Истуканы острова Пасхи

Моаи — статуи-истуканы острова Пасха

Всего на острове Пасхи насчитывается 997 статуй. Большинство из них размещено довольно хаотично, но некоторые выстроены в ряды. Облик каменных истуканов своеобразен, и истуканы острова Пасхи нельзя спутать ни с чем другим.
Например, на Бора-Бора ничего подобного нет.

Огромные головы на тщедушных телах, лица с характерными мощными подбородками и словно вырубленными топором чертами лица – всё это статуи моаи.

Моаи достигают в высоту от пяти до семи метров. Отдельные экземпляры есть и по десять метров в высоту, но таких на острове единицы. Несмотря на такие размеры вес статуи на острове Пасха в среднем не превышает 5 тонн. Такой малый вес обусловлен исходным материалом.

Для создания статуи использовали вулканический туф, который гораздо легче базальта или какого-нибудь другого тяжелого камня. Этот материал по структуре своей ближе всего к пемзе, чем-то напоминает губку и довольно легко крошится.

Истуканы острова Пасха и первые европейцы

Вообще в истории острова Пасхи много тайн. Его первооткрыватель — капитан Хуан Фернандес опасаясь конкурентов, решил сохранить в тайне свою находку, сделанную в 1578-м году, а спустя некоторое время случайно умер при загадочных обстоятельствах. Хотя было ли то, что нашел испанец, островом Пасхи, до сих пор неясно.

Через 144 года, в 1722 г, на остров Пасхи наткнулся голландский адмирал Якоб Роггевен, причем произошло это событие в день христианской Пасхи. Так совершенно случайно остров Те Пито о те Хенуа, что в переводе с местного наречия значит Центр мира, превратился в остров Пасхи.

В своих записях адмирал указал, что аборигены устраивали церемонии перед каменными головами, разжигали костры и впадали в состояние похожее на транс, раскачиваясь взад и вперёд.

Чем являлись моаи для островитян, так и не выяснили, но скорее всего каменные изваяния служили идолами. Исследователи также предполагают, что каменные изваяния могли быть статуями умерших предков.

Интересно, что адмирал Роггевен со своей эскадрой не просто плавал в этом районе, он тщетно пытался найти неуловимую землю Дэвиса — английского пирата, которая по его описаниям была обнаружена лет за 35 до экспедиции голландцев. Правда, никто, кроме Дэвиса и его команды, вновь открытый архипелаг больше так и не видел.

В последующие годы интерес к острову упал. В 1774 году на остров прибыл Джеймс Кук, который и обнаружил, что за эти годы некоторые истуканы острова Пасха оказались опрокинуты. Скорее всего это было обусловлено войной между племенами аборигенов, но официальных подтверждений так получить и не удалось.

Стоящих истуканов последний раз видели в 1830 году. На остров Пасхи тогда прибыла французская эскадра. После этого статуй, установленные самими островитянами, больше никто не видел. Все они оказались либо опрокинуты, либо уничтожены.

Как появились статуи на острове Пасхи

Далекие мастера вырубали «моаи» на склонах вулкана Рано-Рораку, расположенного в восточной части острова, из мягкого вулканического же туфа. Затем готовые статуи спускали вниз по склону и расставляли по периметру острова, на расстояние более 10 км.

Высота большинства идолов составляет от пяти до семи метров, более же поздние изваяния доходили и до 10, и до 12 метров. Туф, или, как его еще называют, пемза, из которого они сделаны, по структуре напоминает губку и легко крошится даже при легком на него воздействии. так что средний вес «моаи» не превышает 5 тонн.

Каменные аху — платформы-постаменты: достигали 150 м. в длину и 3 м. в высоту, и состояли из кусков весом до 10 т.

Все моаи, которые на данный момент находятся на острове, были восстановлены в XX веке. Последние реставрационные работы прошли относительно недавно – в период с 1992 по 1995 годы.

В свое время адмирал Роггевен, вспоминая о своем путешествии на остров, утверждал, что аборигены разводили перед идолами «моаи» костры и садились рядом на корточки, преклонив головы. После этого они складывали руки и раскачивали их вверх-вниз. Конечно, это наблюдение не в состоянии объяснить, кем на самом деле были для островитян истуканы.

Роггевен и его спутники не могли понять, как, не применяя толстых деревянных катков и прочных канатов, можно было передвигать и устанавливать подобные глыбы. У островитян не было ни колес, ни тяглового скота и никакого другого источника энергии, кроме собственных мускулов.

Древние легенды говорят, что статуи шли сами. Задавать вопрос, как это происходило на самом деле, нет никакого смысла, потому что документальных свидетельств все равно не осталось.

Существует множество гипотез передвижения «моаи», некоторые даже подтверждаются экспериментами, но все это доказывает только одно — это было возможно в принципе. И двигали статуи жители острова и никто иной. Вот для чего они это делали? Здесь начинаются расхождения.

До сих пор остаётся тайной кто и зачем создал все эти каменные лица, есть ли какой-либо смысл в хаотическом размещении статуй на острове, почему некоторые из изваяний оказались опрокинуты. Существует немало теорий отвечающих на эти вопросы, но ни одна из них официально не подтверждена.

Все, что существует на острове сегодня, было восстановлено в XX веке.

Последняя реставрация пятнадцати «моаи», расположенных между вулканом Рано-Рораку и полуостровом Поике, произошла относительно недавно — с 1992 по 1995 г. Причем занимались восстановительными работами японцы.

Прояснить ситуацию могли бы местные аборигены, если бы они дожили до наших дней. Дело в том, что в середине 19 века на острове разразилась эпидемия оспы, которую завезли с континента. Болезнь и выкосила островитян под корень…

Во второй половине XIX века умер и культ человека-птицы. Этот странный, уникальный для всей Полинезии, обряд был посвящен Макемаке — верховному божеству островитян. Избранный становился его земным воплощением. Причем, что интересно, выборы проходили регулярно, раз в год.

При этом самое активное участие в них принимали слуги или воины. Именно от них зависело, станет ли их хозяин, глава семейного клана, Тангата-ману, или человеком-птицей. Именно этому обряду обязан своим возникновением главный культовый центр — скальный поселок Оронго на самом большом вулкане Рано-Као в западной оконечности острова. Хотя, может быть, Оронго существовал задолго до возникновения культа Тангата-ману.

Предания сообщают, что наследник легендарного Хоту Матуа, первого вождя прибывшего на остров, родился именно здесь. В свою очередь, его потомки через сотни лет сами давали сигнал к началу ежегодного состязания.

Остров Пасхи был и остаётся по настоящему «белым» пятном на карте земного шара. Сложно найти подобный ему клочок земли, который хранил бы столько тайн, которые скорее всего так и никогда не будут разгаданы.

Весной на небольшие островки Моту-Као-Као, Моту-Ити и Моту-Нуи, расположенные недалеко от берега, прилетали посланники бога Макемаке — черные морские ласточки. Тот воин, который первым находил первое яйцо этих птиц и доставлял его вплавь своему господину, получал в награду семь прекрасных женщин. Ну а хозяин становился вождем, или, вернее, человеком-птицей, получая всеобщее уважение, почет и привилегии.

Последняя церемония Тангата-ману прошла в 60-х годах XIX века. После катастрофического пиратского рейда перуанцев 1862 года, когда пираты забрали в рабство все мужское население острова, выбирать человека-птицу стало некому и не из кого.

Зачем аборигены острова Пасхи высекали статуи «моаи» в карьере? Почему они прекратили это занятие? Общество, создававшее статуи, должно было существенно отличаться от тех 2000 человек, которых видел Роггевен. Оно должно было быть хорошо организовано. Что с ним произошло?

Более двух с половиной столетий тайна острова Пасхи оставалась нераскрытой. Большинство теорий об истории и развитии острова Пасхи строится на устных преданиях.

Происходит это потому, что никто до сих пор не может понять, что же начертано в письменных источниках — знаменитых табличках «ко хау моту мо ронгоронго», что в переводе приблизительно означает — рукопись для декламации.

Большая часть их была уничтожена христианскими миссионерами, но и те, что сохранились, могли бы, наверное, пролить свет на историю этого таинственного острова. И хотя ученый мир не раз бывал взбудоражен сообщениями о том, что древние письмена наконец-то расшифрованы, при тщательной проверке все это оказывалось не слишком точной интерпретацией устных фактов и сказаний

Истуканы острова Пасха: история

Несколько лет тому назад палеонтолог Дэвид Стэдмен и несколько других исследователей выполнили первое систематическое исследование острова Пасхи с тем, чтобы выяснить, каким был ранее его растительный и животный мир. В результате появились данные для новой, удивительной и поучительной, интерпретации истории его поселенцев.

Остров Пасхи был заселен примерно в 400 г. н. э. Период же изготовления статуй относится к 1200-1500 гг. Количество жителей к тому времени составляло от 7 000 до 20 000 человек. Для подъема и перемещения статуи достаточно несколько сотен человек, которые использовали канаты и катки из деревьев, имеющихся в то время в достаточном количестве.

Райский уголок, открывшийся первым поселенцам, 1600 лет спустя стал практически безжизненным. Плодородные почвы, изобилие еды, множество строительных материалов, достаточное жизненное пространство, все возможности для безбедного существования оказались уничтоженными. Ко времени посещения острова Хейердалом на острове было единственное дерево торомиро; сейчас его уже нет.

А началось все с того, что через несколько столетий после прибытия на остров люди принялись, подобно их полинезийским предкам, устанавливать на платформы каменных идолов. Со временем статуи становились все большими; их головы начали украшать красные 10-тонные короны.

Раскручивалась спираль соревнования; соперничающие кланы пытались превзойти друг друга, демонстрируя здоровье и мощь подобно египтянам, строившим свои гигантские пирамиды. На острове, как в современной Америке, существовала сложная политическая система распределения имеющихся ресурсов и интегрирования экономики в различных областях.

Около 1770 г. противоборствующие кланы начали опрокидывать статуи острова Пасха друг у друга и сносить им головы. Последняя статуя была опрокинута и осквернена в 1864 г.

Мир / Южная Америка / Чили / Истуканы острова Пасхи, Чили

Копировать в буфер

Истуканы острова Пасхи, Чили

Остров Пасхи поразил меня с той минуты, когда я сделал первый шаг по полю местного аэропорта. Нереальная насыщенность цвета вокруг! Ощущение, что попал в какой-то диснеевский мультфильм. Второй раз я был ошарашен, когда ближе к вечеру мы с Димой, поехав осматривать остров, выбрались на берег Тихого океана. Голова решительно отказывалась воспринимать реальность местной цветовой палитры.

Естественно, мы не удержались от попыток что-то снять в первый же вечер. Однако бдительные смотрители, увидев нашу технику, предложили для начала получить официальное разрешение на съемку. Местные жители очень трепетно относятся к сохранности каменных истуканов острова Пасхи — Моаи. За любой вред статуям можно угодить в местную тюрьму.

Утром следующего дня мы приехали в офис Управления национального парка. Директор отсутствовал, и его коллеги предложили нам для начала заполнить заявку на проведение съемок — листов 5 текста на испанском. 🙂 Испанский язык мы знали плохо. Только фразы «привет», «до свидания» и «принесите счет». Примерно через полчаса на небольшом мотоцикле подъехал директор — мистер Хуту. Выслушав нашу просьбу, Хуту объяснил порядок получения разрешения — заполнить те самые листы на испанском, отсканировать, выслать на почту и ждать ответа 10-15 дней. У нас был в запасе только 1 день. В этот момент Диме пришлось использовать свой дар убеждения по максимуму. Он рассказал мистеру Хуту о нашем некоммерческом проекте и показал на ноутбуке примеры панорам.

Не вдаваясь в подробности, скажу, что через 10 минут мы получили официальное разрешение на съемки. Хуту оказался очень необычным чиновником (пока в нашей практике таких еще не встречалось) — он не побоялся взять на себя ответственность и выписать разрешение. Даже не взял с нас денег за съемку. Его условия: нас везде должен был сопровождать местный рейнджер — молодой парень по имени Кава. Кроме того, мистер Хуту просил прислать копию отснятых материалов — сказал, что фотографии будут использовать для обучения местных школьников.

Не теряя времени, мы помчались снимать. Кава по началу относился к вертолету немного настороженно, но после нескольких взлетов заразился нашим азартом и активно включился в процесс. С этого момента мы перестали смотреть в карту, а только следовали его указаниям. При виде Кавы обычно грозные охранники расплывались в улыбке и старались показать нам лучшие точки для съемки.

К нашему изумлению, на известном своими достопримечательностями острове Пасхи оказалось не так уж много древних статуй, стоящих в полный рост. Большинство из них лежат в той или иной позе. Чаще всего, как сказал один из известных блогеров, “мордой в салат”. Часть Моаи отреставрировали и зацементировали в церемониальные площадки (Тонгарики, Анакена, Тахай, Аху Акиви). И только в одном месте, на склонах вулкана Рану Рараку, древние истуканы производят самое аутентичное впечатление. Вросшие в землю по плечи огромные фигуры. Моаи разной степени законченности, в том числе еще не отделенные от стен потухшего вулкана.

Большинству туристов эти виды не доступны, так как передвигаться по территории парка можно только по специально проложенным дорожкам. Нам приходилось проявлять чудеса пилотажа, чтобы отснять то, что простые туристы не могут увидеть. Только сверху оказалось возможно оценить масштабность «фабрики истуканов», которых вырезали тут же из вулканической породы стен кратера. Так что можно сказать, что нам удалось чуть-чуть приоткрыть тайну острова Пасхи.

К сожалению, вначале нам не очень повезло с погодой. Первый из двух дней, отведенных на съемку, был пасмурным и довольно скупым на солнце. Следующим утром, перед отлетом с острова, нам пришлось работать очень напряженно, чтобы заново переснять основные места расположения древних статуй. Конечно, двух дней мало, чтобы вдумчиво осмотреть этот небольшой клочок земли, затерянный в Тихом океане. Но наше трехнедельное путешествие по Перу и Чили уже подходило к концу, и мы не могли больше задерживаться на острове.

Комментарий от Димы Моисеенко:

На острове Пасхи меня поразили не только овеянные легендами фигуры Моаи, но и небольшой ресторанчик для местных жителей на берегу залива, где я вкушал свежайшую рыбу с названием, не имеющим аналогов на нашем языке. Готов вернуться на остров в любой момент, чтобы отведать ее снова.

А теперь немного информации об острове

За годы работы команде AiPpano доводилось снимать множество удивительных мест планеты, но вряд ли что-то сравнится с островом Пасхи. Самый удаленный из обитаемых островов мира, на своих 163-х квадратных километрах он собрал рекордное количество до сих пор неразгаданных загадок.

Одной-единственной из них было бы достаточно, чтобы дать пищу для традиционных фантазий. Но если рассмотреть все эти загадки вместе, в одной цепи — фантазия перестает казаться вымыслом. Уж слишком необычен этот остров. Уж слишком много здесь явлений, совершенно не свойственных ни данному региону, ни данным народностям.

Помимо названия «Пасхи», данного ему благочестивым голландским мореплавателем Якобом Роггевеном, у острова еще минимум восемь имен: от «Те-Пито-о-те-хенуа», что в переводе значит «пуп земли» — до «Мата-ки-те-Раги» («глаза, смотрящие в небо»). У местного населения, рапануйцев, чья численность не превышает 4 тысяч человек,— богатейшая и совершенно уникальная мифология. Более того: только здесь во всем полинезийском регионе существовала письменность. И, наконец, главная достопримечательность острова Пасхи: знаменитые статуи Моаи. Это монолиты из спрессованного вулканического пепла, чей вес иногда превышает 20 тонн, а высота достигает 20 метров. Всего на острове Пасхи — 997 таких статуй.

Единственный вопрос, на который удалось ответить ученым (в первую очередь, благодаря эксперименту известного норвежского путешественника Тура Хейердала) — каким образом статуи, изготавливавшиеся в каменоломне, перемещались затем по всему острову при отсутствии технических достижений современности. Как оказалось, это — не так уж сложно: современные рапануйцы продемонстрировали самодельные передвижные приспособления из камней и бревен.

Но это совершенно не раскрывало тему, зачем были нужны Моаи вообще и кого они изображали. Вытянутые головы не слишком похожи на привычного homo sapiens. Свою версию высказал швейцарский писатель Эрик фон Дэникен. По его мнению, когда-то на остров из-за поломки космического корабля попали пришельцы. Ремонтируя звездолет, они развлекались, ваяя собственные бюсты. Именно поэтому у Моаи такие нечеловеческие вытянутые лица. Не случайно и одно из названий острова — «глаза, смотрящие в небо». А потом, починив корабль, космические гости улетели, оставив многие статуи незаконченными.

Философ и оккультист Елена Блаватская считала, что остров Пасхи был частью мифической страны Лемурии. В ней, помимо лемурийцев, жили еще и атланты — жители, спасшиеся с затонувшей Атлантиды. И те, и другие были гигантами от 7 до 18 метров. Поэтому для них изготовить и установить 10-метровых истуканов им не составляло труда.

Не менее интересна (и так же до сих пор не разгадана) причина путешествия на этот отдаленный остров одного из вождей древних инков. И не какого-то рядового вождя, а правителя Империи в эпоху ее расцвета, чей отец выстроил самый знаменитый памятник Перу — комплекс Мачу-Пикчу.

Если же завершить описание острова наличием здесь уникальной древней письменности — не только не похожей ни на что в мире, но и до сих пор не расшифрованной учеными, в сочетании с невероятным культом «человека-птицы», не известным нигде более на планете, все становится на свои места.

А вдруг именно вам, рассматривая фото с острова Пасхи или путешествуя с помощью наших панорам, все же удастся найти ответы.

Да, та или иная цивилизация, отличная от человека, здесь была (пришельцы, атланты или же предки древних инков, чьи загадки ученые тоже так и не разгадали — это уже несущественные детали). Да, эта цивилизация погибла (или улетела на свою планету). И да, она оставила нам, вместе с множеством тайн, доказательства своего существования: письменность, мифологию и статуи, которые решительно были бы не нужны на крохотном затерянном острове, населенном самыми обычными аборигенами. Таких островов в мире — тысячи, но нигде больше местное население почему-то не создало подобной уникальной культуры.


Размеры разных истуканов по отношению к росту человека

Это видео недоступно.

Очередь просмотра

Очередь

  • Удалить все
  • Отключить

YouTube Premium

Загадка острова Пасхи раскрыта. Чего ждут каменные истуканы

Хотите сохраните это видео?

  • Пожаловаться

Пожаловаться на видео?

Выполните вход, чтобы сообщить о неприемлемом контенте.

Понравилось?

Не понравилось?

Текст видео

Каменные гиганты на острове Пасхи – колдовские талисманы или послание другой цивилизации? Чего боялись жители «пупа Земли» и как расправлялись там с каннибалами? Загадочное место посреди Тихого океана волнует ученых и историков уже несколько столетий

Фильм говорит про самый загадочный остров мира. Там где головы торчат из земли и нет этому одного истинного объяснения. Но в этом фильм мы попытаемся пролить свет на секрет каменных истуканов.

Самые интересные документальные фильмы на нашем канале!
– Узнайте, какие города стали призраками и что это такое? (Города-Призраки мира, России, США. )
– Узнайте о невероятных загадках и тайнах прошлого и будущего!
– Все о магии, астрологии, волшебстве, мистике, эзотерике и необъяснимых явлениях.
– Видео о загадках древних цивилизаций, места силы и аномальные зоны.
– Сверхспособности и необычные возможности человека.
– НЛО, тайны космоса, поиск истины, бессмертие, эликсир молодости, вечная жизнь и философский камень- все самое странное и необычное что может произойти в нашей жизни!
– Невероятные предсказания известных провидцев и попытки их расшифровать. Что ожидает человечество? ВСЕ Предсказания на 2016 год.
– Далекий и притягательный космос: видео космос, все загадки космоса, и нераскрытые тайны космоса.
– НЛО – неопознанные летающие объекты, новые видео про НЛО, что такое высший разум, кем были древние пришельцы и где скрываются НЛО сейчас?
– Древние цивилизации, жившие на Земле тысячи лет назад.
– Загадки древности и интересные тайны древних цивилизаций. – Великая тайны Египта, строительство пирамид на плато Гиза.
– Все тайны истории – от древнейших времен до нашего времени. Правда о древних высокоразвитых цивилизациях, Атлантиде, Гиперборее и Лемурии. Секреты истории 20 века – все о второй мировой войне, о секретных обществах и тайных организациях.
– Аномальные зоны и аномальные явления. Места силы и порталы в иные миры.

Истуканы острова Пасхи

Наша планета только раскрывает свои тайны перед человечеством. Сколько ее уголков еще предстоит посетить и изучить? Сколько удивительных открытий удастся совершить в обозримом будущем? На все эти вопросы очень непросто дать однозначный ответ. Практически на каждом шагу все мы сталкиваемся с удивительными феноменами и явлениями, объяснить которые тщетно пытаются тысячи ученых по всему миру. Необычные находки, которые разбросаны по всему земному шару, только ждут своего «звездного часа», чтобы открыть свою истинную природу и назначение.

Приятный бонус только для наших читателей — купон на скидку при оплате туров на сайте travelata.ru до 30 ноября:

  • AF500guruturizma — промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru – промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000KGuruturizma – промокод на 2 000 руб. для туров на Кубу от 100 000 руб.

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте level.travel. Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Сегодня предлагаю вместе отправиться на один из самых необычных островов – остров Пасхи, который принадлежит латиноамериканскому государству Чили. Именно здесь перед первооткрывателями далеких земель впервые предстали удивительные исполины из камня – монолитные статуи Моаи. Официально они известны в качестве истуканов острова Пасхи. Считается, что статуи были созданы аборигенами, которые населяли остров. Датируются каменные изваяния 10-15 веками. Кроме этого остров просто «кишит» интересными находками в виде древних пещер, желобчатых аллей, что уходят куда-то в океан. Все это свидетельствует о том, что остров когда-то был центром неизвестной археологам нации с необычными традициями и уникальными обычаями. Заинтересовали? Еще бы!

История

Далеко не каждый из нас знает, почему остров получил такое необычное название. Первое впечатление о том, что название привязано к известному празднику, оказывается верным. Впервые остров был посещен европейцами в 1722 году. Именно в этот год судно из Голландии под командованием Якоба Роггевена бросило свой якорь у берегов далекого тихоокеанского острова. Поскольку заморские земли были обнаружены как раз в момент празднования Пасхи, остров и получил соответствующее название.

Именно здесь были обнаружены одни из самых впечатляющих рукотворных феноменов всей цивилизации – каменные статуи Моаи. Благодаря каменным статуям остров стал известен во всем мире и по праву считается одним из главных туристических центров Южного полушария.

Назначение статуй

Поскольку статуи появились на острове в давние времена, их размер и формы навевали мысли о внеземном происхождении. Хотя все же удалось установить, что статуи были созданы местными племенами, которые когда-то населяли остров. Несмотря на то, что с момента открытия острова прошло несколько столетий, ученым до сих пор не удалось разгадать истинное назначение каменных исполинов. Им приписывалась и роль надгробий, и мест для поклонения языческим богам, их даже рассматривали в качестве самых настоящих памятников прославившимся островитянам.

Первые описания голландского мореплавателя помогают составить определенное впечатление о значении статуй. К примеру, первооткрыватель в своем дневнике отмечал, что возле статуй аборигены разводили костры и молились. Но самое удивительное состояло в том, что аборигены не отличались развитой культурой и не могли похвастаться определенными достижениями в строительстве или какими-то развитыми даже для того времени технологиями. Соответственно, возник вполне закономерный вопрос о том, как эти племена, живущие по первобытным обычаям, смогли создать столь удивительные статуи.

Многочисленные исследователи допускали самые необычные предположения. Первоначально считалось, что статуи сделаны из глины или вообще были доставлены с материка. Но вскоре все эти догадки были опровергнуты. Статуи оказались полностью монолитными. Искусные авторы создавали свои шедевры прямо из обломков скал с помощью примитивных инструментов.

Лишь после того, как остров посетил знаменитый мореплаватель Кук, которого сопровождал полинезиец, понимающий язык аборигенов острова, стало известно, что каменные изваяния вовсе не были посвящены богам. Их устанавливали в честь правителей древних племен.

Как создавались статуи

Как уже упоминалось, статуи вытесывались из монолитных обломков каменистых пород в каменоломне вулкана. Работа по созданию уникальных исполинов начиналась с лица, постепенно переходя на бока и руки. Все статуи изготовлены в виде длинных бюстов без ног. Когда Моаи были готовы, их транспортировали к месту установки и водружали на каменный постамент. Но как эти многотонные исполины перемещались из каменоломни вулкана до каменных постаментов на огромное расстояние – до сих пор является главной загадкой острова Пасхи. Только представьте себе, сколько силы могло потребоваться на доставку 5-ти метрового каменного исполина, средний вес которого достигал 5 тонн! А иногда встречались статуи более 10 метров в высоту и весом более 10 тонн.

Каждый раз, когда человечество сталкивается с чем-то необъяснимым, рождается масса легенд. Так случилось и в этот раз. Согласно местным преданиям, огромные статуи когда-то умели ходить. Добравшись до острова, они утратили эту удивительную способность и остались здесь навеки. Но это не более чем красочная легенда. Другая легенда гласит, что внутри каждой статуи были спрятаны несметные богатства народности инков. В погоне за легкой наживой, охотники за древностями и «черные археологи» разрушили не одну статую. Но ничего, кроме разочарования внутри их не ожидало.

Тайна разгадана?

Не так давно группа американских ученых, которая занималась исследованием древних исполинов, заявила о том, что вплотную приблизилась к разгадке статуй Моаи. Исследователи утверждают, что транспортировка статуй осуществлялась группами с помощью примитивных подъемных механизмов, огромных телег и даже крупных животных. Поскольку статуя транспортировалась в вертикальном положении, издали создавалось впечатление, словно каменная глыба передвигается самостоятельно.

Туризм

С того самого момента, когда туризм стал развиваться сумасшедшими темпами, когда популярность этого вида активного отдыха и проведения времени завоевала огромную популярность среди любителей экзотики и просто любопытных граждан, остров Пасхи стал настоящим местом ажиотажа. Посмотреть на удивительные статуи из камня приезжают тысячи желающих со всех уголков мира. Каждая статуя уникальна и отличается своеобразным украшением, формами и размерами. Многие из них имеют причудливой формы головные уборы. Кстати, головные уборы отличаются по цвету. И, как удалось выяснить, изготавливались в другом месте.

Водруженные на специальные постаменты, эти молчаливые творения рук человека вызывают искреннее восхищение у каждого, кому посчастливилось увидеть их собственными глазами. Они словно всматриваются своими «мертвыми глазами» вглубь острова или в синюю даль океана. Если бы они умели говорить, сколько интересного смогли бы поведать о жизни их создателей? Сколько тайн можно было бы постичь, не мучаясь в многочисленных догадках?

Самым популярным местом для посещения считается платформа Тонгарики. На каменном основании разместились сразу 15 статуй разного размера. Статуи сохранили на себе немало следов гражданских войн и других разрушительных событий, которым подвергался остров. Есть информация о том, что в 1960-м году на остров обрушилось чудовищное цунами, которое отбросило каменные изваяния вглубь острова на 100 метров. Жителям удалось воссоздать платформу своими силами.

Отыскать платформу не составит труда. Она расположена в непосредственной близости от вулкана Рано Рараку, который и стал их месторождением. Сфотографироваться среди гигантских Моаи – святой долг каждого туриста, посетившего чилийский остров. По утверждению «бывалых фотоохотников», лучшее время для проведения фотоссесий – закат и рассвет. В лучах солнца каменные исполины предстают в иной, необычной красе.

Один только вид этих каменных исполинов вызывает трепет и уважение перед их создателями, заставляет задуматься о своей жизни и об истинном месте во Вселенной. Исполины острова Пасхи являются одними из самых загадочных творений, тайну которых нам всем только предстоит познать. Они пришли к нам из каменоломни вулкана и несут в себе до сих пор непознанную загадку тысяч веков.

Как добраться

К сожалению, добраться на остров Пасхи даже сегодня весьма проблематично. Хотя и есть два простых способа – воздушный и водный – все же они являются довольно затратными. Первый способ потребует от вас приобретения билета на рейсовый самолет. Вылететь можно из столицы Чили Сантьяго. Полет займет не менее 5 часов. Добраться на остров Пасхи можно и с помощью круизного лайнера или яхты. Многие туристические корабли, которые проходят у берегов острова, с радостью заходят в местный порт, предоставляя своим пассажирам уникальную возможность прикоснуться к давней истории загадочного острова.

Если у вас есть возможность посетить этот удивительный остров, что находится на краю мира, воспользуйтесь ею. Ведь жизнь очень коротка и так хочется успеть побывать во многих местах, разгадать многовековые загадки и лично прикоснуться к древним памятникам.

Закопанные истуканы острова Пасхи

Тайны о.Пасхи для многих настолько избитая тема, что какая-либо новая статья уже никого не удивляет. Но в этом материале я предлагаю обратить свое внимание на малоизвестный факт, на подборку фотоматериала, где каменные идолы острова ( местное название – моаи) показаны в момент раскопок и сделать неожиданные выводы.

Исследовательская группа во главе с Анной Ван Тилбург, руководителем «Проекта скульптура острова Пасхи», выяснила, что статуи острова Пасхи имеют не только головы, но и тела. Размеры туловищ идолов по размерам в соотношении с головами — длина тел достигает 7 метров. Сообщают, что раскопки велись 12 лет.

Ученые отмечают, что представления о том, что у истуканов острова Пасхи есть только головы связано с тем, что на фотографиях чаще всего запечатлевают лишь 150 скульптур, вкопанных в землю по плечи. Между тем, на острове их более 800 штук. По мнению археологов, изначально статуи не были закопаны.

Ученые утверждают, что истуканов притаскивали на место установки в горизонтальном положении, а затем устанавливали в выкопанную яму. Я считаю, что это неправильная трактовка и версия. Зачем делать орнамент на теле истукана и прятать все тело в грунт?

Очень сомнительно верить в то, что создатели этих статуй стали бы закапывать их “по уши” в грунт. Погрузиться они так глубоко и так быстро в грунт не могли. Допускаю версию селевых оползней после продолжительных ливней. Но откуда столько глины? Глина – продукт эрозии. Зачастую – водной. Площадь острова совсем небольшая. Все продукты эрозии вода смывает в океан. На этой фотографии это видно:

Самые первые раскопки начала еще группа Тура Хеердала. Но сейчас не то что откапывать что-либо, даже трогать моаи запрещается. И штрафы за непослушание – огромные (по информации с лекций А.Склярова).

Закопанные моаи на склоне вулкана – вид с высоты

На острое находятся крупные и ряд мелких вулканов

В склоне одного кратера находятся незаконченные истуканы

В местном музее представлены инструменты, которыми по официальному мнению вырубали истуканов. К этому мнению есть много вопросов. Хотя, если истуканы вырублены из вулканического туфа, а не базальта, то этими каменными топорами что-то вполне можно вырубить. Но тогда их понадобится большое количество. Их износ и поломки будут быстрыми и массовыми.

Но вернемся к вопросу: откуда на склонах вулканов появилось столько глины? У меня ответ такой: только из самих вулканов. Представьте, что каждый вулкан на острове начал извергаться как на фотографии ниже:

Часто извержения происходят без изливания магмы из кратера. Выбрасывается только пепел. Иногда с пирокластическими потоками.

Весь пепел осел на склонах и на поверхности самого острова.

1973. После извержения вулкана Эльдфедль в Исландии. Как аналогия произошедших событий.

Меня смущает в этой версии лишь одно. При извержении вулканов в наши дни выброшенный пепел имеет серый цвет. А цвет глины – рыжий, бурый. Могли ли дожди сыграть здесь свою роль? Допустим, вымыли из этого грунта минералы, ответственные за цвет. Или соединения пепла окислились со временем, поменяли цвет с серого на цвет железных окислов – красный и рыжий. В этом, думаю, есть логика. При нагреве мелкодисперсного грунта в отсутствии кислорода он практически превращается в цемент – серый порошок.

Карьер, где добывают породу для красноярского цементного завода. Цвет породы – рыжий. Из-за окислов железа.

Цемент. На вид ничем не отличается от вулканического пепла. Там и там порода прошла через обработку высокой температурой.

Кстати, на о.Пасхи имеется вот такая мегалитическая стенка, один в один как в Южной Америке:

Блоки для нее могли не вырубать, непонятно как перемещать, не поднимать, и не подгонять друг с другом, а просто замешивать вулканический пепел и отливать в опалубку по-блочно.

Если Вам нравится информация в этом журнале и статьи, которые размещает автор, то его можно поблагодарить здесь. Мотивация не бывает лишней.
Благодарю всех, кто выразил свою признательность за время существования журнала!

Кому удобно следить за новыми статьями журнала в ВК – это можно делать в своей ленте новостей, вступив в группу: sibved24
Начал перерабатывать, дополнять и дублировать наиболее интересные статья в Яндекс-Дзен. Кому удобно читать там – подписывайтесь на канал.

Источники:
http://www.airpano.ru/360photo/Easter-Island/
http://www.youtube.com/watch?v=TQVuK7s401g
http://guruturizma.ru/istukany-ostrova-pasxi/
http://sibved.livejournal.com/289166.html
http://it.rukivnogi.com/articles/italiya-otdyh-na-more-luchshie-mesta

Ссылка на основную публикацию