Почему казахстан стал основным местом ссылки советских народов

Содержание

Русские немцы и Великая Отечественная война

Крутой поворот в судьбе российских немцев произошел в 1941 году. Немцы стали первым народом страны,который обвинили в измене и обрекли на положение внутреннего врага.

28 августа 1941 г. Президиум ВС СССР принял указ «О переселении немцев,проживающих в районе Поволжья». Постановления правительства определяли районы расселения в Казахстане и Сибири,а также численность переселенцев. Так,в Красноярском крае предписывалось расселить 21450 семей,на Алтае — 27150,в Новосибирской области — 28600,в Омской области — 24300 семей.

Из Поволжья выселили около 450 тыс. немцев. Республику ликвидировали. Затем произошло выселение немцев из Крыма,Украины,Закавказья.

В сентябре 1941 года многие военнообязанные лица немецкой национальности были отправлены с фронта в тыловые части.

С начала 1942 года многих мужчин и женщин немецкой национальности мобилизовали в так называемые рабочие колонны,позже название «Трудармия». Ее расформировали только в 1947 году.

Депортация.

express-k.kz.

Манифесты Екатерины II

В 1762-1763 гг. императрица Екатерина II подписала два манифеста, благодаря которым в России позже появились поволжские немцы. Эти документы позволили иностранцам въезжать в империю, получая льготы и привилегии. Самая большая волна колонистов прибыла из Германии. Приезжающие временно освобождались от налоговых повинностей. Был создан специальный реестр, в который вошли земли, получившие статус свободных для поселения. Если поволжские немцы селились на них, то они могли не платить налоги 30 лет.

Кроме того, колонисты получали ссуду без процентов на десятилетний срок. Деньги можно было тратить на строительство собственных новых домов, покупку скота, продовольствия, необходимого до первого урожая, инвентаря для работы в сельском хозяйстве и т. д. Колонии заметно отличались от соседних обычных русских поселений. В них было установлено внутреннее самоуправление. Государственные чиновники не могли вмешиваться в жизнь приехавших колонистов.

Казахская диаспора и отношение к казахам в Германии

Казахи в Германии немногочисленны – около 3000 человек. Тем не менее это самая крупная казахская диаспора на территории Европы. Большинство переехало в ФРГ еще в начале 90-х годов прошлого века. В основном это выходцы из южных областей республики.

Представители диаспоры – это как высокообразованные люди, сумевшие добиться успеха на новом месте жительства, так и те, кто довольствуется пособием по безработице. Планируя выезд всей семьей в ФРГ, вы можете рассчитывать на уважительное отношение коренных немцев к тем, кто удачно интегрировался: азиаты в стране причисляются к наиболее трудоспособной категории жителей. К акценту местные жители относятся терпимо, считая это изюминкой иммигранта.

О Республике Казахстан в ФРГ знают мало, но живо интересуются культурными особенностями, если представляется такая возможность и с уважением относятся к тем, кто сохраняет свои национальные традиции.

Процветание

Время показало, что эксперимент Екатерины II оказался крайне удачным. Самыми передовыми и успешными хозяйствами в российской деревне стали поселения, в которых жили поволжские немцы. История их колоний представляет собой пример стабильного процветания. Рост благосостояния благодаря эффективному ведению сельского хозяйства позволил поволжским немцам обзавестись собственной промышленностью. В начале XIX века в поселениях появились водяные мельницы, ставшие инструментом мучного производства. Также развивалась маслобойная промышленность, изготовление сельскохозяйственного инвентаря и шерсти. При Александре II в Саратовской губернии уже было больше сотни кожевенных заводов, которые основали поволжские немцы.

История их успеха впечатляет. Появление колонистов дало толчок к развитию промышленного ткачества. Его центром стала Сарепта, существовавшая в современных границах Волгограда. Предприятия для производства платков и материй использовали высококачественную европейскую пряжу из Саксонии и Силезии, а также шелк из Италии.

Возвращение

— Почему вы вернулись в Казахстан?

— Вернулся я в 2002 году, прожив в Германии 3 года. Уезжая туда, в глубине души знал, что вернусь. Германия – хорошая страна для пенсионеров и инвалидов. Для людей деятельных это «болотце», в котором тяжело находится постоянно.

Устал жить в таком режиме. Плюс еще климат неподходящий – солнечные дни в году можно пересчитать по пальцам. Могло бы обернуться депрессией и еще чем похуже. Зато только там я понял, насколько люблю Алматы, наше небо, наши горы. В Казахстане пришлось начинать все с нуля, но о принятом решении я не жалею, ведь здесь у меня родились два сына и я нашел свою любовь.

Я рада тому, как устроилась моя жизнь

Мне всегда хотелось учить немецкий язык, но возможности не представлялось. Я училась в экспериментальном классе, и начиная со второго класса мы изучали английский язык пять раз в неделю. На курсы немецкого языка я пошла только тогда, когда окончила университет. Сейчас у меня уровень А1.

Когда у нас с мужем родился ребенок, мы решили отдать ее в немецкую гимназию. Наша дочь окончила третий класс, и мы вместе с ней учим язык. Моя дочь ходит в общество немцев с трехлетнего возраста. Там есть семейный клуб, проводятся семейные мероприятия, есть хоровая студия. Мы стараемся прививать интерес к родной культуре. 

Нашей семье, а именно мне с братом, повезло, потому что мы жили и живем в среде, где празднуются два Рождества, две Пасхи, Наурыз. Мы соблюдаем как немецкие, так и русские традиции, едим различные блюда как немецкой кухни, так и казахской. 

Я ценю, что в Казахстане приветствуются разные национальности и нет никаких споров. Никто не запрещает мне интересоваться моими корнями или культурой.

Я была в Германии трижды. Могу сказать, что были некоторые сложности с визой, но последняя поездка — в 2017 году прошла на ура. Тогда я, мой муж и дочь ездили на свадьбу сестры. На свадьбе было около 130 человек. Для немцев это много. Примерно то же самое, что у нас на свадьбе присутствовало бы 800 человек.

В целом немцы сдержанные и скрупулезные. У них все спокойно, по-семейному. А действия выполняются четко в определенное время, и никто никого не задерживает. Бизнес семейный и веками передается из поколения в поколение. 

Евгения Гизик, 34 года, родной город — Астана, участник семейного клуба Familie club Общественного Объединения «Общества немцев «Возрождение» города Астаны и Акмолинской области

Мои предки — поволжские немцы. Когда Екатерина II издала манифест, немцы могли основаться в Поволжье в качестве переселенцев.

Мой папа родился в Казахстане в 1959 году в Карагандинской области. Мои дяди также родились в Казахстане. Спустя некоторое время семья перебралась в Атбасар. Там папа познакомился с мамой. Мама наполовину украинка, наполовину белоруска. Бабушка, белоруска, приехала осваивать целину из Белоруссии. Она пережила войну в Белоруссии. То, что дочь выходит замуж за немца, было для нее чем-то немыслимым и неприемлемым. Она была против. Однако родители отвоевали свою любовь, и семьи со временем подружились.

У папы в семье было принято делать все по-немецки. Они соблюдали традиции и обычаи. Их прабабушка говорила с ними исключительно по-немецки. Это продолжалось до тех пор, пока старший брат папы не пошел в школу. Он столкнулся с трудностями, ему было сложно в социуме из-за незнания языка. Тогда в семье стали говорить на русском. И когда мой папа пошел в школу, он уже с такой проблемой не столкнулся. Но раньше по отношению к немцам было много предрассудков. Многие относились к ним негативно из-за национальной принадлежности.

Раньше в самом Атбасаре было много немцев, а за его пределами располагались целые немецкие поселения. Мой дедушка украинец жил в одном из таких поселков, и он хорошо говорил на немецком.

Я также родилась и жила в Атбасаре. Там же окончила школу. В истории нашей семьи был момент, когда все родственники переехали в Германию. В конце 80-х-начале 90-х Германия открыла границы и позволила этническим немцам вернуться на Родину. Первые родственники, которые уехали, сделали это в 1989 году. Комплексно уезжало более десяти семей. Все семьи подали документы, в том числе и наша, но мама не думала о том, что это произойдет так быстро и переезжать нужно будет через год-два. В семье моей мамы двое детей, и ее старший брат, уехав учиться в Россию, обосновался там. Она не решилась уезжать из Казахстана — она не могла оставить родителей одних. Когда пришли документы, мама решила, что она не будет уезжать. Папа ее поддержал, и мы остались в Казахстане. Наши последние родственники уехали в 1993-1994 годах. Мне же хотелось уехать в Германию, потому что не хватало общения с родственниками. Сейчас я понимаю, почему мама приняла такое решение. Я рада тому, как устроилась моя жизнь. Я училась в Астане, десять лет работала в различных банках.

Этнография

Первые добровольные немецкие поселенцы Казахстана предпочитали жить в моноэтничной среде, избегая смешанных браков с русскими, не говоря уже о казахах (как представителях мусульманской веры). Около 65 % переселившихся в Российскую империю и обосновавшихся в Азии немцев принадлежали к евангелистско-лютеранской церкви, вторую большую группу приезжих составляли католики, в меньшей степени было распространено меннонитство.

После депортации немцев в начале Великой Отечественной войны и притока новых поселенцев и депортированных других национальностей, большинство немцев оказалось в этнически смешанном, но преимущественно русскоязычном окружении Казахстана. Поэтому немецкие поколения, выросшие в 1960—1990-х годах, в языковом плане были русифицированы.

Коллективизация

Труд и обычаи поволжских немцев позволили им создать один из самых процветающих российских провинциальных уголков. Ударом по их благосостоянию стали революции и ужасы военных лет. В 20-е наметилось некоторое восстановление, которое приняло наибольшие масштабы во время нэпа.

Однако в 1930 г. по всему Советскому Союзу началась кампания раскулачивания. Коллективизация и уничтожение частной собственности привели к самым печальным последствиям. Были уничтожены самые эффективные и продуктивные хозяйства. Фермеры, владельцы небольших предприятий и многие другие жители автономной республики подверглись репрессиям. В тот раз немцы оказались под ударом наравне со всеми остальными крестьянами Советского Союза, которых сгоняли в колхозы и лишали привычной жизни.

Пополнение Казахстана

Предпосылки создания автономии[править | править код]

Основная статья: Немцы Казахстана

Первые немцы появились в Туркестане в XVIII веке. Они были на службе Российской империи. Массовая крестьянская иммиграция немцев в Туркестан Российской Империи приходится на 90-е гг. XIX века. Уже в 1897 году на территории современного Казахстане проживало 2600 немцев. В 1939 году на территории современного Казахстана проживало 92 тыс. этнических немцев. Появились и немецкие поселения (Келлеровка, Петерфельд, Мариенбург, Пруггерово).

28 августа 1941 году была ликвидирована АССР Немцев Поволжья и началось насильственное переселение её немецкого населения и немецкого населения других регионов СССР в Казахстан и Сибирь. Принятые в 40-е — 60-е годы XX века нормативно-правовые акты не предусматривали возможности возвращения немецкого населения в места прежнего проживания.

Так, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза за период Отечественной войны» отмечал, что

переселение проведено навечно, без права возврата их <чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев, крымских татар и др.> к прежним местам жительства.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1955 года «О снятии ограничений в правовом положении немцев и членов их семей, находящихся на спецпереселении», хотя и снимал ограничения по спецпереселению, но отмечал, что переселенные немцы «не имеют права возвращаться в места, откуда они были выселены». В 1957 году разрешается возвращение на места прежнего жительства многим насильственно переселенным народам и восстанавливаются их ликвидированные ранее автономии, однако в отношении немецкого населения этого не происходит.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1964 года «О внесении изменений в Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года „О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья“» лишь отменяет его в части, содержащей огульные обвинения немецкого населения, но не содержит положений по восстановлению АССРНП или другой какой-либо формы автономии, подчеркивая, что «немецкое население укоренилось по новому месту жительства на территории ряда республики, краёв и областей страны, а районы его прежнего места жительства заселены».

Подобные решения были связаны с политической позицией о невозможности восстановления автономии немцев как «исторически не принадлежащих к коренным народам» и нежеланием властей терять огромную армию дисциплинированного населения с развитой культурой аграрного труда в районах освоения целины. Частичная реабилитация вызвала глухое недовольство неравноправным положением, которое стало приобретать активную форму — уже в 1965 году в Москву посылается делегация с требованием восстановить АССРНП, однако к ожидаемым результатам это не приводит.

Лишь в 1972 году с немецкого населения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1972 года «О снятии ограничения в выборе места жительства, предусмотренного в прошлом для отдельных категорий граждан» снимаются ограничения в выборе жительства. Таким образом в 70-е годы XX века на территории Казахской ССР находилась огромная общность немецкого народа, в большинстве своем состоящая из жителей упразднённой АССРНП, депортированных из оккупированных во время Великой Отечественной войны районов, и репатриированных после окончания войны советских граждан, принимавших германское подданство (лишь около 15 % немецкого населения Казахской ССР были потомками переселенцев, приехавших в Казахстан в годы столыпинских реформ).

Алена Ренер, 21 год, родной город — Астана, студентка, участник молодежного клуба «Диамант» и работник Общественного Объединения «Общества немцев «Возрождение» города Астаны и Акмолинской области по молодежной работе

Моя семья относится к голландским немцам по происхождению. Раньше они жили на границе с Голландией. Потом по приглашению Екатерины II, когда она издавала манифест, они переехали в Россию. Из России во времена Второй мировой войны их отправили в Казахстан. В Казахстане наша семья жила в деревне. Часть — осталась там, другая — переехала в Астану.

Я часто бываю в Германии. Выезжаю на различные семинары, а также по личным причинам. Я общаюсь с большим количеством немцев не только потому, что состою в обществе и молодежном клубе «Диамант». У меня много друзей-немцев, которые живут в других городах Казахстана, в Германии и России. Из-за того, что мы часто организуем различные проекты, у нас появляются площадки для общения и поддержания связи.

Среди сходств между казахами и немцами — преданность традициям и культуре своего народа. Даже мы, живя в Казахстане, поддерживаем традиции своего народа и народа Казахстана. Можно сказать, что мы мультикультурные.

«Этот ваш памятник закидают яйцами»

«В 2010 году я отдыхал в Крыму и увидел там памятник жертвам депортации крымских татар. Я подумал, что не существует еще ни одного монумента, который увековечил бы память о репрессиях в отношении этнических немцев. Как раз в 2011 году должно было исполниться 70 лет со дня депортации.

Я предложил установить памятник и назвать его «Российским немцам — жертвам репрессий в СССР». Представил свой макет, но скульптору Александру Садовскому он не понравился. Он сам родом из Казахстана, жил среди российских немцев — ему эта тема близка. Через полтора месяца он показал нам макет и все пояснил. Стена разделяет то, что было здесь, с неизвестностью, в которую уходит человек, не зная, вернется или нет. А молодой человек возвращается сюда босиком, с распростертыми руками — «я чист, я не помню обид, я хочу жить на земле своих предков».

Памятник «Российским немцам — жертвам репрессий в СССР» в Энгельсе. Фото памятник64.рф

Шло долгое согласование с властями. Тогдашний глава администрации Энгельса Тополь говорил: «Люди будут идти к вечному огню и этот ваш памятник закидают яйцами». А то, что на вечном огне жарят шашлыки — это как?! А глава района Лобанов делал все, чтобы не допустить установки памятника. На тот момент было противостояние между правительством Ипатова и облдумой Радаева: если правительство дало добро и создало координационный совет, то группа Радаева всячески препятствовала и подогревала возмущение среди жителей.

Лобановцы обратились к региональным властям, чтобы те потребовали от нас изменить название памятника. За четыре дня до открытия на стройплощадку приехал председатель комитета общественных связей Авезниязов и потребовал прекратить работы, стереть или отбить плитки с надписью и нанести новые. Тогда мы с Юрием Гааром (тогда он возглавлял национально-культурную автономию немцев Саратовской области) пригласили частное охранное предприятие, запретили — кроме нас с ним — на стройплощадку кого-то еще пускать.

Когда Лобанов узнал об этом, он сказал: я вам этот памятник просто закрою забором с детскими рисунками, а вы против этого ничего не сделаете! За ночь какие-то художники намалевали на щитах непонятно что, и памятник стал невидим с улицы. Эти щиты провисели там до прошлого года, но металлический забор как стоял, так и стоит.

Торжественное открытие памятника состоялось 26 августа 2011 года. Приехало 400 человек. Помню, я стою, разговариваю с сотрудницей Энгельсской администрации — Лобанов и его зам проходят мимо. Последний шипит на сотрудницу: «Я же вам сказал, что мы не будем возлагать цветы! Выбросите их! Выбросите эти цветы!» На трибуне все стояли с цветами, кроме Лобанова.

Это единственный памятник в России, который находится за забором. Это также единственный памятник с платной арендой земли. Нас вынудили — без заключения договора аренды землю не выделяли. В 2016 году на нас направили фискальные органы — долг по аренде перевалил за сто тысяч. А у нашей национально-культурной автономии денег нет. Ну мы, немцы, не торгаши — у нас нет людей, которые торгуют на рынках, держат магазины, к которым можно пойти и попросить: слушай, ну дай. В 2016 году я выступил на круглом столе в присутствии губернатора и поднял вопрос, почему за память о репрессиях в отношении немцев нужно платить. Нам сказали: погасите все долги, возьмите памятник на баланс своей общественной организации, а потом передайте на баланс администрации района. Долг по аренде мы в итоге погасили, деньги нашли. Но денег на переоформление документов взять неоткуда. К тому же возникли бюрократические сложности, связанные с переоформлением автономии в Минюсте. Такой вот маразм. И когда говорят о реабилитации российских немцев, мы имеем в виду и это».

ИА «Свободные новости. FreeNews-Volga»

Гульмира Амангалиева

ОбществоИстория

Жестокие последствия

Естественно, что страшной трагедией была депортация народов в СССР. Причины, условия, результаты и последствия были негативными. Много сил было брошено на репрессии, вместо того чтобы бороться с фашистами. Огромное количество техники и военных занималось депортацией, хотя их не хватало на фронте. Статистика показывает, что более 220 тысяч солдат работали над переселением. С ними сотрудничали и почти 100 тысяч сотрудников различных правоохранительных органов.

Кроме того, репрессии испугали и остальные народности, которые были уверены, что вскоре придут и за ними. Так, под «горячую руку» могли попасть эстонцы, украинцы и карелы. Киргизы также опасались потери своей родной земли, так как ходили слухи, что всех коренных жителей заменят на переселенцев.

Депортация народов СССР и ее последствия привели к тому, что напрочь стирались все рамки национальности. Из-за того что переселенцы попадали в непривычную им среду, коренные жители смешивались с репрессированными. Ликвидировались национально-территориальные образования. Репрессии оставляли огромный отпечаток на образе жизни переселенцев, на их культуре и традициях.

Депортация народов СССР и ее последствия привели к тому, что ныне многие народы воюют между собой, они не в состоянии поделить землю

Важно понимать, что многие причины этого процесса не были оправданы. Нельзя утверждать, что советское правительство принимало справедливые решения, которые помогали бы в ходе Второй мировой войны

Некоторые нации поплатились за свое противостояние власти, немцы же стали жертвой мести из-за Гитлера и его агрессии.

Немцы

Проект создания автономии

На новый уровень осмысление проблем немецкого населения СССР вышло в 1978 году. К этому времени на территории Казахстана проживало 940 тыс. немцев, что составляло 6.6% населения республики. Половина от этого числа считала немецкий язык своим родным.

В августе комиссия в составе Ю. Андропова, И. Капитонова, М. Зимянина, З. Нуриева, Н. Щелокова, Р. Руденко, М. Георгадзе, В. Чебрикова внесла в ЦК КПСС предложение об образовании немецкой автономии. Члены комиссии констатировали: «создавать немецкую автономию в Поволжье считаем нецелесообразным, так как немецкое население здесь фактически не проживает и исторических корней в этом районе не имеет…» и предложили образовать немецкую автономию в форме автономной области на территории Казахской ССР, где в то время проживало более половины советских немцев.

Столицей автономии предлагалось сделать небольшой районный центр Ерментау (Ерейментау). Основной целью создания автономии являлась гражданская реабилитация депортированного немецкого населения Казахстана, его легитимизация в местах компактного проживания. Немаловажным было стремление советских властей закрепить немцев в местах их проживания и не допустить их эмиграции, в особенности это касалось ценных и часто высококвалифицированных специалистов в сельхозсекторе и промышленности Казахстана.

План немецкой автономии тем не менее был хорошо продуман и находился на стадии воплощения, когда в Целинограде 16 июня 1979 года при поддержке региональной администрации Д. А. Кунаева прошли демонстрации, получившие название Целиноградские события 1979 года.

Современность

После падения коммунистической власти поволжские немцы, наконец, получили свободу передвижения. К концу 80-х гг. о жизни в Автономной Республике помнили только старожилы. Поэтому совсем немногие вернулись в Поволжье (в основном в Энгельс в Саратовской области). Немало депортированных и их потомков осталось в Казахстане.

Большая же часть немцев отправилась на историческую родину. После объединения в Германии приняли новую версию закона о возвращении своих соотечественников, ранняя редакция которого появилась еще после Второй мировой войны. В документе оговаривались условия, необходимые для немедленного получения гражданства. Этим требованиям соответствовали и поволжские немцы. Фамилии и язык некоторых из них оставались прежними, что облегчало интеграцию в новой жизни.

Согласно закону, гражданство получали все желающие потомки поволжских колонистов. Некоторые из них уже давно ассимилировались с советской действительностью, но все равно хотели уехать на запад. После того как в 90-е власти Германии усложнили практику получения гражданства, немало российских немцев осели в Калининградской области. Этот регион прежде был Восточной Пруссией и являлся частью Германии. Сегодня в РФ насчитывается около 500 тысяч человек немецкой национальности, еще 178 тысяч потомков поволжских колонистов живут в Казахстане.

При советской власти

Революция 1917 года изменила жизнь всех граждан бывшей Российской империи. Не стали исключением и поволжские немцы. Фото их колоний в конце царской эпохи показывают, что потомки переселенцев из Европы жили в обособленной от своих соседей среде. Они сохранили свой язык, обычаи и самосознание. На протяжении многих лет национальный вопрос оставался нерешенным. Но с приходом к власти большевиков немцы получили шанс на создание собственной автономии внутри советской России.

Желание потомков колонистов жить в собственном субъекте федерации было встречено в Москве с пониманием. В 1918 году, согласно решению Совета Народных Комиссаров, была создана автономная область немцев Поволжья, в 1924 году переименованная в Автономную Советскую Социалистическую Республику. Ее столицей стал Покровск, переименованный в Энгельс.

Предпосылки создания автономии

Первые немцы появились в Туркестане в XVIII веке. Они были на службе Российской империи. Массовая крестьянская иммиграция немцев в Туркестан Российской Империи приходится на 90-е гг. XIX века. Уже в 1897 году на территории современного Казахстане проживало 2600 немцев. В 1939 году на территории современного Казахстана проживало 92 тыс. этнических немцев. Появились и немецкие поселения (Келлеровка, Петерфельд, Мариенбург, Пруггерово).

28 августа 1941 году была ликвидирована АССР Немцев Поволжья и началось насильственное переселение её немецкого населения и немецкого населения других регионов СССР в Казахстан и Сибирь. Принятые в 40-е — 60-е годы XX века нормативно-правовые акты не предусматривали возможности возвращения немецкого населения в места прежнего проживания.

Так, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза за период Отечественной войны» отмечал, что

переселение проведено навечно, без права возврата их <чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев, крымских татар и др.> к прежним местам жительства.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1955 года «О снятии ограничений в правовом положении немцев и членов их семей, находящихся на спецпереселении», хотя и снимал ограничения по спецпереселению, но отмечал, что переселенные немцы «не имеют права возвращаться в места, откуда они были выселены». В 1957 году разрешается возвращение на места прежнего жительства многим насильственно переселенным народам и восстанавливаются их ликвидированные ранее автономии, однако в отношении немецкого населения этого не происходит.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1964 года «О внесении изменений в Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года „О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья“» лишь отменяет его в части, содержащей огульные обвинения немецкого населения, но не содержит положений по восстановлению АССРНП или другой какой-либо формы автономии, подчеркивая, что «немецкое население укоренилось по новому месту жительства на территории ряда республики, краёв и областей страны, а районы его прежнего места жительства заселены».

Подобные решения были связаны с политической позицией о невозможности восстановления автономии немцев как «исторически не принадлежащих к коренным народам» и нежеланием властей терять огромную армию дисциплинированного населения с развитой культурой аграрного труда в районах освоения целины. Частичная реабилитация вызвала глухое недовольство неравноправным положением, которое стало приобретать активную форму — уже в 1965 году в Москву посылается делегация с требованием восстановить АССРНП, однако к ожидаемым результатам это не приводит.

Лишь в 1972 году с немецкого населения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1972 года «О снятии ограничения в выборе места жительства, предусмотренного в прошлом для отдельных категорий граждан» снимаются ограничения в выборе жительства. Таким образом в 70-е годы XX века на территории Казахской ССР находилась огромная общность немецкого народа, в большинстве своем состоящая из жителей упразднённой АССРНП, эвакуированных из оккупированных во время Великой Отечественной войны районов, и репатриированных после окончания войны советских граждан, принимавших германское подданство (лишь около 15 % немецкого населения Казахской ССР были потомками переселенцев, приехавших в Казахстан в годы столыпинских реформ).

Недовольство в среде немецкого населения активно использовалось пропагандистскими службами Западной Европы, стимулирующими немецкое население к возвращению в ФРГ

В 70-е годы ЦК КПСС неоднократно обращает внимание на необходимость противодействовать этим настроениям, предлагая в качестве меры использовать «усиление политико-воспитательной работы среди граждан немецкой национальности».

Депортация гражданского населения

Депортация франко-акадцев

Основная статья: Депортация франко-акадцев

Депортация франко-акадцев — массовая кампания депортации и геноцида французских и франко-акадских поселенцев, проведённая британцами при официальной поддержке властей. Депортация и геноцид затронули франкоязычных жителей бывших французских территорий (Акадия и Новая Шотландия) в Атлантической Канаде, перешедших под юрисдикцию Великобритании. Всего с по по приказу британского губернатора Чарльза Лоренса было депортировано свыше 10.000 человек, более половины из которых погибло в трюмах кораблей, перевозивших их в тюрьмы США (тогда британской колонии) и на Мальвинские острова.

Изначально кампания была прозвана «Великий переполох». Термин депортация стал применяться в более позднее время. Депортация франко-акаденцев

Депортация в СССР

Основные статьи: Депортация народов в СССР, Сталинские репрессии

В СССР депортация была одной из форм репрессий, выступая в качестве своеобразного инструмента советской демографической и национальной политики. Депортации подвергались как отдельные лица, так и целые народы, признанные официальной властью социально опасными.

Депортация народов представляла собой насильственное или принудительное переселение граждан по национальному и социальному признакам в различные районы СССР. В зависимости от причин депортации и экономических потребностей государства места депортации могли быть самыми разнообразными — Сибирь, города Урала, Казахстан, Средняя Азия и другие. Некоторые категории «раскулаченных» могли трудиться и в центральной части России. Большинство депортированных становились спецпереселенцами, лишались многих прав и обязаны были регулярно отмечаться в комендатурах, деньги на содержание которых вычитались из их зарплат. Однако существовали и категории административно высланных, например, корейцам не разрешалось выезжать за пределы Средней Азии и служить в армии, но в остальном они сохраняли права советских граждан.

Наиболее жестокими были депортации военного времени. В 1942—1945 годах депортировались калмыки, немцы, финны, крымские татары, карачаевцы, чеченцы, балкарцы, турки месхетинцы и другие народы, жители территорий СССР, находившихся под оккупацией немцев, граждане стран Восточной Европы, в том числе русские эмигранты, остарбайтеры и т. д. После советизации Маньчжурии в августе—сентябре 1945 года депортации подверглись находившиеся там китайцы, японцы и русские эмигранты..

В 2010-е годы применение термина «депортация» принудительно к советским принудительным миграциям стало подвергаться критике со стороны ученых. Крупный специалист по принудительным переселениям советского периода, доктор исторических наук, Николай Бугай раскритиковал историка Л. Н. Дьяченко за использование таких понятий как «принудительная депортация», депортация «по национальному признаку». Сам Бугай в рецензии 2014 года в отношении этих миграций использует понятие «принудительное переселение».

Бугай не единственный, кто критикует употребление понятия «депортация» применительно к советским принудительным переселениям. Участники международного симпозиума «1937 год: Русскоязычные корейцы — прошлое, настоящее и будущее» (Владивосток, 2017 год) приняли специальную резолюцию, в которой отметили, что термин «депортация» не применим в отношении принудительных переселений народов СССР.

Депортация немцев после Второй мировой войны

Основная статья: Депортация немцев после Второй мировой войны

Процесс принудительной депортации немецкого населения стран Восточной Европы в Германию и Австрию, имевший место в — гг. после поражения Германии во Второй мировой войне. Всего принудительному выселению подверглось около 12-14 млн немцев. Процесс изгнания немцев Восточной Европы сопровождался организованным насилием огромных масштабов, включал в себя конфискацию всего имущества, помещение немецкого гражданского населения в концентрационные лагеря, невзирая на признание депортации преступлением против человечества в статусе международного военного трибунала в Нюрнберге в августе 1945 года.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий