Хельсинкский метрополитен

Подвижной состав[править | править код]

Поезда метро в Хельсинки технологически идентичны поездам VR Sm4, используемым на пригородной железной дороге. Ширина колеи — 1524 мм, как и на всех финских железных дорогах. Что обеспечивает возможность транспортировки подвижного состава по железным дорогам общего пользования. Это единственный метрополитен за пределами стран бывшего СССР и единственный в Евросоюзе, использующий общую колею со странами бывшего СССР. Используемое напряжение — 750 вольт постоянного тока, подаваемое через контактный рельс.

В настоящий момент используются два типа составов — с индукционным двигателем переменного тока (при токосъёмнике постоянного тока) M100 производства Strömberg (используются с начала 1980-х годов) и асинхронные M200 производства Bombardier (используются с 2001 года). На ранее созданном тестовом маршруте использовались составы с двигателями постоянного тока М1-М4 (первый состав сгорел). Теоретически для метрополитена могли быть куплены советские составы (ввиду соответствующего габарита, колеи, напряжения контактной сети и размещения контактного рельса), но мэрия опасалась подобного решения[источник не указан 734 дня], предложив правительству совместное предприятие Valmet/Strömberg в качестве альтернативы.

Средняя скорость движения — 70 км/ч на подземных участках и 80 км/ч на наземных участках линии. Скорость на развязках: 35—60 км/ч.

M100править | править код

Во время строительства первой очереди метро поезда были разработаны финскими компаниями Valmet и Strömberg. Первая партия поездов была построена в —1984 годах. Valmet производил механические, а Strömberg — электрические детали. Главное требование к поездам — соответствие климату города. На 2003 год в парке подвижного состава метрополитена имелось 42 вагона, рассчитанных на 65 сидячих мест в каждом. В среднем состав принимает до 400 пассажиров за раз. Все вагоны — головные, то есть с кабиной управления, что позволяет формировать составы с числом вагонов, кратному двум — четырёхвагонные или шестивагонные в час пик. К 2009 году все составы этой серии прошли капитальный ремонт и модернизацию.

M200править | править код

В 2000—2001 годах компания Bombardier занялась поставкой технологически новых составов M200 на базе подвижного состава Берлинской городской электрички (но с иным габаритом и учитывавших климатические условия), производимых подразделением Ammendorf (ранее данный завод выпускал купейные вагоны для СССР). В поездах эксплуатируется электрооборудование компании Traxis. Вагон имеет 3 двери, как и в М100. Основным отличием от М100 является наличием межвагонных переходов. Оборудованы дисплеями, информирующими о станциях на обоих официальных языках. Вагоны типа М100 и типа М200 никогда не объединяются в один состав. Конструкционная скорость, как и у базовой модели для Германии, составляет 120 км/ч, но служебная скорость ограничена до 80 км/ч.

M300править | править код

В марте 2015 года в метрополитене Хельсинки введены в эксплуатацию новые составы — серия М300, которые будут управляться без машиниста, с полным автоведением. Они должны полностью заменить существующие М100 и М200. В 2018 году новая техника всё ещё работает в тестовом режиме, с управлением машинистом из кабины. Производителем данной серии поездов стал концерн CAF. Всего в метрополитене курсирует 20 таких составов.

Ремонтный цехправить | править код

Ремонтный цех находится несколько севернее станции Itäkeskus. Одновременно обслуживает до 6 поездов. В случае необходимости — до 8 поездов. Вместимость депо — 44 состава одновременно. Ремонтный цех и депо соединены однопутной неэлектрифицированной ветвью, связывающей метро с национальной железной дорогой.

Сеть

В настоящий момент Хельсинкский метрополитен насчитывает 17 станций. Схема линий напоминает букву Y. Основная линия метрополитена разделяется на две ветки в восточной части города в районе узловой станции Итякескус. 8 станций в центре Хельсинки и 2 на востоке — подземные, 9 восточных станций — наземные.

Поезда метро обычно следуют с интервалом 4—5 минут на отрезке Руохолахти—Итякескус. На участках Итякескус—Меллунмяки и Итякескус—Вуосаари с интервалом 8—10 минут. Поезда останавливаются на каждой станции, названия станций объявляются на обоих государственных языках: финском и шведском. Исключение составляет станция Rautatientori — на этой станции объявление звучит также и на английском (Central Railway Station). Кроме того, на станции «Кайсаниеми» объявление звучит только один раз, так как фонетически форма этого слова совпадает в обоих государственных языках (ср. фин. Kaisaniemi и швед. Kajsaniemi). Объявление станции «Итякескус». (info)

Линии и станции

Основная статья: Список станций метрополитена Хельсинки
Станция Расстояние Другие виды транспорта(кроме городских автобусов)
Ruoholahti Gräsviken 0,0 км →Трамвай 8, Западный терминал порта г. Хельсинки
Kamppi Kampen 1,2 км →Городские, Региональные, Междугородние и Международные автобусные сообщения, Автовокзал
Rautatientori Järnvägstorget 1,7 км →Железнодорожный вокзал городского, междугороднего и международного сообщения, , Трамваи 3T/B, 6 , автобусная станция
Kaisaniemi Kajsaniemi 2,3 км →Трамваи 3T/B, 6
Hakaniemi Hagnäs 3,2 км →Трамваи 1, 3T/B, 6, 7A/B
Sörnäinen Sörnäs 4,1 км →Трамваи 6, 8
Kalasatama Fiskhamnen 5,2 км
Kulosaari Brändö 7,0 км
Herttoniemi Hertonäs 8,5 км
Siilitie Igelkottsvägen 9,9 км
Itäkeskus Östra centrum 11,9 км
Myllypuro Kvarnbäcken 13,8 км 13,0 км Puotila Botby gård
Kontula Gårdsbacka 15,2 км 16,2 km Rastila Rastböle
Mellunmäki Mellungsbacka 16,8 км 16,2 км Vuosaari Nordsjö

Доступ в метро

Большинство станций — наземные. В основном это станции, находящиеся за пределами исторического центра Хельсинки. Как на подземных, так и на наземных станциях наряду с эскалаторами функционируют лифты, что значительно облегчает доступ на станцию пассажирам с ограниченными возможностями, женщинам с колясками. Двери вагонов на всех станциях находятся на одном уровне с платформой. Турникеты отсутствуют и в этом смысле проход на станцию свободен, но не бесплатен. Условно станция поделена на две непропорциональные части, отделенные друг от друга желтой линией, намеченной на полу: 1) Зона входного вестибюля, нахождение в пределах которой не обязывает к оплате проезда, и 2) Платформенная зона, нахождение в пределах которой обязывает к наличию проездного билета. Пересекая желтую линию-границу, пассажир оказывается в зоне отправления поездов и будет привлечен к административной ответственности (штраф) в случае отсутствия проездного документа. Регулярные проверки осуществляются нарядами контролеров в поездах метро и других видах транспорта Хельсинки. Сегодня общественный транспорт Хельсинки, наряду с традиционными билетами, использует электронные смарт-карты. Считывателями смарт-карт HKL/YTV оснащены все станции метро и пригородных поездов, а также все остальные виды общественного транспорта.

Билеты

Метро входит в общегородскую систему общественного транспорта HKL. По этой причине проездные билеты, приобретенные в метро, действуют на всех остальных видах транспорта в пределах Хельсинки. Одноразовые и многократные билеты можно приобрести на станциях метро в специализированных билетных автоматах, сервисных точках HKL, а также других видах городского транспорта. Продолжительность действия одноразового билета равна одному часу. Кроме того, билет можно приобрести по мобильной связи посредством SMS. SMS-билеты действуют с некоторыми ограничениями и по этой причине такими билетами нельзя пользоваться на некоторых автобусных маршрутах.

Стоимость стандартного одноразового билета на год составляет 2,20 евро для взрослых и 1,10 евро для детей (до 17 лет). Стоимость билета, приобретенного в автомате составляет 2,00 евро для взрослых и 1,00 евро для детей соответственно .

Особенности метрополитена в Хельсинки

Станции открываются довольно рано. В будние дни можно использовать данный вид транспорта уже с 5.30 утра, а в воскресенье немного позже — с 6.30. Последнее метро уходит в 23.30 в любой день недели.


Метро состоит всего лишь из одной ветки, которая раздваивается в районе остановки Итякескус.

Схема метро Хельсинки насчитывает всего лишь 17 станций протяженностью 22 км, отличительной особенностью которых является то, что всего лишь 6 из них проходят под землей. Остальные станции находятся на поверхности земли.

Подземные станции размещены неглубоко, самая глубокая из них находится на глубине 30 метров под землей и 15 метров ниже уровня моря.

Кроме эскалаторов, данные станции оборудованы лифтами, что упрощает передвижение людей с ограниченными возможностями. Турникеты в финском метрополитене отсутствуют, и вход в метро начинается после пересечения желтой линии на границе платформы и вестибюля. Однако без билета лучше не ехать, поскольку в поездах часто встречаются контролеры, которые при выявлении безбилетного пассажира обязательно выпишут штраф. А штрафы в Финляндии значительные: в случае отсутствия билета вас ждет наказание в сумме 80 евро.

Поскольку в стране утверждено 2 государственных языка, то каждая остановка метро объявляется на обоих — финском и шведском. Исключение составляют Центральная железнодорожная станция, которая анонсируется еще на английском языке, и станция Кайсаниеми, которая провозглашается всего лишь 1 раз, поскольку ее название одинаково звучит на обоих государственных языках. Станции метро Хельсинки на русском языке не объявляют.

Виды билетов и проездных карт в Хельсинки

В стране не предусмотрены отдельные билеты на разные виды транспорта, так как все они входят в систему городского транспортного предприятия Хельсинки — HSL (Helsinki Region Transport). Один и тот же билет действителен для проезда в метро, автобусе, трамвае и даже на пароме до крепости Суоменлимма, единственное ограничение — им можно воспользоваться только в пределах города. Для пригородного сообщения существует другой вид билетов.

При желании можно купить проездной с разным сроком действия, от суток до нескольких дней. Специально для гостей города разработана особая туристическая карта, в стоимость которой включены неограниченный проезд на всех видах транспорта, посещение некоторых музеев, скидки во многих ресторанах и даже трансфер в аэропорт. Эта карта бывает 2 видов. Первая действительна только в городской черте, а вторая распространяет свое действие на пригород и называется региональной. Туристическую карту можно купить со сроком действия в 24, 48 или 72 часа.

Билет можно купить в автоматах HSL (кроме туристической городской карты), R-киоске, в торговых центрах «Stockmann», «K-Citymarket» и даже с помощью услуги SMS.

Найти метро в городе, даже не зная языка, не составит для вас проблемы. Его очень легко обнаружить по характерному обозначению — белая буква «М» на красном фоне.

Схема движения

Во время проезда в метро Хельсинки довольно сложно заблудиться, туристам даже не понадобится схема – все здесь устроено крайне просто и понятно.

Прямой отрезок пути Руохолахти-Итякескус до развилки можно проехать в среднем за десять-тринадцать минут. Поезда ходят в этом направлении каждые пять минут. Составы никогда не бывают заполнены до отказа. Даже в час пик здесь всегда остаются свободные места.

На развилке поезд уходит либо в северную, либо в восточную часть города. В первом случае можно доехать до конечной станции «Меллунмяки», во втором вы окажетесь через пять минут пути на «Вуосаари» Имейте в виду, что по развилке составы ходят с большим интервалом движения. Обычно он составляет около восьми минут. Очень редко ожидание затягивается на десять минут.

Как оплатить и где купить билет

Купить билет можно в специальных билетных автоматах, которые находятся и на станциях в метро, и на вокзалах. Автоматы бывают двух видов: обыкновенные, в которых продаются разовые билеты, и более современные, с возможностью выбора языка и разных типов билетов.

Также билеты продаются и у самих водителей автобусов и трамваев.

Приобрести билеты достаточно легко и в R-киосках, торговых центрах, туристических пунктах.

Кроме этого, имеется возможность купить билет на свой смартфон. Для этого потребуется воспользоваться мобильным приложением, которое называется HSL Mobile Ticket.

Из истории создания метрополитена

Администрация города задумалась о строительстве собственного метро в середине прошлого века. Именно к этому времени идея начала дополняться различными расчетами и схемами. На разработку проекта у финнов ушло около восьми лет. Он предусматривал несколько веток протяженностью восемьдесят километров. На всем пути должны было находиться сто восемь станций. Однако воплотить этот проект в жизнь не удалось. Он оказался слишком масштабным и дорогим для исполнения. В силу некоторых причин было решено приступить к строительству одной ветки метро и шести станций.

Еще шесть лет ушло на подготовку к строительству, и в мае шестьдесят девятого года рабочие приступили к первому этапу стройки. Этот процесс не обошелся без проблем и казусов. Дело в том, что бюджет проекта был частично разворован. Поэтому от момента прокладки первого туннеля до пуска первого состава ушло тринадцать лет.

За последующие годы было построено еще одиннадцать станций, причем только восемь из них являются подземными и выдолблены прямо в скале.

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 сентября 2013.
  2. В шведском языке для метрополитена Хельсинки вместо слова tunnelbana употребляется metro, определённая форма metron
  3. . yle.fi. Служба новостей Yle (2012-8-2). Дата обращения: 2 августа 2012.
  4. ↑ . Сайт телерадиокомпании Yleisradio Oy. Служба новостей Yle (18 ноября 2017). Дата обращения: 18 ноября 2017.
  5. . yle.fi. Служба новостей Yle (2016-6-11). Дата обращения: 12 июня 2016.
  6. ↑ . yle.fi. Служба новостей Yle (2015-6-30). Дата обращения: 30 июня 2016.
  7. . YLE. Дата обращения: 9 октября 2016.
  8. (1 марта 2018). Дата обращения: 30 мая 2019.
  9. . yle.fi. Служба новостей Yle (2012-4-15). Дата обращения: 18 апреля 2012.

Перспективы[править | править код]

Схема железнодорожного транспорта в Хельсинки с планами развития

До 2017 года последнее значительное изменение в системе метро — завершение строительства новой станции Kalasatama (между Sörnäinen и Kulosaari). Эта станция находится в районе Sörnäistenranta-Hermanninranta (Восточная гавань), ранее являвшемся портовым. Ещё одна новая станция планируется в Roihupelto (между Siilitie и Itäkeskus). Она будет находиться в новом жилом районе.

Муниципалитет Хельсинки поддержал планы расширить метро в муниципалитеты Эспоо, Вантаа и Сипоо. Согласно опросу в Эспоо, 75 % жителей выступили за продление метро в южную часть Эспоо, в связи с чем в сентябре 2006 года, после десяти лет обсуждений, совет Эспоо принял решение продлить линию метро на запад (ранее этот план подвергался сомнению со стороны властей). Строительство первого участка длиной 13,9 км с 8 подземными станциями началось в 2009 году. Строительство завершилось в конце 2015 года, в феврале 2016 года — началась обкатка поездов, а открытие движения было запланировано на 15 августа 2016 года, однако, из-за проблем с тестированием систем безопасности, окончательное открытие западной ветки было предварительно отложено до января 2017 года, а позднее отодвинуто и на более дальний срок. Смета строительства составляла 713 млн евро, однако итоговая стоимость строительства участка составила 1,09 миллиард евро. По состоянию на 6 ноября 2017 года продолжалось тестовое движение поездов по новому участку. 18 ноября долгожданный участок был открыт. Полностью завершить продление линии на запад планировалось в 2020 году, однако в 2018 году, при обновлении плана проекта, составленного в 2011—2012 годах, завершение продления предполагается не ранее 2024 года.

Вторая линия от Laajasalo через Kamppi до Pasila, возможно, до аэропорта Хельсинки-Вантаа, планируется. Строительство обсуждалось в Городском собрании, но линия вряд ли будет открыта раньше 2020 года. На станции «Камппи» присутствует заготовка платформы для второй линии.

17 мая 2006 года совет Хельсинки объявил, что нынешние поезда будут заменены на автоматические, для движения которых не требуются машинисты. Пока перевод на новые поезда не завершится, дальнейшее расширение системы невозможно. В апреле 2012 года руководство Городского транспортного ведомства HKL санкционировало расторжение договора с компанией Siemens о поставке вагонов автоматизированного метро из-за проблем автоматизации и задержек.

Стоимость проезда

Разовый билет, приобретенный у водителя, обойдется в 3,20 евро, в билетном автомате, тот же билет будет стоить дешевле – 2,90 евро. Детский разовый билет стоит 1,60 евро при покупке у водителя и 1,40 евро – при покупке в автомате.

За региональный взрослый билет на 1 час понадобится заплатить 5 евро, на 2 часа – 7 евро, а за детский 2,50 евро и 3,50 евро, соответственно.

Проездной на день

Для того чтобы сэкономить, рекомендуется приобрести карту, которая действует в течение периода от 1 до 7 дней. Этот вариант особенно подойдет тем, кто решил подольше задержаться в Хельсинки. Карта становится действительна в момент ее первого использования.

Внутренний билет на сутки будет стоить 9 евро, на двое суток – 13,50 евро, на трое суток – 18 евро.

Стоимость регионального билета составит: на одни сутки 14 евро, на двое суток – 21 евро, на трое суток – 28 евро.

Цены билетов для детей – в два раза ниже.

Как пользоваться метро в Хельсинки: особенности метро финской столицы

Финский метрополитен не предполагает наличия контролеров и турникетов. Однако это не отменяет необходимости оплаты за проезд. Перед входом на станцию обязательно нужно купить билет. В своем большинстве жители страны приобретают талоны, по которым можно ездить на нескольких видах транспорта. Так же в ходу у местного населения долгосрочные проездные.

Естественно, что туристы предпочитают приобретать билеты на одну поездку. Их можно купить прямо на станции метро перед эскалатором. Для их продажи устанавливаются специальные автоматы, выдающие билеты. Еще одним способом покупки билета являются магазины R-kioski. Здесь же можно стать обладателем проездного билета на продолжительный период.

Если билет был пробит через автомат, то он является активированным, т. е. ехать по нему можно сразу. Стоит лишь запомнить время, после которого право на проезд прекратится. Как правило, продолжительность поездки по одному билету не превышает 60 минут. Если срок действия талона закончился, а поездка еще нет, то нужно взять еще один проездной.

Для граждан, имеющих финскую сим-карту, возможно приобретение «СМС-билета». Для этого на сотовом телефоне набирается сообщение со следующим текстом «А1» без применения пробелов. Отправить его нужно на номер 16355. После отправки сообщения, на указанный номер должен прийти билет, а с телефонного счета снимется необходимая сумма — 2,90 евро. Такой билет действителен на протяжении 80 минут.

Для некоторых пассажиров удобнее записывать разовые поездки на Travel Card салатового цвета. Их также приобретают в R-kioski за 2,20 евро. Данный вид билета перед поездкой должен быть активирован на валидаторе, который находится перед входом в метро. Об успешной процедуре активации оповестит звуковой сигнал и лампочка зеленого цвета.

Еще одним, довольно распространенным способом приобретения талона, является его оформление с помощью приложения HSL Mobiililippu. Этот способ позволяет купить билеты наперед, активируя их по мере необходимости. Стоимость проездного составит 2,20 евро.

Талоны, предполагающие поездки на протяжении определенного периода времени можно купить в магазинах, автоматах, киосках.

Контролеры на линии встречаются редко, однако в случае выявления неплательщика они взимают штраф в размере 80 евро.

Названия станций оформлены и объявляются на финском и шведском языках.

Сеть

В настоящий момент Хельсинкский метрополитен насчитывает 25 станций. Схема линий напоминает букву Y. Основная линия метрополитена разделяется на две ветки в восточной части города в районе узловой станции Итякескус. 6 станций в центре Хельсинки, 2 на западе и 2 на востоке — подземные, 9 восточных станций — наземные. 6 станций в городе Эспоо — также подземные.

Поезда метро обычно следуют с интервалом 4—5 минут на отрезке Матинкюля—Итякескус. На участках Итякескус—Меллунмяки и Итякескус—Вуосаари с интервалом 8—10 минут. Поезда останавливаются на каждой станции, названия станций объявляются на двух государственных языках: финском и шведском. На станциях Rautatientori и Helsingin yliopisto объявления звучит также и на английском (Central Railway Station, University of Helsinki).

Линии и станции

Основная статья: Список станций метрополитена Хельсинки

Станция Расстояние Другие виды транспорта(кроме городских автобусов)
Ruoholahti Gräsviken 0,0 км →Трамвай 8, Западный терминал порта г. Хельсинки
Kamppi Kampen 1,2 км →Городские, Региональные, Междугородние и Международные автобусные сообщения, Автовокзал
Rautatientori Järnvägstorget 1,7 км →Железнодорожный вокзал городского, междугороднего и международного сообщения, Трамваи 2, 3, 6, 9, автобусная станция
Helsingin yliopisto Helsingfors universitet 2,3 км →Трамваи 2, 3, 6
Hakaniemi Hagnäs 3,2 км →Трамваи 1, 2, 3, 6, 7A/B
Sörnäinen Sörnäs 4,1 км →Трамваи 6, 8
Kalasatama Fiskhamnen 5,2 км
Kulosaari Brändö 7,0 км
Herttoniemi Hertonäs 8,5 км
Siilitie Igelkottsvägen 9,9 км
Itäkeskus Östra centrum 11,9 км
Myllypuro Kvarnbäcken 13,8 км 13,0 км Puotila Botby gård
Kontula Gårdsbacka 15,2 км 16,2 km Rastila Rastböle
Mellunmäki Mellungsbacka 16,8 км 16,2 км Vuosaari Nordsjö

Доступ в метро

Большинство станций — наземные. В основном это станции, находящиеся за пределами исторического центра Хельсинки. Как на подземных, так и на наземных станциях наряду с эскалаторами функционируют лифты, что значительно облегчает доступ на станцию инвалидам, женщинам с колясками и велосипедистам. Двери вагонов на всех станциях находятся на одном уровне с платформой. Турникеты отсутствуют и в этом смысле проход на станцию свободен, но не бесплатен. Условно станция поделена на две непропорциональные части, отделенные друг от друга жёлтой линией, намеченной на полу: 1) Зона входного вестибюля, нахождение в пределах которой не обязывает к оплате проезда, и 2) Платформенная зона, нахождение в пределах которой обязывает к наличию проездного билета. Пересекая жёлтую линию-границу, пассажир оказывается в зоне отправления поездов и будет привлечен к административной ответственности (штраф) в случае отсутствия проездного документа. Регулярные проверки осуществляются нарядами контролёров в поездах метро и других видах транспорта Хельсинки. Сегодня общественный транспорт Хельсинки, наряду с традиционными билетами, использует электронные смарт-карты. Считывателями смарт-карт HKL/YTV оснащены все станции метро и пригородных поездов, а также все остальные виды общественного транспорта.

Билеты

Метро входит в общегородскую систему общественного транспорта HKL. По этой причине проездные билеты, приобретённые в метро, действуют на всех остальных видах транспорта в пределах Хельсинки. Одноразовые и многократные билеты можно приобрести на станциях метро в специализированных билетных автоматах, сервисных точках HKL, а также других видах городского транспорта. Продолжительность действия одноразового билета равна одному часу. Кроме того, билет можно приобрести по мобильной связи посредством SMS. SMS-билеты действуют с некоторыми ограничениями и по этой причине такими билетами нельзя пользоваться на некоторых автобусных маршрутах.

Стоимость стандартного одноразового билета, для передвижения внутри Хельсинки, приобретённого в автомате, на 2018 год составляет 2,90 евро для взрослых и 1,50 евро для детей (до 16 лет), срок действия 60 минут. Стоимость билета, при покупке через мобильное приложение, составляет 2,20 евро для взрослых и 1,10 евро для детей и срок действия 80 минут.

Стоимость проезда

Билеты можно приобрести через мобильный телефон или в терминале оплаты на станциях. Существует два типа автоматов: для продажи разовых билетов и для выдачи проездных карт.

Купить обычные одноразовые билеты можно монетами, а вот оплата проездных происходит только безналичным способом, по карточке. Автоматы принимают платежные системы Visa и MasterCard. В 2017-2018 году единоразовый проездной стоит 2,90 евро. Кроме этого, городское транспортное предприятие Хельсинки предлагает приобрести билеты, действующие в течение 1-7 дней, либо карточку на продолжительный срок. Примеры тарифов и разницу в цене можно увидеть в таблице ниже.

Количество дней

Стоимость билетов

Стоимость проездных

1

9€

2

13,50€

3

18,00€

4

22,50€

5

27,00€

6

31,50€

7

36,00€

14

28,70€

30

54,70€

Альтернативой стандартным проездным может стать трехдневная туристическая карточка Helsinki card за 66 евро (или 72 с включением периферии), двухдневная за 56 евро и однодневная за 46 евро (детские карты стоят ровно в два раза дешевле), дающая бесплатный проезд на все виды транспорта, скидки в большинство музеев и других достопримечательностей Хельсинки, бесплатный проезд до крепости Суоменлинна, свободное посещение некоторых музеев.

Линии метро

Схема метро Хельсинки

В хельсинкском метро действует лишь одна ветка, она разделяется на два ответвления. Схема этого метрополитена напоминает русскую букву У или латинскую литеру Y. Протяженность путей составляет тридцать пять километров.

В настоящее время на территории метрополитена открыто двадцать пять станций. Шесть из них находятся в центре города, две — в его восточной части, одиннадцать — в западной (причем из этих одиннадцати лишь две являются подземными). Оставшиеся шесть станций находятся на территории соседнего города, они являются подземными.

Большинство станций хельсинкского метрополитена — наземные. На всех станциях без исключения работают эскалаторы. Есть в метро и лифты: они установлены для того, чтобы облегчить доступ в метрополитен инвалидам, а также пассажирам с велосипедами и детскими колясками. Некоторые станции отличаются достаточно необычным оформлением — например, следующие:

  • «Хельсинкский университет»;
  • «Раутатиентори»;
  • «Камппи».

Интерьер последней из названых станций напоминает об оформлении стокгольмского метро: здесь вы увидите те же вырубленные в скале, необработанные своды. Деталями интерьера финской станции также являются указатели с названиями различных крупных городов мира. Можно среди них найти и название российской столицы.

Впрочем, нужно отметить, что большинство станций хельсинкского метро оформлено очень строго, минималистично. Дизайнеры, занимавшиеся отделкой станций, явно больше думали о комфорте и функциональности, чем об оригинальности и красоте.

Скорость движения составов на подземных участках составляет семьдесят километров в час, на наземных участках они движутся со скоростью восемьдесят километров в час. На развязках скорость поездов снижается приблизительно до шестидесяти километров в час, иногда на этих отрезках пути они могут ехать даже медленнее; нижняя граница скорости — тридцать пять километров в час.

Строящиеся и запланированные станции

Западный участок (Länsimetro)

Будет проведён от станции Матинкюля

  • «Финноо» (фин. Finnoo, швед. Finno) будет открыта в 2020 году
  • «Кайтаа» (фин. Kaitaa, швед. Kaitans) будет открыта в 2020 году
  • «Соукка» (фин. Soukka, швед. Sökö) будет открыта в 2020 году
  • «Эспоонлахти» (фин. Espoonlahti, швед. Esboviken) будет открыта в 2020 году
  • «Кивенлахти» (фин. Kivenlahti, швед. Stensvik) будет открыта в 2020 году

Северный участок (Itämetro)

Будет проведён от станции Меллунмяки.

  • «Лянсисалми» (фин. Länsisalmi, швед. Västersundom) будет открыта после 2020 года, будет располагаться в городе Вантаа
  • «Салленкаллио» (фин. Salmenkallio, швед. Sundsberg) будет открыта после 2020 года
  • «Ёстерсундом» (швед. Östersundom) будет открыта после 2020 года
  • «Сакаринмяки» (фин. Sakarinmäki) будет открыта после 2020 года
  • «Майвик» (швед. Majvik) будет открыта после 2020 года, будет располагаться в общине Сипоо

Удобство, функционал и безопасность метро в Хельсинки

Каждая станция метро оснащена эскалаторами, на некоторых станциях есть лифты. Они ходят по диагонали и больше предназначены для людей с ограниченными возможностями. Однако обычные пассажиры также могут воспользоваться лифтом.

На станциях финского метро нет турникетов, поэтому даже в часы пик здесь не бывает столпотворения.Для контроля пассажиропотока на станциях дежурит группа работников. Они же проверяют наличие билетов и выписывают штрафы тем, кто решил проехать бесплатно. Проверки на станциях проходят редко, но рисковать не стоит – в случае поимки за безбилетный проезд нужно будет заплатить 80 евро.

Уровень безопасности в метро находится на высоком уровне. Перед эксплуатацией новых вагонов и линий проводится обязательное тестирование работы системы в целом для обеспечения совместимости и безопасности различных структур и элементов

Особое внимание при этом уделяется организации безопасного движения составов и пассажиропотока.

На испытательные работы уходит не меньше нескольких месяцев. Сначала работу системы безопасности принимает Отделение по чрезвычайным ситуациям Хельсинки, после чего свое согласие на готовность станций и туннелей к работе дают городские службы строительного надзора.

Плюсы Минусы
Производство составов происходит в Финляндии.
Сеть метрополитена является небольшой, поэтому попасть из одного конца города в другой можно за 20 минут.
Станции и вагоны метрополитена имеют все удобства для людей с ограниченными возможностями и для детей в колясках.
Станции объявляются диктором на 2 государственных языках – финском и шведском.

Следует отметить, что случаи воровства в метро бывают крайне редко.

Карта метро Хельсинки

Из 17-ти станций хельсинского метрополитена большая часть расположена в открытой местности. Здесь не наблюдается такого количества разветвлений, как у аналога, функционирующего в Москве. С одного конца метро Хельсинки на другой можно добраться за 20 минут с небольшим. Взяв старт у ст. Руохолахти, линия проходит в северо-восточную часть города до ст. Итякескус. В этом месте она разъединяется на 2 направления:

  • В северную часть города до ст. Меллунмяки, которая является конечной;
  • В восточную часть Хельсинки до ст. Вуосаари.

Поезда курсируют с интервалами до 4-х минут. На ответвлениях после развилки время между маршрутами увеличено до 8-ми минут.

Некоторые станции метро Хельсинки были построены и открыты позже, на уже существовавших перегонах. В планах муниципалитета открыть еще несколько станций на нескольких действующих участках пути.

К 2015-му году планируется ввести в эксплуатацию новый перегон, ведущий от ст. Рухолахти к западным территориям, к городу Эспоо. Протяженность будущей линии около 14 км, на ней будут функционировать 8 станций.

Карты и схемы Хельсинки

Выше представлена карта Хельсинки на русском языке. Воспользуйтесь меню слева для того, чтобы отметить необходимые объекты на карте, например, магазины Хельсинки, рестораны или вокзалы. Для скачивания доступны мобильные приложения с офлайн-картами, а также карта Хельсинки с достопримечательностями, магазинами, карта порта и аэропорта Хельсинки. Воспользуйтесь предложенными ссылками, чтобы посмотреть карту центра Хельсинки, карту метро и трамваев.

Популярные карты

Интерактивная карта Хельсинки от Google

Улицы, панорамы, достопримечательности и другое

Улицы, объекты, достопримечательности и многое другое

Интерактивная карта Хельсинки от Yandex

Улицы, объекты, достопримечательности и многое другое

Интерактивная карта Хельсинки от Bing

Улицы, объекты, достопримечательности и многое другое

Поиск объектов, достопримечательностей, железные и автомобильные дороги и многое другое

Улицы, расположение зданий, объекты, интересные места

Интерактивная карта автомобильных дорог Хельсинки от ViaMichelin

Температура воздуха, осадки, ветер

Схемы и карты общественного транспорта

Интерактивная карта движения общественного транспорта Хельсинки от Here

Остановки, номера маршрутов, станции метро

Схема метро, маршрутов автобусов и пригородных поездов Хельсинки

Схема движения трамваем Хельсинки

Схема движения пригородных поездов и автобусов Хельсинки

Интерактивная карта маршрутов транспорта Хельсинки

Поиск маршрутов, остановки, номера автобусов, станции метро

Интерактивная карта остановок транспорта Хельсинки

Карты для смартфонов (iOS, Android)

Inat — Metro Maps для Android

Схема метро

Inat — Metro Maps для iOS

Схема метро

HERE WeGo для Android

Офлайн-карты

HERE WeGo для iOS

Офлайн-карты

Яндекс.Карты для Android

Поиск объектов на интерактивной карте, навигатор и многое другое

Яндекс.Карты для iOS

Поиск объектов на интерактивной карте, навигатор и многое другое

Яндекс.Транспорт для Android

Движение общественного транспорта, остановки, построение маршрута

Яндекс.Транспорт для iOS

Движение общественного транспорта, остановки, построение маршрута

Другие карты и схемы

Карта погоды в Хельсинки от Windy

Температура воздуха, осадки, ветер

Карта Хельсинки для туристов от LonelyPlanet

Достопримечательности, магазины, развлечения и другое

Интерактивная схема аэропорта Хельсинки-Вантаа

Терминал, парковки, маршрут автобуса и другая информация

Интерактивная карта центра Хельсинки

Аптеки, рестораны, кафе, отели, магазины

Карта Хельсинки с достопримечательностями (2,27 Мб)

скачать в формате JPG

Карта-схема порта Хельсинки (75,32 Кб)

скачать в формате JPG

Куда сходить и что посмотреть в Хельсинки

Достопримечательности

Достопримечательности (31)

Храмы, соборы, мечети (3)

Площади (2)

Музеи и галереи

Музеи (9)

Где поесть и выпить

Рестораны и кафе (1)

Развлечения

Парки развлечений (4)

Фестивали, праздники, шоу (4)

Парки и зоны отдыха

Зоопарки (1)

Парки (4)

Активный отдых

Спортивные сооружения (1)

Транспорт

ЖД вокзалы (1)

Аэропорты (1)

Магазины и рынки

Рынки (4)

Магазины и ТРЦ (16)

Оздоровительный отдых

Клиники (1)

Другое

Туристические офисы (1)

А также

Путеводитель по Хельсинки
Погода
Советы

Карта Хельсинки
Отзывы туристов
Вопрос-ответ

Отели Хельсинки
Экскурсии
Частные гиды

Лаппеенранта Турку Рованиеми Иматра Котка Порвоо

Тампере Савонлинна Хамина Ювяскюля Лахти Мариехамн

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий