Международная миграция рабочей силы

Резюме

Трудовая миграция – это неизбежное явление экономического устройства современного мира. Однако для того, чтобы она не превращалась в проклятие для отдельно взятых государств, следует проводить последовательную, а иногда и жесткую политику в области допуска мигрантов на трудовой рынок страны.

В связи с увеличением эффективности средств контроля на границах, наблюдается тенденция к синхронизации усилий государств из одного региона (например, государств из Евросоюза) в области проведения скоординированной миграционной политики. Предположительно, не позже, чем через 5 лет, данная тенденция станет глобальной.

37.Регулирование международной миграции рабочей силы. Миграционная политика

Международная
миграция рабочей силы осуществлялась
стихийно, но со временем масштабы и
последствия миграции приобрели такое
значение, что возникла потребность в
регулировании этого процесса. Каждая
страна самостоятельно, на основе
соответствующего национального
законодательства определяет свою
миграционную политику. Однако сегодня
существует множество международных
соглашений, правовых актов, присоединяясь
к которым, страны берут на себя
обязательства следовать нормам
международного права. В частности,
Конвенция Международной организации
труда (МОТ) обязывает страны, ратифицировавшие
этот документ, организовывать бесплатные
службы для информации мигрантов,
содействовать перемещению, отъезду-приезду
мигрантов, оказывать им медицинские
услуги, разрешать перевод на родину
заработка и сбережений.

Существует
целый ряд международных организаций,
занимающихся проблемами миграции
рабочей силы: Комиссия ООН по
народонаселению, Международная
организация труда (МОТ), Всемирная
организация здравоохранения (ВОЗ),
Международная организация по миграции
(MOM).
Последняя занимается упорядочением
международной миграции, ее организацией,
информацией по разным вопросам
миграционного процесса.

Миграционная
политика

– это
комплекс законодательных, организационных,
экономических мер, направленных на
регулирование въезда в страну и выезда
из страны населения, и в частности
рабочей силы. Политика государства в
области миграции населения и трудовых
ресурсов включает два направления:
иммиграционную, регулирующую принятие
иностранных граждан и эмиграционную,
регулирующую порядок выезда граждан
из страны и обеспечивающую защиту
прав эмигрантов
за рубежом.

Нормативно-правовая
основа регулирования миграции представлена
многочисленными законами и подзаконными
актами.

Иммиграционная
политика.
 Иммиграционное
законодательство предусматривает
определенные требования к уровню
образования, стажу работы, к здоровью,
возрасту, политическому и социальному
облику иммигранта. Принимающая страна,
как правило, ограничивает продолжительность
пребывания иностранных рабочих в стране;
требует прохождения процедуры признания
документов об образовании и т.п. В
зависимости от национального состава
принимающей страны может учитываться
и национальность иммигранта.

Для
регулирования процесса иммиграции
используется иммиграционная
квота –
 число
иностранных работников, которые могут
въехать в страну в течение определенного
срока. Квота может устанавливаться для
всей страны в целом, дифференцироваться
по отраслям, по , предприятиям, по
странам-донорам, распределяться по
различным категориям иммигрантов. (Так,
в США в 1995 г. 71% иммиграционной квоты
предназначалось для родственников
граждан США, 20% – для специалистов, в
которых нуждается США, 9% – прочие.)
Ограничение на въезд иностранцев может
достигаться и за счет законов о профессиях,
которыми не могут заниматься иностранцы.

Помимо
административных используются
экономические методы регулирования.
Например, в соответствии с требованиями
некоторых стран фирмы имеют право
принимать иностранцев по достижении
определенного объема продаж или после
внесения определенной суммы в бюджет;
частные лица могут въехать в страну,
если они могут инвестировать в экономику
принимающей страны определенную сумму
и т.п.

 Эмиграционная
политика
 предполагает:

• поощрение
эмиграции в случае напряженности на
рынке труда (избыточного предложения)
и сдерживание эмиграции в случае нехватки
рабочей силы;

• принятие
нормативных актов, способствующих
поступлению валютных средств от
эмигрантов;

• контроль
за обеспечением для эмигрантов за
рубежом соответствующего уровня жизни;

• обеспечение
возвращения эмигрантов на родину;

• стимулирование
приобретения или повышения профессиональной
или образовательной подготовки эмигрантов
за рубежом.

В
современных условиях на международном
рынке трудовых ресурсов растет роль
стран-экспортеров рабочей силы. Последние,
проводя соответствующую эмиграционную
политику, регулируют масштабы и
качественный состав эмигрантов; заключают
двусторонние соглашения, предусматривающие
определенные экономические и социальные
гарантии для эмигрантов; организуют за
рубежом представительства для
осуществления контроля за выполнением
международных соглашений по трудовой
миграции; проводят государственное
лицензирование фирм, занимающихся
наймом граждан для работы за границей
и др.

Методы регулирования миграции рабочей силы

Методы регулирования въезда и выезда трудоспособного населения могут иметь административно-правовую, экономическую и правовую форму.

Административно-правовой комплекс включает в себя законы и нормативные акты национального законодательства, определяющие статус иммигранта. Так же он регламентирует работу государственных миграционных органов, представляет интересы своих граждан заграницей. Экономические стимулы направлены на оптимизацию миграционных потоков. Оперативная часть направлена на контроль и получение обратной связи о текущем состоянии рынка труда иностранных работников на территории государства.

Как правило, методы регулирования носят селективный характер. Государством выбираются приоритетные профессии или квалификация въезжающих иностранных граждан, для других могут вводиться ограничения.

Целями миграционной политики можно назвать:

  1. Сокращение уровня безработицы.
  2. Поступление валютных средств.
  3. Обеспечение прав и достойного уровня жизни своих граждан заграницей.
  4. Создание условий для реэмиграции.

Методы воздействия на миграционный поток могут быть прямыми и косвенными. К прямым относят особые требования (знание языка, лицензию, патент и другое), стремление к захвату других рынков труда (демпинг, создание условий для длительной работы заграницей, расширение географии эмиграции), сдерживание отъезда специалистов редких профессий. Косвенные методы включают в себя стимулирование валютных переводов из заграницы, таможенные льготы для реэмигрантов, специальные программы для иммигрантов.

Поправки для мигрантов

Из этого возникла острая необходимость внесения поправок в действующее законодательство РФ, а именно:

  • иметь загранпаспорт мигрирующим лицам, а также патент (с 2016 г. нет разницы между ФЛ и ЮЛ для участников режима без визы, хватит общего документа) с новой мед- и соцстраховкой (полис неактуален с 01.01.18);
  • обосновать цель и необходимость в миграции;
  • установить срок для регистрации (15 дней), без которой пребывание в РФ невозможно;
  • сдать тестовые экзамены по русскому языку, праву и истории (госпошлина увеличена до 3 тыс.р.);
  • упрощается процедура подготовки для студенческой аудитории.

На заметку! Эти поправки не относятся к бывшему населению Евразийского союза. Уже находящиеся в РФ могли оформить документ в течение 2019 г.

Преимущества и недостатки трудовой миграции

  • повышается потребность в трудоустройстве и конкуренция за рабочее место;
  • снижается зарплата, т. к. есть желающие, готовые пойти на любые условия работодателя;
  • появляется возможность выбрать работников разной степени квалификации (высококвалифицированные специалисты ищут более выгодные условия, в т. ч. за пределами России).

Факт миграции в государственных масштабах может иметь определенные преимущества:

  • работодатели способны приглашать на работу кадры из-за рубежа;
  • сотрудники организаций смогут стать участниками культурного обмена;
  • эмигранты, работающие за границей, часть доходов высылают семьям, живущим в РФ, а это валютный приток в страну;
  • развитие экономики РФ в целом.

Негативными последствиями являются:

  • снижение оплаты труда, ее общего объема;
  • сокращение рабочих мест для собственных граждан РФ, рост безработицы;
  • возникновение доп. нагрузки на инфраструктуру (поликлиники, образовательные учреждения и т.д.);
  • накал криминальной обстановки из-за противоправных выходок нелегалов, особенно в густонаселенных ими территориях;
  • неуплата нелегалами налогов, что ложится финансовым бременем на плечи россиян;
  • выезд из РФ лучших специалистов разных отраслей с целью улучшения материального благосостояния.

Правительство РФ закрывает некоторые сферы деятельности для иностранцев, оставляя квоты за россиянами, но многие наниматели для выполнения работ, не требующих особых знаний и навыков, привлекают более дешевую рабочую силу.

Последствия

Если подсчитать общее количество мигрирующего населения, получится, что в этом процессе участвует около трех процентов всего населения земли. Процессы таких масштабов не могут не влиять на экономику отдельных стран и даже целых регионов. У миграции рабочей силы последствия имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

Отток ученых и квалифицированных работников из менее развитых стран ослабляет их экономику, задерживает ее развитие, зато укрепляет позиции и без того сильных конкурентов. Это приводит к дальнейшей поляризации, увеличивая разрыв между богатыми и бедными странами.

Что получает страна, из которой население уезжает на заработки? Работники, получающие зарплату за границей, не платят налоги в бюджет, страна-экспортер рабочей силы становится зависимой от миграционной политики государств, в которых большей частью трудоустроены ее граждане. Но поскольку большая часть населения решает свои экономические проблемы за границей, а полученные средства тратит у себя на родине, это уменьшает социальную напряженность. Для развития и создания собственных рабочих мест нет ни ресурсов, ни предпосылок.

Приток квалифицированных кадров из-за рубежа позволяет «двигать» экономику и научно-технический прогресс без затрат на образование специалистов. Товары, произведенные с помощью недорогой рабочей силы, более конкурентоспособны на мировом рынке. Кроме того, приехавшие иностранцы становятся потребителями, покупая местные товары.

Кроме экономических последствий миграции имеется множество других, затрагивающих практически все аспекты жизни. Например, миграция меняет демографическую картину, омолаживая стареющие государства Европы. Рост преступности, связанный с высокой концентрацией мигрантов в отдельных регионах, приводит к разжиганию межнациональных конфликтов. Но в целом трудовая миграция выгодна всем ее участникам: и отдельно взятому работнику, и государствам.

Причины трудовой миграции по всему миру

Трудовая миграция обуславливается определенными причинами. Не просто так люди срываются со своего постоянного места жительства. Одних влечет длинный рубль, другие хотят лучшей жизни, третьих просто вынуждают обстоятельства.

Население планеты постоянно перемещается в поисках лучшей жизни для себя и своих семей. Основной причиной, вынуждающей человека мигрировать, является невозможность прокормиться. Голод заставляет людей любого пола и возраста переезжать в другие города и страны. Для молодежи на первом месте стоит экономический фактор и амбициозность относительно построения карьеры. Именно эти причины трудовой миграции в мире вынуждают самую активную часть населения трудоспособного возраста покидать свои страны.

Любая миграция не возникает спонтанно и беспричинно. Такое явление всегда имеет объяснение. Мотивы могут носить различный характер:

  • Политические. Люди (трудовые ресурсы) покидают свою родину из-за преследований и гонений за свои политические убеждения, взглядов на жизнь, которые противоречат официальной политике управляющей верхушки.
  • Экологические. Техногенные катастрофы, неблагоприятная экология часто создают невыносимые условия для проживания и работы на родине. Приходится искать свое место под солнцем в другой стране.
  • Экономические. Речь идет о безработице, высоких налогах, уровне инфляции. В конечном итоге все это приводит к нищете, неспособности прокормить себя и свою семью. Люди начинают искать возможности заработка в других странах с более лояльной социальной политикой.
  • Военные. Длительные войны, вооруженные столкновения приводят к тому, что практически все трудоспособное население становится участником конфликта. В результате страдает экономика, возможности для заработка пропадают. Такая ситуация приводит к вынужденному поиску возможности заработать на жизнь.

Можно определить причины трудовой миграции:

  • высокий уровень безработицы, недостаток рабочих мест;
  • несоответствие уровня заработной платы ожиданиям людей;
  • дисбаланс между имеющимися вакансиями и уровнем квалификации претендентов на работу.
  • осложнение политической ситуации;
  • техногенные катастрофы;
  • экономическая нестабильность.

Одним словом объяснить, что такое международная трудовая миграция, в чем заключается ее основная причина, и как ее устранить не представляется возможным. С полной уверенностью можно утверждать лишь то, что каждый человек, повинуясь инстинкту самосохранения, пытается любым способом обеспечивать себе пропитание, одежду, кров. И если не удается найти возможность решить эту проблему у себя на родине, ничего больше не остается, как только переехать в другую страну, где созданы более выгодные условия.

Трудовая иммиграция в Европу

Европейский Союз представляет собой один большой эффективный рынок, где информация о ценах, зарплатах и выгодных предложениях распространяется без каких-либо затруднений. В экономически- и политически-развитых странах Евросоюза выше и уровень жизни, и уровень оплаты труда. Однако для тех, кто хотел бы связать свою трудовую деятельность с одной из европейских стран, следует внимательно изучить спрос на востребованные профессии, чтобы трудовая иммиграция не обернулась потерей времени средств. Вот примерный их перечень:

  • Квалифицированные специалисты в сфере IT (программисты)
  • Инженеры
  • Врачи и медсестры (особенно, узких специальностей)
  • Учителя (со стажем)
  • Юристы имеющие качественную теоретическую подготовку в области права стран Европы

Среди наименее квалифицированных специальностей востребованы водители-дальнобойщики и аниматоры

Для получения официального права трудится на территории Европы потенциальный мигрант должен у себя на Родине получить трудовую Шенгенскую визу. Причем необходима долгосрочная виза, так как краткосрочная для трудовой миграции не годится. К трудовым мигрантам предъявляются определенные требования:

  • Владение языком той страны, куда запрашивается виза
  • Справка об отсутствии судимости
  • Справка об отсутствии налоговых и иных задолженностей на Родине

И конечно же, ключевым является наличие трудового контракта: в зависимости от степени востребованности вашей профессии для рынка объединенной Европы к этому обстоятельству чиновники будут уделять различное внимание. (Редкие специалисты могут получить, к примеру, французскую визу, вообще не имея никакого трудового контракта)

Определение миграции рабочей силы

На текущий момент наблюдаются устойчивые тенденции интеграции национальных экономик в мировое хозяйство, которое связано с глобализацией. Это приводит к расширению отношений между странами. Теперь обмен происходит не только в части торговли готовыми товарами и услугами, а также в распределении человеческого ресурса. Последний стал одним из ведущих факторов производства в период перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. В настоящий момент человеческий ресурс представляет собой квалифицированной высокоинтеллектуальной рабочей силой.

Замечание 1

Перемещение или миграция трудовых ресурсов является сложным процессом, связанным с переездом граждан одного государства в другое государство со сроком проживания, превышающим 12 месяцев.

Совокупность миграционных процессов представлена тремя составляющими:

  • выездом из государства – эмиграцией;
  • въездом на территорию иностранного государства – иммиграцией;
  • возвращением эмигрантов на территорию своего государства – реэмиграцией.

Сущность миграции трудовых ресурсов сводится к созданию потоков их импорта и экспорта, где основным объектом отношений становится человек и его интеллектуальные способности. Страна, предоставляющая трудовые ресурсы, получает денежные поступления в виде трансфертов, направляемых гражданами за рубежом своим семьям или родным. Это положительным образом сказывается на состоянии бюджета страны. Однако, отток работоспособного населения часто приводит к падению уровня квалификации сотрудников внутри страны, что сказывается на долгосрочных экономических процессах в обществе.

Миграция трудовой силы может происходить внутри государства между его регионами и отдельными территориями, что приводит к перераспределению ресурса. Внешняя миграция приводит к оттоку трудоспособного населения, уменьшению его численности. Кроме того, она сказывается на соотношении эмигрантов и иммигрантов в государстве. Главную причину международной миграции видят в различиях экономического развития. При этом на фоне общего перенаселения планеты в развитых странах рынок труда представлен лишь 16% всего трудоспособного населения мира. Основная масса рабочей силы живет в странах Азии и Африки.

Демография: динамика, процессы и тенденции

На современном этапе развития цивилизации широко признаются значимость и ценность человеческих ресурсов. Поэтому протекающие на планете демографические процессы заслуживают самого пристального внимания и исследования.

Нарастающая напряженность в этой сфере прежде всего связывается с так называемым «демографическим взрывом», достаточно четко проявившимся уже с середины XX века и ставшим одной из характерных черт современной эпохи. Об интенсивности этого процесса красноречиво свидетельствуют следующие статистические данные. Опубликованные экспертами ООН, они иллюстрируют динамику прироста мирового населения за последние полтора столетия:

Таблица 6

Годы

1850

1930

1960

1975

1986

2000

(прогноз)

Численность

населения

мира

1,0

2,0

3,0

4,0

5,0

Свыше 6,0

(млрд. человек)

Так, число жителей планеты лишь к середине прошлого века впервые достигло миллиардной отметки, а согласно новейшим оценкам, к 2000 году население стран мира может увеличиться до 6,03 млрд. человек (к 2015 году — до 7,47 млрд. человек). Следовательно, только во второй половине XX века численность населения планеты возрастет также более чем вдвое. Столь высокие темпы его роста оказывались невозможными на протяжении многих тысячелетий всего предыдущего развития.

При этом следует учитывать, что свыше 80% современного и еще большая доля перспективного прироста мирового населения (в отличие от прошлых периодов) приходится на развивающиеся страны. Так, в конце XX века примерно 60% мирового населения проживает в Азии; почти 12% — в Африке; 8% — в Латинской Америке; 6,3% — в Северной Америке; 6,2% — в регионе Западной Европы; 2,6% — в России и только около 1,0% — в Австралии и Океании.

Не вызывает сомнений, что важнейшим фактором, обусловившим такой «демографический взрыв», является специфическое, противоречивое взаимодействие и переплетение прогресса и отсталости в странах развивающегося мира.

Так, распространение современных средств медицины, приведшее к значительному снижению детской смертности, и установление контроля над инфекционными заболеваниями, расширение масштабов продовольственного снабжения населения этих стран как за счет роста собственного производства продуктов питания, так и путем увеличения импорта способствовали резкому возрастанию темпов прироста населения.

Кроме того, и поныне страны развивающегося мира отличают и экономическая отсталость, и известный консерватизм в сфере социальных отношений, и господство

Виды трудовой миграции

  • постоянная (въезд/выезд мигрантов на постоянное местожительство);
  • временная (пребывание мигрантов в стране ограничено до 6 лет);
  • приграничная (ежедневное пересечение границы по причине трудоустройства за рубежом);
  • «утечка мозгов» (выезд на постоянной основе значимых для России людей — ученых, специалистов редких профессий и т. д.);
  • сезонная (на время до 12 месяцев для трудовой деятельности в сельском хозяйстве, строительстве, сфере услуг, рыболовстве).

На заметку! Присутствует также нелегальная форма миграции, когда мигранты незаконно проникают на территорию России с целью найти работу.

Последствия

Если подсчитать общее количество мигрирующего населения, получится, что в этом процессе участвует около трех процентов всего населения земли. Процессы таких масштабов не могут не влиять на экономику отдельных стран и даже целых регионов. У миграции рабочей силы последствия имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

Отток ученых и квалифицированных работников из менее развитых стран ослабляет их экономику, задерживает ее развитие, зато укрепляет позиции и без того сильных конкурентов. Это приводит к дальнейшей поляризации, увеличивая разрыв между богатыми и бедными странами.

Что получает страна, из которой население уезжает на заработки? Работники, получающие зарплату за границей, не платят налоги в бюджет, страна-экспортер рабочей силы становится зависимой от миграционной политики государств, в которых большей частью трудоустроены ее граждане. Но поскольку большая часть населения решает свои экономические проблемы за границей, а полученные средства тратит у себя на родине, это уменьшает социальную напряженность. Для развития и создания собственных рабочих мест нет ни ресурсов, ни предпосылок.

Страны, принимающие большое количество мигрантов, увеличивают конкуренцию на рынке труда, что ведет к некоторому падению заработных плат, росту безработицы. Как следствие – возрастающее недовольство местного населения.

Приток квалифицированных кадров из-за рубежа позволяет «двигать» экономику и научно-технический прогресс без затрат на образование специалистов. Товары, произведенные с помощью недорогой рабочей силы, более конкурентоспособны на мировом рынке. Кроме того, приехавшие иностранцы становятся потребителями, покупая местные товары.

Кроме экономических последствий миграции имеется множество других, затрагивающих практически все аспекты жизни. Например, миграция меняет демографическую картину, омолаживая стареющие государства Европы. Рост преступности, связанный с высокой концентрацией мигрантов в отдельных регионах, приводит к разжиганию межнациональных конфликтов. Но в целом трудовая миграция выгодна всем ее участникам: и отдельно взятому работнику, и государствам.

Направления

Изучая процесс миграции трудовых ресурсов, можно выделить следующие направления:

  • Поток из промышленных развивающихся стран;
  • Переселение в развитые страны;
  • Обоюдные потоки между развивающимися странами;
  • Переселение высококвалифицированных работников в развитые страны;
  • Переселение рабочего потока из бывших стран СНГ.

Существуют так называемые центры трудовой миграции:

  • Первым центом считается Ближний Восток, так как в этом направлении активно развивается область нефтедобычи и переработки сырья. Национальная экономика развивается за счет трудовых ресурсов иностранных иммигрантов. В данном разделе можно выделить следующие страны: Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Ливия, Бахрейн. В качестве поставщика обычно выступают страны с менее развитой экономикой: Иордания, Египет, Йемен, Шри-Ланка, Судан, Индия, Пакистан, Таиланд, Филиппины, Южная Корея. При этом иностранные граждане получают не только низшие рабочие должности, но а также устраиваются на руководящие должности в государственные структуры.
  • Вторым центром признана активность на Юге Африки, связанная с нефтепереработкой.
  • Третьим центром выступают страны Южной Америки.
  • Четвертый центр отмечен в странах Южной Азии, он связан с образованием ТНК в данном регионе. Данное направление наиболее привлекательно для пакистанцев, филиппинцев, индонезийцев и др.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий