Кто имеет право голосовать на выборах в рф: основные права граждан

Как можно проголосовать дома, если Вы не можете явиться в помещение для голосования?

В случае, если избиратель не может в день выборов прибыть в помещение для голосования и от него поступило заявление (письменно, устное, в т.ч. по телефону и переданное через других лиц), комиссия должна организовать его голосование на дому.

Заявление (обращение) может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее 16 часов дня. (Форма заявления — см. Приложение 1)

При прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю устное обращение подтверждается письменным заявлением, с указанием причины, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования.

Голосование

Особое место в избирательном процессе занимает голосование.
Его порядок подробно регламентирован законодательством.

     Голосование в Российской Федерации
проводится в один из выходных дней. Само голосование производится путем
нанесения избирателем в бюллетене любого знака в квадрате (квадратах),
относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых
сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов (списков кандидатов)».
Голосование личное; голосование за других лиц не допускается. Избирателю,
который в течение определенного срока до дня выборов включительно будет
отсутствовать по месту своего жительства, предоставляется возможность
проголосовать досрочно. Обеспечивается возможность участвовать в голосовании и
лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не
могут прибыть в помещение для голосования. Для этого в участковых избирательных
комиссиях имеются переносные избирательные ящики; голосование проводится в этом
случае вне помещения для голосования (например, дома у таких избирателей).
Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны
исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, нарушения тайны
голосования, искажения волеизъявления избирателя.

В помещении для голосования избиратели заполняют
избирательные бюллетени в специально оборудованной кабине или комнате, в
которой не допускается присутствие других лиц. Если избиратель не может
самостоятельно заполнить бюллетень, то он вправе воспользоваться для этого
помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии
или наблюдателем.

Избирательный бюллетень должен содержать печать
участковой избирательной комиссии и подписи не менее двух ее членов. При
получении бюллетеня избиратель расписывается в списке избирателей. Заполненные
избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики.

Завершающая стадия выборов – определение их
результатов.
На избирательных участках подсчет голосов осуществляется
членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса.
Подсчитываются поданные избирателями бюллетени, извлеченные из избирательных
ящиков; составляется протокол об итогах голосования. Итоги сообщаются в
вышестоящую комиссию. Определяются результаты выборов соответствующей избирательной
комиссией. Результаты голосования, лица, избранные депутатами, должностными
лицами, определяются в соответствии с правилами пропорциональной
(пропорционально числу полученных голосов) или мажоритарной (по большинству
голосов) избирательных систем. Пропорциональная и мажоритарная избирательные
системы могут использоваться в сочетании, как это имеет место при выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

показать содержание

Абдулаев М.И. Теория государства и права | Зубанова С.Г. Теория государства и права | Кушнир И.В. Теория государства и права | Мелехин А.В. Теория государства и права

Порядок действий для регистрации кандидата в Президенты России

В целом, подать документы на регистрацию себя в качестве кандидата в Президенты РФ может любое лицо, соответствующее вышеозначенным требованиям. Однако прежде чем лицо будет внесено в избирательные списки, следует совершить целый ряд дополнительных действий в соответствии со строгим регламентом действующего законодательства. Порядок действий для регистрации кандидата в Президенты РФ будет следующим:

  1. Необходимо собрать группу из как минимум 500 граждан Российской Федерации, каковые обладают активным избирательным правом для демонстрации поддержки избирателями будущего кандидата.
  2. Следует назначить дату собрания группы избирателей, а также уведомить Центризбирком РФ не позднее, чем за пять дней до даты такового собрания. На собрании должно быть вынесено решение про поддержку самовыдвижения потенциального кандидата, формировании избирательной группы и назначении уполномоченных лиц таковой группы. Протокол собрания и все его решения должны быть зафиксированы в нотариальной форме.
  3. В течение 20 дней с момента объявления и публикации решения про назначение выборов Президента РФ, кандидат должен обратиться в Центризбирком с ходатайством про регистрацию избирательной группы граждан. Кроме этого, в Избирком предоставляются также документы, удостоверяющие личность и гражданство потенциального кандидата, а также решения собрания избирательной группы, заявление самого кандидата о его самовыдвижении, декларация о доходах кандидата и его семейства, декларация об имуществе,
  4. После одобрения регистрации кандидата, он обязан собрать не менее 300 тыс. подписей граждан РФ (для самовыдвиженцев, при выдвижении от партии — 100 тыс. подписей). При этом Центризбирком запрещает предъявлять более 7500 подписей из каждого из конкретных субъектов РФ, а также – более 7500 автографов от граждан РФ, находящихся вне российской территории. Подписные листы производятся исключительно за наличествующие средства избирательного фонда потенциального кандидата по установленной на федеральном уровне форме.
  5. После сбора подписей, их проверки, а также предоставления окончательного пакета документов, в том числе свидетельствующего о закрытии всех имеющихся иностранных счетов, проводится окончательная регистрация кандидата в Президенты РФ и внесение информации о нём в избирательные списки, а также её публикация.

Важный факт

Все отказы центральной избирательной комиссии по поводу регистрации кандидатов на любом этапе должны выдаваться не более, чем в двухдневный с момента подачи документов. Кроме этого, любой отказ должен быть мотивирован. Оспаривание таковых отказов проводится исключительно в Верховном Суде РФ, а рассмотрение таковых исков составляет не более пяти суток с момента их подачи.

В целом, касательно регистрации кандидата действует дополнительный существенный список ограничений прав. В частности, не допускается превышение установленного на федеральном уровне максимума затрат на ведение избирательной компании и предвыборной агитации более, чем на 5 процентов. Таковые нормативы призваны обеспечить равные права у участников предвыборной гонки вне зависимости от наличествующих у них финансов.

Ограничения активного избирательного права

Не все желающие имеют право голоса на выборах

В законодательстве, касающемся избирательного права, присутствует такое понятие как ценз – это условие, при котором гражданин может быть допущен к голосованию. Многие цензы в настоящее время в России отсутствуют, но существуют в других государствах. Рассмотрим их подробнее:

  1. Возрастной ценз – ограничение права голоса для лиц, не достигших определенного возраста. В большинстве европейских стран решающим является 18-летний рубеж: с этого возраста право голосовать получают граждане Британии, Италии, Германии и т. д. В Швейцарии и Японии возрастной ценз устанавливает ланку в 20 лет, в некоторых странах ближнего востока можно голосовать уже с 16 лет. Сложно сказать, какой вариант правильнее: во многом это определяется культурными и традиционными особенностями государства. Интересно, что практически во всех цивилизованных странах отсутствует верхний возрастной предел – голосовать и избираться во власть можно до конца жизни.
  2. Ценз оседлости. Это ограничение по времени проживания в определенной местности. В России на активное избирательное право он не распространяется, а, к примеру, во Франции установлен ценз оседлости, равный шести месяцам. В Новой Зеландии право голоса получает гражданин, проживший в данном округе минимум три месяца.
  3. Образовательный ценз – явление, встречающееся достаточно редко. Он предполагает ограничение права голоса в зависимости от уровня образования. В некоторых странах он распространяется на пассивное избирательное право. К примеру, в Бразилии неграмотный человек лишен права баллотироваться на должности в выборные органы власти. Есть страны, в которых необходимым условием для получения права голоса является умение читать, писать и понимать конституцию.
  4. Ценз гражданства. Допуск к участию в выборах получают только лица, имеющие статус гражданина в течение определенного срока. К примеру, конгрессменом в США нельзя стать, если человек обладает статусом гражданина менее 7 лет, а сенатором – менее 9.
  5. Имущественный ценз – к участию в выборах не допускаются лица, не имеющие имущества на определенную сумму или не уплачивающие налоговые сборы. Сейчас он отменен практически везде, но до начала 20 века он был очень распространен в Европе. Он вводился с целью не допустить малоимущие слои населения к управлению государством, и вся власть фактически концентрировалась в руках обеспеченных граждан.
  6. Религиозный ценз. До сих пор во многих государствах участвовать в выборах могут только лица, исповедующие определенную религию. Например, в Иране граждане немусульманского вероисповедания не могут избираться в парламент.

В определенный период истории в США существовал расовый ценз – выборы были доступны только для белого населения. Сейчас ситуация изменилась в корне, равенство всех рас было установлено практически по всему миру. Таким же образом практически везде исключено ограничение по половому признаку: женщины приобретают равные политические права даже в государствах с традиционным патриархальным укладом.

Есть и еще одно ограничение – так называемый моральный ценз. В России к участию в выборах не допускаются преступники, то есть лица, чья вина доказана приговором суда, приговоренные к лишению свободы. После отбытия наказания они восстанавливаются в гражданских правах и вновь могут избирать и быть избранными.

В Мексике не могут голосовать граждане, употребляющие наркотики, в Голландии избирательного права нет у лиц, лишенных родительских прав. Такой ценз призван оздоровить общество, чтобы за новых представителей властных структур голосовали только добропорядочные граждане, несущие ответственность за свои решения.

Избирательные округа

Для проведения выборов
образуются избирательные округа — изби­рательные территориальные
единицы. Соответствующие избиратель­ные комиссии определяют границы
избирательных округов и число избирателей в них, которые утверждаются
соответствующим предста­вительным органом государственной власти, органом
местного само­управления не позднее, чем за 60 дней до дня выборов. Например,
схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депу­татов
Государственной Думы второго созыва, их описание с указанием численности
избирателей в них были утверждены Федеральным законом*.

*Федеральный закон «Об утверждении схемы
одномандатных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва» от 17 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3425.

Выборы половины депутатов Государственной Думы,
избираемых по пропорциональной системе, и выборы Президента РФ проводятся по
федеральному избирательному округу, включающему всю территорию страны.

Обычно
образуются одномандатные округа, от которых избирается по одному депутату, но в
регионах могут использоваться и многомандатные избирательные округа (от одного
многомандатного округа избираются два или несколько депутатов).

Образуются
избирательные округа при соблюдении требований примерного равенства
избирательных округов по числу избирателей и единства территории избирательного
округа (не допускается создание избирательного округа из не граничащих между
собой территорий, не примыкающих друг к другу, кроме законных исключений, т.е.
нельзя «разрывать» территорию округа на не связанные друг с другом части).
Допускается в определенных случаях и пределах отклонение от средней нормы
представительства и образование несколько больших или меньших округов. При
образовании избирательных округов с соблюдением указанных выше требований
учитывается вместе с тем административно-территориальное деление.

Для проведения голосования и подсчета голосов
избирателей предусматривается образование избирательных участков.
Избирательные участки образуются главой муниципального образования по
согласованию с соответствующими избирательными комиссиями. Для удобства граждан
участки не должны включать больше определенного числа (3 тыс.) избирателей. Как
уже говорилось, избирательные участки образуются не только по месту постоянного
жительства людей, но и в местах их временного пребывания, в труднодоступных
местах.

Очень большое значение для обеспечения
избирательных прав граждан, подготовки выборов имеет составление списков
избирателей.
Список избирателей составляется отдельно по каждому
избирательному участку соответствующей избирательной комиссией. В списки
избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день
голосования активным избирательным правом, причем гражданин может быть включен
в список избирателей только на одном избирательном участке. Список избирателей
представляется для всеобщего ознакомления не позднее, чем за 20 дней до дня
выборов.

Важное место в избирательной кампании занимает выдвижение
и регистрация кандидатов; значение этой стадии избирательного процесса
обусловлено тем, что определяется состав кандидатов – тех, из кого избиратели и
выберут президента, депутатов и т.д. Право выдвижения кандидатов принадлежит
избирателям, избирательным объединениям, избирательным блокам

Право выдвижения кандидатов принадлежит
избирателям, избирательным объединениям, избирательным блокам.

     Кандидаты могут быть
выдвинуты непосредственно избирателями (по инициативе избирателя, группы
избирателей) соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения.
Кандидаты, а также списки кандидатов* могут быть выдвинуты и избирательными
объединениями, избирательными блоками.

*Список кандидатов – единый
список лиц, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком на
выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или
представительный орган местного самоуправления.

↑ Ответственность за нарушение законодательства РФ о выборах.

За нарушение законодательства о выборах устанавливается гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.1. Гражданско-правовая ответственностьСвязана с неумышленным повреждением имущества избирательной комиссии, с умалением чести и достоинства кандидатов, других лиц в ходе избирательной кампании и др.2. Административная ответственностьСвязана с нарушением тайны голосования, воспрепятствованием свободному осуществлению избирательных прав, вмешательством в работу избирательных комиссий, уничтожением и повреждением законно распространяемых агитационных материалов и др3. Уголовная ответственностьПредусмотрена за подкуп, обман, насилие в отношении избирательных комиссий, умышленное уничтожение их имущества. Караются подлог и подделка избирательных документов, совершённые членом комиссии, другим должностным лицом, заведомо неправильный подсчёт голосов

Основные принципы избирательного права

Принципы избирательного права — это те основы, на которых строится право.

  • Принцип всеобщности – это возможность участия в выборах всех с 18 лет, кроме психически больных людей и находящихся в местах лишения свободы, отсутствие дискриминации по любым основаниям (полу, национальности и т.п
  • Принципов прямого права— то есть избиратель должен сам лично участвовать в выборах, не допускается голосование за него. Поэтому в день выборов к людям, не имеющим физической возможности дойти до избирательного участка, члены комиссии приходят на дом.
  • Принцип равного избирательного права обозначает, что голос любого человека, какой бы пост он ни занимал, равен 1.
  • Принцип тайного голосования состоит в том, что человек не обязан сообщать о своём выборе, поэтому отметки в бюллетенях ставятся в специальных кабинах для голосования. Этот принцип исключает контроль за волеизъявлением гражданина.

Таким образом, избирательное право в РФ всеобщее, равное, прямое, тайное.

Кроме того, следует отметить следующие важные принципы:

Принципы свободного участия в выборах — избиратель сам решает, принимать ему участие в избирательном процессе

Принцип альтернативности — выдвижение как минимум двух кандидатов на выборную должность или участие в избирательном процессе как минимум двух политических партий

Подводя итоги, хочется отметить, что в РФ созданы все возможности для свободных, честных выборов. Каждый человек, не имеющий ограничений, может принимать участие  в выборах, референдумах, сам выдвигать свою кандидатуру, если считает себя достойным избранником народа. Не нужно находиться в стороне от политической жизни в обществе. Ведь именно от нас, граждан России, зависит и наше настоящее, и наше будущее, а значит, и будущее наших детей. 

Примечание: на данном сайте можно найти материал об избирательной системе в РФ.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

ИСЭПИ прогнозирует сокращение партийного поля

К выборам в Госдуму 2021 года число партий, которые зарегистрированы и имеют право участвовать в выборах, может сократиться с 74 до 25. Об этом говорится в докладе прокремлевского Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ). Эксперты изучали состояние «малых партий», не участвующих в выборах в Госдуму. Система, по их мнению, создает стимулы для отмирания нежизнеспособных проектов. Политтехнолог Сергей Смирнов отмечает, что сейчас проще создать новую партию, чем развивать устаревшую.

Эксперты ИСЭПИ в докладе «Партийное поле России накануне единого дня голосования 2016 года» утверждают, что к выборам в Госдуму 2021 года из 74 партий могут сохраниться только 25. В результате «ряд микропартий вернутся в статус движений и общественных организаций». Авторы ссылаются на то, что «за прошедшие четыре года в выборах региональных депутатов и муниципальных выборах принимали участие только 52 партии».

Среди тех, кто сохранит регистрацию, будут 14 партий, выдвинувшие списки на выборы в Госдуму 2016 года. Своим участием в федеральной кампании они выполнят требования закона «О политических партиях». Еще две партии, не попавшие в избирательный бюллетень на выборах в Госдуму, не будут ликвидированы, поскольку в 2012-2013 годах активно участвовали в региональных выборах, выполнив норму (не менее 17 регионов). Это партии пула политтехнолога Андрея Богданова: Коммунистическая партия социальной справедливости (КПСС) и Демократическая партия России (ДПР). В декабре 2015 года было объявлено, что КПСС уступит название «Гражданской силе», которая имеет право идти на думские выборы, не собирая подписи избирателей. «Слияние» сорвалось, и такой партии-спойлера КПРФ в думском бюллетене не появилось. Впрочем, динамику участия КПСС в региональных и муниципальных выборах ИСЭПИ считает «положительной» в отличие от ДПР, чье развитие, по мнению, экспертов, заморожено. Они думают, что такой спойлер на региональных выборах больше не нужен.

В целом же введение квалификационной системы в 2014 году резко затормозило активность сугубо «политтехнологических партийных проектов», отмечают в ИСЭПИ. После введения этой системы подписи избирателей на региональных выборах должны собирать партии, которые набрали меньше 3% голосов на прошлых выборах в Госдуму, если у них нет представителей в заксобрании соответствующего субъекта РФ или муниципалитетах на его территории. Но это, уверяют эксперты, не мешает расширять географию участия в выборах малым партиям «с собственной идеологией и разветвленной региональной оргструктурой дружественных общественных организаций». Около 8-10 таких партий, к примеру Казачья партия РФ и «Великое отечество», тоже могут рассчитывать на сохранение регистрации к 2020 году по критерию участия в выборах в заксобрания или органы местного самоуправления.

«Какой-то заинтересованности в росте или сокращении числа партий в Кремле нет, логика в том, что существует система институциональных стимулов для развития партий, которые ведут активную работу,— говорит директор по исследованиям ИСЭПИ Александр Пожалов.— Эта же система помогает отмиранию нежизнеспособных проектов — если у партии нет спонсоров, структуры, идеологии, она не сможет продолжить работу». По его мнению, шагов по смягчению или ужесточению квалификационной системы для партий ждать не следует, поскольку она и так доказала эффективность.

Политтехнолог и секретарь КПСС Вячеслав Смирнов признает, что ДПР со своими идеями евроинтеграции России воспринимается спойлером демократических сил, чья поддержка в обществе и так невелика. КПСС же, по его мнению, не спойлер КПРФ. «В Европе и в других странах коммунистических партий много, потому что есть много идеологических расхождений»,— говорит он. Что касается других партий «богдановского пула» (Народная партия России, Социал-демократическая партия России, «Союз горожан», «Гражданская позиция» и «Народный альянс»), чье развитие, по мнению ИСЭПИ, «заморожено», реанимировать их не будут. «Жизнь показала, что проще создать новую партию, чем развивать ту, которая не успела выполнить требования федерального законодательства об участии в выборах»,— говорит он.

www.kommersant.ru

Законодательство о выборах в РФ

Раздел ЕГЭ: 5.5. Законодательство Российской Федерации о выборах

Поскольку в Российской Федерации установлена демократическая республиканская форма правления, государство выполняет волю народа, который высказывает её через голосование на выборах или референдумах. Процедура выборов крайне важна для жизнедеятельности государства, поэтому она подробно расписана в федеральном законе.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВЫБОРОВ В РФ

◊ По территории проведения. В зависимости от субъекта избрания в федеративном государстве существует три вида выборов:

  • местные (органы местного самоуправления);
  • региональные (законодательные собрания субъектов РФ);
  • федеральные (президентские, парламентские).

◊ По способу избрания:

  • прямые (избиратели самостоятельно выбирают кандидата в органы государства);
  • непрямые или многоступенчатые (волю избирателя представляют выборщики или специальный орган).

◊ По количеству голосований:

  • однократные;
  • повторные.

◊ По процентному отношению от полного состава представительного органа власти:

  • полные (единовременное избрание всего состава);
  • частичные (через некоторые промежутки времени избираются равные части представителей).

◊ По срокам проведения. Все виды выборов РФ могут совершаться в различное время в зависимости от сроков их проведения:

  • очередные (своевременные, в соответствии с законодательством);
  • досрочные (смерть должностного лица, отстранение его от власти).

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО В РФ

Ст. 32, ч. 2 Конституции РФ гласит, что каждый гражданин РФ может участвовать в референдумах, а также имеет право избирать органы государственной власти и быть в них избранным. В связи с этим избирательное право делится на активное и пассивное.

Активное. Гражданин избирает представителей в органы власти. Действует с 18 лет.

Пассивное. Гражданина избирают в органы государственной власти. Действует при следующих условиях: достижение 21 года (для президента — 35 лет), необходимые сроки постоянного проживания в стране и занятия должности.

В Конституции также прописаны основные принципы голосования на выборах:

  • добровольность;
  • свобода участия;
  • равенство прав кандидатов во время избирательной кампании;
  • свобода предвыборной агитации;
  • многопартийность, альтернатива выбора;
  • гласность;
  • открытость.

Регламент избирательного права на выборах прописан в следующих нормативно-правовых документах РФ (источники избирательного права):

  • Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов РФ;
  • Федеральный конституционный закон от 10.10.1995 «О референдуме РФ»;
  • федеральные законы и законы субъектов РФ о порядке проведения выборов;
  • указы и распоряжения Президента РФ, акты представителей исполнительных органов РФ;
  • постановления Госдумы и Центризбиркома.

ПРЕЗИДЕНТ РФ

Президент согласно нормам, соответствующим этой должности:

  • избирается народом путём всеобщих, прямых, равных и тайных выборов;
  • избирается на срок шесть лет;
  • может назначаться на пост не более двух сроков подряд;
  • находится в резиденции — Кремль;
  • ограничивает и регулирует ветви власти согласно системе сдержек и противовесов.

ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ

  • Определение даты проведения выборов Советом Федерации на первое воскресенье месяца голосования на предыдущих выборах.
  • Выдвижение кандидатов может происходить двумя способами:
  • политическими партиями;
  • в порядке самовыдвижения.
  • Минимальный сбор в 1 млн подписей в поддержку кандидата. На один субъект РФ не должно быть более 70 тыс. подписей.
  • Получение кандидатом более 50 % голосов избирателей на выборах.
  • При повторном голосовании побеждает кандидат, набравший большинство голосов.
  • Принятие поста президента по истечении шести лет нахождения на должности предыдущего. В случае досрочных выборов — на тридцатый день после официального оглашения и публикации результатов выборов.
  • Принятие присяги.

Вы смотрели конспект «Законодательство о выборах в РФ». 

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

Предвыборная агитация

Большое значение в современных условиях имеет предвыборная
агитация.
Федеральное законодательство закрепляет право на предвыборную
агитацию – государство обеспечивает свободное проведение предвыборной агитации
в соответствии с законом гражданам РФ, общественным объединениям. Они вправе в
допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию «за» или
«против» любого кандидата, избирательного объединения. Предвыборная агитация
может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения
предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями,
публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций,
выпуска и распространения агитационных печатных материалов. В предвыборной
агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего
голоса, государственные органы, органы местного самоуправления,
благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица,
замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и
муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных и
служебных обязанностей.

Предвыборная агитация начинается со дня
регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня выборов.
Избирательное законодательство, гарантируя право на предвыборную агитацию,
вместе с тем не допускает злоупотребления этим правом. Не допускаются
злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая
социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к
захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению
целостности государства, пропаганда войны.

Соблюдение установленного законодательством
порядка проведения предвыборной агитации контролируется избирательными
комиссиями.

Значительным фактором предвыборной агитации и в
целом подготовки и проведения выборов является их финансовое обеспечение.
Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов финансируются
за счет бюджетных средств. Вместе с тем кандидаты и избирательные объединения
обязаны создавать свои избирательные фонды, причем в целях предвыборной
агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в
избирательные фонды. Такие избирательные фонды могут создаваться за счет ряда
источников: средств, выделенных избирательному объединению или кандидату в
равных размерах на предвыборную агитацию избирательной комиссией; собственных
средств кандидата, избирательного объединения (за исключением случаев, когда
указанные средства имеют иностранные источники); средств, выделенных кандидату
выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований граждан
и юридических лиц. Законодательство устанавливает предельные размеры
перечисляемых в такие фонды средств кандидатов, избирательных объединений,
добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Кто и как меняет Конституцию

Как было сказано выше, Конституция РФ – это главный закон страны. Все нижестоящие обязаны ему соответствовать. Конституция может быть пересмотрена частично (только в 1, 2, и 9 главах), в нее могут вноситься поправки (с 3-8 главы).

Кто наделен полномочиями вносить предложения о поправках в текст Конституции или о пересмотре отдельных ее частей? Этим правом обладает множество органов власти: президент, Госдума, Совет Федерации, Правительство России, представительные органы регионов. Конкретный ход пересмотра частей Конституции будет зависеть от того, какой именно орган власти проявил инициативу. Факт: непосредственное участие в изменении Конституции страны могут принимать сами граждане.

Например, если более 60% голосов членов Совета Федерации и депутатов Госдумы высказались за пересмотр положений Конституции, то сразу же созывается Конституционное Собрание. Его участники могут принять одно из двух решений: оставить главный закон страны без изменений либо разработать новый проект. И здесь-то к процессу могут подключиться граждане России. Если две трети состава Конституционного Собрания не смогут определиться с решением, то это предлагается сделать россиянам. Для принятия нового проекта Конституции нужно, чтобы «за» проголосовало более половины граждан, а явка превысила 50%. Избирательное право в РФ – это также и возможность жителей страны принимать или менять основной закон.

Другой пример – рассмотрение законопроекта о внесении в Конституцию поправок в главы с 3 по 8 Госдумой. Это происходит в трех чтениях, что очень похоже на процедуру принятия федеральных законов. Одобрить поправки должно не менее двух третей депутатов. После прохождения трех чтений законопроект переходит на обсуждение в Совет Федерации и там проголосовать «за» должны три четверти членов. Если это происходит, то законопроект публикуется в официальных изданиях, и с ним могут ознакомиться граждане. Одновременно он направляется в представительные органы субъектов Федерации. Чтобы законопроект стал полноценным законом, нужно, чтобы две трети региональных органов власти одобрили его. Если и это происходит, акт направляется на подписание президенту России.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий