О концепции государственной миграционной политики российской федерации на 2019-2025 годы

Программы и механизмы внедрения законов

С учетом целей разрабатываются программы, которые стимулируют или сдерживают миграционную активность, создают условия для принятия решений, отвечающих интересам государства.

Существуют следующие инструменты миграционной политики:

  1. Требования к рабочим-иностранцам (сертификат об образовании, стаж, возраст, состояние здоровья).
  2. Введение квот на импорт рабочих.
  3. Временные ограничения.
  4. Законы, запрещающие иностранцам занимать некоторые должности.
  5. Перечень востребованных профессий.
  6. Географические приоритеты.
  7. Комплекс санкций по отношению к нелегальным трудящимся-мигрантам, поставщикам незаконной рабочей силы, работодателям, использующим нелегалов.
  8. Программы репатриации, стимулирующие отток мигрантов.

Цели и модели миграционной политики современного государства

Как мы уже отметили ранее, миграционная политика представляет собой целую совокупность мер, которые направлены на контроль за миграционными потоками населения и их регулирование на законодательной основе.

Целью государственного регулирования миграционных процессов населения является контроль за миграционными потоками, а также за поведением коренных жителей, их отношением к мигрантам, с целью создания наиболее благоприятной остановки, в которой не будут нарушаться права и свободы обеих сторон.

На сегодняшний день вполне успешно сложилась и действует система мер государственного регулирования процессов миграции. Она включает в себя несколько видов законодательств о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов в том или ином государстве. К работе привлекаются национальные службы миграции, а также учитываются соглашения по вопросам миграции, которые были приняты на международном (межгосударственном) уровне.

Наиболее распространена на сегодняшний день трудовая миграция. Принимающая сторона, несмотря на лояльность, все же имеет некоторые предписания и условия, которые могут быть ограничениями для въезда таких мигрантов. К ним относятся следующие:

  1. Профессиональная квалификация мигранта – наличие диплома о высшем образовании, определенный стаж работы по выбранной специальности, отзывы от предыдущих работодателей, репутация, желание развиваться и обучаться новым направлениям деятельности;
  2. Возрастной ценз (в нашей стране работодатель имеет право на законодательном уровне связывать себя профессиональными отношениями с человеком, который достиг совершеннолетия – 18 лет);
  3. Состояние здоровья – в данном случае существует очень строгий запрет на въезд людей, страдающих наркотической зависимостью, психическими заболеваниями, а также больных вирусом имунодефицита (СПИДом);
  4. Ряд социальных и политических ограничений – в данном случае не допускается иммиграция лиц, которые имеют судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также членов партий тоталитарного типа, чья деятельность противоречит своду о гуманном и терпимом отношении к каждому человеку.

Миграционная политика может включать в себя сразу несколько основных инструментов, которые позволяют контролировать миграционные потоки и в целом процессы, происходящие в данной сфере.

К таким мерам следует отнести следующие:

  • выдача кредитов для открытия собственного бизнеса, если он полностью соответствует нормам, принятым в государстве;
  • выдача кредитов и предоставления льгот реэмигрантам, которым необходимо постройка нового жилья или приобретение нового;
  • лимитированная выдача паспортов заграничного образца; запрет, как прямой, так и косвенный на выезд отдельных категорий граждан, а также запрет на введение миграционных квот.

Так же, как мы уже отметили, помимо внутригосударственной миграционной политики, существуют также система межгосударственного регулирования множества миграционных процессов. Она включает в себя двусторонние или многосторонние международные соглашения, которые описывают и регулируют использование трудовой силы мигрантов, а также учитывают их социальные и экономические права, деятельность международных экономических организаций. к организациям относится МОТ (Международная организация труда), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и МОМ (Международная организация по миграции).

Основные механизмы формирования и реализации миграционной политики

30. Основы миграционной политики определяются Президентом Российской Федерации.

31. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации в пределах своих полномочий ведут работу по законодательному обеспечению миграционной политики.

32. Правительство Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере миграции и обеспечивает проведение единой миграционной политики.

33. Федеральные органы государственной власти при участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления принимают меры по реализации миграционной политики.

34. Основными механизмами реализации миграционной политики являются:

а) осуществление на плановой основе мер по реализации миграционной политики;

б) представление Президенту Российской Федерации ежегодного доклада Правительства Российской Федерации о ходе реализации миграционной политики;

в) обеспечение качественной профессиональной подготовки должностных лиц государственных органов, занимающихся вопросами миграции;

г) объективное информационное освещение вопросов миграции и реализации миграционной политики.

2.2. Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов

Страны-импортеры трудовых ресурсов, которые постоянна испытывают потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся мигрантов.

В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчиты­вается и утверждается в стране-импортере

При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также принимаются во внимание; состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и со­циальная обстановка в стране-импортере

Качественный состав трудящихся-иммигрантов регулируется принимающих странах путем использования различных методов ( целях определения групп иммигрантов, для которых предусмотрены преференции, в части первоочередного получения въездной визы).

О высоких требованиях к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессио­нальной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специ­альности. Возрастной ценз служит одним из распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов.

Национальность иммигранта — качественный признак, диффе­ренцированный в зависимости от национального состава прини­мающей страны и учитываемый для обеспечения, например в США, национального равновесия.

К числу других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы, относят :

— требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);

— дополнительные профессиональные требования, относящие­ся к ряду специальностей или профессий (в США, напри­мер, иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соот­ветствующими компьютерными системами);

— ограничения личностного и психологического плана. Так, на­пример, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «добрый характер». В США издавна ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.

Значение того или иного качественного признака при отборе иммигрантов непостоянно и может меняться в пользу других при­оритетов. Вместе с тем по ряду важнейших характеристик, таких, как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессией и профессиональной подготовкой, тре­бования достаточно устойчивы во времени.

Селективность миграционной политики стран-импортеров вы­ражается также в предоставлении льгот отдельным категориям ми­грантов в целях их привлечения в страну. Так, приоритетным пра­вом получения разрешения на иммиграцию пользуются бизнесме­ны, предполагающие открыть дело в стране пребывания.

Одна из целей иммиграционной политики — защита националь­ного рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабо­чей силы. Для осуществления этой цели государства-импортеры применяют меры, направленные на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания. Например, в США одновременно с ужесточени­ем политики по отношению к нелегальным иммигрантам законода­тельством предусмотрено право на легализацию для части иностранцев, без разрешения находящихся в стране, что является гуманным актом и свидетельствует о демократических тенденциях в осуществлении иммиграционной политики. Многие страны-импортеры рабочей силы приняли и реализуют государственные программы) стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические (а не администра­тивные) стимулы (предоставление материальной помощи и возмож­ности приобретения профессии и т.п.).

Похожие материалы

  • Направление развития и приоритеты государственной миграционной политики России
  • Совершенствование в государственной миграционной политике России
  • Проблемы государственной регистрации прав на линейные объекты
  • Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России
  • Дисциплинарная ответственность педагогических работников

Роль миграционной политики во всех сферах государственной деятельности велика. При ее совершенствовании можно добиться больших успехов, полезных для государства. Но есть ряд проблем, из-за которых добиться совершенной миграционной политики становится весьма затруднительно. Именно проблемам государственной миграционной политики России посвящена данная статья.

Ключевые слова и фразы: проблемы миграционной политики, государственная миграционная политика России.

Миграционные проблемы есть практически в каждой стране мира. Россия не является исключением, у нас так же есть проблемы, но в целом считают, что ситуация в России примерно такая же, что и у других экономически развитых стран. На сегодняшний день России нужны мигранты с экономической и демографической точки зрения .

Миграции должны играть положительную роль в социально-экономическом и политическом развитии России, культурном сближении народов, развитие производственных сил. Однако, на сегодняшний день из-за миграций уровень безопасности государств заметно снижается, возникает множество проблем административно-правового характера между органами местной власти и органами власти Российской Федерации, также множество проблем возникает при взаимодействии органов исполнительной власти субъектов России с российскими и иностранными гражданами .

Миграционная политика имеет множество сторон: экономическую, демографическую, социальную и др. Вспоминая о миграционной политике, мы также вспоминаем и о трудовых миграциях, с которыми также связано множество проблем.

Можно выделить следующие проблемы миграционной политики Российской Федерации:

Незаконные мигранты. Их большое количество свидетельствует о несовершенстве миграционного аппарата. Согласно статистике ООН, Россия занимает второе место в мире по числу мигрантов. Количество их составляет 11 млн. Однако, согласно данным Федеральной Миграционной Службы, официально трудоустроено 1,5 млн., а разрешение на временное проживание получили 720 тысяч.
Сложности в межведомственных отношениях.
Несовершенство системы привлечения иностранных рабочих. В России механизмы отбора иностранных рабочих находятся на стадии зарождения

Также, миграционные службы не полностью берут во внимание нынешние и будущие потребности социально-экономического и демографического развития, интересы работодателей и общества. В основном миграционные службы ищут временных работников, не создавая условий для постоянной жизни и для их адаптации и интеграции.
Низкий уровень профессиональной подготовки, образования и знания русского языка мигрантов

Как правило, прибывающие рабочие такого типа являются выходцами из бывших стран СНГ. Низкий уровень профессиональной подготовки и образования обусловлен тем фактом, что большинство мигрантов из стран СНГ – жители сельской местности.
Отток российских граждан. Из-за него происходит изменение этнического и социального состава регионов и городов России.
Одной из главных проблем миграционной политики Российской Федерации является эмиграция. Эмиграционный потенциал среди российских ученых очень велик. Примерно 10% ученых хотят покинуть страну в поисках работы за рубежом навсегда, около 20% ищут временную работу за границей.
Внимание, уделяемое образовательной иммиграции, мало. В страну необходимо привлекать специалистов из других стран, чтобы пополнить численность трудоспособного населения и стимулировать культурный обмен. Россия занимает восьмое место в мире по численности иностранных студентов (около 80 тысяч на 2012г.). Потенциал системы образования велик, однако, не используется в полную силу.
Низкая территориальная мобильность населения (имеется в виду как внешняя, так и внутренняя). Это обусловлено рядом причин: несовершенство транспортной сети, дорогое жилье и аренда на него, общий уровень дохода среди населения низок. Данные переписи 2010 говорят о том, что 97% россиян живут там, где родились. Внутренние иммигранты составили 1-2% от всего населения (около 2 млн.)

К чему привели иммиграционные инициативы Трампа

Дональд Трамп в течение всего времени своего пребывания на посту президента неуклонно претворял в жизнь лозунг «Америка только для американцев». Последние 4 года Соединенные Штаты шли по пути ужесточения иммиграционных правил. Основная идея иммиграционной политики заключалась в полном искоренении нелегальной иммиграции и значительном сокращении количества людей, претендующих на грин-карту.

В результате:

  • на законодательном уровне были установлены лимиты беженцев, прибывающих в США;
  • закреплены жесткие ограничения в сфере семейной миграции;
  • ограничено действие государственной программы DACA, дающей право законного проживания в США детям нелегальных иммигрантов;
  • введен запрет на получение многих категорий рабочих виз и грин-карт до конца 2020 года;
  • огромные средства из американского бюджета были направлены на строительство оградительного сооружения, разделяющего США и Мексику, чтобы предотвратить нелегальное пересечение государственной границы иностранцами, решившими искать лучшую жизнь на американской земле;
  • с помощью сокращения федерального финансирования велась активная борьба с городами-убежищами, в которых нелегалы не только не подвергались преследованию, но и имели возможность воспользоваться социальными преференциями наравне с обычными гражданами;
  • была даже предпринята попытка аннулировать визовую лотерею;
  • служба таможенного и пограничного контроля получила расширенные полномочия: кроме борьбы с преступностью в иммигрантской сфере, они стали преследовать всех нелегалов без надлежащих документов — независимо от их законопослушности.

К слову, некоторые высокопоставленные чиновники, не разделяющие иммиграционных взглядов Администрации Трампа, лишились своих должностей.

Иммиграционные перспективы миллионов людей стали весьма мрачными. И большинство попыток стать гражданином США потерпели бы крах, если бы так продолжалось дальше…. Джо Байден обещает существенные изменения в сфере иммиграции.

Что предлагает Байден

Основная идея иммиграционной политики Байдена заключается в отмене всех иммиграционных ограничений, введенных Трампом. На данный момент Джо Байден заявляет о переменах в иммиграционных правилах, которые включают:

  • 100-дневный мораторий на депортацию;
  • сохранение финансирования городов-убежищ;
  • приоритет воссоединения семей: введении специальной категории виз для иностранцев, имеющих американских родственников-иммигрантов, что даст им право находиться на территории США и легально работать, пока идет процесс рассмотрения их иммиграционного дела;
  • отмену политики отделения детей от родителей-иммигрантов на границе, ;
  • легализацию иммигрантов, которые еще детьми незаконно прибыли в США вместе со своими родителями и подпадают под действие программы DACA;
  • возобновление программы DAPA, предусматривающей легализацию иммигрантов, проживающих с 2010 года в Соединенных Штатах без документов, но имеющих детей-законных жителей США;
  • увеличение годового лимита на прием беженцев до 125000, т.е. почти в 7 раз;
  • оптимизацию работы Службы гражданства и миграции, которая должна привести к значительному сокращению срока, в течение которого должно быть принято решение о выдаче грин-карты.

Если эти пункты будут реализованы, то по самым минимальным подсчетам 11 миллионов человек получат, как минимум, защиту от депортации и разрешение на работу.

Иммиграционная платформа Байдена включает также и меры, направленные на привлечение специалистов из разных областей бизнеса для работы в США. Например, этому должны способствовать:

  • создание особого механизма регулирования количества рабочих виз для специалистов. Сейчас предусмотрено, что на каждую визовую категорию (ЕВ1, ЕВ2, ЕВ3, ЕВ4, ЕВ5) ежегодно выделяется определенное количество виз. Фиксированный лимит создает очередь в определенной категории, причем эти специалисты могут быть весьма востребованы для США. Инновация состоит в том, чтобы отказаться от такого подхода, а вместо этого каждый год определять новый лимит, устанавливаемый с учетом экономической ситуации;
  • новая визовая программа для рабочих виз, упрощающая процедуру получения визы, предоставляющая право административно-территориальным единицам самостоятельно определять потребность в иностранных специалистах на основе запросов местного бизнеса;
  • облегчение доступа иностранных студентов к стипендиям, а также упрощение процедуры получения статуса резидента для лиц, обладающих степенью PhD (ученая степень кандидата или доктора наук);
  • особые условия предоставления виз для людей, реализующих стартапы;
  • запрет на частные депортационные тюрьмы. Прибыль частных компаний, владеющих такими учреждениями на основе контракта с правительством, напрямую зависит от количества пребывающих там заключенных. Исследования показали, что практически везде условия содержания людей не соответствуют нормам.

Стоит отметить, что перечисленные выше идеи не появились у Байдена вдруг за последние годы. Занимая пост вице-президента в администрации Барака Абамы, он мог бы добиться проведения иммиграционной реформы. Тогда такие нововведения получили одобрение в Сенате, однако не были поддержаны в Палате представителей. Вопрос мог бы быть решен, но правительство Обамы отказалось идти на компромиссы (один из которых, например, заключался в обязательности уплаты нелегальными иммигрантами штрафов за незаконное пребывание на территории США). В предвыборных выступлениях Байден признал это большой ошибкой.

О видах миграции РФ

Официально миграционное законодательство современной России было основано 12.12.1993 года. Вместе с ним позднее было принято несколько постановлений, законопроектов, межправительственных соглашений и нормативных документов, регулирующих перемещение иностранцев в России

Важно отметить Федеральный закон «О порядке выезда из РФ въезда в РФ» датированный 15.08.1996№ 114-ФЗ, «О гражданстве Российской Федерации», принятый 31.05.2012№ 115-ФЗ, а также «О правовом положении иностранных граждан в России» от 25.07.2002№ 115-ФЗ. Основная концепция утвержденных законов заключается в предоставлении прав жителям страны свободно перемещаться и выбирать место проживания

Контроль указанных процессов производит миграционная служба. Любое нарушение миграционного законодательства она обязана пресекать.

Разобраться во всех юридических нюансах и вопросах самостоятельно может оказаться не просто. Изначально необходимо знать, в чем состоит на законодательном уровне миграционное право, существующие типы миграции, их отличие, влияние экономику, демографию и социальную стабильность РФ. Условно миграцию можно различать по следующим критериям:

  • Причине переезда, когда принять сложное решение людей заставляет ряд факторов, в том числе семейные неурядицы, политическая обстановка, военные действия, тяжелая экономическая ситуация и т.д.;
  • Продолжительности пребывания, когда иностранцы въезжают в Россию на постоянное место жительства или временно, с возможностью последующего выезда на Родину;
  • Организационному фактору, зависящему от конкретных обстоятельств, делающих процесс принудительным, индивидуальным или массовым;
  • Поставленным целям, когда причиной могут быть внешние и внутренние факторы. В последнем варианте человек принимает решение поменять место жительства внутри страны, без выезда за границу.

Все перечисленные варианты учитывает миграционное право РФ. Отдельно стоит остановиться на трудовой миграции. Она может быть отнесена к каждому перечисленному случаю и отличается лишь своей направленностью. Основной ее идеей является поиск оптимального рабочего места с соответствующей оплатой труда. Иностранцам в России трудоустроиться можно после заключения договора, оформления трудового патента или получения разрешения. Выходцам из государств, входящих в Таможенный Союз, предоставляются особые привилегии и льготы.

Чем новая политика грозит нелегалам?

Для нелегальных иммигрантов ситуация становится еще более угрожающей. Миграционная полиция начала осуществлять специальные рейды по проверке документов с целью выявления нелегалов и преступных элементов в этой среде. Тех из нелегалов, кто нарушил закон хотя бы раз, включая мелкие правонарушения, а также серьёзные нарушение правил дорожного движения, сразу же отправляют на депортацию. Тех, кто ведет себя добропорядочно, отпускают, но никто не может предсказать, что с ними будет в дальнейшем.

Очевидно, что ужесточение миграционной политики по отношению к нелегалам движется в сторону сокращения данного контингента. Трудно предсказать, как это отразится на действиях властей в дальнейшем. Хотя новая политика Дональда Трампа прямо никак не влияет на положение русскоязычных нелегалов в США, меры, призванные ужесточить контроль над миграцией, могут касаться также и их интересов. Так, например, миграционная полиция определенно чаще стала проверять документы у граждан на улице, в торговых центрах и прочих общественных местах. В случае возникновения какого-либо подозрения в нарушении закона (не зависимо, идет речь о случившемся факте либо о намерениях), нелегал может быть арестован и подвергнут депортации, независимо от его личных обстоятельств.

Что же делать нелегалу? Наилучший выход – обратиться за консультацией к адвокату. Компания American Corporate Services обладает многолетним опытом работы с миграционными делами, включая судебные иски. Юристы компании дадут бесплатную предварительную консультацию в офисе ACS и окажут содействие по легализации незаконных иммигрантов.

Получить консультацию адвоката в США

Миграционная политика Европейского союза

В настоящий момент европейское объединение, состоящее из 28 стран, не имеет общей миграционной политики из-за разногласий стран-участниц. После того как в 2015 году основной приток иммигрантов, просящих о статусе беженцев, прибыл в Европу, ещё в течение пары лет количество подобных прошений хоть и уменьшилось, но не иссякло. В 2020 году ЕС продолжает бороться с теперь уже нежеланными, но все прибывающими на его территорию беженцами из североафриканских, южноазиатских и ближневосточных стран.

Итак, мнения по поводу принятия беженцев в ЕС диаметрально противоположны. Одни страны считают, что принятие беженцев – это гуманитарная необходимость, они готовы предоставлять специальные помещения для их проживания, организовывать социальную помощь и пособия, тратить средства на их интеграцию в европейское общество. К таким странам-альтруистам относятся Германия, Италия, Швеция, Голландия, Франция. Другие страны стали просто своеобразными проходными коридорами для мигрантов на пути к центру Европы, где предоставляют наиболее выгодные условия проживания. К „проходным“ государства относят Грецию, Турцию. Ряд стран ЕС вообще изначально отказался принимать беженцев: Польша, Венгрия, Словакия. Позже к ним присоединилась и Австрия, которая успела пожалеть о своем непродуманном решении принятия беженцев. Тот факт, что одни участницы ЕС принимают мигрантов, а другие нет, спровоцировал разлад между ними.

После сумасшедшего наплыва беженцев Европейский Союз предпринимает всевозможные меры приостановки процесса миграции. Некоторые страны просто возводят границы и стены, сдерживающие прибывающих иммигрантов. Как оказалось, „излишняя толерантность“ ЕС к проблемам других государств стала причиной европейского кризиса, продолжающегося до сих пор. Коренное население европейских стран проявляет недовольство и иммигрирует в более далёкие страны, которых не коснулась политика переселения беженцев. Например, в США, Канаду, Австралию, Китай. Часть мигрантов перемещается в более спокойную Венгрию.

Если говорить об особенностях внутренних миграционных процессов в ЕС, то жители менее благополучных стран союза стараются иммигрировать в более благополучные. Например, румыны, болгары, поляки, хорваты, венгры в больших количествах выезжают из родных государств и устремляются на поиски лучшей жизни. Конечной целью поисков становятся богатые европейские страны: Бельгия, Нидерланды, Германия, Великобритания, Франция. Жители одной страны ЕС могут свободно приехать в другую страну ЕС для проживания и работы.

Государственная миграционная политика в современной России

Свобода передвижения и выбора места жительства стала основой государственной миграционной политики наших дней. Гражданин РФ, а также иностранец или апатрид, легально пребывающий в России, имеет право свободно пересекать границу. Только решение суда может ограничить передвижение граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, в случае если имело место нарушение миграционного законодательства. Гражданин РФ не может быть выслан из страны принудительно, это запрещено законом. Согласно источникам миграционного права, депортация и административное выдворение может быть применено только к представителям других стран и лицам без гражданства.

С того момента, как миграционная политика государства кардинально изменилась, исчезло такое понятие как «прописка» (хотя многие люди по-прежнему используют такой термин).

С 1993 года Законодательство РФ не требует наличия прописки, на ее место пришла так называемая регистрация по месту пребывания или проживания. В категорию государственного миграционного учета входит:

  • Регистрация по месту временного проживания;
  • Регистрация по месту жительства;
  • Учет по месту временного нахождения.

Данные операции никаким образом не ограничивают права и свободы людей, они выполняют только лишь уведомительную функцию. Это необходимость, вызванная острой проблемой незаконной миграции и предусмотренная миграционным законодательством России.

Каждый гражданин РФ обязан пройти регистрацию в течение семи дней с момента переезда на новую жилплощадь, и в течение 90 дней с момента приезда на новое место пребывания. Если в страну приезжает иностранный подданный или апатрид, ему вручают миграционную карту, которая должна быть предъявлена на границе по возвращении. Нарушения миграционного законодательства со стороны иностранцев и апатридов может стать причиной возникновения серьезных проблем, вплоть до депортации и административного выдворения. Это лишь малая часть всех тонкостей и нюансов современной государственной миграционной политики.

2.1. Концептуальные основы миграционной политики

Изначально
государственная миграционная политика
Российской Федерации формировалась
путем создания административно-управленческой
системы, правовой базы, разработки и
реализации миграционных программ,
финансируемых федеральным бюджетом1.

Впервые основные
направления миграционной политики были
сформулированы в республиканской
долговременной программе «Миграция»,
одобренной Постановлением Совета
Министров Российской Федерации от 18
мая 1992 г. В дальнейшем цели, принципы и
задачи миграционной политики были
отражены в Федеральной миграционной
программе, одобренной Указом Президента
Российской Федерации от 9 августа 1994 г.
Направления миграционной политики
включаются и в другие нормативные
документы. Например, в Программе
социальных реформ в Российской Федерации
на период 1996 — 2000 гг. основной целью
миграционной политики названо «преодоление
стихийного развития миграции, выработка
рычагов воздействия на этот процесс,
снижение негативных последствий для
общества и государства, повышение
эффективности использования потенциала
мигрантов», а главным принципом
миграционной политики – «приоритет
государственных интересов в ходе ее
реализации и при разработки иммиграционного
законодательства»2.

В сентябре 2001 г.
Правительство Российской Федерации
одобряет Концепцию демографического
развития Российской Федерации на период
до 2015 г., в которой были сформулированы
цели миграционной политики как
«регулирование миграционных потоков
в целях создания действенных механизмов
замещения естественной убыли населения
Российской Федерации; повышения
эффективности использования миграционных
потоков путем достижения соответствия
их объемов, направлений и состава
интересам социально-экономического
развития Российской Федерации; обеспечение
интеграции мигрантов в российское
общество и формирование толерантного
к ним отношения»3.
Вместе с тем, для формирования
государственной миграционной политики
Российской Федерации включение в
миграционные программы небольших
разделов направлений миграционной
политики является явно недостаточным.

Сегодня единственным
документом, определяющим политику в
сфере миграции, является разработанная
МВД России и одобренный распоряжением
Правительством Российской Федерации
от 01.03.2003 г. № 256-р «Концепция регулирования
миграционных процессов в Российской
Федерации». Однако этот документ в
основном предусматривает борьбу с
незаконной миграцией.

Понятие «…регулирования
миграционных процессов …», значительно
уже понятия «…государственной
миграционной политики Российской
Федерации». Вызывает сомнение уровень
принятия данного документа. В соответствии
с Конституцией Российской Федерации
политику государства определяет
Президент Российской Федерации. К тому
же термин «одобрена» не носит указания
обязательного выполнения Концепции
для органов исполнительной власти.

Отсутствие Концепции
государственной миграционной политики
Российской Федерации приводит к тому,
что миграционная политика и принимаемые
нормативные правовые акты отличаются
крайностями. Это либо полная либерализация
внешней миграции и взятие на себя
непомерных обязательств перед мигрантами,
либо чрезмерное ужесточение позиции
государства по отношению к мигрантам
и, вследствие этого, нарушения прав
человека.

Когда ждать официальных решений?

Начать претворять в жизнь свои идеи Джо Байден сможет после официального вступления в должность.

По его словам, основные направления иммиграционной политики должны быть реализованы за первые 100 дней президентства. 

Если говорить о формальной стороне дела, то здесь присутствует две необходимые процедуры:

1

отмена исполнительных указов, меморандумов, распоряжений в сфере иммиграции, подписанных Трампом;

2

закрепление правового статуса нового курса иммиграционной политики в форме законопроекта, который должен получить одобрение как в Палате представителей, так и в Сенате.

Несмотря на большие амбиции в данном вопросе, вряд ли администрации Байдена удастся решить основную часть вопросов в заявленный срок. Бюрократические проволочки и поиск компромиссных решений может занять не один год.

Заключение

Каждая мировая держава тщательно разрабатывает стратегию миграционной политики, стараясь найти наиболее благополучных выход из сложившейся ситуации. Одни государства упрощают условия въезда и проживания иностранцев, другие, наоборот, делают все возможное, чтобы избежать мощных наплывов мигрантов. Общей проблемой для многих государств является бесконечный поток нелегалов, которые всячески пытаются обойти действующие миграционные законы. В этом направлении каждая страна также предпринимает меры, которые, по мнению правительства, являются наиболее эффективными.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий