Дворцовый мост — один из символов Санкт-Петербурга

Дворцовый мост — один из символов Санкт-Петербурга

Многочисленные мосты и мостики неотъемлемая часть архитектурного пространства северной столицы. Особое место среди них занимает знаменитый Дворцовый мост в Санкт-Петербурге. Его разводные крылья давно превратились в «визитную карточку» города. Мостовые пролеты соединяют 2 крупных острова в центральной части Петербурга – Адмиралтейский и Васильевский. Протяженность сооружения 250 м, а его ширина — 27,7 м. Своим названием путепровод обязан Дворцовой набережной, по соседству с которой расположен. В период с 1918 по 1952 гг. носил имя «Республиканский».

Приятный бонус только для наших читателей — купон на скидку при оплате туров на сайте travelata.ru до 30 ноября:

  • AF500guruturizma — промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru – промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000KGuruturizma – промокод на 2 000 руб. для туров на Кубу от 100 000 руб.

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте level.travel. Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

История строительства

Островное положение Санкт-Петербурга требовало наведение переправ через протоки и реки. В 1727 г. был создан наплавной мост, соединивший главные государственные учреждения (Сенат, Синод) с дворцом Меньшикова. Переправа носила сезонный характер и состояла из причаленных вплотную друг к другу барок-плашкоутов. С наступлением холодов, мост разбирали. Зимой связь между берегами осуществлялась по ледовой дороге. В межсезонье (весна-осень) переезд от острова к острову был сильно затруднен.

Плашкоутный мост

С развитием города проблема взаимосвязи его составных частей приобрела насущный характер. В начале 19 в. в правительство поступил запрос от петербуржского купечества с просьбой установить мост от Адмиралтейского острова к Васильевскому. Его возведением позволило бы осуществлять быструю бесперебойную связь торгового порта, биржи и других важных учреждений.

В начале 50-х гг. 19 в. инженером И. К. Герардом разработан проект сооружения плашкоутного путепровода. План предусматривал создание переправы состоящей из деревянных опор на берегу и соединенных в цепь 3 плашкоутов с ограждением из перил. Для освещения дороги в темное время суток предусматривалось установление фонарей на 6-гранных пирамидальных подставках.

Конструкция была введена в строй по прошествии трех лет, в декабре 1856 г. Новый наплавной мост имел тот же недостаток, что и предшествующий: он не функционировал во время ледохода и ледостава. Несмотря на это, переправой активно пользовались. Сооружение постоянно подвергалось усовершенствованию. На нем опробовались технические новинки:

  • «конка» (1877 г.)
  • электрическое освещение (1878 г.)

В конце 19 в. было принято решение о смещении путепровода ниже по течению. На новом месте переезд заработал в декабре 1897 г.

Постоянный мост

По требованию петербургской общественности в конце 19 в. в столичной управе был поднят вопрос о строительстве стационарного путепровода для осуществления постоянной круглогодичной связи между главными районами города. Возведение моста вымогало решения ряда сложных проблем, касающихся геологии и гидрологии. В связи с этим, требовалось привлечение лучших инженерно-технических специалистов.

В начале 20 в. был объявлен открытый конкурс проектов будущего путепровода. Основные требования к расчетам и схемам:

  • рациональный тип конструкции
  • соответствие художественного оформления окружающему архитектурному пространству

На рассмотрение комиссии представлено 28 моделей. Однако ни один эскиз не получил большинства голосов и прием заявок продлили до 1904 г. В течение трех лет было разработано еще 19 планов. В исходные правила внесли дополнительные пункты, которые предусматривали наличие разводного пролета посередине моста.

Наиболее выигрышным вариантом являлся план, предложенный специалистами из общества «Батиньоль», имевшими опыт мостостроительства в условиях Петербурга. Он предусматривал создание путепроводной конструкции из 5 частей с разъемной серединой. Идея не была воплощена в жизнь из-за финансового дефицита в городской казне. Вновь о строительстве моста заговорили в 1908 г. Были уточнены предыдущие требования. В них жестко обозначили параметры разводной части. Среди конкурсантов значились:

  • общество «Батиньоль»
  • С.-Петербургский металлический завод
  • Сормовский завод
  • Путиловский завод
  • Коломенский завод

Всего участвовало 9 разработок. Тендер на постройку Дворцового моста выиграл Коломенский завод. Автор проекта инженер А. П. Пшеницкий.
Дизайнерские работы по оформлению внешнего декора постройки поручили архитектору Р. Ф. Мельцеру. Однако в дальнейшем от его эскизов отказались из-за излишней пышности и сложности выполнения. Строительные работы продолжались с 1911 по 1916 г. После испытаний на прочность Дворцовый мост был открыт для движения 23 декабря.

Особенности конструкции

В архитектурном плане сооружение состоит из 5 частей. Центральный пролет оснащен разводным механизмом. Неподвижные конструкции оборудованы перекрытием в виде сквозных ферм с 2 металлическими пролетами. По инженерно-строительной классификации – это балочно-неразрезная система.
Укрепление конструкции отличается:

  • левобережная сторона и центральные опоры — закреплены в герметических водонепроницаемых емкостях, залитых камер-бетоном, а их верхняя часть выполнена из бетона или железобетона с облицовкой из гранита
  • правобережная сторона – зафиксирована в почве деревянными сваями, и ее верхушка выложена бутом с облицовкой тесаным гранитом

Фундамент углублен в почву до 23,5—25,89 м. Для покрытия дороги и тротуаров использован мелкозернистый асфальтобетон. Вдоль двух сторон моста установлены перила. Первоначально они были сделаны из дерева, затем заменены на чугунное литье и в конце прошлого века — на алюминиевую решетку.

Кроме того, отдельные части путепровода снабжены гранитным парапетом. Высота ограды:

  • из металла – 40 см
  • из камня -45 см

Подъемный механизм работает при помощи гидравлической системы. Многотонные противовесы закреплены по системе Штрауса к нижней части путепровода. Во время подъема крыльев, они погружаются в специальные подводные котлованы, прорытые ниже уровня грунта на 6 м. Кроме того, мост оснащен резервным приводом. Он позволяет, в случае отказа основного механизма, поднять конструкцию в течение 30-40 минут.

Технические характеристики

Дворцовый мост, обладающий разводным механизмом, признан одним из наиболее сложных по инженерному устройству надводных путепроводов. Он состоит из 5 частей. Центральная часть с разъединяющимися крыльями имеет ширину 56,5 м.

  • длина — 255,05 м;
  • ширина между перилами — 27,73 м, в т.ч. автодороги— 22 м (6 полос) и тротуара с каждой стороны по 2,85 м;
  • высота над уровнем воды — 6,3 м (в опущенном состоянии) и 30 м (с поднятыми крыльями);
  • ширина судоходного проема -22 м.

У моста весьма значительные габариты:

  • вес пролетов – 4,868 тыс. т.
  • вес ограждения – 43, 68 тыс.кг.

В темное время суток освещение обеспечивают 28 светильников фонарного типа. Они установлены на 16 стояках. По периметру моста находится ограда. Она состоит из 156 частей.

Ремонт

После открытия переправы мост впервые подвергся основательному ремонту в 1967 г. В 70-х гг. его обновили. Была произведена замена осветительных приборов, настила, подъемной части.

В конце 20 в. оснащение внешней части путепровода подверглось изменениям:

  • демонтированы трамвайные рельсы
  • осуществлена реконструкция

В начале 2000 г. техническая экспертиза диагностировала исчерпание ресурса службы механизмов Дворцового моста. Ремонт первоначально запланировали на 2008 г, но затем перенесли на 2012-13 гг.

Интересные факты

Дворцовый мост входит в перечень объектов культурного наследия Российской Федерации. В конце 30-х годов перила из дерева заменили на чугунное ограждение. Эскиз дизайна создан И. Крестовским. Работы осуществлялись под руководством архитектора Л.Носкова. В оформлении решеток использовались популярные советские символы:

  • знамена
  • герб СССР
  • 5-лучевые звезды
  • пшеничные колоски

Поднятое крыло моста, иногда используется в качестве своеобразного «экрана». Во время проведения кинофестов на него проецируют короткометражные киноленты и мультфильмы. Необычное «полотнище» имеет площадь в 400 кв.м. Подъем внутренних пролетов осуществляется 2 раза в сутки. Работу механизмов контролирует 6 человек. Каждую ночь в период навигации под мостом проплывает около 25 кораблей. Крылья моста при поднятии образуют угол в 67 градусов.

С осени 1997 г. мост оснащен разноцветной подсветкой:

  • белой
  • голубой (синей)
  • красной
  • зеленой

Минимальное время для разведения и сведения пролетов -3 минуты. Аналогом Дворцового считается Биржевой мост.

Когда разводят

Время разводки центрального пролета моста осуществляется в навигационный период строго по графику:

  • с 1.10 до 2.50 ч.
  • с 3.10 до 4.55 ч.

Захватывающее действие подъема мостовых крыльев длится 10 минут. Для наблюдения за происходящим важно грамотно выбрать место осмотра, поскольку за час до начала развода к мосту съезжается много туристов.

Опытные экскурсоводы предлагают места для наилучшего обзора:

  • высокое крыльцо и галерея Эрмитажа
  • у дома 26 по Дворцовой набережной
  • на Университетской набережной напротив Кунсткамеры

После закрытия навигации (ноябрь) развод пролетов в ночное время прекращается.

Где находится мост и как до него добраться

Официальный адрес Дворцового моста: Университетская набережная, 1. Он является связующим транспортным путепроводом между Биржевой площадью и Дворцовым проездом. К мосту удобно подъехать, воспользовавшись наземным или подземным транспортом:

  • метро ст. «Адмиралтейская» (Фрунзенско-Приморская линия)
  • автобусом No24 до ост. «Дворцовая площадь», «Биржевая площадь», «Университетская набережная»

Источники:
http://guruturizma.ru/dvorec-dozhej-luchshij-primer-italyanskoj-goticheskoj-arxitektury/

Ссылка на основную публикацию