Большой каскад в Петергофе

Нижний парк . Большой каскад

Архитекторы: Леблон Ж.-Б.
Микетти Н.
Земцов М. Г.
Год постройки: 1715-1723
Стиль:

Фото – Mary, 2006. (временное)

Большой каскад

Петергоф. Нижний парк, 4

1715-1723 – арх-ры Леблон Ж.-Б. Браунштейн И., Микетти Н., Земцов М. Г.
1800-1806 – балюстрада из пудостского камня заменена мраморной, свинцовые скульптуры – бронзовыми
скульпторы Козловский М., Шубин Ф., Щедрин Ф., Прокофьев И.
серед. XIX в. – арх. Н. Л. Бенуа – капитальная реставрация, укрепление
ВОв – разрушен, часть скульптур похищена
1946 – пуск фонтанов
1947 – ск. Симонов – воссоздание группы “Российский Самсон”

Центром композиции Нижнего парка Петергофского дворцово-паркового ансамбля является Большой каскад, составляющий единое целое с Большим дворцом. Большой каскад Петергофа входит в число самых крупных фонтанных сооружений мира.

Верхние палаты в Петергофе.
1717 г. грав. А. Ростовцева.

Панорама Петергофа сер.XVIII в.
Гравюра К. Челнокова и П. Артемьева
по рис. М. Махаева. (фрагмент)

1890-е гг. ([6*], Mary)
Петергофский дворец и
Большой грот с фонтанами.

1805-1806 гг. Вид бассейна
Самсона с фонтанами и каскадами
в нижнем саду Петергофском.
грав. И Ческий. (оригин. М.Шотошникова)

Прогулка Александра I по парку
с грав. И.Ческого.
([1*], Mary)

Панорама Большого дворца.
1890-е гг. ([6*]. С.9., Mary)

1894 г. Дворец сквозь
пыль фонтанов. ([12*], Mary)

1910-е гг. ([1*], Mary)

1910-е гг. ([1*], Mary)

1910-е гг. ([1*], Mary)

1910-е гг. ([1*], Mary)

1910-е гг. ([1*], Mary)

1845 г. В. Садовников.
Большой каскад и Большой
дворец в Петергофе.

Скульптуры Большого каскада.
Схема. (сост. Mary)

1* – Фото Т-ва Образование. Историческая панорама Санк-Петербурга и его окрестностей. Часть 8. Петергоф. Ораниебаум. Москва. 1913.

6* – Петергоф. его парки, его дворцы, его фонтаны. в прошлом и настоящем К. М. Муханова. СПб. М. ?1894.

12* – Петергоф. с фотографиями Е. П. Вишнякова. 1894.

Скульптуры Большого каскада
1. Персей (Ф. Щедрин)
2. Пандора (Ф. Шубин)
3. Церера * (1801)
4. Фавн Капитолийский * (1800)
5. Фавн Флорентийский * (1800)
6. Венера Каллипига * (1857)
7. Мелеагр Бельведерский * (1800)
8. Вакх с сатиром * (1800)
9. Амазонка * (1801)
10. Юпитер (Ж.-Д. Рашетт)
11. Флора Капитолийская
12. Акид (И.Прокофьев)
13. Юнона (Ж.-Д. Рашетт)
14. Фавн *
15. Галатея (Ж.-Д. Рашетт)
16. Венера Медицейская *
17. Меркурий Капитолийский*
18. Ганимед * (1800)
19. Актеон (И. Мартос) (1801)
20. Дискобол * (1800)
21. Германик * (1801)
22. Антиной Капитолийский*
23. Тритоны (И. Прокофьев, воссозд. Н. Дымкин) (1801, 1949)
24. Пан и Апполон*
25. Венера Каллипига*
26. Фавн Барберини*
27. Вакх*
28. Амур и Психея*
29. Бойцы Боргезе *
30. Лягушка (неизв. мастер нач. XVIII в. – воссозд. А. Гунниус)
31. Нева (Ф. Щедрин, воссозд. В. Элеоном) (1805, 1950)
32. Волхов (И. Прокофьев, воссозд. И. Крестовский) (1805, 1948)
33. Сирены и дельфины (Сирены – Ф. Щедрин. Дельфины – А. Анисимов, И. Тимофеев)
34. Фонтаны-раковины
35. Наяда с тритоном (Ж.-Д.Решетт)
36. Львиные головы (М. Думин по эскизу М. Козловского)
37. Самсон (М. Козловский – воссозд. В. Симонов)
* – Копия с античного оригинала

Начало истории строительства Большого каскада связано с именем Петра I. Именно ему принадлежала идея завершить перспективу морского въезда в резиденцию дворцом с грандиозным фонтанным сооружением у его подножия.

Строительство Большого каскада началось в 1715 г. одновременно с возведением на высоком холме Большого (Нагорного) дворца. В первоначальном варианте Большой грот задумывался с двумя боковыми каскадами с ниспадающими потоками воды, но возглавивший строительство в 1716 г. французский мастер садово-парковой архитектуры Жан Батист Александр Леблон усовершенствовал проект, устроив вместо обычного ниспадающего течения воды фонтаны, укрепив конструкцию грота сводами и дополнив убранство каскада новыми художественно-декоративными деталями.

Ж.-Б. А. Леблон не успел завершить работы, он скончался в 1719 г. Продолжил строительство немецкий арх. Иоганн Фридрих Браунштейн, ни на шаг не отступавший от проекта Ж.-Б. Леблона. Но вскоре немца сменил итальянский мастер Николо Микетти, представивший Петру I обновлённый проект Большого каскада, главной особенностью которого было увеличение числа скульптур в оформлении сооружения и изменение высоты водопадных уступов для установки на них барельефов и вододействующих маскаронов (скульптурных украшений в виде головы человека или животного) и устройство на каждом из уступов по два водомёта. Император, рассмотревший и одобривший проект в 1721 году, дополнил его своими рекомендациями – устроить над Большим (Нижним) гротом балюстраду и Малый (Верхний) грот, а также украсить площадку перед Большим гротом фонтаном.

Для реализации обновлённого проекта сделали новое разветвление труб водовода, переложили стены боковых каскадов, их уступы покрыли лещадными плитами, а устроенную над Большим гротом балюстраду декорировали белым известняком. Над устроенным Малым гротом также появилась балюстрада, украшенная установленными на ней большими вазами.
На площадке перед Большим гротом установили фонтан «Кольцо» (проект Н. Микетти), состоявший из двух колец с восемью трубами каждое, причём в одном кольце трубы были большего размера. Из центра колец бил мощный вертикальный поток воды, заключённый в самую большую трубу фонтана.

Строительство Большого каскада и Гротов велось 8 лет. Торжественный пуск воды на Большом каскаде состоялся в августе 1723 г. Перед изумлёнными придворными открылся великолепный широкий 42-метровый фонтанный комплекс.

Целью архитектурного и скульптурного оформления Большого каскада являлась демонстрация морской мощи России. Языком аллегории прославлялась победа России в борьбе за выход к Балтийскому морю. При Петре Большой каскад служил парадным въездом в резиденцию; шлюпы и яхты подходили к дворцу прямо по каналу.

Богатые запасы воды, множество родников и бегущих из них речек в районе между Ропшей и Гостилицами, естественный наклон к морю на протяжении 20 км и высокий береговой уступ, позволили устроить фонтаны без водонапорных сооружений

Большой каскад имеет три водопадные лестницы, два грота, 75 фонтанов и украшен 255 бронзовыми скульптурами и 29 барельефами на сюжеты античной мифологии. В декоре Большого каскада использовано множество скульптурных форм – статуи, барельефы, кронштейны, маскароны, бюсты, вазы ( фото 1 ) , гермы.

По проекту Леблона возводился Большой грот, сохранивший свою кофигурацию до наших дней. Микетти предложил свой вариант проекта, учтя предложения Петра возвести Малый грот и декорировать водные уступы скульптурой. Микетти обогати каскад балюстрадами, фонтанами, маскаронами, увеличил размеры уступов и украсил их барельефами. Сложное водоподводящее оборудование каскада выполнили фонтанные мастера братья БаратинаЮ П. Суалем, гидротехник В. Туволков.
Первоначально скульптурный декор Большого каскада выполнялись в Англии, Голландии и России. В Петербурге баральефы, статуи “Бойцы”, чаши, большие маскароны, фигуры кентавров исполнили Б.-К. Растрелли и Ф. Вассу. В 1723-1724 гг. М. Земцов внес отдельные изменения в облик каскада. По его рисунку Б.-К. Растрелли сделал большие маскароны Нептуна и Вакха.

В 1724 г. практически завершилось формирование первоначального комплекса декоративной скульптуры Большого каскада. Его создание явилось результатом совместной работы архитекторов и скульпторов. Рисунки статуй, ваз и барельефов для скульптуры принадлежали Ж.-Б. Леблону, Н. Микетти и М. Земцову.

Начиная с 1725 г. каскад поддерживался ремонтами. Отдельные части переделывались, но общий облик сохранялся. Свинцовая золоченая скульптура ветшала и ее постепенно снимали.

В начале XIX в. балюстраду каскада из пудостского камня заменили мраморной, вырубили из гранита постаменты для статуй и ваз, сделали из того же материала лестницы по сторонам Большого грота.

В 1799 г. комиссия профессоров Академии художеств признала необходимым все свинцовые статуи заменить бронзовыми. Обновление скульптурного убранства поручили лучшим отечественным скульпторам. Создание новых статуй и ваз и выполнение копий античных произведений закончилось в 1806 г. Из 32 новых бронзовых статуй 15 были оригинальными работами русских скульпторов. И. Прокофьев исполнил группу тритонов, статуи Волхвов и Акида, Ф. Щедрин – Персея, Невы и две группы сирен, И. Мартос – статую Актеона, Ф. Шубин – Пандоры, Д. Рашетт – Галатеи, Юпитера, Юноны и 2 группы наяд с тритоном.

Скульптура “Самсон, . ” создал ск. М. Козловский. Все статуи изотовил литейщик В. Екимов. Копии с античных оригиналов по восковым моделям Ф. Гордеева отлил Э. Гастклу. Над обновлением декора каскада работал арх. А. Воронихин. Он выполнил рисунки фонтанных ваз, руководил перекладкой среднего каскада, который закончил широким скатом с золочеными листьями. Постаменты статуй из пудостского камня и деревянные лестницы заменили гранитными, балюстрады – мраморными. Фонтанный мастер Ф. Стрельников заменил старые свинцовые водометы и усовршенствовал их конструкцию.

В 1858-1860 гг. по проекту и под наблюдением арх. Н. Л. Бенуа осуществили капитальные реставрационные работы. Гроты и касскад были разобраны и собраны вновь, сохранив прежний облик, конструкция сводов и стен была обновлена и укреплена. Бенуа изменил рисунок струй фонтана Кольцо, превратив его в Корзину. Утраты: не возобновлена отделка туфом колонн фасада и интерьера Большого грота, не восстановлен мраморный настил на террасах каскада.

Большой каскад бережно сохранялся в неизменном виде до 1941 г.

Большой каскад

Фонтанный комплекс Большой каскад со времен Петра I до наших дней находится в числе самых высоких и самых красивых фонтанов не только России, но и мира. Он составляет красивый архитектурный ансамбль со зданием Большого дворца в Петергофе, делая подход к нему особенно живописным. В оформлении фонтана задействовано 255 статуй, барельефов и скульптурных элементов, а 75 водометов выстреливают звонкие водяные струи на несколько метров вверх. Подземную же часть образуют два грота — Верхний и Нижний, в каждый из них проводятся экскурсии.

Создание каскада

Строительство Большого каскада было начато по указу Петра I в 1715 году и велось одновременно с работой над петергофскими дворцами. Автором проекта стал немецкий инженер Иоганн Браунштейн, а также в создании дизайна участвовали Жан-Батист Леблон — тот самый, кто являлся главным архитектором Санкт-Петербурга, Никола Микетти и Михаил Земцов. Спустя семь лет, в 1723 году, фонтанный комплекс был торжественно открыт.

К концу 18-го века многие статуи потеряли свою красоту — их заменили работами лучших российских мастеров того времени: Прокофьева, Козловского, Рашетта, Щедрина и других. Еще одна глобальная реконструкция прошла после Второй мировой войны. В военное время часть статуй была похищена, другие же удалось спрятать, но в целом фонтан сильно пострадал и был практически разрушен. Полное восстановление затянулось до 1956 года, хотя водометы запустили намного раньше.

Как добраться

Фонтанный комплекс Большой каскад находится в Нижнем парке Петергофа, расположенном в 36 км от аэропорта Санкт-Петербурга Пулково.

Точный адрес: Правленская ул., Петергоф, Санкт-Петербург.

Из города сюда можно добраться:

Маршрутка:маршруты № Т-224, Т-300 и Т-424 от станции метро «Автово» до остановки «Разводная Улица» или «ул. Правленская».

Пешком:пройти 6 минут Правленской или Разводной улицы до Большого каскада.

Маршрутка:маршруты № Т-103 и Т-420 от станции метро «Ленинский проспект» до остановки «Разводная Улица» или «ул. Правленская».

Пешком:пройти 6 минут Правленской или Разводной улицы до Большого каскада.

Маршрутка:маршрут № Т-404 от станции метро «Балтийская» до остановки «Разводная Улица» или «ул. Правленская».

Пешком:пройти 6 минут Правленской или Разводной улицы до Большого каскада.

Маршрутка:маршруты № Т-343 и Т-639Б от станции метро «Проспект Ветеранов» до остановки «Разводная Улица» или «ул. Правленская».

Пешком:пройти 6 минут Правленской или Разводной улицы до Большого каскада.

Поезд:от Балтийского вокзала до станции Новый Петергоф.

Автобус:далее автобусами № 351, 350, 348 или 344 до остановки «Разводная Улица» или «ул. Правленская».

Пешком:пройти 6 минут вдоль Правленской или Разводной улицы до Большого каскада.

Теплоход:на Метеоре с причала Дворцовой набережной до причала Петергоф.

Пешком:пройти 5 минут до Большого каскада.

Большой каскад на карте

Интересные факты

  • Каскад, как и другие фонтаны парка, работает без использования насосов — вода выбрасывается вверх за счет перепадов давления. Это делает Петергоф уникальным парком и выгодно отличает от того же Версаля.
  • В конструкции фонтанного комплекса до сих пор есть трубы 19-го века — их можно увидеть в ходе экскурсии по Верхнему и Нижнему гротам.
  • Статуя Самсона во время войны была похищена, но ее воссоздали уже в 1947 году по частным довоенным фотографиям посетителей Петергофа.
  • Изначально вместо статуи Самсона, раздирающего пасть льва, в центре Каскада должен был стоять Геракл. Но его решили заменить Самсоном в честь победы над шведами (лев — один из символов Швеции).

Достопримечательности рядом

Кроме знаменитого Большого Каскада, в Нижнем парке Петергофа построено еще 150 фонтанов. Среди них выделяются Шахматная гора и Золотая гора, Ева, Римские и Менажерные фонтанные комплексы. Также есть оригинальные фонтаны-шутихи: забавный «Зонтик», изящные «Диванчики», любимая многими в жаркую погоду «Водяная дорога» и другие.

Среди ярких достопримечательностей парка — белоснежный дворец Марли с Марлинским прудом, изысканный павильон Эрмитаж и роскошный дворец Монплезир. В последнем и сейчас хранятся личные вещи Петра I, а также его коллекции китайского фарфора и картин. Вооружившись картой, в Петергофском парке можно интересно провести целый день.

Режим работы

Фонтан запускается ежедневно в 11:00 под мелодию «Гимна Великому городу» советского композитора Рейнгольда Глиэра. Выключают фонтанный комплекс в 18:00.

Территория Нижнего парка открыта:

  • В теплое время года (с 27 апреля) — с 09:00 до 21:00;
  • В холодное время года (с 16 октября) — с 09:00 до 19:00.

Гроты работают исключительно в теплое время года.

Подробности о цене билетов можно узнать на сайте Петергофа.

Лучшим временем для посещения Большого Каскада является, конечно же, весна и лето. В середине мая традиционно проходит праздник открытия фонтанов — в этот день весь Петергоф превращается в площадку для костюмированного шоу. Но и в другие месяцы здесь очень красиво. Вплоть до середины октября Верхний и Нижний парки принимают сотни посетителей, встречая их водной феерией, изяществом петровских дворцов, золотом бесчисленных статуй, зеленью газонов и клумб.

Визитная карточка

Адрес

Правленская ул., Петергоф, Санкт-Петербург, Россия, 198510

Официальный сайт Большого каскада
Время работы

В тёплое время года ежедневно — с 11:00 до 18:00. Нижний парк: с 27 апреля — с 09:00 до 21:00; с 16 октября — до 19:00.

Большой каскад – главное украшение Нижнего парка

Адрес: Петергоф, Нижний парк
Начало строительства: 1715 год
Окончание строительства: 1724 год
Архитекторы: И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти, М. Г. Земцов
Гидротехнические работы: П. Суалем, В. Туволков, братья Барратини
Скульпторы: Б.-К. Растрелли, Ф. Вассу, К. Оснер
Координаты: 59°53’05.9″N 29°54’32.1″E

Огромный фонтанный комплекс возле величественного Большого дворца считают одним из выдающихся сооружений паркового зодчества. Водные каскады такого масштаба встречаются очень редко, а оформление фонтана множеством изящных золоченых скульптур делают его уникальным. Благодаря талантам архитекторов, гидротехников и художников Петергоф обладает настоящим чудом, и ему нет равных по размерам, выразительности, роскоши и объему воды.

Большой каскад с высоты птичьего полёта

История строительства фонтана

Российский император Петр I хотел, чтобы парадный въезд в его загородную резиденцию завершался водным каскадом и гротами. Он мечтал, чтобы фонтанный комплекс производил большое впечатление на гостей, который приезжали сюда из Санкт-Петербурга. Поэтому строительством водного каскада начали заниматься в одно время с возведением Большого дворца.

Проект фонтанного комплекса подготовил служивший при российском дворе немецкий зодчий Иоганн Фридрих Браунштейн. Ему помогал признанный мастер садово-паркового дизайна – француз Жан-Батист Александр Леблон, которого российский император пригласил для строительства Санкт-Петербурга.

Для возведения каскада также пригодился опыт итальянского зодчего Николы Микетти. В 1719 году, после смерти Леблона, он стал придворным архитектором и получал из российской казны 5000 рублей – огромную по тем временам сумму! Микетти выписывал из Италии различные художественные произведения, и благодаря ему, аллеи, фонтаны и дворцы Петергофа были украшены красивыми мраморными статуями. Помогал Леблону и Микетти талантливый русский зодчий Михаил Григорьевич Земцов.

Вид на Большой каскад с Морского канала

Гидротехническими работами по созданию Большого каскада занимались французский мастер Поль Суалем, русский инженер-гидравлик Василий Григорьевич Туволков и итальянцы – братья Барратини. Примечательно, что перед тем, как взяться за работу в Петергофе, Василий Туволков за счет российской казны пять лет учился строить гидротехнические сооружения у голландцев и французов, то есть был петровским «пенсионером». Благодаря его точным расчетам, канал от Ропшинских высот до садов Петергофа проложили по самому оптимальному маршруту и при этом провели минимальные земляные работы.

На строительстве масштабного водопровода для петергофских фонтанов изо дня в день трудилось более 2000 человек, большая часть из которых были солдатами. В 1721 году искусственный канал протяженностью 24 км достроили, и в Большом каскаде прошел пробный пуск воды. А через два года провели торжественное открытие нового фонтана.

В начале Великой отечественной войны стало понятно, что территория Петергофа может оказаться под фашистской оккупацией. Чтобы сохранить хотя бы часть здешних сокровищ, сотрудники дворцово-паркового комплекса зарыли статуи под землю, а некоторые скульптуры спрятали в тайниках.

Большой каскад на фоне Большого дворца

В 1944 году, когда пригороды Ленинграда освободили, перед советскими войсками предстало ужасное зрелище. Большой каскад превратился в руины, а четыре статуи, изображающие Самсона, Неву, Волхова и Тритонов, оказались похищенными.

Послевоенная реставрация растянулась на несколько лет. Скульпторам нужно было время, чтобы сделать новые статуи, а инженерам и гидротехникам – сконструировать и построить подводку воды к старинному фонтану. Наконец, в 1956 году посетители парка смогли увидеть обновленный каскад в действии.

Скульптуры

Огромный фонтанный комплекс строили для того, чтобы он символизировал мощь молодого Российского государства, достигшей своего пика во время правления Петра I. Кроме того, Большой каскад, как и многие другие фонтаны Петергофа, был призван прославить победу российской армии в многолетней и тяжелой Северной войне.

Такие амбициозные задачи было под силу решить только известным скульпторам, поэтому работу над оформлением каскада поручили итальянцу Бартоломео Карло Растрелли, французу Франсуа Вассу и немцу Иоганну Конраду Оснеру. Следует заметить, что ожидания российского императора полностью оправдались. Эти мастера с помощью выразительного языка пластики сумели в полной мере показать величие побед Петра I и злонамеренность его врагов.

Первоначально все скульптуры и барельефы были отлиты из свинца и покрыты слоем сусального золота. К концу XVIII столетия фонтанные статуи потеряли былой блеск и стали разрушаться, поэтому их решено было заменить на бронзовые. В 1806 году скульптурное убранство полностью обновили.

Среди новых скульптур оказались копии произведений античных авторов и мастеров резца эпохи Возрождения. Кроме них, в фонтане появилось полтора десятка статуй, изготовленных отечественными скульпторами. Авторами работ для Большого каскада стали М. И. Козловский, И. П. Мартос, И.П. Прокофьев, Ж. Д. Рашетт, Ф. Ф. Щедрин и Ф. И. Шубин.

Одна из лестниц каскада

На протяжении долгой истории оформление фонтана несколько раз менялось, но оно никогда не нарушало первоначального замысла. Сегодня, как и почти три столетия назад, Большой каскад воспринимается великолепным триумфальным памятником эпохи Петра Великого.

В наши дни на самом известном фонтане Петергофа можно увидеть 37 статуй из бронзы, которые покрывает тонкий слой позолоты. На вертикальных частях сливных ступенях смонтировано 29 барельефов. А за пеленой стекающей воды проглядывают изображения героев известных греческих и римских мифов – Кентавра, Геракла, Нептуна, Зевса и Геры. В нишах Верхнего или Малого грота установлены мраморные бюсты, посвященные четырем временам года.

Помимо этого, в убранстве лестниц и гротов использованы 16 ваз, дельфины, львы, маскароны и лягушки. Всего в разных частях каскада можно увидеть 225 статуй и скульптурных украшений, отлитых из бронзы.

Вид Нижнего грота и фонтана «Корзинка»

Как выглядит фонтан сегодня

Великолепный водный каскад достигает высоты 42 м и составляет единое целое со зданием Большого дворца. Он выполняет роль пьедестала для дворцовой постройки и равен ей по ширине. Каскад состоит из двух семиступенчатых лестниц, которые соединяют арки Большого или Нижнего грота.

Водные струи вырываются из 75 водометов. Стекающая вода переливается через ступени тонким прозрачным полотном и попадает в ковш, где находится золотой фонтан Самсон, а оттуда – в прямой Морской канал. По сторонам от ступенчатых лестниц возвышаются позолоченные статуи и вазы.

Над Большим гротом расположена терраса, обрамленная фасадами Малого грота. На самом верху, перед дворцом, каскад завершает изящная мраморная балюстрада с восьмью вазами. По центру, в разрыве мраморного ограждения, установлены две статуи трубящих Тритонов. Из блестящих на солнце раковин также вылетают звонкие струи воды.

Водомет «Корзинка» расположеный в Нижнем гроте

На ровной площадке перед Нижним гротом расположен затейливый водомет «Корзинка». Он представляет собой туфовое кольцо, из которого бьют тонкие струи воды. Переплетение 28 наклонных струй образует узор, похожий на прутья корзинки. Посредине туфового кольца вверх взлетает девять водных струй, напоминающих легкие цветы.

Многие посетители любят приходить к началу пуска воды, чтобы увидеть, как «рождается» знаменитый водный каскад. Он начинается с двух маскаронов с изображениями «Вакха» и «Нептуна», которые закреплены на стенах Верхнего грота. Набирая силу, потоки перекатываются по семи ступеням широких лестниц и прекращают свой бег у скульптур, которые являются символическими изображениями двух великих рек – Невы и Волхова.

Полезная информация для туристов

Фонтанный комплекс Большого каскада ежегодно становится открытой сценой. Повсюду звучит музыка, а звонкие струи воды сверкающая позолота статуй выступают в качестве фона для проводимых здесь костюмированных представлений. Побывать на таком шоу можно весной – в день открытия петергофских фонтанов. Осмотр живописного каскада доступен для всех желающих, а по Большому и Малому гротам проводят экскурсии.

Вид на Морской канал с Большого каскада

Большой каскад расположен в Нижнем парке, территория которого открыта для туристов с 9.00 до 21.00, а в праздничные дни – до 20.00. Чтобы попасть сюда, необходимо приобрести билет. В теплое время года воду в каскаде пускают каждый день с 11.00 до 18.00.

Большой каскад в Петергофе

Величественный художественный ансамбль Большого каскада является выражением могущества России. Это сооружение в Нижнем парке считается визитной карточкой Петергофа. Оно пропитано атмосферой триумфа и торжества: каскад создан в XVIII веке во времена правления Петра — посвящён победе над шведами в Северной войне. Ансамбль занимает внушительную территорию, более 3 000 кв. м. Поэтому заинтересованному туристу есть на что посмотреть и где погулять. Взгляните на фото Большого каскада — виды очаровывают! В рамках одной из экскурсий «Спутника» вы получите возможность лицезреть красоту этой достопримечательности.

Немного истории

Ансамбль разработан по личному замыслу Петра I, первый торжественный пуск фонтанов состоялся летом 1723 года. Проект создавался 8 лет и неоднократно дорабатывался. Статуи были деформированы, нуждались в реставрации, поэтому в 1800 году началась замена. Они стали ещё красивее, благодаря царской позолоте и праздничному виду. Огромный урон каскаду нанесли немецко-фашистские захватчики в период Великой Отечественной войны. Центральная часть была взорвана, статуи украдены. Некоторые элементы культурного наследия удалось спрятать и увезти. Большой каскад был отреставрирован в послевоенное время, в 90-х заменялись коммуникации, к 2011 году отремонтированы скульптуры. Реставраторам нужно отдать должное: благодаря им, мы можем любоваться позолоченными статуями, сияющими фонтанами и целостностью грандиозного сооружения!

Устройство и главные достопримечательности: что здесь посмотреть?

Перейдём к описанию Большого каскада Петергофа. Снизу крупный ансамбль замкнут Морским каналом, откуда вода поступает к фонтанам. Виды потрясающие: любоваться можно сверху, со стороны Большого дворца, и снизу, со стороны Финского залива. Летом, в период работающих фонтанов, это место становится живописным. Мощные струи воды заглушают шумных туристов, ярко переливаясь в солнечном свете.

Большой каскад с фонтанами в Петергофе обычно интересен снаружи: это великий комплекс, на который можно долго любоваться. А любители заглянуть поглубже, интересующиеся устройством этого культурного памятника, могут взять экскурсию в верхний и нижний гроты.

Скульптура Самсона — идейный центр композиции

Все скульптуры Большого каскада в Петергофе символичны, и Самсон становится главным предметом восхищения. Изначально здесь планировалось разместить фигуру Геракла, побеждающего в схватке с гидрой. Но Пётр I не успел осуществить этот замысел, а вместо Геркулеса (Геракла) решили установить Самсона, разрывающего львиную пасть. Именно лев ассоциируется со Швецией, символика по сей день осталась на гербе скандинавской страны. Самсон поставлен в честь святого Самсона — покровителя русских войск.

Статуя высотой 3 м окружена 8 водомётами: потоки воды вырываются из пасти дельфинов — символ спокойного моря. А поверженный лев из своей пасти извергает водяной столб, достигающий 20 м! Считается, что это символ победы над притязаниями на русские земли. Фонтан выключается в сентябре и включается в мае на весенне-летний период. Запуск фонтанов считается одним из красивейших праздников Петергофа и Санкт-Петербурга.

Водопадные лестницы

Центральная сливная лестница имеет две противоположные площадки. На них можно увидеть гладиаторов, устремлённых друг к другу. Всё здесь пропитано символикой победы: потухшие факелы в руках гладиаторов и поверженные змеи, у которых из пасти извергаются сильнейшие струи воды.

Боковые лестницы состоят из 7 ступеней, они формируют каскадную основу. От двух маскаронов Нептуна на верхнем гроте исходят струи, а на каждой ступени вверх устремлены струи фонтанов. Создаются своеобразные водяные завесы, высота струй каждого фонтана различается по мере понижения ступеней. Поэтому создаётся прозрачная завеса, а на ступенях поток воды становится всё сильнее. Он очень красив, благодаря волнообразным выступам и позолоте. По краям и у подножия лестниц — расположены фигуры древнегреческой мифологии.

Гроты Большого каскада

Большой верхний грот выделяется пятью арками с маскаронами. Сверху находится терраса, ведущая к Малому гроту. Они разделяются балюстрадой из мрамора, здесь располагаются позолоченные бронзовые Тритоны.

Нижний грот выглядит как просторный зал с высокими потолками. Здесь вы увидите скульптуры из мрамора и позолоченные копии античных работ. По задумке Петра уже после его смерти были установлены шутихи: когда гость тянулся к вазе с угощениями, поднимались водяные струи и забрызгивали гостей. А на выходе была завеса из воды. Здесь любили проводить время хозяева дворца и приглашенные гости, а теперь — это излюбленное место туристов.

Посещение гротов Большого каскада интересно тем, что здесь можно познакомиться с работами лучших фонтанных мастеров мира, ознакомиться со схемой устройства фонтанов. Отсюда видно, как устроена работа всего каскада, и зрелище по-настоящему фантастическое!

Лучшее время для посещения

Большой петергофский каскад открыт для посетителей с 11:00 до 20:45. Билеты покупаются онлайн или в кассах, прекращающих работу в 20:30. Проще всего заказать экскурсию «Спутника» — не придётся думать о времени и организации тура. Достопримечательность лучше всего смотреть летом, в яркий солнечный день. Ближе к вечеру каскад не теряет свою грациозности и выглядит не менее завораживающе. В летние выходные дни здесь собирается наибольшее количество туристов.

Рекомендуется приезжать сюда заранее, с утра: тогда есть возможность ознакомиться с другими интереснейшими местами Петергофа, в частности — Нижнего Парка. Это многочисленные фонтаны, памятники архитектуры и музеи. Внизу открывается прекрасный вид на Финский залив, где можно передохнуть и погулять.

Как добраться до Большого Каскада из Санкт-Петербурга

Гости Петергофа приезжают одним из наиболее удобных способов.

«Спутник» открывает для вас новый мир и предлагает увлекательные экскурсии. Посмотрите на Большой каскад, пройдитесь по историческим местам и узнайте много нового. Мы поможем увидеть Петергоф во всей его красе.

А если вам интересна вся Северная столица, то приглашаем вас на экскурсии в Санкт-Петербурге. Тур на интересующий день можно заказать онлайн — быстро и удобно. Выберите подходящий маршрут и отправляйтесь покорять удивительные места!

Большой каскад в Петергофе

Большой каскад – это главное фонтанное сооружение Петергофа и ему нет равных по объему воды и размерам, роскоши и выразительности. Большой каскад является одним из самых крупных фонтанных сооружений мира – он состоит из трех водопадных лестниц и двух гротов, 75 фонтанов и 255 бронзовых скульптур, маскаронов и барельефов, а также других декоративных деталей.

Комплекс Большого каскада условно можно разделить на наружную часть, роскошную и великолепную, длина которой составляет 42 метра, а также подземную часть, расположенную под фонтанами – это Верхний и Нижний гроты, которые можно посетить с экскурсией.

Описание

В центральной части Большого каскада, там, где находится Нижний (Большой) грот, расположен фонтан “Корзина”, 28 наклонных струй которого переплетаются словно прутья цветочной корзинки.

Справа и слева расположены две каскадные лестницы в семь ступеней, в качестве украшений которых используются золоченые барельефы, а также скульптуры, чередующиеся с вазами.

Выше Нижнего грота располагается Верхний (Малый) грот с террасой, огражденной мраморной балюстрадой, украшенной вазами. В разрыве ограждения установлены скульптуры трубящих тритонов.

Немного позднее на террасе появились два маскарона – Вакха и Нептуна, а между ними в нишах – мраморные бюсты – аллегорические изображения четырех времен года.

У подножия Большого каскада установлен самая известная скульптура – трехметровая фигура Самсона, раздирающего пасть льва.

С морем Большой каскад связан Морским каналом, имеющим ширину 12 метров. Вдоль него на газонах установлены 22 фонтана, вода в которых поднимается на четыре метра и напоминает хрустальные деревья. При Петре Первом по Морскому каналу легкие суда проходили в гавань к Большому дворцу.

Большой каскад – видео

История создания

Идея оформить въезд в царскую резиденцию со стороны моря грандиозным водопадным сооружением принадлежит Петру Первому. Царь хотел показать морскую мощь России и языком аллегории прославить ее победу в борьбе за выход к Балтийскому морю.

Сооружение Большого каскада было начато в мае 1716 года, в строительстве принимали участие архитекторы Жан Батист Леблон и Никола Микетти, Михаил Земцов и мастера-гидротехники Питер Суалема и Василий Туволков.

Торжественное открытие состоялось в июле 1723 года, но и после пуска фонтанного сооружения строительные работы продолжались. Вскоре здесь появились скульптуры Персея и Актеона, Галатеи и Меркурия, а также два новых маскарона. Значительно позже были установлены фонтаны Самсон и Два тритона, трубящие в раковины, созданные архитектором Карло Растрелли.

За долгие годы фонтаны не раз перестраивалось: менялись пьедесталы с деревянных на каменные и перезолачивались скульптуры. Реставрация, начатая в середине XIX века, не была завершена, в результате первоначальный вид фонтанного комплекса был утрачен.

Во время войны многие скульптуры и декоративные элементы, которые не успели вывести, бесследно исчезли.

Благодаря труду реставраторов и помощи жителей Ленинграда, после войны Большой каскад был восстановлен и в августе 1946 года состоялся торжественный его пуск, а полное восстановление сооружения завершилось в 1950 году.

Реставрация также была проведена в 90-х годах, тогда были заменены многие подземные коммуникации и восстановлены утраченные элементы фонтанов.

В 2010-2011 годах 37 скульптур фонтана, находившиеся в аварийном состоянии, были отремонтированы, в том числе и самая известная из них – Самсон, разрывающий пасть льва. Благодаря труду реставраторов, Большой каскад сверкает золотом и удивляет своим великолепием гостей и жителей Санкт-Петербурга.

Большой каскад в Петергофе

Великолепная панорама, развертывающаяся с площадки у Большого дворца в Петергофе в сторону залива, производит действительно неизгладимое впечатление. Поражает грандиозность замысла, в котором соединены в нераздельное целое смелая мысль архитектора и волшебный резец скульптора. Навсегда остается в памяти прекрасное сочетание белого мрамора с блеском золоченых изваяний, зеленью газонов и серебристой лентой канала.

Большой каскад объединяет 64 фонтана. Одна группа фонтанов подчеркивает архитектуру каскада, придает динамичность и величие его четким и лаконичным формам. Так, например, белые султаны струй, обрамляющие сливные уступы, как бы противоборствуют могучим потокам, сбегающим с них.

Фонтан “Корзина”, представляющий собой ажурную плетенку из струй с букетом водяных цветов посредине, украшает центральную площадку. Своим изяществом и серебристостью он противопоставлен суровости темных арок грота.

Другая группа фонтанов Большого каскада в Петергофе целиком подчинена его скульптурному декору. Рисунок фонтанных струй подчеркивает пластику движений скульптуры и как бы придает живой трепет единому порыву застывших изваяний. Так, фонтанные струи, почти горизонтально бьющие из пастей змей, зажатых в руках “Бойцов”, усиливают впечатление предельной напряженности борьбы. Фонтаны установлены по сторонам центрального трехступенчатого каскада и представляют собою измененные копии с античной статуи “Боргезский боец”. Меч и щит, атрибуты этого античного оригинала, заменены потухшим факелом и змеей, символизирующими победоносное завершение битв с врагом.

Плавно изогнутые плоскости туфовых стенок бассейна ковша убраны ритмично повторяющимися бронзовыми масками тритонов, изрыгающих в ковш воду. По левую и правую стороны от центрального каскада, симметрично друг другу, находятся два пенистых водопада, увенчанные монументальными скульптурами. В образах молодой женщины и старца олицетворены русские реки Нева и Волхов, которые в начале XVIII века были соединены Ладожским каналом. Их слияние символизируют пенистые воды, падающие от подножия статуй и сливающиеся воедино в бассейне морского канала.

Легкий водяной убор “Наяд” и “Сирен”, расположенных на гранитных поребриках ковша, олицетворяет их пение и придает им изящество и грациозность. Наяды – обитательницы текучих вод, покровительствовали, согласно греческой мифологии, животворящим силам природы; жительницы морских островов Сирены обладали способностью чарующими песнями завлекать в пучину моряков.

У края верхней площадки каскада установлена скульптурная группа победителей волн – тритонов, дующих в морские раковины. Фонтанные струи, вылетающие из них, являются воплощением трубных звуков, которыми тритоны успокаивают бурю и возвещают миру о морском могуществе Самсона.

Фонтан “Самсон, раздирающий пасть льва” установлен посреди ковша, куда обрушивают потоки воды, питаемые монументальными масками Вакха и Нептуна, устроенными на верхней стене грота. Из пасти поверженного зверя, как последний его крик, извергается мощный столб воды. Смысловое значение монумента подчеркивается зависимостью действия фонтанов “Тритоны” и “Самсон” в момент пуска водометов: медленно, словно “закипая” в пасти льва, набирает высоту фонтан “Самсон”, но лишь когда он достигнет предельной высоты, торжествующе ринутся в воздух дугообразные струи вестников победы – тритонов.

Вокруг “Самсона” резвятся восемь дельфинов, символизирую спокойствие моря. Четыре льва, олицетворяющие стороны света, взирают из-под пьедестала на чудо происходящего.

Эта аллегорическая скульптура Большого каскада призвана служит вечным напоминанием о торжестве русского оружия в Полтавской битве, которая окончательно определила исход в Северной войне. Подвиг Самсона истолковывается, как победа России над Швецией, у которой на гербе был изображен лев.

День победы под Полтавой с триумфом праздновался ежегодно. Среди различных мероприятий, прославлявших завершение борьбы за море, было задумано и устройство петергофского фонтанного ансамбля в Петергофе. Основное идейное содержание его с наибольшей полнотой передано в облике “Большого каскада”. Смысловым центром каскада первоначально предполагалось сделать скульптурную группу “Геркулес”, установив ее в центре верхней площадки грота. Указ Петра I по этому поводу гласил: “Перед кашкадой делать историю Геркулесову, который деретца о гадом семиглавым, называемым гидрою, из которых голов будет итти вода по кашкадам”. Однако замысел этот не был осуществлен. Почти свободным оставалось и пространство каскадного бассейна ковша, в котором с поверхности воды били два небольших водомета. Канал и ковш использовались для подхода мелких судов с моря непосредственно к дворцу. Французский посланник Кампреден так вспоминает свой визит в Петергоф, загородную резиденцию русского царя, в сентябре 1723 года: “Государь выслал за нами шлюпку. Он встретил нас на берегу канала, ведущего от моря к дворцу. Канал Этот прямой, имеет тысячу шагов в длину и 20 в ширину, выложен камнем и снабжен шлюзами, отлично приспособленными для входа и выхода флотилии, преинтересно расположенной вдоль стен в канале. Водою его снабжает великолепный фонтан, украшенный соответственными всему этому золочеными фигурами”.

Замечательным украшением каскада являются 29 барельефов, укрепленных по отвесным стенкам его ступеней. Многофигурные золоченые композиции на изумрудно-зеленом фоне, покрытые прозрачной завесой воды, создают иллюзию подводного царства. Тематика барельефов, заимствованная из мифологии, органически связана с замыслом ансамбля.

Язык аллегории, принятый в России петровского времени, способствовал прославлению крупнейших государственных событий и распространению патриотических идей. Барельефы Большого каскада, как и вся его скульптура, повествуют о блистательном выходе России па просторы Балтики. Большая часть барельефов прославляет морское могущество страны; этой идее посвящены “Триумф Нептуна”, “Диана и Актеон”, “Персей, спасающий Андромеду”.

В других барельефах высмеивался Карл XII, возомнивший себя способным одолеть Россию. Именно такой смысл имеют барельефы “Состязание в игре Аполлона и Марсия”, где под победителем Аполлоном подразумевался Петр I, и “Нарцисс”, который толковался так: “бедствовати будет тому, кто сам себя любит”. Мифологический сюжет “Диана и Актеон”, в котором охотника Актеона, дерзнувшего взглянуть на купающуюся Диану, загрызли его собственные собаки, расшифровывался как сатира на союзников Карла XII, покинувших его после поражения под Полтавой: “и ближайшие его ему изменили”. Такой яге смысл вкладывался в миф “Латона и ливийские крестьяне”.

В некоторых сюжетах воспевались различные блага и радости жизни – золотой век, земля плодоносная и т. п. Барельефы “Нептун” и “Тритон” отражают тот же смысл.

“Верхние палаты” строились одновременно с Большим каскадом сооружался с 1714 по 1723 годы, с которыми он составлял единый архитектурный комплекс. Дворец строгих и спокойных форм служил его венчающей частью, “Большой грот” с каскадами – пышным, насыщенным динамикой основанием. Соподчиненность Этих двух сооружений очевидна. Первоначальная небольшая ширина дворца продиктовала такую же ширину каскада. Боковые ризалиты здания переходили в семиступенные водопадные лестницы, средней его части соответствовали выступающие вперед три арки грота, стены которого декорировались туфом и раковинами. Центр площадки перед дворцом отмечался мощным фонтаном, все струи которого располагались двумя венцами вокруг главной струи. Вода стекала в ковш, переливаясь через широкий средний каскад. С серебристым блеском водометов и золотом статуй красиво сочетались черные и белые плиты, которыми выстлана была площадка перед гротом и балкон на верху его. На балкон, где особенно ощутима была стихийная мощь водометов и водопадов, вели две лестницы, соединявшие каскад с террасой Большого дворца.

Первоначальный замысел всей центральной композиции Петергофа принадлежал Петру I, однако детальная разработка и воплощение этой идеи явились плодом совместного творчества архитекторов, скульпторов, декораторов и мастеров фонтанного дела.

Существенные изменения в ранний вариант сооружения внес французский архитектор А. Леблон. Пробный пуск фонтанов был осуществлен в Петергофе 13 июля 1721 года: “В 13-й день в Петергофе пустили воду в одну половину каскада, которую тогда отделали”. Официальная церемония открытия фонтанов состоялась в августе 1723 года. На торжестве присутствовали и находившиеся в это время в Петербурге представители иностранных государств, причем удовольствие “водить везде и показывать император предоставлял себе самому”.

В 1735 году эмблемой всего ансамбля Петергофа стала скульптурная группа “Самсон, раздирающий пасть льва”. В 1744-1745 годах производился капитальный ремонт конструкций грота: из группы “Самсона” был заново перелит лев, весивший 50 пудов, починены барельефы, высечены каменные (вместо деревянных) пьедесталы для всей скульптуры каскада.

В конце XVIII века назрел вопрос о замене декоративного убранства петергофского каскада. В октябре 1799 года была создана компетентная комиссия, в которую вошли представители Академии художеств скульпторы М. Козловский, И. Мартос и Ф. Гордеев, архитекторы Л. Руска, Д. Кваренги и Б. Насонов. Комиссия признала необходимым произвести ремонт каскада и полностью заменить деформировавшуюся старую свинцовую скульптуру бронзовой. Помимо отливки статуй с античных слепков, был разработан план создания новых моделей. В обновлении каскада приняли участие наиболее талантливые русские скульпторы.

Это был важнейший период истории Петергофа, определивший его значение как богатейшей сокровищницы первоклассных произведений русской пластики.

Большой вклад в реставрацию каскада внес выдающийся русский скульптор Ф. Щедрин. В этот наиболее плодотворный период своей деятельности он создал мужественный и прекрасный образ героя античной мифологии Персея, обаятельных Сирен и аллегорию Невы – в мягком задушевном облике молодой женщины.

Великий мастер скульптурного портрета Ф. Шубин изваял привлекательный своей грациозностью мифический образ греческой девушки Пандоры (Всеодаренной) – произведение, ставшее лебединой песней его творчества.

И. Прокофьев вылепил задумчивого пастушка Акида, тоскующего о своей возлюбленной Галатее, и насыщенных предельной динамикой “Тритонов”. Последние явились результатом неутомимых творческих поисков скульптора, создавшего для них множество эскизов, из которых наиболее известен “Триумф Нептуна”, хранящийся в Русском музее. Сохранилась также эскизная группа “Нева и Волхов”, предназначавшаяся для “Большого каскада”, но впоследствии решенная раздельно: в образе эпически спокойной и сильной фигуры “Волхова”, исполненной И. Прокофьевым. и “Невы”, созданной Ф. Щедриным.

Статуи пленительной Галатеи, Наяды с тритонами, повелителя вселенной Юпитера и его супруги Юноны вылепил скульптор Ж. Рашетт.

Творчество прекрасного мастера пластики И. Мартоса представлено в Петергофе одним из лучших его произведений – статуей “Бегущий Актеон”.

Главный монумент каскада “Самсон, разрывающий пасть льва”, изваял корифей скульптуры М. Козловский. Совершенная пластическая красота героя, одухотворенного страстным порывом
великого подвига, стяжала бессмертную славу этому выдающемуся произведению искусства и ее гениальному создателю.

М. Козловский выполнил также замечательные декоративные вазы и фонтанные чаши, рисунок которых был разработан архитектором А. Воронихиным.

Работа скульпторов контролировалась И. Мартосом и ректором Академии художеств Ф. Гордеевым. Ф. Гордеев, кроме того, непосредственно участвовал в создании каскадной декорации, выполняя восковые модели для отливки по ним копий с античных статуй. К этой работе были привлечены ученики старшего скульптурного класса М. Моисеев, А. Фуфаев, а также В. Демут-Малиновский и И. Теребенев, впоследствии создавшие самостоятельные произведения в парках “Александрия” и “Озерки”.

Немалое значение при изготовлении бронзовых скульптур имело качество их отливки. Эту работу с честью выполнил русский литейщик В. Екимов, известный высоким профессиональным мастерством даже за пределами России, а также Э. Гастклу.

Создание главной скульптурной экспозиции Петергофа под открытым небом было завершено в 1806 году. Петергофский ансамбль украсили лучшие образцы русской пластики периода блистательного расцвета этого вида искусства.

Работая в эпоху совершенно новых эстетических идеалов, скульпторы сумели глубоко проникнуть в культуру предшествующего периода и создать произведения, необыкновенно цельные по силе эмоционального воздействия, образно выраженного в проникновенных пушкинских стихах:

Летят алмазные фонтаны
С веселым шумом к облакам:
Под ними блещут истуканы
И, мнится, живы; Фидий сам,
Питомец Феба и Паллады,
Любуясь ими, наконец,
Свой очарованный резец
Из рук бы выронил с досады.

Источником творческого взлета русских мастеров XIX века является глубокий патриотический пафос, нашедший яркое выражение в облике Большого каскада.

Эта близкая сердцу русского человека идея помогла реставраторам возродить Большой каскад и весь Петергоф, варварски загубленный фашистами. Разрушенным и опустошенным предстал перед глазами освободителей Петергофа монументальный фонтанный ансамбль. По сохранившимся фотографиям, внимательно изучив творческую манеру мастеров XIX века, реставраторы возродили их произведения с максимальным приближением к оригиналам. Немалая заслуга в этом принадлежит искусствоведам Г. Преснову, Н. Архипову и М. Тихомировой, составившим глубокий научный анализ собранных ими изобразительных и архивных материалов.

В 1947 году торжественно, при огромном стечении народа, водворен был на свое историческое место “Самсон”, символ бессмертия и немеркнущей славы народа-победителя. Модель этой скульптурной группы выполнил В. Симонов в содружестве с Н. Михайловым. Бронзовое изваяние отлили на заводе “Монументскульптура”; оно состоит из четырнадцати частей общим весом пять тонн при высоте три метра двадцать четыре сантиметра.

Ленинградские ваятели под руководством Н. Суворова работала над восстановлением барельефов петровского времени и мелкого декоративного убранства каскада – кронштейнов, маскаронов и герм; воссоздано 182 скульптуры.

Впоследствии были дополнены некоторые детали каскада, утраченные еще в XIX веке – восемь дельфинов вокруг фонтана “Самсон”, двадцать восемь кронштейнов и две раковины. В 1954 году архитектор И. Варакин разработал проект декоративного оформления грота и площадок в соответствии с первоначальным историческим обликом Петергофа.

Период послевоенной реставрации – яркая страница в истории этого замечательного произведения искусства, по существу решившая вопрос о его существовании.

Большой каскад в Петергофе

Триумф, торжество, победа — вот какой смысл заложен в одном из самых красивых фонтанных комплексов мира, в блестящем памятнике искусства барокко, в легендарном Большом каскаде Петергофа. Но этот каскад — не просто шедевр в архитектурном плане, но и кульминация всего дворцово-паркового комплекса Петра, его апогей, венец, зенит славы. И на то есть вполне резонные причины.

Парки, фонтаны, каналы и дворцы встречаются целой россыпью по всей Ленинградской области, но Большой каскад — явление для мира уникальное и не поддающееся достойному описанию. Просто попытайтесь представить десятки позолоченных скульптур людей, мифических героев и чудищ, животных, а также струи воды, переплетающиеся ажурными нитями над центром всей композиции, — «Самсоном, разрывающим пасть льву». Самое удивительное, что во всем этом заложен глубокий смысл, подтекст, разгадать который поможет краткий экскурс в историю.

Художественный замысел Большого каскада восходит к началу 18 столетия. Его главная идея — прославление торжества России, которая получила выход к Балтийскому морю и победила в Северной войне могущественного противника — Швецию, став одной из величайших держав в Европе.

Именно эту идею путем игры воды, света, брызг, а также аллегоричных фигур и пытался донести до своих подданных и соратников Петр, а также гениальный Растрелли. Надо сказать, это у них получилось. Более 30 золоченых статуй богов и героев, 29 барельефов на мифологические сюжеты на всякий лад толкуют тему победы, а общая сюжетная канва напрямую сплетается вокруг трех главных лейтмотивов. Это, конечно, триумф победы России в борьбе со Швецией, хвала нашей родине, подчинившей себе водную стихию и получившей выход к Балтийскому морю, а также сатира на побежденного врага, куда же без нее.

Идейный центр Большого каскада — скульптурная группа «Самсона российского, рыкающего льва Свейского преславно растерзавшего». Это статуя высотой в 3 м, изображающая Св. Самсония, «небесного» покровителя русского воинства, в день поминания которого наши войска и одержали победу над шведами. Именно он, представляющий Россию-победительницу, сидящий на огромной скале-постаменте и окруженный восемью водометами, бьющими из пастей дельфинов, своими могучими руками охватил львиную пасть, чтобы навсегда заглушить его скулеж и притязания на русские земли. И все, что может поверженный лев, лишь выпускать из своего рта 20-метровый водяной столб.

Здесь, в самом центре Нижнего парка, как нигде в другом месте начинаешь чувствовать гордость за свое отечество и по-новому воспринимаешь смысл роскошного, богатого и всему миру показавшего как умеют браться за дело русские мужики Петергофского ансамбля.

Монумент был воздвигнут по идее Петра Великого в 1735 г., в честь 20-го юбилея Полтавской победы, решившей исход Северный войны в пользу России. По обе стороны от фонтанного комплекса, в западной и восточной частях Нижнего парка, расположились каскад «Шахматная гора» и «Золотая гора», как бы завершая и без того безукоризненный ансамбль Петергофской резиденции.

«Самсона», как и остальные фонтаны Петергофа каждый год выключают на зимовку и торжественно запускают весной. Случается это, соответственно, в сентябре и мае, а вот точные числа лучше уточнить заранее на сайте дворцов-паркового ансамбля. И не стоит манкировать этим событием — запуск фонтанов считается одним из самых красивых праздников на территории Петергофа.

Источники:
http://theplacement.ru/travel-directory/bolshoy-kaskad/
http://putidorogi-nn.ru/evropa/906-bolshoj-kaskad
http://www.sputnik8.com/ru/st-petersburg/pages/bolshoy-kaskad-v-petergofe
http://www.spb-guide.ru/page_18175.htm
http://tourcentrum.ru/petersburg-ekskursii/dostoprimechatelnosti/bolshoj-kaskad-peterhof
http://tonkosti.ru/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B4_%D0%B2_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%BE%D1%84%D0%B5
http://wikiway.com/russia/moskva/bolshoy-teatr/

Ссылка на основную публикацию