Судовой повар: характеристика, обязанности, плюсы и минусы

Недостатки профессии судоводитель

Даже работа на гражданском судне по условиям больше похожа на суровые будни военных моряков. А все потому, что смысл профессии состоит в том, что рабочее место судоводителя находится не на берегу. Другими словами, он несет вахту вдали от дома, что накладывает отпечаток на бытовые условия жизни. Из-за того, что он часто находится вне дома, ему сложно решать семейные вопросы, заниматься обустройством дома и другими «сухопутными» вопросами.

Но организация быта и личная жизнь – далеко не самая большая сложность в жизни моряка. Современные пираты – не литературные персонажи приключенческих рассказов. Вероятность опасных для жизни встреч с ними существует даже сейчас. В особенности о таком развитии событий никогда не следует забывать помощнику морского капитана, находящегося в нейтральных водах или у чужих берегов.

Третий основной недостаток профессии больше относится к особо суровым климатическим условиям, в которых судоводителю приходится выполнять свои обязанности, например – в условиях Крайнего Севера. Даже современное оборудование судна не исключает развития хронических заболеваний, которые могут стать причиной списания на берег.

Походы, рано или поздно, заканчиваются, и моряку приходится обживаться на берегу. Социальная адаптация, необходимость приспосабливаться к обычным условиям – последнее, психологическое испытание, которое должен пройти человек, проживший в море долгие годы. В этом смысле судоводители, работающие на речном транспорте, больших затруднений не испытывают, потому что они чаще бывают на берегу и дома.

Сколько зарабатывает матрос

Зарплата матроса на рейсах внутри страны (каботажное плавание) раза в два меньше, чем на международных рейсах и составляет 600-700 долларов в месяц.

Матрос международного рейса может зарабатывать от 1000 до 2500 долларов в месяц. Все зависит от опыта, рекомендаций, характеристик и наличия полного пакета документов допуска к работе, а также от того, с какой компанией посчастливится заключить контракт.

Работа матросом на судне: кого возьмут, где и сколько учиться

Возрастной ценз для матроса довольно широкий – до 60 лет. Но необходимо подтвердить своё богатырское здоровье, пройдя специализированную медкомиссию (справки из обычных поликлиник не котируются).

Обучением матросов занимаются многочисленные платные тренировочные морские центры. Их достаточно много в приморских городах. Такие курсы функционируют при средних специальных и высших морских военных и гражданских учебных заведениях. Стоимость обучения на матроса колеблется от 10 до 15-18 тысяч рублей. Причём, не обязательно есть прямая связь между качеством обучения и высокими расценками. Обучают на матроса недолго: теоретический курс длится 2-3 месяца, затем следует 2 месяца обязательной практики в море. Обычно кадеты ищут её самостоятельно.

Востребованность работы матросом: вакансии

Вакансии матроса соискателям предоставляют крюинговые агентства, которых великое множество в припортовых городах. Вы можете также воспользоваться услугами онлайн сервисов, которые разошлют Ваше резюме по судовладельческим компаниям. Приготовьтесь к тому, что для получения места на судне международного следования, вам придётся сначала отработать определённый срок на отечественном каботаже, чтобы соответствовать условиям набора персонала для международных компаний. Для участия в международных рейсах вам также понадобятся:

  • Знание и сдача экзамена по «морскому английскому».

  • Прививка от жёлтой лихорадки.

  • Рабочий диплом моряка международного образца (на него меняют учебный диплом после окончания основных курсов, если Вы проходите спец. аттестацию).

  • Паспорт моряка международного образца.

  • Международный сертификат по прохождению курсов безопасности (СОЛАС) – курсы длятся 5 дней, каждые 5 лет надо проходить переаттестацию.

  • Международный сертификат по прохождению шлюпочных курсов – длятся 3 дня.

  • Справка от специализированной медкомиссии.

Рабочий диплом и паспорт моряка выдаёт государственная морская администрация. Сертификаты международного образца по шлюпочным курсам и СОЛАС – только лицензированные тренажёрные курсы. Поэтому выбирая, где учиться, заведомо узнайте, имеет ли учебное подразделение лицензию на выдачу этих сертификатов.

Как стать моряком: получаем образование

Чтобы стать матросом или мотористом, достаточно окончить годичный курс мореходной школы. Ее выпускники обычно попадают на работу на российские суда. Желающим работать под иностранным флагом необходимо удовлетворительное знание английского и опыт работы.

Те же, кто решил стать морским офицером, поступают на обучение в высшие мореходные учебные заведения, где учатся, набираясь опыта работы во время практики. Существуют также заочные отделения, где учатся уже работающие моряки. У выпускников морских вузов есть все шансы устроиться на работу прямо в иностранную компанию.

Владельцы судов всего мира подчиняются единым требованиям Международной морской организации (IMO), в том числе — в сфере подготовки кадров. Поэтому каждое морское учебное заведение должно соответствовать не только национальным, но и международным требованиям. Соответственно, документ об образовании, полученный в таком учебном заведении, автоматически признается всеми государствами мира и издается на английском языке морской администрацией России.

Медицинская комиссия и психологический тест — это первое, с чем встречается абитуриент морского учебного заведения. Ежегодное прохождение медкомиссии будет сопровождать успешного кандидата на всем протяжении его морской жизни. Моряков с плохим здоровьем в море не бывает: ни один врач не возьмет на себя такую ответственность — выпустить больного в рейс.

Моряк должен уметь плавать. Насколько хорошо? Плавать нужно уметь так, чтобы плыть самому и буксировать своего потерявшего сознание товарища. Каждые пять лет это проверяется, причем засекается время, за которое надо переплыть бассейн.

Высокая стоимость обучения — это тоже отличительная черта морского учебного заведения. Трудно сказать, плата ли это за высокое качество знаний либо за возможность получать в будущем относительно неплохие деньги. Впрочем, традиционно есть и бюджетные отделения.

Организация учебного процесса дневных отделений морских учебных заведений подразумевает прямо-таки военный порядок. Дисциплина и высокий уровень профессионализма — это те две вещи, которые требуются для успешной работы в непростой, а иногда даже критической обстановке.

Морякам нельзя быть безответственными: слишком многое им доверено. Стоимость современного контейнеровоза порой достигает 30–50 миллионов долларов, и это не считая стоимости груза. Экипаж такого судна составляет 25 человек. Пассажирский лайнер способен вместить 3 тысячи пассажиров. Крупнотоннажный танкер может иметь на борту 500 тысяч тонн нефти либо более опасного вещества. Стоит ли говорить о том, каким должен быть уровень подготовки специалистов для гарантии безопасности человеческой жизни, экологии и сохранности судна?

Когда под килем 5 тысяч метров воды, до берега впереди — неделя полным ходом, до берега позади — столько же, на борту возникает пожар, а на помощь рассчитывать не приходится, случайный сон механика на вахте может стоить жизни каждому члену экипажа. А если какой-нибудь неопытный четвертый помощник недостаточно знает английский, он не сумеет правильно понять текст поступившего предупреждения о навигационной опасности.

Английский в морских учебных заведениях изучают углубленно: именно этот язык признан международным языком во флоте. По-английски составляются все документы, ведутся радиопереговоры, происходит общение в смешанных экипажах, набранных в разных странах.

Работа в море традиционно считается мужской. И всё-таки, на какие должности в будущем могут рассчитывать девушки, желающие получить морское образование наравне с мужчинами? Традиционно это буфетчица, повар, дневальный (уборщица), но также это может быть, например, и штурман. Женщине реальнее стать капитаном, чем механиком, а вообще она, скорее, лишь пройдет практику на судне в качестве кадета, чем останется работать надолго: слишком велики нагрузки. Гораздо чаще всего женщину с морским образованием можно встретить в офисе стивидорной (владеющей причалом) компании, берегового агентства по обслуживанию судов, а также в крюинговой компании — о таких компаниях пойдет речь ниже. Много есть и женщин-корабелов, которые проектируют и строят суда, но оканчивают они уже другое учебное заведение — кораблестроительное, а не непосредственно морское.

Обязанности

То, чем занимается океанолог, помогает решить главную экологическую задачу — спасение и сохранение природных богатств Мирового океана. Также исследования океанологов используются в биологии, палеонтологии, в рыболовной и военной сферах.

Деятельность океанолога подразумевает: исследование морского дна и шельфа, химический, биологический и физический анализ состава, строения и свойств воды Мирового океана.

Океанолог наблюдает за состоянием и развитием флоры и фауны морей и океанов, оценивает и прогнозирует изменения всей климатической системы, а также информирует госучреждения и граждан в случае какой-либо опасности.

Средние учебные заведения для будущих представителей сферы обслуживания

Специалистов сферы услуг объединяет одна особенность: все они работают с людьми, делая их жизнь лучше или облегчая ее выполнением определенных обязанностей. Например, няня остается с ребенком, пока родители работают или отдыхают. Горничная наводит порядок в номерах отеля, без чего невозможен полноценный отдых постояльцев. Визажист делает макияж, готовит клиенток к фотосессиям или важным мероприятиям.

Популярные колледжи и вузы России для будущих работников сферы услуг:

  1. Университет Синергия готовит специалистов гостиничного сервиса, менеджеров в ресторанном бизнесе, дизайнеров. На базе вуза работает одноименный колледж. Учебное заведение знаменито прогрессивными методами обучения. Применением современных дистанционных технологий в образовании.
  2. Московский Государственный Машиностроительный Университет проводит подготовку по таким направлениям как машиностроение, электроника, изобразительное и прикладное искусство.
  3. Экономико-технологический колледж выпускает поваров, кондитеров, технологов общественного питания, работников гостиничного сервиса. Этот вуз с классическими традициями образования проверен временем. Он имеет богатую историю и уже выпустил более 20 000 профессионалов.
  4. Колледж Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26 популярен среди будущих автомехаников, монтажников, архитекторов, дизайнеров, садовников, строителей. Здесь прекрасный преподавательский состав, удобные формы обучения и много внимания практическому аспекту.
  5. Столичный колледж индустрии сервиса и гостеприимства знаменит подготовкой профессиональных дизайнеров, поваров, кондитеров, технологов общественного питания. В колледже большие мастерские и лаборатории для практических занятий, огромная библиотека и прекрасное материальное оснащения. Здесь есть все для успешного получения знаний.

Профессионалы разных отраслей всегда востребованы, ведь люди предпочитают обслуживаться у проверенных мастеров, которые уже не раз проявили себя с лучшей стороны. Чтобы стать одним из таких специалистов, достаточно среднего образования.

Работа и отдых

Моряк — это больше образ жизни, нежели профессия. Начавший морскую карьеру человек попадает в настоящую зависимость от нее. Романтикам, прежде чем поступать на службу к властелину морей, надо хорошо подумать, чем они жертвуют. Четко осознайте специфику этой работы, чтобы в будущем не возникало неприятных сюрпризов.

Часто в экипаже, кроме вас, больше нет ни одного человека, говорящего по-русски. Не всегда выдается возможность позвонить домой. В море нет ни суббот с воскресеньями, ни праздников. Ради снижения затрат судовладельцам выгодно сокращать численность экипажа и перекладывать весь труд на плечи оставшихся моряков.

Люди на судне работают по графику «6 часов работы — 6 часов отдыха». Впрочем, отдых — понятие относительное. Качка, сильные электромагнитные поля, ограниченное пространство, 45—60°С на палубе и в машинном отделении, высокий уровень шума, ощущение вибрации двигателей, запахи топлива и многочисленных ядовитых веществ, постоянная смена часовых поясов, продукты питания, хранящиеся на борту иногда по месяцу, вода, полученная из дистиллята либо из непроверенного источника с берега — вот краткий перечень «прелестей» этой работы. Надо иметь очень хорошее здоровье и иммунитет, чтобы уверенно работать на судне в условиях длительных (иногда больше месяца) океанских переходов и отсутствия врача. Есть такие понятия, как восстановление организма, реабилитация. Если перегруженному моряку не дать вовремя отдохнуть, усталость переходит в болезнь. А болезнь — в свою хроническую стадию.

Аналогично и в психологическом плане: девять месяцев жизни, далекой от обычного земного существования, накладывают сильный отпечаток на характер и мышление. Когда это повторяется из года в год с короткими перерывами в 2—3 месяца, человека бывает практически не узнать.

В Великобритании, например, существует закон, согласно которому моряк, вернувшийся из рейса продолжительностью более трех с половиной месяцев, не допускается к участию в выборах до окончания периода отдыха.

А еще следует помнить: работа ни по постоянному, ни по временному видам контракта не входит в трудовой стаж моряка в России. По существующим российским законам, граждане России, находившиеся за границей свыше 183 суток, даже освобождаются от уплаты налогов.

Как ни странно, моряк, проработавший в море несколько месяцев, считается… безработным. Человек, годами приносящий стране прибыль в виде ввозимой валюты, попросту не имеет права на получение пенсии на основании трудового стажа, поскольку официально был безработным. В случае потери здоровья моряк и в самом деле станет безработным, поскольку медкомиссия признает его негодным, а компенсаций со стороны государства не будет.

Как устроиться на судно

Представление о мужественных морских волках, романтика воды и волн — вот то, что влечет некоторых людей стать моряками или речниками. Работать на судне очень интересно, но одновременно и опасно и ответственно. Ведь на воде произойти может все, что угодно. Поэтому работать на корабль берут только лучших из лучших, которые подходят на «водные» должности лучше других.

Инструкция

Чтобы устроиться на большегрузное судно, которое ходит заграницу, одного желания мало. Нужно еще иметь определенный пакет документов, например, действующий загранпаспорт, отсутствие долгов на родине и т.д. Также желательно знать английский язык в качестве международного, чтобы проще было общаться с другими членами команды, говорящими на иностранных языках, и в порту, куда вы будете заходить. Ну и, конечно же, для профессиональных морских судов необходимы пункты из первого и второго шагов, т.е. специальное образование и отменное здоровье.

Какими бывают морские профессии

Морская профессия не означает только службу в море. Существует множество специальностей в этой отрасли. Условно их можно разделить на: моряков и судостроителей. Рассмотрим некоторые из этих специальностей.

Для тех, кто хочет ходить по морю

  1. Капитан корабля. Это начальник всего судна. Он отвечает за весь палубный состав команды. Прокладывает маршрут и командует погрузкой и разгрузкой корабля. Зарплата его составляет от 460 000 рублей в месяц, а капитаны на суднах с опасным грузом получают еще больше.
  2. Старший механик. Это начальник машинного отделения, ему подчиняются все машинисты, механики и рядовой состав. Он отвечает за бесперебойную работу судна и его техническое обслуживание. Зарплата старшего механика начинается от 300  000 рублей в зависимости от сложности судна и дальности плаванья.
  3. Помощник капитана является заместителем капитана в его отсутствие. Он должен знать навигацию и маршруты, уметь правильно организовывать команду. В зависимости от общего числа команды, объема судна и перевозимых грузов у капитана может быть несколько помощников, занимающихся разными видами деятельности: Старший помощник, первый помощник, второй помощник и так далее. Зарплата помощника капитана зависит от его ранга и составляет примерно 200 000 рублей.
  4. Помощник старшего механика. По аналогии с капитаном, это заместитель старшего механика. Он должен уметь все то же, что и старший механик, но его зона ответственности уже. Средняя зарплата помощника старшего механика – 200 000 рублей.
  5. Боцман относится к палубной команде. Он начальник всех матросов, составляет график вахтовых смен и контролирует их работу. Средняя зарплата боцмана 100  000 рублей.
  6. Матрос – это младший сотрудник палубной команды. Он швартует судна, выполняет поручения боцмана и помощников капитана. Зарплата матроса дальнего плавания начинается от 60  000 рублей.
  7. Моторист – это младший сотрудник машинного отделения, он следит за работой механизмов судна, выполняет профилактические работы. Средняя зарплата механика аналогична дохожу матроса.

Какие дополнительные навыки нужно освоить

Во время образования по морским специальностям делается упор на изучение английского языка. Вся документация составляется на английском, поскольку он является международным языком для судовладельцев во всем мире.

Помимо этого, освоив английский язык на должном уровне, вы быстрее устроитесь в иностранную компанию. Простой матрос в европейской или американской фирме получает от 3 000 у.е.

Также желательно освоить какую-нибудь специальность на суше. Дело в том, что работа в море физически тяжелая и здоровье можно подорвать. Поэтому если вы не пройдете медкомиссию, то работа с морем у вас закончится и придется искать себя на суше. Полезным будет освоение прикладной технической специальности, схожей с морской.

Эпоха Велики географических открытий

До XV века весь мир пользовался трудами греческих ученых: Страбона (ок. 64 г. до н. э. — ок. 23 г. н. э.) и Клавдия Птолемея (ок. 100 г. н. э. — ок. 170 г. н. э.). Первый создал колоссальный 17-томный труд по географии древнего мира, хранившийся в Александрийской библиотеке. Второй изучал, комментировал и дополнял работы Страбона с точки зрения астрономии, математики и механики.


Компас (от итал. compassare — измерять шагами) — магнитное устройство для определения сторон света. Впервые был подробно описан в китайской книге 1044 г., хотя изобретен раньше

Но XV и XVI века стали временем огромного прорыва. Мир немыслимо расширился, распахнулся во все стороны: были открыты неведомые ранее острова и материки, реки, моря и океаны, новые народы и их культурные традиции, появились первые карты земного шара и первый географический атлас. Примерно тогда же, в конце XVI века, была создана одна из древнейших карт Российского государства — «Большой чертеж».

Это время было названо эпохой Великих географических открытий, и мы поговорим о них в отдельной главе.

Обязанности

Повседневных обязанностей у судового повара довольно много:

  • произвести обработку продукции;
  • составить меню на каждый день (с учетом диетического питания для тех, кто в этом нуждается);
  • приготовить завтрак, обеденные блюда и десерты, компоты и кисели;
  • приготовить тесто и выпекать булочки, блины, беляши, хлеб (при невозможности его получить);
  • сделать лапшу, пельмени;
  • составить заявки на получение продуктов;
  • следить за чистотой в камбузе и своевременно обслуживать кухонную технику, неоднократно мыть посуду.

С такой повышенной нагрузкой далеко не все «сухопутные» кулинары справятся. Плюс надо учесть, что иногда придется вести переговоры с иностранными поставщиками, а значит, навыки владения международным языком также потребуются хорошему коку. В обязанности судового повара входит приготовление блюд средней сложности, но, кроме этого, ему приходится нарезать салаты (из свежих и отварных овощей, мяса), делать бутерброды, различные закуски и тому подобное.

Свежая выпечка всегда ассоциируется с домашним уютом, поэтому для членов экипажа это большое счастье, когда кок берется за приготовление ароматных булочек, десертов. Да, у повара на судне есть свои обязанности, но многое зависит и от личного подхода к организации дела. Руководство и члены экипажа всегда оценят предприимчивость, сноровку и фантазию кулинарного специалиста на борту. Обязательным условием является соблюдение санитарных условий при приготовлении и раздаче пищи, и для этого кок может выдвинуть свои требования капитану.

Каждое судно, вне зависимости от его предназначения, подразделяется на две команды специалистов. Одни работают на палубе. Вторые — в машинном отделении.

Капитан корабля является главным человеком на лодке. В его подчинении находятся все моряки, заступившие на службу. В палубном отделении.

У капитана есть несколько помощников. Они помогают ему руководить кораблем. Отслеживают, чтобы его приказы исполнялись. Помощники капитана, и сам руководитель, являются представителями офицерского состава.

На корабле есть и рядовые должности. Речь идет о боцманах. Матросах. А также официантах и поварах (если речь идет о гражданском судне).

На военных судах в обязательном порядке присутствуют связисты. А также один или несколько врачей. 

В случае, если перевозка осуществляется на гражданском судне, то количество личного состава может быть в разы выше. На подобных кораблях работают специалисты более широкого спектра. Чтобы охватить все сферы жизнедеятельности пассажиров. Примечательно, что личный состав корабля, который осуществляет перевозку людей, может быть очень большим. Вплоть до полутора тысяч человек.

В задачи личного состава, который работает на палубе, входит:

  1. Прокладывание курса поездки. Для этого моряки применяют карту. Или специальные приборы.
  2. Ежедневная проверка устройств и оборудования различных видов. 
  3. Обучение экипажа. 
  4. Попеременное дежурство на судне.
  5. Осуществление швартовки корабля во время захода в порт определенной страны.

И многое другое.

Карьерный рост на флоте

Уровень заработной платы

Обязанности солдата-матроса

Согласно указу президента №1495, к обязанностям солдата матроса относится быстрое и безошибочное исполнение поручений и приказов, аккуратное обращение с оружием и любым другим государственным имуществом. Все обязанности распространяются на матроса при проведении военных действий и в мирное время. Согласно уставу ВС РФ, солдат-матрос имеет следующие задачи:

  • Подчиняться непосредственным руководителям, осознавать долг воина ВС РФ и точно выполнять все приказы.
  • Знать всех своих начальников, их имена, должности и звания.
  • Уважительно вести себя по отношении к командирам и сослуживцам. Быть вежливым, соблюдать воинские обязанности.
  • Заниматься саморазвитием, умственно и физически.
  • Аккуратно носить форму.
  • Иметь чистое оружие, знать его конструкцию, уметь им пользоваться.
  • Обеспечивать безопасность во время службы.

За правильно выполненные воинские обязанности солдата матроса, достижения и следование уставу ВС РФ, возможно повышение по службе.

Матросы делятся на 2 категории:

  1. Старший, или 1 класса.
  2. Младший, или 2 класса.

В обязанности матроса 1 и 2 класса входят одни и те же задачи. На судне между ними не имеется никакой разницы, она заключается только в зарплате матросов, которую они получают на судне.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий