Базилика Сакре-Кёр — католический храм в Париже

Базилика Сакре-Кёр

Базилика Сакре-Кёр (Basilique du Sacré-Cœur)

Базилика Сакре-Кёр – католический храм и одна из наиболее востребованных достопримечательностей современного Парижа. Величественное сооружение из белого известняка расположилось на самом верху монмартрского холма, став визитной карточкой квартала. Название собора в переводе с французского означает «Святое сердце». Ежедневно по ступеням базилики Сакре-Кёр поднимаются тысячи паломников и туристов, пришедших поклониться христианским святыням, послушать мессу или полюбоваться внутренним убранством церкви.

Сэкономь на путешествии!

История базилики Сакре-Кёр

В отличие от парижской легенды – собора Нотр-Дам, базилика Сакре-Кёр не может похвастаться богатым историческим прошлым. Идея строительства нового собора возникла в 1871 году. Базилику предлагалось воздвигнуть в память о жертвах франко-прусского конфликта. Поражение в этой войне стало полной неожиданностью, сильно ударившей по национальному самосознанию французов. Всеобщую скорбь активно «подогревал» и епископ Нантский, Феликс Фурнье, объявивший произошедшее наказанием божьим, ниспосланным его народу за столетнее моральное разложение. Искупить такие грехи, по мнению духовенства, можно было только единственным способом: сооружением нового храма. Проект базилики Сакре-Кёр был резко раскритикован и в народе, и в правительственных кругах, в результате чего строительство пришлось отложить на несколько лет. Деньги на базилику собирались по общественной подписке, а первый камень в основу будущего собора был заложен только 16 июня 1875 г.

В общей сложности на возведение храма ушло около 40 лет. Строительство существенно тормозили укрепительные работы. Заброшенные каменоломни, расположившиеся под основанием базилики Сакре-Кёр, постоянно угрожали обвалом, поэтому в качестве опорной системы для фундамента приходилось использовать сваи. Полностью завершить строительство удалось только к 1914 году.

Не исключено, что со временем интерес прихожан к Сакре-Кёр мог немного угаснуть, что сделало бы базилику обычной церковью: прекрасной, но лишенной собственного характера. Благодаря новаторскому решению Поля Абади, этого не произошло. Талантливый архитектор выбрал для строительства храма белый песчаник, имевший одну интересную особенность: при контакте с водой камень приобретал необычайную белизну и прозрачность. Это не только придало сооружению дополнительную оригинальность, но и сделало его по-настоящему заметным. Как в солнечную, так и в дождливую погоду белоснежные стены и купола базилики Сакре-Кёр видны из любого уголка Парижа.

Факты из истории строительства

  • В общей сложности на строительство храма Сакре-Кёр было собрано 46 млн франков. Четверть этих средств составили добровольные пожертвования верующих.
  • Каждый спонсор, взнос которого составлял более тысячи франков, получал право увековечить свою фамилию или семейный герб на внешней кладке стен.
  • Несмотря на то, что возведение церкви и внутренняя отделка помещений были завершены в 1914 г., в течение целых двух лет здание собора оставалось неосвященным.
  • Поль Абади не дожил до окончания строительства базилики Сакре-Кёр, и завершающий этап работ был выполнен другим архитектором.

Архитектура

Если смотреть на собор Сакре-Кёр с высоты птичьего полета, то можно заметить, что церковь имеет очертания греческого креста. Четыре купола, венчающие храм, повторяют силуэт базилики в г. Перигё. Самый большой и высокий купол – центральный, его высота составляет 83 м. Внутрь этого гигантского элемента ведет винтовая лестница, состоящая из 300 ступеней.

В свое время архитектура Сакре-Кёр вызвала много споров и критики. Нетипичное для Парижа сооружение поначалу производило впечатление чего-то чужеродного, не вписывающегося в общую городскую картину. Даже специалисты погрузились в раздумья, к какому конкретному стилю отнести данный проект. Учитывая, что в оформлении здания смешались элементы византийского, греческого и отчасти романского направлений, сделать это оказалось непросто.

Фасад базилики Сакре-Кёр

Фасад здания не перенасыщен декоративными элементами. Хотя без типичных для католического собора скульптур здесь тоже не обошлось. Фигуры, украшающие внешнюю часть базилики Сакре-Кёр, можно условно подразделить на два типа: библейские персонажи и символические барельефы.

Несколько в стороне от центрального входа находится статуя архангела Михаила. Скульптура расположена на постаменте, на вершине которого стоит облаченный в доспехи ангел, попирающий змея. Последний, благодаря оригинальной фантазии скульптора, больше напоминает среднестатистического аллигатора. Это придает всей композиции неординарный и одновременно грозный вид. Именно на фоне этой статуи любят фотографироваться посетители собора.

Прямо над портиком базилики Сакре-Кёр туристов встречают позеленевшие от времени статуи Жанны Д’Арк и Людовика Святого. Король и народная героиня в полном боевом снаряжении восседают на лошадях, напоминая посетителям храма о великом прошлом Франции. В центральной точке фасада расположилась фигура Христа, носящая название «Благочестивое сердце». Правая рука Спасителя поднята вверх для благословения прихожан, а левая прижата к груди.

Темные силы на фасаде Сакре-Кёр представлены горгульями и химерами. Детально выполненные фигуры инфернальных существ производят неизгладимое впечатление. Кстати, на стенах базилики можно встретить такое нечастое явление, как зооморфные горгульи, например, в виде разъяренной свиньи или хитроватого козла. Главная функция этих декоративных элементов – напоминание о силах зла, мощь которых сдерживает христианская вера. Есть на стенах базилики Сакре-Кёр и символические барельефы, вроде сидящей в гнезде курицы. Раскинувшая крылья птица символизирует родительскую опеку: точно так же бог защищает свою паству от земных соблазнов.

Внутреннее убранство базилики Сакре-Кёр

Войдя в храм через центральный вход, посетители попадают в центральную часть зала, украшенную великолепным мозаичным полотном. Уникальное изображение носит название «Благоговение Франции перед Сердцем Господним» и является одним из самых крупных в мире. Площадь этой удивительной росписи составляет 475 м².

В центре живописной композиции находится фигура Христа, протягивающего руки для объятий. Слева от Спасителя изображена Дева Мария, а у его ног расположился коленопреклоненный папа Лев XIII, протягивающий сыну божьему земной шар. Кроме центральных фигур, на полотне присутствуют образы святых апостолов, Жанны Д’Арк, католических великомучеников, кардиналов, а также обычных людей в национальных одеждах, представляющих все пять континентов. Мозаика создавалась художником Люком-Оливье Мерсоном в течение 10 лет.

Любопытный факт: именно кисти Мерсона принадлежат готические иллюстрации к роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».

Настенная мозаичная роспись состоит в основном из библейских и символичных сюжетов. Например, метафоричное изображение пеликана, который кормит своих птенцов, является отсылкой к таинству Евхаристии, когда Иисус делился с учениками вином и хлебом, олицетворявшими кровь и тело божье. Красный петух неразрывно связан с отречением апостола Петра от веры. Купающиеся олени символизируют молитву, обращенную к богу.

Удивительное впечатление производят и немногочисленные витражи Сакре-Кёр. Помимо традиционных изображений святых и великомучеников, на них иногда можно встретить силуэт рыбы – символа первых христиан. В 1944 году, во время бомбардировок Парижа, часть витражей серьезно пострадала, но осуществленная в 1946 г. реставрация вернула картинам первоначальный вид.

Орган

В базилике Сакре-Кёр находится один из самых больших органов в мире. Масштабное сооружение расположилось над клиросом, в специально созданной для него нише под окном-розой. Деревянный корпус инструмента украшают готические башенки и небольшие скульптуры ангелов. Пульт этого грандиозного инструмента имеет четыре клавиатуры для ручной игры и одну педальную.

Устройство было спроектировано Аристидом Кавайе-Колем и, благодаря наличию 78 регистров, отличалось неповторимым звучанием. Однако многочисленные реставрации инструменту на пользу не пошли. Невозможность замены некоторых частей конструкции, а также неизбежно накапливающаяся в ее трубах пыль привели к тому, что высота и тембр звучания органа стали существенно хуже. Тем не менее, на сегодняшний день инструмент продолжает радовать прихожан своей удивительной музыкой.

Крипта

Спустившись под алтарную часть храма, можно обнаружить крипту – помещение, в котором обрели вечный покой мощи святых, мучеников и выдающихся парижских деятелей. На территории усыпальницы расположились 14 погребальных залов (7 – на восточной стороне и 7 – на западной). Здесь же можно увидеть камень, заложенный в основу собора в год начала строительства базилики Сакре-Кёр.

В противовес скромному, но эффектному убранству алтарной части храма, оформление крипты максимально аскетично. Серая кладка стен, строгие колонны, поддерживающие мрачные церковные своды, – все это говорит о том, что главная функция помещения – отнюдь не развлекательная. Хотя интересные экспонаты в «нижней» церкви тоже есть. Например, в одном из залов расположен монумент священникам и семинаристам, погибшим во времена Второй мировой войны. Способны удивить и здешние надгробия, с фотографической точностью копирующие внешность тех, кто под ними лежит. Кстати, инициатор строительства базилики Александр Лежантиль покоится именно в крипте Сакре-Кёр.

Колокол

В базилике Сакре-Кёр находится самый большой парижский колокол. Гигантская фигура весом в 19 тонн оснащена не менее массивным языком (850 кг). Изделие было отлито в 1891 году в г. Анси.

Часы работы и правила посещения Сакре-Кёр.

Базилика Сакре-Кёр открыта для паломников и туристов ежедневно с 6 утра до 11 вечера. Посетить крипту и смотровую площадку под одним из куполов храма можно с 9:00 до 18:45 в летние месяцы и с 10:00 до 17:45 в осеннее-зимний период. И если вход в храм официально бесплатный, то за прогулку по погребальным залам, а также подъем на купол придется заплатить около 8 евро.

С момента основания и по сей день Сакре-Кёр остается действующей церковью, принимающей паломников со всего света. Непрекращающиеся ни на минуту служения – часть обета, данного в свое время основателями собора. Так что, совершая экскурсию по храму, не стоит оскорблять чувства верующих излишне громкими комментариями и вызывающим поведением.

Туристам

Базилика Сакре-Кёр – место, пользующееся большой популярностью не только у туристов, но и у верующих парижан. Если ваша цель – спокойная прогулка по церковным залам, лучше прийти в храм ранним утром. Избегайте вечерних воскресных служб, школьных каникул и католических праздников – именно в это время в Сакре-Кёр особенно многолюдно.

У подножия храма всегда много местных торговцев и просто шарлатанов, которые охотно продают туристам якобы чудодейственные «ниточки счастья», а иногда, пользуясь моментом, выуживают из карманов кошельки.

Со смотровой площадки Сакре-Кёр открывается удивительная панорама Парижа. Правда, чтобы увидеть французскую столицу во всем ее великолепии, придется преодолеть 237 ступеней по лестнице. Чтобы не испортить себе впечатление от экскурсии, лучше прийти в удобной обуви, а в зимние месяцы еще и одеться потеплее: на площадке гуляет сильный ветер.

Внутри базилики Сакре-Кёр запрещена фото- и видеосъемка. Делать снимки разрешается только на фоне фасада базилики.

Организовать экскурсию по зданию можно самостоятельно, достаточно купить в церковной лавке путеводитель по Сакре-Кёр. Пособие переведено на несколько языков, что облегчает поиск необходимой информации.

Среди туристов и паломников бытует забавное поверье: чтобы снова вернуться в Париж, необходимо погладить ногу статуи Святого Петра, находящуюся в базилике.

Как добраться

Базилика Сакре-Кёр находится в высшей точке холма Монмартр. Точный адрес объекта: 35 Rue du Chevalier de la Barre, Paris 75018.

Добраться до архитектурного памятника можно несколькими способами. Самый простой вариант для тех, кто планирует быстрый осмотр всех значимых достопримечательностей округа, – «Монмартробус». Маршрут начинается сразу от площади Пигаль. Вышедшим на станции метро «Анвер» можно отправиться к базилике Сакре-Кёр пешком, поднявшись по каменным монмартрским лестницам. Более быстрый и комфортный вариант – фуникулер.

Базилика Сакре-Кер в Париже – молитва об искуплении грехов

Адрес: Франция, Париж, 18-ый округ, холм Монмартр
Начало строительства: 1875 год
Окончание строительства: 1914 год
Архитектор: Поль Абади
Высота колокольни: 94 м.
Основные достопримечательности: витражи, мозаичные панно, самый большой колокол Парижа — «Савояр», статуи Жанны д’Арк и Людовика Святого
Координаты: 48°53′12″N 2°20′34″E

Краткое описание

Если задать вопрос жителям любой страны в мире: «С чем ассоциируется в первую очередь Париж?», – подавляющее большинство респондентов назовет Эйфелеву башню. Однако с этим в корне не согласны сами парижане, которые главными достопримечательностями своего родного города, в котором, к слову, находится огромное количество памятников архитектуры и истории, называют Собор Парижской Богоматери и великолепную белоснежную Базилику Сакре-Кёр.

О последнем архитектурном шедевре, который возвышается на легендарном холме Монмартре, и привлекающий огромное число туристов не только с Европы , но и со всего мира, пойдет речь в данном материале. Базилика Сакре-Кёр, несмотря на то, что построена она была сравнительно недавно, является, по мнению коренных жителей Парижа, одним из главных символов города.

Вид на главный фасад базилики Сакре-Кёр

Базилику Сакре-Кёр можно увидеть практически с любой точки Парижа, как и башню Эйфеля. Естественно, высота храма значительно меньше башни, но благодаря тому, что построен он на вершине холма, создается впечатление, будто базилика – это самое высокое здание столицы Франции. Кажется оно не только самым высоким, но и самым великолепным. Такой визуальный эффект достигается благодаря уникальному камню, из которого практически полностью построен «Храм Сердца Христова». Когда над Парижем восходит солнце, у всех без исключения появляется твердая уверенность в том, что Базилика Сакре-Кёр частично прозрачна и подсвечивается при помощи ультрасовременных технологий изнутри. Естественно, это мнение ошибочно, точно так же она «светилась» и в конце 19-го века, когда и речи ни о какой подсветке быть не могло. Как уже говорилось выше, фантастическое зрелище Базилика Сакре-Кёр являет всем парижанам и гостям города благодаря четко выверенным расчетам архитекторов и удачному выбору строительного материала. На уникальном камне, из которого и построили католический храм, следует обязательно остановиться чуть ниже, впрочем, как и на имени талантливого архитектора.

Кстати, стиль, в котором построена Базилика Сакре-Кёр, довольно часто называют римско-византийским, однако современные архитекторы утверждают, что «Храм Сердца Христова» в Париже больше напоминает собой огромную греко-византийскую церковь. Перепутать Сакре-Кёр с каким-либо другим храмом Парижа не сможет даже человек, впервые приехавший в столицу Франции. Во-первых, базилика построена на самой высокой точке города, а во-вторых, ее стиль и, как часто говорят гиды – «белоснежное великолепие», не встречается больше нигде в мире.

Вид на юго-восточную сторону фасада здания

Базилика Сакре-Кер – «искупление грехов»

Строительство Сакре-Кер началось в 1875-м году, и было связано с религиозными взглядами Юбера де Флери и Александра Лежанти. Эти два ревностных католика, глядя на бедственное положение в котором находилась Франция в те годы, дали обет построить в столице страны великолепный храм, посвященный «Сердцу Христову». В Париже, как и в других городах Франции, после поражения во франко-прусской войне все приходило в упадок, жители бедствовали, в некогда великой и могущественной стране невозможно было найти работу, а преступность росла с каждым годом.

Юбер де Флери и Александр Лежанти обратились к французам с пламенной речью, в которой основной акцент делался на том, что такое затруднительное положение связано с тем, что бог отвернулся от Парижа. Они призвали своих соотечественников сдать деньги на строительство великолепного храма, который бы стал началом новой Франции – богатой и процветающей. «Построить новую базилику в Париже – значит искупить все свои мирские грехи!», – говорилось в обращении к народу.

Народ Парижа всегда отличался особенным взглядом на религию и архитектуру своего города. Достаточно вспомнить только, какой эффект произвела на парижан Эйфелева башня. Кстати, примерно такое же отношение коренное население Парижа и выказало к новому проекту. Подавляющее число парижан было против возведения базилики на Монмартре. По свидетельствам очевидцев того времени, многие, даже незнакомые с планом люди, называли будущее сооружение не иначе, как «вульгарный праздничный торт».

Вид на террасу над главным входом и купола базилики

Если внимательно изучить историю, то можно понять такое отношение французов к обету католиков. Именно на Монмартре зарождалась Французская революция, которую даже после ее подавления все считали освобождением от «монархической кабалы». Парижане попросту не понимали, почему они должны просить у бога прощения за свержение власти и «восстановление справедливости», которая подразумевала собой разграбление всех памятников истории и архитектуры.

Однако не все французы столь негативно отнеслись к идее строительства «Храма Святого Сердца Христова». К словам и обету Юбера де Флери и Александра Лежанти прислушался даже сам парижский архиепископ Гибер, который поддержал верующих в их начинании. Он лично выбрал место, где будет построен новый величественный французский храм. Естественно, это оказалась самая высокая точка Парижа. Однако выбор холма Монмартра был связан не только с его высотой: именно на нем принял мученическую смерть за веру первый архиепископ города и один из его покровителей – Святой Дионисий. Более того, Гибер сразу же внес предложение строить не обычный храм, а именно базилику. Как известно, в католической вере, базилика – это место, куда собираются все верующие из разных уголков страны. В будущей базилике «Святого Сердца Христова» все верующие должны были возносить свои молитвы за процветание Франции и просить об искуплении грехов ее жителей.

Вид на базилику Сакре-Кёр сбоку

Базилика Сакре-Кёр – история строительства

Во Франции после франко-прусской войны все решения принимались чрезвычайно быстро и практически столь же быстро они воплощались в жизнь: страну необходимо было в прямом смысле воскрешать. Сразу же после того, как архиепископ Гибер выбрал место для строительства базилики, Национальное Собрание Парижа объявило конкурс среди архитекторов на разработку плана нового храма. Победу в этом конкурсе одержал опытный специалист, родившийся и выросший в Париже – Поль Абади. Он уже успел прославиться к тому времени работами, связанными с реставрацией Собора Парижской Богоматери.

Увы, как только закончилась разработка плана базилики Сакре-Кер, Абади умер. Его проект воплощали в жизнь еще пять архитекторов, каждый из которых вносил в архитектуру свои собственные элементы. Поэтому говорить о том, что Сакре-Кёр построена по плану Поля Абади, было бы не совсем верно. Однако Абади успел сделать главное, что и прославило новую базилику на весь мир: он удачно выбрал для нее строительный материал. Базилика, посвященная памяти погибших в франко-прусской войне и символизирующая молитву об искуплении грехов французской коммуны, была возведена из редчайшего минерала, который добывается только в небольшом поселении Шато-Ландон. Этот минерал уникален тем, что при соприкосновении с водой он становится ослепительно-белым. Дожди сделали свое дело: в настоящий момент Базилика Сакре-Кер будто светится изнутри. Ее цвет многие даже называют неземным, божественным.

Над главным входом базилики находятся скульптуры Святого Людовика (слева), Жанны д’Арк (справа) и Иисуса Христа (по центру)

Строительство базилики Сакре-Кёр длилось довольно продолжительное время. Дело все в том, что воплотить в жизнь проект Абади и разработать новые элементы храма, было крайне затруднительно. Во-первых, холм Монмартр из-за многочисленных каменоломен, в которых еще в древние века добывали гипс, мог не выдержать вес столь массивного сооружения. Для этого пришлось укреплять фундамент и рыть дополнительные шахты с перекрытиями: всего, согласно строительной документации, было вырыто 83 шахты, глубина которых достигала порой более 35 метров. Во-вторых, от плана Поля Абади, как уже говорилось выше, архитекторы решили со временем немного отойти: менялась эпоха, а вместе с ней менялись и стили. Именно по этой причине были увеличены купола Сакре-Кер и добавлена колокольня. Стоит отметить, что первый архитектор желал возвести базилику в южно-французском стиле, а благодаря работе новых архитекторов она приобрела вид греко-византийского храма. Достроить базилику Сакре-Кёр, по документам, удалось лишь в 1914-м году. Правда, эта дата лишь считается официальной, все работы над зданием были полностью завершены только в 1923-м году. Внутренняя отделка базилики была завершена еще позже.

Со временем парижане наконец-то поняли, что в их стране появилась уникальная в своем роде достопримечательность, в которой можно не только отмаливать свои грехи, но и которая удачно вписалась в образ современной столицы, да еще и приносит, благодаря туризму, неплохой доход.

Бронзовая фигура Святого Людовика на фасаде базилики

Базилика Сакре-Кер – одна из главных достопримечательностей современного Парижа

В наши дни ежегодно к Базилике Сакре-Кер приходят миллионы туристов. Их привлекает необычная архитектура храма, в которой удачно соединились сразу, по меньшей мере, три стиля. Необыкновенное чувство благоговения возникает у посетителей базилики во время службы: потрясающая роспись потолка, выполненная в золотистых тонах, звуки мощнейшего органа и пение хора навсегда остаются в памяти. Перед экскурсией в базилику Сакре-Кёр следует обязательно помнить о том, что фотографировать внутри действующего храма для паломников, категорически запрещено. Сделать памятные фото можно у входа в здание на фоне скульптур Жанны д’Арк и Святого Людовика. Эти исторические личности отлиты из бронзы, возле них всегда выстраивается очередь из туристов с фотоаппаратами.

Католики практически всегда присутствуют на службах, а туристы других вероисповеданий просто осматривают богатое внутреннее убранство храма и спускаются в крипту, где хранятся бесценные христианские реликвии. Именно в крипте можно поклониться огромной статуе Спасителя человечества с пылающим сердцем.

Сакре-Кер – памятка туристу

Вход в ослепительно белую базилику, которая по своей популярности может сравниться с Триумфальной аркой и даже творением Эйфеля, бесплатный, а вот подняться по ступеням на смотровую площадку, находящуюся на куполе базилики, обойдется в 5 евро. Эта сумма будет потрачена не впустую: вид, открывающийся с купола, способен ввести своим великолепием в немой шок даже повидавшего много на своем веку бывалого путешественника. Со смотровой площадки виден весь Париж и не только.

Бронзовая фигура Жанны д’Арк на фасаде базилики

В ясную погоду можно рассмотреть даже окрестности столицы Франции с их удивительными лесами и «затерявшимися» среди них шато. Высота самого высокого купола 83 метра, а колокольни – практически 100 метров. Кстати, именно в Сакре-Кёр находится самый большой во Франции колокол: он весит чуть более 19 (!) тонн, а его язык – 850 килограмм. Этот колокол имеет даже свое имя: «Савоярд». Назван он так неслучайно, его отлили не за деньги парижан, а за средства, пожертвованные жителями Савойи.

Базилика открыта для прихожан с 6 утра до 10-30 вечера. Подняться по длинной винтовой лестнице на смотровую площадку можно с 9 утра и только до 7 вечера, а зимой она закрывается в 18-00.

Несмотря на популярность базилики Сакре-Кер, полиции даже в наши дни не удалось справиться с огромным количеством мошенников, промышляющих возле одной из главных достопримечательностей Парижа. К слову, делятся они на три группы, и каждая из этих групп предлагает привязать на кисть туриста ниточку. Подавляющее число мошенников – это выходцы из африканских стран. Первые привязывают «ниточку на счастье» и потом просят за нее вознаграждение. Вернуть эту ниточку сразу не получится: снять ее можно только при помощи острого ножа или ножниц, поэтому многие туристы теряются и платят вымогателям деньги. Вторая группа – это мошенники, сотрудничающие с ворами: пока один из них предлагает «ниточку счастья», второй бесцеремонно копошится в сумке у гостя столицы Франции. И третья группа – мошенники, обладающие даром гипноза: предлагая «завязать ниточку счастья» они вводят человека в состояние ступора, и он сам отдает преступникам всю свою наличность.

Вид на юго-западную сторону базилики

Если турист посещает базилику Сакре-Кер в составе экскурсионной группы, гид заранее предупреждает об опасности и дает отпор мошенникам. В случае если гость Франции отправляется к базилике самостоятельно, ему лучше не обращать внимания на предложения африканцев и даже не смотреть им в глаза. К самому входу в Базилику мошенники не приближаются.

Источники:
http://putidorogi-nn.ru/evropa/404-bazilika-sakre-ker
http://putidorogi-nn.ru/evropa/260-bazilika-san-lorentco

Ссылка на основную публикацию