Население стран снг: особенности, занятость и интересные факты

Азербайджан

Об этом мало говорят, ведь погромы в нашем понимании – это геноцид по отношению к евреям. Однако в некогда многонациональном Азербайджане, который считался самой гостеприимной страной СНГ, население начало очень недоброжелательно относиться к русским. Поэтому их количество стремительно снижается с каждым годом. Так в 1939-м в Азербайджане проживало 18% русских, а в 2009 году их осталось всего 1,34%.

Если в Грузии расправлялись с русскими из-за территориальных споров, то в Азербайджане уничтожали славян только за то, что они принадлежат к этой расе. Первые погромы начались в 1990 году. Главный лозунг на тот момент был таким: «Азербайджан для азербайджанцев!». Только первая волна беженцев в Россию состояла из 20 тысяч человек, проживавших ранее в Баку. Позднее, когда удалось подавить вооруженный конфликт, русских попросту выселяли из квартир и домов, рекомендуя покинуть пределы республики.

Также существует конфликт между Азербайджаном и Арменией (с 1998 года), которая утверждает, что азербайджанцы целенаправленно уничтожают армянские святыни на территории своего государства и в Турции.

Цели объединения

Сотрудничество государств Содружества в сфере экономики

Экономическое сотрудничество государств СНГ осуществляется по следующим основным направлениям:

  • межгосударственная ассоциация свободной торговли;
  • таможенный союз;
  • общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
  • валютный союз.

Договор о создании Экономического союза 1993 г., в частности, предполагает свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в рамках СНГ; осуществление согласованной денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, внешнеэкономической, таможенной и валютной политики; гармонизацию хозяйственного законодательства договаривающихся стран.

В соответствии с Соглашением о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза 1993 г. был учрежден постоянно действующий орган Экономического союза — Межгосударственный экономический комитет.

В целях реализации Договора о создании экономического союза в 1994 г. было принято Соглашение о создании зоны свободной торговли. Соглашение предусматривает постепенную отмену таможенных пошлин, устранение препятствий для свободного передвижения товаров и услуг, координацию торгово-экономической политики, унификацию законодательства стран СНГ.

Зона свободной торговли являлась переходным этапом к формированию единого Таможенного союза, который складывается в настоящее время на территории государств — членов СНГ.

Помимо многосторонних конвенций, имеется значительное число двусторонних соглашений, предметом которых является торгово-экономическое сотрудничество стран СНГ в различных сферах (Соглашение между правительствами России и Киргизии о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности 1994 г., Соглашение между правительствами России и Казахстана о сотрудничестве и развитии топливно-энергетических комплексов 1993 г. и др.).

Одним из направлений развития в рамках СНГ является сотрудничество государств по таможенным вопросам.

В соответствии с Соглашением о принципах таможенной политики 1992 г., подписанным большинством государств — участников СНГ, был создан Таможенный союз как самостоятельный субъект международного права. Участники Союза решили образовать общую таможенную территорию, на которой согласовывается общий таможенный тариф и обеспечивается единообразное внутреннее налогообложение товаров, ввозимых на общую таможенную территорию и вывозимых с нее. Товары, обращающиеся на территории Союза, не облагаются таможенными пошлинами.

Для обеспечения функционирования Таможенного союза учрежден Таможенный совет, в функции которого входят разработка и рассмотрение предложений по основным направлениям таможенной политики стран Союза; разработка и рассмотрение проектов актов Союза и международных договоров; обеспечение единообразного толкования и применения таможенных соглашений, разрешение споров стран Союза Членами Совета являются члены правительств государств Союза Функции рабочего аппарата Совета осуществляет Секретариат.

Штаб-квартира Совета находится в Москве.

В 1995 г. Соглашение 1992 г. было дополнено двусторонними конвенциями о более тесном сотрудничестве в таможенной сфере. Так, б января 1995 г. руководители России и Белоруссии подписали Соглашение о Таможенном союзе между этими государствами. 20 января 1995 г. Россия и Белоруссия, с одной стороны, и Казахстан — с другой, приступили к созданию на их территории единого таможенного пространства. Предусматривается, в частности: унифицикация правил в отношении перемещения через границу товаров, транспортных средств, грузов и пассажиров, взимания таможенных пошлин, налогов и сборов; создание исполнительного органа Таможенного союза и другие меры координационного характера.

На основании Меморандума правительств Белоруссии, Казахстана и России об участии в тройственном Таможенном союзе других заинтересованных государств Экономического союза 1995 г. тройственный Союз формируется в два этапа. На первом этапе отменяются тарифные и количественные ограничения в торговле между его участниками, устанавливаются одинаковый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран. На втором этапе объединяются таможенные территории в единую таможенную территорию, таможенный контроль переносится на внешние границы Таможенного союза. В 1995 г. были приняты Основы таможенного законодательства государств — участников Содружества Независимых Государств.

показать содержание

Резюме

Объединение, возникшее на осколках СССР, принято обвинять в никчемности и бесперспективности. Поначалу многие представители поколения советских людей считали распад Союза недоразумением, которое со временем будет исправлено.

СНГ явилось для них скорее разочарованием, чем надеждой. Отсутствие общей валюты, обязательное наличие загранпаспорта для въезда в ряд стран Содружества, появление многочисленных пограничных и таможенных контролей поставило перед фактом: бывшие советские республики – уже не одна семья.

Однако есть и положительные результаты.

СНГ стало «подушкой безопасности» при разделе наследия некогда могущественной державы – армии, флота, промышленных и энергетических объектов, долгов, территорий.

Обучение в ВУЗах, туризм, трудовая миграция в пределах Содружества, равные права на охрану здоровья и пенсионного обеспечения – это преимущества, которыми пользуется сегодня население стран СНГ.

Интеграция в рамках СНГ происходит не так быстро, как хотелось бы, и преграды пока существуют. Однако маленький забор выглядит не так безнадежно, как высокая, неприступная стена, а диалог всегда лучше вражды.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Украина

Страна, самая близкая по этническому составу к России. Следовательно, русские здесь должны чувствовать себя комфортно. Однако здесь до национальный вопрос стоит необычайно остро. Несмотря на то, что в Украине самая большая этническая группа россиян, их количество неумолимо уменьшается.

В стране СНГ Украине население также начало негативно относиться к русским. Это происходит с подачи и полного одобрения властей.

Законодательство страны полностью игнорирует русский язык, хотя на нем разговаривают более 70% всех жителей. На сегодняшний день в стране происходит насильственная украинизация, которая затронула не только институт образования, но и средства массовой информации. В школах полностью убрали русский язык из программы. Его нельзя изучать даже в качестве иностранного. Детям разрешено знакомиться лишь с некоторыми произведениями Пушкина и Лермонтова, но их стихи переведены на украинский язык!

Подобная ситуация наблюдалась в Белоруссии в 90-е годы. На тот период, русский язык тоже не имел статуса второго государственного. Однако все изменилось после референдума в 1995 году.

СНГ на карте мира

Бывшие страны-участники

В 2009 году из состава вышла Грузия. Пока это единственная страна добровольно покинувшая ряды СНГ. Причина: отсутствие мер со стороны стран-участников Содружества в ответ на пятидневную войну в 2008 году и признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Грузия участвовала в 113 многосторонних договорах со странами СНГ и была активным участником Содружества.

Страны со спорным участием

Украина до сих пор так и не ратифицировала Устав СНГ, но имеет статус страны-основателя и участника организации. В 2014 году страна приостановила свое председательство в уставных органах СНГ, а в 2018 году Президент Украины попросил правительство начать процесс выхода страны из Содружества (процедура выхода занимает минимум один год согласно Уставу СНГ). Страна вышла из ряда многосторонних соглашений Содружества.

С августа 2005 года Туркменистан вышел из действительных членов СНГ и получил статус ассоциированного члена-наблюдателя. В качестве наблюдателя участвует в некоторых структурах СНГ Монголия.

Научные подходы к изучению миграции

Изучает миграцию с точки зрения воспроизводства и сохранения человеческих популяций, их численности, поло-возрастной структуры. Процессы, происходящие в этой области, тесно связаны с демографической безопасностью страны (А. Сови, А. Ландри, Ф. Ноутстейн, Д. И. Валентей, А. Я. Кваша, Б. С. Хорёв и др.).

Экономический подход

Наиболее универсальный подход. Рассматривает миграцию как один из важнейших регуляторов численности трудоспособного населения, который стимулирует здоровую конкуренцию на рынке рабочей силы. Большинство видов миграций обусловлены экономической необходимостью и в той или иной мере связаны с рынком труда.(А. Смит, Т. Мальтус, К. Маркс, Д. Кейнс и др.). Среди российских специалистов, исследовавших миграцию в рамках этого подхода — Л. И. Абалкин, Г. С. Витковская, Ж. А. Зайончковская, Л. Л. Рыбаковский, А. В. Топилин.

Юридический подход

Определяет правовой статус разных категорий мигрантов. Направлен на разработку правовых норм и законодательных актов, регулирование основных прав мигрантов (В. И. Мукомель, Э. А. Паин и др.).

Социологический подход

Основное внимание уделяет проблемам, связанным с адаптацией мигрантов к новым условиям жизни. Другое понимание роли социологического подхода раскрыто в работе Т. Н. Юдиной «Социология миграции», где подчёркивается роль социологии как интегративной науки и высказывается необходимость создания целостной специальной социологической теории миграции.. Исторический подход

Исторический подход

Исследования истории миграционных движений того или иного региона с применением историко-демографических исследований, описывающих миграцию в контексте исторической эволюции демографических процессов (Д. К. Шелестов, В. М. Кабузан, В. А. Ионцев и др.).

Психологический подход

Основной акцент падает на мотивационную природу миграции. Миграция рассматривается как способ удовлетворения ряда социальных потребностей, в том числе и потребности в самоутверждении (В. И. Переведенцев, Т. И. Заславская, В. М. Моисеенко и др.).

Историко-биологический подход

В основном разработан российскими учёными Л. Н. Гумилёвым и другими. Основным понятием в подходе Гумилёва является пассионарность. Пассионарность как характеристика поведения — активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели (часто — иллюзорной). Пассионарный признак — генетический признак, передаваемый по наследству и лежащий, согласно гипотезе Л. Гумилёва, в основе феномена пассионарности как черты конституции человека. Пассионарии (носители этого признака) отличаются особо активным миграционным поведением, их процент в этносе во многом определяет миграционное движение всего этноса. Например, вторая половина XVI века в России — это эпоха высокой пассионарной энергии великороссов, результатом которой была невиданная экспансия на восток. Другие примеры: начало Великого переселения народов, арабские завоевания, походы викингов и так далее.

Разработанный российским учёным А. В. Юриным исторический подход выделяет три основных этапа в развитии миграции населения в Европе со Времён Великих географических открытий по настоящее время.

  1. Первый этап завершился к середине XX века, когда Европа была основным регионом оттока населения.
  2. Второй период — середина 1950-х — конец 1990-х годов — характеризует Европу как крупнейший в мире центр массового неконтролируемого привлечения иностранной рабочей силы в низкооплачиваемые и не престижные сферы деятельности.
  3. Третий период, с конца 1990-х по настоящее время, — период активного регулирования и ограничения иммиграции в Европу, когда предпочтение отдаётся высококвалифицированной рабочей силе.

Для теоретической оценки объёмов миграции может использоваться гравитационная модель. Гравитационная модель миграции — теоретическая модель, сходная с Ньютоновским законом притяжения и применяющаяся в урбанистике, которая используется для предсказания темпов миграции между двумя регионами. Закон Ньютона гласит: «Любые два тела притягиваются друг к другу с силой, пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними». Географическая интерпретация этого закона использует замену понятий «тела» и «массы» понятиями «регионы» и «значимость», где значимость может быть измерена в единицах численности населения, объёма валового продукта или другой подходящей величины. Гравитационная модель миграции базируется на идее о том, что с увеличением значимости регионов движение людей между ними возрастает, а с увеличением расстояния, при прочих равных условиях, — падает.

Содружество Независимых Государств

Содружество Независимых Государств (СНГ) представляет собой международное объединение, организованное для регулирования сотрудничества между рядом стран, ставших суверенными после прекращения существования Советского Союза. Участники не обязаны беспрекословно выполнять все решения Содружества. Обязательства перед страной возникают только в случае подписания документов. Межнациональная деятельность организации производится на добровольной основе.

Создание организации СНГ

Образование СНГ датируется 8 декабря 1991 г., когда президенты Российской СФСР, Белоруссии и Украины подписали Беловежское соглашение.

Спустя 2 дня оно прошло процедуру ратификации в парламентах этих стран. В это время президенты среднеазиатских государств (Узбекистана, Киргизии, Казахстана, Таджикистана и Туркмении) зафиксировали свое согласие по поводу вхождения в состав СНГ на условиях равноправия всех его участников.

21 декабря была подписана Алма-Атинская декларация, провозглашавшая цели и принципы Содружества Независимых Государств. В 1993 г. в состав объединения вошла Грузия, а в 1994 – Молдавия. В 1993 г. принятием в Минске основного регламента организации – Устава Содружества – завершилось создание СНГ.

Цели организации

Основополагающим принципом организации Содружества является признание абсолютной самостоятельности и независимости его членов.

Целями формирования организации являются:

  • налаживание тесной связи в политической и экономической жизни государств, а также укрепление взаимодействий в гуманитарной и культурной сферах;
  • обеспечение гарантии соблюдения гражданских прав жителей;
  • взаимодействие в области поддержания мира и безопасности в планетарном масштабе,
  • стремление к отказу от вооружения;
  • оказание помощи при нарушении прав человека;
  • мирное разрешение спорных и конфликтных вопросов, возникающих между участниками.

Органы СНГ

Органом высшей инстанции объединения является Совет глав государств. На него возложена ответственность за принятие решений, связанных с деятельностью объединения. Заседания Совета проходят 2 раза в год.

С 2016 г. действует институт Председателя Совета министров иностранных дел.

С 1993 г. постоянно действующим органом Содружества является его Исполнительный комитет в городе Санкт-Петербург на Васильевском острове с отделением в городе Москва. Кроме того, при Содружестве функционируют Советы:

  • экономический;
  • МИД;
  • министров обороны;
  • министров внутренних дел;
  • объединенных вооруженных сил;
  • командующих пограничными войсками;
  • руководителей органов безопасности и спецслужб.

Страны-участники СНГ создали:

  • Межпарламентскую ассамблею;
  • Антитеррористический Центр;
  • Экономический суд;
  • Статистический комитет;
  • Финансово-банковский совет;
  • Межгосударственный банк;
  • Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества;
  • Межгосударственный экономический комитет.

Военные органы

В рамках Содружества параллельно действуют две коалиционные военные структуры:

  1. Совет министров обороны СНГ, выполняющий при помощи постоянного секретариата и Штаба по координации военного сотрудничества организации функции разработки единого вектора военной политики.
  2. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), располагающая коллективными силами быстрого развертывания.

Единое экономическое пространство (ЕЭП)

В 2003 г. между Россией, Казахстаном и Республикой Беларусь была создана такая форма межгосударственного объединения, целью которой является более свободный характер внешнеэкономических отношений внутри интеграционного сообщества и осуществление коллективной защиты сторонами интересов друг друга за его пределами.

Для ЕЭП характерны общность инфраструктуры и единая, монетарная, налоговая, валютно-регуляционная, таможенная и торговая политика. Такие меры способствуют беспрепятственному движению товаров, услуг, финансов и рабочей силы. Кропотливая, сопряженная со множеством трудностей, а потому и продолжительная по времени работа над интеграционными соглашениями ЕЭП завершилась лишь в 2012 г., когда началось полномасштабное функционирование этого объединения.

Кто входит в состав СНГ

  • Республика Азербайджан,
  • Республика Армения,
  • Республика Беларусь,
  • Республика Казахстан,
  • Кыргызская республика,
  • Республика Молдова,
  • Российская Федерация,
  • Республика Таджикистан,
  • Республика Узбекистан;

*Украина и Туркменистан на правах ассоциированного членства.

*Грузия вышла из СНГ в августе 2009 г.

Членом Содружества может также стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СНГ, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов Содружества.

Одним из основополагающих правовых актов, регламентирующих деятельность Содружества Независимых Государств, является Устав СНГ, принятый Советом глав государств СНГ 22 января 1993 г. Этим документом определены цели и задачи Содружества. СНГ не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Важнейшая задача — всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и интеграция.

Особо выделена необходимость взаимодействия в обеспечении международного мира и безопасности, осуществления эффективных мер для сокращения вооружений и военных расходов, ликвидация оружия массового уничтожения, достижения всеобщего и полного разоружения.

Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках СНГ являются многосторонние международные договоры в различных областях взаимоотношений государств — участников Содружества.

К уставным органам Содружества Независимых Государств относятся Совет глав государств СНГ, Совет глав правительств СНГ, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны СНГ, Совет командующих Пограничными войсками СНГ, Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ, Экономический суд СНГ, Исполнительный комитет СНГ, отраслевые органы сотрудничества.

Россия

Население России — страны СНГ, имеющей самую большую территорию и самый многонациональный состав, практически не знакомо с какими-либо притеснениями на почве национальной принадлежности. Исключение составляет лишь отношение к армянам и к кавказцам в целом. Такое положение дел особенно усилилось после серии терактов в Москве.

Подтверждающим фактом «армянофобии» являются события, когда в Подмосковье, в 2002 году были массовые погромы армянских поселений. Подобные беспорядки происходили в 2005 году в Новороссийске. В 2006 году в Саратовской области также было зафиксировано нападение на армян.

В последние годы в России наблюдается новое течение – «украинофобия». Украина — страна СНГ, население которой в недалеком прошлом считало русских родственным народом. Теперь многие испытывают к бывшим «братьям» неприязнь. На фоне нынешнего конфликта между странами в России некоторые люди считают, что украинцы несут определенную угрозу.

Еще одно опасное течение в стране – нацистские скинхеды. Это своеобразная молодежная субкультура, члены которой борются за чистоту расы и выступают за изгнание из страны всех других национальностей, от негров до евреев. А идеология сообщества в том, что приезжие отбирают рабочие места у местного населения.

Цели стран СНГ

СНГ – это крупная региональная международная организация. Работа такой крупной политико-экономической единицы многогранна, имеет много уровней.

Сотрудничество строится гибко, с учетом разной степени готовности к интеграционным процессам.

Можно выделить несколько ключевых сфер совместной деятельности:

  • права и свободы граждан;
  • взаимодействие и координация на внешнеполитической арене;
  • координация и унификация таможенной и экономической составляющих;
  • работа над совместными инфраструктурными и транспортными проектами;
  • формирования общего рынка труда;
  • здравоохранение и экология;
  • контроль и оптимизация социальной и миграционной обстановок;
  • правоохранительная деятельность;
  • единая оборонная политика и охрана общих границ.

Одним из важнейших шагов,
позволивших интенсифицировать взаимную интеграцию стало подписание договора о
зоне свободной торговли.

Организация работает в направлении унификации налоговой и финансовой систем, развивает товарооборот между государствами и проводит активную деятельность в политическом поле.

Важнейшими текущими задачами являются также улучшение демографической ситуации и борьба с различными проявлениями нетерпимости религиозной и национальной.

Наблюдается также особое отношение Узбекистана к процессам интеграции. С точки зрения руководителей этой среднеазиатской страны необходимо формировать и совершенствовать механизмы взаимодействия, необходимую инфраструктуру и добиться выравнивания в уровне развития экономик прежде, чем переходить к более тесному межгосударственному взаимодействию.

Тем не менее, Узбекистан проявляет все более активную позицию. Так недавно государство присоединилось к двум соглашениям СНГ, став участником совета по гуманитарному сотрудничеству и совета по межрегиональному и приграничному сотрудничеству СНГ.

В первом – непосредственное участие будет принимать Минкульт Узбекистана, а во втором министерства промышленности и экономики.

В СНГ пытались вступить 5 непризнанных республик и даже Татарстан отдельно от России

История постсоветских республик богата на территориальные конфликты. Большинство из них начались с распадом СССР, какие-то уже закончились, а какие-то все еще существуют в «замороженном» виде. Основной «сценарий» сепаратизма примерно один – регион или группа регионов пытается выйти их состава государства (и чаще всего – присоединиться к другому государству), возникает вооруженный конфликт, который или подавляется силовым путем, или временно урегулируется.

Понятно, что для каждого непризнанного государства главное – это признание. И почти все непризнанные субъекты постсоветского пространства пытались вступить в СНГ. В частности, это были:

  • признанная в России террористической Чеченская Республика Ичкерия (существовала с 1991 по 2000 годы на территории бывшей Чечено-Ингушской АССР);
  • Приднестровье (непризнанная часть Молдавии);
  • Абхазия и Южная Осетия (спорные территории, на которые претендует Грузия);
  • Нагорно-Карабахская Республика (Республика Арцах – спорная территория Азербайджана, на которую претендует Армения).

Считается, что заявления о намерениях вступить в СНГ эти образования делали, чтобы подчеркнуть свою независимость и получить признание в международной политике. Однако в СНГ эти непризнанные государства приняты не были.

Но, что еще интереснее, в СНГ пытался вступить и Татарстан – отдельно от России. Как известно, вопрос со статусом республики решался достаточно долго – с 1990 года ее называли «Татарской Советской Социалистической Республикой» или Республикой Татарстан (что предполагает статус, равный другим союзным республикам). В 1992 году в Татарстане проходит референдум о независимости (больше половины голосов – «За»), а еще до этого Верховный Совет республики принимает акт о независимости.

В декабре 1991 года Верховный Совет республики принимает Декларацию, которой решает вступить в СНГ на правах учредителя. Но против независимости тогда выступил Конституционный суд РСФСР, но договор о статусе и разграничении полномочий между РФ и Татарстаном был заключен только в 1994 году.

Члены СНГ

На сегодняшний день соглашение подписали 11 стран. Ведутся переговоры о создании свободной экономической зоны с двумя государствами: Вьетнамом и Новой Зеландией.

Распад СССР — это одно из самых неординарных событий XX века. Миллионы людей, являвшиеся гражданами одной страны, имевшие возможность свободно перемещаться по всей ее территории без оформления виз и прочих документов, имевшие право спокойно жить в любом городе, вдруг стали иностранцами для своих же родственников и друзей, потому что их разделили границы, проведенные амбициозными политиками. Не сразу, но довольно скоро во многих вновь образованных государствах остро встал национальный вопрос, сеявший раздоры между еще совсем недавно дружественными народами, провоцировавший вооруженные конфликты. Возникли трудности и на экономической почве. Чтобы сгладить возникающие проблемы, и был создан СНГ.

Для наглядности мы вынесли информацию о населении стран СНГ в таблицу:

страна

ратификация договора, год

ратификация Устава, год

дата подписания ЗСТ, год

количество населения

Численность занятого населения (возраст от 15 до 64 лет), в % соотношении к общему числу граждан страны, конец 2016 года

Армения

1991

1993

2012

2 986 100

52,1

Беларусь

1991

1994

2012

9 491 823

55,5

Казахстан

1991

1993

2012

18 157 078

73,7

Киргизия

1992

1993

2013

6 140 200

60,4

Молдова

1994

1994

2012

3 550 900

45,2

Россия

1991

1993

2012

146 880 432

70,0

Таджикистан

1991

1993

2015

8 991 725

42,0

Украина

1991

2012

42 248 598

60,1

Узбекистан

1992

1993

2015

32 979 000

59,7

Туркменистан

1991

5 490 563

Азербайджан

1993

1993

9 574 000

71,4

Грузия вышла из состава СНГ в 2009 году.

В СНГ осталось всего 9 стран, причем 4 республики в него никогда не входили

Изначально Беловежские соглашения подписали руководители 3 стран – России, Украины и Белоруссии. Позже в Алма-Ате к ним присоединились представители еще 8 постсоветских республик, которые пожелали вступить в СНГ.

На данный же момент СНГ уменьшилось в размерах – в Содружестве полноценно состоят только 9 государств. С остальными были проблемы:

  • Литва, Латвия и Эстония изначально не вступали в СНГ. Вместо этого они в 1991 году организовали свой союз – Балтийскую Ассамблею, которая существует и сейчас;
  • Грузия присоединилась к СНГ в декабре 1993 года. После вооруженных столкновений в августе 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что страна выходит из СНГ. Спустя 2 дня это решение поддерживает грузинский парламент. Формально Грузия оставалась в составе СНГ еще год – этого требовал Устав СНГ;
  • Украина, будучи государством-учредителем СНГ, формально изначально не была его членом (так как ее представители не подписали Устав СНГ). После начала истории с Крымом и Донбассом власти Украины неоднократно заявляли о желании выйти из СНГ, но до сих пор не было подано официального документа в исполком содружества. При этом украинская сторона вышла из большинства договоров в рамках СНГ и закрыла представительство при уставных органах содружества. В прошлом году МВФ исключил Украину из группы стран СНГ, тем не менее, с точки зрения содружества статус Украины остается спорным;
  • Туркменистан в декабре 1991 года ратифицировал Соглашение о создании СНГ и протокол к нему, однако парламент этой республики не ратифицировал Устав СНГ. В 2005 году представители Туркменистана заявили, что республика будет участвовать в организации в форме ассоциированного членства.

В настоящее время в СНГ полноценно участвуют 9 государств – Россия, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан и Узбекистан.

В старом составе

В странах Центральной Азии и Балтии представительство русских довольно велико. В Казахстане, Эстонии и Латвии их, по данным местных статистик, — oт одной пятой до четверти от всего населения (в Киргизии меньше — 6%). Однако эта доля стабильно падает.

Хотя кризис 1990-х, безработица и обнищание давно позади, «воспроизводства русской диаспоры ждать не приходится», подчеркивает Владимир Козлов. Об этом говорят все факторы изменения численности населения: показатели рождаемости, смертности и миграции.

Репатриация — возвращение в Россию — была особенно заметна среди русскоязычного населения в Кыргызстане и Казахстане в 1990-е годы, но она не прекратилась и в 2010-е. В 2011– 2015 годах Кыргызстан потеряла 26 тысяч русских, а Казахстан в первой половине 2010-х ежегодно лишался от 13,5 тысяч до 18 тысяч в год (в миграционном обмене). Из Латвии в 2014-2016 годах уехали свыше 9 тысяч русских.

Ассимиляция (менее сильный фактор) действует так: в межэтнических браках дети могут выбирать титульную национальность. Это характерно и для Прибалтики (в Латвии много смешанных семей), и для Казахстана. Молодые люди тоже могут со временем менять национальную самоидентификацию — в пользу основной в республике. Но это было характерно, скорее, для других стран — Молдавии, Белоруссии, Украины.

Соотношение рождаемости и смертности — тоже сильнейший демографический фактор. Если вторая выше первой, а миграционного притока, компенсирующего смертность, нет, — происходит депопуляция.

Именно это – отсутствие притока молодых россиян — и наблюдается в изучаемых республиках.

В результате в структуре населения растет доля пожилых, что влияет на общие показатели смертности. Так, в Казахстане среди населения в возрасте от 65 лет находятся 13% русских и втрое меньше – 4,3% – казахов. Аналогичная ситуация в остальных изученных странах. Кстати, в Центральной Азии различия в возрастном составе были не в пользу русских еще в советскую эпоху (в силу, в том числе, высокой рождаемости среди местного населения). А в Прибалтике старение русской диаспоры началось с 1990-х годов.

Так какую же роль СНГ играет сейчас?

Дискуссии о реальном значении СНГ для входящих в него стран продолжаются – кто-то считает этот формат полностью исчерпанным и неспособным решать серьезные конфликты, а кто-то напоминает о все еще действующих многочисленных соглашениях.

Среди соглашений, например, есть важный документ для пенсионеров – принципы начисления и выплаты пенсий, если пенсионер имеет стаж в двух или более странах СНГ. Правда, эти соглашения фактически работают отдельно от самого СНГ, а некоторые из них уже были разорваны.

С другой стороны, СНГ оказалось не очень эффективным с точки зрения решения сложных конфликтов. Например, в 2008 году в Грузии или начиная с 2014 года в Украине. Но не стоит требовать от СНГ чего-то сверхъестественного – это межгосударственное, а не надгосударственное объединение. Другими словами, это координационный совет, но никак не орган управления – и реальной власти у Исполкома СНГ быть не может.

Внутри СНГ все еще есть границы, причем между некоторыми странами они крайне напряженные (пример – границы Армении и Азербайджана или Таджикистана и Узбекистана), общий рынок есть только у 5 стран, все еще существуют торговые ограничения.

При этом растет роль других объединений – того же СНГ, ЕАЭС или Евросоюза, который уже заключил соглашения об ассоциации с Украиной, Молдавией и Грузией.

Вероятно, роль СНГ будет снижаться и дальше – вплоть до того, что от него останутся только действующие соглашения. Правда, многие авторы склонны считать, что СНГ уже выполнило свою функцию – помогло «цивилизованно» разделить СССР, а для остального этот формат уже не подходит.

Зачем существует содружество

Продолжительность жизни

Коренное население выигрывает и по продолжительности жизни. В Казахстане этот показатель растет примерно одинаково и у титульной национальности, и у русских. Тем не менее, стабильно сохраняется разница 5% в пользу первых.

В Эстонии контраст заметнее. Разрыв между основной национальностью и остальными колебался от 3,3 до 1,4 лет в пользу эстонцев в 2009-2016 годах. Логично предположить, что русские живут примерно столько же, сколько остальные неэстонцы (в республике также живут украинцы, белорусы, финны, латыши, евреи, немцы).

Низкую продолжительность жизни русских в Прибалтике и Центральной Азии демографы почти однозначно связывают с более высоким потреблением алкоголя по сравнению с коренным населением, пишет исследователь. В случае с Центральной Азией можно говорить о культурных и религиозных различиях (порицание употребления алкоголя в исламе). Они влияли на разницу в смертности: она выше у русских еще с 1970-х годов.

Однако в случае с Прибалтикой эти различия до распада СССР были не очевидны.

Дело, может быть, ещё и в том, что в этих странах социально-экономический кризис больше затронул русских, подчеркивается в статье. Они работали, в основном, на крупных государственных предприятиях, а те закрывались из-за экономических проблем. «Многие не знали местного языка и не могли интегрироваться в изменяющийся социум, — комментирует Владимир Козлов. — Это вело к увеличению стресса и, как следствие, злоупотреблению алкоголем и росту смертности, особенно среди трудоспособного населения».

Вероятно, сказывается и разное отношение к своему здоровью у русских и коренных народностей. «Проблемы с самосохранительным поведением были распространены в зонах компактного проживания русских в Прибалтике еще с еще с советских времен, — уточняет автор. — Старые практики меняются на новые медленнее, чем среди коренного населения».

Таким образом, сокращение доли русских в общем составе населения четырех стран идет постоянно, хотя и разными темпами. В Прибалтике — медленнее, а в Центральной Азии с ее стремительно растущим населением — быстрее. Там «русские в демографическом плане быстро превращаются во все менее заметное меньшинство», заключает Владимир Козлов.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий