Музейный остров в берлине: куда стоит сходить?

Museen auf der Museumsinsel

Staatliche Museen zu Berlin/Maximilian Meisse

Altes Museum

Das Alte Museum, wurde von Karl Friedrich Schinkel erbaut und ist ein Meisterwerk klassizistischer Architektur. Die Rotunde in diesem ersten Museumsbau Berlins ist überwältigend: Dem Pantheon in Rom nachempfunden, ist sie ein passender Auftakt zur ausgestellten Antikensammlung.

dpa

Neues Museums (im Hintergrund)

Neues Museum

Das Neue Museum stellt Objekte aus den Sammlungen des Ägyptischen Museums und dem der Papyrussammlung, dem Museum für Vor- und Frühgeschichte und der Antikensammlung aus. Das Museum wurde nach den Plänen Friedrich August Stüler errichtet und im Zweiten Weltkrieg fast zerstört. Seit der Restauration ist das Gebäude eine beeindruckende Symbiose aus Alt und Neu.

dpa

Alte Nationalgalerie

Neben dem Neuen Museum befindet sich das zweite Werk Stülers: die Alte Nationalgalerie. Das Haus für Malerei und Skulpturen aus dem 19. Jahrhundert ähnelt einem antiken Tempel auf hohem Sockel. Das Reiterstandbild auf der Freitreppe stellt Friedrich Wilhelm IV. dar, der die Idee zur Museumsinsel hatte. In der Alten Nationalgalerie sind Werke französischer Impressionisten (Manet, Monet, Renoir) zu sehen, daneben Gemälde der Romantik von Caspar David Friedrich und Karl Friedrich Schinkel.

dpa

Bode-Museum

Die Nordspitze der Museumsinsel bildet das wunderschöne Bode-Museum. In dem Museum von Ernst von Ihne stehen sakrale Kunstwerke aus Byzanz und europäische Skulpturen von der Renaissance bis zum Barock im Mittelpunkt. Das Bode-Museum steht an der Spitze der Museumsinsel und bildet den Endpunkt,an dem Spree und Spreearm zusammenfließen.

dpa

Pergamonmuseum

Absoluter Publikumsrenner ist das Pergamonmuseum von Alfred Messel (1907–30 erbaut), in dem archäologische Funde aus der Antike, das Ischtar-Tor aus Babylon und der beeindruckende Pergamonaltar zu bestaunen sind. Hinweis:Wegen Bauarbeiten und Renovierungen ist das Herzstück des Museums mit dem Großen Fries bis zur Fertigstellung des ersten Bauabschnitts (voraussichtlich 2019) für den Besucherverkehr geschlossen.

dpa

James-Simon-Galerie

Die James-Simon-Galerie auf der Museumsinsel ist Dreh- und Angelpunkt des zum Weltkulturerbe zählenden Ensembles aus Pergamonmuseum, Alter Nationalgalerie, Bode-Museum, Altem Museum und Neuem Museum.

Музейный остров сейчас

Музей Боде

Пергамский музей

Старая национальная галерея

Старый музей

Северную оконечность «Музейного острова» пересекает мост Монбижу, соединяющий остров с обоими берегами Шпре. Оба моста закрыты для движения общественного транспорта и образуют вход в Музей Боде, здание треугольной формы в стиле необарокко, огромный купол которого возвышается над северной частью Шпреинзель.

С южной стороны Музея Боде остров пересекает линия берлинской городской электрички, которая отделяет здание Музея Боде от примыкающего к нему Пергамского музея. Это самое позднее музейное здание в комплексе на Музейном острове является самым посещаемым берлинским музеем, пользующимся мировой известностью благодаря таким монументальным античным экспонатам, как давший название музею Пергамский алтарь. Вход в музей представляет собой площадь, ограниченную с трёх сторон корпусами музейного здания, на которую можно попасть с улицы Ам-Купферграбен по пешеходному мосту.

С юго-запада к Пергамскому музею примыкает Новый музей, который после Второй мировой войны длительное время пребывал в руинах и в настоящее время восстанавливается, а с юго-востока с Пергамским музеем соседствует Старая национальная галерея, представляющая собой по стилю античный храм с высокой лестницей при входе. Над входом в галерею возвышается конная статуя Фридриха Вильгельма IV, руке которого принадлежат первые эскизы здания. У входа в Национальную галерею разбита лужайка, оформленная скульптурами из фонда музея. С юга и востока у Шпре лужайка ограничена колоннадами в дорическом стиле. В летнее время здесь проводятся кинопоказы и концерты под открытым небом.

С южной стороны Нового музея и Национальной галереи остров пересекает улица Бодештрассе, открытая для проезда транспорта через западный рукав Шпре. Примыкающий к ней мост Фридрихсбрюкке через восточный рукав Шпре закрыт для механических транспортных средств. Далее к югу от этой улицы в западной части острова находится Старый музей и Люстгартен, а в восточной части — Берлинский кафедральный собор. Проходящая между ними узкая улочка Ам-Люстгартен соединяет Боденштрассе с важнейшей транспортной магистралью Унтер-ден-Линден — Дворцовая площадь — Карл-Либкнехт-Штрассе, которая ограничивает достаточно тихий в транспортном отношении «Музейный остров» с юга.

Севернее Берлинского собора напротив Старой национальной галереи летними вечерами любители орнитологии могут наблюдать удивительное зрелище — отправляющихся на ночёвку в каштановый лесок десятки тысяч скворцов.

Как добраться до Египетского музея

Египетский музей располагается в здании Нового музея. Музейный остров, на котором расположен Новый музей, находится в самом центре Берлина. До него легко добраться на любом виде транспорта. К острову ведут два пешеходных моста и мост для автомобильного транспорта.

На общественном транспорте

До Нового музея можно добраться на любом виде общественного транспорта.

  • Метро (U-Bahn) — Линия U6 до остановки Fridrichstrasse.
  • Городская электричка S-Bahn (Эс-Банн) — S1, S2, S25, S26 до остановки Fridrichstasse S3, S5, S7, S9 до остановки Хакешер Маркт (Hackersche Markt).
  • Трамвай — M1,12 до остановки Ам купферграбен (Am Kupfergraben), M4, M5, M6 до остановки Hackersche Markt.
  • Автобус — TXL до остановки Staatsoper, 100, 245, 300 до остановки Люстгартен (Lüstgarten), 147 до остановки Фридрихштрассе (Fridrichstrasse).

Схема движения общественного транспорта

На автомобиле

Обратите внимание:на самом Музейном острове нет парковок.

Ближайшие к Новому музею парковки:

  • парковочный гараж гостиницы Редисон Блю, на восточном берегу реки Шпреи, или,
  • с другой стороны Музейного острова — гараж Международного торгового центра.

Парковки в районе Музейного острова

На такси

До Музейного острова удобно добираться на такси Uber. Если Вы скачаете приложение, можно всегда по карте найти ближайший автомобиль.

Египетский музей на Google-панораме

Видео о Египетском музее

Новый музей: Египетский двор и бюст Нефертити

Новым этот берлинский музей является только по отношению к Старому музею, так как его построили в 1855 году «в помощь» первому, Королевскому. XIX век для Германии был веком археологии, веком ошеломляющих находок немецких ученых, для размещения артефактов буквально не хватало площадей. Новый музей стал вторым музеем на острове.

Новый музей строил уже следующий Гогенцоллерн – Фридрих Вильгельм IV. Здесь разместилась коллекция искусства Древнего Египта от драгоценных украшений до образцов погребальной культуры. Сюда приходят посмотреть на коллекцию папирусов.   

Главный магнит для туристов – бюст Нефертити, но кроме него есть еще множество бюстов и скульптур фараонов и обычных людей. Египетские письмена представлены не только на папирусах, но и как украшение стен, тех же скульптур. Древние египетские саркофаги поражают мастерством камнерезов и художественным своеобразием.

Кроме Египетских залов в Новом музее выставлена коллекция древней Европы и Азии, также кропотливо собранная прусскими королями. Главная находка – золотая шляпа конца бронзового века, около 1000 г. до н.э. Металлическая шляпа с очень высокой тульей (скорее, колпак) использовалась в культовых обрядах на территории южной Европы. В мире известно несколько таких находок: берлинская шляпа сделана из сплава золота с серебром.

Музей Брёэна

представляет искусство рубежа веков: модерна и функционализма. Все его экспонаты имеют отношение к оформлению интерьера: декоративно-прикладное искусство ар нуво и ар деко, от ваз Эмиля Галле и мебели Гектора Гимара до богатой коллекции фарфора – берлинского, мейссенского, севрского, – занимает весь первый этаж музея. На втором – интерьерная живопись и графика художников берлинского югендштиля. На третьем этаже две комнаты отведены под персональные экспозиции бельгийского мастера ар нуво Анри ван де Вельде и Йозефа Хоффмана, одного из лидеров венского югендштиля.

Школа искусств и ремесел, организованная в 1919 в Веймаре Вальтером Гропиусом, получившая название «Баухауз», стоит у истоков дизайна. Однако дизайн – лишь малая часть интересов художников, которые считали своей задачей реформу всех искусств, в т.ч. архитектуры. Школа существовала до прихода к власти нацистов.

В Баухауз-архиве отдельные экспозиции посвящены преподавателям: Василию Кандинскому, Паулю Клее, архитекторам Гропиусу и Людвигу ван дер Роэ, а также отдельным мастерским школы – керамической, кузнечной, рекламной, фотографической. Материалы взяты из Баухауз-архива, основанного в Дармштадте в 1961, в 1971 переведенного в Берлин, а спустя восемь лет занявшего нынешнее здание, построенное специально для музея по проекту В.Гропиуса.

Еврейский музей

Экспонаты, посвящённые двухтысячелетней истории еврейской общины Германии, после войны занимали часть Музея истории Берлина. В 1988 г. был объявлен конкурс на отдельное здание для Еврейского музея. Победил проект архитектора Даниэля Либескинда под названием Between the Lines («Между линий»). Прямые жёсткие линии на фасаде и во внутренних пустых помещениях Jüdisches Museum Berlin символизируют пронзившую Германию и Европу пустоту после уничтожения еврейской общины, составлявшей их органическую часть.

Еврейский музей в Берлине

Новое здание вплотную прилегает к старому зданию Kollegienhaus, в котором ранее размещался Музей Берлина. Они соединяются лишь подземным этажом. Только через него можно войти в Between the Lines. Передвижение по нему намеренно сделано дискомфортным посредством наклонных полов, на которых трудно удерживать равновесие. Одно из музейных помещений – Шалехет, приходится преодолевать по металлическим дискам, в прорезях которых изображены лица. В выставочных помещениях представлены материалы, повествующие о многовековом проживании евреев в Германии.

В наклонном дворе Музея находятся мрачная Башня Холокоста с чёрными стенами и небольшим верхним просветом, и Сад Изгнания. Его поверхность – опять же неровная, и находится в углублении. 49 наклонных полых стел Сада заполнены землёй: наверху высажены оливковые деревья – символ мира и надежды. В этих стелах создатель Музея Холокоста Айземан даже усмотрел плагиат своих серых блоков.

Адрес: Berlin, Lindenstraße, 9-14. Режим работы – с 10 до 20 (в понедельник – до 22) часов. Цена билета – 8 EUR.

Музеи

Пять музеев на «Музейном острове» входят в музейное объединение Государственные музеи Берлина, которое в свою очередь является учреждением Фонда прусского культурного наследия. «Музейный остров» в одном ряду с Культурфорумом в берлинском Тиргартене, комплексом Шарлоттенбургского дворца и музеями в Берлин-Далем образует один из наиболее известных музейных центров Берлина.

В зданиях на Музейном острове преимущественно размещены археологические коллекции и искусство XIX века. После объединения Германии началось объединение разделённых прежде между Западом и Востоком собраний. В соответствии с мастер-планом «Музейного острова» планируется реорганизация и совместное экспонирование коллекций всех музеев. Новое здание входа, открытие которого запланировано на 2008 год, станет центральным входом на «Музейный остров» в целом. Одновременно в нём будет находиться информационный центр, кафе, магазины, рестораны и залы для специальных мероприятий и выставок.

В Старом музее на основном этаже экспонируется часть Античного собрания: скульптуры, оружие, золотые украшения и сокровища из серебра из коллекции древнегреческого искусства, начиная с кикладской эпохи до древнеримской эпохи. На верхнем этаже музея с августа г. временно располагается берлинский Египетский музей, переехавший туда из Шарлоттенбурга. В 2009 году он займёт своё место в отстроенном Новом музее.

Восстановленный Новый музей после открытия в 2009 году принял экспозицию Египетского музея и собрания папирусов, в которую в частности входит знаменитый бюст древнеегипетской царицы Нефертити и другие произведения искусства эпохи Эхнатона. В Новом музее также частично представлена экспозиция Музея доисторического периода и ранней истории, относящаяся к каменному веку и другим древним эпохам.

В трёх корпусах Пергамского музея собраны архитектурные объекты, древнегреческие и древнеримские скульптуры из Античного собрания, музея Передней Азии, экспонаты которого охватывают шесть тысяч лет истории, искусства и культуры Передней Азии, и Музея исламского искусства, в котором хранятся произведения искусства исламских народов VIII—XIX вв. Пергамский музей получил всемирную известность благодаря впечатляющей реконструкции археологического ансамбля Пергамского алтаря, воротам Милетского рынка, Воротам Иштар с фрагментом вавилонской Дороги процессий и фризу из Мшатты. После открытия четвёртого, находящегося пока на стадии строительства корпуса Пергамского музея в нём можно будет увидеть такие монументальные произведения из собрания Египетского музея, как ворота из храмового комплекса Калабша и колонный зал царя Сахуры, а также фасад из Телль-Халафа из Переднеазиатского музея, которые ещё со времён войны томятся в музейных запасниках Государственных музеев Берлина.

В собрании Старой национальной галереи представлены произведения скульптуры и живописи XIX в., начиная Каспаром Давидом Фридрихом и французскими импрессионистами и заканчивая фресками творивших в Риме назарейцев.

В открывшемся 17 октября 2006 года после реконструкции Музее Боде представлены экспонаты из Музея византийского искусства III—XIX веков, итальянская и немецкая скульптура от раннего Средневековья до XVIII в. из Скульптурного собрания. В Монетном кабинете хранятся серии монет, которые охватывают период от VII века до н. э., когда первые монеты чеканились в Малой Азии, и заканчивая монетами и медалями XX века, а также избранные экспонаты старых мастеров из Берлинской картинной галереи.

В 2005 году один из трёх открытых для доступа публики музеев на «Музейном острове» посетил каждый седьмой посетитель берлинских музеев.

Вид на «Музейный остров» с воздуха

Исторические шедевры и их уникальность

Исходной обзорной позицией считается Старый музей (открыт в 1830 году). На фасаде размещена надпись, которая гласит: «Мы собираем все древности, откуда бы они ни происходили». Первое помещение в нем — ротонда, которая поражает воображение абсолютной гармонией и величественностью. Именно она, по замыслу архитекторов, подготавливает к тому, чтобы понять весь музейный остров. Несомненный интерес в выставочных залах вызовут ценнейшие экспонаты: скульптурная коллекция, орудия, украшения из золота и серебра и другие сокровища древних времен. Новый музей впервые открылся в 1859 году. Пострадавшее в период войны здание долго лежало в руинах, но было полностью восстановлено после воссоединения Германии. Сейчас в нем можно увидеть экспозицию Египетского музея, в том числе, и бюст Нефертити. Здесь же представлены экспонаты, которые относятся к доисторическому периоду. Старая национальная галерея принимает посетителей с 1876 года. Она напоминает храм времен античности. Летом здесь проходят демонстрации фильмов и концертные выступления. Если вы устанете и присядете отдохнуть на лужайке, то окажетесь в окружении музейных скульптур. В галерее можно ознакомится с шедеврами живописи и скульптуры 19 века (от фресок назарийцев древнего Рима до произведений Каспара Давида Фридриха, Пьера Огюста Ренуара, Клода Моне).

Старый музей

Новый музей

Старая Национальная галерея

Музей кайзера Фридриха (ныне Музей Боде) впервые открылся в 1904 году. Он располагает историческими шедеврами Византии 3-19 в.в., скульптурной экспозицией Италии и Германии, начиная от Средних веков до 18 в., нумизматическими и другими ценностями. Пергамский музей существует с 1930 года. В наше время здесь сосредоточены скульптуры, экспонаты музея Передней Азии (охватывающие исторический период в 6 тысяч лет), исламские культурные ценности 8-19 вв. Известность во всем мире музею принес Пергамский алтарь — ради этого экспоната и был построен музей. Благодаря этому монументальному и уникальному сооружению, Пергамский музей вошел в число наиболее посещаемых в Берлине. Идея его создания такова, чтобы у каждого человека складывалось впечатление, что он находится перед руинами оригинального памятника античности под открытым небом.

Музей Боде

Пергамский музей

Фильм о Берлинском острове музеев (Museum island) – месте, где находится созвездие известнейших берлинских музеев.

Музейный остров (нем. Museumsinsel) — название, которое получила северная оконечность острова Шпрееинзель на реке Шпрее в Берлине, где расположено целое созвездие знаменитых берлинских музеев. Музейный остров является центром притяжения для туристов и ценителей искусства со всего мира. В пяти музеях Берлинского острова музеев представлены шесть тысячелетий человеческомузеий истории.  С 1999 года уникальный архитектурный и культурный ансамбль включён во Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Пять музеев на Музейном острове входят в музейное объединение Государственные музеи Берлина, которое в свою очередь является учреждением Фонда прусского культурного наследия. Музейный остров в одном ряду с Культурным форумом в берлинском Тиргартене, комплексом замка Шарлоттенбург и музеями в Берлин-Далем образует один из наиболее известных музейных центров Берлина. 

Старый музей (1830 год) был построен по приказу Фридриха Вильгельма третьего, знаменитого покровителя искусств. Музей находится на основном этаже, тут выставлена часть Античной коллекции: оружие, скульптуры, золотые и серебряные украшения из собрания древнегреческого искусства, в период с кикладской до древнеримской эпох. Новый музей был открыт в 1859 году. Этот музей больше всех пострадал во время Второй мировой войны и долго находился в руинах. Окончание реставрационных работ планируют к 2015 году. В это здание перейдет Собрание папирусов и экспозиция Египетского музея. Частично там выставят экспонаты Музея первобытной и ранней истории ранних эпох.

В 2006 году открылся полностью отреставрированный музей Боде. Именно тут экспонируются реликвии из Музея византийского искусства 13-19 веков, немецкие и итальянские скульптуры времен раннего Средневековья до 18 века.

А Монетный кабинет удивит коллекцией монет, охватывающей период с 7 века до нашей эры до медалей и монет 20 века. Одновременно с этим музеем восстановили мост Монбижу, разрушенный во время войны. У него есть еще одно имя: мост в прошлое – по нему можно попасть на остров музеев.

Пергамский музей уникален уже тем, что его экспонаты старше его самого на несколько столетий. Сначала здание строилось для Пергамского алтаря. Сегодня в нем располагаются Античное собрание, Музей исламского искусства и Переднеазиатский музей. Здесь можно увидеть ворота Милетского рынка, Ворота Иштар и фрагмент вавилонской процесионной дороги, фризу из Мшаты.

Произведения живописи и скульптуры 19 века (от Каспара Давида Фридриха и французских импрессионистов до фресок назарийцев, которые творили в Риме) вы увидите в Старой национальной галерее. Она расположена в восточной части Берлинского острова музеев, похожа на древнеримский храм. Здесь хранится самая большая коллекция работ Адольфа фон Менцеля, известного берлинского художника.

Попасть на уникальнейший Музейный остров можно трамваями М1, М4, М5 – остановка Hackescher Markt, на метро – станция Alexanderplatz, или пройти 15 минут от Бранденбургских ворот в сторону острова.

Tags:

  • берлин
  • берлинские музеи
  • берлинский остров музеев
  • всемирное наследие юнеско
  • германия
  • музеи берлина
  • музей боде
  • музейный остров
  • пергамский музей
  • собрание немецкого искусства
  • старая национальная галерея берлина

Монумент Молекулярный человек в Берлине

Molecule Man (Молекулярный человек) — монумент, возведенны…

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

relatedArticles

Музей Боде

С городского берега музей Боде смотрится как замок, плывущий по реке. Музей начал работу в 1904 году благодаря инициативе знаменитого искусствоведа и коллекционера Вильгельма Боде, вдохновившего кайзера Фридриха на финансирование строительных работ. Музейное здание выстроено в архитектуре необарокко и увенчано огромным куполом, от основания которого как стороны треугольника расходятся два крыла

Центральный фасад привлекает внимание дорическими колонами и аллегорическими статуями видов искусства

Первоначально музейную экспозицию составили артефакты и предметы художественного творчества, пожертвованные курфюрстами Бранденбургскими. Сегодня в музейных залах выставляются потрясающие воображение собрания предметов культуры и быта византийской эпохи, средневековых монет и статуй. Под сводами Большого купольного зала посетителей встречает конная скульптура Великого курфюрста Бранденбургского. Из экспонатов первого этажа особый интерес вызывают фигуры деревянной скульптурной композиции «Триумф креста», датируемой началом XIII века.

В зале Камеке экспонируется собрание скульптур, выполненных знаменитыми итальянскими скульпторами, начиная со средних веков и заканчивая XVIII веком. Череда многоцветных статуй, покрытых глазурью, представлена в Базилике. Но главное музейное сокровище — флорентийский алтарь XVII столетия, изумляющий роскошью итальянского Ренессанса. В залах музея Византийского искусства множество экспонатов Римской и Византийской империй с III по XV века. Зал, посвященный культуре римлян, поражает горельефными изображениями на саркофагах, фигурными скульптурами, искусностью украшений из слоновой кости и мозаиками.

В Византийском зале восхищают мастерство и сюжеты мозаичных икон. Отдельный зал посвящен ритуальным предметам из Египта, использовавшихся жрецами при совершении обрядов. Изюминкой музея считается Монетный кабинет, насчитывающей более 4 тысяч монет, занявших четыре зала. Здесь представлена мировая история денег от чеканившихся в Афинах в VI веке до нашей эры, древнеримских и средневековых монет разных стран и народов до монет ХХ века. Только здесь выпадает случай увидеть огромную золотую монету номиналом в 1 миллион долларов.

Берлинская телебашня

Самое высокое сооружение Германии было построено в ГДР в 1969 г. Берлинская телебашня, задумывавшаяся  руководством ГДР как символ процветающего на немецкой земле социализма, стала визитной карточкой и столицы объединённой Германии.

Берлинская телебашня (Berliner Fernsehturm)

Высота Berliner Fernsehturm достигает 368 м. Внутри шара диаметром 32 м находится знаменитая смотровая площадка на уровне 204 м, метром ниже – Bar 203. Несколькими метрами выше располагается вращающийся ресторан Sphere. Туристов всего за 40 секунд доставляет к шару скоростной лифт.

Адрес: Panoramstraße, 1А. Режим работы – с 9–10 часов до полуночи, а цена посещения – 13 EUR. Чтобы избежать туристической сутолоки не только на смотровой площадке, но и в очень популярном баре и ресторане, рекомендуется приходить к открытию.Ближайшая к телебашне остановка – Alexanderplatz‎. До неё доходят следующие виды городского транспорта:

  • метро линий U2, U5, U8;
  • электричка S5, S7, S75;
  • трамваи M4, M5, M6;
  • автобусы 100, 200, 248, M4, M48, N5, N65, TXL.

Одна из центральных площадей нынешнего Берлина – Александерплатц, была главной в социалистическом Берлине. Бывшая торговая площадь Берлина в 1805 г. была переименована в честь русского императора Александра I, бывшего гостем прусского монарха Фридриха Вильгельма III.

Кроме находящейся поблизости телебашни, на ней примечательны здания современной высотной (125 м) гостиницы Park Inn by Radisson Berlin Alexanderplatz со смотровыми площадками на крыше, а также показывающие время разных стран вращающиеся часы. Ансамбль площади удачно дополняют исторические здания евангелистской Marienkirche (церкви св. Марии) с органом XIX в., и фреской «Пляска смерти XV в., и земельного правительства Rotes Rathaus (Красной ратуши) XIX в.

Судьбы коллекций в военное и послевоенное время.

Германские собрания очень пострадали от войн и идеологической борьбы. В 1937 новое крыло Национальной галереи, где размещалось т.н. «дегенеративное искусство», было закрыто для посещений. А в 1938 началась кампания против «дегенеративного искусства» («Aktion entartete Kunst»), коллекция новейшего искусства была разгромлена, а 164 полотна уничтожены. В 1939, когда национал-социалистическая Германия начала войну, Остров музеев закрылся для публики. В последние годы войны здания большинства музеев были разрушены авиацией союзных войск, и фонды были складированы в бункере противовоздушной обороны во Фридрихсхайне – одном из парков Берлина. В 1944 – 45 большинство вещей, в основном крупноформатных (среди них – 1225 картин из Картинной галереи и 342 из Национальной галереи), были переправлены в штольни центральной Германии, где они в конце войны оказались в руках западных союзников. Т.о., большая часть произведений из Государственных музеев попала к американцам и англичанам. Те картины, которые остались в бункерах Берлина, в мае 1945 попали под советский контроль, а в 1945–1949 большая часть собраний отправлена военной администрацией в Москву и Ленинград (ныне – Санкт-Петербург).

На музейном острове в частично затопленных бомбоубежищах сохранялись неэвакуированные картины, коллекции рам, собрание миниатюр и почти все научные и архивные материалы.

В 1946 американская военная администрация отдала приказ об отборе шедевров для показа на передвижной выставке, однако в 1948 решено было передать трофеи западнонемецким властям. Только в 1957 коллекции были переданы в Фонд Прусского культурного наследия Федеративной Республики Германия и нашли пристанище в дачном предместье Далем, в этнографическом музее. В 1958 Советский Союз также вернул большую часть своих трофеев правительству ГДР. В Восточном Берлине воссоздание сильно разрушенного острова музеев шло с большим трудом. Поэтому, к 1963, когда были восстановлены «Государственные музеи Берлина», открылись для публики лишь 10 залов и кабинетов Картинной галереи музея кайзера Фридриха, переименованного в музей Боде. В результате Второй мировой войны собрания Германии лишились 593 картин из фондов Картинной галереи, 852 полотен 19 в. из Национальной галереи. Среди утраченных вещей – Воспитание Пана Луки Синьорелли, 3 картины Караваджо, 8 – Рубенса, 4 – Ван Дейка, Йорданса, Мурильо, Сурбарана, Лебрена, Курбе. Относительно многих вещей, не вернувшихся в германские собрания после войны, существуют неясности.

В 1950-е разъединенные коллекции были по отдельности восстановлены. С 1961 по 1989 Берлин был разделен надвое. Его западная часть была изолирована, а восточная окружена стеной. После разрушения Берлинской стены, в сентябре 1990 Совместное управление берлинскими музеями решало, каким образом разместить объединенные коллекции.

Выбрано было три пункта: Музейный остров в старом центре города (Восточный Берлин); Культурный форум (Западный Берлин), который в послевоенное время был запланирован как западный аналог музейного острова; комплекс зданий в западной части города в дачном предместье Далем. В разнообразных зданиях разместились музеи современного искусства.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий