Прогрессивная шкала индивидуального подоходного налога. зачем её хотят ввести и что это даст

Авансовые платежи по КПН (исчисление)

Налогоплательщик исчисляет и уплачивает авансовые платежи по КПН в течение текущего налогового периода, если за период, предшествующий предыдущему, СГД с учетом корректировок превышает 325 000 МРП.

Полезно

  • Авансовые платежи по КПН;
  • Заполнение Декларации по КПН (форма 100.00) за 2019 год;
  • Форма 100.00. Бланк и правила составления формы за 2019 год (Приказ №39 от 20.01.2020) 

Расчет 325 000 МРП производится в соответствии со ставкой, установленной законом о республиканском бюджете и действующей на 1 января финансового года, предшествующего предыдущему финансовому году.

Налогоплательщики, СГД которых за период, предшествующий предыдущему не превышает установленный предел, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи по КПН.

Расчет сумм авансовых платежей по КПН за текущий период можно условно разделить на 2 вида: 

До сдачи декларации по КПН за предыдущий период; 

не позднее 20 января1/4

Авансовый платеж за первый квартал уплачивается ежемесячно равными долями от исчисленной суммы до 25 числа каждого месяца.

Авансовый платеж за 1 кв. текущего года = ¼ авансовых платежей предыдущего года 

Расчет авансовых платежей за последующие кварталы текущего года  (второй, третий, четвертый) производится в течение 20 календарных дней со дня сдачи декларации за предыдущий налоговый период.

Расчет сумм авансовых платежей за текущий период осуществляется в размере ¾ от суммы КПН, исчисленного за предыдущий налоговый период по представленной декларации.

Уплата авансовых платежей за второй, третий, четвертый квартал текущего года осуществляется равными долями в течение второго, третьего, четвертого кварталов отчетного налогового периода до 25 числа каждого месяца.

Авансовый платеж за 2, 3, 4 кв. текущего года = ¾ КПН по декларации за предыдущий год. 

«Зато я не боюсь проверок»

Станислав Опутин, 39 лет, водитель сервиса по онлайн-заказу такси.

Станислав Опутин / Фото из личного архива

– Я работаю таксистом. Заработную плату работодатель перечисляет мне на карточку, но пенсионные и другие налоги не оплачивает. К тому же с начала года нас начали проверять налоговые инспекторы: требовали, чтобы мы оформляли ИП, работали на патенте. В качестве альтернативы предложили ЕСП.

Совокупный платёж действительно выгодный. Раз в месяц через приложение Kaspi.kz я перевожу 1 МРП, то есть 2525 тенге. Это небольшая сумма, зато я не боюсь проверок, рейдов. Документы мои в порядке, я добросовестный налогоплательщик, к тому же я сам оплачиваю медицинскую страховку. Впервые я перечислил ЕСП в январе. Через пару дней через мобильное приложение ЕНПФ проверил, поступили ли средства в пенсионный фонд. Деньги на месте. Процедура (оплаты ЕСП. – Авт.) занимает не больше трёх минут.

Законодательство стран СНГ о налогах

Согласно принятым международным нормам, группа стран, составляющая основу ЕАЭС, имеет приоритетный выход на рынки друг друга, избавлена от дополнительных налоговых начислений и повышенных ставок.

Одной из важнейших норм считают п.6 ст.72 Договора об ЕАЭС, где говорится о том, что плата НДС снимается в полном объеме, если передача товаров из одного государства в другое осуществляется в рамках одного юридического лица. Этот норматив позволил значительно расширить сферу взаимодействия с россиянами и белорусами, что повлекло открытие в зоне ЕАЭС различных межгосударственных представительств.

Статус резидентства РФ

Как выясняется статус резидентства РФ

Пункт 2 статьи 207 НК РФ определяет порядок выяснения наличия или отсутствия у налогоплательщика статуса резидента РФ. Резидентом РФ становится человек, который фактически находится в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Примечание 

О налоговом статусе физлица, о начислении НДФЛ у нерезидентов и учете в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 читайте в статье «НДФЛ у нерезидентов: учет в 1С:ЗУП 8».

Следовательно, иностранец может стать налоговым резидентом РФ только спустя полгода после въезда в Россию, а россиянин может утратить статус резидента РФ, уехав из страны на полгода.

Письма Минфина России от 06.06.2014 № 03-04-05/27351, от 22.11.2012 № 03-04-06/6-331, от 21.03.2011 № 03-04-05/6-157, ФНС России от 05.03.2013 № ЕД-3-3/743@ и др. разъясняют особенности исчисления 183 дней пребывания на территории РФ.

Для определения статуса физического лица суммируются все календарные дни, в которых физическое лицо фактически находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев. Эти 12 месяцев могут начинаться в одном налоговом периоде и завершаться в другом. За эти 12 месяцев следует сложить все календарные дни нахождения налогоплательщика на территории РФ. Законодательство не содержит требований непрерывности периода. В расчет 183 дней кроме непосредственного пребывания на территории РФ включаются дни (в соответствии со ст. 207 НК РФ):

  • лечения или обучения за границей, если срок не превышает полугода;
  • работы на морских месторождениях углеводородного сырья за границей;
  • приезда в РФ и дни отъезда из РФ.

Для некоторых категорий граждан (например, командированных за рубеж российских военнослужащих и сотрудников органов госвласти) налоговое резидентство определяется независимо от времени нахождения в РФ.

Что дает статус резидентства РФ

Статья 224 НК РФ устанавливает для большинства видов доходов резидентов РФ ставку НДФЛ 13%, а для нерезидентов РФ — 30%. 

В соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ налоговые вычеты по НДФЛ применяются к доходам только резидентов РФ.

Когда и зачем пересматривать статус резидентства РФ

Пересмотр налогового статуса необходим для выяснения правомерности применения ставки НДФЛ и вычетов по налогу.

Минфин России и ФНС России настаивают на необходимости уточнения окончательного статуса физлица по итогам календарного года и пересчете налога по иной ставке при приобретении статуса налогового резидента и при утере этого статуса (см. письма Минфина России от 22.04.2016 № 03-04-06/23366, от 19.03.2013 № 03-04-06/8402, от 28.03.2012 № 03-04-06/6-81, от 28.10.2011 № 03-04-06/6-293, ФНС России от 22.10.2012 № АС-3-3/3797@, от 14.08.2012 № ЕД-3-3/2898@). Одновременно Налоговый кодекс РФ не содержит норм, которые требуют в конце года определять налоговый статус физлица и пересчитывать в связи с этим ранее исчисленный НДФЛ.

1С:ИТС

В разделе «Консультации по законодательству» см. подробнее о том, нужно ли пересчитывать НДФЛ, если статус физического лица изменяется в течение календарного года: ; .

Земельный налог

Отдельного внимания заслуживают ставки налогов на 2020 год по земле. Земельный налог обязаны выплачивать все люди, у которых в праве собственности есть земля или они используют её на основе постоянного землевладения. Освобождается от уплаты данного налога – категории лиц, которые перечислены выше (см. автомобильный налог), только к ним также причисляются дети инвалиды, а также дети, которые остались без родителей до наступления 18 летнего возраста.

Размер государственной пошлины в данном случае зависит от того, для какой цели предназначается участок и что на нём есть. Например, обычный земельный участок без построек площадью до 1000 квадратных метров будет считаться по ставке 6 тенге за «квадрат». Однако в случае меньшей площади участка пошлины составит 0,2 тенге за квадратный метр. Считаются налоги индивидуально, сделать это можно при помощи калькулятора – программы или посмотреть итоговую сумму в квитанции, которые присылаются налоговой службой.

Налог для свободных работников

С 1 января текущего года налог будут отчислять и те казахстанцы, которые предпочитают работать в свободном режиме и по договору об оказании услуг. Свободным журналистам, няням, графическим и видео дизайнерам, таксистам и репетиторам необходимо вставать на учет для оплаты единого совокупного налога, как самозанятым гражданам в департаменте госдоходов.

Для справки, ЕСП является уникально низким и новым налогом. При этом никаких административных издержек не предусматривает. Сумма для оплаты налога у фрилансеров фиксированная и составляет 1 МРП или 2525 тенге для жителей городов и половину МРП для жителей села – 1263 тенге в месяц. В целом, это 1% от заработка самозанятого. То есть фрилансеры не должны выплачивать индивидуальный подоходный налог, отчислять средства в Единый накопительный пенсионный фонд, Государственный фонд социального страхования и Фонд соцмедстрахования, как это делают официально трудоустроенные казахстанцы, выплачивая 20% с дохода. Заплатить налог можно без государственной регистрации, налоговой отчетности через терминал, банк или отделения «Казпочты».

Стоить отметить, что в Казахстане около 1,3 млн граждан зарабатывают неофициально, при этом доход является постоянным. Трудовой договор не заключают 800 тыс. из них, и никаких соглашений – 588 тыс. По задумке именно ЕСП станет для них выгодным и доступным решением выйти в легальное поле и станет популярным среди населения.

Немаловажный факт, что никто не будет заставлять работающих на себя граждан платить ЕСП: он носит добровольный характер. Правда, фрилансеры не смогут получить медицинское и государственное социальное страхование. То есть им придется платить за услуги в десятки раз дороже, чем выплачивающим ЕСП самозанятым.

По ощущениям ЕСП выглядит так, словно бедных казахстанцев обложили налогом. Но на деле легализовать сферу труда получилось только с введением ЕСП. При этом никто не задумывается, что после введения в стране медицинского страхования, они не попадут в базу ни одной больницы.

Самозанятые, которые занимаются бизнесом, в категорию фрилансеров по оплате ЕСП не входят, если их доход равен или выше, чем у индивидуальных предпринимателей. Если у человека есть домашнее хозяйство, он продает куриное яйцо, молочные продукты, овощи, фрукты с огорода, но его доход ниже, чем у ИП, он может обойтись оплатой ЕСП. Итоговый доход в год такого сельхозпредпринимателя должен составлять не более 2,9 млн тенге. Правда, кто и как будет контролировать доход казахстанца, живущего за счет своего хозяйства, пока не понятно.

В законодательстве также прописана категория граждан плательщиков ЕСП. Его должны выплачивать те, кто оказывает услуги физическим лицам, но если фрилансер оказывает услуги компании или организации, то ему придется рассчитываться с налоговой в полном объеме. На начало года, после вступления закона в силу, ЕСП уплатили около 300 человек. Но, как надеются инициаторы проекта, к январю следующего года количество постоянных плательщиков вырастет до 100 тыс. человек. В перспективе нескольких лет – до 500 тыс.

На самом деле, далеко не каждый хочет ходить каждый день в офис или на завод, а кто-то по тем или иным причинам не может себе этого позволить. Кроме того, часть граждан РК и вовсе сидят без работы. В такой ситуации популярность работы в формате «фриланс» в стране набирает обороты. Подробнее об этом читайте в нашем материале «13 профессий для удаленной работы»

Какая отчетность по соц. налогу и когда сдавать?

Отчетность по соц. налогу (вместе с ИПН) указывается в форме 200 ежеквартально.

Правила заполнения формы 200 указаны в приложении 15 к документу «Об утверждении форм налоговой отчетности и правил их составления» — http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800016448#z2711

Актуальную форму 200 можно скачать на сайте КГД в разделе «формы налоговой отчетности» >>> 20xx год >>> Индивидуальный подоходный налог и социальный налог — http://kgd.gov.kz/ru/section/formy-nalogovoy-otchetnosti . На 2019 год — это http://kgd.gov.kz/ru/content/individualnyy-podohodnyy-nalog-i-socialnyy-nalog-1-3 .

Сроки сдачи формы 200 не позже 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом:

  • 1 квартал, за январь — март (1 — 3 месяц) — не позже 15 мая (5-го месяца);
  • 2 квартал, за апрель — июнь (4 — 6 месяц) — не позже 15 августа (8-го месяца);
  • 3 кв., за июль — сентябрь (7 — 9 мес.) — не позже 15 ноября (11-го мес.);
  • 4 кв., за октябрь — декабрь (10-12 мес.) — не позже 15 февраля следующего года (2-го мес. след. года).

Пункт 1 статьи 489 НК РК. Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу

1. Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу представляется плательщиками в налоговые органы по месту нахождения ежеквартально не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом.

Тема для Казахстана не новая

Нужно помнить, что тема справедливого налогообложения для Казахстана не нова: у страны есть опыт работы и с плоской, и с прогрессивной шкалами налогообложения. Первая действует сейчас, а вторая работала до 2006 года. Тогда для граждан с доходом менее 180 МРП в год налог составлял 5%. Такой доход в 2002 году равнялся 148 140 тенге, или 966,5 доллара. Максимальная ставка доходила до 20%.

Затем прошла налоговая реформа, и шкала стала плоской – вне зависимости от размера дохода казахстанцы стали платить одинаковый процент по индивидуальному подоходному налогу – сейчас это 10%. Тем не менее периодически тему возврата к прогрессивной шкале в стране поднимали.

В 2010 году Болат Жамишев, работавший тогда министром финансов, заявлял о планах внедрить такую систему в 2013-м. По словам чиновника, для лиц с доходом менее 300 тысяч тенге в месяц ставка ИПН составляла бы прежние 10%, для дохода в 300-500 тысяч – 15%, выше этого – 20%. В 2010-м средний курс доллара был 147,35 тенге, соответственно, 300 тысяч тенге в то время равнялись чуть более 2 тысячам долларов, а 500 тысяч тенге – почти 3,4 тысячи долларов. Другими словами, в то время даже порог минимальной ставки по прогрессивному налогу соответствовал высокому доходу.

Изменения в шкале не коснулись бы 98% казахстанцев, которые зарабатывали менее 300 тысяч, потому и экономический эффект от нововведений ожидали небольшой. Как заметил Болат Жамишев, поступления в местные бюджеты выросли бы на 1,3% – на 12,5 млрд тенге, или 84,8 млн долларов.

В 2012 году к теме снижения нагрузки на бедных вернулись парламентарии. Тогда депутат Мажилиса Парламента от фракции «Народные коммунисты» Турсунбек Омурзаков предложил снизить для них подоходный налог до 0%.

Мажилисмен говорил о введении «нулевой» ставки для лиц с доходом менее 15 МРП в месяц – это 24 270 тенге, или 162,8 доллара на то время. Для заработка от 15 до 40 МРП (до 64,7 тысячи тенге, или 434 доллара) ставка, по словам депутата, могла бы составить 5%, выше – 10%. Снижение поступлений от категорий налогоплательщиков с пониженной ставкой предлагали компенсировать налогами богатых. Скорее всего, и эта система бы столкнулась с низким экономическим эффектом, о котором говорил Болат Жамишев.

Сейчас в Казахстане, как уже отмечалось выше, шкала налогообложения индивидуальных налогов плоская. До 2019 года все граждане, вне зависимости от величины дохода, платили 10%.

С начала этого года шкала стала двухступенчатой. Весной 2018-го Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с инициативой по поддержке казахстанцев с низкими доходами. Елбасы предложил снизить для работников с доходом ниже 25 МРП, или 63 125 тенге, индивидуальный подоходный налог до 1%.

Уже к лету 2018-го Министерство национальной экономики представило механизм исполнения этого поручения. Снизили не саму ставку налога, а облагаемую базу. 90% дохода освобождали от ИПН, а с оставшихся 10% брали обычные 10% подоходного налога – так и получалась ставка в 1%.

По расчётам МНЭ, эта мера должна охватить около 2 млн легально трудящихся казахстанцев и суммарно увеличить их доходы на 29 млрд тенге. Другими словами, в Казахстане уже заработала прогрессивная шкала налогообложения, которая состоит из двух ступеней

Теперь, очевидно, государство переключило внимание с изменения ставок для бедных слоёв на богатых сограждан

Какой именно будет налоговая реформа, предполагать пока рано – для этого нужно дождаться конкретных механизмов от Миннацэкономики и Минфина. Однако уже сейчас понятно, что если чиновники поставят перед собой цель создать систему, которая реально помогает справедливо распределять национальный доход, то она не должна ограничиваться прогрессивной шкалой ИПН. В реформированной системе могут быть затронуты и роскошь, и сфера управления активами, и зарплатная нагрузка на предпринимателей.

Особенности налоговой системы Казахстана

Налоговая система Казахстана признана одной из самых тяжелых, из-за большого количества налогов, приходящихся на граждан этой страны. Но в данном случае надо отметить, что хоть и налоговых платежей много, ставки по налогам достаточно низкие, если смотреть в сравнении с общемировыми тенденциями.

Также налоговое законодательство оказывает хорошую поддержку всем сельхоз производителям, за счет специальных режимов налогообложения и пониженных ставок по обычной системе налогов. Это дает возможность развивать сельское хозяйство в стране, снижая себестоимость продукции, что в целом делает их товар конкурентоспособным на международном и внутреннем рынке.

Замечание 2

Трехуровневая система распределения налоговых платежей позволяет снизить налоговое бремя налогоплательщиков, так как поступления в один уровень значительно меньше, чем в три, что и снижает нагрузку.

Надо отметить, что особое внимание на сегодняшний день уделяется развитию, в том числе и налоговому, таким городам республиканского уровня, как Алмата и столице Казахстана Астане. В данных субъектах действуют свои, особые правила налогообложения и система налоговых платежей, также большая часть налогов идет на их восстановление и инфраструктуру

Таким образом, налоговая система Казахстана считается одной из достаточно серьезных и тяжелых, но в, то, же время, налоговые ставки по большей части налогов и сборов ниже, чем в большинстве стран мира, ввиду этого можно считать налоговую систему Казахстана достаточно современной, в основе которой лежат правильные методы и принципы налогообложения, то есть смело можно назвать ее прогрессивной.

Почему Казахстан отказался от прогрессивной шкалы в 2007 году

Введение прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога – не новшество для Казахстана. До 1 января 2007 года в стране действовала эта система, но её заменили на плоскую шкалу. Нововведение подали под соусом либерализации налогового законодательства. Но самое интересное, что главный аргумент отмены был тот же, что и сейчас – выведение доходов граждан из тени.

«До 2007 года администрирование налогов было затруднено в Казахстане. Поэтому решили упростить и ввести единую ставку – до 10%. Объяснением было – вывести доходы из тени. Сегодня же сложилась иная ситуация – банки внедрили цифровые технологии. Сейчас переводы с карты на карты даже на базарах. Почти все предприятия платят зарплаты на карточки. С этой точки зрения администрирование за 13 лет стало проще», – рассказывает экономист Айдархан Кусаинов.

Плюс выросла эффективность инфраструктуры электронных платежей. Появилась система стимулов к указыванию своих доходов.

«Наглядный пример, получение потребительских кредитов и кредитный рейтинг. Люди сами уже требуют от работодателя «белой» зарплаты. Поэтому, понимая природу подоходного налога, можно сделать вывод, что если ты зарабатываешь как большинство, то эффективная ставка должна быть 10%. А если ты получаешь 1 млн тенге и более, то плати больше», – считает он.

Обязанности налогоплательщиков

К обязанностям налогоплательщиков относят:

  • регистрация в налоговой инспекции;
  • информирование сотрудников государственных структур об особенностях ведения предпринимательской деятельности;
  • предоставление актуальной, правдивой информации относительно всех моментов, связанных с предпринимательством;
  • ведение налогового учета согласно принципам и правилам конкретного режима;
  • исчисление налоговых сборов;
  • осуществление перечислений платежей в бюджет с ориентацией на конкретные временные отрезки, обозначенные на высшем государственном уровне;
  • составление налоговой отчетности, предоставление документов по первому требованию.

Топ-10 налогоплательщиков

10 нефтедобывающих компаний уплатили 33% от общего объёма налогов в стране. Абсолютным лидером по налоговым выплатам стало ТОО «Тенгизшевройл», которое ведёт разработку месторождения Тенгиз в Атырауской области. Компания также занимает первое место в стране по объёмам добытой сырой нефти.

В 2017 ТШО заплатила в бюджет и Нацфонд 1,7 трлн тенге, или почти 20% от всех налоговых доходов. Это сопоставимо, например, со всеми расходами госбюджета по статье «Образование».

Состязаться в объеме налоговых платежей с нефтяниками, занявшими верхние строчки рейтинга, смог только Национальный банк. Он занял второе место, выплатив 262 млрд тенге (3,1% всех налогов). На третьем месте АО «Мангистаумунайгаз», которое ведёт разработку 15 месторождений нефти и газа. Компания выплатила 259 млрд тенге. Суммы сопоставимы с расходами, запланированными на развитие культуры и спорта в Казахстане в 2018-2020 годах.

Десятка крупнейших налогоплательщиков страны выглядит так:

  1. ТОО «Тенгизшевройл» — 1,7 трлн тенге.
  2. Республиканское ГУ «Национальный банк Республики Казахстан» — 262 млрд тенге.
  3. АО «Мангистаумунайгаз» — 259 млрд тенге.
  4. «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.» — 240 млрд тенге.
  5. АО «Озенмунайгаз» — 133,6 млрд тенге.
  6. АО «СНПС – Актобемунайгаз» — 117,4 млрд тенге.
  7. АО «Эмбамунайгаз» — 107 млрд тенге.
  8. ТОО «Казцинк» — 107 млрд тенге.
  9. АО «Транснациональная компания «Казхром» — 84,5 млрд тенге.
  10. ТОО «Совместное предприятие «Казгермунай» — 70,9 млрд тенге.

Налоги и отчисления за работника нерезидента в счет работодателя (не влияют на «чистую зарплату»)

c http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>lass=»code-block code-block-6″ style=»margin: 8px 0; clear: both;»>

Конец рекламы

ОПВР

Обязательные пенсионные взносы за счет работодателей — вводятся с 2020 года. За нерезидентов платить не нужно, аналогично ОПВ, согласно ст. 2 закона. Законодательная база — см. ОПВ.

Update — октябрь 2019. Президент изменил сроки ввода ОПВР, по последним данным их введут не раньше 2023 года. ОПВР = 0

СО

По социальным отчислениям ситуация интереснее. Тут зависит от того является ли работник резидентом ЕАЭС или нет. Нерезиденты не подлежат социальному страховании, следовательно не являются участниками системы соц. страхования и следовательно освобождены от уплаты СО — ст. 8 закона об обязательном социальном страховании.

Так вот, в ст. 98 договора о ЕАЭС утверждается, что резиденты гос-в членов ЕАЭС имеют право на соц. страхование в том же порядке, что и граждане страны трудоустройства. Учитывая, что у международного договора приоритет выше — за резидентов ЕАЭС, например — РФ, СО уплачивать все-таки придется, если только он не является пенсионером.

СО для нерезидентов РК, резидентов ЕАЭС = доход работника*3.5%СО для нерезидентов ЕАЭС = 0

Статья 8. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию

Обязательному социальному страхованию подлежат работники, индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, физические лица, являющиеся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), а также иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан и осуществляющие деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан, за исключением лиц, достигших возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».
Подробнее —

Статья 3. Законодательство Республики Казахстан об обязательном социальном страховании

1. Законодательство Республики Казахстан об обязательном социальном страховании основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Подробнее —

Отчисления ОСМС

Отчисления ОСМС придется уплачивать по той же причине, что и взносы — согласно ст. 2 закона об ОСМС и ст. 98 договора ЕАЭС. Дабы не повторяться — см. взносы ОСМС.

На всякий случай, еще раз — если резидент ЕАЭС, платим, если нерезидент ЕАЭС, то не платим.

Отчисления ОСМС = доход работника*2%

Социальный налог

СН уплачивается с дохода работника, в том числе и с подпункта 20) пункта 1 ст. 644 НК РК, а это, как вы уже вероятно догадались — доходы физических лиц нерезидентов.

Никаких специальных указаний в кодексе по расчету социального налога для нерезидентов нету, следовательно СН рассчитывается в обычном порядке, а именно:

доход работника*9.5% — СО для юр. лиц;1МРП — СО для ИП.

Упрощенка как ИП, так и ТОО соц. налог с зарплаты сотрудников не платит.

Статья 484 НК РК. Объект налогообложения (соц. налога)

1. Объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, и лиц, занимающихся частной практикой является численность работников, включая самих плательщиков.

2. Объектом налогообложения для плательщиков, указанных в подпунктах 3), 4) и 5) пункта 1 статьи 482 настоящего Кодекса, являются расходы:

1) работодателя по доходам работника, указанным в пункте 1 статьи 322 настоящего Кодекса (в том числе расходы работодателя, указанные в подпунктах 20), 23) и 24) пункта 1 статьи 644 настоящего Кодекса);

2) налогового агента по доходам иностранного персонала, указанного в пункте 7 статьи 220 настоящего Кодекса.

Конец рекламы

Навигация по записям
← Онлайн калькулятор зарплаты в Казахстане
Честное слово кз — займы в Казахстане онлайн, отзывы, условия | Актуально на 2020-2021 года. →

Законодательная база налоговой системы

Налоговая система любого государства существует, и существовала еще в давних времен, конечно, она реформировалась множество раз, и в настоящее время имеет совсем иной характер, нежели много столетий назад. Но в целом, менялось содержание, принципы, но сущность налоговой системы сохранилась и по сегодняшний день. Причем надо заметить, что у каждого государства свои принципы и способы реализации налоговой системы.

Так, например, первым законодательным проектом в России был закон «Об основах налоговой системы РФ», который вышел в действие в 1991 году. Законодательно всю налоговую систему РФ можно контролировать с помощью Налогового Кодекса РФ.

Определение 1

НК РФ – это основной законодательный документ, где прописаны все правила и обязанности налоговых органов.

Налоговый кодекс Российской Федерации представляет собой законодательный акт, кодированного образца, где прописаны все правила налоговой системы.

Налоговый Кодекс состоит из двух частей. Помимо Кодекса есть еще целый ряд законодательных актов и законов, направленных на контроль и обеспечение порядка в области налоговой системы.

Замечание 1

Вся налоговая система контролируется налоговыми органами, в обязанности которых входит все, что связано с начислением, расчетом, уплатой налоговых платежей по всей стране.

Контроль обеспечивают специалисты из налоговых органов, причем каждый налоговый орган, уполномоченный в том или ином районе, проверяет, только своих налогоплательщиков, затем данные собираются одном месте и отправляются на проверку в федеральные налоговые органы.

В случае обнаружения недочетов и правонарушений в области налогового законодательства, местные налоговые органы вправе сами провести проверку налогоплательщика, и если нарушения будут действительно обнаружены, для формирования налоговых санкций информация передается в вышестоящие инстанции.

Таким образом, любая налоговая система любой страны должна быть законодательно подкреплена, любое действие должно быть прописано в законодательстве, это важно как для самой налоговой системы, так и для налогоплательщиков

Какие же виды деятельности не дают права применять освобождение от налогов?

Согласно ст.57-4 Закона № 121-VI от 25.12.2017 г., освобождение от налогов малого бизнеса не распространяется на ИП и ТОО, ведущих следующую деятельность:

  • связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; 
  • производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
  • деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
  • проведение лотереи;
  • деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
  • банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
  • аудиторскую деятельность;
  • профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
  • деятельность кредитных бюро;  
  • охранную деятельность; 
  • деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему;
  • деятельность в сфере недропользования, в том числе деятельность старателей;
  • реализацию полезных ископаемых, в том числе деятельность трейдеров, деятельность по реализации угля, нефти;
  • розничную реализацию отдельных видов нефтепродуктов, бензина, дизельного топлива и мазута;
  • внешнеэкономическую деятельность (за исключением ВЭД со странами ЕАЭС).

Предприниматели, ведущие ВЭД с Россией, Арменией, Беларусью и Кыргызстаном, могут рассчитывать на освобождение от налогов, если относятся к субъектам МСБ и применяют спецрежим.

Каких-либо специальных льгот для предпринимателей –инвалидов, пенсионеров, многодетных и т.д. –нет. Для освобождения от налогов на три года значение имеет только соответствие трем вышеуказанным критериям:

  • принадлежность к МСБ;
  • применение спецрежима;
  • не ведение деятельности, для которой освобождение не предусмотрено.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий