Маятниковая миграция

Этапы развития маятниковой миграции

На начальных этапах развития агломераций, особенно тех, которые имеют ярко выраженную гипертрофию центра, ежедневная маятниковая миграция направлена преимущественно из спальных районов и городов-спутников в исторический центр (ядро) города. Однако по мере исчерпания ресурсного потенциала ядра, роста субурбанизационных процессов, развития окраинной инфраструктуры, повышения уровня людности и экономической специализации окраин, роста уровня самодостаточности городов-спутников появляется и обратный поток: жители высокоубанизорванного ядра начинают участвовать в маятниковой миграции на периферию. Таким образом, возникают два встречных потока.

Московская агломерация

По данным исследований на тему маятниковой миграции, в начале 2000 года в Москву из области на работу или учёбу ежедневно приезжали 800—850 тысяч человек, при этом и в область из столицы направлялось 200—250 тысяч. Таким образом, общий оборот маятниковой миграции в Московской агломерации превысил 1 млн человек уже в начале 2000—х годов. В 2010 году положительное сальдо трудовой маятниковой миграции Москвы достигло 1,8 млн человек в сутки, причём заметный вклад в него вносили не только жители Московской области, но и другие ближайшие соседние регионы — Тульская, Владимирская и Калужская области.

Киевская агломерация

По оценкам КГГА, ежедневная маятниковая миграция в Киев в 2016 году составляла порядка 300 тыс. человек в день. Большую часть её дают города-соседи (Бровары, Вышгород, Борисполь и другие). Встречный поток из города в область развит слабо из-за относительной малолюдности Киевской области.

Для Киевской агломерации, как и для самого Киева, привычной стало несоответствие между право- и левобережной частями: почти 80 % рабочих мест города расположено на правом берегу, а более 40 % жилья (в том числе и большая часть дешёвого жилья) — на левом. Уже в 1970-х годах в Киеве появился замысел создания своего делового центра для левобережной части агломерации, однако он, как и все последующие, так и не был осуществлён. Поэтому в агломерации достаточно остро стоит вопрос перемещения населения между двумя берегами и, соответственно, недостаточно высокой пропускной способности мостов. Усилились и некоторые несоответствия в транспортной доступности: так, из города Бровары добраться на Крещатик оказывается быстрее, чем из окраин самой столицы. При этом процессы субурбанизации, по крайней мере в их западном понимании, пока выражены достаточно слабо, поскольку происходит дальнейшее уплотнение и вертикализация центра агломерации. В 2000-х годах блоковая фрагментация советского периода только усиливалась и достигла степени мозаичности.

Все назад

Цель введения механизма стимулирования создания новых рабочих мест

В столичном правительстве тоже понимают, что только лишь вкладываясь в развитие транспортной инфраструктуры, создавая и расширяя дороги и вводя в эксплуатацию новые станции метро, ослабить маятниковую миграцию удастся не в полной мере. Поэтому проблема маятниковой миграции в больших мегаполисах, в том числе по мнению многих зарубежных экспертов, не может быть решена только за счет развития транспортной инфраструктуры. Это должен быть комплексный подход, включающий в себя и развитие транспортного каркаса города, и трансформацию и переоснащение общественного транспорта, и применение современных цифровых технологий управления городскими потоками, а также стимулирование участников экономической деятельности к созданию точек притяжения и рабочих мест в периферийных районах города. Именно поэтому мэрия Москвы, последовательно двигаясь в решении этой задачи (ранее были отменены платежи для застройщиков за изменение вида разрешенного использования участка — ВРИ — при создании объектов промышленного и офисного назначения), запустила новую программу, суть которой в дополнительном стимулировании бизнеса к созданию мест приложения труда за пределами ТТК.

Девелоперы, взявшие на себя обязательство создать новые рабочие места за пределами ТТК, построив там офисный центр или промышленную площадку, могут получить льготу от правительства на изменение ВРИ при строительстве многоквартирных домов в черте города. Изменение статуса ВРИ — крайне сложная и дорогостоящая операция для девелопера, и такая льгота — мощный стимул.

За счет такого механизма город решил уменьшить для девелоперов финансовую нагрузку при строительстве жилья, но взамен требует создать новые места приложения труда в тех частях города, которые имеют дисбаланс в обеспеченности местами приложения труда. То есть люди получат рабочие места непосредственно в районах проживания.

«При участии в программе каждый девелопер сможет получить льготу на изменение ВРИ при условии инвестирования эквивалентной льготе суммы в строительство другого объекта — офиса или промышленного производства за пределами ТТК, — объяснил глава департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров. — Объект будет находиться в собственности инвестора, поэтому с его реализации в будущем можно будет получать доход

Важно отметить, что застройщики, которые уже начали реализовывать проекты строительства многоквартирных домов, тоже могут войти в эту программу»

Предложенная столичным правительством льгота составляет довольно существенную сумму и, по сути, может стать решающим фактором при принятии инвестором окончательного решения об участии в том или ином строительном проекте, говорит исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Денис Новиков. «Для проектов офисной и промышленной недвижимости она может достигать до 30 процентов инвестиций в проект, расположенный в пределах ТТК и МКАД, и до 50 процентов — за пределами МКАД, — рассуждает он. — Получение льготы позволяет улучшить финансовые показатели и экономическую модель проекта».

Один из столичных застройщиков — ГК «Пионер» — уже успел воспользоваться предложением правительства Москвы. Он планирует создать в Бутырском районе офисный комплекс «Останкино бизнес-парк», площадь первой очереди которого составит 46 тыс. квадратных метров. А в соответствии со вторым соглашением ГК «Пионер» построит торгово-офисный центр в составе ТПУ «Ботанический сад» в районе Ростокино площадью 36,8 тыс. квадратных метров. Суммарные инвестиции в два проекта составят около 4,6 млрд рублей, по предложенной правительством льготе компания сэкономит порядка 1,6 млрд рублей.

Миграция в России: проблемы и статистика

  • есть развязка общественного транспорта, но не во всех регионах страны хорошие дороги (износ личного автомобиля);
  • затраченное на дорогу время (возможны опоздания на работу и взыскания от руководства);
  • трудно найти хорошую должность (неподходящий график работы и нет возможности приобрести жилье рядом);
  • оплата проезда (около 30% от заработанных средств).

Езда на личном транспортном средстве подразумевает трату денег на бензин. Некоторые организации осуществляют подвоз сотрудников. Это уменьшает траты на проезд, но возникают проблемы увеличения времени на остановки при развозе.

По приблизительным данным, каждый год число маятниковых мигрантов растет на 10% (150–200 тысяч человек).

Значение регулярных передвижений граждан

При этом не теряется связь населения с современным миром, его культурным воздействием и духовной составляющей, которые мало встречаются на периферии.

Огромное количество приезжающих на работу из пригородов на личных автомобилях не могут не влиять на экологию, и без того загазованного промышленного мегаполиса.

Преимущества и недостатки

  • трудовые возможности и достойная зарплата для мигрантов;
  • обеспечение трудовым ресурсом крупных городов, при этом не растет социальная нагрузка на медицину, образование и т. д.;
  • происходит развитие транспортной инфраструктуры, соединяющей местности.

Несмотря на достоинства, есть и минусы данного процесса:

  • населенные пункты, являющиеся донорами миграции, экономически ослабевают;
  • часть налогов оседает в мегаполисах, а полученных средств не хватает на развитие социальной сферы;
  • пробки на дорогах в городах из-за дополнительной нагрузки, где работают мигранты, не хватает парковок и т. д.;
  • утомляемость, мало свободного времени у мигрантов остается на семью и досуг.

Несмотря на наличие отрицательных и положительных моментов процесс маятниковой миграции необратим.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В МОСКВЕ И ТЕНДЕНЦИИ ЕЁ РАЗВИТИЯ

За последние двадцать лет существенно изменился состав маятниковых мигрантов из пригородов, значительно повысился их образовательный уровень. В то же время в Москву долгие годы приезжали «лимитчики» для работы в не престижных отраслях экономики, замещенные в 1990-е гг. временными и чаще иностранными работниками.

В качестве «компенсации» ближайшие пригороды часто притягивают работников из самой Москвы или из более удаленных пригородов. Наиболее привлекательным оказался Балашихинский район, в котором около 40% всех занятых на его предприятиях приезжают из других территорий. До трети маятниковых мигрантов работает в Химкинском и Одинцовском районах. Это, в основном, те, кто не смог пробиться в Москву, но работают у ее границ. Есть среди работников и москвичи, так как доехать в эти пригороды с окраин Москвы часто проще, чем до противоположных концов столицы.

Крупнейшие территории притяжения мигрантов

Причины

Каждого мигранта к смене места постоянного пребывания подталкивают обстоятельства различного характера.

К самым распространенным причинам миграции относят:

  1. Экономические. К ним относят: высокий уровень безработицы, общий низкий уровень жизни, несоответствие между уровнем образованием работников и уровнем технического развития государства, поиск лучших условий труда и другие.
  2. Экологические. Часто к смене места проживания подталкивает плохое состояние окружающей среды, отражающееся на здоровье местного населения.
  3. Политические. Они включают в себя объединение или распад государств, смена правительства, военные и религиозные конфликты, политические проблемы личного характера.
  4. Социальные и культурные. Подовом для миграции может послужить вступление в брак, объединение с семьей, возвращение на историческую родину или стремление изменить культуру.

Все перечисленное может носить как индивидуальный, так и массовый характер. Чаще всего на людей влияет сразу несколько обстоятельств.

ГИС-технологии в анализе маятниковой трудовой миграции

Применение ГИС-технологий при анализе МТМ может эффективным в двух направлениях, обсуждаемых ниже.

Пространственный подход. Визуализация маршрутов дом-работа МТМ позволяет сформировать пространственную картину трудовой мобильности населения (направленность, протяженность и интенсивность), выявить районы притяжения и оттока рабочей силы и исследовать диспропорции между спросом (места работы) и предложением (места жительства), оценить загрузку транспортных магистралей.

Аналитический подход возможен, если ГИС-информация увязана на микро-уровне с индивидуальными характеристиками маятниковых трудовых мигрантов (пол, возраст, доходы и др.) и/или их работодателей (отрасль, форма собственности, размер предприятия и т.д.). В этом случае становится возможным анализировать социальную структуру мигрантов, влияние индивидуальных факторов на трудовую мобильность, а также характеристики бизнеса, принимающего МТМ ресурсы.

Однако главной проблемой исследований подобного рода остается острая нехватка первичных данных. Поэтому, несмотря на, в целом, высокий интерес к анализу МТМ (порядка сотни научных статей в год), общее количество работ за последние 10 лет с применением ГИС-технологий исчисляется десятками. При этом в большинстве работ ГИС-система применялась для агрегированной оценки пространственной переменной (например, сравнительных весов районов по площади, расчета средних времен, длин маршрутов по региону). Рассчитанные переменные затем, как правило, использовались в множественном регрессионном анализе. Для примера отметим исследования пространственной картины расселения и рынка труда в Северо-Восточной Англии (Hincks, Wong, 2010), внутригородских вариаций времени и дальности поездок в Колумбусе (Огайо, США) (Wang, 2001) и др. Однако, в таком подходе ГИС используется как вспомогательный инструмент.

Пространственный подход в чистом виде был применен для построения транспортных потоков МТМ Нью-Йорка и Амстердама при помощи ГИС-технологий (Arribas-Bel, Gerritse, 2012).

Примером аналитического подхода стали исследования межрегиональной миграции английских студентов, где при помощи ГИС-платформы определялась география перемещения школа-университет-первая работа (Faggian, McCann, 2004). Одним из самых полноценных исследований стал анализ экологического влияния на внешнюю среду (выбросов углекислого газа) в зависимости от поездок МТМ, транспортных альтернатив моделей и сценариев движения на основе ГИС-данных (адреса проживания и работы 1829 респондентов) специального транспортного исследования фирмы Vodafone (Wood, 2003). Следует также отметить анализ данных дневных перемещений велосипедистов в плане анализа потоков МТМ (Smitha, Kauermann, 2011).

Публикации с применением ГИС, наиболее тесно примыкающие к теме настоящего исследования, специализируются на двух основных направлениях:

Анализ ГИС-карт (графическое распознавание объектов природного или искусственного ландшафта на картах) с целью реконструкции территориальных картин природы или человеческой жизнедеятельности с его последующим анализом. К числу таких относятся: сравнительный анализ индустриальной структуры и экономической силы регионов Китая в целом и развития сельских районов в провинции Guangxi в частности (Wen-bo, Qing, 2011; Wei-hu, 2001); исследование (симуляция) сценариев роста агломерации Мадрида (Plata-Rocha, Gomez-Delgadoo, 2011); сравнительный анализ экономического развития административных единиц Румынии (Manole, Petrisor, 2011); анализ использования земель для планирования экотуризма в Таиланде (Bunruamkaew, Murayama, 2012).

ГИС-анализ GPS-данных, полученных с исследуемых движущихся объектов (машин, публичного транспорта и т.д.), например, анализ взаимодействия пользователей с транспортной сетью в Миннесоте (Zhu, 2010). Однако, такие исследования ближе к чисто транспортным задачам и моделированию, и ставят перед собой изучение поведенческих аспектов водителей.

Подводя итоги, следует отметить, что при всем многообразии МТМ-исследований и ГИС-аналитики по отдельности, существуют лишь единицы работ на стыке двух этих направлений. Поэтому методика исследований в рамках микроанализа МТМ методами ГИС-технологий, предлагаемая в настоящей работе, является новаторской и позволяет получать уникальную детализацию исследования процессов МТМ, не известную в мировой практике. В последующих разделах будут представлены результаты анализа картины МТМ в Подмосковье (пространственный подход) и анализ индивидуальных аспектов МТМ (аналитический подход).

Закон о миграции в России

Миграционное законодательство в нашей стране было в ходу уже с середины позапрошлого века, и с того времени претерпело ряд изменений, а самые большие из них – на протяжении последних 20 лет. Связано это с развитием транспорта и упрощением передвижения людей на большие расстояния по всему земному шару и въезда их во многие страны. Так, на фоне недавних конфликтов – последствий распада СССР в бывших союзных республиках, в нашу страну хлынули потоки вынужденных переселенцев и беженцев. Для контроля за скоростью переселения в РФ был введён в 2006 году закон о миграции, который действует и по 2018 год.

ФЗ представляет собой утверждённый на уровне правительства кодекс, содержащий 6 глав, которые описывают само толкование закона, называет уполномоченные в контроле за миграцией госструктуры, а также содержит статьи о регламентах регистрации иностранных граждан, их правах и обязанностях при совершении переезда в нашу страну, особенно в Москву и Московскую область.

Закон о миграции направлен на реализацию следующих положений приезжих в нашей стране:

  • Права и свободы каждого приезжего должны соблюдаться вне зависимости от страны его происхождения, политических и религиозных убеждений.
  • Обеспечение беспрепятственного перемещения внутри государства.
  • Предоставление свобод в части выбора местожительства в границах страны в зависимости от предоставляемых регионом квот.
  • Иные права и свободы мигрантов, направленные на их проживание, трудоустройство и быт внутри принимающей страны.
  • Предоставление квот мигрантам, которые можно отследить на АИК миграционные квоты официальном сайте.

Реализуются данные права и свободы для предотвращения возникновения международных конфликтов и осуждения мировой общественностью страны, как притесняющей права мигрантов.

В то же время закон о миграции направлен на реализацию следующих принципов государства:

  • Предоставление гражданам РФ необходимых трудовых ресурсов для реализации их в бизнесе и улучшения инвестиционного климата.
  • Издание свода регламентов для улучшения контроля за переселением иностранных граждан как признак роста экономики.
  • Формирование базы данных эмигрантов, и перемещающихся по стране и за рубеж коренных жителей страны.
  • Отслеживание проблемных мест в экономике страны, прежде всего в сфере услуг и решение их привлечением мигрантов.
  • Тотальное разрешение всех социально-экономических затруднений.

Согласно законодательству контроль за миграцией возложен на ГУВМ МВД, являющееся структурным подразделением одноимённого министерства, однако первичный контроль обязаны осуществлять пограничные службы, работающие непосредственно на границах, а также сотрудники полиции при выполнении соответствующих рейдов.

Важно! Все данные в электронных базах хранятся определённое время для возможности в нужное время их использования, а деятельность архивов находится под строгим контролем правительства РФ. Однако при снятии иностранных граждан с миграционного учёта при отсутствии нарушений пребывания в нашей стране, как правило, данные о нём стираются из базы

Причины маятниковой миграции

Когда транспортное средство являлось элементарной роскошью, и передвижение на довольно длительные расстояния было сопряжено с временными затратами, люди старались жить и работать в максимальной шаговой доступности.

По мере повышения уровня жизни россиян, количество владельцев собственных автомобилей увеличилось в сотни раз. Это позволило гражданам легко переезжать из деревни в город и обратно. Многие оставили шумные улицы и переместились поближе к природе, сохранив при этом свое рабочее место.

Приток сельских жителей в города не мог не сказаться на потребности в вакансиях, и этот пробел нужно было как-то заполнять. Стали открываться новые предприятия, и наши соотечественники массово пользовались возможностью работать в крупном центе за более высокую оплату своего труда.

Таким образом, базовой причиной распространения маятниковой миграции считается повышение качества жизни населения на фоне роста технического прогресса, дающего все больше благ человеческой цивилизации.

ГИС-мониторинг маятниковой трудовой миграции как задача регионального управления

Из Рис.3 видно, что средние показатели поездок МТМ в один конец составляют 1 час и 50 км соответственно. Однако, средние значения серьезно сдвинут за счет длинных хвостов распределений, показывающих существенное количество МТМ с большой длиной и временем поездок (больше 100 км). Это жители дальней периферии. Однако, наибольшее число МТМ ездят на 30 км, затрачивая на это

где XI – набор данных по сегментам дороги от МЖ до МТ. Расширенная информация по процедуре обработки данных представлена в работе (Шитова, Шитов, 2012). В итоге была получена БД третьего уровня, состоящая из почти 0.8 млн. записей (эффективность программной ГИС-реконструкции оказалась равной 80%) вида:

Маятниковая миграция населения в России

Основной стимул, который заставляет людей бороздить просторы планеты в поисках лучшей жизни, – это более комфортные условия жизни и возможность реализовать себя в профессиональной сфере.

В современном мире к ним, к сожалению, еще прибавилась попытка спастись от войны и стихийных бедствий.

Тем не менее иногда даже вопреки всем обстоятельствам большая часть планеты предпочитает вести оседлый образ жизни, выбираясь за пределы обитания исключительно в поисках заработка. К подобным процессам как раз относится такое понятие, как маятниковая миграция.

О терминологии

Первоначально необходимо разобраться с некоторыми терминами. В широком смысле сама по себе миграция подразумевает «переселение, перемещение».

Сегодня данное явление распространяется на все процессы передвижения граждан как внутри государства, так и за его пределами.

 В результате таких перемещений происходят количественные и качественные изменения в самой группе мигрирующих лиц и в том обществе, в которое они попадают.

В целом миграцию можно разделить на две большие группы:

Исходя из названий, очевидно, что в первом случае данный процесс происходит в рамках одной страны, а во втором выходит за них.

Основные особенности миграционного процесса можно выразить так:

  • преимущественно люди перемещаются на короткие расстояния;
  • в поле зрения мигрантов чаще всего попадают крупные города и развитые страны;
  • именно этому процессу обязаны многие населенные пункты своим ростом;
  • чаще всего причины, которые побуждают население сменить место жительства, – экономические.

Особенности маятниковых передвижений

Маятниковая миграция населения – это одна из разновидностей данного процесса, которая занимает далеко не последнее место в общей классификации. Под данным понятием принято понимать регулярные, зачастую ежедневные поездки граждан из одного города или села в другое с целью работы или учебы.

Данный вид миграционного процесса стал результатом неравномерного размещения производственных мощностей и расселения населения по отношению к ним. Особенно заметен этот процесс при рассмотрении крупных мегаполисов, в которые каждый день утром прибывает довольно большое количество жителей пригородной зоны, а вечером, соответственно, покидает их.

Обычно возникает такой процесс в тех регионах, где хорошо развитая инфраструктура и транспортная развязка позволяют жителям периферийных районов жить далеко от своего места работы. Так, еще в XIX веке существовала тенденция селиться в непосредственной близости от своего источника дохода. А вот уже век двадцатый внес некоторые изменения в этот процесс.

Преимущества и недостатки

Как мы выяснили, маятниковая трудовая миграция – это перемещение граждан от своего дома до своей работы и обратно в рамках определенной территории. Отличительной чертой данного процесса является его регулярность, которая соответствует трудовому режиму или графику учебы.

Нельзя не отметить, что данное явление в обществе имеет как положительные, так и отрицательные черты. К первым можно отнести такие:

  • обеспечение занятостью отдаленных районов, которые не обладают достаточным количеством трудовых мест;
  • заполнение вакантных мест, на которые невозможно найти сотрудника по месту размещения компании, работниками из регионов;
  • повышение социальной мобильности граждан;
  • позитивное влияние духовной и материальной культуры на формирование внутреннего мира жителей периферии;
  • создание современных населенных пунктов, которые представляют собой смесь городской и сельской жизни.

Но, как известно, не бывает все так безоблачно, как кажется на первый взгляд. Зачастую направление и масштаб данного явления не всегда соответствует интересам экономики.

Причины маятниковой миграции точно так же, как и большинства иных разновидностей данного процесса, носят экономический характер.

В связи с этим следует выделить негативные последствия таких передвижений населения:

  • заметный дисбаланс в агропромышленной отрасли экономики страны;
  • потери свободного времени перемещающихся граждан, которые вынуждены тратить время не на свой досуг или полезный труд, а на поездки;
  • повышение утомляемости мигрантов.

Все это сказывается на моральном состоянии населения, которое, кроме работы, дома и транспорта больше ничего не успевает увидеть.

Причины происхождения

Раньше, когда не было автомобилей, электричек и прочих благ цивилизации, люди жили рядом со своей работой или работали рядом с домом – кому как больше нравилось. Потому как другого выхода у них просто не было. Но вот появился транспорт, и работник обрел возможность жить не в центре, а в пригороде или вообще в соседнем селе, и приезжать в город лишь на работу, а вечером возвращаться обратно.

Благодаря тому, что теперь количество рабочих рук в городе не ограничивалось лишь местными жителями, город имел возможность расти. Появлялись новые рабочие места, которые были заняты жителями пригорода – так появились спальные районы, где практически не было никаких предприятий – только жилые дома. Города разрастались вширь на периферии и ввысь в центре – появились мегаполисы.

К началу XXI века это явление приобрело массовый характер.

Теперь каждый житель большого города знает, что такое маятниковая миграция – это регулярное, чаще всего ежедневное перемещение населения к месту работы или учебы и обратно.

В отличие от обычной миграции, она проходит без смены постоянного места жительства и на общую численность населения в регионе не влияет.

Виды

Все процессы миграции можно разделить на внешние и внутренние. К внутренней миграции населения относят переселение в пределах одного государства между регионами.

Разделение производится по типу перемещения:

  • из города в село;
  • из города в город;
  • из села в город;
  • из села в село.

Внешняя или международная миграция — смена места жительства людей с пересечением государственных границ.

Она может быть:

  • внутриконтинентальной;
  • межконтинентальной.

Миграция может быть разделена по временным признакам в виде следующей классификации:

  1. Постоянная (безвозвратная). Представляет собой смену места жительства и/или гражданства. Именно этот ряд исследователей называют полноценной. Она всегда отвечает сразу двум условиям: перемещение совершается из одного наследного пункта в другой и этому сопутствует смена места проживания. Постоянная миграция — это важный источник создания постоянного состава населения заселяемой страны.
  2. Сезонная миграция — непостоянное перемещение трудоспособного населения на место временной работы и жительства. Сезонные мигранты обычно переселяются на срок в несколько месяцев (сезон) и удовлетворяют потребности в рабочей силе в странах с неравномерной по времени потребностью в трудовых ресурсах. Областями, нуждающимися в сезонных работниках, традиционно считаются сельское хозяйство, лесозаготовка, рыбодобывающая и другие.
  3. Маятниковая — регулярные поездки (ежедневные или еженедельные) до места работы, расположенного в населенном пункте, отличном от места жительства. Наибольшее распространение подобное перемещение приобрело на территориях близлежащих с крупными городами. Люди, совершающие подобную миграцию, закрывают потребность больших городов в трудовых ресурсах, в случае, если местное население не может этого сделать. Кроме того, удовлетворяется потребность в выборе рабочих мест для жителей небольших поселений.
  4. Эпизодическая. Представляет туристические, деловые и другие поездки, совершающиеся нерегулярно и по разным направлениям. Данный тип миграции превосходит по своим масштабам все остальные, но до сих пор остается малоизученным.

Зачастую один вид миграции трансформируется в другой. К примеру, сезонная или маятниковая миграция может послужить предшественником постоянной.

Различают также миграцию по уровню организации:

  1. Организованная.
  2. Стихийная.

Помимо указанных видов, отдельно можно выделить следующие виды миграции населения в современном мире:

  1. Вынужденная миграция. Сформировалась в связи с неблагоприятной политической или экологической обстановкой.
  2. Нелегальная миграция. На сегодняшний день отмечается большое количество потоков мигрантов, которые въезжают в государство без легального разрешения или же законно, но с последующим нелегальным проживанием и трудоустройством.

Процент миграции

За последние восемь лет число мигрантов в мире увеличилось на 49% и составляет 258 миллионов. На данный момент 3,4% населения Земли являются мигрантами, большая часть из них проживает на легальных основаниях.

85% своих доходов мигранты вкладывают в экономику страны нового места жительства, 15% уходят на денежные переводы на свою родину.

64% (165 миллионов) всех мигрантов выбрали новым домом страны с высоким уровнем дохода. Большая часть (19%) переселились в США.

Родиной большинства международных мигрантов является Азия (106 миллионов), на втором месте — Европа (61 миллион), на третьем — Латинская Америка (38 миллионов).

49% мигрантов прибывают из 20 следующих стран с преобладанием эмиграции.

Место

Государство

Количество мигрантов в миллионах человек

1

Индия

16,6

2

Мексика

13

3

Российская Федерация

10,6

4

Китай

10

5

Бангладеш

7,5

6

Сирия

6,9

7

Пакистан

6

8

Украина

5,9

9

Филиппины

5,7

10

Великобритания

4,9

11

Афганистан

4,8

12

Польша

4,7

13

Индонезия

4,2

14

Германия

4,2

15

Казахстан

4,1

16

Палестина

3,8

17

Румыния

3,6

18

Турция

3,4

19

Египет

3,4

20

Италия

3

Основная часть является трудовыми мигрантами. Исследователи заявляют, что их доля в общем числе мигрантов будет только расти. Уже сейчас в России из 12 миллионов переселенцев более половины являются трудовыми мигрантами.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий