Содержательные особенности конституционных прав и свобод человека и гражданина в российской федерации

Политические права и свободы человека и гражданина по Конституции РФ

В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства.

Естественный характер прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации получает реальную и практическую реализацию через политические права каждого гражданина.

Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть.

Граждане — каждый как таковой — участвуют в осуществлении власти.

Наиболее общим, интегрирующим все другие политические права и свободы, выступает право участвовать в управлении делами государства (ст. 32).

Осуществление этого правая граждан выражается в различных формах как непосредственно, так и через своих представителей.

Непосредственными формами является участие граждан в референдуме, всенародном голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, путем реализации права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

Важным правом, имеющим тесное отношение к участию граждан в управлении делами государства, представляется Я право на объединение, включая право создавать профсоюзы 1 для защиты своих интересов (ст. 30).

В ст. 5 Закона «Об общественных объединениях» формулируется понятие общественного объединения.

Оно характеризуется как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов 1 добровольности, равноправия, самоуправления, законности 1 и гласности.

Особое место в системе общественных объединений занимают политические партии.

Цель их создания — политическая деятельность.

В партиях не могут состоять иностранные граждане и лица без гражданства.

Выражением социальной и политической активности граждан, воздействия их на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирования (ст. 31 Конституции РФ).

Ст. 29 ч. 4 Конституции закрепляет право граждан искать и получать информацию, а также ее производить, передавать и распространять законным способом.

Особое значение в этом процессе принадлежит средствам массовой информации (т.е. газетам, журналам, телевидению, радио и т.п.).

Конституция гарантирует свободу массовой информации.

Цензура запрещена в любой форме.

Эти положения Конституции закреплены Законом от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Для предотвращения злоупотреблений свободой печати создана Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, положение о которой утверждено Указом Президента от 31 января 1994 г.

Право собственности на информацию охраняется Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г.

Закреплено Конституцией и право на равный доступ к государственной службе.

Это положение закреплено законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы».

Особое место в системе политических прав и свобод занимает право на участие в отправлении правосудия.

Это право призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов и предоставляет гражданам возможность занять должность судьи, присяжного заседателя и др. (ст. 119 Конституции).

В ст. 123 ч. 4 восстанавливается институт присяжных заседателей.

Конституция гарантирует каждому право обращения лично или письменно в любой орган государства за защитой своих прав.

Это детально регламентировано в Законе от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями).

Права ребенка

Социальные, экономические и культурные права ребенка соблюдаются с целью охраны здоровья и реализации нравственных, духовных потребностей. Часть прав даются ребенку по достижении 14 лет. При этом существуют некоторые поправки. Например, заниматься предпринимательской деятельностью можно с 18 лет, но при вступлении в брак этот порог может быть снижен до 14 лет. Иметь в собственности имущество ребенок может с рождения, но распоряжаться единолично не может. Право на распоряжение он получает по мере взросления.

Ребенок после 14 лет имеет право на труд, может сам выбрать род деятельности или профессию. Принудительный труд запрещен. Трудовой кодекс защищает детей и матерей в случае нехватки материальных средств для воспитания ребенка. Социальные гарантии предоставляются малоимущим, инвалидам, потерявшим кормильца и многодетным семьям.

Ребенок имеет возможность на оказание бесплатной медицинской помощи, образование и развитие личности. Он имеет возможность участвовать в культурной жизни страны, получать доступ к культурным ценностям. Свобода выбора гарантируется при определении вида творчества. Привитие с детства культурных традиции и обычаев народа позволяет формировать полноценную личность и прививать патриотическое воспитание.

Формирование представлений о правах человека.

Концепция прав человека основана на индивидуалистических ценностях – она защищает индивида от принуждения со стороны государства, нации, класса или иной социальной общности. Фактически речь идет, прежде всего, о защите меньшинства (конфессионального, этнического, политического и т.д.) от навязывания ему воли большинства.

Практически всем обществам до эпохи нового времени было свойственно представление о том, что общепринятая форма поведения есть единственная «правильная». Те люди, которые не желали подчиняться общепринятым формам поведения, считались врагами общества, подлежащими уничтожению либо «перевоспитанию». Когда господствовали представления о единственности нормы общественного поведения, то сосуществование представителей разных убеждений рассматривалось лишь как вынужденная политическая необходимость. Представители «чужих» религий, этносов и т.д. практически всегда подвергались какой-либо дискриминации (дополнительные налоги, ограничения при приеме на службу, «черта оседлости» и т.д.). Различные национальные, религиозные, политические и др. движения боролись не за то, чтобы утвердить равноправие людей с разными убеждениями, а чтобы заменить «ложную» истину на «настоящую».

Первые элементы системы защиты прав человека появились еще в средневековой Западной Европе. В Англии элементарные права подданных были зафиксированы уже в Великой хартии вольностей 1215, согласно которой король не имел права налагать на свободных англичан дополнительных налогов без их согласия, а также лишать их свободы и имущества без приговора суда (т.е. в хартии закреплялись право собственности и неприкосновенность частной жизни). Однако пользоваться этими правами могло лишь меньшинство англичан, поскольку феодально-зависимые крестьяне (основная масса населения) исключались из числа свободных. Великая хартия вольностей во многих отношениях обогнала свое время и оказалась полностью востребованной лишь в эпоху нового времени, после ликвидации отношений феодальной зависимости. (См. ФЕОДАЛИЗМ.)

Комплексное представление о правах человека начало формироваться только в 16–18 вв. в наиболее передовых странах Западной Европы как обобщение опыта религиозных войн и политической борьбы парламентов с королевской властью.

Первостепенным в ту эпоху был вопрос о правах религиозных диссидентов (буквально – «инакомыслящих»). Впервые в мире их права были законодательно закреплены во Франции в Нантском эдикте 1598, согласно которому французские протестанты (гугеноты) получили официальное право исповедовать свою религию (т.е. право на свободу совести).

С конца 17 в. первенствующую роль в защите прав человека снова стала играть Англия. С одной стороны, после гражданских войн 17 в., согласно Habeas Corpus Act 1679 (закону о неприкосновенности личности) и ряду других законов, были окончательно ликвидированы претензии королевской власти на абсолютную власть и создан режим «правления права», защищающий свободу совести, слова, печати, права собственности и т.д. С другой стороны, именно теперь права человека получили теоретическое обоснование в трудах Дж. Локка. Этот мыслитель впервые четко сформулировал идею «естественных прав»: человек является высшей социальной ценностью, он «от при-роды» обладает неотъемлемыми правами (на жизнь, на свободу и др.), которые не могут быть никем отняты. Индивидуалистическая идеология эпохи Просвещения стала рассматривать отклонение человека от общепринятой нормы не как ущербность, а как проявление его личности, развитие которой идет на пользу не только самому индивиду, но и обществу.

Следующий шаг в развитии понимания прав человека был сделан в конце 18 в. после того, как идеи французских либеральных мыслителей эпохи Просвещения стали практическим руководством для лидеров американской войны за независимость и Великой французской революции. Уже в американской Декларации независимости 1776 содержалась ставшая канонической формулировка – «…все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем равными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью». Права граждан были систематизированы в 1789 в почти одновременно принятых Декларации прав человека и гражданина (во Франции) и в Билле о правах (в США). Под влиянием американской и французской революций концепция прав человека стала в 19 в. общепринятой почти во всех странах с европейской культурой.

Основы правового статуса человека и гражданина

Человек — существо биосоциальное. С одной тороны, он
представляет собой элемент живой природы, образует особый
биологи­ческий вид — homo sapiens. С другой стороны, полноценно
жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему
людей. Человек есть частица сообщества людей, отражающая все
основные свойства и закономерности этого сообщества и активно
участвующая в общественной жизни, в общественных отношениях. С
момента рождения он является индивидом, единичным природ­ным
существом, носителем индивидуально-своеобразных черт. От этих
понятий необходимо отличать понятие личности.

Под личностью понимается человеческий индивид, являю­щийся
субъектом сознательной деятельности, обладающий сово­купностью
социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в
общественной жизни. Иными словами, личность -это человек,
занимающий определенное место в обществе. Поня­тие личности,
личностные характеристики отдельного человека органически связаны с
обществом, в котором он живет, и пред­ставляющим интересы этого
общества государством. Являясь средством социального компромисса,
государство согласовывает интересы общества в целом с интересами
отдельных социальных групп и индивидов, определяет возможности и
обязанности кон­кретных личностей, т. Е. Их правовой статус.

Правовым статусом личности называют систему прав, свобод и
обязанностей личности индивида, закрепленных за ним государст­вом в
законодательстве. По своей сути правовой статус представляет собой
систему эталонов, образцов поведения людей, поощряемых государством
и, как правило, одобряемых обществом.

В структуру правового статуса входят юридические права, сво­боды
и обязанности.

Культурные права человека

— это установленные и гарантируемые государством в правовой
норме возможности (правомочия) инди­вида совершать определенные
действия в указанной в законе сфере жизни общества. Предоставленным
ему правом человек либо может воспользоваться, реализовать его,
либо нет.

Защита материнства, детства и семьи

Защита государством материнства, детства и семьи, закрепленная в ч. 1 ст. 38 Конституции РФ» носит комплексный социально-экономический и правовой характер, который осуществляется путем принятия государством разнообразных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, обеспечению семейных прав каждого.

Важной гарантией прав ребенка является конституционная норма о том, что родители имеют право и обязаны заботиться о своих детях, а трудоспособные дети, достигшие 18-летнего возраста, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях

Право на экономическую деятельность

Граждане иностранных государств и лица без гражданства могут быть субъектами предпринимательской деятельности в пределах полномочий, установленных российским законодательством.

Провозглашенное ч. 2 ст. 34 Конституции РФ право на свободное предпринимательство и осуществление иной экономической деятельности гарантируется государственной поддержкой развития конкуренции и пресечения проявления монополизма.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 34) запрещает злоупотребление предпринимателем своим доминирующим положением на рынке и применение недозволенных форм и приемов конкуренции. Этим целям служат нормы права, содержащиеся в Федеральном законе от 17.08.1995 N147-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О естественных монополиях» и других нормативных актах.

Иные социальные права граждан

  • Некоторые люди имеют право на социальное обеспечение. Человек должен ощущать поддержку общества в случае постоянной или временной нетрудоспособности, вынужденной безработицы, в случае достижения пенсионного возраста и потери кормильца и др.
  • Любой имеет право на жилище. Надлежащим образом обеспеченное, закрепленное за ним законодательно, пригодное для проживания.
  • Каждый человек имеет право на достойный уровень жизни — пищу, одежду, жилище, медицинское обслуживание и социальную защиту. При этом распространяются эти гарантии не только на самого гражданина, но и на всю его семью.
  • Всем гражданам должен быть обеспечен достойный медицинский уход. Лекарства, поддержание больниц на должном уровне, качественные услуги, квалифицированный персонал, соблюдение конфиденциальности при оказании помощи. Медицинская помощь должна быть доступна для всех! Ни о какой дискриминации не может быть и речи.

Конечно же, государство должно заботиться о своих гражданах и не допускать нарушения их интересов. Но, как мы видим, это в полной мере не удалось реализовать пока ни одному государству. Тем не менее тенденция повышения уровня защиты прав граждан в обществе все же есть.

Последствия нарушения свободного доступа граждан к культурным ценностям

В результате более половины населения России не может получить доступ к культурным ценностям в должном объеме. Таким образом возникает социальное неравенство. Население, не находя у себя на малой родине должного уровня жизни, стремится уехать жить в другое место. Это является одним из факторов, влияющих на отток людей из маленьких городов. А это, в свою очередь, влечет уже другие проблемы, уже не относящиеся прямым образом к духовной сфере.

Это одна из причин того, почему нельзя нарушать культурные права человека и гражданина, и почему они охраняются государством и международными актами.

Меню

  • Главная
  • Право в системе социального регулирования
  • Правовая норма
  • Система права
  • Основы права
  • Правомерное поведение, правонарушение и юридическая
    ответственность
  • Конституция — основной закон государства. Основы
    конституционного строя
  • Основы правового статуса человека и гражданина
  • Система органов государственной власти
  • Конституция Республики Казахстан
  • Судебная система
  • Правоохранительные органы
  • Кодекс Российской Федерации об административных
    правонарушениях
  • Таможенный кодекс Республики Казахстан
  • Таможенный кодекс Российской Федерации
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
  • Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан
  • Гражданский Кодекс Российской Федерации ч.1
  • Гражданский Кодекс Российской Федерации ч2.
  • Гражданский кодекс Российской Федерации ч.3
  • Уголовный кодекс Российской Федерации
  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
  • Налоговый кодекс Республики Казахстан
  • Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая
  • Земельный кодекс Республики Казахстан
  • Земельный кодекс Российской Федерации
  • Закон о защите прав потребителей
  • Закон РФ О милиции
  • Конституция Российской Федерации
  • Жилищный кодекс РФ
  • Воздушный кодекс РФ
  • Водный кодекс РФ
  • Кодекс внутреннего водного транспорта РФ
  • Уголовно-исполнительный кодекс РФ
  • Семейный кодекс РФ
  • Кодекс торгового мореплавания РФ
  • Гражданский процессуальный кодекс
    РФ
  • Градостроительный кодекс РФ
  • Бюджетный кодекс Республики Казахстан
  • Бюджетный кодекс РФ
  • Кодекс Республики Казахстан об административных
    правонарушениях
  • Рекомендуем:

СТАТЬИ

1. Бадирян, Г. М. Права личности : исторические и теоретические аспекты обоснования и признания / Г. М. Бадирян // Государство и право. — 2006. — № 8. — С. 54-61.
В статье рассмотрены права человека в историческом аспекте. Проблемы личных прав человека в советский период и в современной теории права.

2. Киричек, Е. В. Эволюция конституционных прав свобод человека и гражданина / Е. В. Киричек // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2006. — № 1. — С. 26-41. — (Проблемы государственного и муниципального строительства). — Библиогр. в примеч.
История прав и свобод человека.

3. Козориз, Н. Л. Конституционно-правовое регулирование обеспечение права граждан на информацию / Н. Л. Козориз // Право и государство: теория и практика. — 2013. — № 1. — С. 32-36. — (Конституционное и муниципальное право). — Библиогр. в сносках.
Сопоставительный анализ норм Конституции Российской Федерации, регулирующих право граждан на информацию с нормами международного права. Предложения по совершенствованию законодательства.

4. Лукашева, Е. А. Совершенствование деятельности государства — необходимое условие обеспечения прав человека / Е. А. Лукашева // Государство и право. — 2005. — №5. — С. 61-65. — Библиогр. в сносках.
В статье автор дает оценку положения дел с правами человека в России и анализирует причины, тормозящие реализацию этих прав.

5. Палчаев, А. Н. Взаимосвязь прав человека и коллективных прав в многонациональном государстве / А. Н. Палчаев // Власть. — 2013. — № 1. — С. 90-94. — (Экспертиза). — Библиогр. в сносках.
На примере Северокавказского региона рассматривается состояние прав человека в многонациональном государстве и анализируется, как они соотносятся с коллективными правами, а именно с правами этносов.

6. Панченко, В. Ю. Правопонимание и правовая политика в сфере юридической помощи / В. Ю. Панченко // Право и государство: теория и практика. — 2013. — № 1. — С. 13-18. — (Теория права и государства). — Библиогр. в сносках.
Человекоцентристский подход как идейная основа правовой политики в сфере юридической помощи.

7. Стародубцева, И. А. Конституционный принцип приоритета прав и свобод человека: коллизии в реализации / И. А. Стародубцева // Российская юстиция. — 2010. — № 8. — С. 43-45. — (Точка зрения). — Библиогр.: с. 45 (5 назв.).
В статье исследован конституционный принцип приоритета прав и свобод человека как один из принципов разрешения коллизий в рамках федерального коллизионного права. Автором выявлены и проанализированы коллизии в реализации принципа приоритета прав и свобод человека между Конституцией Российской Федерации и федеральными законами в части ограничения прав и свобод личности.

8. Султанов, А. Р. Находится ли защита прав и свобод человека в коллизии с правовой определенностью? / А. Р. Султанов // Арбитражный и гражданский процесс. — 2013. — № 2. — С. 60-64. — (Мнение). — Библиогр.: с. 64 (11 назв.).
Автор статьи рассматривает вопросы прав и свобод человека и гражданина, предусмотренные в Конвенции о защите прав и основных свобод и в Конституции Российской Федерации, через призму правовой определенности.

9. Уваров, А. А. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина / А. А. Уваров // Государство и право. — 2005. — № 7. — С. 82-84. — Библиогр. в сносках.
Классификация конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в РФ.

10. Цалиев, А. М. О конституционном правосознании в юбилейный год Конституции / А. М. Цалиев // Российская юстиция. — 2013. — № 3. — С. 7-10. — (Правовое государство). — Библиогр.: с. 10 (15 назв.).
В статье рассматривается конституционное правосознание как ведущая отрасль правосознания, его особенности и понятие, предлагаются меры по повышению конституционного правосознания.

назад

Право на социальное обеспечение

Социальное обеспечение — это участие государства и общества в содержании тех людей, которые из-за нетрудоспособности либо других, не зависящих от них причин не имеют достаточно средств к существованию.

Конституция РФ, закрепляя право на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39), устанавливает юридические основания, наличие которых вызывает у человека потребность в получении такой социальной помощи: возраст, болезни, потеря кормильца, воспитание детей. Этот перечень не является исчерпывающим.

Наряду с государственными формами социального обеспечения, согласно ч. 3 ст. 39 Конституции РФ в нашей стране поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

С этой целью создаются страховые компании и благотворительные фонды.

Проблемы здравоохранения

Другой проблемой является низкий уровень обслуживания во многих медицинских учреждениях нашей страны. Отсутствие необходимого оборудования, жизненно важных лекарств, коррупция. Многие больницы находятся в действительно плачевном состоянии, и пребывание в них, как это ни парадоксально звучит, может обернуться ухудшением состояния здоровья.

Настоящим спасением для многих являются благотворительные фонды

С их помощью можно привлечь внимание государственных органов и как можно большего количества людей к проблемам здравоохранения. Благодаря таким фондам строятся новые больницы, закупается дорогостоящее оборудование и привозятся из-за рубежа жизненно необходимые лекарства

Но тем не менее проблема доступности здравоохранения для граждан все же остается острой. Можно сказать, что социальные права человека в этом случае ущемляются.

Личные права и свободы

Жизнь, свобода и достоинство личности – область применения личных прав. Они связаны с частной сферой самореализации каждого индивида.

Право на жизнь предполагает обязанности государства обеспечивать гражданам достойные условия существования. В комплекс мероприятий, необходимых для соблюдения высоких стандартов жизни, входят: охрана здоровья населения, защита экологии, борьба с преступностью, мирное разрешение конфликтов внутри страны и за ее пределами и т.п.

Право на охрану государством достоинства личности означает, что никто не может быть подвергнут жестокому или унизительному обращению, а тем более, насилию или пыткам. Без согласия гражданина нельзя проводить над ним никаких медицинских или научных опытов

Уважение к личности включает в себя не только внимание к удовлетворению ее законных интересов, но и соответствующее поведение сотрудников государственных органов при общении с людьми

Право на неприкосновенность личности предоставляет гражданину возможность действовать по своему усмотрению, без каких-либо ограничений, если россиянин не совершает ничего противозаконного. Арест человека возможен только по решению суда, а без соответствующей санкции никто не может быть задержан правоохранительными органами на срок более 48 часов.

Право на неприкосновенность частной жизни, защиту чести и доброго имени, личной или семейной тайны также может быть ограничено только по решению суда. Должностные лица органов ЗАГСа, врачи, нотариусы, обладающие сведениями о частной жизни людей, по закону обязаны хранить тайну. Никто не имеет права на доступ к личной переписке граждан, их телефонным разговорам и иным сообщениям.

Право на неприкосновенность жилища может быть ограничено только представителями правоохранительных органов, налоговой полиции и судебными приставами, если речь идет о совершении серьезных правонарушений или преступлений.

Право на свободное передвижение и выбор места жительства действует как внутри России, так и при выезде за пределы страны. В течение 7 дней после прибытия гражданин обязан зарегистрироваться в отделении полиции.

Свобода совести и вероисповедания заключается в том, что государство не вправе вмешиваться в сферу личных убеждений человека, контролировать его отношение к религии.

Свобода мысли и слова гарантирует, что высказывание мнения, не совпадающего с официальной позицией органов власти по тому или иному вопросу, не должно быть наказуемо. Если речь не идет о пропаганде экстремистских воззрений или распространении порнографии.
Право на информацию обязывает органы госвласти и муниципалитеты обеспечить доступ всех граждан к сведениям, касающимся их непосредственных интересов.

Рисунок 1.

Гарантии конституционных прав и свобод

Для успешной реализации человеком прав и свобод недостаточно издания закона, необходим специальный механизм, обеспечивающий обязательное его исполнение. Государственные гарантии конституционных прав и свобод условно разделяют на 2 группы:

  1. Общие гарантии – это сам государственный строй, основанный на неукоснительном соблюдении Конституции и важнейших положений международного права. Государство предоставляет защиту прав и свобод, контролирует процесс их реализации. В Российской Федерации гарантом прав и свобод выступает Президент, обязанность обеспечить их соблюдение возложена на все органы государственной власти: законодательные, правоохранительные, судебные.
  2. Гарантии правосудия – реализуются в уголовно-процессуальном законодательстве, обеспечивают строгое соблюдение законности и охрану прав человека в судебном разбирательстве.

Также в систему гарантий прав и свобод человека входят:

  • экономические гарантии – установленные государством стандарты материальной обеспеченности гражданина (минимальный размер оплаты труда, бесплатное образование, государственное финансирование выборов);
  • социальные гарантии – государственные программы социальной защиты граждан, строительства доступного жилья, развития образования, здравоохранения и культуры;
  • политические гарантии – участие граждан в управлении государством;
  • юридические гарантии – создание правовых и процедурно-процессуальных норм, обеспечивающих реализацию человеком его конституционных прав и свобод.

Каждый человек может сам защищать свои права и интересы любым, не противоречащим закону, способом. Если гражданин не смог защитить свои права средствами государственной системы правосудия, он имеет возможность обращаться в международные правозащитные органы, к парламентскому Уполномоченному по правам человека (омбудсмену).

Личные права и свободы по Конституции РФ

В действующей Конституции личные права и свободы о ражены в более широкой степени, чем это было в предшествующих советских конституциях.

Специфические особенности этой группы прав и свобод заключаются в следующем:

  1. Они являются по своей сущности правами каждого человека и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него.
  2. Эти права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
  3. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной частной жизнью.

Основным правом человека является право на жизнь (ст. 20).

Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина.

К сфере личных прав человека относится право на охрану государством достоинства личности.

Значительное место в системе личных прав занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени.

Проявлением права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну является запрещение без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни.

В ст. 27 указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Конституция признает также право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации, а гражданина Российской Федерации — беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

К личным правам человека и гражданина относится конституционно закрепленное право определять и указывать национальную принадлежность.

Важное место в системе личных прав занимают свобода совести и свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции)

Российская Федерация — светское государство, в связи с этим никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Важной сферой личных прав человека и гражданина является свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым данным способом (ст. 29 Конституции)

Культурные права гражданина

Экономические, социальные и культурные права человека тесно связаны между собой. Достоинство гражданина заключается в свободе. Свобода совести и мысли способствует духовному развитию. Взаимоотношения гражданина и общества внутри страны определяют возможность реализации прав человека. В некоторых странах коллективное право стоит выше индивидуального.

О достойной реализации культурных прав в стране говорит уважение человека вне зависимости от его взглядов, убеждений, религии, культуры, социального статуса и национальности. Право, закрепленное в Конституции, не всегда реализуется в полной мере. Например, возможность человека жить в благоприятной экологической обстановке не всегда возможно реализовать в крупных мегаполисах и вблизи заводов. Но заинтересованные лица могут требовать соблюдения закона и улучшения экологического состояния.

Социальные права

Свобода творчества

Конституция Российской Федерации (ст. 44) гарантирует каждому гражданину свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Закрепление на конституционном уровне гарантий этой свободы имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности. Свобода творчества предполагает возможность гражданина заниматься любыми видами творческой деятельности, руководствуясь лишь своими интересами или желаниями. При этом для реализации этой возможности Конституция Российской Федерации наделяет гражданина правом создания различных творческих объединений. Таким образом, свобода творчества предполагает наличие следующих составляющих:

  • право каждого человека заниматься любыми видами творческой деятельности по своему выбору;
  • право каждого самостоятельно выбирать форму (имея в виду профессиональную или непрофессиональную) творчества;
  • право каждого на создание любых творческих объединений для реализации этой свободы.

Свобода творчества неразрывно связана с правом интеллектуальной собственности. Без надлежащей охраны интеллектуальной собственности свобода творчества не может быть реализована в полном объеме. Неслучайно в Конституции Российской Федерации (ст. 44) закрепляется положение о том, что интеллектуальная собственность в нашей стране охраняется законом. Тем самым заложена конституционная основа для дальнейшего развития института интеллектуальной собственности и его охраны.

Часть 4 Гражданского кодекса Российской Федерации является логическим развитием этой конституционной нормы. Интеллектуальная собственность как совокупность результатов интеллектуальной деятельности принадлежит Российской Федерации и, являясь частью культурного достояния, находится под особой охраной государства <6>.

<6> Мишин Ю.Д. Конституционно-правовой режим авторского права Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 134.

Закрепляя конституционную свободу творчества, государство должно создавать условия для его реализации, гарантировать невмешательство в духовный мир человека, отсутствие идеологического контроля за творчеством.

Экономические права и свободы

Реализация прав и свобод человека

Одним из наиболее эффективных методов защиты является судебная защита. Этот метод доступен каждому человеку. В суде могут решаться вопросы о бездействии тех или иных органов, должностных лиц или объединений.

Более того, гражданин имеет право на обжалование законов и указов Президента РФ, Правительства и других. Таким образом, суд обеспечивают защиту прав и свобод.

Также должны быть исчерпаны все иные способы защиты на территории государства, то есть гражданину должны отказать все судебные инстанции РФ. Обращение туда может вызвать серьезные проблемы в отношениях различных государств.

Все дело в том, что, защищая права человека, гражданина определенного государства, члены Международного суда могут начать оказывать экономическое, и даже политическое давление на то самое государство. Последствия могут быть ужасными и поспособствовать вооруженному вмешательству.

Видео про теорию и практику реализации прав человека в России:

Чтобы подать такую жалобу, следует обратиться в Комитет по правам человека. Он примет жалобу в том случае, если она не анонимна. Также Комитет проверяет, все ли способы исчерпаны.

Подавая жалобу, человек должен быть уверен в своих силах. Такая работа требует морального и физического терпения, а также специальных усилий. Не каждый человек способен на это.

Есть еще один орган, защищающий права и свободы человека. Это Европейский Суд, куда может обратиться не только физическое лицо, но и само государство. Постановление этого суда является окончательным для любого дела.

Разбирательство всегда публичное и состязательное, что касается слушаний, то они проводятся редко. А если и проводятся, то зачастую публичные, хотя могут быть и исключения. Английский и французские – официальные языки суда, но жалобы могут быть на любом языке, который является общепринятым у того или иного государства — участника.

Таким образом, права человека и гражданина всегда защищены. Человек может заниматься любым легальным родом деятельности и быть спокойным, что он находится не только под защитой государства, но и иных международных органов.

В случае возникновения непонимания между человеком и властью, он всегда может обратиться за помощью в Суд, где будет установлена справедливость.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий