Памятники искусства древнего китая, сохранившиеся до наших дней

Современная культура в Китае

В культуре и религии Китая не произошло глобальных изменений. Культ Дракона также почитается многими гражданами, а свадебные церемонии удивляют многих путешественников. Особый интерес представляют следующие направления.

Фен-шуй или учение, помогающее жить в систематизированном мире, уравновешивая его. Оно требует правильного расположения предметов не только дома, но и на рабочем месте. Строительство жилья в стране проходит с учетом правил фен-шуя.

Важно! О технике безопасности здесь не забывают – основной проблемой государства являются землетрясения.

Кулинария – это отдельный подраздел культурного наследия, появившийся еще в период неолита. Блюда строго разделены: одна часть из них предназначена для простых людей, другая – для высокопоставленных лиц и их окружения. Своеобразность кухни связана с использованием жуков, пресмыкающихся, кошек и собак. Основная пища состоит из риса, сои, лапши, специй и овощей. В качестве мяса употребляют утятину, курятину, свинину, говядину и морепродукты.

Невиданный бум переживает киноиндустрия (первый фильм был снят в 1905 году). После провозглашения КНР начался ее активный рост. В 2011 году объем кинорынка занял 3 место в мире после США и Великобритании.

Культура страны богата своим разнообразием и не все ее постулаты легко воспринимаются приезжими. Несмотря на революцию и попытки уничтожения местного колорита, с 1980 года старые традиции стали возрождаться.

Наука в Древнем Китае

Наука в Китае была очень развита. Многие открытия были сделаны именно в Китае, где жили множество ученых.

Открытия в разных областях знаний:

Математика. Во II веке до н. э. был составлен трактат «Математика в девяти книгах». В этих книгах есть множество правил математики, которые изучают в школе по сей день (дроби, пропорции, теорема, сейчас известная как теорема Пифагора, и т. д. ).
Астрономия. Благодаря знаниям в математике китайцы внесли весомый вклад в развитие астрономии. Было открыто около 118 созвездий, велись наблюдения за планетами и периодизацией их вращения вокруг солнца. Именно китайцы выяснили, что в году 365 дней и составили календарь, в котором было 12 месяцев.
Медицина. Еще в IV-III до н. э. было открыто иглоукалывание, популярное в Китае и сегодня. Во II веке до н. э. были написаны книги по диетологии, лечебной гимнастике, пособие по прижиганию и сборники рецептов для лечения 52 болезней.

ИЗ СОЧИНЕНИЙ ДРЕВНИХ КИТАЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ.

I. В старину бог воителю отдал свой приказ:

  • Править нашей землёй во всех четырёх сторонах. В сторонах он назначил старейшин из рода… Воинственный князь,
  • Он всегда побеждает врагов во всех битвах.
  • И владения князя на тысячу ли (ли — около полукилометра.- Ред.)
  • Окружают жилища рабов, нам покорных.
  • Наши земли расширил он к самым морям…

II. «Небо» (то есть «бог») не говорит само, оно поручает человеку возвестить его помыслы. Царю, которому Небо дало это поручение, открыты помыслы Неба; поэтому он и называется Сыном Неба.

Сын Неба получает веления от Неба, подчинённые получают их от Сына Неба. 

III. Эй, господин, вы не сеяли хлеб, не убирали, Почему же тридцать миллионов снопов отобрали? Как же в вашем дворце быки оказались? Настоящий человек не ест никогда

Хлеб праздности — как вы, господа!

IV. В одном из сказаний рассказывалось о наводнении в Китае. Вода затопила всю страну, только вершины гор поднимались над водой. На них спасались уцелевшие люди. Вода не сбывала больше десяти лет. Тогда человек по имени Юй, работая день и ночь, стал копать каналы, углублять русла рек. Реки вошли в берега, и люди спустились на освободившуюся от воды равнину.

В сказании о Юе прославлен труд китайского народа, его борьба с рекой Хуанхэ. 

  • < НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ В КИТАЕ
  • -> ЗАКЛЮЧЕНИЕ К РАЗДЕЛУ «ДРЕВНИЙ ВОСТОК» >

Наука

Китайские учёные сделали много важных открытий. Некоторые из них, особенно в области математики, были вторично сделаны европейскими учёными гораздо позднее. Так, ещё в V веке в Китае было с большой точностью вычислено значение числа «пи» — отношение длины окружности к ее диаметру (в Европе это число открыли лишь в XVf веке). Китайцы умели решать сложнейшие математические задачи, очень точно вычислили длительность года

Поэтому в Китае издавна существовал точный календарь, что было важно для развития сельского хозяйства и мореплавания.

Большим уважением пользовалась в Китае историческая наука. Много династий императоров сменило друг друга на протяжении долгих тысячелетий китайской истории. В стране установился обычай, согласно которому каждая новая династия составляла историю предшествующей. Эту работу выполняли учёные-историки. Они же подготовляли материалы для того, чтобы при следующей династии можно было написать историю предыдущей. Вместе с описанием династий в летопись попадали факты и из истории народа.

Много важных изобретений родилось в Китае. Ещё в глубокой древности там изобрели компас. В средние века он был усовершенствован и стал широко применяться в мореходстве. Один

из тогдашних компасов имел вид рыбки из намагниченной стали. Лёгкая рыбка плавала на поверхности воды в чашке и показывала головой на юг. В Китае был изобретён и прибор, отмечающий колебания почвы во время землетрясений.

В VII веке китайцы сделали великое открытие в области химии: они узнали, как из смеси серы, селитры и древесного угля получить порох. Спустя некоторое время порох начали применять в военном деле. Через арабов порох проник и в Европу. В Китае были сделаны первые в мире огнемёт, ружьё и пушка, ряд приборов, работающих на сжатом воздухе, впервые использованы бумажные деньги, применены живительные лекарства из растительных соков.

Наука пользовалась в Китае большим почётом. Ещё в VIII веке здесь была открыта первая в мире Академия наук, членами которой являлись наиболее выдающиеся учёные страны.

Особенности китайской литературы

Истории о жизни богов и людей начали слагать три тысячи лет назад. Самыми первыми рассказами, которые сохранились и по сей день, считаются написанные на черепашьих панцирях гадания для императоров Шан.

Культура Китая немыслима без мифологии, равно как и без произведений мыслителей и духовных учителей. Популярная литература не включала в себя разделы художественной. В основном создавались философские трактаты или же сводки этических законов. Книги эти печатались при Конфуции. Они назывались “Тринадцатикнижие”, “Пятикнижие” и “Четверокнижие”.

Без обучения конфуцианству мужчина не мог занять никакую приличную должность в Китае.

Начиная со времен императоров Хань велись записи о деятельности династий предков. На сегодняшний день их существует двадцать четыре. Одной из самых популярных книг считают «Искусство войны» мудреца Сунь Цзы.

Основателем современной литературы является Лу Синь.

Художественная культура Китая

Традиционное рисование в Поднебесной называется Гохуа. Во времена правления Императоров в Китае не существовало такой профессии, как художник. Рисовали на досуге богатые аристократы и не слишком занятые работой чиновники.

Основным цветом был черный. Люди выводили затейливые орнаменты, вооружившись кисточками из шерсти белки или другого животного. Изображения наносились либо на бумагу, либо на шелковую ткань. Помимо этого автор мог написать стихотворение, которое он посчитал идеальным дополнением к рисунку. После окончания работы картина сворачивалась, как свиток. Его украшали и вешали на стену.

Культура Китая сделала любимым направлением пейзаж. Китайцы называют его шань-шуй, что в переводе дословно значит «вода и горы». Рисовать реалистично не требовалось. Художник лишь отображал собственные эмоции от увиденного.

При императорах Тан живописью активно заинтересовались, а правители из династии Сун сделали из неё культ. Художники научились новым приемам. В то время они начали наносить размытые контуры при изображении дальних объектов на картинке.

Династия Мин ввела моду на изображения с историями, которые впитала в себя художественная культура Китая.

После становления КНР все традиционные стили были забыты, и началась эра реализма. Художники принялись рисовать крестьянскую и рабочую будничную жизнь.

Современные живописцы ориентируются на западные культурные ценности.

Еще одним видом изобразительного искусства в Китае стала каллиграфия, или Шуфа. Художник должен уметь правильно водить кистью и знать, какие чернила лучше использовать.

Изобретения.

 Китайцы первыми научились печатать книги. Сначала мастера вырезали текст на гладких деревянных досках, иероглифы покрывали тушью и накладывали на них бумагу. При этом каждый новый текст приходилось опять вырезать на доске. От частого смачивания краской доска разбухала и быстро рассыхалась. В XI веке был изобретён разборный шрифт, состоявший из отдельных иероглифов. Иероглифы сначала лепили из глины, а затем научились отливать их из металла. Появились типографии, развернулась торговля книгами.

В VIII веке р столице Китая стала выходить первая в мире ежедневная газета «Столичный вестник». Газету печатали с досок. В ней помещали указы императора и сообщения о важнейших событиях. Эта газета под тем же названием выходила более тысячи лет.

Уже в древности в Китае научились делать порох. Сначала его применяли для фейерверков, а затем и в военном деле. При защите городов воины использовали «огненные копья» — так назывались пороховые ракеты, которыми наносили ожоги врагам. В XIII-XIV веках появились пушки и ружья.

В XI веке китайские моряки начали применять компас, изобретённый ещё в древности. С помощью магнитной стрелки они могли точно определять направление в открытом море.

Культура древнего Китая

Китайская культура необычайно богата и многогранна, она во многом обогатила общемировую культуру. И наибольший вклад здесь на наш взгляд это изобретение китайцами бумаги, которое в свою очередь активно повлияло на развитие письменности. В те времена, когда предки многих европейских народов еще жили в полуземлянках и о письменности даже помыслить не могли, китайцы уже создавали обширные библиотеки с трудами своих ученых мужей.

Технология письменности древнего Китая также прошла немалую эволюцию и появилась еще до изобретения бумаги, сначала китайцы писали на бамбуке, для этого стволы бамбука расщеплялись на тонкие дощечки и на них черной тушью наносились иероглифы сверху вниз. Потом их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю, и получалась бамбуковое полотнище, которое можно было легко свернуть в рулон. Такой была древнекитайская книга. Появление же бумаги позволило значительно удешевить книжное производство, а сами книги сделать доступными для многих. Хотя, разумеется, обычные китайские крестьяне в те времена так и оставались неграмотными, зато для государственных чиновников и тем более аристократов грамотность, а также владение искусством письма, каллиграфией было обязательным требованием.

Деньги в древнем Китае, также как и в других цивилизациях, сперва были в виде металлических монет, правда, в разных царствах эти монеты могли иметь разную форму. Тем не менее, со временем именно китайцы первыми, правда, уже в более позднюю эпоху стали использовать бумажные деньги.

О высоком уровне развития ремесел в древнем Китае мы знаем из трудов китайских же писателей тех времен, так они рассказывают нам о древнекитайских ремесленниках самых разных специальностей: литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, ткачах, специалистах по керамике, строителях дамб и плотин. Причем каждая китайская область славилась своими искусными мастерами.

Активно в древнем Китае развивалось кораблестроение, о чем свидетельствует хорошо сохранившаяся модель 16 весельной лодки, джонки, которую обнаружили археологи.

Так выглядит древнекитайская джонка.

И да, древние китайцы были хорошими мореплавателями и в этом деле они могли б даже потягаться с европейскими викингами. Порой китайцы, также как и европейцы предпринимали настоящие морские экспедиции, наиболее грандиозной из которых является плавание китайского адмирала Чжэн Хэ, именно он первым из китайцев доплыл до берегов восточной Африки и побывал на аравийском полуострове. Для ориентации в морских путешествиях китайцам помогал компас, изобретенный ими же.

Архитектура в Древнем Китае – коротко самое главное

В истории китайского зодчества историки-востоковеды, равно в самом Китае и за его пределами, традиционно выделяют несколько периодов с характерными, только им присущими архитектурными традициями и стилями.

В частности, древнейший после эпохи неолита период Шан Инь, за ним период Чжоу, период «Борющихся царств» и так далее.

Такое деление архитектурных стилей по эпохам и периодам напрямую связано с историей и культурой ранних китайских царств и отдельных провинций, а затем и империй, и хронологически идёт по восходящей – от зодчества неолита и раннего феодального периода в Средневековье, а затем уходит в Новое и далее в Новейшее время.

Причём для этих двух последних периодов, и в особенности для Новейшего времени, больше характерны преемственность традиций и стремление к наиболее полному сохранению объектов исторического и культурного наследия китайского прошлого в разных концах страны, что отчасти связано с широко распространёнными в Поднебесной идеями конфуцианства.

Многие из таких объектов давно уже признаны памятниками Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Одним из самых ярких примеров стремления современных китайцев сохранить архитектурное наследие предков является многовековая история вышеупомянутых ворот Тяньаньмэнь, которая началась ещё в эпоху Мин (XIV век) и продолжается до сих пор.

Вынуждены, однако, признать, что зачастую жителями Поднебесной движут какие-то сиюминутные меркантильные соображения и что тогда это делается, прежде всего, ради личной наживы – как в случае с традиционными сыхэюянями (подробнее о них чуть ниже) в старых, центральных районах китайской столицы, которые, то бишь эти самые сыхэюани, сдаются внаём приезжим, в том числе иностранцам, переоборудуются под мелкие точки общепита, в которых для туристов готовятся в основном блюда китайской национальной кухни и так далее.

Однако, продолжим.

В условиях постоянного противостояния и междоусобных войн в древнем и средневековом Китае наибольшее внимание уделялось, понятно, строительству оборонительных, фортификационных и инженерных сооружений, реже памятников, в том числе воинской доблести, а во времена относительного затишья – дворцов и целых дворцовых комплексов (Запретный Город, Горное пристанище от летнего зноя), даосских и буддийских храмов (всевозможных пагод и ступ) и монастырей, а также «общегражданских» сооружений вроде традиционных китайских сыхэюаней, фанз и яодуней. Археологические раскопки подтверждают – тогда в строительстве и архитектуре Поднебесной строго регламентировалось вообще всё, что только можно регламентировать: начиная от высоты построек, планировки и характера (городской) застройки и заканчивая цветом узорчатых черепичных крыш и фасадов зданий

Археологические раскопки подтверждают – тогда в строительстве и архитектуре Поднебесной строго регламентировалось вообще всё, что только можно регламентировать: начиная от высоты построек, планировки и характера (городской) застройки и заканчивая цветом узорчатых черепичных крыш и фасадов зданий.

Преобладающим материалом в древней китайской архитектуре было дерево.

Зодчество

Согласно представлениям древних китайцев, строительство — это один из способов противостоять хаосу и злым духам, желающим навредить человеку. Возведение любого здания, будь то дворец, храм или хозяйственная постройка, воссоздаёт в миниатюре процесс сотворения мира.

Строительство императорских дворцов должно было отражать идею главенства императора и его связь с небесным божеством. Кроме того, дворцы показывали могущество и власть своего обитателя. Поэтому каждая новая династия старалась создать как можно больше роскошных зданий. В этом плане даже Великая китайская стена имела не только практическую (защита от кочевников), но и репрезентативную функцию, показывая богатство и величие своего заказчика.

Несмотря на то, что в Китае не так много земли, подходящей под постройки, здесь долгое время почти не строили многоэтажных зданий. Исключение составляли лишь дозорные или надвратные башни, а также пагоды. Это связано с сейсмической активностью в данном регионе: чем больше этажей, тем менее устойчиво и небезопасно здание.

Подавляющее большинство китайских архитектурных комплексов имеет квадратную или прямоугольную форму и ориентировано по сторонам света. Древнекитайский зодчий во время проектирования ориентировался на числовую символику. Поэтому в китайских храмах и дворцах всегда чётко определённое количество колонн, окон, дверных проёмов и т. д.

Основные традиции китайского зодчества были заложены в XV-X вв. до н. э. Здания строились на небольшом глиняном возвышении, на котором устанавливался каркас из колонн. Крыши были преимущественно двускатными с загнутыми углами. Такая крыша обеспечивала хорошую вентиляцию и позволяла стекать дождевой воде. Немного позже придавать углам изогнутую форму стали не из практических, а из магических соображений. По представлениям местных жителей, злых духи перемещаются только по прямой линии и поэтому не смогут попасть в дом с такой причудливой крышей. В качестве строительного материала китайцы, как правило, использовали дерево.

Наиболее распространённой разновидностью храмовой постройки в Китае является пагода — многоярусное, вытянутое вверх здание. Форма этих строений была позаимствована китайцами из соседней Индии. Пагоды возводились представителями самых разных конфессий — буддистами, даосами, индуистами. Архитектура пагоды символизирует бесконечное повторение цикла «смерть-возрождение», а также космологическую триаду — Земля, Небо, Мировая Ось.

Свои строения китайские зодчие, как правило, украшали зооморфными фигурами — преимущественно, драконами и птицами. При этом каждое изображение занимало своё место в зависимости от стороны света.

К наиболее известным образцам китайского зодчества, помимо Великой китайской стены, относятся:

  • Запретный город — дворцовый комплекс в центре Пекина;
  • Горное убежище от летнего зноя — летняя резиденция китайских императоров;
  • Дворец Потала в Тибетском автономном районе;
  • Храм Неба в Пекине;
  • Пагода Баочу.

Наука и религия Древнего Китая

Всё то, что оставалось необъясненным, позволила бы объяснить стремительное развитие науки, которое началось в это время. Была изобретена письменность, чтобы не забыть какую-то информацию, невероятно быстро прошедшая путь от заостренной палочки и дощечки к бумаге и чернилам. Китайские ученые, как только появлялась какая-то определенная практическая проблема, тут же находили способ её решить.

Например, когда встала задача посчитать налоги или контролировать количество проживающих в селениях, ускорилось развитие математики. Эволюция астрология произошла, когда появилась необходимость следить за временем, наблюдать за месячным и годовым циклом. Изучение географии началось, когда слишком большой стала территория, охватываемая государством, возникла потребность подбора наилучших мест для жизни, а также необходимость контроля за собираемостью дани.

Религия, как таковая при этом никуда не исчезла. Но такого огромного значения, как в Западной Европе, она в китайской культуре не имела, несмотря на то, что определенный мистический пласт все же оставался, затрагивая очень сильно развитый в свое время в Китае культ земли.

Однако значительно больший интерес вызывали мифы и сказания о реальных людях, которым приписывались действительно значимые подвиги и победы.

В религии древнего Китая был сделан акцент не на изображении каких-то непонятных человеку необъяснимых явлений или существ, а на представлении и описании реальных людей, их действий и поведения. Это объясняется тем, что китайцам значительно интереснее узнавать о мудрых и смелых правителях и мудрецах, которые смогли преодолеть различные трудности, чем слушать легенды о коварных, злых, раздражительных и даже, порой, невыносимых богах. Такая нацеленность мифологии на человека позволила религии Китая стать тем, чем она является.

В ее развитии сначала было конфуцианство, основанное на гуманизме, древних традициях, понимании собственного жизненного долга, следом возникло Дао, значительно отличающееся от предыдущего учения своими основными идеями, но также предлагающее человеку пройти свой путь самому.

Замечание 2

Конфуцианство и даосизм сумели подготовить благодатную почву для буддизма, появившегося в более позднее время.

Объекты всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на территории КНР

Китай богат старейшими достопримечательностями, памятниками древней культуры, которые охраняются ЮНЕСКО. В Список ЮНЕСКО, по данным на 2017 год, включены 52 объекта, культурная ценность которых признана во всем мире. Из них 36 объектов представляют собой культурную ценность, 12 – природную уникальность, 4 включены в список по смешанным критериям. 17 объектов, в число которых входят древние города, гробницы императоров династий Мин, Цин, пещерные храмы и другое, признаны шедеврами человеческого гения

12 природных объекта, таких как горы Тайшань, Хуаншань и Тянь-Шань, пейзажные достопримечательные зоны Цзючжайгоу, Хуанлун и Улинъюань, горы Уишань, национальный парк «Три параллельные реки», признаны уникальными феноменами естественного происхождения, обладающими исключительной красотой и эстетической важностью

Замечание 3

Вместе с тем, Список объектов всемирного культурного наследия Китая постоянно пополняется, и сегодня еще 59 объектов включены в предварительный перечень кандидатов на внесение в Список ЮНЕСКО.

Первые объекты из Китая в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО были включены в 1987 году. Это:

  • Императорские дворцы династий Мин и Цин в Пекине,
  • Мавзолей первого императора династии Цинь,
  • Пещерные храмы, гора Тайшань.

Вместе с тем, Китай богат культурными историческими феноменами, древними местами местного значения, история которых привлекает исследователей и туристов.

Изобразительное искусство

Искусство Древнего Китая стало формироваться во II тысячелетии до н. э. Несмотря на тяжелые времена в истории этой страны оно продолжало жить и развиваться. Сегодня до нас дошло много предметов искусства, которые считаются мировым наследием.

Архитектура и живопись

Архитектура Китая отличается сложностью построек. Уже в I тысячелетии до н. э. в Китае строились двух- и трехэтажные дома. На крыши клали черепицу. Также на все здания крепилась дощечка среднего размера с пожеланиями здоровья, процветания и достатка. Особенность крыш — загнутые вверх углы, считалось, что по таким крышам злые духи не могут попасть внутрь дома.

Китай — очень духовная страна, здесь строилось много храмов, монастырей, пагод. Особо известны храмы и монастыри, вырубленные в скалах. Одна из самых известных пагод — семиэтажная пагода Диких гусей высотой 60 метров. Пагода сохранилась до наших дней и является достопримечательностью страны.

Особым достижением в архитектуре Китая считается строительство Великой Китайской стены. Строить ее начали еще в III веке до н. э. из глины и ивовых прутьев, затем она была облицована камнем. Стена «росла» много лет. Изначально ее длина достигала 750 км, а позже ее протяжность достигла 4000 км.

Художественная культура Китая пропитана преклонением природе и гармонии Вселенной. Самые известные жанры живописи — «цветы-птицы», «люди», «горы-воды», которые и на сегодняшний день сохранили свою актуальность.

Направления в скульптуре

Скульптуры Китая изображают могущественных императоров и знатных людей. Эти скульптуры ставили перед могилами, как памятники усопшим. Позже это направление стало развиваться и получило большую популярность. Каменные статуи начали изготавливать согласно чину умершего человека.

Наиболее известные скульптуры Древнего Китая — это терракотовая армия в гробнице императора Цинь Ши-хуаньди. Это более 8000 статуй китайских воинов и их лошадей. Статуи выполнены настолько натуралистично, что даже лица у каждого из воинов индивидуальны.

Скульптура из камня в гробнице генерала Хо Цюйбина является шедевром искусства раннего периода. Генерал был захоронен в погребальном комплексе императора У-ди, рядом с императорским курганом. В его гробнице установлено 9 статуй, которые изображали военные подвиги.

На могиле императора Тай-цзуна изображены 6 боевых коней в разных позициях.

Позже широкую известность получило другое направление в творчестве. Стены гробниц и храмов украшались скульптурным рисунком. На таких рисунках изображали императоров, военных, сановников и добродетельных женщин.

Еще одним направлением в скульптуре являются каменные пещеры. В древности такие пещеры искусственно выдалбливались в скале и украшались различными надписями и рисунками на стенах, статуями, колоннами. В Китае таких пещер около 120 и самые известные из них — Юньганские, Лунмыньские и Дунхуаньские.

Театр, танцы и музыка

Театральное искусство берет свое начало в VI веке н. э. Представления включают в себя оперные составляющие, то есть актеры поют и танцуют.

Особое место занимали костюмы актеров, они очень громоздкие и красивые. Декорации не имеют такого большого значения и обычно неброские.

Игра актеров включает в себя как вербальные способы (словами) передачи информации, так и с помощью жестов, пантомимы.

Танцы в Древнем Китае развивались с очень давних времен (XXI век до н. э.). Уже тогда были школы танцев — Да Сы Юэ, Тай Юэ Шу, Юэ-Фу. Самая первая школа была открыта для выступления перед императором на праздниках.

На развитие музыки оказывали влияние философия и религия. Музыку сочиняют при помощи звуков, которые с названиями «дворец», «беседа», «рог», «собрания», «крылья». Эти звуки соответствовали природным явлениям и цветам: огонь — белый, вода — черный, земля — красный, воздух — синий, дерево — желтый. Также эти звуки определялись социальным статусом: правитель, чиновник, народ, деяние, вещь.

В Древнем Китае использовались музыкальные инструменты:

  • звенящие;
  • струнные;
  • духовые;
  • ударные.

Конфуцианство

Конфуций (Кун-цзы, 551-479 до н.э.) родился и жил в эпоху больших социалистических и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса.

Высокоморальный Цзюнь-цзы, сконструированный философом в качестве модели, эталона для подражания, должно было обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Конфуций разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжен), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли). Следование всем этим принципам будет обязанностью благородного Цзюнь-цзы.

“Благородный человек” Конфуция — это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Конфуций сформулировал основы того социального идеала, который хотел бы видеть в Поднебесной: «Пусть отец будет отцом, сын — сыном, государь — государем, чиновник – чиновником», то есть пусть всё в этом мире хаоса и сумятиц станет на свои места, все будут знать свои права и обязанности и делать то, что им положено.

И общество должно состоять из тех, кто думает и управляет — верхов, и тех, кто трудится и повинуется — низов. Такой социальный порядок Конфуций и второй основоположник конфуцианства Мэн-цзы (372 — 289 до н.э. ) считали вечным и неизменным, идущим от мудрецов легендарной древности.

Музыкальные традиции

Если в императорском Китае художников не ставили ни во что, то к музыкантам отношение было еще хуже. При этом, как ни парадоксально, музыка всегда являлась неотъемлемой частью культуры Республики.

В конфуцианстве даже существует специальный сборник песен китайского народа, который называется “Ши Цзин”. Культура средневекового Китая хранила множество народных мотивов. А с приходом коммунистической власти в КНР появились гимны и марши.

Обычная классическая гамма насчитывает пять тонов, но бывают и семи-, и двенадцатитоновые.

Что касается классификации инструментов, то здесь все просто. Китайцы выделяют несколько их групп, в зависимости от того, из чего они делалются. Так, существуют глиняные, бамбуковые, шелковые, кожаные, металлические, каменные музыкальные инструменты.

Изобразительное искусство

Культура Китая в 15-18 веке распространялась через живопись, театры, музыкальные произведения и танцы. Китайские ремесленники прославились своими работами на камне, дереве и кости.

Живопись

Картины выполняются на шелке, пластинах из бамбука. Каждое авторское произведение имеет подпись.

Большинство картин – это портреты или изображения природы, улиц небольших селений и городов, повседневной жизни и быта.

Важно! Неизменными остаются рисунки мифических существ – драконов и демонов.

Театр и опера

Классическое китайское театральное искусство представлено в 2 вариациях:

  • Южная драма с классическими элементами. Ее исполнение отличается разнообразием, а вокальные партии могут исполняться всеми действующими персонажами.
  • Северная драма включает части, заимствованные из Персии и Индии. Ведущие музыкальные роли принадлежат только основным героям. Пьеса имеет четкую структуру.

Театральное искусство

Пекинская опера возникла в 18 веке. Она сочетает в себе вокал, музыку, пантомиму, танцы и акробатику. В ней хорошо просматривается специфика древнекитайского театра.

Танцы

Танцевальный жанр включает в себя множество традиционных и усовершенствованных видов. Он используется на праздниках, в общественных и государственных церемониях, различных ритуалах.

Танец дракона

Народное хореографическое искусство Китая насчитывает 56 направлений согласно количеству этнических групп. К самым известным относят танец льва и дракона.

Музыка

Нестандартность музыкальных произведений связана с 5 или 13 нотами, а не как принято во всем мире с 7 единицами. Местные музыканты отдают предпочтение смычково-струнным и струнным инструментам. К популярным относят баньху – ее звуки напоминают классическую скрипку.

Архитектура

Архитектурные сооружения отличаются гармоничностью – для них характерна двусторонняя симметрия.

У больших строений присутствуют внутренние дворики

Необычная отделка стен и крыш привлекает внимание

Резьба по камню, дереву, слоновой кости

Ремесленники страны при создании каменных шедевров отдают предпочтение:

  • жадеиту;
  • кораллам;
  • мрамору;
  • мыльному камню;
  • нефриту;
  • прозрачному розовому кварциту.

Мастерство вырезания фигурок из слоновьей кости приравнивается к красоте поделок из камня. С годами в стране произошло развитие отдельных школ, занимающихся ее обработкой. Наиболее сильными из них считаются находящиеся в таких городах, как:

  • Пекин;
  • Гуанчжоу;
  • Нанкин;
  • Тяньцзин;
  • Шанхай.

Картинка 7 Резьба по слоновой кости

К распространенным направлениям среди прикладного мастерства относят резку по дереву. Этот подвид развился во 2 тысячелетии до нашей эры, особую популярность завоевал при династии Мин – в 14 веке.

Дома, дворцы и храмы украшались затейливыми узорами и целыми картинами. Некоторые из них относятся к культурному наследию Китая и существуют по сегодняшний день. В стране есть несколько направлений резьбы по дереву:

  • по самшиту;
  • деревянным поверхностям, покрытым позолотой;
  • обычному дереву.

Обратите внимание! Мастера не стремятся вырезать обычные узоры – их руками создаются целые картины, вне зависимости от размера (гигантское панно или маленькие образцы).

Сюжет выбирается резчиком. Некоторые предпочитают воссоздавать эпические события, другие – абстрактные изображения.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий