Базилика Сан-Лоренцо во Флоренции

Базилика Сан-Лоренцо: неразрывная связь с легендарным родом Медичи

Адрес: Италия, Флоренция
Начало строительства: 1424 год
Окончание строительства: 1446 год
Архитектор: Филиппо Брунеллески
Координаты: 43°46’30.0″N 11°15’12.6″E

Краткое описание

Отправляясь в путешествие во Флоренцию, каждому туристу будет интересно узнать, что именно здесь находится прах последней представительницы легендарного рода Медичи, которая после своей смерти завещала все свое состояние цветущему и великолепному итальянскому городу.

Вид Базилика Сан-Лоренцо со смотровой площадки на кафедральном соборе Дуомо-Санта Мария дель Фьоре

Церковь Святого Лаврентия или базилика Сан Лоренцо расположена на одноименной площади Флоренции – Pizza San Lorenzo, в ней и покоится последняя из некогда властного и известного во всем мире рода Медичи Анна Мария Лудовика.

Несмотря на то, что высокопарные эпитеты «прекрасная», «величественная» не подходят для описания этого архитектурного сооружения, которое, к тому же, находится не в самом красивом месте Флоренции, базилику Сан-Лоренцо, построенную в стиле Ренессанса, ежегодно посещают десятки тысяч туристов со всех уголков нашей планеты. Фамильная базилика Сан-Лоренцо действительно заслуживает особого внимания, так как является одной из самых древнейших церквей Флоренции, дата основания которой своими корнями уходит в 393-й год нашего столетия.

Базилика Сан-Лоренцо: история

Как уже было сказано выше, церковь Сан-Лоренцо была построена в 393-м году по приказу миланского архиепископа Святого Амброджио в честь святого Лаврентия и первого флорентийского архиепископа Святого Зиновия. Мощи Святого Зиновия на протяжении трех столетий с IV по VII века находились в стенах базилики, и именно тогда Сан-Лоренцо являлась Кафедральным собором Флоренции. В XI веке произошла первая значительная реконструкция здания: построенная в стиле Ренессанса церковь, в 1059-м году была обновлена в романском стиле.

Вид на фасад базилики Сан-Лоренцо

В 1418-м году несколько состоятельных горожан Флоренции, в числе которых был первый из рода Медичи Джованни де Биггиде Медичи, решают вложить свои деньги в строительство новой церкви. Стоит заметить, что самое значительное финансовое вложение было сделано именно Джованни Медичи, который хотел таким образом закрепить за собой высокий статус и войти в высшие слои общества.

Первым автором нового проекта базилики Сан-Лоренцо стал известнейший итальянский архитектор Филиппо Брунеллески. Спроектировав Старую Ризницу, которая должна была примыкать к уже существующей церкви, Филиппо Брунеллески чуть позже занимается разработкой всего комплекса. Однако смерть Джованни де Медичи в 1429-м году не позволила закончить едва начавшееся строительство. После его похорон работы по возобновлению Сан-Лоренцо были продолжены лишь в 1441-м году под руководством Козимо Медичи, который на должность архитектора приглашает нового специалиста Микелоццо де Бартоломео. Козимо де Медичи, более известный в истории, как Козимо Старший, был захоронен в подземной крипте Сан-Лоренцо, под ее центральным алтарем. Именно с тех пор базилика Святого Лаврентия становится местом погребения всех членов этого флорентийского семейства.

Интересен тот факт, что фасад церкви Сан-Лоренцо так и не был реконструирован, впрочем, и по сей день он остается незавершенным. Как утверждают историки, причиной незаконченных строительных работ стало разногласие между римским папой Львом X Медичи и Микеланджело. По задумке Микеланджело фасад церкви должен был быть облицован каррарским мрамором, который добывали в горах Средней Италии, тогда как Лев Х был не согласен с выбором известного итальянского художника, архитектора, скульптора, и хотел украсить фасад базилики камнем из каменоломен Пьетрасанты.

В то же время папа Лев Х Медичи заказывает Микеланджело разработку проекта Новой Ризницы или Капеллы, в которой он хотел захоронить тела представителей семейства Медичи, умерших в молодом возрасте: Лоренцо ди Пьеро и Джулиано де Медичи. Эта работа считается одной из самых важных и воплощенных в жизнь проектов мастера. Если ранее в капелле было принято размещать гробницы и надгробные статуи в центре помещения, то Микеланджело решил нарушить эти законы, совершив, таким образом, переворот в архитектуре: он расставил скульптурные композиции вдоль стен.

Вид Капелла Принцев c улицы

Кроме этого Микеланджело стал автором проекта под названием Библиотеки Медичи, которая в конце XX столетия была преобразована в Музей капелл Медичи. Надгробные скульптурные композиции, созданные знаменитым художником, привлекают к этому месту многочисленных туристов. А кроме этого, сюда постоянно приезжают студенты художественных Академий, которые учатся на примерах шедевров Брунеллески и Микеланджело.

Церковь Сан-Лоренцо: наши дни

Несмотря на внешнюю непривлекательность базилики Сан-Лоренцо, каждый турист, оказавшись в храме, может познакомиться с многочисленными шедеврами, которые являются не только украшениями внутреннего убранства церкви, но и признаны настоящими произведениями искусства. Среди них необходимо отметить работы великого мастера Донателло: две бронзовые кафедры, датируемые 1460-м годом, и саркофаг семьи Мартелли.

Внутренний интерьер Старой Ризницы поражает великолепными медальонами, барельефами, люнетами, выполненными великим Донателло. В ней также находится саркофаг Пьеро и Джованни де Медичи, выполненные Верроккьо. Купол Старой Ризницы украшает уникальная фреска с изображением солнца и звезд на небе, известных на тот момент.

Вид базилики с запада

Новая Ризница, автором проекта которой, как уже было сказано выше, стал Микеланджело, хранит в своих стенах монументальные гробницы двух герцогов, украшенные аллегорическими скульптурами самих господ, восседающих на троне и аллегорические скульптуры времени: День, Ночь, Сумерки и Заря. В центре часовни находится скульптурная композиция «Мадонна с младенцем», с обеих сторон которой расположены статуи Святого Косма и Святого Дамиана. Автором последних работ являются ученики Микеланджело.

Капелла Принцев, представляющая собой восьмиугольное помещение, и имеющая второй по величине купол во Флоренции (уступая лишь куполу церкви Дуомо ), поражает путешественников уникальными мраморными украшениями и фресками с изображением гербов городов Тосканского Герцогства. В свое время Медичи хотели расположить в капелле частицу Гроба Господня, однако эта идея по определенным причинам так и не была воплощена в жизнь.

Внутренний интерьер базилики Сан-Лоренцо завораживает взгляды туристов своим количеством колонн, разных в диаметре и лишенных любых украшений. Принято считать, что колоннада церкви является работой мастера Васаллето. Привлекает внимание и великолепный напольный узор, который чем-то напоминает красивейший ковер, с кажущимися бесконечными рисунками церковной тематики.

Базилика Сан-Лоренцо принимает посетителей ежедневно, кроме понедельника. Войти в церковь можно бесплатно лишь в воскресенье, когда в храме служится месса. В остальные дни вход платный: цена билета составляет 3,5 евро.

Церковь Сан-Лоренцо во Флоренции

Если вдруг, находясь во Флоренции, вам захочется посетить место упокоения последнего из рода Медичи, посетите церковь Святого Лаврентия (Basilica di San Lorenzo). И пусть это суровое здание расположено не в самом престижном месте города, и, по сути, является недостроенным, оно, несомненно, заслуживает вашего внимания. Ведь в прошлом базилика Сан-Лоренцо была небольшой фамильной церквушкой великой семьи Медичи. А с архитектурной точки зрения это одна из первых церквей, принадлежащих эпохе Возрождения.

История

Давайте вернемся немного назад и попытаемся узнать историю появления этого неоднозначного строения. Итак, в далеком 393 году н.э. миланский архиепископ Амброджио приказал заложить церковь, посвященную святому Лаврентию и первому архиепископу Флоренции святому Зиновию. Мощи последнего хранились в стенах церкви с 4 по 7 века. Именно в это время базилика Святого Лаврентия считалась Кафедральным собором. Сегодня главный кафедральный собор Флоренции – это Санта-Мария-дель-Фьоре.

В 11 веке произошло первая глобальная перестройка здания, во время которой ренессансный стиль сменился романским. В начале 15 века несколько влиятельных флорентийских горожан объединились с целью финансирования расширения церкви Сан-Лоренцо. Самым значительным было пожертвование, сделанное Джованни Медичи, желавшим таким способом войти в более высокие слои общества и укрепить свой статус.

Главным архитектором для работы над базиликой был Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi). Первое, к чему приступил известный итальянский архитектор – это пристройка боковой капеллы, которая впоследствии получила название Старой сакристии.

Так как в ней планировалось устроить усыпальницу для Медичи, то Джованни никогда не жалел средств на финансирование строительства.

Возведение Старой капеллы продолжалось с 1421 по 1428 годы. Ее интерьер возрождал собой систему купола, накрывающего квадратное помещение. Внутреннее пространство отличалось простотой и четкостью.

После окончания работ над ризницей, Брунеллески приступил к общим работам над церковью. Однако закончить их он не успел. В1429 году уходит из жизни Джованни Медичи. А с его смертью иссякает и финансовый поток. В дальнейшем работы по реконструкции Сан-Лоренцо продолжились с подачи Козимо Медичи Старого, который пригласил на должность архитектора Бартоломео Микелоццо. Позднее Козимо Старший стал первым захороненным в подземной крипте, а базилика Сан-Лоренцо стала местом захоронения всех представителей известной флорентийской семьи.

В 1520 году римский папа Лев Медичи нанимает архитектора Микеланджело Буонаротти для постройки Новой Ризницы (Сакристии). В ней один из великих Медичи планировал захоронить тех из семьи, кто покинул мир в молодом возрасте (Джулиано Медичи, Лоренцо ди Пьетра). Этот проект относится к одним из важнейших в творческой жизни мастера. Например, если ранее сами гробницы и надгробные памятники было принято размещать в центре помещение, то Микеланджело не побоялся совершить архитектурный переворот, разместив усыпальницы и статуи по периметру вдоль стен.

Интересно, что работы по реконструкции фасада так и не были завершены. Согласно историческим документам, это произошло из-за разногласий между Микеланджело и римским папой Львом Х Медичи. Микеланджело настаивал на облицовке фасада каррарским мрамором, а папа предпочитал украшать фасад камнем из Пьетрасанты.

Собственно сам спор возник из-за того, что фасад должен был отразить мастерство итальянских художников и одновременно свидетельствовать о могуществе рода Медичи. А для этого свой выбор камня Лев Х считал более приемлемым. Упорство сторон и привело к незаконченному фасаду. После смерти папы, финансирование уменьшилось, и проект сам собой сошел на «нет».

Для того, чтобы великий художник не отвернулся окончательно от семьи, кардинал Джулио Медичи решил отвлечь его от фасада и поручил создание новой часовни в базилике Сан-Лоренцо. Работы над новой постройкой были начаты в 1519 году. И до сих пор, созданные им надгробные скульптуры, привлекают к себе туристов со всего мира. Кроме туристов в часовне нередко можно увидеть студентов из художественных академий. Здесь они обучаются мастерству на примере мировых шедевров.

Что посмотреть

Несмотря на внешнюю неприглядность базилики, турист, попадающий внутрь Сан-Лоренцо, вряд ли пожалеет об этом. Ведь ему представится возможность увидеть мировые произведения искусства. Например, стоит отметить бронзовые кафедры работы великого Донателло, появившиеся во второй половине 15 века. Внутренний же интерьер завораживает. Ряд колонн различного диаметра, лишенных каких-либо украшений, считается работой архитектора Васаллето. Невозможно обойти вниманием великолепный напольный рисунок, напоминающий ковер с рисунками на церковную тематику.

Старая Сакристия

Внутреннее убранство Старой Сакристии наполнено прекрасными медальонами, люнетами и барельефами авторства Донателло. Там же расположена гробница Джованни и Пьетро Медичи. Внутренняя поверхность купола украшена уникальной фреской. На ней изображено небо с дневным и ночным светилами, а также известные в то время звезды.

Новая Сакристия

В стенах Новой Сакристии хранятся саркофаги двух герцогов Медичи. Гробницы украшены различными аллегорическими скульптурами, выполненными Микеланджело. В центре находится композиция «Мадонна и младенец».

Капелла принцев ( Cappella Dei Principi)

Восьмиугольное помещение Капеллы принцев имеет купол второй по величине во Флоренции. Купол украшен фресками, на которых можно увидеть изображения городских гербов Тосканского Герцогства. Роспись склепа, в котором захоронены Медичи, была выполнена в 1826 году Пьетро Бенвенути.

Лаврентьевская библиотека (Biblioteca Laurenziana)

Авторству Буонаротти принадлежит и Лаврентьевская библиотека. Ее строительством мастер занимался с 1524 по 1534 года, по распоряжению папы Климента VII Медичи.

Им же была спроектирована удивительная лестница, в виде течения расплавленной лавы, и внутреннее убранство читального зала. В библиотеке хранится множество книг и исторических рукописей. Первоначальное собрание принадлежало Козимо Старому, а позже было расширенно остальными членами большой семьи Медичи. Библиотеке принадлежат и некоторые бесценные вещи. Например, Библия, датированная 8-м веком н.э. или самая древняя римская энциклопедия (Naturalis Historia).

Где находится? Как работает? Сколько стоит?

  • Церковь Святого Лаврентия расположена на одноименной площади по адресу: Piazza San Lorenzo.
  • Время работы: ежедневно, кроме понедельника.
  • Стоимость входа: 3,5 евро. Не стоит забывать, что церковь действующая, и в воскресенье можно посетить мессу бесплатно.

Несмотря на то, что церковь Святого Лаврентия не самое величественное архитектурное сооружение, к нему ежегодно стремятся потоки туристов со всего мира. И, несомненно, фамильный приход Медичи заслуживает вашего внимания.

Базилика Сан-Лоренцо, Флоренция

Мои маршруты Список пунктов
Создать новый маршрут
Создать новый маршрут

Базилика Сан-Лоренцо — это, пожалуй, одна из старейших и больших церквей итальянского города Флоренция. Первое здание церкви было построено в конце IV века. Спустя некоторое время, а именно в XI столетии его полностью перестроили в романском стиле. А в XV столетии архитектор Филиппо Брунеллески последний раз перестроил здание в стиле Возрождения и по заказу Козимо Медичи, добавил к нему Старую Сакристию. После этого уже знаменитый Микеланджело также приложил свою руку к переделке здания, добавив Новую Сакристию, в которой находилась гробница Джулиано и Лоренцо Медичи, а также была возведена библиотека Лауренциана, которая впоследствии стала самой стильной и посещаемой библиотекой.

Работа по облицовке фасада церкви была поручена Микеланджело, однако тот ее так и не выполнил. В XVII столетии к священному зданию пристроили так называемую капеллу принцев, имеющую красивый и большой купол. В интерьере базилики Сан-Лоренцо присутствует большое количество произведений искусства. Среди них особенно ценными являются украшения старой ризницы и две кафедры, созданные мастером Донателло, надгробия членов семьи Медичи, выполненные Микеланджело, а также саркофаг Джованни и Пьеро Медичи, который был сделан руками Вероккио.

Церковь является местом захоронения основных членов знаменитой итальянской семьи Медичи. В склепе, расположенном на территории святыни, покоятся все, кто принадлежал к великим герцогам – от Козимо Медичи Старого до Козимо III. В 1604 году Маттео Ниджетти начал работу по оформлению капеллы принцев. Архитектор разместил в ней мозаики с изображением гербов городов, относящихся к Тосканскому Герцогству и украшения из мрамора. Однако тогда мастеру не удалось завершить строительство капеллы. Большая часть ниш, имеющихся в ней, попросту пустовали и лишь в двух из них стояли статуи Козимо II Медичи и Фердинанда I. В 1826 году капелла была расписана мастером Пьетро Бенвенути.

В 1520 году будущий римский папа Климент VII – Джулио Медичи поручил архитектору Микеланджело создание новой усыпальницы (итал. Sagrestia Nova). В капелле принцев находятся четыре аллегорические скульптуры: «Утро», «День», «Вечер» и «Ночь». «Утро» и «Вечер» размещены на саркофаге герцога Урбинского – Лоренцо, который был внуком Лоренцо Медичи и отцом королевы Франции Екатерины Медичи. «День» и «Ночь» находятся на саркофаге герцога Немурского – жулиано, который был младшим сыном Лоренцо Медичи. Кроме них в капелле покоятся Лоренцо Великолепный, а также его брат Джулиано, погибший во время заговора Пацци. На его саркофаге расположены скульптуры Мадонны с младенцем и покровителей семьи Медичи – Святых Дамиана и Космы.

Источники:
http://italy4.me/toscana/florence/basilica-di-san-lorenzo.html
http://it.rukivnogi.com/firenze/sights/1941-bazilika-san-lorentso-florentsiya
http://expertitaly.ru/dostoprimechatelnosti/rim/santa-mariya-madzhore.html

Ссылка на основную публикацию