7 характерных черт японцев, которые делают их уникальными людьми

Содержание

Особенности развития изобразительного искусства

Как и вся культура целиком, изобразительное творчество Японии развивалось своим путем, приобретая утонченность и своеобразие. Японская живопись – это древний и ни с чем несравнимый способ самовыражения нации. Её невозможно спутать ни с одним художественным направлением, существующим в мире.

В живописных полотнах на первый план выдвигается природа, как божественная основа существования всего. Одним из первых направлений в истории живописи стало иллюстрирование литературы – горизонтального вида свитки в стиле ямато-э. Немного позже появляется стиль суми-э в форме одноцветной акварели. Начиная с XVII века, популярность приобрели деревянные гравюры (укие-э) с показом гейш, сцен театра кабуки, природы. Эти своеобразные японские стили оказали заметное влияние на развитие мировой живописи.

Особым шармом обладает японское декоративно-прикладное творчество. Особое мировое признание получили традиционные куклы. Далеко за пределами Японии разнеслась слава таких направлений прикладного искусства, как нэцкэ, оригами, икебана, бонсай, тэмари, тканная роспись, чайная керамика.

Японская скульптура развивалась в виде доведения до совершенства фигур из обожженной глины. Керамические фигурки-идолы (догу) считаются одним из древнейших направлений национального искусства. Значительное место занимают скульптурные фигуры животных, птиц и людей из керамики.

С приходом буддизма на острова в скульптурном творчестве появились изваяния Будды. В качестве материала стала активно использоваться древесина, с последующим покрытием лаком, позолотой. Значительно реже использовалась бронза.

Особенности национального характера

Кроме приверженности национальным обычаям и любви к природе японцев можно смело назвать трудоголиками. Этот прекрасный народ отличается особой ответственностью и чувством долга, характеризующие каждого жителя как образец дисциплинированного и исполнительного работника. В ежедневной жизни японцам свойственны такие черты как вежливость, доброжелательность, уважительное отношение к старшему поколению

Немаловажное влияние на отношения в семье имеет воспитание детей, которое заключается в обучении соблюдения субординации по отношению к старшему поколению. Таким образом развивается чувство общности и ценности интересов

В первую очередь, это касается определенной группы, что является предпосылкой для развития такого качества как чувство долга и преданность авторитету. В ежедневной жизни японцев приветливость и доброжелательность — это само собой разумеющиеся понятия. Начиная от продавца в магазине, который проявит максимальную любезность в обслуживании, и заканчивая дорогим рестораном, где с улыбкой обслужат любого клиента не по причине высоких чаевых, а потому что вежливость у японцев — это обыденная норма. Не менее важными чертами среднестатистического японца является любознательность, характеризующаяся определенной направленностью. Частично это связано с влиянием буддисткой культуры на мышление населения, которое отличается определенной конкретикой.

Принцип макото: почему «истину вещей» нужно зашифровывать

— Первым из основных принципов японской эстетики, к VIII веку нашей эры, был сформирован макото. Под ним подразумевается отображение в произведении сущности вещей. Буквально макото можно перевести как «истина».

Макото, например, ясно представлен в антологии на японском языке «Манъёсю» (другое название — «Собрание мириад листьев» — прим. «Бумаги»), где собраны пятистишия танка и другие, менее популярные стихотворные формы. Позднее о принципе часто писали литературоведы. Его суть объясняют тем, что творец понимает «истину вещей», которую нельзя просто передать словами, и отображает ее в своем произведении, зашифровывая с помощью канонических приемов. Таким образом творец делает читателя или слушателя сотворцом, заставляя его работать сердцем и головой.

Чтобы помочь понять макото, следует привести примеры из японской поэзии:

Меж отвесных скал, среди Цукуба-гор,

Хоть и сильный шум от падающих вод,

Исчезает в глубине вода,

А вот я свою любовь хранить

Буду вечно, милая моя!

(Манъёсю)

На первый взгляд, это лирический стих, который достаточно прост для интерпретации. Вроде бы «истина» (макото) в основе стиха — это признание в любви. Но это, конечно, не совсем так. Важна верная интерпретация, позволяющая разглядеть более глубокие смыслы, которая возможна, если у вас есть «ключи».

Так, в первой строчке используется топоним «Цукуба-горы», который должен породить у читателя цепь ассоциаций. Гора Цукуба — это древнее место, куда приходили влюбленные, чтобы обменяться клятвами в вечной любви: считалось, что поклявшихся там влюбленных не в силах разлучить ни небо, ни люди. Используя этот топоним, поэт подразумевает, что пишет не о мимолетной страсти, а о серьезной любви.

Во второй и третьей строчках говорится о течении. А течет не только вода, но и время. Значит, речь идет не только о любви, но и о разлуке. Таким образом, у читателя рождается цепь ассоциаций: мы поклялись друг другу в искренней любви, время проходит, но даже оно не способно нас разлучить. В итоге у нас появляется стих-клятва, а не просто стих-признание.


Хасэгава Тохаку. Сосновый лес, правая сторона. Около 1590 года

Хасэгава Тохаку. Сосновый лес, левая сторона. Около 1590 года

Когда дзен-буддизм как мировоззрение стал популярен в Японии, появились и другие эстетические принципы: ваби-саби, сатори, моно-но аварэ и югэн. Они проистекают из религии или формируются под ее влиянием, и в совокупности с макото, которое появилось раньше, представляют собой основные принципы японской эстетики.

Индивидуальный менталитет

Понимание мира, восприятие реальности затрагивает систему жизненных ценностей отдельной личности в рамках убеждений, которые ей свойственны. Индивидуальный менталитет развивается с раннего детства, формируется в течение всей жизни. Он не статичен, тяжело поддается модификациям, а перемены порождают психологический дискомфорт у личности. Основное формирование заканчивается в подростковом возрасте.

На образование менталитета влияют:

  • Пример родителей
  • Психологические особенности
  • Школьное воспитание
  • Физические характеристики
  • Государственная политика
  • Искусство
  • СМИ

Формирование традиционных и культурных ценностей

Традиционные японские ценности – это дань историческому развитию страны. Основы культурного наследия следует искать в том периоде, когда предки-переселенцы с материка начали обживать острова – этап Дзёмон. На развитие культуры и рождение особой японской самобытности сказалась длительная самоизоляция от другого мира – так называемая, политика сакоку. Только с середины XIX века начались реальные контакты японцев с другими нациями, когда зародился этап Мэйдзи. Несмотря на длительное поддержание собственной идентичности, начиная с 60-х годов прошлого столетия, явственно стало просматриваться влияние Китая, Европы и США.

На особый японский менталитет, несомненно, сказалась длительная изоляция, географическое положение и особенности климата. Такие мощные факторы, как частые землетрясения, тайфуны, ураганы, цунами не могли не повлиять на формирование своеобразных традиций и культуры. Японцы почувствовали необходимость оживлять неживую природу, придавая различным явлениям живые образы. Отличительной чертой японцев стало умение искренне восхищаться мгновениями натуральной природной красоты. Традиционное японское искусство выросло именно из этих ценностей.

К традиционным японским ценностям, накладываемым отпечаток на все стороны жизни, следует отнести аскетизм, семейная обрядность, порядочность, нормы приличия, чувство достоинство, что в той или иной степени связывалось с религией, а потому давали глубокие корни. Эти нормы, порой доведенные до абсурда, до настоящего времени в целом поддерживаются. Для японца вполне норма жесткая субординация, напоминающее в определенной мере преклонение. В обществе характерно объединение людей по социальным принципам, с созданием особых отношений внутри группы, и слабыми контактами между группами. Особо отношение у японцев к пониманию долга и обязательств (особая категория – гири).

Катастрофическое цунами в Японии 2011 года особо ярко проявили черты общества. Японские традиции во многом определяются влиянием таких разрушительных факторов. И новое испытание доказало, что люди сохранили тот багаж, который порождает патриотизм, трудолюбие, высокую самоотдачу.

Менталитет народов разных стран

Рассмотреть менталитеты всех народов мира невозможно, рассмотрим только некоторые из них.

Великобритания

Британцы отличаются неповторимым менталитетом. Они закрыты, тяжелы на подъем, очень уважают частную жизнь. Невозмутимы, холодно вежливы, горды, тщеславны, отзывчивы.

Испания

Менталитет испанцев характеризуется индивидуализмом, эмоциональностью, духовностью. Понятие о чести для них не пустой звук, они гордые, патриотичные, открытые, совсем не заботятся о времени.

США

Американцы оптимистичны, улыбчивы, энергичны,авантюрны

Менталитет американцев определяется стремлением соблюдения равенства, сохранением порядка, большим вниманием к работе, стремлением к комфорту и успеху

Италия

Итальянский менталитет характеризуется высокой театральностью, стремлением произвести хорошее впечатление, решительностью, умением получать удовольствие от жизни.

Германия

Менталитет немцев отличается, педантичностью, упорядоченностью, серьезностью, логичностью. Большинство ведет здоровый образ жизни.

Япония

Менталитет японцев пронизан  загадочностью, сдержанностью, неспешностью, высокой ответственностью, традиционализмом, жертвенностью, терпением. Интересы группы для них на первом месте.

Китай

Менталитет китайцев также основан на идее неотрывности личности от общества. Особенностями менталитета китайцев является проявление уважения к старшим, коллективизм, приверженность традициям, настойчивость при этом скромность и повышенная внушаемость.

Россия

Русский менталитет характеризуется широтой души, духовностью, искренностью, душевностью, стремлением к общности, нелюбовью к дисциплине и методичности, любовью к спорам, ленью, сменой настроения.

Индия

Менталитет индийцев отличается артистичностью, общительностью, любопытством. Для народов Индии характерна любовь к красоте и искусству, религиозность, беззаботность, легкое отношение к жизни.

Менталитеты многочисленны и разнообразны. Их знание помогает лучше понимать друг друга. В ходе всемирных процессов глобализации и интеграции все чаще совершается культурный обмен

Важно не потерять этническую ценность и самоидентификацию

Как принципы японской эстетики повлияли на искусство и благодаря чему стали популярны

— Принципы эстетики в Японии отразились не только на поэзии, но и на многих элементах культуры: керамике, чайной церемонии, каллиграфии, монохромной живописи, икебане (искусство компоновки срезанных цветов и веток в специальных сосудах и размещения получившейся композиции в интерьере — прим. «Бумаги») и других искусствах. Они заключаются в намеке, легкости, туманности, а не буйстве и яркости красок.

Чайная церемония, например, тоже дзен-искусство. Приближаясь к чайному домику по уложенной определенным образом дорожке, среди подстриженных определенным образом кустов, мы погружаемся в состояние сатори, «разума Будды». Здесь всё ритуально: и помешивание зеленого чая венчиком, и пустая чайная комната, и традиция наслаждаться керамической посудой. Эстетические принципы здесь направлены на то, чтобы погрузиться в состояние просветления и ощутить атмосферу отрешения от суеты.

На монохромную живопись также повлияли эстетические принципы. Она потому монохромная, что цвет и перспективу должно дополнить воображение зрителя. Если вы смотрите на картину, написанную тушью, нужно воображать и понимать изображение, используя свои «ключи». Творцу же в данном случае достаточно два-три удара кисти, чтобы создать нужный эффект.

Начиная с последней трети XIX века, когда Япония стала не такой изолированной страной, как раньше, принципы эстетики начали распространяться за границу. Из-за популярности дзен-буддизма, медитации и сатори как «состояния просветленного ума» в других странах также стали изучать принципы японской эстетики: например, в России открывают школы чайных церемоний, приглашают на лекции японских мастеров по воинскому искусству. Это так далеко от нас, так экзотично. К тому же у людей есть склонность к самоанализу и тяготение к единению с природой, в которых помогают разобраться как раз принципы японской эстетики: они учат отрешаться от посторонних мыслей, искать гармонию и просветление. В них сочетаются простота и изящество.

Ценности и психология японцев

Главное отличие японского менталитета от европейского заключается в отношении к личности человека: европейской культуре присущ индивидуализм, а японской — коллективизм. Японцы сильно привязаны к разным социальным группам — семье, рабочему коллективу, партии и др., причем каждый член группы знает свое место в иерархии и готов подчиняться вышестоящим. Покорность и смирение перед старшими в значительной мере присущи каждому японцу, поэтому для представителей этой нации авторитет отца, начальника и любого другого «власть имущего» (полицейского, учителя, политика и др.) незыблем по умолчанию. 
 
Именно коллективизм японцев и проистекающая из него необходимость сделать жизнь в коллективе максимально комфортной для всех его членов послужили причинами формирования строгого японского этикета и японской вежливости. В японском языке есть 3 «стиля вежливости»: разговорный, нейтрально-вежливый и очень вежливый (кэйго): разговорный стиль используется при беседе с младшими членами семьи, нейтрально-вежливый — с равными по положению в обществе и с незнакомыми людьми, кэйго — с старшими по положению в обществе и пожилыми. Вежливость и следование этикету для японцев значит намного больше, чем для европейцев — к примеру, для жителей страны восходящего солнца недопустимо панибратски общаться с начальником даже вне работы, эмоционально выяснять отношения с кем-либо на виду у других людей, а также говорить «нет», прямо отказывая в просьбе кому-либо.
 

На становление национальных особенностей японцев большое влияние оказали традиционные религии этого государства — синтоизм и буддизм. Ценности и предписания этих религиозных учений настолько тесно вплелись в культуру и быт, что стали неотъемлемой частью мировоззрения японцев. Поэтому каждый японец стремится развивать в себе такие черты характера, как сдержанность, терпеливость и самообладание — добродетели буддизма. Также влияние буддистской философии прослеживается и в жизненных правилах, которых придерживаются все японцы:

  • Необходимо всегда стремиться соблюдать законы страны и правила, предписанные в том или ином обществе
  • Необходимо всегда примиряться с ситуацией и смиряться с неприятными обстоятельствами, а не бунтовать
  • Необходимо ограничивать себя в развлечениях и стремиться больше трудиться на благо нации
  • Во всех своих личных неприятностях следует винить только самого себя.

Правилам этикета и традициям японцы следуют не только в обществе, но и дома, в кругу самых близких. В домах японцев всегда царит чистота и порядок, причем обстановка в жилье большинства жителей этой страны выполнена в стиле минимализм — японцы любят красоту и эстетику, но не любят излишеств и показной вычурности. В общении даже с самыми близкими родственниками граждане Страны восходящего солнца соблюдают вежливость, и только маленьким детям прощается отступление от правил этикета. 
 

Принцип ваби-саби: что такое сдержанная красота и непритязательная простота

— Ваби-саби (XVII век) — наиболее известный принцип японской эстетики (возможно, из-за одноименной сети японских кафе). В действительности ваби и саби подразумевают скромную простоту, атмосферу унылости и уединенности природы. Саби — это просветленное одиночество, безличностное отношение к миру, сдержанная красота, гармоничное единство грустного и светлого с общей окраской мягкой грусти, что создает ощущение покоя, отрешенности. Ваби — это «непритязательная простота».

Именно саби, например, проявляется в пятистишии танка или трехстишии хокку. В этом случае в стихе отражают миг, запечатленный в состоянии отрешенного просветленного ума и развернутый в бесконечность.

Старый пруд.

Прыгнула в воду лягушка.

Всплеск в тишине.

(Мацуо Басё)

Это атмосферный стих. Он показывает миг, момент. Но мы бы никогда не заметили этот миг, если бы были загружены повседневными делами. Мацуо Басё здесь уловил момент и запечатлел его навсегда.


Огата Корин. Цветение красной и белой сливы. 1714–1715 годы

Мир искусства

Искусство Японии удивительно и самобытно, оно также возникло еще в древности.

В японской живописи были распространены следующие жанры: ямато-э, суми -э, укие-э, портреты и пейзажи. Общей ее особенностью является практически полное отсутствие светотени, а также изображение предметов не спереди, как в европейской живописи, а сверху. Изображение яркое и выразительное, детали точно проработаны.

В литературе японии огромное значение занимали хокку – маленькие стихотворения, состоящие всего из нескольких строк

В них каждое слово важно и точно. Хокку запечатлели природу в ее изменчивости и поразительности, если получиться понять хокку, то и вся японская культура перестанет быть чем-то инопланетным

Японская музыка – это поразительные творения, созданные гениальными авторами. Невозможно описать ее словами, надо только услышать

В этом жанре искусства тоже большое внимание уделяется природе

Икебана, оригами, театр, многочисленные ремесленные изделия и многое другое – не менее важные части искусства Японии. Все искусство этой удивительной страны наполнено гармонией с природой и особым миропониманием.

Принцип сатори: как достичь просветленного разума и увидеть подлинную красоту вещей

— Принцип сатори (XVII век) также пришел из дзен-буддизма. Само по себе сатори означает внезапное пробуждение, которое наступает в результате сосредоточения, самоуглубления, медитативной практики. В дзен-буддизме сатори называют погружением в состояние «разума Будды», которое подразумевает отрешение от повседневных проблем, окружающей рутины и посторонних мыслей. В состоянии сатори мы можем разглядеть подлинную природу вещей. Получается, этот принцип близок к интуиции или высшему мигу познания в художественной практике.

Этот эстетический принцип внес в поэзию хокку (трехстишия) в XVII веке всемирно известный японский поэт Мацуо Басё. Он считал, что для достижения сатори нужно слиться с природой и ощутить «одинокость вещей». «Одинокость» — это ни в коем случае не то человеческое одиночество, когда рядом никого нет; это просветленное одиночество природы, живущей и создающей вокруг себя атмосферу, которую можно уловить и отразить в состоянии просветленного ума в стихотворении.

Особенности религиозного влияния

Религия сыграла ключевую роль в развитие всех сторон островного общества, в т.ч. формировании традиционных и культурных ценностей. Религия в Японии имеет две ветви: буддизм и синтоизм. Основу синтоизма составляет обожествление природных явлений, что и породило отношение японцев к неодушевленной природе, как к живым существам. Она же учит людей жить в гармонии с природой. Именно синтоизм в достаточной степени олицетворяет нацию и её культуру.

Буддизм появился в Японии значительно позже, чем синтоизм, а потому в меньшей мере повлиял на формирование культуры. Пожалуй, наибольший след он оставляет в традиционной архитектуре. В целом, обе названные религии в достаточно степени переплелись, и теперь трудно их выделить в чистом виде.

Принцип югэн: как понять суть недосказанности

— Югэн (XIII–XIV века) — эстетическая категория, буквально означающая таинственность, глубину, сокровенную красоту. Это особая тональность, эмоциональное содержание, находящееся за пределами словесного выражения. В основе югэн лежит интуитивное восприятие сущности объекта — будь то природа или произведение искусства. Югэн подразумевает прелесть недосказанности; ее не может уловить и ощутить человек, лишенный изящного вкуса или душевного покоя.

Для японского искусства югэн очень важен, поскольку считается, что словами невозможно выразить свою эмоцию — можно лишь использовать канонические приемы, чтобы подвести читателя или зрителя к эмоциям, которые он может переживать вместе с творцом.

Путешествие в прошлое

Чтобы понять культуру этой удивительной страны, нужно вернуться к самым ее истокам – в древнюю Японию. Именно тогда и начала формироваться японская культура.

На культуру Японии огромное влияние оказали две религии – синтоизм и буддизм, которые и по сей день остаются главными в стране. Буддизм в Японию пришел из Древнего Китая, став своеобразным мостом, связавшим две вроде бы похожие, но все же такие разные цивилизации. Он изначально был религией знати, ведь у него очень древняя история и сложная философия, понять которую дано далеко не каждому. Простонародье же отдавало предпочтение синтоизму – национальной и уникальной японской религии. В ее основе – полное единение с природой, почитание предков и вера в то, что каждый предмет обладает душой: в деревьях, камнях, реках – везде обитают духи. Именно благодаря синтоизму японцы очень бережно обращаются с богатой флорой и фауной своей страны, по настоящему понимают ее и умеют любоваться этой невероятной красотой.

Особой кастой в Японии являлись самураи – особое привилегированное военное сословие, сложившееся в средневековье. Это были отважные воины, готовые не раздумывая отдать свою жизнь в бою за хозяина и Родину. Их поведение строго подчинялось особому Кодексу Бусидо – своду правил жизни настоящего воина. Самым главным в нем было исполнение своего воинского долга: истинный самурай должен был готов умереть в любой момент, совершенно не бояться смерти и быть абсолютно бесстрашным. Будущих воинов учили мужеству, силе и выносливости, постоянно тренировали и заставляли их выполнять тяжелые испытания.

Они используют специальные тапочки для туалета

В отелях и домах японцы используют отдельные пластиковые или резиновые тапочки для туалета и ванной. Обычно они стоят при входе в санузел. Когда вы выходите, шлепанцы нужно снять и оставить на том же месте. У этой странной традиции две цели: во-первых, японцы считают, что это более гигиенично, а во-вторых, сразу ясно, что туалет занят. Это правило часто смущает иностранцев, которые, конечно же, всегда забывают переобуться.

Кстати, посещение уличных туалетов тоже часто вызывает удивление. Они и с виду выглядят необычно, да и внутри оборудованы по первому слову техники. Например, здесь можно включить музыку, чтобы окружающим уж точно не было слышно, чем вы там занимаетесь. Также есть специальная кнопка вызова службы охраны на случай, если клиенту станет плохо.

Общественный менталитет

Для народов и социальных групп свойственны общие ценности. За счёт этого люди чувствуют себя частью целого, разделяют мнения о культуре поведения, моральных нормах. В каждом социуме есть разделение по социальному статусу, в пределах одной страны можно выделить менталитет правящих кругов, интеллектуальной, духовной элиты, среднего класса. Каждая из этих групп играет свою роль в развитии менталитета нации.

Географическое положение, вероисповедание, способ и уровень производства, политическое устройство, социальная структура, система образования , воспитания– вот факторы, определившие корни общей ментальности. Фактор географического положения определяет такие особенности менталитета как духовная свобода, подавленность, лень. Обширность территории, климат влияет на такие качества, как медлительность, гостеприимство, терпение, послушание, коллективизм. Ландшафт влияет на мечтательность, вдумчивость и другие. Религия воздействует на убеждения, намерения, поступки людей. Вера определяет также характер политической власти страны, её экономическую систему, систему права, духовность, нравственность, судьбу народа, страны, отдельной личности. Национальный менталитет присущ каждому этносу. Характеры людей, их традиции, язык — формирует самобытность каждого народа.

Как возникли принципы японской эстетики и что это такое

— Принципы эстетики сформировались в Японии в эпоху Средневековья. Это общие представления о канонах красоты и об отношении к ним в искусстве, которые дополняли друг друга по мере появления и сосуществуют до сих пор. Они повлияли на то, каким стало искусство Японии, как оно развивалось и как отразилось на менталитете японцев.

Эти принципы сложны для понимания неподготовленным человеком, поэтому их лучше всего рассматривать на отдельных примерах. Например, японский стих — это стих короткой формы, стих иносказаний и символов. Поэты часто говорят с читателями завуалированно, чтобы заставить их рассуждать, расшифровать посыл и интерпретировать истину. Японский стих, как и всё японское искусство, построен на намеках и домысливании.


Кано Эйтоку. Кипарис. 1580–1590 годы

Сложный коктейль с необычным вкусом

Терпение и спокойствие. Нет, это не те позитивные качества, которыми встретит удивленного лаовая современный Китай. Привычка сохранять спокойствие и быть терпимым потребуется, прежде всего, всякому западному гостю Поднебесной. Уж слишком необычны и выразительны особенности местного менталитета!

Знание китайского менталитета позволяет предугадывать действия восточных партнеров

Однако важно понимать, что характер народа – это не случайное, стихийное образование. Чтобы понять человека, объяснить его поступки и привычки, нужно узнать о нем побольше: расспросить о семье и друзьях, о трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться в жизни, и мечтах, от которых он так и не отказался

Так же формируется менталитет.

Национальный характер китайцев – это следствие многих факторов, связанных с природными условиями, особенностями быта и рабочей деятельностью. Это и необходимость давать отпор стихийным бедствиям (засухам, тайфунам, наводнениям), объединяя против природы усилия миллионов людей. И принцип коллективной обработки земли, который лег в основу производства. И специфика религиозных и философских учений. И длительная изоляция от внешнего мира… Их исчерпывающее перечисление не является целью данной статьи.

Предпочтение в еде и напитках

Отношение к еде и кухня

Характер

3.1 Взаимопонимание
Всю сознательную жизнь японцев учат понимать друг друга без слов. Это означает, что вовсе необязательно иметь, либо выражать, свое мнение. В сущности, для японской женщины куда хуже прослыть своевольной и самоуверенной, чем уродливой. В японском языке даже нет эквивалента этого слова. В равной мере скверно назвать мужчину «решительным».
Предпочтения редко выражаются на словах, так что каждому в Японии приходится быть немного телепатом. Это обстоятельство может привести к изрядной путанице, поскольку погрешности в чтении мыслей на расстоянии неизбежны. Например, кому_то может показаться, что вы хотите уйти, тогда как на самом деле вы предпочли бы остаться. Ну и так далее. Это также может вылиться в немалые расходы. В Японии не принято расспрашивать гостей об их кулинарных пристрастиях, когда приглашаешь их к себе домой на званый обед или ужин. Ведь это будет слишком в лоб. Так что хозяйке придется потрудиться, готовя кушанья практически на любой возможный вкус.
3.2 Под ковром и за текстом
В процессе принятия решения соответствующая информация поступает в соответствующие инстанции в соответствующей форме. С кем нужно, проконсультируются, кого нужно, убедят. Таково искусство нэмаваси. (Точно такой же термин используют в садоводстве при описании метода пересадки растений. Сначала подрезают корень, затем ждут, когда подрезанный кончик пустит мелкие корешки. И только тогда растение пересаживают. «Нэ«означает «корень». «Маваси«дословно переводится как «связывание, крепление».)
Чтобы добиться успеха в японском обществе, вы должны постигнуть искусство нэмавасии хорошо освоить его. До начала любого совещания через множество рук проходит такой поток информации, что исход дела практически предрешен. Со стороны все выглядит элементарно просто, однако в действительности процесс бывает весьма сложным и трудоемким. Прежде всего, следует знать, в какие места надо посадить все эти важные корешки информации. Если вы выберете не то место и не тех людей, то нанесете непоправимый ущерб всему делу. Более того, посаженные корни выдернуть уже невозможно. Так что самый тонкий ход на поверку может оказаться грубейшей ошибкой, если вы подобрали неподходящую почву.
Для нэмавасибольшое значение имеет также последовательность действий. Если вы выбрали нужных и «правильных» людей, но в неверной последовательности, ваше дело обречено на провал. Если же вы связались с «неправильными» людьми, однако контактируете с ними в правильной последовательности, то рискуете вляпаться в такую ситуацию, когда процесс может принять неконтролируемый характер. Тогда изначальная проблема, потребовавшая нэмаваси, померкнет в сравнении с новым кошмаром.

Особенности театрального творчества

Японский традиционный театр – это визитная карточка страны. Одним из первых направлений театрального искусства считается театр «но», где артисты выходили играть в масках и шикарных костюмах. В XVII веке появился наиболее известный вариант сценического творчества – театр кабуки. Играли в таком театре только мужчины, а на их лица накладывался внушительный слой грима. Мужчины играли и женские роли (оннагата). Параллельно развивался еще одно знаменитое театральное направление – театр банраку (с марионетками).

Нельзя оставить без внимания особое своеобразие – японская анимация «аниме», которая изначально нацеливалась на взрослых людей. В таких лентах, чаще всего, перерабатывались национальные комиксы – манги.

Свое-чужое

Менталитет японцев формируется с самого раннего детства. До 5 лет с ребенком обращаются «как с царем» и разрешают абсолютно все. Потом на их поведение накладывается множество правил и запретов. Детей учат покорности воле старших, чувству долга, терпеливости, сдержанности, избегать противоречий, не доставлять неудобства окружающим своим поведением, идти на компромиссы, почитать родителей, петь хором. Через каллиграфию детей учат передавать гармонию красоты своего внутреннего мира.

Японцы не представляют свою жизнь вне группы. Худшим наказанием для японца с детства является изгнание из коллектива, к которому они принадлежат. К сожалению, такое сознание приводит к неумению самостоятельно принимать решения.

К особенностям менталитета японцев можно отнести разграничение понятия «свое» и «чужое». И это отражается не только на использовании вежливого и обычного стиля речи в языке. Среди своих японец может не сдерживать эмоции, тщательно скрываемые за пределами семьи.

Только вперед и только вместе

Поиск лучших условий сотрудничества с Поднебесной побуждает европейцев изучать культуру и язык китайских партнеров, постигать их образ мышления. Но даже это не делает гостя с Запада знатоком азиатского менталитета, потому бизнес в этой стране всегда готовит ему немало «открытий чудных». Мы предприняли свою попытку в поиске источников главных национальных черт:

Важнейшее качество любого китайца – патриотизм, готовность принести себя в жертву на благо страны

Замкнутость. В широком смысле слова: и на уровне личности, и в рамках государства. Потому здесь не принято открыто проявлять эмоции, тем самым нарушая сложные этические ритуалы

И не важно, что вы думаете о своем партнере или конкуренте на самом деле: церемониал и «сохранение лица» превыше всего. Неподвижность позы и мимики, негромкий голос, беспристрастность или услужливость тона

И ни в коем случае не взгляд в упор! Таким остается и образ КНР на международной арене.

Коллективизм. Непростые природные и климатические условия и связанная с ними необходимость тяжелой физической работы обусловили ту исключительную роль, которую во все времена играл в Китае коллективный труд. Отсюда и пресловутая китайская дисциплина, и высокая степень доверия к мнению группы, и сплоченность на основе четкого распределения ролей.

Китайцы широко известны как не избалованные комфортом, малоприхотливые люди

Неприхотливость. Умеренность желаний, скромность потребностей, приспособляемость, свойственные китайцам, имеют несколько источников. С одной стороны, это вековая необходимость вести тяжелую борьбу за существование, с другой – конфуцианская идеология, которая ориентировала простых людей на способность довольствоваться малым.

Законопослушание. Вряд ли исключительное уважение закона китайцами объяснимо лишь страхом перед жестокими наказаниями за его нарушение. Истоки такой честности перед государством правильнее искать в традиционной культуре Поднебесной. Так, большое место в конфуцианстве отводится учению о «ли» (этикете) – нормах поведения в семье, правилах отношений между старшими и младшими, подчиненными и государем, соблюдении установленных законов и ритуалов.

Конфуций учил: «Рис и овощи для еды, вода для питья, да голова на плечах – вот, что необходимо мне для счастья»

Свою лепту в правовое воспитание китайцев внес и даосизм, одним из главных постулатов которого является принцип «у-вэй» (неделание): мудрость состоит в том, чтобы следовать обстоятельствам, а не противодействовать законам природы. Согласно учению о Дао, способность к недеянию и есть правильная деятельность.

Трудоголизм японцев

Так случилось, что обычный японец никогда не нанимается на работу. Нет. Его принимают в семью. В Японии не поощряется частая смена работы, служащий поступает в компанию совсем молодым и в идеале работает в ней всю жизнь. Теперь интересы компании — это его интересы, даже если он просто уборщик. Коллеги теперь становятся теми, с кем придется общаться много лет по 12-15 часов ежедневно. Поэтому лучше не высовываться и со всеми поддерживаться хорошие отношения. А это значит, им приходится иметь высокий уровень конформизма. Доходит до того, что работник стесняется встать и уйти, хотя его рабочий день закончен. Ведь все остальные еще тут!

Зачем нужны визитки

Неотъемлемой частью поведения в японском обществе являются поклоны. Несмотря на то что в Японии кланяются не только людям, но и отбывающему самолету и даже уезжающему лифту, существуют разные поклоны, степень вежливости которых зависит от градуса по отношению к тому, кто выше по социальному статусу. Статус японца зависит семейного положения, профессии, возраста, места работы и др.

Когда японцы встречаются в первый раз, они выясняют принадлежность друг друга, статус и положение. Без этого им трудно наладить общение. В ритуале взаимного представления помогают визитные карточки. Здесь важна каждая деталь: внешний вид визитки, материал из которого она сделана, церемония вручения.

Чтобы не ограничивать менталитет японцев описанием, кратко ознакомьтесь с понятиями, характеризующие мир японцев: кимоно, икебана, любование осенними кленами и облетающей сакурой, роботы, небоскребы, пагоды, ландшафтные сады, старшеклассницы в клетчатых юбках, человекоподобные роботы, нарядные гейши, бесконечные игровые автоматы, электронные унитазы, туалетные тапочки, поезда, похожие на космические корабли, система пожизненного найма и многое другое.

Все люди очень разные и описать целую нацию несколькими фразами просто невозможно.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий