Подоходный налог в республике беларусь

2.5. Налоги на прибыль и доходы

Прибыль юридических лиц облагается налогом на прибыль по ставке 30%.

По ставке 15% облагается прибыль малых предприятий (кроме предприятий розничной торговли), балансовая прибыль которых составляет в год не более 5000 минимальных заработных плат со среднегодовой численностью работающих на них: в промышленности — до 200 человек; в науке — до 100 человек; в строительстве и других отраслях производственной сферы, общественном питании и бытовом обслуживании — до 50 человек; в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек.

Прибыль предприятий агропромышленного комплекса, полученная от производственно — технического и некоторых других видов обслуживания предприятий агропромышленного комплекса, облагается налогом по ставке 10%.

Прибыль предприятий агропромышленного комплекса, полученная от строительства и ремонта производственных объектов АПК, облагается налогом по ставке 7%.

Фиксированные суммы налога на прибыль для мелкорозничной торговой сети устанавливаются местными Советами в минимальных заработных платах в зависимости от товарооборота, ассортимента товаров и вида торговой точки.

От уплаты налога на прибыль освобождаются предприятия, использующие труд инвалидов и пенсионеров, за исключением прибыли, полученной от торговой, торгово — закупочной и посреднической деятельности, сельскохозяйственные предприятия по реализации произведенной ими продукции растениеводства и животноводства (кроме некоторых видов продукции), рыболовства и пчеловодства.

Более того, облагаемая налогом прибыль налогоплательщиков уменьшается на прибыль, фактически использованную на проведение природоохранных и противопожарных мероприятий, научно — исследовательских, опытно — конструкторских и опытно — технологических работ, на суммы прибыли, направленные на финансирование капвложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, суммы, направленные на приобретение или строительство жилья своим работникам, и т.д.

Дивиденды и приравненные к ним доходы юридических лиц облагаются налогом по ставке 15%. Налог удерживается у источника дохода.

2.2. Акцизы

Объектом обложения акцизами в зависимости от вида установленных ставок акцизов являются:

а) по произведенным в Республике Беларусь подакцизным товарам:

объем произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении в случае применения твердых (специфических) ставок акцизов;

стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов в случае установления адвалорных ставок акцизов;

б) по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь:

объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении в случае применения твердых (специфических) ставок акцизов;

таможенная стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины и сборов за таможенное оформление, по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.

Основной перечень подакцизных товаров и налоговые ставки отражены в таблице 3.

Таблица 3

------------------------------------T----------------------------¬¦Наименование подакцизной продукции ¦        Ставка акциза       ¦+-----------------------------------+----------------------------+¦Алкогольная продукция              ¦Ставки акцизов в белорусских¦¦                                   ¦рублях за 1 литр безводного ¦¦                                   ¦(стопроцентного) этилового  ¦¦                                   ¦спирта, содержащегося в     ¦¦                                   ¦готовой продукции           ¦¦                                   ¦                            ¦¦Алкогольная продукция за исключени-¦           4690             ¦¦ем ниже перечисленной              ¦                            ¦¦Ликероводочные изделия с объем-    ¦           3550             ¦¦ной долей этилового спирта до 28%  ¦                            ¦¦включительно                       ¦                            ¦¦Коньяк                             ¦           3100             ¦¦Бренди, кальвадос, коньячные       ¦           2020             ¦¦напитки                            ¦                            ¦¦Вермуты и вина, за исключением на- ¦            555             ¦¦туральных, игристых, шампанских,   ¦                            ¦¦шипучих и газированных             ¦                            ¦¦Вина натуральные виноградные и пло-¦         62 за литр         ¦¦довые, шипучие и газированные      ¦      готовой продукции     ¦¦                                   ¦                            ¦¦Вина игристые и шампанские         ¦        610 за литр         ¦¦                                   ¦      готовой продукции     ¦¦                                   ¦                            ¦¦Напитки винные с объемной долей    ¦           4450             ¦¦этилового спирта до 20% включитель-¦                            ¦¦но (плодовые, плодовые крепкие, ви-¦                            ¦¦ноградные)                         ¦                            ¦¦Напитки винные с использованием    ¦           2600             ¦¦концентрированных пищевых основ и  ¦                            ¦¦натурального сырья, ввозимых на    ¦                            ¦¦территорию Республики Беларусь     ¦                            ¦¦Напитки слабоалкогольные с объемной¦           1000             ¦¦долей этилового спирта до 7% вклю- ¦                            ¦¦чительно                           ¦                            ¦¦Пиво                               ¦42 за литр готовой продукци覦                                   ¦                            ¦¦Спирт:                             ¦                            ¦¦- этиловый из пищевого сырья       ¦          1,8 евро за       ¦¦                                   ¦       1 литр безводного    ¦¦                                   ¦        (стопроцентного)    ¦¦                                   ¦        этилового спирта    ¦¦                                   ¦                            ¦¦- спирт - сырец из пищевого сырья, ¦ 0 евро за 1 литр безводноготпущенный на ректификацию предпри-¦      (стопроцентного)      ¦¦ятиям Республики Беларусь          ¦      этилового спирта      ¦¦                                   ¦                            ¦¦- ректификованный, отпущенный      ¦ 0 евро за 1 литр безводногпредприятиям Республики Беларусь на¦      (стопроцентного)      ¦¦производство алкогольной продукции,¦      этилового спирта      ¦¦сброженно - спиртованных плодово - ¦                            ¦¦ягодных соков (виноматериалов), ук-¦                            ¦¦суса                               ¦                            ¦¦- гидролизный технический          ¦      0,1 евро за 1 литр    ¦¦                                   ¦ безводного (стопроцентного)¦¦                                   ¦       этилового спирта     ¦¦                                   ¦                            ¦¦Спиртосодержащие растворы (настои, ¦        0 евро за 1 литр    ¦¦экстракты, ароматизированные спир- ¦                            ¦¦ты), отпущенные предприятиям Рес-  ¦                            ¦¦публики Беларусь на производство   ¦                            ¦¦безалкогольных напитков            ¦                            ¦¦Табачная продукция:                ¦                            ¦¦- табак трубочный                  ¦       17,5 евро за 1 кг    ¦¦                                   ¦                            ¦¦- табак курительный, за исключением¦        8,8 евро за 1 кг    ¦¦табака, используемого в качестве   ¦                            ¦¦сырья для производства табачной    ¦                            ¦¦продукции                          ¦                            ¦¦- сигары                           ¦    0,5 евро за 1 штуку     ¦¦                                   ¦                            ¦¦- сигариллы                        ¦    3,5 евро за 1000 штук   ¦¦                                   ¦                            ¦¦- сигареты с фильтром              ¦    1,8 евро за 1000 штук   ¦¦                                   ¦                            ¦¦- сигареты без фильтра             ¦    0,8 евро за 1000 штук   ¦¦                                   ¦                            ¦¦- папиросы                         ¦    0,5 евро за 1000 штук   ¦¦                                   ¦                            ¦¦Ювелирные изделия (включая изделия ¦             5%             ¦¦с бриллиантами)                    ¦                            ¦¦Микроавтобусы и автомобили легко-  ¦            10%             ¦¦вые, в том числе переоборудованные ¦                            ¦¦в грузовые, независимо от рабочего ¦                            ¦¦объема двигателя, за исключением   ¦                            ¦¦легковых автомобилей, предназначен-¦                            ¦¦ных для профилактики и реабилитации¦                            ¦¦инвалидов                          ¦                            ¦¦Нефть сырая                        ¦    16,5 евро за 1 тонну    ¦¦Бензины автомобильные:             ¦                            ¦¦бензины автомобильные (кроме марок ¦   80 + 15 евро за 1 тонну  ¦¦АИ-91, А-92, АИ-93, АИ-95, А-96,   ¦                            ¦¦А-98)                              ¦                            ¦¦бензины автомобильные марок АИ-91, ¦  100 + 20 евро за 1 тонну  ¦¦А-92, АИ-93                        ¦                            ¦¦бензины автомобильные марок АИ-95, ¦  115 + 20 евро за 1 тонну  ¦¦А-96, А-98                         ¦                            ¦¦Дизельное топливо товарное         ¦   50 + 10 евро за 1 тонну  ¦L-----------------------------------+-----------------------------

2.6. Подоходный налог с физических лиц

Анализ структуры налоговых поступлений в бюджет Республики Беларусь

Ухудшения в налоговых изменениях 2017 года

Помимо постоянных редакционных изменений нововведения 2017 года несут в себе и ряд отрицательных для налогоплательщиков изменений, целью которых является увеличение поступлений в бюджет за счет роста налоговой нагрузки на белорусскую экономику.

Существенное ухудшение вводится для налога на прибыль. Так, с 2017 года вводится понятие экономически обоснованные затраты. Экономическое обоснование затрат, как всегда отдано на усмотрение налоговых органов, которые по своему усмотрению будут определять экономически обоснованы затраты или нет. Исходя из имеющейся правоприменительной практики известно, что все спорные вопросы налоговая инспекция будет трактовать в свою пользу. Не смотря на общую неопределенность с трактовкой экономической обоснованности затрат, уже сегодня можно определить в каком направлении будут работать контрольные органы.

Так уже с 1 января 2017 года экономически обоснованными не могут быть затраты в следующих случаях, если:

  • фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права;
  • работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и такие услуги, работы относятся к трудовым обязанностям такого лица;
  • работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества) организацией (за исключением акционерных обществ), являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если такие работы, услуги относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях.

Фактически в Налоговом кодексе закрепляется уже действующее положение, по которому не учитываются при исчислении налога на прибыль затраты лжепредпринимателей, которые считаются фактически не оказанными. Также законодательством предусмотрен новый подход согласно которому человек, состоящий в трудовых отношениях с предприятием не может оказывать ему услуги в качестве индивидуального предпринимателя, также исключаются затраты по работам, услугам взаимозависимых лиц. Очевидно, что государство пытается бороться со всеми известными ему проявлениями налоговой оптимизации, а по сути, ограничивает возможности для ведения бизнеса в государстве, а, следовательно, ухудшает деловой климат в государстве, способствует продолжению экономического кризиса в Республике Беларусь.

Анализ изменений налогового законодательства на 2017 год выявляет две существенные проблемы в процедуре нормотворчества, мешающие преодолению экономического кризиса в Республике Беларусь.

  • Во-первых, изменения законодательства, принимаемые чиновниками, зачастую не соответствуют интересам экономики и связаны с непониманием или нежеланием понять текущую экономическую ситуацию в государстве. Данный недостаток можно преодолеть только путем повышения экономической грамотности чиновников.
  • Во-вторых, большинство законодательных изменений носят редакционный характер, которые не только не ведут к дополнительным поступлениям в бюджет, но зачастую оказывают отрицательное влияние на белорусский бизнес. Данный недостаток можно преодолеть только путем сокращения общего количества чиновников посредством сокращения количества функций, выполняемых чиновниками, либо ограничением нормотворческих функций чиновников путем введения 3-5 летнего запрета на внесение любых изменений в законодательство.

Какие налоги идут в местный бюджет

Повторимся, что зачисляются практически все налоги в местный бюджет, перечень приводить не имеет смысла. Так как часть поступлений федерального или регионального бюджета возвращается субсидиями или иными трансфертами в муниципальную казну. Однако считать все фискальные обязательства и сборы муниципальными в корне неправильно.

Определим, какие платежи к местным налогам относятся. То есть какие налоговые обязательства зачисляются напрямую в казну муниципалитета. Итак, местные налоги, перечень:

  • земналог;
  • торговый сбор;
  • НО на имущество физических лиц.

Теперь рассмотрим характеристику каждого из перечисленных налоговых обязательств.

20.3. Классификация налогов и сборов

Классификация
налогов
это группировка налогов
по различным признакам.

По способу
изъятия (методу установления) налоги
подразделяются следующим образом:

1. Прямые –
это налоги, установленные непосредственно
на доходы или имущество плательщика.
Они подразделяются на личные (учитывающие
функции платежеспособности
налогоплательщика), например, налог на
прибыль, налог на доход, подоходный
налог) и реальные (предполагающие
обложение среднего дохода от того или
иного объекта обложения (имущества,
денежного капитала), например, налог на
недвижимость).

2. Косвенные
– это налоги, устанавливаемые в виде
надбавки к цене или тарифу, например,
налог на добавленную стоимость, акцизы.

В зависимости
от органов власти, устанавливающих
налог, выделяют следующие виды налогов:

1. Государственные
(республиканские) – налоги, которые
разрабатывает правительство, утверждает
(отменяет) главный законодательный
орган страны. Зачисляются эти налоги
как в центральный (республиканский),
так и в местные бюджеты (налог на
добавленную стоимость, акцизы, чрезвычайный
налог, налог на прибыль, налог на землю
и др.).

2. Местные
– налоги, которые устанавливаются как
правительством, так и местными органами
власти. Эти налоги всегда поступают в
местные бюджеты. Законодательство
регламентирует их виды, источники
уплаты, а плательщиков, объекты обложения,
налоговую базу и ставки определяют
местные органы власти (налог с
заготовителей, курортный сбор, налог с
владельцев собак и др.).

По уровню
бюджета, в который зачисляется налоговый
платеж, различают следующие виды налогов:

1. Закрепленные
налоги – это налоги, которые на длительный
период времени закреплены в качестве
доходного источника конкретного вида
бюджета и поступают либо только в
республиканский (чрезвычайный налог),
либо только в местные бюджеты (подоходный
налог, налог на недвижимость, местные
сборы и другие).

2. Регулирующие
налоги – это государственные налоги
поступающие, как в республиканский, так
и в местные бюджеты. Они ежегодно
перераспределяются между бюджетами
различных органов (налог на добавочную
стоимость, акцизы, налог на доходы, налог
на прибыль и др.).

При классификации
налогов по видам налогоплательщиков
выделяют налоги с юридических лиц
(предприятий, организаций, учреждений)
и налоги с физических лиц (резидентов
Республики Беларусь и нерезидентов
Республики Беларусь).

В зависимости
от порядка использования налоги делятся
на следующие виды:

1. Общие,
предназначенные для текущих и капитальных
расходов без закрепления
за каким либо конкретным
видом расходов
(почти все налоги).

2. Специальные,
имеющие целевое назначение.

Большое значение
имеет дифференциация налогов в зависимости
от источников их уплаты. Так, такими
источниками могут выступать:

 себестоимость
(земельный налог, экологический налог);

 прибыль
(налог на прибыль, налог на недвижимость);

 выручка
от реализации (акцизы, налог на добаленную
стоимость);

 заработная
плата (подоходный налог).

В Республике
Беларусь устанавливаются республиканские
налоги, сборы (пошлины) и местные налоги
и сборы.

Республиканскими
признаются налоги, сборы (пошлины),
установленные законодательными актами
и обязательные к уплате на всей территории
Республики Беларусь.

Местными
признаются налоги и сборы, устанавливаемые
нормативными правовыми актами (решениями)
местных Советов депутатов в соответствии
с настоящим Кодексом и обязательные к
уплате на соответствующих территориях.

К республиканским
налогам, сборам (пошлинам) относятся
следующие виды:

 налог на
добавленную стоимость;

 акцизы;

 налог на
прибыль;

 налоги
на доходы;

 подоходный
налог с физических лиц;

 экологический
налог;

 налоги с
пользователей природных ресурсов;

 налоги
на имущество;

 земельный
налог;

 дорожные
налоги и сборы;

 таможенная
пошлина и таможенные сборы;

 гербовый
сбор;

 оффшорный
сбор;

 консульский
сбор;

 государственная
пошлина;

 регистрационные
и лицензионные сборы;

 патентные
пошлины.

К местным
налогам и сборам относятся
сбор с
заготовителей, курортный сбор, налог
за владение собаками.

5 налогов, которые недавно появились в Беларусии

2010 год: налог на собак

Этот налог появился благодаря решению Минского областного Совета депутатов № 49 в декабре 2010 года. Налог должны платить владельцы собак в возрасте старше трёх месяцев. Правила платы определены ст. 270 Налогового кодекса Республики Беларусь. Ставки зависят от высоты собаки в холке. В каждом регионе свои расценки. Например, в Слуцке такие:

до 40 см – 0,05 БВ в месяц;

40−70 см – 0,1 БВ в месяц;

более 70 см, а также за опасных собак – 0,3 БВ в месяц.

Для того чтобы платить налог, владельцы животных должны обратиться в ЖЭУ по месту жительства.

2014 год: налог на дороги

Официально налог на дороги называется «Госпошлина на выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении». Платить её автовладельцы стали с 1 января 2014 года.

Пошлиной облагаются физические лица и организации перед тем, как пройти техосмотр. Например, в 2014 году за обычный легковой автомобиль (вес 1,5–2 тонны) белорусы платили 5 БВ. Однако с начала 2015 года эту сумму подняли до 6 БВ.

Как показала жизнь, не все готовы платить этот налог. В этом году в Слуцке и Солигорске прокатилась волна использования и поддельных штампов в документах на техосмотр. Автовладельцы платили от $40 до $120, чтобы в сертификат им поставили поддельный штамп. Это дешевле, чем пройти процедуру легально. Но в итоге дороже, когда рука закона настигает хитреца.

2015 год: налог на долги

С января 2015 некоторые белорусы должны платить налог в 13% с суммы кредита иностранного банка, не имеющего представительства в РБ, или денег, одолженных у друзей и знакомых (не у родственников)

Как правило, это происходит, если человек купил себе что-то дорогостоящее и тем самым привлёк внимание налоговой. Например, если неработающий житель Слуцка приобрёл квартиру за одолженные у друга деньги

Средства, полученные в белорусских банках, и индивидуальных предпринимателей, налогом на долги не облагаются.

2015 год: налог на тунеядство

2 апреля 2015 года был подписан Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», который люди и чиновники именуют «налогом на тунеядство».

Инициатива привлечь безработных к ответственности исходила от премьер-министра Михаила Мясниковича. Он выступил с заявлением на этот счёт в середине 2013 года на совещании с руководителями Могилёвской области. Инициативу поддержал также Александр Лукашенко: «Принять меры, чтобы все работали, заставить всех работать!» – потребовал он в октябре 2014 года на совещании по вопросам занятости и миграции населения. Декрет был принят, его основные положения можно изложить так: граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т. е. не уплачивающие налоги в бюджет, обязаны уплатить налог в размере 20 БВ.

2016 год: налог на вклады

Этот налог уже утвердили на государственном уровне благодаря Декрету № 7, который подписал Александр Лукашенко в ноябре 2015 года. Сам же декрет начнёт действовать с апреля 2016 года. С апреля налог в размере 13% будет высчитываться не с суммы всего депозита, а только с начисленных процентов.

Его придётся платить:

  • тем, кто выбрал рублёвый вклад на срок меньше года;
  • тем, кто выбрал валютный вклад на срок меньше двух лет;
  • тем, кто решил снять деньги с долгосрочного депозита раньше истечения срока.

Республиканские налоги

Республиканские налоги – это основные налоги, формирующие государственный бюджет Белорусской Республики. Смотрите ниже детальное описание каждого налога.

Налог на прибыль

При расчете валовой прибыли учитываются затраты по производству и реализации продукции, а также внереализационные расходы.

Налоговый кодекс Республики Беларусь устанавливает следующие ставки налога на прибыль:

  •  24% – основная ставка налога;
  •  10% -для организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, для резидентов научно-технологических парков и некоторых других организаций;
  • 5% – для членов научно-технологической ассоциации, созданной в соответствии с законодательством Белорусским государственным университетом, в части выручки от реализации информационных технологий и услуг по их разработке;
  • 12% – применяется к выплачиваемым дивидендам.

НДС

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, так как плательщиками являются не предприниматели, а потребители товаров и услуг.

Налоговые ставки:

  • 20% — общая ставка, применяемая при реализации товаров.
  • 10% — ставка, которая применяется для реализации растений, птицы, скота и животных, рыбы и продуктов пчеловодства, произведённых на территории РБ.

Налог на недвижимость

Ставка этого налога составляет 1% остаточной стоимости основных фондов.

С 2017 года введена льгота по данному налогу в отношении капитальных законсервированных строений, которые включены в Перечень неиспользуемых (неэффективно используемых).

Ранее они не освобождались от уплаты налога.

Для юридических лиц налогооблагаемая база рассчитывается ежегодно по остаточной стоимости по состоянию на 1 января отчетного года. Порядок уплаты налога на недвижимость — ежеквартально, не позже 22-го числа первого месяца квартала, следующего за отчетным.

Земельный налог

Платят этот налог все юрлица, владеющие участками на территории Беларуси, а иностранные и совместные предприятия платят его, как и белорусские компании — без льгот в этой области.

Ставка земельного налога (или арендной платы за землю) рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, а за земли сельхозназначения — от балла кадастровой оценки.

Ставки земельного налога для юрлиц также зависят от площади и территориального расположения земельного участка, наличия повышающих коэффициентов и т.д.

Подоходный налог РБ

Сумма ежемесячных начислений зависит от деятельности, за которую гражданин получает доход.

Единая ставка физлиц – 13%. 16% начисляется нотариусам, адвокатам и предпринимателям.

Подоходный налог в РБ установлен для лиц, получающих доходы от арендной платы за недвижимость. Размер зависит от района проживания. Физлица, официально работающие в сфере высоких технологий, должны ежемесячно выплачивать 9% подоходного налога в РБ.

Экологический налог

Экологический налог платится субъектами хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду.

Экологический налог выплачивается, если предприятия осуществляют:

  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
  • Хранение или захоронение отходов производства.
  • Сброс сточных вод.

Гербовый сбор

Гербовый сбор оплачивается физическими лицами и предпринимателями.

Налоговые ставки:

  • 15% — передача международным организациям.
  • 20% — выдача копий простых и переводных векселей.

Налоги на бизнес в Республике Беларусь

Налоги на бизнес в Республике Беларусь можно условно разделить на несколько групп:

  1. Налоги, уплачиваемые с хозяйственной деятельности.
  2. Налоги с дивидендов.
  3. Налоги с фонда оплаты труда.

Налоги с хозяйственной деятельности

Налоги с хозяйственной деятельности можно уплачивать по общей или по упрощенной системе налогообложения. При применении общей системы налогообложения, налогооблагаемая база уменьшается на расходную часть, относимую по законодательству Республики Беларусь на себестоимость. Как минимум общая система налогообложения (ОСН) включает налог на прибыль (ставка 18%) и налог на добавленную стоимость (ставка 20%). Упрощенная система налогообложения может применяться без уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и с уплатой НДС. В первом случае ставка налога составляет 5% от валовой выручки, во втором случае – 3%.

Налоги с дивидендов

Налоги с дивидендов в 2016 году для физических лиц – 13%, для юридических лиц налог на прибыль с дивидендов составляет 12%.

Налоги с фонда оплаты труда

Налоги с фонда оплаты труда включают:

  • подоходный налог;
  • платежи в Белгосстрах (страховка от несчастных случаев);
  • платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления).

Под фондом оплаты труда мы понимаем сумму заработной платы, начисленной работникам предприятия за календарный месяц

Обращаем внимание: заработная плата в Республике Беларусь должна выплачиваться минимум 1 раз в месяц

Ставка подоходный налог составляет в 2016 году 13% (есть ряд льгот для применения ставки подоходного налога в размере 9%). Сумма подоходного налога удерживается из заработной платы работника. Отчисления в Белгосстрах оставляют менее 1% от фонда оплаты труда. Размер отчислений устанавливается в зависимости от вида деятельности, который осуществляет организация.

Платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления) крайне важны для граждан Республики Беларусь, так как согласно Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 №534 «О вопросах социального обеспечения» право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при наличии стажа работы с уплатой в ФСЗН не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 г. указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. Особенностью платежей в ФСЗН с 2016 года стала обязанность их уплаты для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые работают в Республике Беларусь.

В 2016 году взносы в ФСЗН уплачиваются организацией и за индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по управлению организацией, в том числе, если эти индивидуальные предприниматели – управляющие являются одновременно и учредителями, собственниками имущества. В 2016 году становиться на учет в ФСЗН и уплачивать взносы также должны и представительства иностранных организаций, аккредитованные в Республике Беларусь.

Неуплата или неполная уплата взносов в ФСЗН влечет административную ответственность. На индивидуального предпринимателя или организацию налагается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы взносов. Общий размер отчислений в ФСЗН составляет 35% от фонда оплаты труда, при этом 1% от заработной платы удерживается с работника, 34% – уплачивает наниматель.

Транспортный налог в Беларуси

Владельцы машин обязаны оплачивать транспортный налог в Беларуси. Без оплаты государственного сбора нельзя пройти технический осмотр автомобиля. Расчет ставки транспортного налога РБ зависит от разрешенной массы, количества БВ.

Уплата транспортного налога

Налоговые ставки различны для физлиц, коммерческих компаний. На конечную сумму влияет возраст транспортного средства, масса, число посадочных мест. Минимальный размер налога для легкового автомобиля (не более 1,5 тонн) составляет 73,5 рублей, для юридического лица – 171,5 рублей. Самая большая ставка уплачивается за владение автомобилем для грузоперевозок более 12 тонн – 612,5 рублей. Налогообложению подлежат мотоциклы, седельные тягачи.

Куда направляется налог

Половину суммы с налогообложения перечисляют в республиканский бюджет. Остальные взимаемые средства направляются в местные органы власти. За эти деньги осуществляется финансирование ремонта трасс, совершенствования дорог.

Борьба за рынок электромобилей

Белорусская сеть АЗС при сотрудничестве с производителем BMW развивает транспортную инфраструктуру Республики. В стране формируется рынок для покупки электроавтомобилей, поставки портативных зарядных устройств. Сервисное обслуживание, открытие заправок с гибридными силовыми установками – основные направления развития сети.

Госпошлина за допуск ТС к участию в ДД

Сумма обязательной выплаты за возможность передвижения автомобиля по территории страны зависит от базовой величины – экономического показателя определения абстрактной ценности покупательской способности денежных средств. Сумма ставки с 1.01.2019 года составляет 25,5 рублей. Граждане должны дополнительно оплатить 0,3 базовой величины за идентификацию, регистрацию ТС, оформление разрешения на участие в дорожном движении. Для ветеранов ВОВ, инвалидов, водителей автомобилей для перевозки опасных грузов устанавливается понижающий коэффициент – 0,5. Повышение базовой величины на коэффициент 2 осуществляется по отношению к транспортным средствам, на которые можно оформлять допуск к участию в ДД на 2 года.

Заключение

Как ясно видно из приведенной характеристики налоговой системы Республики Беларусь, существенную роль в ней играют косвенные налоги и сборы. Безусловно, проводимые в Республике рыночные реформы, сопровождавшиеся первоначально спадом производства и высокой инфляцией, выдвинули в качестве главной задачи бюджетно — налоговой политики повышение собираемости налогов. Подобная ситуация усилила фискальную направленность налоговой системы Республики и ее ориентацию на преимущественно косвенное налогообложение.

Из мирового опыта налогового регулирования известно о достаточно неоднозначном влиянии косвенных налогов на экономику. С одной стороны, косвенные налоги действительно являются одним из значимых ценообразующих факторов, что нередко оказывает негативное влияние на рыночную конъюнктуру. С другой стороны, нельзя не учитывать и достаточно позитивное влияние косвенного налогообложения на структуру потребления (например через механизм взимания акцизов по алкогольным изделиям).

Поэтому смещение приоритетов в структуре налогов не должно абсолютизироваться. Переход к увеличению доли прямых налогов, и в частности подоходного налога с физических лиц, должен быть постепенным и продуманным и учитывать реальный уровень доходов субъектов хозяйствования и населения, а также перспективы его роста в течение достаточно продолжительного периода.

При этом следует иметь в виду, что из всей совокупности налогов и сборов, образующих налоговую систему Республики Беларусь, в качестве основных, зависящих от экономической деятельности налогоплательщиков, должны рассматриваться налоги на прибыль и доходы, подоходный налог, налог на недвижимость (имущество). Основанием для уплаты прочих налогов является либо соответствующая специфика деятельности, например выпуск подакцизных товаров или ввоз таких товаров на территорию Республики Беларусь, либо совершение налогоплательщиком или в пользу налогоплательщика определенных действий (например уплата госпошлины). Некоторые налоги имеют четко выраженную стимулирующую направленность (например экологический налог как инструмент, побуждающий к рациональному использованию природных ресурсов).

В связи с этим основная цель проводимой в Республике Беларусь налоговой политики заключается как в сокращении количества налогов, так и в рационализации их структуры, стимулировании приоритетных направлений деятельности и инвестиционной активности за счет предоставления соответствующих налоговых льгот (скидок), оптимизации налоговой базы.

К.А.Сумар

Председатель государственного

налогового комитета

Республики Беларусь

Н.Т.Мамбеталиев

Ответственный секретарь СРНС,

к.т.н.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий