Как признать непризнанные республики

Непризнанные государства

  1. Приднестровская Молдавская Республика (c 1990) — непризнанное государство, провозглашённое на части территории Молдавской ССР. Власти ПМР считают республику правопреемницей Молдавской АССР, существовавшей с 1924 до 1940 в составе Украинской ССР, несмотря на то, что бывшие границы МАССР и настоящие границы ПМР не совпадают. Приднестровская Молдавская Республика не признана ни одним государством, имеющим широкое международное признание, однако её признали Абхазия и Южная Осетия.
  2. Нагорно-Карабахская Республика (c 1991) — непризнанное государство, провозглашённое в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), а также прилегающего к ней бывшего Шаумяновского района Азербайджанской ССР, в данных границах являлось анклавом внутри Азербайджанской ССР.
  3. Сомалиленд (с 1991). Находится на северо-западе Сомали. В мае 1991 года северные кланы провозгласили Независимую Республику Сомалиленд, включавшую в себя 5 из 18 административных регионов Сомали. Продолжает отстаивать свою независимость.
  4. Пунтленд (с 1998). Планировал войти в состав федеративного Сомалийского государства, до 2010 года являлся основной его опорой в борьбе с радикальными исламистами.
  5. Джубаленд (1998—1999, с 2011). Планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства. По состоянию на 2008 год находился под контролем Временного сомалийского Федерального правительства лишь номинально. В начале 2011 года на севере Джубаленда фактически утвердилось новое правительство, союзное Переходному федеральному правительству и противостоящее Аш-Шабаабу.
  6. Галмудуг (с 2006). Планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства; не упоминается в англоязычной прессе с декабря 2006 года.
  7. Химан и Хеб (с 2008). Планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства.
  8. Авдаленд (с 2010). Считает себя независимым от Сомалиленда (провозгласив себя автономным государством в Сомали), планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства.
  9. Азания (с 2011). Создана в апреле 2011 года в части Джубаленда, граничащей с Кенией. Планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства; по некоторым данным — уже признана Кенией.
  10. Аль Сунна Уаляма’а (ASWJ) (с 1991)
  11. Джамаат Аш-Шабааб (с 2004)
  12. Государство Ва (с 1989).
  13. Государство Шан (с 1996).
  14. Исламский эмират Абьян в Йемене (с 2011).
  15. Исламский эмират Шабва в Йемене (с 2012).
  16. Вазиристан в Пакистане (с 2006).
  17. Демократическая Республика Бакасси в Нигерии (с 2012)
  18. Исламское государство Азавад в Мали (с 6 апреля 2012).
  19. Султанат Сулу в Малайзии (c 17 ноября 2010).
  20. Народная республика Нагалим в Индии.
  21. Силенд
  22. Республика Хау Пакумото (с 19 января 2010) на острове Муреа, Французская Полинезия.
  23. Республика Мурраварри в Австралии (c 30 марта 2013).
  24. Народная Республика Эуахлаи – Квинсленд, Австралия с 3 августа 2013 года.
  25. Республика Банксаморо в Филипинах. Фронт национального освобождения Моро провозгласил независимость Бангсаморо 12 августа 2013 года в Талипао, Сулу и объявил столицей Бангсаморо город Давао.
  26. Сирийский Курдистан или Западный Курдистан. 12 ноября 2013 года, «Демократический союз» – крупнейшая курдская партия Сирии – объявила о планах по созданию переходного правительства в курдских районах на северо-востоке страны. Иракский Курдистан не признаёт автономию сирийских курдов.
  27. Исламское государство Фалуджа в Ираке. Военная групировка Исламское государство Ирака захватила город Фалуджа и 3 января 2014 года провозгласила независимость.

Свойства непризнанных и частично признанных государств

Прежде всего, непризнанные и частично признанные государства имеют территорию, границы которой суть пределы, в которых осуществляется власть правительства. Границы этой территории не обязательно должны быть «окончательно урегулированными», однако эти границы (во всяком случае, их статус) являются спорными в одном фундаментальном аспекте: поскольку государственность этих политий не признаётся, соответственно и их границы не признаются в качестве законного и легитимного разграничения с другими государствами, напротив, территория непризнанных и частично признанных государств широко рассматривается как неотъемлемая часть международно признанных государств.

Кроме того, непризнанные и частично признанные государства имеют население. При этом, с одной стороны, распространено мнение что само по себе наличие на определённой территории населения не является достаточным и правительство самопровозглашённого государства должно прийти к власти на основе «местного потенциала» и «иметь народную поддержку» (хотя этот критерий не постулирует ни поддержку отделения всем населением территории ни наличие в самопровозглашённом государстве демократического строя). С другой стороны, встречается мнение что вопрос о поддержке населением отделения от большой страны «носит больше политический чем правовой характер».

Правительства непризнанных и частично признанных государств вполне могут соответствовать критерию эффективности в вопросе контроля над своей территорией и её населением, однако их право управлять также не признаётся, что прямо вытекает из непризнания их заявленной государственности; имея фактическую, «эмпирическую» государственность спорное государство не имеет предоставляемой внешним признанием «юридической государственности». По определению спорным является суверенитет (независимость) непризнанных и частично признанных государств. Как правило, они имеют полный внутренний суверенитет, вывели себя из «внешнего» конституционного поля и закрепили эту независимость в своих конституциях, но международно признанные государства оспаривают их право создавать и поддерживать собственные институты власти, отдельные от исходных государств..

Кроме того, зачастую требование «эффективности» сопряжено не просто со способностью самопровозглашённого правительства контролировать свои дела, но с тем, чтобы именно оно действительно это и делало, то есть обладало реальной независимостью. Отсутствие таковой (чаще всего в случае создания самопровозглашённого правительства в результате внешней агрессии, но также и в других случаях марионеточного государства или предоставления «бывшей» метрополией мнимой независимости территории, при которой «прежний» суверен реально сохраняет над ней свою власть), как указано , является существенным препятствием для признания территории независимым государством.

Непризнанные и частично признанные государства обычно имеют способность и стремление вступать в стандартный набор взаимоотношений с полноправными государствами, однако те своим непризнанием не дают им возможности для полноценного участия в таковых.

Непризнанность государства может проявляться не только в дипломатической плоскости: известен случай, когда суд другого государства при вынесении решения исходил из того, что непризнанное государство юридически не существует, что привело к соответствующей логике при разборе вопроса, который касался исключительно отношений между хозяйствующими субъектами. Паспорта непризнанных государств также, как правило, не являются документами, позволяющими посещать государства-члены ООН. В то же время известны случаи, когда, не признавая независимости, признанное государство признаёт отдельные документы, выдаваемые в соответствии с законодательством непризнанного государства, включая паспорта, а также правосубъектность зарегистрированных там юридических лиц.

Готовые к конфедерации

Когда я общался с обычными жителями Кипра — и турками, и греками — в декабре 2018 года, они говорили, что хотели бы жить в единой стране. А лучший способ решить проблему разделенного острова, по их мнению, — создание конфедерации, куда войдут турецкая и греческая части. «Мы готовы объединиться. Война на острове между турками и греками была в 1974 году. Уже родилось несколько поколений, которые не помнят этой войны. То есть можно спокойно и без травм для жителей острова сделать обе его части единым государством», — так рассуждал в разговоре со мной 60-летний грек-киприот Василис. А пока нет конфедерации, на острове существует общепризнанная республика Кипр и признанная лишь Турцией Турецкая Республика Северный Кипр.

Туристка с ребенком смотрят с греческой стороны на линии заграждения в сторону турко-киприотского военного поста (Никосия, Кипр)
Petros Karadjias/AP/TASS

В последние годы переход через границы этих государств очень сильно упростился при условии, что вы попадаете туда через греческую часть. На погранпереходах лишь проверяют отметку о въезде на Кипр — никаких других процедур. Но если вы попали через Северный Кипр, то в греческую часть вас гарантированно не пустят. Не пускают туда также и граждан Турции. Если сравнить с 1990-ми, когда граница была наглухо закрыта, а при попытке пересечь ее пограничники стреляли боевыми патронами, то либерализация налицо. Однако остается внушительная полоса так называемой «зеленой зоны», охраняемой миротворческими силами ООН, и район Вароша, бывшая греческая часть города Фамагуста, которую контролируют турецкие военные. Туда желающим не попасть — это закрытые для свободного посещения территории. Но если все же удается туда проникнуть, то можно увидеть замершую с 1974 года жизнь; тогда на остров вторглись турецкие войска и оккупировали северную часть, а затем пришли миротворцы ООН и создали буфер между двумя этническими общинами.

Республика Северного Кипра — на сегодня самое «старое» непризнанное государство Европы. В конце 2000-х годов вроде бы появились перспективы по объединению греков и турок: новый президент греческой части, избранный в 2008 году социал-демократ Димитрис Христофиас, объявил о намерении решить конфликтную ситуацию путем образования конфедерации. Для этого он проводил переговоры со своим коллегой, на то время президентом Северного Кипра Мехметом Али Талатом; встреча в подобном формате проходила впервые после провозглашения Турецкой Республики. Правда, еще одним важным заявлением Христофиаса было обещание «выкинуть» с острова две британские военные базы. Кстати, именно с этих военных баз британская авиация впоследствии летала бомбить ИГ* в Сирии. В итоге конфедерация не сложилась, а популярный в народе Христофиас решил не баллотироваться на второй срок. В народе распространена версия, что на него надавили именно из Лондона. И греки, и турки убеждены, что объединение острова более всего задевает интересы британцев, так как необходимость их военного присутствия на острове обосновывается тем, что они гарантируют мир между северной и южной частями. Некогда Кипр был колонией Великобритании, и против ее владычества турки и греки боролись сообща. Но есть и еще один противник объединения — армия континентальной Турции. Если остров объединится, то неизбежно возникнет вопрос компенсации того урона, который турецкая армия нанесла грекам-киприотам во время вторжения 1974 года. Поэтому даже турки-киприоты говорят, что при их жизни остров не станет единым. Впрочем, ситуация с переходом из северной части острова в южную уже упростилась — это факт.

Термин «непризнанные республики»

Сначала о термине «непризнанные республики». Эти республики иногда несколько пренебрежительно именуют самопровозглашенными. Но ведь любая страна — это изначально самопровозглашенное государственное образование. Поэтому сразу оговоримся, что этот термин употребляется здесь лишь для постановки проблемы.

Сообщается, что по итогам межпарламентских переговоров в Цхинвале были подписаны двусторонние межпарламентские соглашения с Абхазией и меморандумы о сотрудничестве с законодательными органами Донецкой и Луганской республик.

«Наши взаимоотношения на официальном уровне начались с момента признания независимости Донецка. Мы знаем, какая ситуация складывается у вас, и та борьба, которая идет в Донецкой народной республике за свое место под солнцем, за свое будущее, стойкость людей вызывают уважение», — сказал председатель парламента Южной Осетии Анатолий Бибилов после подписания меморандума с ДНР.

В октябре в Сухуме планируется очередное заседание межпарламентской ассамблеи, куда входят парламенты Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья и Нагорного Карабаха в качестве ассоциированного члена. Глава парламента Донецкой республики Денис Пушилин сказал, что совместная работа поможет Южной Осетии и ДНР в достижении своих целей.

По его словам, парламент ДНР хочет перенять опыт и строить законодательную базу, отражающую, в первую очередь, интересы граждан самопровозглашенных республик. Так не пора ли ставить вопрос о содружестве непризнанных республик и их совместных действиях по позиционированию на международной арене?

«Это идея не новая, она возникла еще до конфликта на Украине, — рассказывает Правде.Ру Константин Затулин, директор Института стран СНГ. — Он пояснил, что в свое время была создана межпарламентская ассамблея СНГ — союза непризнанных государств, но это взаимное сотрудничество было заморожено в результате событий 2008 года, после которых Абхазия и Южная Осетия были признаны Российской Федерацией».

По мнению эксперта, то, что сейчас происходит, — это реинкарнация этой идеи в более широком формате — с участием Нагорного Карабаха, ЛНР и ДНР. У этих государств схожие проблемы признания, они демонстрируют солидарность и так далее, но не только.

«Возможны определенные экономические, культурные программы. А может быть и военная помощь. Не обязательно официальная, но и неофициальная помощь может быть», — заметил Константин Затулин.

Урегулирование ситуаций в непризнанных республиках — это главная задача России (и не только) из-за опасения за свои рубежи, но и потому, что все мы раньше жили в одном государстве, а Россия является его правопреемницей. За последнее время прошло множество раундов переговоров по урегулированию ситуации на Донбассе, подписаны соответствующие документы. Однако число жертв продолжает расти и, по данным ООН, уже превысило 9 тысяч человек.

Процесс признания государств

Международная правовая основа отношений непризнанных государств между собой и мировым сообществом закладывается стихийно. В связи с чем по предложению экспертов процесс «признания» республик следует рассматривать в трехзвенной формуле: де-факто, де-юре, дипломатическое признание. Чаще всего это не просто звенья, но шаги, которые проходят вновь создаваемые государства.

Первый шаг – де-факто – означает, что конкретная страна объявила о своей независимости и соответствует всем характеристикам государства в международном праве.

Второй шаг – де-юре. В этом плане признанные державы могут иметь двусторонние отношения с различными государствами, при этом второй стороной могут являться непризнанные республики. России и другим странам мира это явление знакомо. Например, в XX веке США узаконили отношения с Тайванем в одностороннем порядке, издав специальный закон.

Третий шаг представляет собою заключение официальных межгосударственных отношений посредством консульств и посольств. Это высшая степень международного признания созданных государств.

Роль непризнанных государств в международных отношениях

Современные непризнанные республики не только имеют место быть в документации самих основателей, но также поддерживают определенные взаимоотношения с признанными государствами или другими непризнанными образованиями.

В этом плане нужно понимать, что на высшем дипломатическом уровне некоторые страны могут быть непризнанными, но в то же время их правительства могут вести сотрудничество с другими государствами. Также могут развиваться экономические торговые взаимоотношения. Немаловажным моментом является сотрудничество в сфере образования.

Абсолютно все эти межгосударственные связи основываются на определенных нормативно-правовых актах, распоряжениях, указах и соглашениях.

Частично непризнанные государства

Частично непризнанные государства, контролирующие часть территории, на которую претендуют

  1. Республика Косово — согласно конституции Сербии, входит в состав этого государства как Автономный край Косово и Метохия. На основании резолюции 1244 Совета Безопасности ООН находится под международным управлением. В 2008 году косовские власти провозгласили независимость, которая к настоящему времени признана 106 государствами-членами ООН, а также Тайванем и Мальтийским орденом. Власти Республики Косово фактически не контролируют её северную часть, населённую сербами.
  2. Государство Палестина в настоящее время признаётся 134 государствами-членами ООН и САДР. Является государством-наблюдателем в ООН. Разделено на две не имеющие общей границы части: Сектор Газа, контролируемый организацией ХАМАС, и Западный берег реки Иордан, частично управляемый Палестинской национальной администрацией (ПНА). Согласно Соглашениям в Осло (1993), между Израилем и ООП, была создана ПНА, которой был передан административный контроль над Сектором Газа и частью Западного берега реки Иордан, а вопросы обеспечения безопасности остались за Израилем. После ухода Израиля из Сектора Газа в 2006 году руководство ПНА утратило власть в секторе, который был захвачен организацией ХАМАС (победившей в том же году на парламентских выборах в автономии), признанной в ряде стран террористической.

Государства — члены ООН, не признаваемые некоторыми другими государствами

  1. Армения не признаётся Пакистаном. Высокопоставленные пакистанские чиновники объясняют это поддержкой Азербайджана в Нагорно-Карабахском вопросе.
  2. Израиль не признаётся большинством арабских и мусульманских государств (сейчас 21, отношения с 8 государствами приостановлены), а также КНДР.
  3. Кипр не признаётся Турцией.
  4. Китайская Народная Республика не признаётся государствами, признающими Китайскую Республику.
  5. КНДР не признаётся Республикой Корея, Японией, Францией и Эстонией.
  6. Республика Корея не признаётся КНДР.
  7. Сирия не признаётся 20 государствами и Лигой арабских государств.

Шаги по стабилизации ситуации в непризнанных республиках

Первый шаг по стабилизации обстановки вырисовывается четко — это признание «самопровозглашенных» республик постсоветского пространства. Второе — это активизация деятельности этих государств, их кооперация и взаимопомощь. Так, Южная Осетия признала ДНР и ЛНР, и это позволяет вести банковские операции, даже торговлю через страны, которые признали Южную Осетию. А таких немало — семь.

Третье — это постепенная экономическая интеграция, переход на законодательную базу, финансовую систему матричного государства, паспортизация населения. Это не новость, это делают сегодня Венгрия в Закарпатье, Румыния в Молдавии.

Чевертое — это воссоединение разделенных народов, подчеркнем — не стран, а народов: армянского, русского, осетинского. Для этого нужны референдумы, чтобы на них было много наблюдателей. Если уже был лет 20 назад — повторить. Надо, чтобы к нему шумно и долго готовились, что называется, подготавливали общественное мнение.

Что касается матричных стран — России и Армении, то там тоже надо провести «консультационные референдумы», которые Каталония проводит регулярно. Пояснить людям, что они приобретут, а что потеряют. Что важнее — падение уровня жизни или благодарность потомков? Каталонцев, например, не пугает выход из Евросоюза.

Чем больше это будет обсуждаться (даже если воссоединение не будет реализовано), тем лучше. Возьмем спор по Фольклендам. Аргентина создала даже министерство по этим спорным территориям с Великобританией, и каждый год ставит вопрос о суверенитете над ними на обсуждении в ООН и других международных организациях.

Какая бы власть ни пришла — этот вопрос не снимается с повестки дня. В итоге лидер лейбористов Джереми Корбин признал, что надо вводить «совместное управление», и это при том, что население архипелага хочет оставаться заморской территорией королевства.

И, наконец, пятый пункт, прежде чем осуществлять четвертый

Очень важно постоянно вести дипломатический диалог на уровне ООН. Ссылки на нерушимость границ в Европе по Хельсинскому соглашению 1975 года не так уж очевидны

Надо иметь в виду, что страны, подписавшие Заключительный акт, постановили, что он не подлежит регистрации на основании статьи 102 Устава ООН. Поэтому он не рассматривается как международный договор и надо возвращаться к верной интерпретации права на «равноправие и самоопределение народов».

Если бы Россия была так же слаба в военном плане, как Югославия, то Запад давно уже применил бы к ней опробованные там схемы. У многих западных политиков России «чесались руки» признать независимость Ичкерии. Они не погнушались бы злоупотребить и формулой «самоопределения», несмотря на массированную интервенцию  боевиков-террористов, а также зарубежные финансовые вливания в чеченский сепаратизм.

Так отчего же Россия должна теперь потакать этим  силам и  бояться «осуждения мирового сообщества»? Это не страшно (и даже выгодно), как мы видим после двух лет введения санкций. Хуже гораздо если вокруг России будет полыхать война.

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в или в

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во , Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках…

История

На политической карте мира уже давно существуют государства, которые признаются не всеми странами мира (с точки зрения дипломатии), но при этом имеют все признаки независимости. Примером одного из первых непризнанных государств современной дипломатии можно назвать Манчжоу-Го, созданное Японией в 1932 году на территории Китая.

После окончания Второй мировой войны во всех уголках планеты начинают возникать республики, непризнанные или частично признанные мировым сообществом. К ним относились бывшие колониальные владения метрополий, расположенные в основном в Африке и Азии.

Самый большой в количественном плане рост непризнанных государств начался в 90-х годах XX века. С этого времени они могут называться «непризнанными», «странами де-факто», «отделившимися», «самопровозглашенными» и т. д.

Признанные госдарства мира

ВНИМАНИЕ!!! по мере появления информации о госдарстве, будет работать ссылка!!!

  • Австралия
  • Австрия
  • Азербайджан
  • Албания
  • Алжир
  • Ангола
  • Андорра
  • Антигуа и Барбуда
  • Аргентина
  • Армения
  • Афганистан
  • Багамские Острова
  • Бангладеш
  • Барбадос
  • Бахрейн
  • Беларусь
  • Белиз
  • Бельгия
  • Бенин
  • Болгария
  • Боливия (Многонациональное Государство)
  • Босния и Герцеговина
  • Ботсвана
  • Бразилия
  • Бруней-Даруссалам
  • Буркина-Фасо
  • Бурунди
  • Бутан
  • Бывшая югославская Республика Македония
  • Вануату
  • Ватикан
  • Венгрия
  • Венесуэла (Боливарианская Республика)
  • Вьетнам
  • Габон
  • Гаити
  • Гайана
  • Гамбия
  • Гана
  • Гватемала
  • Гвинея
  • Гвинея-Бисау
  • Германия
  • Гондурас
  • Гренада
  • Греция
  • Грузия
  • Дания
  • Демократическая Республика Конго
  • Джибути
  • Доминика
  • Доминиканская Республика
  • Египет
  • Замбия
  • Зимбабве
  • Израиль
  • Индия
  • Индонезия
  • Иордания
  • Ирак
  • Иран (Исламская Республика)
  • Ирландия
  • Исландия
  • Испания
  • Италия
  • Йемен
  • Кабо-Верде
  • Казахстан
  • Камбоджа
  • Камерун
  • Канада
  • Катар
  • Кения
  • Кипр
  • Кирибати
  • Китай
  • Колумбия
  • Коморские Острова
  • Конго
  • Корейская Народно-Демократическая Республика
  • Коста-Рика
  • Кот-д’Ивуар
  • Куба
  • Кувейт
  • Кыргызстан
  • Лаосская Народно-Демократическая Республика
  • Латвия
  • Лесото
  • Либерия
  • Ливан
  • Ливийская Арабская Джамахирия
  • Литва
  • Лихтенштей
  • Люксембург
  • Маврикий
  • Мавритания
  • Мадагаскар
  • Малави
  • Малайзия
  • Мали
  • Мальдивские Острова
  • Мальта
  • Марокко
  • Маршалловы Острова
  • Мексика
  • Микронезия (Федеративные Штаты)
  • Мозамбик
  • Монако
  • Монголия
  • Мьянма
  • Намибия
  • Науру
  • Непал
  • Нигер
  • Нигерия
  • Нидерланды
  • Никарагуа
  • Новая Зеландия
  • Норвегия
  • Объединенная Республика Танзания*
  • Объединенные Арабские Эмираты
  • Оман
  • Пакистан
  • Палау
  • Панама
  • Папуа-Новая Гвинея
  • Парагвай
  • Перу
  • Польша
  • Португалия
  • Республика Корея
  • Республика Молдова
  • Российская Федерация
  • Руанда
  • Румыния
  • Сальвадор
  • Самоа
  • Сан-Марино
  • Сан-Томе и Принсипи
  • Саудовская Аравия
  • Свазиленд
  • Сейшельские Острова
  • Сенегал
  • Сент-Винсент и Гренадины
  • Сент-Китс и Невис
  • Сент-Люсия
  • Сербия
  • Сингапур
  • Сирийская Арабская Республика
  • Словакия
  • Словения
  • Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии
  • Соединенные Штаты Америки
  • Соломоновы Острова
  • Сомали
  • Судан
  • Суринам
  • Сьерра-Леоне
  • Таджикистан
  • Таиланд
  • Тимор-Лешти
  • Того
  • Тонга
  • Тринидад и Тобаго
  • Тувалу
  • Тунис
  • Туркменистан
  • Турция
  • Уганда
  • Узбекистан
  • Украина
  • Уругвай
  • Фиджи
  • Филиппины
  • Финляндия
  • Франция
  • Хорватия
  • Центральноафриканская Республика
  • Чад
  • Черногория
  • Чешская Республика
  • Чили
  • Швейцария
  • Швеция
  • Шри-Ланка
  • Эквадор
  • Экваториальная Гвинея
  • Эритрея
  • Эстония
  • Эфиопия
  • Южная Африка
  • Ямайка
  • Япония

Последний осколок СССР

Приднестровье — самый успешный пример существования непризнанного государства на территории бывшего Советского Союза. По символике и формату существования оно напоминает Белоруссию: уверенная авторитарная власть с советскими декорациями. Хотя при этом Приднестровье может позволить себе конкурентные честные выборы главы государства. И — примечательный факт: юридически оно является последним осколком СССР, даже правопреемником. Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика (ПМССР) была провозглашена как отдельная республика в составе СССР на Съезде депутатов всех уровней Приднестровья, состоявшемся в Тирасполе 2 сентября 1990 года. Между тем как в 1991 году другие советские республики разрешились от бремени союзности и стали независимыми друг от друга, власти в Тирасполе в этом процессе не участвовали. Таким образом, только Приднестровье формально не принимало никаких актов о том, что покидает СССР, — оно лишь сменило название в ноябре 1991 года.

Границу между Приднестровьем и Молдавией, которая считает это государство частью своей территории, но никак не может решиться на конфедеративный договор с ним, с молдавской стороны контролируют скучающие полицейские, которые зачастую даже не спрашивают документы. Когда я впервые пересекал границу, в этом чудился подвох — молдавский пограничник совершенно не обращал на меня внимания.

В городке Амуда на самом севере Сирии, вплотную к турецкой границе, я общался с семьями, родственники которых живут в деревнях в прямой видимости — но за колючей проволокой, отделяющей одну страну от другой; позднее турецкие власти возвели забор с вышками

По неопытности я предполагал, что вот пройду условную пограничную черту — и из кустов выскочат представители соответствующих служб Молдавии, чтобы потребовать штраф или как минимум долгих объяснений, почему и зачем я тут нахожусь. Даже на всякий случай подошел к пограничнику, но тот просто махнул рукой: иди, мол, своей дорогой. Зато с приднестровской стороны пограничники очень активны — они интересуются целями пребывания, местом проживания, маршрутом следования. Въездные штампы при этом не ставят — некоторые непризнанные государства поступают таким образом, чтобы не создавать своим гостям проблемы в будущем. При этом визы для посещения Приднестровья никому не нужны. Туда даже можно въезжать с паспортами Южной Осетии, Абхазии и Нагорного Карабаха — четыре государства взаимно признают друг друга.

За 29 лет существования Приднестровье научилось лавировать так, чтобы и банкоматы в стране существовали, и местные товары экспортировались за границу, и у местных граждан не возникало проблем с выездом за рубеж. В стране можно снимать деньги в банкоматах с карт Visa и MasterCard. По словам местных жителей, это создает возможность проведения операций с незаконно полученными финансовыми средствами. Товары, например коньяки и вина известного тираспольского предприятия КВИНТ, вывозятся за рубеж благодаря тому, что на этикетках указано: «Приднестровье, Молдова». Да и сама Молдавия никак не препятствует экспорту. Кроме того, тираспольские власти не противодействуют своим гражданам в получении гражданства других государств — России, Украины и Молдавии в первую очередь. Есть граждане, у которых по пять паспортов: собственно местный, российский, украинский, молдавский и румынский, так как Румыния охотно выдает свое гражданство обладателям молдавского. Пожалуй, ни в одном другом регионе мира не встретишь столь многих обладателей нескольких гражданств.

Кроме того, в Приднестровье сложилась совершенно уникальная ситуация для непризнанного государства. Туда можно совершенно безнаказанно въезжать из Украины и затем попадать на территорию, подконтрольную молдавскому правительству (непризнанное государство граничит лишь с двумя государствами — собственно Молдавией и Украиной). В других странах легальный въезд на территорию сепаратистского региона возможен исключительно с территории номинальной метрополии. То есть если въехать на Украину с территории Донецкой Народной Республики, куда ранее въезд был совершен из России, — значит гарантированно попасть в украинскую тюрьму. С точки зрения украинского законодательства въезд в ДНР возможен исключительно с территории, подконтрольной Киеву, при наличии специального разрешения от Службы безопасности Украины. Другой заезд (то есть из России) считается незаконным проникновением на украинскую территорию. В случае с Иракским Курдистаном, если заезд туда был совершен из третьей страны (Турции или Сирии), вас просто не пропустят в арабскую часть Ирака на блокпостах, отделяющих это непризнанное государство от остальных иракских регионов.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий