Базилика Санта-Мария-Новелла во Флоренции

Базилика Санта-Мария-Новелла

Архитектурный комплекс базилики Санта-Мария-Новелла (Basilica di Santa Maria Novella) входит в число самых популярных достопримечательностей Флоренции.

Величественное здание храма, выполненное в романско-готическом стиле с элементами, характерными для эпохи раннего Возрождения, широко известно за пределами Италии. Миллионы туристов со всего света приезжают в столицу Тосканы, чтобы воочию увидеть знаменитый памятник истории и архитектуры, и восхититься произведениями искусства XIV-XVI веков, украшающими интерьер базилики.

Где находится достопримечательность

Главная доминиканская церковь Флоренции находится в западной части города, на одноименной площади Piazza Santa Maria Novella, рядом с центральным железнодорожным вокзалом. Здесь расположен центральный вход в здание храмового комплекса. Задний фасад базилики, отличающийся суровыми и лаконичными чертами готического стиля, выходит на площадь Piazza della Stazione.

Билеты и время работы

Базилика Санта-Мария-Новелла открыта для посещений с понедельника до субботы с 09:00 до 17:30, а в воскресенье с 13:00 до 17:30. В период с апреля по сентябрь храм работает до 18:30-19:00. Билетные кассы закрываются за 45 минут до окончания работы.

Взрослый билет стоит 10 евро, молодежи с 11 до 18 лет – 7,5 евро, детям до 10 лет включительно – вход бесплатный.

В даты религиозных праздников: 1 и 6 января, 15 августа, 1 ноября, 8 и 25 декабря и католическую Пасху – храм открыт до 13:00 только для верующих, проводятся торжественные богослужения.

Экскурсии

Рекомендую посещать базилику Санта-Мария-Новелла с индивидуальной экскурсией. Стоимость 150 евро, продолжительность около 2,5 часов.

Во время индивидуальной экскурсии по базилике вы узнаете:

  1. Почему на фасаде церкви «плывёт кораблик»
  2. Что такое перспектива и для чего она нужна
  3. Когда начинался флорентийский Новый Год
  4. У кого и как учился юный Микеланджело
  5. О чем поспорили Донателло и Брунеллески
  6. Какое отношение имеет эта базилика Санта Мария Новелла к православию
  7. Как лечились в средние века
  8. Где и почему появились первые в Европе ароматы
  9. Как назвали французы Катерину Медичи
  10. Почему самый известный флорентийский ликер ярко-алого цвета.

История строительства

Еще в IX столетии на месте, где сейчас находится базилика Санта-Мария-Новелла, располагался небольшой ораторий. В начале XIII века монахи доминиканского ордера приняли решение построить взамен старинного молитвенного дома новый храм и возвести рядом с ним монастырь. Примерно в 1246 году был заложен первый камень будущей базилики, а спустя 30 лет закончилось сооружение нефов.

Строительство осуществлялось чрезвычайно медленно из-за отсутствия должного финансирования. Помещение ризницы, зал капитула, предназначенный для собраний членов монашеского ордера, и 68-метровая колокольня с висячими арками и трехстворчатыми окнами появились лишь к 1360 году. Автором проекта этих сооружений считается флорентийский скульптор и архитектор, Фра Якопо (Джакопо) Таленти (Jacopo Talenti).

Благодаря финансовому участию купца Мико (Буонамико) де Гвидалотти, сделавшего ряд пожертвований в пользу доминиканского монастыря, к 1368 году была выполнена роспись стен Испанской капеллы, служившей когда-то помещением зала капитула (часовня получила свое название лишь в 1566 году, после венчания здесь герцога Козимо I (Cosimo I de Medici) и Элеоноры Толедской (Eleonora di Toledo), и была выделена для богослужений испанской общины).

Автор цикла фресок, повествующих о становлении церкви и важных библейских событиях – живописец Андреа Бонайути (Andrea Bonaiuti). Единый монументальный ансамбль, охватывающий все стены и свод капеллы, великолепно сохранился до наших дней.

Отделка фасада и работы над внутренним убранством храма затянулись еще не несколько десятилетий, и были доведены до конца во многом благодаря средствам, полученным от представителей влиятельного флорентийского рода Ручеллаи (Rucellai). В 1420 году в базилике Санта-Мария-Новелла совершилось первое богослужение.

В 50 – 70-х годах XV столетия внешний облик здания претерпел значительные преобразования. Отделочные работы проводились под руководством знаменитого архитектора, писателя и ученого Леона Баттиста Альберти (Leon Battista Alberti).

По заказу мецената Джованни ди Паоло Ручеллаи прославленный мастер оформил декор главного входа и верхней части базилики. Появились витражные окна, здание приобрело четкость линий за счет ритмичного рисунка квадратных вставок, выполненных из мрамора черного и белого цветов. Альберти украсил фасад геральдическими символами семьи Ручеллаи и надписью на латинском языке, повествующей о причастности знаменитого рода к строительству храма.

Вот хорошее видео на английском языке с интересными фактами про фасад церкви, всем любителем архитектуры рекомендую:

Спустя век, в период между 1565 и 1571 годами, были внесены очередные изменения во внутреннее и внешнее убранство базилики. Реставрационно-строительными работами руководил Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), популярный архитектор, живописец и искусствовед эпохи Возрождения, пользовавшийся покровительством правителей Флоренции, представителей влиятельного клана Медичи. По проектам, созданным мастером, были немного сужены огромные, готические окна. Вазари восстановил боковые алтари и изменил ограждение хора.

Художник распорядился также замазать белилами большую часть старинных фресок, украшавших интерьер базилики, посчитав их морально устаревшими. Одна из немногих работ, сохранившаяся после преобразований Вазари, – монументальное панно «Троица», принадлежащее кисти Мазаччо (Masaccio). Внушительных размеров фреска (3 Х 6 метров) относится к 1425-1427 годам, и считается одним из первых произведений живописи, в котором применены законы перспективы.

Конец 70-х годов XVI века – это период, когда базилика Санта-Мария-Новелла приобрела свои окончательные очертания. К этому времени были возведены все пять капелл храма, клуатр, монастырские помещения и закончены преобразования внутреннего убранства архитектурного комплекса.

Внутреннее убранство и шедевры искусства, украшающие базилику

В интерьере храма нефы образуют гармоничное, выразительное и объемное пространство, верхняя часть которого поддерживается при помощи пилонов. Огромные арки со стрельчатыми сводами и череда мраморных колонн создают ощущение устремленности ввысь. Потолок оформлен в готическом стиле и украшен инкрустациями из белого и темно-зеленого натурального камня. Боковые стены декорированы яркими витражами, картинами и фресками с изображением Девы Марии и Христа.

В зале, где располагаются скамейки для прихожан, находится 6-метровый «Расписной крест», станковое произведение, выполненное основателем итальянской школы живописи, Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) в период между 1290 и 1300 годами.

Главный алтарь, установленный в центральной части базилики, считается одним из самых красивых во Флоренции. Рядом с ним, в капелле Гонди (Cappella Gondi), – скульптурная работа «Распятие» (1410 – 1414 годы), вырезанная из дерева молодым мастером Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi). Тело Спасителя представлено обнажённым, без набедренной повязки, что противоречит традиционным церковным канонам. Здесь же можно увидеть чудом уцелевшие фрагменты старинных византийских фресок.

Каждая из капелл базилики по-своему уникальна. К созданию шедевров живописи и скульптуры, украшающих интерьер храма, были причастны такие великие мастера, как:

  • Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio);
  • Джамболонья (Giambologna);
  • Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi);
  • Джулиано да Сангалло (Giuliano da Sangallo);
  • Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti);
  • Бернардо Росселлино (Bernardo Rossellino) и многие другие.

В небольшом помещении архитектурного комплекса, служившим когда-то трапезной, находится музей, в котором хранятся ценные рукописи, фрески, старинные книги, церковная утварь и прочие любопытные экспонаты.

Интересные факты

Многовековая история базилики Санта-Мария-Новелла содержит большое число занимательных фактов, в число которых входят:

  1. Одна из фамильных часовен храма, капелла мантуанских Строцци (Cappella Strozzi di Mantova), была построена на средства Томмазо Строцци. Заказчик пожертвовал огромные деньги в надежде искупить грех ростовщичества. Фресковые росписи «Страшный суд», «Ад» и «Рай», выполненные в соответствии со структурой «Божественной комедии» Данте, принадлежат кисти флорентийского художника Нардо ди Чоне (Nardo di Cione).
  2. Стены и своды самой большой часовни, капеллы Торнабуони (Cappella Tornabuoni), украшены циклом фресок, площадью 580 кв. м.

    Автором масштабного произведения был Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio). Вместе со своими учениками художник трудился в течение 5 лет (1485 – 1490 годы). Работа осуществлялась по заказу управляющего банком Медичи, известного покровителя искусств, Джованни Торнабуони (Giovanni Tornabuoni). Этот факт объясняет, почему помимо библейских образов на всех фресках присутствуют портреты членов семьи мецената и людей, приближенных к Лоренцо Великолепному (Lorenzo de Medici il Magnifico), правителю Флоренции.
  3. Базилика Санта-Мария-Новелла стала местом, где разворачивались события прославленного сборника новелл «Декамерон», написанного в 1352-1354 годах. По замыслу Джованни Боккаччо (Giovanni Boccaccio), автора величайшего произведения эпохи раннего Возрождения, герои встретились в стенах капеллы Строцци (Cappella Strozzi) прежде чем покинуть Флоренцию, охваченную эпидемией смертоносной чумы.

Базилика Санта-Мария Новелла

Санта-Мария Новелла – это самая первая достопримечательность, которую вы можете видеть, прибывая на одноименный вокзал во Флоренции.

Хочу заметить, что со стороны вокзала она выглядит совсем непривлекательно и неприметно (абсолютно ничем не оформленный каменный фасад). Если бы не рядом стоящие люди, которые раздавали буклетики с явно религиозными текстами против войны и насилия, я бы даже не поняла, что это чем-то примечательное здание, а тем более – один из самых главных соборов Флоренции.

Но все меняется, когда вы ее видите с другой стороны. Гуляя по Флоренции, я совершенно случайно забрела в Санта-Марию Новеллу, изначально даже не понимая в какую именно из многочисленных базилик я пришла. По своему парадному фасаду она очень похожа на Санта-Кроче, но все же по форме и прилегающей к ней площади, декорированной зелеными клумбами, в ней сразу узнается знаменитая Санта-Мария Новелла.

История

Базилика была построена местным купцом Джованни Ди Паоло Ручеллаи в 13-14 веках и сразу приобрела статус главной базилики города, а вскоре после этого стала главной доминиканской церковью во Флоренции. Само по себе здание – это сочетание готической и ранней ренессансной архитектуры. Оригинальный фасад был переделан в 1456-1470 гг., и теперь он украшен бело-зеленым мрамором с геральдическими символами семьи Ручеллаи.

Как попасть в базилику

Вход в базилику осуществляется со стороны парадного фасада Санта-Марии Новеллы, который выходит на одноименную площадь и находится чуть западнее главного собора во Флоренции – Дуомо . Непосредственный вход в церковь осуществляется через арку, находящуюся по правую руку от главных ворот. Входя в эту арку, вы попадаете в Монастырский Дворик, там и найдете кассу.

Не смотря на то, что мое пребывание во Флоренции выпало на пик туристического сезона, и я оказалась в базилике часов в 11 утра (как раз самое время для похода туристов по музеям), очереди не было. Базилика работает все 7 дней в неделю ( с понедельника по четверг с 9:00–17:30; в пятницу 11:00–17:30; субботу 9:00–17:00 и воскресенье 13:00–17:00). Стоимость входа – 3,5 €, детям до 5 лет – бесплатно. Вот тут со мной случился примечательный факт. Студентам и пенсионерам вход предоставляется со скидкой, и составляет 2 € (при предъявлении документов европейского образца, подтверждающие ваши льготы, в моем случае это была студенческая карточка ISIC).

На кассе я показала женщине свой студенческий, на что она помотала головой и отказалась делать мне скидку. На вопросы о причине отказа она мне ничего не ответила, т.к попросту не знала английского, и, яростно махая руками, попросила не задерживаться и проходить далее. Это, кстати, не единственный случай, когда моя студенческая карточка не являлась аргументом для скидки. Закономерность этого явления я выявить так и не смогла, но могу сказать точно: особо не рассчитывайте на студенческую скидки во Флоренции.

Базилика внутри

Первое, что бросается в глаза при входе в Базилику, этот простота оформления и простор главного холла. Больше всего мне понравился сводчатый потолок, украшенный зеленым и белым мрамором. Он очень простой в художественном исполнении, но добавляет какую-то совершенно неописуемую изюминку данному собору, делая его более светлым и добавляя воздуха.

В остальном, это классические интерьеры готических соборов, минимализм в оформлении: длинные деревянные скамейки для прихожан, огромные картины, развешанные по боковым стенам, небольшое количество скульптур Девы Марии и Иисуса Христа, Распятие Джотто, висящее посередине главного холла, и один из самых красивейших алтарей во Флоренции.

Капеллы

Алтарная часть разделена на несколько капелл и украшена фресками, над которыми работали знаменитые художники Италии.

Капелл в соборе всего 5: Капелла Мантуанских Строцци, Капелла Делла Пура, Капела Строцци, все они находятся в непосредственной близости друг от друга и окружают главную Капеллу Торнабуони. Пятая по счету, Большая Испанская Капелла, находится в Зеленом Клуатре, попасть в нее можно через зеленый монастырский дворик.

На что обратить внимание в Санта-Марии Новелле

Базилика особенно знаменита своими фресками, скульптурами и витражами. Разглядывая каждую их деталь можно потратить очень много времени. Особенно если вы знаете их историческое значение и ценность. Но даже если вы не сильны в религиозно-исторической интерпретации, эстетическое удовольствие вы получите определенно.

“Распятие” Брунелесски

Слева от главного алтаря находится скульптура “Распятие” Брунелесски.

Эта скульптура поражает своей реалистичностью, она выглядит так, как будто вылеплена из глины, а не выточена из дерева. Очень мягкие черты и изгибы Христа, тонкие руки, выпирающие кости. В ней отсутствует как бы “напряжение”, все выглядит гармонично и естественно, возможно благодаря тому, что пропорции Христа были соблюдены скульптором с архитектурной и физиологической точностью.

Я узнала, что Брунелесски создал свое распятие в ответ на работу Донателло. Известный флорентийский мастер первым вырезал распятого Христа. Увидев эту работу, Брунелесски описал ее лишь одной фразой “крестьянин на кресте”, чем вызвал бурную реакцию негодования у Донателло. Возмущенный мастер предложил Брунелесски проявить свои способности и попытаться вырезать из дерева более совершенного Христа. Очевидно, что он справился с этой задачей прекрасно, даже сам Донателло признал превосходство распятия Брунелесски. К слову, сейчас распятие Донателло находится в церкви Санта Кроче

Еще один интересный факт: Иисус Брунелесски совершенно неканоничен, он изображен обнаженным, без набедренной повязки.

Фрески

Около каждой исторически знаменитой фрески установлена табличка с описанием изображенного на ней и ее автором. Так что самого главного вы точно не пропустите.

А вот фрески из разряда must see в Санта-Марии Новелле:

  • Цикл фресок, изображающих жизнь Богоматери и святого Иоанна Крестителя. Эти фрески находятся в Большой Капелле. Их автор, вероятно, сам Микеланджело.
  • Ф реска “Царство небесное”. Изображения структурированы по образу и подобию “Божественной Комедии” Данте. Икать их нужно в Капелле Строцци ди Матова.
  • Фреска “Святая троица”. Шедевр Мазаччо размером 317 на 667 см , находится в одном из пролетов левого нефа и не влезает ни в один фотообъектив.
  • Фрески с изображением страшного суда, располагающиеся на алтарной стене в Капелле Строцци ди Мантова. На левой стене изображен рай, а на правой ад.

Витражи

Витражи – это еще одна достопримечательность Санта-Марии Новеллы. Особое внимание я хотела бы обратить на тот витраж, что расположен в Капелле Торнабуони, он называется «Коронование Богоматери». Мне посчастливилось посетить базилику в очень солнечную погоду и оценить всю прелесть этих витражей. Проходя сквозь маленькие цветные стеклышки, солнце будто оживляло рисунок. Можно было на самом деле поверить, что перед тобой не просто витраж, а сама дева Мария.

Клуатры

По левую сторону от Капеллы Мантуанских Строцци вы сможете найти небольшую арку-проход. Она приведет вас во внутренний монастырский дворик, он же Зеленый Клуатр.

Вообще, клуатр – это монастырский дворик, окруженный галереями с колоннадой, который как-бы отделяют храмовую часть от жилых помещений. Стены клуатров зачастую расписаны различными фресками. Клуатр Санта-Марии Новеллы расписан изображениями сцен сотворения мира и всемирного потопа.

Далее, направляясь прямо от входа в Зеленый Клуатр, вы перейдете в Клуатр Мертвых, где расположены могилы и погребальные капеллы многих знатных семей Флоренции 14 века, а также более поздние. В каждом путеводителе говорится, что этот Клуатр закрыт для посещения, но это не правда. Клуатр открыт для всех желающих. Попав туда, я долго не могла понять или скорее даже поверить, где я нахожусь.

Практически каждое надгробие – это настоящее произведение искусства. И благодаря тому, что вы находитесь не в закрытом помещении, а на свежем воздухе, в этом месте совершенно нет каких-либо жутких ощущений и внутренней тяжести.

Рассматривая надгробия, я случайно увидела могилы людей из Российско-Украинской диаспоры.

Аптека Санта-Мария Новелла

Как же можно рассказывать о Санта-Марии Новелле и не упомянуть о самой известной, самой посещаемой и старинной аптеке во всей Тоскане?

Выходя из Зеленого Клуатра вы попадаете в Большой Клуатр, напротив входа в который и располагается эта самая аптека. Она не является частью Санта-Марии Новеллы, но все же стоит на прилегающей к церкви территории и бесспорно является одним из главных ее олицетворений. Войти в аптеку можно как через базилику, так и снаружи. Ее точный адрес: Via della Scala, 16 .

Внутри вы увидите стенды со всякими мазями, травами, чаями, растворами, смесями, свечами и духами. запах которых перемешивается и создает что-то уникальное, присущее только этому месту. Несмотря на большое количество народа и малое количество персонала, все очень дружелюбны и любезны. Милая женщина за стойкой рассказывает о целебных свойствах их трав и мазей, уверяя, что ими можно вылечить любой недуг. Кстати, это одна из немногих пожилых женщин, которые мне встретились во всей Италии, свободно владеющая английским языком.

Эта аптека-музей, оставила настолько глубокое и позитивное впечатление, что даже не хочется упоминать о уровне цен на их продукцию. Но оставив 35 евро за травы для снятия стресса, я ни на грамм не жалею о потраченных деньгах, а лишь подтверждаю их чудодейственную силу.

Как итог своего путешествия по Санта-Марии Новелле, могу сказать, что эту базилику определенно стоит посетить. Не рассчитывайте обойти ее меньше чем за два часа, даже если вы зайдете “взглянуть одним глазком”. Поверьте моему опыту, это выльется в полуторачасовые ахи и вздохи и полноценное культурное путешествие в 14 век. А если вы решите все досконально изучить и просмотреть, то одним посещением вы точно не обойдетесь.

Флоренция: Санта-Мария-Новелла и другие знаменитые церкви

Сегодня в соборах Флоренции, глядя на произведения великих мастеров Возрождения Вы сможете познакомиться с искусством эпохи и одновременно с самим городом, каким он был более пятисот лет назад.

Содержание:

Церковь Санта-Мария-Новелла и аптечные рецепты средневековых монахов

Один из самых древних готических храмов города. Мраморный фасад творения Леона Баттиста Альберти смотрит на площадь. Трудно представить, что начиналась история с небольшой часовенки, построенной здесь посреди виноградников в IX веке. Четыре столетия спустя церковь начали перестраивать монахи-доминиканцы, но они преуспели лишь тогда, когда среди их прихожан появились богатые меценаты семейства Ручеллаи.

  • Первая базилика во Флоренции

Здесь, в этом величественном храме, среди его сокровищ Вы вновь встретитесь с творениями одного несравненного рассказчика, поведавшего нам о повседневной жизни флорентийцев XV века, ее истинного хроникера и летописца – Доменико Гирландайо, первого учителя Микеланджело . О нем всегда ходили легенды, по одной из них он рисовал столь много, что однажды даже сказал: «Если бы городские власти захотели расписать фресками стену вокруг Флоренции , я бы с удовольствием взялся за этот заказ».

На фресках Гирландайо в Санта-Мария-Новелла Вы увидите многих знаменитых флорентийцев. Вот ученые гуманисты, руководители флорентийской Платоновской академии: Кристофоро Ландино, Марсилио Фичино, Анджело Полициано. Рядом благородные мужи члены семейства Торнабуони, известные меценаты и покровители искусства.

  • Фреска «Благовещение Захарии»

Сегодня мы благодарны Гирландайо. За многие столетия до открытия фотографии, художник запечатлел в своих фресках портреты людей целой эпохи. Словно в огромной фотогалерее, мы всматриваемся в лица флорентийцев, все вместе, когда-то они творили историю. Усилиями каждого возвышалась Флоренция.

Помимо множества двориков и капелл, так же к монастырю Санта-Мария-Новелла относилась и аптека, благополучно существующая и поныне в доме №16 на улице делла Скала. Ещё со времен Данте доминиканцы готовили здесь целебные экстракты из трав. Некоторые настойки заказывали даже из Китая, так славились рецепты монахов.

Кстати, древние рецепты сохранились, и любой может приобрести лечебное снадобье в изящных баночках, эссенции улучшающие память, благовония и прочие магические смеси. Резные шкафы в старинном зале, уставленные ретортами, перегонным кубами и иными сосудами, напоминающими атрибуты алхимиков, с искусством которых, наверняка, были хорошо знакомы средневековые аптекари.

  • Аптека распахнула свои двери для флорентийцев в 1612 году

Звуки колокола Санта-Мария-Новеллы разливаются над привычной городской суетой. Если повезет, в городе можно застать особые мгновения, когда все колокольни Флоренции вступают в перезвон в одно и то же время. Говорят, это самый красивый колокольный звон во всей Италии.

Церковь открыта для посещения с апреля по сентябрь с 9.00 до 19.00, в остальные месяцы с 9.00 до 17.00. По воскресеньям храм открывается в 11.00
Адрес: Piazza di Santa Maria Novella, 18

Орсанмикеле, музей скульптуры под открытым небом

Храм был построен на месте монастыря «Святого Михаила в саду». Поначалу, здание это предназначалось для торговли зерном, это потом уже открытые арки заложили камнями и на первом этаже устроили церковь. Заботу о ней взяли на себя четырнадцать главных флорентийских гильдий. В фасадных нишах, они пожелали поставить статуи своих покровителей. Для работы над ними были приглашены Лоренцо Гиберти, Андреа Вероккьо, Донателло, Нанни ди Банко. Таким образом, в нишах Орсанмикеле, по всем четырем сторонам света, оказалось наиболее полное собрание флорентийской скульптуры XV-XVI веков.

Церковь работает ежедневно с 10.00 до 16.50, музей скульптуры на первом и втором этаже открыт в понедельник с 10.00 до 16.50 и в субботу с 10.00 до 12.30. Вход свободный.

Адрес: пересечение Via dell’Arte della Lana и Via Orsanmichele

  • Орсанмикеле была построена в период с 1337 по 1350 годы

Монастырь Сан-Марко и Ангельский монах

До начала правления Медичи, главным меценатом Флоренции была Гильдия суконщиков. Помимо Дворца суконщиков, ей принадлежали в городе не менее двух сотен мастерских и лавок. Герб Гильдии – агнец Божий, украшал все флорентийские храмы, построенные на их щедрые пожертвования.

Монастырь Сан-Марко был одним из духовных центров Флоренции в XV веке. Здесь жил и творил один из самых чистых и светлых художников Возрождения Беато Анджелико, Фра Анджелико (Ангельский монах), как его называли. «Благовещение», одна из его самых известных фресок, находится в монастыре Сан-Марко. Пройдя по коридору вдоль келий монахов, Вы почувствуете себя посетителем настоящего музея. Росписи принадлежат кисти Фра Анджелико и его учеников. Вместе они расписывали кельи, выбирая сюжеты, помогающие в молитве.

  • В настоящее время монастырь превращён в музей

В Сан-Марко жил и Джироламо Савонарола, деяния которого оставили во Флоренции трагичный след. Его проповеди буквально завораживали флорентийцев и в тоже время вселяли в них страх и неуверенность в завтрашнем дне. По велению Савонаролы были сожжены многие прекрасные творения того времени, картины и книги, объявленные им греховными и легкомысленными. Печальным был конец доминиканского монаха, объявлявшего себя пророком, его сожгли на костре, прямо на площади Синьории.

Монастырь открыт с понедельника по пятницу с 8.15 до 13.50, с выходные и праздничные дни с 8.15 до 16.50

Адрес: Piazza San Marco, 3

Базилика Сан-Лоренцо и библиотека Лоренцо Великолепного

К церкви Сан-Лоренцо интересно прийти ранним утром, днем на этой площади шумит оживленный рынок, а она располагает к тому, что бы побыть здесь в тишине. Главный фасад так и остался незавершенным, и сегодня своим внешним видом напоминает грубую кладку дворца Синьории, неровный, землистого цвета кирпич стены. Говорят, однажды перед фасадом Сан-Лоренцо вместе мечтали о будущем пятнадцатилетний Микеланджело и Лоренцо Великолепный.

  • В храме покоятся самые известные члены семьи Медичи

Правитель Флоренции надеялся, что его талантливому юному другу по силам новая задача – покрыть этот фасад мрамором и изваять двенадцать скульптур, которые бы разместились в пустующих нишах. Вместе они мечтали создать нечто Великое, чему бы радовалась вся Италия. Этим замыслам не суждено было осуществиться. Микеланджело сделал лишь деревянный макет для будущего проекта, но дальше дело не пошло. Главный фасад Сан-Лоренцо за пятьсот лет так и не изменился, по-возрожденчески красивый и скромный в своей естественной простоте.

Через внутренний дворик Сан-Лоренцо можно попасть в настоящее хранилище мудрости. Библиотека Лауренциана – это богатейшее собрание древних рукописей, книг и документов времен Античности, Средневековья и эпохи Возрождения. Эту уникальную коллекцию оставил после себя Лоренцо Великолепный, а собирать ее начал ещё Козимо Старший. Читальный зал библиотеки действует и сегодня.

  • «Лауренциана» библиотека получила в честь Лоренцо I Медичи

Солнце играет на деревянных кафедрах. Они украшены искусной резьбой, исполненной по эскизам Микеланджело. Когда-то книги лежали в строгом порядке на этих полках, каждая была прикована к своему законному месту специальной цепочкой. В списках книг кафедры можно найти многие знаменитые произведения. Днём с рукописями в этом зале работали монахи-копиисты, переписывая целые тома от руки. То была тонкая и кропотливая работа по оформлению книг, каждая из которых потом становилась произведением искусства.

Все эти свитки, рукописи и старинные трактаты держали в своих руках ученые-гуманисты. Здесь можно почувствовать дух эпохи Возрождения, вернувшей миру многие забытые знания античности, великие учения мудрецов Востока и Запад

Вход в базилику открыт каждый день с 10.00 до 17.00, в воскресенье с 13.30 до 17.30

Адрес: Piazza di San Lorenzo, 9


galik_123

Наводы

Курс – на эстетику и позитив!

Во Флоренции достопримечательности начинаются прямо у вокзала. Базилику Santa Maria Novella – главную визитную карточку Флоренции, можно увидеть сразу, выйдя из здания вокзала на привокзальную площадь. С этой стороны она имеет суровые черты романско-готического стиля. Тем удивительнее оказывается впечатление от главного фасада базилики, выходящего на Piazza Santa Maria Novella.

1. Кружевной фасад церкви работы Леона Баттисты Альберти выглядит очень нарядно и легко в отличие от контрфасада. Базилика Санта-Мария Новелла считается старейшим соборам во Флоренции и одним из важнейших доминиканских храмов не только во Флоренции, но и во всей Италии. Так как здание строилось довольно долго, оно сочетает в себе элементы разных стилей архитектуры, а внутри хранится множество шедевров искусства XIV-XVI веков (Боттичелли, Бурнeллeски, Гиберти, Гирландайо, Филиппино Липпи, Мазаччо, Нино Пизано, Джорджо Вазари). В эту церковь нельзя заходить мимоходом, сюда надо идти специально.

2. От вокзала на площадь можно пройти по Via degli Avelli, обогнув базилику слева, рядом со стеной старинного кладбища.

3. Надо идти вдоль арок, но на самом деле это не просто арки, а погребальные склепы знатных флорентийских семей.

7. И выйти на площадь, чтобы очутиться перед фасадом базилики. Площадь была открыта по инициативе муниципалитета в 1287 году, а обустройство её было закончено к 1325 году. На площади собирались верующие, чтобы слушать проповеди доминиканских монахов, которые проживали в соседнем монастыре.

8. В дальнейшем эта просторная площадь стала местом проведения праздников и представлений, таких как бег с колесницами. Для этих соревнований на площади поставили два мраморных обелиска, поддерживаемых бронзовыми черепахами. Теперь здесь отдыхают уставшие туристы после потрясения от Флоренции.

9. С этой смотровой площадки на крыше одного из дворцов можно сделать прекрасные снимки базилики и площади.

11. Монахи доминиканского ордена прибыли во Флоренцию из Болоньи примерно в 1219 году. В 1221 году они получили в свое распоряжение маленькую церковь Богоматери на Виноградниках. Первый камень в фундамент нового и более широкого здания был помещен в 1279 году, однако строительство завершилось только в середине XIV века.
По поручению и на средства семьи Ручеллаи, покровительствовавшей церкви, к 1478 году Леон Баттиста Альберти закончил фасад белого и темно-зеленого мрамора. Между 1565 и 1571 годами церковь была перестроена Джорджио Вазари.
Главный фасад церкви представляет собой смешения романского, готического и ренессансного стиля. Леон Баттиста Альберти вынужден был исходить из сохранившейся готической структуры и деталей украшения нижнего яруса, однако в результате построил фасад, близкий по стилю к ренессансу и флорентийскому романскому стилю.

12. Сияющее солнце, изображенное наверху, под крышей, – это эмблема доминиканцев. На верхнем архитраве – надпись с указанием имени покровителя (Ручеллаи) и даты постройки – 1470 год.

13. Ниже – высокая полоса с серией квадратных форм, придуманная Альберти для маскировки явных противоречий структуры. Чтобы соединить большой неф с боковыми нефами, значительно более низкими, Альберти придумал две опрокинутые волюты (завитки).

14. На фасаде церкви также установлены астрономические приборы, позволившие точно определить расхождение между астрономическим календарным годом и юлианским календарем.

15. Прекрасные люнеты были выполнены в начале XVI века.

19. Рядом, слева, вплотную примыкая к базилике, расположены лоджии госпиталя Сан Паоло, основанного в XIII веке.

20. Предполагается, что эти здания относились ранее к монастырю, что вполне правдоподобно, ввиду гармоничного сочетания декора.

21. Вход на территорию базилики со стороны Via degli Avelli.

23. Дворик старинного кладбища.

25. Выход на Piazza Santa Maria Novella.

26. Вид в сторону Пьяцца делла Стационе.

27. Колокольня базилики высотой 68 метров была построена около 1332 года в романском стиле, с трехстворчатыми окнами и висячими арками, покрытие купола – готический элемент.


Италия, Флоренция. Церковь Санта-Мария Новелла, вид со стороны вокзала через привокзальную площадь

Источники:
http://travelask.ru/italy/florence/bazilika-santa-mariya-novella
http://italiaamoremio.ru/florenciya-santa-mariya-novella/
http://galik-123.livejournal.com/176382.html
http://planetofhotels.com/avstriya/vena/dvorec-belveder

Ссылка на основную публикацию