Кто имеет право работать учителем в школе?

Кому подойдет преподавательская деятельность

Сложно стать не преподавателем, а хорошим преподавателем

Стать преподавателем несложно. Сложнее стать хорошим преподавателем.

Важно обладать определенными качествами. Эта работа не такая простая, как многие думают, и подойдет она далеко не всем

В первую очередь нужно любить детей, подростков, молодых людей. В частности, нужно любить работу с людьми.

Без этого ни о какой преподавательской деятельности не может идти речи.

Иначе как учитель будет помогать учащимся при возникновении трудностей, что нередко бывает в этой сфере?

Преподавание предполагает ежедневное общение с учащимися, разрешение конфликтов и проблем, помощь в усвоении материала, непредвзятое отношение к оценке знаний.

Также нужно быть готовым к тому, что все ученики абсолютно разные. Кто-то будет впитывать знания, как губка, кто-то нуждается в дополнительной помощи; кто-то будет выполнять требования педагога, а кто-то игнорировать; кто-то будет хорошо себя вести, а кто-то плохо.

Хороший преподаватель может не только донести знания, но и найти подход к каждому ученику.

Преподавание – это целое искусство. Недостаточно просто знать свой предмет и передавать знания. Преподавательская деятельность подойдет людям с навыками:

  • коммуникативности;
  • стрессоустойчивости;
  • понимания психологии учащихся;

  • умения пользоваться различными методами преподавания;
  • организаторских способностей;
  • справедливости;
  • умения слушать;
  • способности убеждать;
  • ораторского искусства;
  • толерантности к учащимся;
  • педагогической наблюдательности;
  • строгости.

Без этих качеств педагогу не обойтись.

Финансист

В педагогических ВУЗах готовят специалистов в областях прикладной математики. Получившие диплом профессионалы компетентны в любой области, касающейся расчетов и работ с цифрами. Можно пробовать себя на бухгалтерском, экономическом поприще. Человек, получивший математическое образование, легко схватывает суть любой работы, где нужна точность или инновационный подход к расчетам. Математики требуются в инженерные центры, банки, органы статистической отчетности. Умение применять методы работы с массивами числовых данных и навыки в области теоретической математики в комбинации позволят выпускнику математического факультета педагогического университета получить работу там, где важны скрупулезность в расчетах и умение работать с большими объемами цифр.

Как стать учителем начальных классов

Как стать учителем начальных классов

Начнем с малого. Точнее, с маленьких. Нельзя точно сказать, кого проще воспитать: младших или старших — у каждого возраста свои особенности

Поэтому если вы сказали себе «Хочу учить малышей», обратите внимание на советы, которые помогут стать хорошим учителем начальных классов

Что нужно учителю младших классов:

любовь к детям. Как бы тривиально ни звучало, но без этого свойства хорошим педагогом не стать. Вспомните себя и своих одноклассников в начальной школе. Наверняка классную руководительницу все называли второй мамой

Младшеклассники очень тонко чувствуют эмоции учителя, для них важно ваше теплое отношение;
чувство меры. Не скупитесь на проявление чувств, но не перегибайте палку

Ученики должны помнить, что вы их руководитель. Мама или бабушка могут дать послабление, если построить им глазки, а учитель — нет, и детям лучше бы хорошо это усвоить;
стрессоустойчивость. Большинство HR-специалистов включают это свойство в требования к идеальному кандидату. Для работы в начальных классах оно вам очень пригодится. Дело не только в обилии вопросов типа «Почему трава зеленая, небо голубое, Петрову 5, мне 4, птицы летают, вода мокрая» и так далее. Вам предстоит находиться в состоянии постоянного напряжения, присматривая за тем, чтобы никто ничего не сломал, не поранился сам, не побил соседа… И все это при постоянном шуме, которые создают еще не умеющие сосредоточиться младшеклассники
Так что стальные нервы — ваш лучший помощник;
умение привлечь внимание. Требование вытекает из предыдущего пункта
«За окном летит птичка, светит солнце, а трава такая зеленая, и вообще, уже хочется обедать или спать… Но нельзя, потому что учительница рассказывает такие интересные вещи!» Вам сильно повезет, если ваши ученики будут так думать. Поэтому поработайте над техникой привлечения внимания. Старайтесь сообщать детям факты, которые поразят их и не дадут отвлечься. Но не перегружайте малышей информацией. Так они не только не одарят вас вниманием, но и ничего не запомнят.

Получить эти и другие профессиональные навыки поможет обучение педагогической профессии. Но что если у вас уже есть другое образование, а быть учителем все равно хочется?

Карьерные возможности

Где будут работать выпускники

Программа приглашает участников переехать в другой город, село или деревню на два года и преподавать в местной школе любимый предмет. Первым регионом Сибири, где будет реализовываться проект, стала Новосибирская область. Поэтому наших выпускников приглашают работать в школы Искитимского и Черепановского районов Новосибирской области.

Программа «Учитель для России» впервые выходит в регион на территории Сибири, где нехватка кадров и сложный социальный контекст чувствуется острее, — говорит сооснователь программы Алена Маркович. — Если вы хотите найти работу со смыслом, делиться с детьми своими знаниями и опытом, хотите стать частью сообщества единомышленников, подавайте заявку в программу и станьте частью изменений в школьном образовании.

Для справки: Программу «Учитель для России» реализует благотворительный фонд «Новый учитель» в стратегическом партнерстве с ПАО «Сбербанк России», благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Институтом образования НИУ ВШЭ. В 2019/2020 году программа работает в 78 школах и 6 регионах, в которых учителя проекта обучают более 34 тысяч детей.

Узнать о программе больше можно на сайте uchitel.ru

Подать заявку на участие в программе: anketa.uchitel.ru

Партнерский материал

Дизайнер

Будущих педагогов, обучающихся на факультетах информатики, учат методам математического моделирования и работе с различными конструкторскими программами. Этот опыт можно применить в областях архитектуры и дизайна. За 5 лет учебы студенты осваивают навыки работы с цифровыми изображениями, средствами компьютерной графики. Обширному спектру полезных знаний реально найти применение к конструкторских и архитектурных бюро, организациях, занимающихся разработкой проектно-сметной документацией. Людям с творческой жилкой подойдет профессия дизайнера-оформителя, специалиста по оформлению помещений. Таких ищут не только фирмы, занимающиеся отделкой жилых помещений. Реализовать себя возможно в галерее, выставочном центре.

На естественно-географических факультетах студенты проходят практику по озеленению территорий, композиционному оформлению садов и парков. После выпуска можно найти себя в сфере ландшафтного дизайна, это прибыльная и востребованная профессия. Работа есть как в частных организациях, разрабатывающих индивидуальные программы оформления территорий, так и в крупных холдингах, проектирующих зеленую городскую среду.

Может ли человек без педагогического образования устроиться на работу в образовательную организацию?

По мнению преподавателя математики из Рязани Марии Васильевны Никоновой, такое случается. Разумеется, с ведома директора школы. Например, одна ее бывшая коллега окончила еще в советскую эпоху радиотехнический институт. Позднее ее взяли преподавателем информатики без педагогического диплома, т. к. в то время учителя в этой сфере были редкостью. За многолетнюю успешную карьеру никто у нее не требовал документальных подтверждений. Сейчас она по-прежнему работает преподавателем информатики, уже в московской школе. Отмечу, что на вопрос, может ли в школе работать учителем человек без высшего педагогического образования (у работника высшее техническое), юрист однозначно ответит «нет».

По словам Марии Васильевны, если посмотреть в школах районных центров Рязанской области, там работает достаточно много учителей без дипломов по причине нехватки специалистов. Учитель математики утверждает, что этот факт особо не скрывается и никем не осуждается.

Плюсы таких допущений в том, что дети получают знания, — это лучше, чем прочерк в аттестате по данному предмету. При этом среди таких учителей зачастую можно встретить энтузиастов своего дела, по-настоящему любящих свой предмет и работу с детьми.

Минусы заключаются в нехватке у некоторых учителей знания особых профессиональных тонкостей. Общие положения по психологии и педагогике, которые преподают в вузе, вполне можно добрать самостоятельно. А с методикой преподавания предмета дело обстоит иначе. Например, в педагогическом институте будущим математикам объясняется, как правильно ученикам рассказать правила равенства треугольника, какие задачи надо решать перед разбором темы, в какой последовательности и даже в каком количестве.

Учителя из регионов России не очень критически относятся к отсутствию документа об окончании педагогического вуза. Причин на то несколько. Во-первых, все формальности решаются руководством еще до поступления на работу, и при необходимости учитывается опыт предыдущей работы. Во-вторых, все учителя каждые пять лет проходят аттестацию, подтверждая (или нет) уровень своей квалификации. Кроме того, все работающие педагоги раз в два-три года проходят в обязательном порядке курсы повышения квалификации. Наконец, при желании и сильной мотивации талантливый человек может самостоятельно получить недостающие знания – в Сети можно найти огромное количество методической литературы.

По мнению педагога и родителя Ларисы Аликовой, практически все методические приемы, умения, навыки по педагогике и психологии для работы в школе осваиваются по экспресс-программе за 3–4 месяца по направлению школ или в индивидуальном порядке. Бывает и так, что детям более интересно слушать историка-исследователя и журналиста со специализацией по истории, чем кадрового учителя истории. Или хороший инженер может рассказать просто и очень интересно, как работают бытовые приборы. У него имеется больше практического опыта работы, чем у школьного физика. Наконец, учителя без педагогического образования, но с мотивацией и практическим опытом могут вести уроки более интересно, чем обладатели дипломов, все время заглядывающие в свои конспекты. И дети всегда отличают стремление обучить предмету от желания лишь зарабатывать деньги.

При этом очень важен тот факт, что если учитель без диплома осознанно совершил выбор профессии педагога, то со временем ему необходимо получить образование. Сейчас возможностей для этого предостаточно: очная, заочная, дистанционная форма обучения (как за свой счет, так и в рамках бюджета). И как минимум стоит пройти курсы переподготовки учителей – 72, а лучше 144 часа. Инициатива в таком деле будет руководством только приветствоваться.

Музейный работник или гид

Получив историческое или культурологическое образование многие идут работать в музеи, арт-галереи. За плечами – 5-ти летний багаж знаний, который они могут эффективно использовать в области искусства. На историческо-педагогических факультетах студенты получают массу специфического опыта, участвуют в исследованиях и глубоко изучают явления и персоналий. Дипломные и курсовые работы, всесторонне раскрывающие стороны объекта исследований, станут прекрасным резюме для краеведческого или художественного музея.

На практике, которую студенты проходят, обучаясь на факультете естественной географии, оценивается туристический потенциал регионов и отдельных зон, разрабатываются экскурсионные маршруты. Можно устроиться гидом, чтобы передавать полученные знания экскурсионным группам и развивать туризм в родном крае.

Как стать преподавателем в ВУЗе

Устроиться в ВУЗ несколько сложнее

Устроиться в колледж – пустяки. Но чтобы устроиться на работу в ВУЗ, придется постараться.

Магистратуры уже будет недостаточно. Для преподавания в ВУЗе нужно закончить аспирантуру, а в некоторых требуют и ученую степень.

Все зависит от престижности учебного заведения.

Если ВУЗ на первых строчках в рейтингах, для преподавания в нем придется отучиться по полной программе.

Но во время учебы недостаточно просто плыть по течению. Обязательно нужно проявить себя, сделать так, чтобы заметили. Большинство преподавателей зарекомендовали себя еще в процессе обучения.

Соответственно, если ВУЗ менее престижный, устроиться в него будет легче. Некоторые заведения сквозь пальцы смотрят на отсутствие ученых степеней. Все зависит от каждого конкретного случая.

Узнавать, что требуется для устройства в конкретный ВУЗ, нужно только в нем самом.

Также есть еще один прекрасный метод попасть на работу в высшее учебное заведение. Им пользуются многие выпускники с высшим профессиональным образованием.

Можно устроиться преподавать в колледж и параллельно учиться дальше. Это отличная возможность получить опыт работы, а также понять, действительно ли стоит уходить в преподавание, или все-таки эта работа не по душе.

Особенности

Преподаватель вуза – пожалуй, самая ответственная деятельность по сравнению с коллегами. Вот почему нужна соответствующая подготовка. Как минимум, нужно иметь диплом магистра или специалиста. Для бакалавров путь в систему образования будет значительно длиннее. И совсем нет шансов у тех, кто не имеет высшего образования.

Однако для продвижения по карьере нужно будет поступать в аспирантуру, получать ученую степень. Иначе максимальная должность, которую можно будет занимать — это ассистент.

Нередко преподавателями вуза становятся его бывшие выпускники, которые заслужили хорошую репутацию в период обучения. Вот почему начинать задумываться о построении будущей карьеры стоит еще с первых курсов студенческой скамьи.

Где учиться на учителя

Важно, что преподавать в школах сегодня разрешено только тем, у кого есть педагогическое образование — направление подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки» — или образование в области, связанной с преподаваемым предметом, то есть, в дипломе указано слово «преподаватель». Поэтому, если вы дизайнер и хотите преподавать в школе ИЗО, то вам потребуется пройти дополнительное обучение и получить сертификат при одном из вузов

Образовательная траектория к профессии учителя может проходить через колледж или через вуз. А возможно, через колледж и потом вуз. 1. Колледж
Чтобы стать преподавателем в начальных классах (специальность 44.02.02), достаточно среднего профессионального образования. В каждом среднем и крупном городе России есть педагогические колледжи, где можно получить образование преподавателя начальных классов.Например, в Москве это:
• Педагогический колледж №10
• ГАОУ ВО МГПУ Педагогический колледж №9 «Арбат»
• Педагогический колледж №1 им. К.Д. Ушинского
• Педагогический колледж «Медведково»
• Педагогический колледж им. С.Я. Маршака

2. Педагогический вуз
В вузах готовят преподавателей как начальных, так и старших классов. В вузе можно выбрать одну из специальностей:44.03.01 Педагогическое образование44.03.02 Психолого-педагогическое образование44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)44.05.01 Педагогика девиантного поведения

Московские вузы, которые специализируются на подготовке педагогов:
• МГОУ — Московский государственный областной университет
• МГППУ — Московский городской психолого-педагогический университет
• МГПУ — Московский городской педагогический университет
• МПСУ — Московский психолого-социальный университет
• МПГУ — Московский педагогический государственный университет
• МГГЭУ — Московский государственный гуманитарно-экономический университет
• МГГУ Шолохова — Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова

3. Профильный вуз
Профессию учителя можно совместить с исследовательской работой. Если вы хотите иметь возможность преподавать не только в школе, но и в вузе, плюс заниматься наукой, то лучше поступить в профильный вуз. Преподавателем биологии или истории, иностранного языка или математики может стать исследователь в этой предметной области. Например, у выпускников НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МИСИС в дипломе указано, что они имеют право преподавать свой предмет.

Более подробную информацию о вузах и предметах, которые нужно сдавать, чтобы стать учителем-предметником, вы узнаете в разделе «Профессии»:

Можно ли работать воспитателем без педагогического образования

В сфере дошкольного обучения детей, с учетом особенностей детской психики, российское законодательство также предусматривает наличие определенных ограничений. При этом, так как дети дошкольного возраста требуют особого подхода, стать воспитателем в детском садике может меньшее количество людей, чем учителями в школе.

Для того, чтобы работать воспитателем, в обязательном порядке необходимо обладать специализированным дошкольным педагогическим образованием. При этом, даже люди, получившие педагогическое образование в других сферах, не смогут устроиться на работу в детский садик воспитателем, пока не получат дополнительно знания в сфере дошкольного образования. Единственной возможностью устроиться на должность воспитателя, все еще не обладая необходимыми подтвержденными дипломом знаниями — это работать, совмещая работу воспитателя с получением этого образования.

Однако не следует отчаиваться. В большинстве детских садов Российской Федерации воспитатели являются не самыми многочисленными работниками. В частности, в каждом детском садике значительную часть воспитательной работы с детьми выполняют помощники воспитателя или нянечки. И для них уже наличие педагогического образования не является обязательным требованием.

Часто для трудоустройства именно воспитателем, необходимо соглашаться с жесткими дополнительными требованиями руководства детского сада, работать на полторы или две ставки. В отношении нянечек и помощников воспитателя руководство обычно устанавливает куда менее жёсткие рамки.

Советы начинающим преподавателям

Важно не перегибать палку и в строгости, и в дружеском общении со студентами

Любой неопытный работник совершает ошибки. Ниже приведены несколько рекомендаций для того, чтобы неприятных ситуаций возникало меньше:

Отношение к работе. Ни в коем случае нельзя относиться к преподавательской деятельности только как к средству для заработка. Чтобы увидеть плоды своего труда, нужно эмоционально вкладываться в процесс работы.
Стиль общения с обучающимися

Здесь важно найти золотую середину. Не стоит общаться с учениками слишком жестко

Но важно не перегибать палку и в дружеском общении.
Бессмысленно ждать хорошего поведения ото всех учащихся. Такого не бывает. В любом классе или группе будут трудности с поведением некоторых учеников. Преодолеть их поможет знание психологии и понимание других людей.
Многие педагоги плохое поведение учеников принимают на свой счет. В большинстве случаев это ошибка. Чтобы понять это, достаточно вспомнить, что любой человек иногда совершает плохие поступки.
Честность. Преподаватель всегда должен подавать хороший пример своим подопечным. Быть честным – это обязанность любого педагога.
Естественность. Никогда не нужно стараться быть кем-то. С учениками следует всегда быть собой.
Нужно всегда помнить о том, что преподавание – это не только передача знаний. Не последнюю роль играет построение дисциплины, внеклассная работа, общение, атмосфера на занятиях.
Хорошее чувство юмора и оптимизм. Преподавателей, обладающих такими качествами, ученики ценят особо. После выпуска их вспоминают с теплотой и улыбкой. Плюс это проверенный способ найти подход к обучающимся.
Важно не забывать и про собственное развитие. Не стоит ограничивать себя одним преподаванием.
Нельзя навязывать студентам свое мнение по какому-либо вопросу. Их точка зрения может отличаться. Они имеют на это право.
Всегда нужно сохранять спокойствие. Учащиеся могут вывести из себя. Но преподавателю необходимо уметь управлять эмоциями.
Важно быть требовательным. Иначе студенты подумают, что можно не прилагать усилий к обучению.
Необходимо тщательно готовиться к каждому уроку.
У преподавателя должна быть вера в способности каждого ученика. Если кто-то не проявляет интереса к обучению, стоит поискать к ним другой подход.

Совсем не совершать ошибок, конечно, не получится. Но все придет с опытом.

Многие люди так и не рискуют пробовать себя в преподавательской деятельности из-за страхов, сомнений, неуверенности. Но стать преподавателем может любой, кто чувствует, что это его призвание.

В этом видео вы узнаете, как стать классным преподавателем:

Эколог

Студенты, обучающиеся на биологическом или географическом факультетах – частые участники разнообразных экспедиций, полевых работ, исследований по профилю. Они вносят свой вклад в мероприятия по защите окружающей среды, исчезающих животных. Разрабатывают сценарии рационального использования природных ресурсов и их охраны, проводят оценку состояния ресурсов флоры и фауны Земли. Участвуют во внедрении инновационных проектов по возобновлению изначального природного облика территорий, проводят мониторинги с целью улучшения производительности сельского хозяйства. Контролируют исполнение законодательства в сфере охраны природных ресурсов. Студенты ездят на практику в заповедники, заказники, особо охраняемые территории с целью восстановления популяций животных видов и сохранения их естественной среды обитания. Этот богатый опыт ценят компании, занимающиеся экологическим правом, природоохранные организации. Им нужны специалисты по разработке экологической политики и сотрудники, которые взаимодействуют с защитными ведомствами с целью получения разрешений на строительство и осуществление иной деятельности. Такого специалиста часто ищут среди выпускников педагогического ВУЗа.

Журналист или редактор

Люди, получившие специализацию по направлению литературы или преподавания родного языка, умеют конструктивно выражать мысли и грамотно пишут. На филологическом факультете обучают создавать материалы для СМИ, находить актуальные темы, расшифровывать и систематизировать информацию, полученную из разных источников. Выпускники востребованы в редакциях журналов и газет, на телевидении. Там ценятся сотрудники, умеющие интересно и безошибочно подавать информацию. Еще один вариант – корректор. После написания статьи или книги необходима вычитка на предмет грамматических и стилистических ошибок. Преподаватель русского языка блестяще справится с такой работой.

журналист

Как стать профессиональным педагогом с нуля?

Вуз (университет, академия, институт) или ссуз (техникум, колледж, педагогическое училище) – наиболее оптимальный вариант, чтобы состояться в профессии как профессионал. Это бесспорное утверждение и оспорить его невозможно.

Однако, поскольку отстутствие педагогического образования не создает как таковых препятствий при трудоустройстве, существует возможность стать профессиональным педагогом и на основе дополнительного образования – по результатом учебы на курсах профессиональной переподготовки. Это образование упрочит позиции соискателя и поможет ему быстро освоиться в новой должности.

Такая переподготовка педагогов осуществляется в рамках специальных очных и дистанционных курсов, составленных строго в соответствии с квалификационными стандартами. Длительность обучения составляет примерно от двух до десяти месяцев. Они проводятся на базе законченного высшего или среднего профессионального образования и по окончании, выпускникам присваивается соответствующая квалификация и диплом.

Чтобы стать профессиональным педагогом с нуля и получить допуск для работы в качестве учителя в школе есть несколько путей.

Стать педагогом — школьным учителем можно, как заранее определившись со сферой деятельности, сознательно избрать педагогическую специальность, так и, получив образование в иной профессиональной сфере, а затем решив посвятить себя преподаванию.

Ключевым фактором является желание и, разумеется, как и в любой иной сфере, степень квалификации. Это, пожалуй, все, что нужно, чтобы стать педагогом без педагогического образования. При этом, стоит помнить о том, что учеба детей младших, средних и старших классов, студентов колледжей и вузов – разная, к каждой возрастной группе нужен свой подход, это будет нужно учитывать.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий