Большой Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге

Большой Екатерининский дворец в Питере

Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге считается не только величайшей достопримечательностью России, но и весомой частью всемирного наследия ЮНЕСКО.

Знаменитый великолепный большой Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге, который представляет собой центральную часть огромного архитектурного ансамбля, располагается на территории Царского села. Каждый день его залы посещают несколько тысяч туристов со всего мира. Здание представляет собой императорский дворец, который ранее был резиденцией для Елизаветы Петровны, а также Екатерины I и Екатерины II на летнее время. Данная достопримечательность причислена к наследию Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Резиденция была названа в честь Екатерины I, по приказу которой она была построена. Начало строительства датировано 1717 годом. С этого момента здание несколько раз перестраивалось, на данный момент времени оно является ярким образцом позднего барокко.

После того, как турист выяснит адрес Екатерининского дворца, он, как правило, старается узнать, когда именно лучше всего его посетить. Однозначного ответа на данный вопрос просто не существует. Летом можно полноценно насладиться фасадами дворца, а также видами огромного парка, широкими зелеными аллеями, погулять у Большого озера. Большой популярностью также пользуется конная прогулка или поездка на электромобиле. По озеру можно проплыть на гандоле. Единственным недостатком летнего периода считается огромный приток гостей, поэтому чтобы проникнуть внутрь дворца туристу придется простоять уйму времени в очереди. Опытные путешественники утверждают, что парк лучше всего посещать весной или летом, а вот внутрь дворца можно попасть и зимой.

В литературе часто упоминается Екатерининский дворец осенью. Особенно прекрасным периодом поэтам казалось бабье лето. Воображение поражает буйство красок, листва на деревьях самых необыкновенных цветов сливается в единую композицию.

Действительно, осень для данных территориальных регионов считается благополучным сезоном для планирования путешествий. Таким образом, Екатерининский дворец в Питере можно посетить в середине – конце сентября, когда сезон дождей еще не начался, но солнце уже не так палит. Осеннее убранство сада смотрится также великолепно, как и его весенний вариант, однако с марта по начало мая питерская погода отличается дождливостью.

История Екатерининского дворца

Стоит отметить, что дворец пережил несколько эпох, именно поэтому его архитектура нашла свое отражение в каждой из них. Кроме того, свое влияние также оказали личные вкусовые предпочтения каждого из правителей тех времен, для которых здание являлось резиденцией. 1717 год считается годом начала строительства дворца, которое велось под чутким руководством архитектора Иоганна Брауештейна из Германии. Строение с самого начала было запланировано, как резиденция Екатерины I. Завершение строительства датируется 1724 годом. Согласно первому проектному плану здание представляло собой двухэтажное здание небольших размеров, выполненное в голландском стиле. Если просматривать фото Екатерининского дворца в Санкт-Петербурге во времена разных правителей, можно заметить определенную динамику. Например, после того как Елизавета Петровна взошла на престол, она поручила известным архитекторам России не только увеличить площадь строения, но и благоустроить его.

Как гласит история, современные туристы видят Екатерининский дворец именно таким, каким он стал во времена правления Елизаветы Петровны.

1752 год также стал периодом изменений. Императрице показалось, что резиденция слишком тесна и старомодна, поэтому она поручила ее реставрацию архитектору, известному под именем Бартоломео Растрелли. Перестроечные работы длились четыре года. Изменения были грандиозными, именно после этого периода здание получило стиль Русское барокко, в котором оно сохранилось по сей день. Для позолоты отделки фасада ушло ста килограммов золота, которое также украсило статуи, расположенные по периметру кровли. Особым изяществом также отличается парковая зона, презентация которой вместе со дворцом состоялась в 1756 году. На тот момент Екатерининский дворец в СПБ произвел неизгладимое впечатление на иностранных послов и российских вельмож.

Встречает туриста Парадная лестница, для изготовления которой был использован белый мрамор. Над ее созданием трудился архитектор по имени И. А. Монигетти. Это непревзойденное архитектурное творение занимает часть Китайского зала, который отличается особыми тематическими украшениями, среди которых фарфоровые блюда и вазы. Особое внимание также стоит уделить такой детали интерьера, как большой настенный барометр и часы. Лестницу украшают два Амура, один из которых еще крепко спит, а другой только начал просыпаться. Для оформления перекрытий и стен была использована резная лепнина непревзойденного качества. Потолочное пространство занимает известная картина «Эней и Венера», «Суд Париса», а также «Юпитер и Каллисто». Лестница проводит своих гостей к залам Екатерининского дворца в Пушкине фото которого можно просмотреть в сети:


  1. Большой зал, который также известен под названием Светлая галерея, считается наиболее крупным помещением, если брать за основу сравнения площадь. Его основным назначением считался прием почетных гостей, а также организация торжественных балов. Убранство комнаты поражает своей нереальной красотой. Главной особенностью дизайна считается чередование оконных проемов и зеркал. Именно этот прим помог визуально увеличить зал, сделать его практически бесконечным. Чтобы голос императрицы звучал более властно, повелевающее, здесь любой громкий звук повторяется ровно тридцать два раза. В солнечную погоду Светлая галерея окутана искрящимся светом, который отражается золотыми поверхностями. Ночью внутри зала зажигается огромное количество свечей. Довершающим элементом интерьерного образа считается паркет, изготовленный из мореного дуба.

  2. Если посетить Екатерининский дворец в Питере, можно увидеть кавалерскую столовую, располагающуюся недалеко от Большого зала. Ее стены украшают золотые резные узоры и многочисленные картины. По центру стоит массивный обеденный стол, накрытый драпированной скатертью, а также оформленный с использованием атласных лент. У туриста есть возможность ознакомиться с известными орденскими сервизами. Столовая служила помещением для официальных приемов немногочисленных гостевых групп. Поэтому ее убранство отличается скромностью и особым уютом.

  3. Белая парадная столовая предназначена для обедов, проводимых исключительно для императорской семьи. Официальные приемы здесь проводились со сложной сервировкой стола, от которой веяло роскошью, гостей всегда встречали фонтаны из шампанского либо вина. Стены столовой украшают картины с изображенными сценами охоты. Таким образом, Екатерининский дворец внутри отличается богатым убранством и эффектными дизайнерскими решениями.

  4. Картинный зал считается одним из наиболее увлекательных, исторически значимых помещений, где хранится огромное множество картин, написанных талантливыми художниками из западной Европы. Тут висит картина, заказанная Петром I. Она получила название «Полтавская битва». Помещение изначально выполняло функцию своеобразного кабинета, где проводились встречи и дипломатические приемы. Также стоит отметить, что в военное время галерея была полностью разрушена, однако все работы предварительно были вывезены и сохранены. На свои места они вернулись, после полной реконструкции здания.

  5. Екатерина Великая среди всех дворцовых помещений всегда выделяла Арабесковый зал, который был декорирован Ч. Камероном. Панно из арабесок рассказывало о жизни древних римлян. Тут изображены не только люди, но и чудовища из мифологии того времени. Отличительной особенностью комнаты считается ее сдержанность, утонченность, элегантность. Примечательно, что история Екатерининского дворца практически не коснулась данного зала.

  6. Янтарную комнату часто называют настоящим восьмым чудом света. Изначально она являлась кабинетом или местом, где просто можно уединиться. Представленные вниманию туристов панно из янтаря были преподнесены в дар царской семье королем Вильгельмом I. Во времена войны комнаты была полностью потеряна, то есть вывезена за границу России. Куда именно до сих пор не известно. Над восстановлением помещения мастера трудились с 1979 года и по 2003.

Кроме того, имеется достаточно информации не только о выдающихся достоинствах достопримечательности, но и о том, как добраться до Екатерининского дворца, чтобы сэкономить свое время. Удобнее всего можно добраться до места назначения от Витебского вокзала, откуда отправляется электричка, следующая до платформы под названием «Царское Село». От станции доехать непосредственно до музея следует на автобусе № 371 либо маршрутном такси № 377.

Примечательно, что каждый отдельный зал представляет собой уникальную, полностью завершенную композицию, которая характеризуется умеренной роскошью. После того как турист поймет, где находится Екатерининский дворец, ему необходимо понять, что для экскурсии лучше всего выбрать время до обеда, поскольку она длится достаточно долго. В любом случае посетить само здание и окружающий его парк лучше двумя подходами, чтобы не упустить ни единой детали.

Аудиогид, билеты 700 руб, оплата картой.
Санкт-Петербург, город Пушкин, Садовая улица, 7
+7 812 415‑76-67, +7 812 415‑76-68

Большой Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге

В исторической части городка Пушкин находится замечательный памятник достояния России, называемый Царскосельским дворцом, Большой Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге. В его истории, архитектуре навсегда запечатлены творения великих мастеров трёх эпох жизни Государства Российского. Три Великие императрицы России (Екатерина I, Елизавета Петровна, Екатерина II) внесли свой вклад в создание уникального ансамбля.

Приятный бонус только для наших читателей — купон на скидку при оплате туров на сайте travelata.ru до 30 ноября:

  • AF500guruturizma — промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru – промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000KGuruturizma – промокод на 2 000 руб. для туров на Кубу от 100 000 руб.

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте level.travel. Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

История строительства

Начало стройки Царкосельской резиденции Екатерины I происходило в 1717году (окончание стройки 1724 год) по проекту известного архитектора Германии Браунштейна. Это было двухэтажное строение, состоящее из 16 комнат, называемое Каменными палатами. Тогда же в восточной части территории дворца были заложены Верхний (состоял из трёх террас) и Нижний сады. Западную часть окружения дворца отвели под создание Зверинца (потом здесь появился Александровский сад).

Правление каждой императрицы отражалось в изменениях, дополнениях направлений архитектурного стиля окончательного вида дворца. Основными считаются следующие этапы строительства современного архитектурного стиля дворца:

  • Начальный этап появления комплекса, длящийся до 1744 года, когда под руководством А. В. Квасова он был дополнен двухэтажными флигелями, связанными галереями.
  • Этап коренного преобразования (1752 год при жизни Елизаветы Петровны) по планам Растрелли дворцовый комплекс приобретает черты классического барокко.
  • Трагические разрушения около 80% здания в 1941 году (исчезновение Янтарной комнаты, огромного количества художественных ценностей).
  • Период восстановления. Уже в 1959 году шесть залов дворца стали доступны посетителям. Вновь засветился солнечными зайчиками Янтарный зал в 2003 году.

Архитектура

Современный вид дворец приобрёл при власти Елизаветы Петровны. В июле 1756 года он во всём великолепии предстал перед императрицей и многочисленными гостями. На лазоревом фасаде с белоснежными колоннами сверкал золочёный орнамент. Лепные украшения, фигуры атлантов придавали дворцу торжественный, нарядный вид. Над северной частью 325 — метрового строения сверкали пять церковных куполов. Парадный вход находился с южной стороны дворца. Его крыльцо было украшено шпилем с золотой звездой. Свыше 100 кг золота потребовалось для отделки фасада дворца.

Роскошные покои (обустраиваемые Растрелли) размещались во всю длину дворца, создавая Парадную анфиладу, сверкающую позолоченной резьбой. Во время власти Екатерины II шотландский архитектор Чарльз Камерон руководил созданием многих кабинетов дворца (Серебряный, Синий, Китайский зал, гостиные Лионская, Арабесковая Купольная столовая). Знаток и сторонник античной архитектуры решил задачу с необыкновенной изысканностью, утончённостью, красотой.

Парадная лестница (стиля второе рококо) появилась по проекту архитектора И. А. Монигетти в 1863 году и считается последним звеном перестройки ансамбля. Разместилась мраморная лестница на месте Китайского зала. Барометр, большие часы, вазы, фарфоровые блюда из Японии, Китая. Скульптурные фигуры «Просыпающийся Амур», «Спящий Амур», резная лепнина формирует её оригинальный наряд.

Парадные залы

Следуя требованиям главенствующего архитектурного стиля, Растрелли создал внутренние помещения здания по плану единой линии, когда один зал переходит в другой без дополнительных переходов, перемычек (анфилада). Обилие золота в отделке дало право называть её Золотой анфиладой. В военные годы 53 зала были ограблены, разрушены. Сейчас полностью восстановлены 32 помещения. Работы активно продолжаются.

Большой зал

Иначе Светлая галерея (Тронный зал) считается грандиозным помещением строения. Он находится на площади около 1000 кв. м, охватывает всю ширину помещения. Растрелли создавал его для торжественных приёмов, балов, светских мероприятий. Золотой блеск украшений зала, оригинальное решение бесконечного зала подчеркивали мощь и величие императрицы. Реализовал этот эффект Растрелли за счёт удачно расположенных ряды (два) высоких окон (по 13 с каждой стороны), между которыми вмонтированы зеркала в позолоченных рамках.

Каждый звук в зале повторяется 32 раза, что придавало голосу императрицы необычно властное звучание. Акустический эффект долго не могли воспроизвести при реставрации, но однажды он появился самостоятельно. Паркетный пол из осветленного (морёного) дуба, удивительный плафон, имеющий собственную непростую историю, создают атмосферу прошлого великолепия. Кажется, что вот-вот зазвучат ноты вальса и появится императрица в золотом одеянии.

Кавалерийская столовая

С двух сторон Парадной лестницы находятся две уютные столовые. Небольшие группы важных гостей, балы проходили в уютной Кавалерийской столовой. Её основными элементами являются изразцовая печь, огромный обеденный стол. Печь украшена изразцами, выполненным по образу дельфтских керамических изделий (восстановлена после войны). Фигурный стол сервирован элементами из трёх орденских сервизов. Посуда была изготовлена по спецзаказу Екатерины II на фабрике Гарднера, На ней изображены ленты, ордена Святых Владимира, Георгия, Андрея Первозванного. Использовалась для приёма кавалеров этих орденов. На столе можно увидеть скатерть с изящными лентами. Общий архитектурный тип столовой выполнен в стиле барокко с большим количеством элементов с позолоченным орнаментом.

Белая парадная столовая

В ней проходили обеды императорского семейства, «вечерние кушанья» императрицы в узком кругу, официальные празднества. Стены помещения обтянуты белым штофом, украшены золотым орнаментом. В центре столовой находится фигурный стол, уставленный роскошной посудой из сервизов императрицы Марии Федоровны, изготовленной на Мейсенской фабрике. Особенно загадочными выглядят маслёнки-обманки, декоративные вазы – «ароматницы буль де неж».

В центре стола расположена уникальная фарфоровая копия беседки Екатерининского парка («сюрту де табль»). В парадной столовой все празднества проходили с использованием сложных особенностей сервировки стола, обилием блюд, фонтанами из вина, шампанского. Мебель с золочёными консолями выполнена в старинной манере. Стены помещения украшены картинами И.Ф. Гроота (он ввёл направление «охотничий натюрморт» в живописи). На картинах изображены моменты охоты, яркие натюрморты, охотничьи трофеи. Архитектором белой парадной столовой является Н.П. Краснов.

Картинный зал

В центральной части Золотой анфилады находится оригинальный зал. Его стены увешены яркими полотнами картин, приобретённых в 1745 году. Это коллекция живописи пяти европейских школ (Испании, Италии, Франции, Голландии, фламандских мастеров). Размещены они по шпалерному типу, популярному в XVIII, представляющему сплошной ковер из картин, отделяемых рамками. Среди многочисленных картин известных художников западной Европы XVII,XVIII столетий находится картина «Полтавская битва», написанная по заказу Петра I.

Оформлением зала руководил Растрелли. Все картины гармонично сочетаются по размерам, цвету, создавая уникальную мозаику. Основным предназначением зала являлось проведение дипломатических встреч, важных приёмов. Вовремя войны зал был разрушен, но картины удалось вывезти.

Арабесковый зал

Любимый парадное помещение Екатерины Великой, рождённое из её личных покоев первым. Оформлением зала руководил архитектор Ч.Камерон. Он удачно использовал сложный средневековый орнамент восточных стран, состоящий из геометрических, растительных узоров в создании панно. На них изображены сцены из жизни Древнего Рима. Фигуры мужчин, женщин, чудовищ из легенд, мифов загадочными сюжетами переходят друг в друга, окружаются растительным орнаментом, создавая изысканную атмосферу зала.

Причудливый узор в сдержанных тонах на ковре (с изображением победы Потемкина над турками), утвари, мебели, стенах, любом элементе декора создаёт особый уют в этом зале. Здесь императрица любила проводить приёмы, думать над игрой в шахматы, шашки, любуясь фантастическими арабесками.

Малиновая и Зеленая Столбовые

Такое название помещения получили из-за оригинального вида стен. На них находятся стеклянные столбы с разноцветной фольгой (в то время её изготавливали из чистого серебра), имитирующей россыпи драгоценных камней. Растрелли придумал эти архитектурные элементы для имитации колонн, поддерживающих потолок в виде плоских пилястров (или столбов). В Малиновой Столбовой проводились весёлые настольные игры. Центр занимает ломберный, старинный стол с редкими шахматами, сделанными китайскими мастерами в XVIII столетии (фигуры сложной формы сделаны из кости, а доска покрыта перламутровыми пластинами).

Сейчас в залде выставлен редкий экземпляр секретера XVIII столетия (в Европе образцов наборной мебели стиля «перистого рокайля» сохранилось совсем немного). Его изготовил известный немецкий мастер по изготовлению мебели А.Рентген. В Зелёной Столбовой размещалась буфетная Екатерины II с богатой коллекцией столового серебра. Готическую перегородку, поставленную около1770 года, не восстанавливали после военных действий.

Портретный зал

Начальный образ помещения полностью возвращён в результате сложных реставрационных работ по фотографиям, сохранившихся фрагментах отделки. На стенах зала, обтянутых белым штофом, вновь засверкали роскошью, золотым убранством парадные портреты императорских особ. Среди них изображения Екатерины I, Елизаветы Петровны. Портреты Великой княгини Наталии Алексеевны, Екатерины II. На потолке зала находится плафон «Меркурий и Слава», созданный Д. Скайярио (венецианская школа) в 1792 году. Портреты помещены в огромные рамы, украшенные вензелями, коронами, золотым орнаментом. На них прослеживается путь изменения стоимости императорских нарядов.

Они становятся всё богаче, внушительнее, подчёркивая необъятное величие императриц. После смерти Елизаветы Петровны количество нарядов превысило 15 тысяч единиц. Старинные предметы туалета находятся в специальных зеркальных витринах, стоящих у окна. Это несессеры, костюмы вельмож, веера, табакерки, венчальный наряд, выполненный из серебряной парчи. Во время восстановления зала заменили одну (из двух изразцовых печей) на вариант роскошного камина, облицованного мрамором.

Янтарная комната

Удивительная комната появилась по приказу Елизаветы Петровны Растрелли украсить стены янтарными панелями (наследство отца). Созданы они умельцем Шлютером для короля Фридриха I и подарены Петру I.Работа с янтарём (хрупким, чувствительным к свету материалом) считалась редкой, сложной. Комната стала шедевром искусства XVIII столетия, жемчужиной дворца, самым значимым произведением из янтаря. Сквозняки, печное отопление, перепады температуры наносили вред янтарному произведению. Комната существовала во дворце почти 200 лет. Часто проводилась реставрация панелей.

Очередная из них была запланирована на 1941 год. Война изменила всё в жизни дворца. Тяжёлый удар ему нанесло исчезновение Янтарной комнаты. Найти её не удалось. А вот все янтарные панели в 190 годы восстановили полностью в Царскосельской янтарной мастерской умением собственных реставраторов. После 20 лет кропотливого поиска технологий, создания школы мастеров новый Янтарный зал в 2003 году предстал перед ценителями прекрасного. Сделано это было в честь празднования 300 — летия красивейшего города мира Санкт-Петербурга.

Время работы и цены на билеты

Дворец, являющийся объектом культурного достояния России, Всемирного наследия ЮНЕСКО работает с 10 утра до 18 часов вечера (касса закрывается в 16.45). Выходной день во дворце каждый вторник и последний понедельник месяца. С апреля по октябрь осмотреть дворец можно по билету в парк. Стоит он 120 рублей. Ученики, студенты, курсанты, члены союзов дизайнеров, художников, архитекторов платят за билет 60 рублей. Пенсионеры (в том числе из РБ) имеют право приобрести льготный билет за 30 рублей. Дети в возрасте до 16 лет допускаются во дворец без оплаты.

Где находится и как добраться

Находится Большой Екатерининский дворец в городке Пушкин. Приехать на городской вокзал просто следующим способом:

  • На электричке с Витебского вокзала Санкт — Петербурга. Билет стоит 40 рублей. Дальше пешком (около 30 минут) или на местных автобусах 371, 382 или маршрутном такси.
  • Такси, следующим по маршруту 286, 287. 347, 545 от станции метро Московская (или Купчино). Стоимость проезда около 40 рублей.
  • На автобусе 187, едущего к железнодорожному вокзал. Цена проезда составляет 30 рублей. Время в пути около 1.2 часа.

Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе

Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе

Голубая мечта барокко. Так порой называют Екатерининский дворец Царского Села.

Царское Село – парадная летняя резиденция российских императоров.

Уже в XVIII веке Царское Село было признано одной из лучших царских резиденций Европы.

В 1710 году Пётр I пожаловал своей жене Екатерине Алексеевне мызу, которая получила название Сарская или Сарское село. С этого подарка началась история Царскосельского ансамбля.

Следующей хозяйкой Сарского села стала цесаревна Елизавета Петровна. Здесь ей пришлось провести самые суровые годы своей жизни, годы опалы во время правления императрицы Анны Иоанновны.

После восшествия на трон Елизавета Петровна развернула в Царском Селе большое строительство: «каменные палаты о 16 светлицах» были превращены в один из лучших европейских дворцово-парковых ансамблей. В это время в Царском Селе работали крупнейшие архитекторы, в том числе и Варфоломей Варфоломеевич Растрелли.

Творческий подчерк Растрелли, яркого представителя барокко, наглядно проявился здесь. Грандиозный пространственный размах, чёткость объёмов – всё это представлено в ансамбле Большого дворца. Строгая организованность планов сочетается с пластичностью, богатством скульптурного убранства и цвета, прихотливой орнаментикой.

При Елизавете Петровне Сарская мыза превратилась в величественный архитектурный ансамбль, превосходивший своими размерами и великолепием все другие резиденции в России.

Екатерининский дворец. Современный вид

30 июля 1756 года началась жизнь этого великолепного дворца в Царском Селе. В этот день была освящена домовая церковь. В этот же день архитектор демонстрировал своё произведение венценосной заказчице и послам иностранных держав.

Эпоха Елизаветы Петровны – эпоха балов и маскарадов. На создание обрамления для своих увеселений она никогда не жалела средств. И Большой зал или Светлая галерея дворца лучшее тому подтверждение. Золото на белом или белое на золоте. Трудно определить точно, но это и неважно. Сияние свечей или солнечных лучей. Бесконечность их отражений в драгоценных зеркалах. В ту пору сиянию их «вторило» сверкание драгоценностей, золото парадных одеяний.

Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе словно господствует над огромным пространством. Это сложная по своей композиции постройка.

Растрелли сохранил общие контуры композиции дворца, возведённого здесь ранее, но всё же полностью его перестроил. На 325 метров протянулись фасады нового дворца. Один из них обращён в Нижний парк, другой – на парадный двор. Все корпуса прежнего дворца зодчий выравнивает и превращает бывшие галереи в Большой зал и высокие парадные апартаменты.

Главный вход зодчий переносит в правый угол здания, чтобы постепенно, по мере продвижения по парадному двору, перед гостями раскрывалось богатое оформление всего фасада. Композиция интерьеров дворца построена на эффекте бесконечной протяженности анфилады залов, гостиных и др. парадных помещений.

Большой дворец стал первым зданием в России, где протяжённость анфилады равнялась длине всего здания.

Снаружи правый угол здания, над парадным входом, венчает купол с одной главой. Этому куполу на другом конце дворца отвечает пятиглавие церкви.

Растрелли сохранил основные членения прежней цепи дворцовых сооружений и использовал центральный и боковые корпуса старого дворца в качестве ризалитов нового здания. Ризалиты подчеркнули его протяженность и придали облику дворца соответствующую представительность.

Фасады шедевра русского барокко насыщены богатейшими лепными украшениями – фигурами атлантов, маскаронами, кронштейнами, картушами сложного рисунка, наличниками окон, гирляндами, декоративной скульптурой, вазами. Екатерининский дворец прекрасен и снаружи, и внутри. Его фасады, сияющие чистейшей лазурью, цветущие скульптурным убранством таят в себе множество драгоценностей – залов и комнат, которые иначе как произведениями искусства назвать нельзя.

Большой зал и сегодня восхищает и удивляет. Но честь быть самой знаменитой комнатой дворца принадлежит так называемой Янтарной комнате. Её история началась в эпоху Петра I. Русский царь, большой любитель всего нового и диковинного, узнал о необычном янтарном кабинете прусского монарха Фридриха Вильгельма. Некоторое время спустя царь получил янтарный кабинет в качестве дипломатического подарка. Но случилось так, что при жизни первого императора устроен (точнее, смонтирован) кабинет так и не был.

Дочь Петра I Елизавета вспомнила и решила использовать полузабытую диковинку. Первый адрес Янтарной комнаты в правление Елизаветы I – Зимний дворец (третий). В 1755 году императрица решает перенести комнату в новый Большой дворец в Царское Село. Янтарным чудом восторгались многие, но не только красота чудной комнаты принесла ей славу, а ещё и её исчезновение. В годы Великой Отечественной войны нацисты вывезли янтарный кабинет из дворца. Его поиски велись десятилетия. И российским реставраторам понадобились десятилетия на воссоздание янтарного шедевра. В 2003 году её увидели первые посетители.

Одновременно со строительством дворца расширялся и благоустраивался сад, заложенный ещё в самом начале XVIII века на небольшой площади в восточной стороне усадьбы.

В годы царствования Елизаветы Петровны был разбит и Новый сад. Новый сад разместился с противоположной стороны дворца по отношению к уже существующему саду, который тогда стали называть Старым. Новый сад был включён впоследствии в ансамбль Александровского парка.

Главным элементом убранства садов являлась тогда фигурно стриженная растительность. Искусно сделанные геометрические формы удачно подчеркивали причудливость барочных фасадов дворца и павильонов, представляли прекрасный фон для скульптуры, объединяя их в великолепный ансамбль.

Правление Екатерины II поистине стало для Царского Села золотым веком. Царская резиденция значительно выросла и приобрела тот художественный облик, который в основном сохранился до нашего времени. С тех пор дворец и парк стали называться Екатерининскими.

Интересно, что в те же годы правления Екатерины на юго-западной границе Екатерининского парка был основан целый уездный город – София, и даже учрежден Софийский уезд. В самом Царском Селе запретили строительство жилых домов, а чиновников, купцов и духовенство расселяли в Софии. До наших дней сохранились самые старые постройки в Софии – башни скотного двора и двухэтажный дом между ними.

Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе – любимая резиденция Елизаветы Петровны и Екатерины II – и в XIX, и в начале ХХ столетия оставался местом пребывания членов императорской фамилии.

После Октябрьской революции Екатерининский дворец был превращен в музей. В годы войны здание было практически полностью уничтожено, внутренняя и внешняя отделки на 80 % утрачены. Но благодаря сложным и кропотливым работам реставраторов, архитекторов, историков и различных мастеров уже в 1959 году были открыты для обозрения первые шесть залов дворца.

Сегодня экспозиция Екатерининского дворца открыта в 32 залах.

Источники:
http://guruturizma.ru/bolshoj-ekaterininskij-dvorec-v-sankt-peterburge/
http://history.wikireading.ru/66946
http://www.citywalls.ru/house30103.html

Ссылка на основную публикацию