Налоговая система японии. — презентация

Система поощрений

В Японии существует довольно хорошо развитая система поощрений как национальных, так и иностранных инвестиций, основные цели которой можно свести к созданию благоприятных условий для дальнейшего развития осуществляемой в рамках национальной экономики структурной перестройки, а также для ускорения экономического роста относительно менее развитых регионов страны

Для иностранной предпринимательской деятельности в Японии наиболее важное значение имеет система поощрения инвестиций в периферийных районах страны. Многие иностранные предприниматели, имеющие значительный опыт работы на японском рынке, знают, что организация производственной деятельности в таких районах требует не только намного меньших затрат, но может быть осуществлена в более сжатые сроки и относительно проще

Основными средствами поощрения инвестиций, желательных с точки зрения содействия решению стоящих перед страной экономических задач, являются налоговые льготы, субсидии и финансовые льготы.

Система налоговых льгот

Система налоговых льгот, действующая в настоящее время, базируется на различных рода законах о региональном развитии и заключается в основном в мероприятиях по уменьшению или даже полному освобождению от обложения местными налогами.

Субсидии

Субсидии подразделяются на национальные и местных органов самоуправления. Национальные субсидии применяются при переносе производственных мощностей из «промышленно избыточных» регионов и при создании социальной инфраструктуры и инфраструктуры защиты окружающей среды: величина субсидии от размеров расширения или вновь построенных заводских площадей. Система при субсидировании региональной занятости основывается на дотациях — от 18 тыс. до 29 тыс. иен в месяц — на каждого работника, который получает работу в регионах с малой степенью занятости в результате строительства новых или расширения действующих производственных или иных мощностей и дается сроком на один год.

Поделиться Facebook

VK

Tumblr

Особенности налоговой системы

Япония является монархией, причем ее император начисто лишен реальной власти. Ему переданы только некоторые представительские функции и вменена обязанность – подписывать одобренные парламентом законы (отказаться он не может). Вся полнота исполнительной власти принадлежит правительству и премьер-министру.

Государство разделено на 47 префектур, в составе которых действует 2 тысячи муниципальных образований. Каждый регион обладает правом формировать собственную законодательную базу, то есть при всей централизованной имеются некоторые признаки федерализма. Принципы самоуправления закреплены в конституции страны введенной в 1947 году.

С 1950 года налоговая система Японии радикально не менялась. За прошедшие почти 70 лет в профильное законодательство внесли только несколько незначительных поправок, касающихся в основном организационных моментов.

Сбором средств в госбюджет занимается подразделение Минфина – Национальное налоговое управление. В функции последнего входит определение подлежащих перечислению сумм фискальных платежей, их принятие от резидентов и расследование случаев уклонения.

Все виды налогов являются сферой деятельности ННУ. Исключение составляют лишь таможенные пошлины и корабельный сбор.

Основные виды налогов

Всего в стране действует порядка пятидесяти налогов, большую часть которых можно разбить на несколько основных групп. Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Налоги на ведение бизнеса

Корпоративный налог Японии в паре с подоходным налогом с физических лиц обеспечивают около 70% поступлений в государственный бюджет. Все международные корпорации, получающие прибыль в Японии, обязаны платить налоги в этой стране.

В частности, налогообложению подлежат:

  1. Процентные доходы с ценных бумаг государства и корпораций.
  2. Проценты, начисляемые на займы, выданные субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность в стране.
  3. Дивиденды от акций.
  4. Встречное удовлетворение за использование движимого и недвижимого имущества.
  5. Все виды вознаграждений (зарплаты, премии и т.п.) за оказание услуг в стране.
  6. Пенсии и выходные пособия.
  7. Доходы от передачи авторских и патентных прав.
  8. Доходы от сдачи в аренду оборудования и машин.
  9. Доходы от рекламной деятельности.
  10. Прибыль от погашения японских облигаций.
  11. Распределение прибыли.
  12. Доходы от хозяйственной деятельности.

Все эти доходы считаются прибылью, и это еще не полный список.

Налог в Японии на прибыль, в зависимости от объема облагаемой прибыли, может составлять для местных компаний от 22 до 30%, а для иностранных юридических лиц – от 29,33 до 40,87%.

Обложение налогом недвижимости

Недвижимость в Японии дорогая, и все ее владельцы, независимо от их физического или юридического статуса, ежегодно уплачивают на нее налог в размере 1,4% полной стоимости, определяемой местными властями. Дополнительно взимается 0,3% этой стоимости на местные нужды.

Обложение подоходным налогом

Подоходный налог в Японии с резидентов и нерезидентов этой страны взимается по-разному. К примеру, если доходы нерезидента были получены за пределами страны и в Японию не переводились, то налогами они не облагаются. Доходы же, полученные нерезидентом в Японии, облагаются налогом.

Подоходный налог является прогрессивным, его ставка зависит от суммы доходов и начисляется в соответствии с таблицей:

Размер доходаНалоговая ставка
до 3 300 000 иен (29 370$)10%
от 3 300 000 иен (29 370$) до 9 000 000 иен (80 100$)20%
от 9 000 000 иен (80 100$) до 18 000 000 иен (160 200$)30%
свыше 18 000 000 иен (160 200$)37%

Японский потребительский налог

Потребительский налог в Японии – это аналог хорошо известного налога на добавленную стоимость (НДС), правда, размеры его заметно скромнее. Налог был введен в 1989 году, и его ставка составляла 3%. С 1997 года ставка потребительского налога равна 5%.

Японский транспортный налог

Владельцы автомобилей в Стране восходящего солнца платят целых три вида налогов. Собственно транспортный налог в Японии относится к местным налогам и выплачивается в мае. Размер налога зависит от объема двигателя и обычно варьируется для легковых машин в диапазоне от 54 до 540$.

Кроме того, при покупке машины нужно заплатить налог в размере 5% ее стоимости, а при постановке на учет – разовый налог, зависящий от объема двигателя. Так, при наличии мотора объемом 2,5 литра придется заплатить около 500$.

Налогообложение физических лиц

Налоги в Японии для физических лиц обеспечивают значительную часть финансовых поступлений бюджета. Метод обложения этими налогами достаточно сложен: берется общий доход за год, из него производятся предусмотренные законом вычеты, сумма умножается на установленную ставку, а из полученного результата вычитаются налоговые льготы. Самому разобраться в этом сложно, поэтому профессия налогового консультанта в Японии почетна и прибыльна.

Иные виды налогов в Японии

В стране существует еще целый ряд различных налогов, в том числе и ограничительных. К примеру, высокие экологические налоги в Японии существенно сократили выбросы вредных веществ в окружающую среду и привели к заметному улучшению экологической ситуации в японских мегаполисах.

С 1970 года в государстве действует закон «О борьбе с загрязнением атмосферного воздуха». В результате принятых мер времена, когда полицейские в Токио стояли на постах в кислородных масках, давно миновали.

Столь же трепетно экологическое законодательство Японии относится и к загрязнению вод и почв. Для производителей загрязнений предусмотрены выплаты за плановое загрязнение природной среды. В случае внеплановых выбросов и аварий вступает в действие система экологических штрафов и компенсаций ущерба природе и пострадавшим.

Уровень безработицы в Японии

Неработающее население трудоспособного возраста в Японии составляет 2,2%, что является самым низким показателем для этой страны за последние 20 лет. Начиная с 2010 г., количество безработных японцев стабильно снижается. Это связано с бурным экономическим ростом в стране, которое требует все бо´льших трудовых ресурсов. Японские компании борются за персонал, постоянно улучшая условия работы своих сотрудников, которые зная о растущем количестве предложений на рынке труда, уже не боятся отстаивать свои права и менять место работы.

Колебания уровня безработицы в Японии за последние 20 лет

ГодУровень безработицы, %ГодУровень безработицы, %
20004,720105,1
20015,020114,6
20025,420124,3
20035,220134,0
20044,720143,6
20054,420153,4
20064,120163,1
20073,820172,9
20084,020182,4
20095,120192,2

По данным Международной организации труда при ООН на 2019 г. уровень безработицы сильно варьируется от страны к стране. Развивающиеся страны, такие как Южная Африка, Индия и Египет имеют довольно высокий уровень нетрудоустроенного населения, доходящий до трети от всех трудоспособных граждан страны. В некоторых развитых странах этот показатель тоже довольно высок: в Греции, Италии, Испании, Финляндии и Франции. По сравнению с другими странами мира ситуация с безработицей в Японии выглядит достаточно хорошо. Только Монако может похвастаться тем, что обошёл Японию по этому показателю.

Уровень безработицы в некоторых странах мира по данным на 2019 г.

СтранаУровень безработицы, %СтранаУровень безработицы, %
Австралия5,2Нидерланды3,4
Бразилия11,8Норвегия3,6
Великобритания3,9ОАЭ2,57
Германия3,0Польша5,2
Греция3,4Россия4,5
Египет17,0США3,7
Индия3,53Турция12,8
Испания14,02Финляндия6,0
Италия9,9Франция8,5
Канада5,7Чехия2,7
Китай3,61Швеция6,9
Мексика3,7Южная Африка29,0
МонакоЯпония2,2

Органы налогообложения

Основным внешним органом японского Министерства финансов является Национальное управление. Под его контролем находится 12 бюро по разным регионам страны. Чтобы осуществлять администрирование были созданы 525 органов, контроль над которыми обеспечивают региональные бюро.

Национальные органы

Оценивает доходы и обеспечивает правильный сбор вычетов управление по налогам. Свою работу управление начало 1.06.1949. Его основная функция – обеспечить беспрепятственное выполнение своих обязанностей всем налогоплательщикам и отвечать за должный учёт, прозрачность и эффективность выполнения своих обязательств.

Организация имеет трехуровневую структуру, которая включает:

  1. Головной офис.
  2. Региональные бюро.
  3. Другие органы.

Из четырёх отделов состоит и Кокудзэй-тё – штаб-квартира организации:

  1. Секретариата комиссара.
  2. Налогового департамента.
  3. Отдела по уголовному розыску и экспертизы.
  4. Управления сборами.

На заметку: отдел угрозыска и экспертизы занимается изучением налогов потребителей. В их число входят все, начиная от простых граждан и заканчивая крупными предприятиями. Отдел также проводит расследования при выявлении случаев уклонения от налогов.

Местные органы

Местные отделения налогового управления являются административными органами. Их создание было направлено на обеспечение сборов внутренних налогов и совершение тесного контакта с плательщиками. Обязанности службы – оценка и работа по сбору уплат в пределах того региона страны, за который она несёт ответственность.

Структура организации зависит от масштабов региона. В каждом местном управлении имеются такие отделы:

  • управление доходами;
  • имущественный отдел;
  • отдел корпораций;
  • сбор налогов;
  • отдел для физических лиц.

Минимальная зарплата в Японии

В Японии утвержден МРОТ – минимальный размер оплаты труда. Порог определяется в пользу граждан, ведь работодатели не могут платить работнику ниже установленного размера. В ином случае грозят большие штрафы.

Государство делится на 47 префектур, т.е. на административные центры. Местные власти разделяют регионы по уровню жизни, в связи с этим МРОТ установлен по-разному. В мегаполисе Токио жители получают минимальную зарплату в пределах 1013 иен в час, немного меньше получают в префектуре Канагаве – 1011 иен в час. Для других префектур в 2020 году применяется следующий МРОТ:

Префектура:МРОТ в час/в иене
Осака964
Сайтама926
Айти926
Тиба923
Киото909
Хего899
Сидзуока885
Хиросима871
Сига866
Северное Кайдо861
Точиги853
Гифу851
Ибараки849
Нагано848
Тояма848
Яманаси837
Нара837
Гумма835
Окаяма833
Исикава832
Ниигата830
Вакаяма830
Фукуи829
Ямагучи829
Замок Мияги824
Фукуока841
Кагава818
Фукусима798
Токусима793
Нагасаки790
Кумамото790
Оита790
Miyazaki790
Кагосима790
Окинава790
Аомори790
Ивате790
Акита790
Ямагата790
Тоттори790
Шимане790
Эхимэ790
Коти790

Минимальный заработок в месяц зависит не только от региона, но и от самой профессии. На текущий момент в список низкооплачиваемых специалистов Японии входит:

Профессия:ЗП в иенахЗП в рублях
Социальный работник172 800115 776
Гид171 000114 570
Воспитатель169 200113 364
Сторож169 200113 364
Повар168 012112 568
Продавец160 812107 744
Дворник157 068105 236
Парикмахер153 000102 510
Грузчик152 244102 003
Водитель137 98892 452
Таксист135 57690 836
Горничная132 01288 448
Официант128 98886 422
Уборщик111 60074 772
Кассир110 98874 362
Временный работник47 98832 152

Согласно закону о трудовых нормах Японии, японские работники должны находиться на работе 8 часов ежедневно, кроме выходных, что получается 40 ч в неделю и 160 ч в месяц. Но на самом деле данные параметры не всеми японцами соблюдаются, часто их средний рабочий день составляет 11 ч. При этом власти разрешают переработку в 45 ч в месяц и 360 ч в год.

Виды налогов

В государственный бюджет поступают сборы:

• за проживание в конкретном регионе; • на доходы юридических лиц; • покупаемую собственность; • автомашины и прочие ТС; • развлечения; • эксплуатацию природных ресурсов; • табачный акциз (определенный процент).

Местных налогов меньше. Граждане обязаны отчислять из своих доходов сборы на:

• проживание в гостиницах; • жилую недвижимость; • землю; • велосипеды и прочие легкие ТС.

Еще с каждого взимают определенную сумму, пускаемую на развитие городской инфраструктуры. Местные налоги собираются региональными службами, работающими независимо от ННУ.

Всего в Японии занято в фискальной сфере 56 000 человек, что относительно немного при населении в 128 миллионов. Две трети сотрудников отвечают за начисление основных налогов. Около 16% заняты их непосредственным сбором, а остальные осуществляют руководство процессом.

Бюро префектур следят за детальностью корпоративных плательщиков, а местные инспекции курируют средних и мелких предпринимателей.

Подоходный налог в Японии

Начнем с подоходного налога. Как мы знаем, в России все слои общества платят единый процент со своих доходов (13%), однако, во всех более менее цивилизованных странах (Япония, США, Франция и др. страны) подоходный налог отличается в зависимости от дохода физ. лица. Для резидента (тот, кто прожил в Японии больше года или имеет физ. адрес) и не резидента в Японии налоги разнятся. Так, например, для не резидента устанавливается фиксированный налог с прибыли в размере 20%. Иностранные резиденты платят налоги ровно столько сколько платят их обычные граждане Японии.

Если же Вы резидент — то налог будет разниться в зависимости от Вашего дохода:

  1. Если Ваш заработок 195 ман или меньше (прибл. 21 000$), то процентная ставка будет составлять 5%, а тариф налогообложения будет 0 иен.
  2. Если Ваш заработок выше 195, но ниже 330 ман (прибл. 21 000 — 33 000$), то процентная ставка будет составлять 10%, а тариф налогообложения будет 97 500 иен.
  3. Если Ваш заработок выше 330, но ниже 695 ман (прибл. 33 000 — 66 000$), то процентная ставка будет составлять 20%, а тариф налогообложения будет 427 500 иен.
  4. Если Ваш заработок выше 695, но ниже 900 ман (прибл. 66 000 — 100 000$), то процентная ставка будет составлять 23%, а тариф налогообложения будет 636 000 иен.
  5. Если Ваш заработок выше 900, но ниже 1,800 ман (прибл. 100 000 — 200 000$), то процентная ставка будет составлять 33%, а тариф налогообложения будет 1 536 000 иен.
  6. Если Ваш заработок выше 1,800 ман (прибл. выше 200 000$), то процентная ставка будет составлять 40%, а тариф налогообложения будет 2 769 000 иен.

По примеру из и-нета сделаю прибл. подсчет с расчетом того, что резидент получает 700 ман:

700 ман умножаем на 0.23 (процент. ставка) и отнимаем 63 ман 6 тыс. иен (тариф налогообложения) — на выходе получаем подоходный налог с 700 ман = 97 ман 4 тыс. иен.

P.S. Хотят поднять налог до 50% по высшей категории лиц, но пока что я сюда это не вношу, т.к. это не утверждено.

Национальный уровень

На общегосударственном уровне налогообложение в стране находится в ведении Министерства финансов. В его структуру входят два подразделения: Налоговое бюро и Бюро по таможенным сборам и тарифам. Эти подразделения занимаются в первую очередь вопросами планирования налоговой политики государства. Реализацией этой политики непосредственно занимается Национальное налоговое управление (ННУ), которое также входит в состав Министерства финансов страны. ННУ – очень мощная организация, имеющая в своем штате 56 466 сотрудников, распределенных между центральным аппаратом, 12 региональными налоговыми бюро, Региональной налоговой инспекцией на острове Окинава и 524 налоговыми инспекциями. Кроме того, в состав ННУ входит собственный колледж и Национальный налоговый трибунал, в котором можно обжаловать неверное начисление сборов. Именно эта организация и осуществляет налоговый контроль в Японии.

Все структурные подразделения ННУ разбиты на три отдела:

  • Отдел по налогообложению.
  • Отдел по сборам налогов.
  • Отдел, занимающийся проверками и расследованиями в случаях, связанных с уклонением от налогообложения.

Практической работой по выявлению нарушений в налоговой сфере и их пресечению руководит именно последний отдел. С этой целью в него входят подразделения по аудиту, расследованию и международному сотрудничеству в сфере борьбы с налоговыми нарушениями. При подготовке законодательных изменений в сфере налогообложения тесно сотрудничают Государственная налоговая комиссия при премьер-министре, аналогичная комиссия правящей партии либерал-демократов и Штаб по проведению структурных реформ, возглавляемый премьер-министром страны.

Ужесточение налоговой политики и налоговые льготы в Японии находятся в ведении этих трех организаций. В сфере сбора средств основной организацией является Министерство финансов. Каждый вид сборов в Стране восходящего солнца регламентируется отдельным законом. Следует учесть, что законы в этой области весьма объемны и трудны для понимания непрофессионалами, поэтому в стране действует институт уполномоченных налоговых консультантов. Это лицензированные специалисты, которые на платной основе готовят и подают большую часть отчетных налоговых документов в стране. Уполномоченные консультанты по сборам обслуживают как физических, так и юридических лиц.

Ставка подоходного налога для физических лиц в Японии

Действующая система налогообложения в Японии была сформирована еще в 1950 году. С того времени в нее было внесено лишь несколько организационных и законодательных изменений, но в целом она осталась такой, как и прежде.

Подоходный налог в Японии должны уплачивать все физические лица – как граждане данного государства, так и лица, приравненные по своему статусу к резидентам. Более того, если физлицо-нерезидент получает на территории Японии тот или иной доход (например, заработную плату и так далее), с него тоже взимаются платежи.

Налоговая система Японии, как в США и Европе, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном установление ведется местным парламентом.

Физическим лицам необходимо учитывать, что японское законодательство устанавливает крайне высокие штрафные санкции за несвоевременную подачу налоговой декларации — не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.

Их собирают местные органы власти, которые имеют свои налоговые конторы, не зависящие от национальных.

Фискальная система здесь действует в соответствии с традиционными принципами обложения, принятыми в большинстве западных стран.

Это лицензированные специалисты, которые на платной основе готовят и подают большую часть отчетных налоговых документов в стране. Уполномоченные консультанты по сборам обслуживают как физических, так и юридических лиц.

Результаты хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства облагаются корпоративным налогом (Corporation tax) на национальном и местном уровне. Ставки национального обязательства изначально были очень высоки – до 30 %.

В частности, не включаются в сумму облагаемого налогом дохода затраты гражданина на лечение, а также некоторые другие виды расходов.

Подоходный налог в Японии начисляется по прогрессивной шкале в зависимости от общего размера полученного человеком дохода за отчетный период. Чем больше сумма заработка, тем выше ставка, которая применяется к плательщику. Такой подход признан социально справедливым.

Оценивает доходы и обеспечивает правильный сбор вычетов управление по налогам. Свою работу управление начало 1.06.1949. Его основная функция – обеспечить беспрепятственное выполнение своих обязанностей всем налогоплательщикам и отвечать за должный учёт, прозрачность и эффективность выполнения своих обязательств.

Организация имеет трехуровневую структуру, которая включает:

  1. Головной офис.
  2. Региональные бюро.
  3. Другие органы.

P.S. Хотят поднять налог до 50% по высшей категории лиц, но пока что я сюда это не вношу, т.к. это не утверждено.

Льготные ставки НДС в России

Нулевая ставка налога применяется, прежде всего, к экспортным операциям, услугам по международной перевозке товаров (работ, услуг) в области нефтепродуктов.

Несмотря на повышение НДС до 20%, Медведев отметил, что все льготы по НДС на основные социально значимые товары и услуги будут сохранены.

Глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что повышение базовой ставки НДС в текущих условиях было неизбежным.

По мнению Кудрина, одной из причин повышения НДС стало снижение доходов государства из-за падения цен на нефть. Он также отметил, что доля нефтяной экономики в российской общей экономике падает, сейчас быстрее растут отрасли несырьевые: транспорт, связь, информатизация и услуги.

Какие налоговые органы действуют в Японии

Несмотря на то что Япония – это унитарное государство, страна имеет хорошо развитое местное самоуправление, обладающее значительными полномочиями, в том числе и в плане введения различных налогов и их сбора. Фактически налоговые поступления в центральный и местные бюджеты примерно равны: соотношение собранных средств составляет примерно 53 на 47% в пользу центрального бюджета.

Особенности налоговой системы Японии обусловили формирование двухуровневой системы налоговых органов.

Национальный уровень

На общегосударственном уровне налогообложение в стране находится в ведении Министерства финансов. В его структуру входят два подразделения: Налоговое бюро и Бюро по таможенным сборам и тарифам. Эти подразделения занимаются в первую очередь вопросами планирования налоговой политики государства. Реализацией этой политики непосредственно занимается Национальное налоговое управление (ННУ), которое также входит в состав Министерства финансов страны.

ННУ – очень мощная организация, имеющая в своем штате 56 466 сотрудников, распределенных между центральным аппаратом, 12 региональными налоговыми бюро, Региональной налоговой инспекцией на острове Окинава и 524 налоговыми инспекциями. Кроме того, в состав ННУ входит собственный колледж и Национальный налоговый трибунал, в котором можно обжаловать неверное начисление сборов. Именно эта организация и осуществляет налоговый контроль в Японии.

Все структурные подразделения ННУ разбиты на три отдела:

  1. Отдел по налогообложению.
  2. Отдел по сборам налогов.
  3. Отдел, занимающийся проверками и расследованиями в случаях, связанных с уклонением от налогообложения.

Практической работой по выявлению нарушений в налоговой сфере и их пресечению руководит именно последний отдел. С этой целью в него входят подразделения по аудиту, расследованию и международному сотрудничеству в сфере борьбы с налоговыми нарушениями.

При подготовке законодательных изменений в сфере налогообложения тесно сотрудничают Государственная налоговая комиссия при премьер-министре, аналогичная комиссия правящей партии либерал-демократов и Штаб по проведению структурных реформ, возглавляемый премьер-министром страны. Ужесточение налоговой политики и налоговые льготы в Японии находятся в ведении этих трех организаций. В сфере сбора средств основной организацией является Министерство финансов.

Каждый вид сборов в Стране восходящего солнца регламентируется отдельным законом. Следует учесть, что законы в этой области весьма объемны и трудны для понимания непрофессионалами, поэтому в стране действует институт уполномоченных налоговых консультантов. Это лицензированные специалисты, которые на платной основе готовят и подают большую часть отчетных налоговых документов в стране. Уполномоченные консультанты по сборам обслуживают как физических, так и юридических лиц.

Местный уровень

Взаимоотношения центральных и местных органов власти в финансовой сфере определяются специальными законами. Несмотря на постоянный рост объемов местных сборов их не хватает на финансирование всех местных нужд, поэтому часть расходов финансируется из центрального бюджета.

Для покрытия дисбаланса между потребностями и возможностями местных бюджетов налоговые поступления перераспределяются. Так, регионы получают по 32% от подоходного налога, налога на спиртное и налога на юридических лиц. С налога на табак государство передает регионам 25%, а с налога на потребление – 24%. В отличие от целевых субсидий и дотаций полученные доли налогов местные органы используют по своему усмотрению. Кроме того, существует система «уступаемых налогов», когда специальные национальные налоги, например на содержание сети дорог, передаются местным органам власти.

Налогообложение в Японии организовано таким образом, что в структуре расходов граждан уплата налогов редко превышает 20%. Для развитых стран это достаточно низкий уровень. Причем при нехватке средств правительство предпочитает брать взаймы, а не повышать налоги для своих граждан. По этой причине государственный долг Японии составляет порядка 200% ее годового ВВП.

Местный уровень


Взаимоотношения центральных и местных органов власти в финансовой сфере определяются специальными законами. Несмотря на постоянный рост объемов местных сборов их не хватает на финансирование всех местных нужд, поэтому часть расходов финансируется из центрального бюджета.

Для покрытия дисбаланса между потребностями и возможностями местных бюджетов налоговые поступления перераспределяются. Так, регионы получают по 32% от подоходного налога, налога на спиртное и налога на юридических лиц. С налога на табак государство передает регионам 25%, а с налога на потребление – 24%. В отличие от целевых субсидий и дотаций полученные доли налогов местные органы используют по своему усмотрению. Кроме того, существует система «уступаемых налогов», когда специальные национальные налоги, например на содержание сети дорог, передаются местным органам власти. Налогообложение в Японии организовано таким образом, что в структуре расходов граждан уплата налогов редко превышает 20%.

Для развитых стран это достаточно низкий уровень. Причем при нехватке средств правительство предпочитает брать взаймы, а не повышать налоги для своих граждан. По этой причине государственный долг Японии составляет порядка 200% ее годового ВВП.

Существуют местные налоги:

  1. На проживание в гостиницах и пользование предприятиями общественного питания. Так, в случае, если плата за проживание одного человека в течение суток превышает 10 тыс. иен или если плата с человека за одно посещение ресторана превышает 5 тыс. иен, взимается налог в размере 3%.
  2. За один день посещения горячих источников с человека берут налог в размере 150 иен, а за один день использования поля для игры в гольф — 800 иен. Эти налоги взимаются дополнительно к обычному 3% потребительскому налогу.
  3. Владелец автомобиля вынужден платить целую уйму налогов: 3% потребительский налог на покупку и налог на приобретение машины, налоги на бензин, налог на саму автомашину и на ее вес.

Топ 5 стран с самой низкой ставкой НДС

  1. Острова Джерси – 3% (территория Великобритании, однако де-факто не подчиняется правительству. По сути международная оффшорная территория).
  2. Малайзия, Сингапур, Панама – 5%.
  3. Доминикана – 6%.
  4. Таиланд – 7%.
  5. Швейцария, Япония – 8% (У Швейцарии есть налоговые скидки на некоторые важные товары – до 2.5%).
  6. В США, Канаде НДС нет.

Обычно повышение уровня НДС в мире связывают с желанием получить налоги там, где «цветёт» теневой бизнес. Не хотят заплатить напрямую с доходов, тогда заплатят косвенно с покупаемых товаров. Хотя именно в России власти всячески говорят о поощрениях при «обелении» как индивидуальных предпринимателей, так и крупных игроков.

Ставки различных налогов в странах Европы

Высокая добавленная стоимость в Скандинавии также объяснима. Эти страны достаточно большие по населению и площади, по сравнению с той же Швейцарией, чтобы устанавливать уж слишком маленькие поборы. Но и достаточно богаты, чтобы заставить граждан платить за потребление дорогих услуг и товаров. В целом в Европе средняя ставка находится в пределах 20-22 процентов. Низкий НДС же вводят или страны-оффшоры, или же малоразвитые, например аграрные. Там, где цепь производитель-покупатель очень короткая, и увеличивать сборы означает провоцировать население на недовольство. Это видно на примере африканских стран и в Южной Америке.

Во многих государствах действует низкие ставки налога на некоторые виды услуг и товаров.

  • Австрия – десятипроцентная ставка на сельскохозяйственную продукцию, услуги в сфере развлечений и туризма.
  • Чехия – льготная ставка для столовых.
  • Швеция – на общественный транспорт.
  • Бельгия – на уголь.
  • Япония – скидка на детское питание и социально важные продукты.
  • В России облагается 10%, а не 18% налогом продукты питания, книги, 0% лекарства, медицинская техника, детское питание.
  • Во Франции повышенный налог (33%) на одежду из натурального меха, табачные изделия и алкоголь. 10% и ниже на медикаменты и продукты.

Повышение означает стремление наполнить бюджет деньгами – в период кризиса все средства хороши. особенно учитывая декларируемую страной политику заботы о бюджетниках и пенсионерах. Да и для этой категории граждан сохранены льготные ставки НДС, прежде всего на предметы первой необходимости. Так что повышения цен они не почувствуют. Но люди среднего класса, наиболее активно участвующие в финансовых транзакциях, ответят на это экономией. Сократят до минимума покупки, что только замедлит темпы производства. А это приведёт к сокращению отчислений от них в бюджет и новому витку кризиса. Такой вот порочный круг. А производство только-только начало показывать относительный рост, пусть и малый.

Однако некоторые, прежде всего провластные, эксперты прочат «стабильность цен на все социально важные товары», поддержку бизнесу, сохранение низкий уровень инфляции. У них есть вполне логичные аргументы: дополнительные деньги в бюджет, увеличение, а не уменьшение «серой» бухгалтерии. Например, говорят они, в республике Татарстан, Челябинской области перечисляют только 20% от расчётной суммы всех сборов. Кто окажется правым покажет только время.

Заключение

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий