют восьмым чудом света. Правители китайских царств делали всё от них зависящее, чтобы противодействовать разрушению. Однако с 1644 по 1911 год – период маньчжурской династии Цин – Великая стена была практически заброшена и подверглась еще большему разрушению. В порядке поддерживался лишь участок Бадалин, и то потому, что он находился около Пекина и считался «парадными воротами» в столицу. История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, но если бы не предательство полководца У Саньгуя, открывшего маньчжурам ворота Шаньхайгуаньской заставы и пропустившего врага, династия Мин не пала бы, и отношение к стене сохранилось бы прежнее – бережное.

Работы по восстановлению стеныВорота Шаньхайгуаньской заставы

Дэн Сяопин, основоположник экономических реформ в КНР, большое внимание уделял и сохранению исторического наследия страны. Именно он выступил инициатором реставрации Великой Китайской стены, программа которой стартовала в 1984 году

Она финансировалась из самых разных источников, в том числе из средств иностранных бизнес-структур и пожертвований частных лиц. Для сбора денег в конце 80-х в столице Поднебесной даже прошел аукцион искусства, ход которого широко освещался не только в самой стране, но и ведущими телекомпаниями Парижа, Лондона и Нью-Йорка. На вырученные средства была проведена большая работа, но отдаленные от туристических центров участки стены по-прежнему находятся в плачевном состоянии.

Длина, ширина и высота стены

За весь период строительства укрепления и размеры стены на разных участках отличались. Это зависело от ландшафта и методики строительства. В среднем высота укрепления достигала 7,5 метров, с прямоугольными зубцами – до 9 метров. Ширина в основании составляла 5,5 метров, в верхней части – 4,5 метра. На верхней площадке укрепления свободно могут поместиться пять всадников на лошадях. По всей длине укрепления были расположены сторожевые башни на расстоянии двести метров друг от друга, как раз на дальность полета стрелы. С их помощью можно было быстро предупредить всех о надвигающейся опасности. Также присутствовали сторожевые вышки, башни с бойницами и двенадцать ворот.

По одним источникам общая длина укрепления составляет 4 тыс. км. Согласно другим источникам длина достигает 6 тыс. км. Между конечными точками оборонительного укрепления можно провести прямую линию длиной 2450 км. Обязательно нужно учитывать тот факт, что укрепление нигде не идет по прямой линии, оно постоянно поворачивает и изгибается. Внутреннюю часть стены защищает барьер высотой около метра. В прошлом в данном барьере были расположены водостоки.

Период Вёсен и Осеней

Принято считать, что первые части Великой Китайской стены были построены в Период Вёсен и Осеней (770 г. до н. э. – 476 г. до н. э.). В то время восточная и центральная части современного Китая представляли собой владения многих маленьких государств и княжеств.

Эти государства находились под управлением западной династии Чжоу (1045 г. до н. э. — 256 г. до н. э.). В них действовала феодальная система правления. Чтобы защитить эти государства от потенциальной угрозы с севера, их правители решили построить высокие стены. Эти стены, построенные независимо друг от друга вдоль границ, не были соединены. Это было похоже на Великую китайскую стену, однако масштаб этих сооружений был, конечно, гораздо меньшим.

Легенды о стене

Во время строительства стены было загублено много жизней и сил простых людей, поэтому вокруг данного сооружения возникали легенды, с одной из них мы сейчас вас познакомим. Когда-то рядом со стеной существовала деревня, и в ней по соседству жили две семьи. Они жили дружно и мирно, но у обеих семей не было детей. Они очень расстраивались по этому поводу, но все же продолжали жить в мире и согласии. Однажды одна семья посадила на огороде тыкву, которая выросла до огромных размеров и доставала до забора соседей. Соседи договорились, что когда тыква созреет, то они поделят ее пополам.

Когда пришло время собирать урожай, люди разрезали тыкву, и увидели, что внутри ее находилась маленькая девочка. Они назвали ее Мэн Цзяннуй, и стали вместе воспитывать. Когда девочка выросла, она стала настоящей красавицей. Однажды, когда девушка сидела в доме и училась, она увидела, что в ее дворе кто-то прячется. Девушка позвала родителей и они вышли во двор и обнаружили, что там прятался красивый юноша. Как выяснилось, он прятался от солдат императора, которые хотели забрать его на принудительное строительство стены.

Молодые люди влюбились друг в друга, и им разрешили пожениться. Во время свадьбы во двор нагрянули солдаты и забрали юношу на строительство оборонной конструкции. На протяжении пяти лет девушка ждала возвращения своего мужа, а по истечении данного срока отправилась на его поиски. Она долго шла к стене, а когда добралась до места назначения, то начала спрашивать у людей, не знают ли они ее мужа Фань Силяна. Кто-то из работников сказал, что он погиб от тяжелого непосильного труда, и показал ей место в стене, куда было замуровано тело. Девушка так сильно плакала, что от ее рыдания и слез участок стены рухнул. Когда конструкция обрушилась, то она увидела множество трупов замурованных в стену, в том числе и тело мужа.

Громкий плач услышал император, и приказал привести к нему девушку. Когда он увидел ее, то был поражен ее красотой и влюбился. По приказу императора Мэн Цзяннуй стала его наложницей. Но перед тем, как перейти в гарем, женщина выдвинула несколько условий правителю, на которые он сразу дал согласие. Одним из условий было отправиться в трехдневное плаванье в море на лодке. Во время путешествия девушка выбросилась в море и утонула.

Как видите, легенда гласит о верности и преданности. Посетите самую главную достопримечательность Китая, и получите массу удовольствия.

Примечания

  1. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Том 1 «Архитектура древнего мира». 1970 год. Стр.424
  2. Пашутин Виталий. Интересные факты китайской истории и культуры. — Южно-Сахалинск, 1991. — С. 15.
  3. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Том 1 «Архитектура древнего мира». 1970 год. Стр.427
  4. Жани Саме. Высокая мода = Chere Haute Couture / пер. с фр.. — СПб.: «Азбука-классика», 2010. — 320 с. — 15 000 экз. — ISBN 978-5-9985-0867-7.
  5. Власть, № 9 , 05.03.2012
  6. The Family Memoirs of the Rev. William Stukeley (1887) Vol. 3, p. 142. (1754).
  7. Norman, Henry, The Peoples and Politics of the Far East, p. 215. (1895).

Сложности строительства

Защитная функция стены

Туры на Великую Китайскую стену:

Если Вам интересна история и впечатляющие виды Китайской стены — приезжайте и прогуляйтесь по этому бесспорно самому узнаваемому символу Китая! На сегодняшний день сохранилось несколько сотен километров оригинальной постройки.

  • Туры в Пекин — Самое интересное
  • Однодневный тур по Великой Китайской Стене
  • Золотой Треугольник — Пекин, Сиань, Шанхай
  • Туры по Великой Китайской Стене

Не подошёл ни один тур? Давайте вместе составим Вашу идеальную поездку в Китай: для этого отправьте бесплатный запрос, и наши консультанты помогут организовать оптимальный тур, исходя из Ваших пожеланий.

Легенды

По легенде, направление и место постройки стены рабочим указал огромный дракон. Он прошёл вдоль границ страны, а рабочие возвели стену на месте его следов. Некоторые утверждают, что даже сама форма, которую образовала стена, имеет сходство с парящим драконом.

Самой известной легендой является история Мэн Цзян Ну, жены фермера, которого принудили работать на стене во время правления династии Цинь. Когда до женщины дошли печальные вести о том, что во время работ её муж умер и был похоронен в стене, она так горько заплакала, что от её плача рухнула та часть стены, где были спрятаны останки её мужа, давая возможность ей похоронить его нормально. В память об этой истории на стене был установлен памятник.[источник не указан 425 дней]

История строительства

Строительство Великой Китайской стены началось в 3 веке до нашей эры. Историки даже не спорили на тему, кто построил китайскую стену. Эта идея принадлежала императору Цинь Шихуанди. В истории он прославился как жестокий правитель, жаждущий перемен. За время императорства он полностью изменил жизнь своего народа. Особенно это прочувствовали аристократы и князи, у которых император забрал привилегии и подчинил их себе.

Историки утверждают, что первоначальная цель возведения Великой Китайской стены – защита владений императора от набегов кочевых племен. Но исследователи сами себя отрицают, говоря, что тогдашние северные племена не представляли никакой особой опасности императору и его стране. Поэтому защищаться от набегов в такой способ было бессмысленно. И на этой почве историки вывели новую версию: цель такого громадного строительства – обозначить границы Китайской империи, что должно было препятствовать слиянию китайцев с кочевниками.

221 год до нашей эры – 300 тысяч человек прибыло на северную границу Китайской империи. Руководил «парадом» полководец Мэн Тянь. Эти люди получили задание возвести стену из камней и кирпича на том месте, где были земляные валы. Стоит отметить, что большая часть стены проходила в труднодоступных местах, что, понятное дело, утрудняло работу ее строителей. Чтобы держать стройку под контролем, все люди были распределены на 34 базы, вокруг которых со временем появлялись поселки.

Возводить стену начали с башен. Их тогда насчитывалось 25 тысяч. Надо сказать, что они значительно отличались друг от друга, имели разную плотность и размер. Но все подобные сооружения тянули на настоящие фортификационные сооружения. Их средняя длина насчитывала 12 метров.

Расстояние между башнями измеряли «полетами стрелы», которые должны были быть равны двум. Защитные сооружения (башни) были соединенные между собой стеной, высота которой достигала семи метров. Кстати, ширину стенки мерили шеренгой из восьми человек.

Существует очень интересная история, или скорее легенда, о том, как определяли границу Великой стены. Император решил объехать свои владения на коне. Его маршрут и стал границей стены. А места для башен обозначали на участках, где оступался конь правителя.

Под сомнения защитной функции стены ставит и тот факт, что во время ее строительства учитывали особенности местности. Так, например, на севере она отделяет непригодные для жизни горные районы от плодородных земель. По этому поводу ученые высказали свое мнение. По их словам, данное сооружение было предназначено для отделения плодородного юга Китайской империи от кочевого севера.

Стена на костях

До 213 года до нашей эры строителям удалось довести до ума большую часть стены. На подмогу солдатам были привлечены и крестьяне. Большинство простолюдинов не могли долго работать в таких условиях и при таких ударных темпах, и помирали от изнеможения. Что делали с их телами? Их замуровывали в стене.

С тех пор, как историки обнародовали этот исторический факт, появилось много высказываний на эту тему. Некоторые называли Великую Китайскую стену «самым длинным кладбищем мира». Кто-то с укором говорил, что стена построена на человеческих костях. И такие мысли не без оснований: в стене замуровано примерно 400 тысяч китайцев. В то время, народ считал эту громадную стройку большим бедствием. Эти мотивы можно встретить в древнекитайских песнях, сказках и преданиях.

Как бы там не было, что бы не говорили, но даже прозвище «самое длинное кладбище в мире» не сможет отпугнуть туристов, желающих прикоснутся к древней истории, посмотреть на величайшее сооружения китайского народа.

Дальнейшая судьба стены

Дождавшись смерти императора Цинь Шихуанди, в 210 году до нашей эры народ восстал и скинул династию Цинь. Это дало возможность приостановить строительство стены. В судьбе Китайской стены наступил период застоя. Далее история гласит, что не все императоры брались достраивать защитное сооружение. Многие полагали большие надежды на войска, а стеной, как возможностью укрепить границы империи, пренебрегали.

Когда к власти пришел монгольский хан, стену вообще забросили. Ее реставрация началась только в 15 столетии.

Легенды

По легенде, направление и место постройки стены рабочим указал огромный дракон. Он прошёл вдоль границ страны, а рабочие возвели стену на месте его следов. Некоторые утверждают, что даже сама форма, которую образовала стена, имеет сходство с парящим драконом.

Самой известной легендой является история Мэн Цзян Ну, жены фермера, которого принудили работать на стене во время правления династии Цинь. Когда до женщины дошли печальные вести о том, что во время работ её муж умер и был похоронен в стене, она так горько заплакала, что от её плача рухнула та часть стены, где были спрятаны останки её мужа, давая возможность ей похоронить его нормально. В память об этой истории на стене был установлен памятник.[источник не указан 425 дней]

Протяженность и другие размеры Великой Китайской стены

Средняя высота Великой Китайской стены составляет 7,5 метров, высота с зубцами — 9 метров, ширина по гребню — 5,5 метров, а ширина основания — 6,5 метров. В окрестностях Пекина некоторые участки возводились в качестве дороги, так что по стене свободно могут пройти рядом пять лошадей! Полная длина Великой Китайской стены — 21,2 тысячи километров.

Фото:Shinsuke Ikegame / flickr(CC BY 2.0)

Фото:Johannes Plenio / pexels(Pexels License)

Сегодня стена является неотъемлемой частью китайской культуры и давно окутана легендами, мистикой и символизмом. Самая известная легенда о разрушении участка стены связана с именем Мэн Цзяннюй — жены крестьянина, который погиб во время строительства стены. Считается, что женщина плакала так сильно, что от ее рыданий рухнула та часть стены, где были спрятаны останки её мужа, что дало ей возможность похоронить их. Эта легенда получила широкое распространение в учебниках, народных песнях и традиционных операх.

Фото:Su–May / flickr(CC BY 2.0)

Как бы там ни было, Великая Китайская стена является самым протяженным инженерным объектом и одной из самых известных достопримечательностей в мире. Она по праву внесена в список новых семи чудес света и является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История строительства Великой Китайской стены

Примечания

  1. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Том 1 «Архитектура древнего мира». 1970 год. Стр.424
  2. Пашутин Виталий. Интересные факты китайской истории и культуры. — Южно-Сахалинск, 1991. — С. 15.
  3. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Том 1 «Архитектура древнего мира». 1970 год. Стр.427
  4. Жани Саме. Высокая мода = Chere Haute Couture / пер. с фр.. — СПб.: «Азбука-классика», 2010. — 320 с. — 15 000 экз. — ISBN 978-5-9985-0867-7.
  5. Власть, № 9 , 05.03.2012
  6. The Family Memoirs of the Rev. William Stukeley (1887) Vol. 3, p. 142. (1754).
  7. Norman, Henry, The Peoples and Politics of the Far East, p. 215. (1895).

История возведения стены

Первые защитные сооружения уже появлялись на северных границах Китая еще тогда, когда им правили удельные княжества. Некоторые стены были сделаны из глины и не представляли серьезной преграды для варваров.

Она должна была раз и навсегда дать понять кочевым народам, что они не смогут больше совершать разорительные набеги.

Так как стена была военным объектом, постройкой руководил выдающийся полководец Мэн Тянь. При этом в некоторых местах за основу брались ранее существующие стены, их достраивали и соединяли в более длинную.

Основные трудности, с которыми сталкивались китайские архитекторы и простые рабочие во время строительства:

  1. Удаленность от основной инфраструктуры. Не было нормальных дорог для доставки стройматериалов;
  2. Необходимость постоянно задействовать большое число людей. Около 300 тыс. человек неустанно возводили стену. Многим не хватало воды и еды. Поэтому неудивительно, что смертность среди китайских рабочих была высокой. В строительстве использовался рабский труд, но также привлекались солдаты и крестьяне. Иногда проводились массовые мобилизации для создания некоторых участков стен. Это периодически становилось причиной народных волнений;
  3. Сложная местность. Китайская стена далеко не всегда пролегает по равнинам. Строители вынуждены были возводить ее на горных возвышенностях. С высоты птичьего полета кажется, что стена органично вписана в ландшафт, поднимаясь и опускаясь вместе с ним в некоторых местах. Строительство в таких местностях в то время было тяжелым делом.

В последующие века стена постоянно удлинялась и укреплялась. Уже в начале Нашей эры правители династии Хань решили продолжить ее строительство дальше на запад. Были возведены сторожевые башни, которые охраняли не только поселения, но и торговые караваны.

Наибольших успехов в плане модернизации стены Китаю удалось достичь в 5-м веке. Архитекторы достроили и в некоторых местах восстановили порядка 10 тыс. км защитного сооружения. Для этого дела было привлечено еще больше рабочих – 750 тыс.

К сожалению, сегодня туристы могут насладиться лишь малой частью того, что осталось от Китайской стены. Сохранились в основном ее части, возведенные с 14 по 17-й век. Именно тогда для строительства укрепления активно применяли более прочные материалы в виде каменных блоков и кирпичей.

Китайская стена: факты, мифы и поверья

Примечания

  1. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Том 1 «Архитектура древнего мира». 1970 год. Стр.424
  2. Пашутин Виталий. Интересные факты китайской истории и культуры. — Южно-Сахалинск, 1991. — С. 15.
  3. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Том 1 «Архитектура древнего мира». 1970 год. Стр.427
  4. Жани Саме. Высокая мода = Chere Haute Couture / пер. с фр.. — СПб.: «Азбука-классика», 2010. — 320 с. — 15 000 экз. — ISBN 978-5-9985-0867-7.
  5. Власть, № 9 , 05.03.2012
  6. The Family Memoirs of the Rev. William Stukeley (1887) Vol. 3, p. 142. (1754).
  7. Norman, Henry, The Peoples and Politics of the Far East, p. 215. (1895).

История создания Великой Китайской стены

Разрушение и реставрация стены

Фотография Великой Китайской стены 1907 г.

Несмотря на многолетние усилия, стена систематически разрушалась и приходила в упадок. Во времена империи Цин (1644—1911) маньчжуры, преодолев стену с помощью предательства У Саньгуя, после этого относились к стене с пренебрежением.

Невосстановленный участок стены

За три века правления Цин Великая стена почти разрушилась под воздействием времени. Лишь небольшой её участок около Пекина — Бадалин — поддерживался в порядке, он служил своего рода «воротами в столицу». В 1899 году американские газеты пустили слух о том, что стена будет и вовсе снесена, а на её месте будет построено шоссе.

В 1984 году по инициативе Дэн Сяопина стартовала программа по реставрации Великой Китайской стены, финансируемая из средств китайских и зарубежных компаний, а также частных лиц. В конце 1980-х годов в Пекине состоялся крупный аукцион искусства, приуроченный к восстановлению стены и транслировавшийся по телевидению в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Ему предшествовал банкет западных деятелей культуры и китайских высокопоставленных лиц, на котором художник Арман публично разбил скрипку о стену, чтобы из её осколков собрать панно, предназначенное для продажи с аукциона — за что был освистан так, что французской делегации пришлось покинуть зал. Работы Армана на аукционе проигнорировались китайскими покупателями, так что ему пришлось самому их купить, чтобы не уронить свой престиж.

Несмотря на проведённые работы, удалённые от туристических мест остатки стены и сегодня находятся в разрушенном состоянии. Одни участки разрушаются при выборе площадки стены как места для строительства деревень или камня из стены в качестве материала строительства, другие — из-за строительства шоссе, железных дорог и прочих протяжённых искусственных объектов. На некоторые участки вандалы наносят граффити.

Сообщается о том, что 70-километровый отрезок стены в уезде Миньцинь провинции Ганьсу на северо-западе страны подвергается активной эрозии. Причина — интенсивные методы ведения сельского хозяйства в Китае, начиная с 1950-х, которые привели к иссушению подземных вод, а в результате этот регион стал главным источником и центром зарождения мощных песчаных бурь. Более 40 км стены уже исчезло, и лишь 10 км пока стоят на своём месте, высота стены в некоторых местах уменьшилась с пяти до двух метров.

В 2007 году на границе Китая и Монголии Уильямом Линдси был обнаружен значительный отрезок стены, который отнесли к периоду правления династии Хань. В 2012 году поиски дальнейших фрагментов стены экспедицией Уильяма Линдси увенчались открытием уже в Монголии потерянного участка.

В 2012 году отрезок стены протяжённостью 36 метров, расположенный в провинции Хэбэй, развалился из-за проливных дождей. При обрушении никто не пострадал. Произошло это 6 августа, но официальное сообщение появилось только через четыре дня.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий