Германская модель экономики

Рынок труда и показатели безработицы

Показатель Значение Период

Минимальная заработная плата

9.35 EUR/час
| 1822.945 USD/месяц
2020

Возраст выхода на пенсию мужчин

65.75 2020

Возраст выхода на пенсию женщин

65.75 2020

Уровень безработицы

4.5 % окт. 2020

Заработная плата

4021 EUR/месяц
| 4899.775 USD/месяц
1 кв./20

Безработица среди молодежи

6 % окт. 2020

Количество трудоустроенного населения

44596 тыс. чел.
| 44.596 млн. чел.
окт. 2020

Изменение числа занятых

-1.4 % 2 кв./20

Уровень занятости населения

75.8 % 2 кв./20

Полная занятость

30460 тыс. чел. 4 кв./19

Количество вакансий

600 тыс. ноя. 2020

Уровень экономической активности

62.6 % 4 кв./19

Реальный прожиточный минимум для семьи

1990 EUR/мес.
| 2242.102 USD/мес.
2017

Реальный прожиточный минимум

1240 EUR/мес.
| 1397.089 USD/мес.
2017

Уровень долгосрочной безработицы

1.1 % 4 кв./19

Частичная занятость

11139 тыс. чел. 4 кв./19

Общая численность безработных

2699 тыс. чел.
| 2.699 млн. чел.
ноя. 2020

Изменение числа безработных

-39 тыс. чел. ноя. 2020

Рост заработной платы

-4.7 % 2 кв./20

Зарплата высококвалифицированных работников

3550 EUR/мес.
| 3999.73 USD/мес.
2017

Зарплата низкоквалифицированных работников

2050 EUR/мес.
| 2309.703 USD/мес.
2017

2.2. Теоретические основы трансформации и основные принципы функционирования германской модели социальной рыночной экономики

Главным идеологом
социальной рыночной экономики является
Л. Эрхард. Он разработал основные принципы
функционирования новой германской
экономики и трансформировал её в
социальную рыночную экономику.

«Теория порядка»
явилась предтечей концепции «социальной
рыночной экономики» . Эту концепцию
Л. Эрхард использовал для послевоенной
экономической трансформации Германии,
когда в стране старый тоталитарный
режим – «централизованно-управляемое
хозяйство» ─ рухнул, а «меновое
(«рыночное») хозяйство» уже успело
породить анархию и «чёрный рынок».
Следовательно, разработанная в 30 – 40-е
гг. ХХ века теория порядка послужила
методологической основой трансформации
действующей системы и созданной
социальной рыночной экономики Германии
.

В Германии 1948 г. в
результате реформы Л. Эрхарда были
созданы предпосылки для трансформации
старой и успешного создания социальной
рыночной экономики, что оказало решающее
воздействие на экономическое и социальное
развитие Германии. Важнейшим элементом
нового порядка должен был стать
конкурентный порядок, призванный
охранять одних от принуждения и силового
воздействия других. При этом значительная
роль отводилась государству, которое
должно определять рамки конкуренции,
устанавливать правила игры и быть
третейским судьёй. Социальная рыночная
экономика сначала была теоретической
концепцией, придуманной в университетских
кругах. Её сила определялась не влиянием
частных интересов, не силой или деньгами,
а позицией благоразумия и убеждённости.

Принципы социальной
рыночной экономики были включены в
Конституцию 1949 г., провозгласившую
неотъемлемость человеческого достоинства,
перечень личных и экономических свобод,
частную, но социально ответственную
собственность и государство, гарантирующее
социальное согласие. Социальная рыночная
экономика представляет собой попытку
объединить свободу на рынке и социальное
выравнивание.

Л. Эрхард предполагал,
что более высокая эффективность рыночной
экономики позволяет «достигнуть наиболее
благоприятного обеспечения потребностей
с точки зрения количества, качества и
уровня цен». Исходя из этой функциональной
взаимосвязи, экономическая политика
Германии именуется также «социальной
рыночной экономикой» .

Впечатляющие
успехи, которых достигла за короткий
срок Германия в экономике и социальной
сфере, в разное время и в разных странах
порождали одни и те же вопросы: «В чём
же секрет столь быстрого рывка? Как
избежать негативных последствий «дикого
капитализма», и в то же время обеспечить
динамичное экономическое развитие? Как
соединить рыночную эффективность и
социальную справедливость? Какую роль
должно играть государство?».

Таким образом,
первый и главный принцип в понимании
Л. Эрхардом природы «социальности»
можно было сформулировать так: рыночная
экономика социальна уже сама по себе.
Постоянная забота о сохранении и
эффективном функционировании рыночных
механизмов – наиболее действенное
средство, используемое государством
для достижения благополучия граждан,
в чём оно напрямую заинтересовано. Это
залог эффективности всей экономической
системы, а следовательно, источник
общественных благ. Таким образом, забота
государства о поддержании и развитии
рынка есть одновременно и важнейшая
составная часть его социальных функций.

Второй принцип
заключается в том, что эффективность
социальной политики государства не
определяется размерами социальной
благотворительности и масштабами
политики государственного перераспределения
– изъять, чтобы затем «социально
распорядится» и вернуть в виде пособий,
дотаций и других социальных услуг.
Большая часть доходов должна оставаться
в руках получателей, а не изыматься в
виде налогов и взносов на социальные
нужды.

Третий принцип
говорит о том, что сферы социального
обеспечения по мере роста общественного
богатства и благосостояния граждан
должны не расширяться, а, наоборот,
сокращаться. Социальная благотворительность
со стороны государства – явление
временное, связанное с бедностью
значительной части населения, неспособной
поддерживать собственное благосостояние.

Государственное регулирование экономики

В экономике Германии государству 
отведены, главным образом, регулирующие
функции в интересах обеспечения 
свободы конкуренции, устойчивости
цен, высокой занятости, внешнеэкономической 
динамики и сбалансированности.

Государственное влияние 
на развитие отдельных отраслей и 
экономики осуществляется с помощью 
инструментов налоговой, кредитно-финансовой, таможенной,
инвестиционной, антимонопольной политики,
а также политики в сфере занятости

Правительство ФРГ основное внимание
уделяет росту экономики и занятости населения

Центральная задача экономической 
политики государства – сокращение
безработицы. Ключ к обеспечению большей
занятости лежит в увеличении объёма инвестиций
и в инновациях, создающих перспективные
рабочие места. Цель – создать большее
количество рабочих мест, открыть перспективы
в сфере занятости.

В целом, в соответствии с 
полученным общим индексом регулирования 
экономики (при значении индекса 0 – 
государство не вмешивается в 
экономику, 100 – государство полностью 
регулирует экономику) Германия (50 баллов),
США (24 балла) и Великобритания (26 баллов).

Правительство ФРГ преследует
цель разгрузить предприятия и граждан 
от излишней бюрократии и связанных 
с ней издержек, высвободив тем 
самым ресурсы для инноваций и инвестиций.

Для решения задач государственной 
экономической политики Правительство 
ФРГ привлекает как государственные 
органы власти (федеральные и земельные 
министерства и ведомства), так и 
общественные организации и объединения
(отраслевые союзы и ассоциации,
торгово-промышленные палаты, институты 
экономических исследований, экспертные
советы и т.д.). В данном случае общественные
организации и объединения выполняют 
посредническую функцию и являются
связующим звеном между государством
и предпринимателями. В качестве
поддержки предпринимателей со стороны 
государства могут служить постоянные
консультации между правительством,
предпринимателями и профсоюзами.

Существует также определённое
влияние государственных контрольных 
органов по вопросу регулирования 
цен, в том числе в области электроэнергии,
пассажирских перевозок, отдельных медицинских
услуг, почтовых услуг и т.п. с определением
верхних и нижних уровней цены. К частично
регулируемым ценам относится и квартплата
в муниципальном секторе, внутренние тарифы
пассажирских перевозок, коммунальные
платежи для жилого муниципального сектора.

Таким образом, цель Федерального правительства 
заключается в том, чтобы улучшить
общие условия для предпринимательской 
деятельности в Германии, в основе
которой должна быть обеспечена свободная 
конкуренция.

Германские транснациональные 
корпорации пятого поколения занимают
ведущие позиции в мировых 
рейтингах, уступая лишь немногим глобальным
конкурентам.

Необходимо отметить, что 
для немецких концернов национальная принадлежность — не
просто данность или формальная характеристика
корпорации, но и своего рода торговая
марка. ”Немецкое качество” — это популярный
бренд, который успешно продается (хотя,
говоря ”сделано в Германии”, производители
несколько лукавят: сегодня большая часть
продукции ведущих ТНК производится за
пределами ФРГ многочисленными филиалами,
размещенными в различных регионах мира).

Принимая во внимание вклад 
ТНК в национальное хозяйство 
ФРГ, важно отметить тенденцию, выявленную
в минувшем году немецкими экспертами:
впервые 30 крупнейших германских концернов,
объединенных индексом котировки акций
DAX, оказались преимущественно в 
руках иностранных инвесторов. Таким 
образом, помимо транснационализации
— переноса за рубеж производственных
и управленческих подразделений, подчиняющихся
головной компании, определяющей национальность
ТНК, сегодня также можно говорить об активной мультинационализации
немецких корпораций — фактическом
объединении капиталов разных наций

Вообще, одна из традиционных
проблем Германии – импортная зависимость по основным видам
сырья.

Становление экономической системы Германии

Современная Германия прошла долгий путь от практически полностью разрушенной страны до одного из сильнейших государств мира, имеющих высокий показатель доходов на душу населения, развитую социальную структуру, высокий уровень жизни населения. После второй мировой войны страна полностью отказалась от идеологии нацизма. Вся инфраструктура была разрушена, люди остались без еды, света и тепла. Кроме того, страна была разделена на две части между союзниками (хотя изначально планировалось разделить ее на 5 небольших государств).

Послевоенное восстановление экономики Германии происходило в пять этапов:

  1. С 1948 по 1965 годы происходило восстановление экономики. Этот этап характеризуется высокими темпами роста макроэкономических показателей в воспроизводственной сфере. Государственной власти удалось удерживать стабильный рост цен, обеспечивать приемлемый уровень занятости, а также укрепить международные отношения с другими странами.
  2. С 1966 по 1979 годы проявляется регулирующую роль государства. Оно действовало в рамках создания социально-ориентированной экономики. То есть, государство взяло на себя обязанности по распределению доходов, соблюдению справедливости.
  3. С 1980 по 1990 годы происходит дальнейшая либерализации экономики. От основного политического курса полной занятости был совершён переход к долгосрочному стратегическому планированию. Постепенно снижалась доля государственного сектора, проводилась приватизация, поэтому уменьшились и социальные расходы. Этот период характеризуется ростом инвестиционной привлекательности Германии.
  4. С 1990 по 2000 годы объединение Германии, вывод войск СССР с ее территории. Проведение мероприятий по выходу из кризиса.
  5. С 2001 года заканчивается восстановление экономики страны после крупного мирового кризиса. Темпы роста замедляются, растет безработица, падает конкурентоспособность экономики Германии.

Замечание 1

За короткий по историческим меркам срок экономика Германии была восстановлена до довоенного уровня, а далее превысила все прежние показатели, что позволило ей стать одной из самых успешных хозяйственных систем за последнее время.

Смешанная модель экономики

Смешанная модель экономики является промежуточной между крайностями чистого рынка и командной экономики. Правительство играет здесь активную роль, способствует стабилизации и росту экономики, обеспечивая ее некоторыми товарами и услугами, которые производятся в недостаточном объеме или вовсе не поставляются рыночной системой, модифицируя распределение доходов и тому подобное. Здесь функционируют мощные экономические организации в виде крупных корпораций и сильных профсоюзов.

Важно подчеркнуть, что частная собственность и опора на рыночную систему, так же, как и общественная собственность и централизованное планирование, не всегда существуют параллельно, одновременно друг с другом. Например, экономика гитлеровской Германии была поставлена ​​под жесткий контроль и ею так же жестко управляли, хотя собственность оставалась частной

Несмотря на то, что в экономике Швеции весомую долю занимает частный сектор, правительство активно участвует в обеспечении экономической стабильности и перераспределении доходов.

Характерные черты смешанной экономики:

  • разумное сочетание характеристик рыночной модели экономики с государственной (с учетом национальных особенностей, направленных на достижение общенациональных целей);
  • высокая социальная защищенность населения;
  • экономическое законодательство — основа экономического порядка;
  • антимонопольная политика, направленная на защиту потребителей;
  • развитие коллективной собственности;
  • престижность квалифицированного труда, ее высокая оплата;
  • комплексная система регулирования экономики, направленная на предотвращение экономических кризисов;
  • широкое развитие науки;
  • умелое использование интеллектуального потенциала;
  • высокая культура труда, новое качество образования и всего образа жизни;
  • широкий спектр политических прав и свобод и др.;
  • стремление к удовлетворению разнообразных потребностей.

Модель национальной экономики

Определение 1

Модель национальной экономики – это модель экономики суверенного государства, развивающейся в рамках стабильных социально-экономических институтов. Если группа стран имеет одинаковые или схожие социально-экономические институты, то такая модель является региональной.

От национальной экономической модели следует отличать переходную экономику, когда национальная экономика находится в состоянии неустоявшихся правил ведения хозяйственной деятельности, когда старые экономические институты разрушены, а новые еще не сложились.

В современной мировой экономике экономические институты разных стран постепенно сближаются, основываясь на парадигме смешанной экономики. Основной идеей такой парадигмы является признание необходимости сочетания централизованных механизмов регулирования и самоорганизации рынка. При этом, признание такой идеи еще не гарантирует эффективность национальной модели экономики.

Для создания эффективной модели национальной экономики, необходимо решать множество проблем, основными из которых являются:

  1. Определение оптимального соотношения государственного регулирования и саморегуляции рынка в различных экономических сферах;
  2. Характер взаимодействия различных акторов централизованного регулирования деятельности.

На развитие региональных и национальных моделей экономики оказывают влияние такие факторы:

  • Объективный потенциал ресурсов, который формирует национальное богатство;
  • Субъективный общественный сознательный или стихийный выбор институтов, формальных и неформальных правил, согласно которым имеющийся ресурсный потенциал будет использоваться.

Национальная экономика государства является продуктом продолжительного исторического развития страны. Для каждой страны характерна своеобразная история, уровень экономического развития, социальные и национальные условия. Поэтому для каждого отдельного государства свойственно наличие собственной модели национальной экономики, которые различаются по особенностям и чертам.

Отраслевая структура германской экономики

Территория страны не обладает какими бы то ни было серьезными запасами природных ископаемых (исключение составляют калийные соли и каменный уголь). Структура германской экономики представлена в основном сферой услуг и отраслями промышленности (рисунок 2).

Рисунок 2. Структура экономики Германии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Германская экономика отличается высокой долей промышленности в структуре валового внутреннего продукта страны. Ее специализацией выступает машиностроение. Помимо этого свое развитие получило производство товаров и оборудования. Кроме того, активно развиваются такие виды промышленности, как:

  • автомобиле- и судо- строение;
  • каменноугольная и химическая промышленность;
  • электротехническое производство.

Основу национальной экономики Германии составляет сфера услуг. В мировом хозяйстве страна специализируется на туризме, финансовых и банковских услугах. Ее отличительной особенностью выступает высокоразвитая инфраструктура внутри государства, в первую очередь это касается транспортной отрасли, которая считается одной из лучших в мире.

В виду центрированного европейского положения транспортная сеть Германии обеспечивает не только потребности собственной высоко развитой экономики, но и обслуживает связи с соседними государствами. Одним из всемирно известных, но не единственных достоинств страны выступают немецкие автобаны. Помимо этого в стране развит железнодорожный и воздушный транспорт. Имеются и собственные морские порты, расположенные в Бремене и Гамбурге.

Что касается сельского хозяйства, то даже несмотря на его незначительную роль в формировании валового продукта, данная отрасль отличается довольно высокой производительностью. По объёмам производства зерна и продукции животноводства Германия уступает лишь Франции, а по производству молока занимает первое место в рамках Евросоюза. Основой отрасли выступает мелкое фермерское хозяйство.

Так или иначе, германская экономика считается одной и наиболее развитых экономик мира.

Показатели торговли

Особенности функционирования смешанной экономики

Как работают механизмы смешанной экономики на практике? Как организована работа хозяйственных систем тех стран, где они задействуются? Эксперты, принимая во внимание тот факт, что национальные модели смешанной экономики в разных странах могут иметь особенности, предполагают, что все же может присутствовать некая общность признаков для хозяйственных систем такого типа. Наиболее универсальными для смешанных экономик разных стран механизмами называют следующие

1. Основная часть промышленной продукции производится крупными корпорациями, которые, однако, конкурируют между собой. Таким образом, экономические процессы, с одной стороны, не рассредоточены, с другой — нет монополии, нет игрока рынка, который бы формировал правила для всех. Форма собственности на такие предприятия принципиального значения не имеет — если даже она не государственная, то бизнесы так или иначе ответственны перед властями в силу обязательств по выплате налогов или взносов на пенсионные счета.

2. Законодательство во многом социально ориентировано. Например, работника фабрики, как правило, нельзя просто так уволить или снизить ему зарплату в сравнении с той, что прописана в контракте. Тем самым закон стимулирует поддержание покупательной способности граждан.

3. Высокая стандартизация и защищенность платежных процедур, а также тех, что обеспечивают защиту контрактов (как правило, это развитая судебная система). Государство в данном случае берет на себя часть обязательств по обеспечению стабильной работы бизнеса, требуя, в частности, от банков строжайшей корректности в выполнении расчетных процедур. Судебная ветвь власти, в свою очередь, гарантирует помощь предпринимателям в урегулировании сложностей в правовом поле. Государство и бизнес подписывают свого рода социальный контракт: первая сторона дает защищенность в ряде ключевых для предпринимателей механизмов, вторая же «платит» за это посредством налогов и найма граждан.

Именно этими тремя признаками характеризуются, как считают эксперты, все основные модели смешанной экономики при всей возможной разнице между ними в плане суверенных механизмов реализации национальной хозяйственной политики.

Показатели ВВП

Современное состояние экономики Германии

За последние годы экономика Германии значительно возросла. Сократилась безработица, постепенно повышается стоимость ВВП, а также спрос на товары немецкого производства.

Особенность современной немецкой экономики состоит в ее зависимости от экспорта, это касается в первую очередь поставок продукции на рынки развивающихся государств – РФ, Китая, Бразилии и т.д. Это позволяет экономике Германии эффективно развиваться в период мирового кризиса, однако, в дальнейшем это же может стать причиной экономического спада.

Современные проблемы немецкой экономики тесно связаны с политикой и заключаются в следующем:

  1. Неравномерность социально-экономического развития отдельных районов Германии. Решение этой проблемы обходится правительству примерно в сто миллиардов долларов ежегодно;
  2. Выход Великобритании из ЕС, что отразилось на ВВП;
  3. Профицит доходов является причиной снижения расходов потребителей внутри страны, что приводит к дисбалансу экономики Германии;
  4. Резкое увеличение численности мигрантов.

Смешанная экономика — плюсы и минусы

Ни одну из современных систем нельзя назвать идеальной. Данный вид экономики имеет как свои плюсы, так и недостатки. Среди плюсов смешанной экономики:

  1. Сочетание экономической эффективности с потребностями населения.
  2. Отсутствие монополии и дефицита, что способно негативно отразиться на государстве.
  3. Социальная ориентированность экономики.
  4. Обеспечение не только экономичного роста, а и развития.

Однако принципы смешанной экономики имеют и свои негативные стороны:

  1. Она, в отличии от традиционной, не способна изжить такие негативные моменты как инфляция, безработица, заметный социальный разрыв между богатым и бедным населением.
  2. Возможный застой производственных фондов.
  3. Ухудшение качества товаров.
  4. Торможение процесса выхода производителей на новые рынки сбыта.

Плюсы смешанной экономики

Большинство экономистов утверждают, что смешанный тип экономики имеет немало преимуществ:

Государство и производители, потребители имеют важное значение в решении основополагающего вопроса экономической системы – что, как, для кого и в каком объеме требуется производить. Это дает такую возможность сочетать экономическую эффективность с удовлетворением потребностей всего населения, что может уменьшить социальное напряжение внутри всего государства.
В системе все сбалансировано и отсутствует монополия, и нет дефицита, который способен расшатать государство изнутри.
Социальная ориентированность экономики, где сочетается сохранение конкуренции, рыночная свобода и защита населения на государственном уровне от не очень добросовестных участников рынка и отрицательных последствий рыночной экономики.
Обеспечивает как экономический рост, так и развитие.

Минусы смешанной экономики

Невзирая на массу преимуществ, называют и недостатки смешанной экономики:

  1. Она не способна искоренить инфляцию, безработицу, разрыв между состоятельным и бедным населением.
  2. Возможное снижение качества товаров и застой производственных фондов.
  3. Торможение выхода производителей на новые рынки сбыта.

2.1. Особенности германской модели рыночно экономики и её трансформационный потенциал

Социально-рыночная
(германская) модель, представляет собой,
социальное рыночное хозяйство, в котором
конкурентный рыночный механизм
дополняется созданием особой социальной
инфраструктуры. Она предусматривает
постоянную поддержку тех, кто испытывает
трудности в нерегулируемом капитализме
(малообеспеченные семьи, безработные,
молодёжь, мелкие и средние фирмы).

Германская модель
близка по своему социально-экономическому
содержанию к японской модели. Отличительными
особенностями германской модели
являются:

1) сильное
государственное воздействие на экономику,
которое проявляется преимущественно
при решении социальных проблем. В
Германии традиционно существуют
значительные социальные обязательства
государства: бесплатная медицина,
образование;

2) Германия
одной из первых ввела в начале 70-х годов
принцип таргетирования (планирования)
основных макроэкономических показателей.
Здесь же был реализован принцип
социального партнёрства, подразумевающий
участие работников предприятия в его
собственности;

3) в немецкой
модели, так же как и в японской, решающая
роль отводится банкам, при этом
центральному банку предоставлена полная
автономия;

4) различие в
уровне заработной платы, как в японской
модели, является незначительным и
составляет двадцатитрёхкратный разрыв
между главой фирмы и служащими .

Сила германской
экономики – высокая конкурентоспособность
производимых товаров и услуг на мировом
рынке – является одновременно и её
слабостью, поскольку ставит экономический
рост в стране в зависимость от колебаний
мировой конъюнктуры. Германская экономика
обладает высоким трансформационным
потенциалом, вызываемым
информационно-технологической революцией.
В Германии изменился подход к цели
экономического роста. Теперь рост уже
не рассматривается как чисто количественное
увеличение ВВП. Экономический рост
должен, помимо материального потребления,
в большей степени способствовать
повышению качества жизни путём создания
лучших условий окружающей среды,
гуманизации рабочего места, лучшей
системы здравоохранения и обеспечения
старости.

В условиях
современной информационно-технологической
революции происходит переход к новому
типу экономической структуры: от
структуры, где преобладал индустриальный
сектор, к структуре, где доминирует
информационный сектор экономики.
Последнее предопределило новую
характеристику политики экономического
роста государства, направленную на
развитие информационной экономики.
Германия в рамках G7
реализует ряд проектов, направленных
на развитие информационной экономики
и более полное использование творческих
потенций человеческого фактора
.

На уровне
макроэкономики эта переориентация
получила свою детализацию в концепции
информационной модели экономического
роста.

2.3 Японская модель

Японская модель
– модель регулируемого корпоративного
капитализма, в которой благоприятные
возможности накопления капитала
сопрягаются с активной ролью
государственного регулирования в сферах
программирования в сферах программирования
экономического развития, структурной,
инвестиционной и внешнеэкономической
политики и с особым социальным значением
корпоративного начала.

Особенность
общегосударственного регулирования в
Японии заключается в использовании
системы социально-экономических планов
и научно-технических программ как
инструментов правительственного
регулирования экономики. Планирование
носит индикативный характер .
Планы социально-экономического характера
не являются законом, а представляют
собой совокупность государственных
программ, ориентирующих и мобилизующих
звенья структуры экономики на достижение
общенациональных целей.

Планы-прогнозы,
во-первых, дают представление о наиболее
вероятных путях развития национальной
экономики, во-вторых, показывает проблемы,
с которыми могут столкнуться правительство
и деловые круги внутри страны и за ее
пределами, в-третьих, обосновывают
рекомендации, как решать эти проблемы.

Цель таких
планов-прогнозов заключается в том,
чтобы дать правительству и предпринимательским
кругам общую ориентировку, рекомендации
для руководства экономическим и
социальным развитием различных отраслей
народного хозяйства и регионов страны.

Стратегию развития
экономики определяют управления и
министерства совместно с Министерством
финансов. Министерство финансов
осуществляет контроль за выполнение
государственного бюджета и контролирует
всю систему финансов.

Детальные планы
для всех отраслей промышленности
разрабатывает Министерство внешней
торговли и промышленности. Для разработки
этих планов изучается статистика,
конкурентоспособность продукции, спрос
и предложение. На основании данных
делается детальный научный анализ и
прогноз по каждой отрасли и экономики
страны в целом.

Правительство
концентрирует свои ресурсы в основном
на получении принципиально новых знаний,
т.е. на фундаментальных исследованиях,
и обеспечивает подготовку
высококвалифицированных специалистов.

Вторая особенность
общегосударственного регулирования
состоит в том, что основным средством
достижения социально-экономических
целей является технологическое развитие,
ориентированное на отраслевую структуру
промышленности в зависимости от
конкурентоспособности продукции на
мировом рынке.

Денежные показатели

Показатель Значение Период

Процентная ставка по кредиту

1.99 % окт. 2020

Золотые резервы

3362 тонн 3 кв./20

Межбанковская процентная ставка

-0.52 % ноя. 2020

Процентная ставка

% дек. 2020

Объём кредитования частного сектора

1599 EUR млрд.
| 1948.455 млрд. USD
1 кв./20

Денежная масса M1

2596 EUR млрд.
| 3163.346 млрд. USD
окт. 2020

Денежная масса M2

3407 EUR млрд.
| 4151.587 млрд. USD
окт. 2020

Денежная масса M3

3429 EUR млрд.
| 4178.395 млрд. USD
окт. 2020

Баланс центрального банка

2293 EUR млрд.
| 2794.127 млрд. USD
авг. 2020

Прямые иностранные инвестиции

9675 EUR млн.
| 11.789 млрд. USD
окт. 2020

Кредитование частного сектора

3223863 EUR млн.
| 3928.426 млрд. USD
окт. 2020

Что такое смешанная экономика?

Благодаря смешанной экономике, предприниматели и даже физические лица могут принимать независимые решения в сфере финансов. Их автономия ограничивается тем, что общество, либо государство имеет приоритет в данных финансовых вопросах. Смешанная экономика – это система, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов, материальных благ в стране.

Зачастую идеи смешанной экономики лояльны к демократичному социализму. В рамках данной системы государство и частные предприятия, а также разные корпорации способны управлять производственными средствами, заниматься перемещением товаров, производить сделки купли-продажи, принимать на работу и увольнять сотрудников, фактически являясь равноправными игроками на рынке.

Американская модель национальной экономики

Американская либеральная модель национальной экономики занимает ведущую позицию в мире. Американская экономическая модель представляет собой систему глобального поощрения деятельности предпринимателей, повсеместное обогащение самой активной части общества. Малообеспеченным группам населения предоставляются льготы и пособия для обеспечения приемлемого уровня жизни.

Государство в американской экономике постоянно поощряет предпринимательские активности и создает благоприятные условия для ведения бизнеса.

Частная собственность в данной модели занимает большую часть, при этом собственность государства составляет всего лишь несколько процентов от всего объема фондов производства. В национальной экономической модели США государственному сектору принадлежат:

  • Производственная инфраструктура;
  • Образовательные учреждения;
  • Электростанции;
  • Здравоохранение.

Государство вмешивается в экономику только с помощью косвенных методов. Социальная поддержка предоставляется только тем лицам, которые опустились за черту бедности, а состоятельные граждане получают социальные услуги на платной основе.

Цель внутренней экономической политики в США состоит в поддержании справедливой конкуренции и достаточно высокого уровня производства, именно поэтому антимонопольная политика США является одной из самых жестких.

К основным особенностям американской модели относятся:

  • Активная государственная поддержка предпринимательства;
  • Минимальное государственное вмешательство в экономику;
  • Частный сектор занимает доминирующее положение в обществе и экономике;
  • Низкая государственная доля в перераспределении ВВП;
  • Высокий уровень трудовой этики населения.

Все перечисленные особенности являются основой американской модели национальной экономики, однако в последние годы появляются новые характеристики, которые усиливают экономическую модель:

  • Переход к диверсифицированной форме производства;
  • Повышение наукоемкости отраслей экономики;
  • Увеличение значения информации;
  • Повышение роли сферы услуг.

Показатели инфляции

Заключение

Нередко можно
слышать, что стремление измученного голодом и обнищавшего населения к
возрождению, трудолюбие и прилежность немцев, иностранная помощь, в особенности
план Маршала, и прочие содействовавшие экономическому развитию ФРГ факторы не
без влияния иных политико-экономических структурных признаков обусловили
соответствующий экономический рост.

Все эти факторы
сыграли в экономическом возрождении действительно определяющую роль. Но этот
подъем стал возможным еще потому, что в ФРГ были обеспечены важные предпосылки
роста: в стране имелись прилежные высокодисциплинированые рабочие, обладавшие
организационными способностями, вооруженные техническими и трудовыми навыками.

Хотя
экономическому возрождению ФРГ способствовал ряд политических, экономических и
социальных факторов, все же следует признать, что экономические свободы,
которые социальное рыночное хозяйство предоставляет предпринимателям,
работавших по найму и потребителям, в большей степени стимулировали и
раскрывали индивидуальное желание работать, готовность к труду, к проявлению
инициативы, прилежность и способности, чем иные экономические структуры с
меньшим набором экономических свобод. Следует отметить, что конкуренция
повышала производительность труда, заставляла выпускать высококачественные
товары, содействовала рационализации, гарантировала способствующий росту
удельный вес чистых капиталовложений.

При прочих равных
условиях социальное рыночное хозяйство обеспечило большой технический,
цивилизованный, экономический и социальный прогресс.

В целом высокой
оценки заслуживают усилия парламента и правительства в области наведения
экономического порядка. Примером налаживания развития экономики может служить
объем и характер регенерации ФРГ в европейскую и мировую экономику.

Таким образом,
введение модели социально ориентированной рыночной экономики в Германии в конце
40-х годов способствовало возрождению ее экономики и стабилизации народного
хозяйства в настоящее время.

Высокая
квалификация рабочих, производительность труда, высокое качество производимых
товаров – очень весомые аргументы в пользу благоприятных экономических
перспектив объединенной Германии.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий