Ндс при импорте из белоруссии в россию: нюансы 2020 — 2021

Обложение НДС товаров из Белоруссии и Казахстана

Мы уже упомянули, что не требует уплаты таможенных платежей (таможенных пошлин, сборов, ввозного (таможенного) НДС) продукция, товары и услуги привезенные из республик Беларусь и Казахстан.

Вместе с тем, обложение НДС при перемещении товаров, работ и услуг между территориями государств-участников договора не исчезло, но преобразовано в другую форму.

Это касается НДС при ввозе товаров из Белоруссии. По правилам приложения №18 к договору о ЕАЭС суммы НДС, уплаченные (зачтенные) по товарам, импортированным на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары.

Импортный НДС уплачивается налогоплательщиком и администрируется налоговым органом одного государства: того, на территорию которого импортирован товар. Это позволяет его встроить в единую цепочку уплаты НДС до конечного потребителя. А налогоплательщику реализовать свои праве на применение налоговых вычетов, в том числе по НДС, уплаченному при импорте товаров с территории других государств-участников договора о ЕАЭС. При этом приоритетом при исчислении НДС обладает не внутреннее налоговое законодательство государств-участников ЕАЭС, а сам договор о ЕАЭС.

Плательщиком НДС при вывозе товаров из Белоруссии в Россию признается российский импортер. При этом, не имеет значение место постановки на учет поставщика товаров и вид договора. Например, приведенное правило действует:

  • Если Белорусский поставщик поставляет товары Российскому, и право собственности на товар переходит к Российскому покупателю на территории Белоруссии, или на территории России;
  • Если Белорусский поставщик реализует товары через комиссионера, агента, или поверенного Российскому покупателю;
  • Если Белорусский поставщик реализует товары Российскому, а отгрузка совершается из Казахстана в Россию;
  • Если товары импортируются по договору российского покупателя с иностранным поставщиком (государства не участника ЕАЭС), а отгрузка производится с территории Белоруссии в Россию.

Во всех перечисленных случаях, по правилам пункта 13 Приложения №18 к договору о ЕАЭС, плательщиком НДС при импорте в Россию неизменно будет собственник товара-российский импортер, и взимание НДС вправе осуществить только Российский налоговый орган.

Итак, при ввозе товаров из Белоруссии российский импортер обязан уплатить ввозной НДС, причем независимо от того, на территории какой страны они были произведены (об этом свидетельствует письмо Минфина РФ от 08.09.2010 № 03-07-08/260). Исключений ни для кого не делается: в данном случае налогоплательщики платят НДС независимо от выбранной системы налогообложения.

Однако существует перечень товаров, освобожденных от импортного НДС. Прежде всего, это список, приведенный в статье 150 НК РФ и изданном в соответствии с ней постановлении Правительства РФ от 30.04.2009 № 372. Применяется и освобождение по ст. 149 НК РФ.

Уплата НДС и подача налоговой декларации при импорте между государствами ЕАЭС взаимосвязаны и имеют особенности.

Общие правила применения нулевой ставки по НДС при экспорте в Беларусь

Алгоритм действий при экспорте товара в Беларусь представим в виде таблицы:

Порядок действияЧто необходимо делать
Отгрузка товара в БеларусьПри отгрузке составляется накладная и счет-фактуры с 0% ставкой НДС. Отметка инспектора на счете-фактуре не ставиться. Необходимо помнить, что не позднее того квартала, в котором произошла отгрузка нужно восстановить относящийся к ним «входной» НДС.
Сбор документов для подтверждения экспортной сделкиДля сбора документов предоставляется 180 календарных дней с даты отгрузки товара. Этой датой считается дата составления первого документа отгрузочного документа, который подтверждает, что товар перешел в право собственности покупателю. Для подтверждения экспорта необходимы следующие документы: договор поставки; заявление о ввозе товара и уплата НДС с отметкой белорусского налогового органа об уплате НДС; транспортные документы, которые подтверждают перемещение товара в Беларусь.
Декларация экспортной поставкиДанная операция по экспорту в Беларусь отражается в четверном или шестом разделе Декларации по НДС, все зависит от того экспорт подтвержден или нет. При заполнении необходимого раздела обязательно нужно указать код экспортной операции. Это или 1010403 – экспортированный товар внутри страны облагается под 18%, или 010404 – экспортированный товар внутри страны облагается под 10%

При декларировании экспортной поставки может быть две ситуации это или вовремя предоставлены документы, или в течение 180 календарных дней не предоставили подтверждающих документов.

Рассмотрим каждую ситуацию по отдельности:

Ситуация 1: Своевременно собраны документы по экспортной сделке и направлены в ИФНС. В данной ситуации отгрузка товара и налоговые вычеты должны отражаться в четверном разделе декларации по НДС за тот квартал, в котором были собраны документы. Документы по экспортной сделки необходимо предоставить в налоговую инспекцию вместе с декларацией по НДС.

Ситуация 2: В течение 180 календарных дней не успели собрать необходимый пакет документов.  В данной ситуации отгрузку товара и налоговые вычеты необходимо отражать в шестом разделе декларации по НДС. Этот раздел необходимо будет включить в уточняющую декларацию за тот период, когда произошла отгрузка товара на экспорт. При сложившейся ситуации поставщику товара на экспорт придется заплатить НДС в размере 18% или10% в зависимости от того, какой товар экспортируется. Уплаченный налог можно будет принять к вычету только после того, как соберется весь пакет документов по экспортной сделке.

Какими хотят сделать стандартные налоговые вычеты для физлиц в 2021 году

Уточним сразу, что налоговый вычет — это сумма, которая не облагается подоходным налогом. В первоначальной версии законопроекта, которая была размещена на сайте Минфина, суммы эти вычетов были ниже, чем в нынешнем.

Чиновники предлагают установить в 2021 году следующие размеры налоговых вычетов:

  • Стандартный налоговый вычет при определенном уровне дохода — 126 рублей в месяц, если доход в общей сумме не превышает 761 рублей в месяц (ранее — 117 и 709 рублей соответственно).
  • Стандартный налоговый вычет на ребенка до 18 лет и/или на каждого иждивенца (дети старше 18 лет, получающие среднее, первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование на дневной форме обучения; инвалиды I или II группы старше 18 лет; несовершеннолетние, над которыми установлена опека или попечительство; физлица, чьи супруга или супруг находятся в отпуске по уходу за ребенком), — 37 рубля в месяц на ребенка до 18 лет и/или каждого иждивенца (ранее — 34 рубля).

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Иван Яриванович, TUT.BY

  • Стандартный налоговый вычет для вдовы или вдовца, одинокого родителя, приемного родителя, опекуна или попечителя — 70 рублей в месяц на каждого ребенка до 18 лет и/или иждивенца (ранее — 65 рублей).
  • Стандартный налоговый вычет для родителей, имеющих двух и более детей до 18 лет или детей-инвалидов до 18 лет, — 70 рублей на каждого ребенка в месяц (ранее — 65 рублей).
  • Стандартный налоговый вычет для инвалидов I и II группы независимо от причин инвалидности, инвалидов с детства, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, ликвидаторов катастрофы на ЧАЭС, участников ВОВ и так далее (полный список можно посмотреть в подпункте 1.3 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса) — 177 рублей в месяц (ранее — 165 рублей).

Пример заполнения заявления о ввозе товаров из Белоруссии

Заявление подается либо в электронном формате по ТКС, либо в бумажном. Если выбирается бумажный вариант подачи, то формируется 4 его экземпляра, при этом прикладывается также электронный носитель с экземпляром заявления в электронном виде.

Если между покупателем и продавцом заключено несколько договорных соглашений, в рамках которых ввозятся ценности, то по каждому такому соглашению импортеру нужно подготовить отдельное заявление.

Если товар получен по нескольким накладным, спецификациям от одного продавца, то все их можно включить в один бланк заявления.

В заявлении три раздела и приложение:

  • Первый – оформляется всеми импортерами;
  • Второй – не заполняется импортерами, предназначен для оформления налоговиками;
  • Третий – заполняется импортером в отдельных случаях (в сделке участвует посредник; продавец не является резидентом Белоруссии; реализация не облагалась НДС в Белоруссии);
  • Приложение – заполняется, если в сделке было задействовано более трех лиц (отражаются реквизиты других участников).

Заполнение первого раздела

В верхней части первого раздела указывают:

  • Реквизиты покупателя и поставщика (идентификационный код и наименование);
  • Адрес продавца и код страны (для Белоруссии 112);
  • Адрес и код страны покупателя (для РФ 643);
  • Реквизиты договора и спецификации к нему (если есть);
  • Сведения о посреднике (если таковой был).

Таблица показывает сведения о ввозимых ценностях. Не нужно построчно вносить каждое наименование товара. ТМЦ группируются – по каждой отдельной строке приводятся данные по ценностям, облагаемым разными ставками, с разными единицами измерения и ввезенным по разным сопроводительным документам.

Порядок заполнения таблицы первого раздела

Номер графыВносимая информация
1№ записи по порядку
2Название ввозимого товара, берется из сопроводительной документации. Можно указать обобщающее название идентичным товарам, например, «мебель» вместо указания каждого отдельного предмета мебели.
310-тизначный код из ТН ВЭД, заполняется только по ценностям, облагаемым по ставке 10%, а также по подакцизным ценностям.
4Единица измерения (из сопроводительных документов).
5Количество из документов поставщика.
6Документальная стоимость.
7Код валюты (для белорусского рубля цифровой код 974, для российского – 643).
8Курс Банка России на день оприходования товаров в учете покупателя. Заполняется только по тем ценовым показателям, которые выражены в иностранной валюте.
9 и 10Реквизиты транспортных документов
11 и 12Реквизиты счета-фактуры от продавца. Если с/ф нет, то указывают реквизиты любого другого сопроводительного документа, в котором прописана стоимость (можно указать те же реквизиты, что и в графах 9 и 10).
13День оприходования товаров покупателем.
14База для расчета акциза, заполняется только по товарам, подлежащим обложению акцизом.
15Стоимость позиции в российских рублях. Если в гр.6 стоимость также указана в российских рублях, то она переносится в гр.15. Если в гр.6 сумма выражена в иностранной валюте, то проводится пересчет на дату, указанную в гр.13, с учетом курса, прописанного в гр.8.
16 или 17Ставка акциза.
18Соответствующая налоговая ставка НДС. Если налогом не облагается операция, то пишется «льгота».
19Величина акциза, полученная как результат умножения показателей полей 14 и 16 (17).
20Величина налога к уплате, полученная как результат умножения значений из полей 15 и 18. Поле не заполняется, если операция не облагается добавленным налогом.

Пример заполнения заявления

Пример заполнения заявления о ввозе товаров из Белоруссии

Валютный контроль

Использование иностранной валюты и валюты РФ в качестве средства платежа в расчетах между резидентами и нерезидентами относится к валютным операциям (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ*(7)). Поэтому при осуществлении расчетов по договору международной купли-продажи, предусматривающих, в частности, ввоз на территорию РФ товаров, может возникнуть обязанность поставить такой договор (контракт) на учет в уполномоченном банке, через который совершаются валютные операции. Такая обязанность возникает, если сумма обязательств по таким договорам равна или превышает 3 000 000 руб. (для импортных контрактов) (п.п. 4.1, 4.2 Инструкции*(8)). Порядок постановки на учет контрактов установлен главой 5 Инструкции.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

— Энциклопедия решений. НДС при ввозе (импорте) товаров с территории государств — участников ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия);

— Энциклопедия решений. Декларация по косвенным налогам при импорте товаров на территорию РФ с территории государств-членов ЕАЭС;

— Энциклопедия решений. Структура, объем, общие требования по заполнению декларации по косвенным налогам. Уточненная декларация;

— Энциклопедия решений. Налоговые вычеты по НДС при ввозе товаров с территории ЕАЭС.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТВахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

22 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) В соответствии с п. 6 ст. 72 Договора косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию РФ:

1) товаров, поименованных в ст. 150 НК РФ;

2) товаров, которые ввозятся на территорию РФ физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности;

3) товаров, импорт которых на территорию РФ с территории РБ осуществляется в связи с их передачей в пределах одного юридического лица (письмо Минфина России от 24.08.2015 N 03-07-13/1/48565).

*(2) В зависимости от условий поставки может возникнуть необходимость по представлению и других документов, предусмотренных п. 20 Протокола. Документы (кроме заявления) могут быть представлены в копиях, заверенных в установленном порядке.

*(3) Вопрос: Организация (общий режим налогообложения) закупает в Республике Беларусь комплектующие (изделия) для производства. Организация начислила и заплатила НДС. Нужно ли эту сумму НДС отражать в книге продаж, так как она отражена по кредиту счета ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2016 г.);

*(4) Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

*(5) Форма статистической отчетности установлена в приложении N 1 к Правилам, порядок ее заполнения — в приложении N 2 к Правилам.

*(6) Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ст. 19.7.13 КоАП, п. 10 Правил).

Представлением недостоверных сведений считается их отражение в статистической форме с нарушением правил ее заполнения, арифметическими и (или) логическими ошибками (п. 9 Правил).

Например, недостоверными сведениями таможенные органы и суды признали неверно указанные: вес нетто товаров (постановление Восемнадцатого ААС от 27.03.2019 N 18АП-2345/19), дату договора (постановление АС Уральского округа от 01.02.2019 N Ф09-9500/18 по делу N А07-16083/2018).

*(7) Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

*(8) Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».

Последствия непопулярного решения

Стоит обратить внимание, что структура доходов белорусского бюджета за последние годы существенно изменилась. С одной стороны, налог на добавленную стоимость занимает все большую долю в доходах консолидированного бюджета

Согласно оценкам Минфина, НДС сформирует в 2014 году 32,3% доходов консолидированного бюджета (для сравнения: в 2012-м вклад НДС в формирование казны был ниже — 28,8%). Увеличение роли НДС для бюджета обусловлено тем, что в последние годы прибыль белорусских предприятий заметно снизилась и, как следствие, вклад налога на прибыль в белорусскую казну стал уменьшаться. По оценкам Минфина, в 2014 году налог на прибыль может сформировать 9,2% доходов консолидированного бюджета. К слову, в 2012 году вклад налога на прибыль был заметно выше — 12,4%. На фоне снижения вклада налога на прибыль предложения властей увеличить налог на добавленную стоимость, который не зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, выглядят вполне логичными. Белорусские экономисты отмечают, что европейские страны, которые сталкивались с бюджетными проблемами, шли в последние годы на повышение ставки НДС. Вместе с тем, как отмечают эксперты, сегодняшняя экономическая ситуация в Беларуси в корне отличается от той, которая была в странах Евросоюза на момент увеличения там данного налога. «Увеличение НДС напрямую ведет к росту цен. На тот момент, когда европейские страны повышали НДС, цены у них не росли, процентные ставки на денежном рынке были низкими. У нас совершенно иная ситуация: годовая инфляция исчисляется двузначными цифрами, процентные ставки остаются высокими», — констатирует экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Екатерина Борнукова. Представители белорусских бизнес-союзов обращают внимание, что в других странах Таможенного союза НДС сегодня ниже, чем в Беларуси (в России — 18%, в Казахстане — 12%). «В результате принятия решения об увеличении НДС разница между ставками этого налога в Беларуси и другими странами Таможенного союза вырастет, и наша страна в связи с этим будет терять экономическую привлекательность в рамках «тройки», — говорит председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец. Справедливости ради стоит отметить, что наряду с увеличением налога на добавленную стоимость в будущем году белорусские власти предлагают снизить налог на прибыль (с нынешних 18% до 15%). Однако, как отмечают представители бизнеса, рост НДС на 2 процентных пункта для предприятий несравнимо более чувствительное решение, чем снижение налога на прибыль. По мнению экспертов, в условиях ограниченности бюджетных средств все более очевидной становится необходимость шагов по структурному реформированию экономики, направленных на создание новых точек для экономического роста. Параллельно с этим, считают наблюдатели, необходимо вести работу по сокращению неэффективных госрасходов. «Если не хватает средств для сбалансирования бюджета, необходимо не просто искать доходы, тем более такими непопулярными мерами, но и сокращать расходы. Однако о том, что наряду с увеличением НДС будет сокращен ряд неэффективных госпрограмм, пока конкретно ничего не слышно», — отмечает Александр Швец. Учитывая опыт 2013-го, можно предположить, что предложение об увеличении НДС, внесенное в правительство, будет в нынешнем году серьезно обсуждаться на разных уровнях. Тем более что на 2015 год запланированы президентские выборы, и решение об увеличении НДС на этом фоне может оказаться ложкой дегтя в бочке меда. «НДС — социально значимый налог, он напрямую влияет на цены, поэтому население весьма чувствительно к изменению такого налога. Рост НДС — непопулярная мера, ее тяжело политически обосновать», — резюмировала Екатерина Борнукова. 

Понижать — необоснованно

— Мы подсчитали, что, если Беларусь пойдет на снижение ставки НДС до уровня России, то бюджет недоберет 5,6 триллиона рублей, или около 1% ВВП. А если последует примеру Казахстана, то потери составят уже 22,5 триллиона рублей, или 3,5% ВВП, — заместитель министра финансов Беларуси Дмитрий Кийко- Такие серьезные потери потребуют пересмотра всей экономической политики в области расходов. Затронуты будут субсидирование услуг ЖКХ, транспорта, льготное строительство жилья, бесплатные здравоохранение и образование. Плюс пиковые выплаты по госдолгу. Поэтому в среднесрочной перспективе Беларусь вынуждена проводить политику сбалансированного бездефицитного бюджета, в связи с чем пересмотр ставки НДС в меньшую сторону сейчас экономически не обоснован.- Таким образом, более высокая ставка НДС в Беларуси по сравнению со странами ЕАЭС предопределена структурой ее экономики, высоким уровнем социальных обязательств и отсутствием в отличие от России и Казахстана значительных стратегических ресурсов, формирующие дополнительные доходы бюджета, —

Другие налоги

Давайте рассмотрим какие существуют еще налоги в Республике Беларусь.

Налог на вклады

Этот налог уже утвердили на государственном уровне благодаря Декрету № 7, который подписал Александр Лукашенко в ноябре 2015 года. Сам же декрет начал действовать с апреля 2016 года.

С апреля налог в размере 13% будет высчитываться не с суммы всего депозита, а только с начисленных процентов.

Его придётся платить:

  • тем, кто выбрал рублёвый вклад на срок меньше года;
  • тем, кто выбрал валютный вклад на срок меньше двух лет;
  • тем, кто решил снять деньги с долгосрочного депозита раньше истечения срока.

Налог на продажу автомобиля

Налог на продажу автомобиля – это подоходный налог, который относится к республиканским налогам и сборам Республики Беларусь. Продажа первого автомобиля налогами не облагается, а вот продажа второй машины за год означает, что человек обязан заплатить сбор в казну РБ.

Налоговая декларация подаётся не позднее 1 марта, а уплатить сам налог нужно до 15 мая.

Исчисление налога: ставка – 13%.

Налог на задолженность

Налог на долги – это подоходный налог с суммы займа. Налог на долги в Беларуси был введён 1.01.2015. Суть данного налога заключается в том, что человек, который имеет займы или кредит в иностранной организации или у частного лица, который не имеет постоянного представительства в Белорусской Республике, обязан выплатить некую сумму государству за пользование деньгами. Налогом облагается невозвращённый долг.

Ставка подоходного налога равна 13% от долга.

Но стоит помнить, что средства, которые были взяты взаймы или кредит в белорусских банках или финансовых организациях налогом не облагаются.

Налог также не придётся платить, если деньги были взяты в займы у родственников.

Налог на тунеядство

Налогом на тунеядство в Беларуси называется специальный сбор, который обязаны оплачивать все граждане РБ, не имеющие работы на протяжении больше полугода. Данный налоговый взнос был введён с целью предупреждения социального иждивенства и снижения уровня безработицы в республике.

Налог не будет взиматься с:

  • недееспособные граждане и инвалиды любой группы;
  • лица до 18 лет;
  • граждане пенсионного возраста: мужчины старше 60 лет, женщины – 55 лет;
  • воспитывающие ребёнка до 7 лет; ребёнка-инвалида до 18 лет; троих или более несовершеннолетних детей;
  • проживающие на территории республики менее 183 дней в году (требуется документальное подтверждение – штамп о выезде в паспорте).

Уплата НДС при импорте из Белоруссии

Уплата НДС при импорте из Белоруссии производится не позднее месяца, следующего за принятием на учет товара, и не позже 20-го числа.

В случае несоблюдения указанных сроков на организацию-импортера налагаются штрафы.

И не позднее этого же периода организация должна предоставить налоговую декларацию специального образца на вывозимый из Белоруссии товар (она предусмотрена тем же Приложением).

Декларация подразумевает наличие еще нескольких документов. К ним относятся:

  1. Заявление о ввозе товара. Оно должно быть установленного образца (по Приказу МинФина от 2006 г.) и заполняется в трех экземплярах. Один экземпляр остается в налоговой инспекции, а второй и третий – должны вернуться налогоплательщику с печатями налогового органа, которые подтверждают, что налогоплательщик уплатил НДС в полной форме.

При ввозе товара на территорию данной страны товар не подлежит налогообложению. Третий экземпляр возвращается поставщику товара;

Копия выписки из банка. В ней указывается, что налог на товар был уплачен (компания-импортер должна первым делом уплатить НДС);
Договор (либо его копия) о вывозе товара из Белоруссии, документы о перемещении товара на территории Белоруссии и России, и товаросопроводительные документы налогоплательщиков страны-импортера. На документах не должно быть каких-либо отметок белорусских налоговых органов, что также отмечается в Положении.

Для зачета НДС при импорте используют проводки 15 и 41.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Какие доходы хотят освободить от налогов

Предлагают освободить от уплаты налогов матпомощь, которую оказывают родственникам умершего работника, а также матпомощь члену профсоюза в связи со смертью родственника.

До 1 января 2025 года предлагается не облагать налогом доходы, полученные инвесторами-физлицами от участия в инвестиционных фондах, которые зарегистрированы в Беларуси.

От выплаты налогов хотят освободить проценты, которые начисляют за размещение денег на банковских вкладах физлиц, единовременно предоставляемых в безналичном порядке семьям при рождении, усыновлении (удочерении) третьего или последующих детей.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий