Кампанила Джотто во Флоренции

Содержание

Кампанила Джотто во Флоренции

Архитектура Флоренции – это особый вид искусства. Гуляя по этому старинному итальянскому городу, можно изучать историю и основные достопримечательности эпохи Ренессанса: храмы, дворцы, мосты и площади. Не напрасно Флоренция считается «колыбелью Возрождения». Вот и кампанила Джотто во Флоренции – одна из самых узнаваемых ее архитектурных достопримечательностей.

Приятный бонус только для наших читателей — купон на скидку при оплате туров на сайте travelata.ru до 30 ноября:

  • AF500guruturizma — промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru – промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000KGuruturizma – промокод на 2 000 руб. для туров на Кубу от 100 000 руб.

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте level.travel. Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Что такое кампанила

Люди, далеки от искусства, обычно затрудняются дать ответ на этот вопрос. Между тем, ничего сложного тут нет: кампанила – это колокольня, имеющая в основании форму квадрата или круга, и стоящая особняком от здания самого храма. Изначально кампанилами назывались похожие по форме городские башни средневековой Европы, а кампанилы-колокольни присущи уже Позднему Средневековью и эпохе Возрождения. Даже если вы не знаете о кампаниле Джотто, другая итальянская кампанила вам точно известна: Пизанская башня. Да-да, знаменитая постройка в Пизе тоже принадлежит к этому виду архитектуры.

Кампанила Джотто – излюбленное место всех туристов, приехавших в город Да Винчи и Алигьери за впечатлениями. Старинная постройка 14 века, высокая, величественная, со своей грандиозной историей и работами величайших мастеров эпохи Возрождения, вызывает восхищение у каждого, кто хоть немного ценит искусство и красоту.

История строительства

Колокольня была задумана, спроектирована и заложена еще в последние годы 13 века и должна была стать логичным дополнением к строившемуся уже тогда католическому собору Санта-Мария-дель-Фьоре. Инициатором первоначального проекта и автором чертежей кампанилы был Арнольфо Ди Камбио – архитектор самого собора. Но планам Ди Камбио не суждено было сбыться: вскоре он умер, и без его чуткого руководства возведение кампанилы было приостановлено. Более тридцати лет простояла она в едва начатом состоянии.

В 1334 году за дело взялся другой архитектор, Джотто Ди Бондоне – именно его имя получила впоследствии колокольня. Джотто к тому времени было почти семьдесят лет, и за спиной у него было возведение базилики Санта-Кроче, флорентийского аббатства и базилики святого Франциска. Словом, это был известный на всю Италию и матерый мастер.

Известно, что первый камень был заложен летом 1334 года, и грандиозное строительство быстро развернулось и набрало силу. Проект Джотто был, по признаниям его современников, восхитительным: строящаяся башня выглядела точно «нарисованной на небесном холсте». Чтобы добиться такого эффекта, архитектор использовал сразу несколько техник: полихромию (многоцветность), кьяроскуро (градация распределения цвета по принципу яркое-бледное, темное-светлое) и перспективу (отношения свето-тени и соотношения между объектами архитектурного ансамбля).

В 1337 году Джотто умер, оставив колокольню по-прежнему недостроенной: возведен был только первый ярус будущей башни. С трех сторон расположились изящные барельефы, авторство которых до сих пор доподлинно неизвестно: возможно, это был сам Джотто, или же кто-то из его помощников. Кроме того, есть версия, что часть барельефов – уже работы Луки делла Роббиа и Андреа Пизано.

Работа Пизано

Пизано – третий архитектор, взявшийся за кампанилу. С уважением и почитанием подойдя к работе своего предшественника и его чертежам, Пизано неукоснительно возводил колокольню так, как было прописано и прорисовано в планах Джотто. Под его руководством были возведены второй и третий ярусы колокольни и вырублены высокие окна. Однако и на сей раз строительство продлилось всего пять лет: в 1348 году во Флоренции началась пандемия бубонной чумы, прозванной тогда Черной Смертью. Сам Пизано умер во время пандемии, а вместе с ним – и многочисленные рабочие, возводившие башню.

Вклад архитектора Таленти

Четвертый и последний итальянский архитектор, сделавший свой значительный вклад в строительство колокольни – Франческо Таленти. Именно он возвел четвертый, пятый и шестой уровни и в 1359 году торжественно завершил работу. Кампанила была облицована тремя видами мрамора: каррарским белым, пистойским красным и пратским зеленым.

В отличие от Пизано, Таленти не следовал строго чертежам Джотто. Например, он решил не ставить на башне шпиль. Итоговая высота колокольни – 84,7 метров, по планам Джотто она должна была быть около 122 метров. Также при Таленти была полностью вырублена длинная и узкая лестница, ведущая на вершину башни. На этой лестнице 414 ступеней. Что любопытно – она не винтовая, как многие думают, так что подъем действительно получается очень крутым и весьма опасным.

Архитектура

Архитектурно кампанила Джотто является образчиком флорентийской готики. Каждый ее ярус – это отдельное произведение искусства и отдельная достопримечательность. Например, барельефы на первом ярусе несут практически библейский, мирозданческий, вселенский смысл: тут – и сотворение человека, и человеческие добродетели, и демонстрация профессий, и наук, и искусства, и даже космос с неисчислимым множеством его планет.

На втором ярусе своя красота: 16 статуй работы Андреа и Нино Пизано, Донателло, Нанни ди Бартоло и других мастеров. Сегодня оригиналы сняты и помещены в музей Дуомо, а на колокольню подняты их точные копии.

Третий ярус пустует, а три верхних хороши своими высокими стрельчатыми окнами, отделанными лепниной и ажуром. Каждый следующий ярус выше предыдущего, и от этого создается впечатление, что колокольня тянется вверх, в небеса, и даже тяжелые каменные плиты и благородный мрамор не мешают ей быть воздушной и легкой.

Смотровая площадка

Смотровая площадка кампанилы Джотто – многоуровневая и позволяет туристам рассмотреть Флоренцию с разной высоты. На каждом ярусе есть возможность подойти к окнам и полюбоваться живописными видами. Самая головокружительная картина, конечно, открывается с шестого яруса. Чтобы забраться сюда, придется преодолеть на своих двоих – ни много, ни мало! – 414 ступенек.

Зато с верхушки колокольни Флоренцию можно рассмотреть от горизонта до горизонта: ее ровные квадратные маленькие домики с красной черепичной крышей, старинные извилистые улочки, храмы, палаццо, зеленые холмы. Зрелище воистину завораживающее, как будто любуешься пряничной деревушкой с европейской рождественской открытки.

Кроме того, со смотровой площадки колокольни особый вид и на ближайшие достопримечательности, находящиеся непосредственно на Соборной площади. Например, отсюда во всех подробностях можно рассмотреть купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, являющийся работой Бруннелески. Любопытно увидеть сверху и приземистое здание баптистерия с его пирамидальной крышей. Кроме того, именно на верхнем ярусе находится колокол.

В кампаниле, в том числе на смотровой площадке, все сделано для удобства и безопасности туристов, которые съезжаются сюда со всех концов света. Например, можно взять напрокат маленький бинокль, чтобы в мельчайших подробностях рассмотреть и купол собора, и черепичные крыши домов, и холмы на горизонте. Стационарные бинокли также есть, они выполняют роль своеобразных подзорных труб. Чтобы туристы случайно не выпали за ограждение, все опасные пролеты затянуты решеткой. Решетка прочная, но достаточно тонкая, чтобы не мешать любоваться красотами города.

Значение для города

Переоценить значимость кампанилы Джотто во Флоренции невозможно: одна из старейших архитектурных достопримечательностей города, сохранившая в себе работу величайших мастеров эпохи – архитекторов, скульпторов, художников, – излюбленное место туристов, лучшая смотровая площадка города, постройка, без которой весь силуэт Флоренции будет другим.

Соборная площадь, частью архитектурного ансамбля которой является колокольня, – одно из самых посещаемых мест в мире. Это как Эйфелева башня для Парижа, Биг Бен для Лондона, Эрмитаж для Санкт-Петербурга. Грандиозно, величественно, красиво. Флорентийцы трепетно берегут историческое и культурное наследие своего города, в том числе и кампанилу Джотто.

Время работы и цены на билеты

За исключением праздничных дней (Рождество, Пасха, День Пресвятой Богородицы) и особых случаев, кампанила Джотто работает каждый день. Вход для туристов открыт с 08.15. до 20.00. К сожалению, отдельного билета в колокольню не продается. Туристу необходимо купить общий музейный билет суммой 18 евро. В этот билет входит посещение следующих достопримечательностей:

  • музей Опера-дель-Дуомо (именно здесь расположены оригиналы картин, скульптур, рельефов, барельефов и других художественных произведений, чьи копии находятся в храме и колокольне)
  • католический собор Санта-Мария-дель-Фьоре, находящийся в центре площади, и его смотровая площадка
  • флорентийский баптистерий
  • крипта святого Репарата (подземное захоронение)
  • кампанила и ее смотровая площадка

Билет дает туристу возможность единожды посетить каждую из перечисленных достопримечательностей. Купить его можно как в кассе на площади, так и на официальном сайте, причем владельцы электронных билетов пропускаются без очереди. Полностью использовать билет необходимо в течение 72 часов после посещения первой достопримечательности. Кроме того, за отдельную плату можно заказать экскурсию, индивидуальную или групповую.

Где находится и как добраться

Кампанила Джотто, как и все остальные достопримечательности, являющиеся частью общего архитектурного ансамбля, находится на Соборной площади в историческом центре города. Любой автобус или маршрутка, идущие до площади, довезут туриста до места назначения. Если же прогуливаться по Флоренции пешком, найти колокольню также не составит труда: она гордо возвышается над половиной города, а в историческом центре видна с любой точки.

Колокольня Джотто

Изящная готическая колокольня Джотто является частью собора Санта-Мария-дель-Фьоре — знаменитого Дуомо, одного из красивейших храмов не только Флоренции, но и всей Италии. Она получила свое имя в честь архитектора Джотто ди Бондоне, что был автором первого проекта кампанилы и положил начало строительству. Всего же колокольней занимались последовательно четыре архитектора, однако это не помешало ей приобрести гармоничный изысканный вид в одном стиле с собором.

Историческая справка

Первым архитектором храма Дуомо и, соответственно, принадлежащей ему колокольни, был Арнольфо ди Камбио. Однако он успел лишь выполнить фундамент здания в 1298 году, после чего умер, а строительные работы замерли более чем на три десятилетия.

Лишь в 1334 году за проект взялся уже известный к тому времени итальянский архитектор Джотто ди Бондоне. Он продолжил строительство именно с кампанилы, разработав проект фасада таким образом, чтобы башня и собор составляли единый архитектурный ансамбль.

К сожалению, Джотто также не успел завершить эту грандиозную задумку, ведь он начал ею заниматься в 67 лет буквально с нуля — будущая колокольня в то время представляла собой лишь яму под фундамент. При жизни мастера колокольня выросла на один ярус, а после его смерти эстафету принял Андреа Пизано, который некоторое время уже работал на стройплощадке в качестве инженера. Новый архитектор продолжил дело своего предшественника, строго следуя чертежам. Он возвел еще два яруса кампанилы, а также южные ворота баптистерия Сан-Джованни.

И так продолжалось вплоть до 1348 года, когда во Флоренции началась эпидемия бубонной чумы. «Черная смерть» прокатилась по Европе и унесла в общей сложности около 60 млн. жизней, в том числе и жизнь флорентийского архитектора Пизано. Строительство вновь было прервано, однако ненадолго — в этот раз всего на три года.

В 1351 году возведением колокольни стал руководить Франческо Таленти. Он внес существенный вклад во внешний вид этой изящной башни, благодаря ему верхние ярусы сегодня выглядят столь легкими и воздушными. Заслугой Таленти можно считать узкие арочные окна кампанилы, мраморный фасад трех оттенков, а также новый проект кровли. Если Джотто предполагал увенчать постройку высоким шпилем, новый мастер изменил чертежи и сделал крышу практически плоской, уменьшив общую высоту здания практически на 37 метров.

В 1359 году колокольня была, наконец, завершена. Позже в ее облик еще вносились небольшие изменения, например, в 1437 году фасад с северной стороны украсили пять новых панелей работы Луки делла Роббиа. А уже в наше время 16 статуй из проемов одного яруса башни были перенесены в музей собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Их авторами являются такие известные скульпторы как Донателло, Андреа и Нино Пизано, а также Нанни Бартоло, поэтому статуи имеют высокую историческую ценность. Сегодня вместо оригиналов в проемах установлены копии.

Как добраться

Поскольку колокольня Джотто является частью кафедрального собора Дуомо, она, как и самый известный храм Флоренции, находится на Соборной площади. Это место указано на любой карте, в каждом путеводителе, более того — высокую готическую башню сложно не заметить, ведь она словно парит над исторической частью города.

Точный адрес: Piazza del Duomo, via della Canonica, 1.

Как добраться от вокзала Санта-Мария-Новелла:

Пешком:пройдите по via Panzani до пересечения с via de Cerretani, и по последней улице двигайтесь вплоть до площади (в общей сложности около 1 км).

Автобус:маршруты C1 и C2 до остановки Roma Duomo.

Также до колокольни Джотто можно доехать любым автобусом, который идет к Piazza del Duomo. Можно проехать и автомобилем, однако учтите, что в исторической части города мало парковок.

Колокольня Джотто на карте

Архитектура

Колокольня Джотто имеет квадратное основание со сторонами около 15 метров. Она состоит из нескольких ярусов общей высотой 84,7 метров. Поскольку строительством этой башни руководили несколько мастеров, несмотря на общую архитектурную концепцию, нижние ярусы смотрятся более тяжелыми, приземистыми. Верхние же отличаются поистине готической устремленностью в небо, и это впечатление усиливают стрельчатые окна — по два с каждой стороны. Последний наиболее высокий ярус характеризуется широким арочным проемом, что делает конструкцию утонченно-воздушной.

Внутри колокольни Джотто расположена довольно узкая лестница, по которой посетители могут подняться на самый верх. Почти на каждом ярусе есть смотровые площадки с окнами — можно полюбоваться видами и сделать красивые фото. Для безопасности туристов верхние окна закрыты прочной сеткой.

На последнем этаже посетителей ждет площадка с колоколом, где по периметру расположено несколько скамеек для желающих отдохнуть. А отдых здесь может понадобиться многим: во время подъема нужно преодолеть более 400 ступеней!

Если же вы не слишком устали, можно поискать одну скромную дверь и подняться еще выше. На самом верху башни находится открытая терраса, с которой можно любоваться Флоренцией под синим итальянским небом и порывами ветра.

Впрочем, тем, кто боится высоты, забираться на вершину колокольни Джотто не обязательно. С каждой смотровой площадки открываются роскошные виды и, поднимаясь от яруса к ярусу, можно смотреть поверх крыш на расстилающийся во все стороны город, на баптистерий и такой близкий купол собора Дуомо. Многие туристы сходятся во мнении, что именно здесь легко найти лучшие виды на Флоренцию.

Внешний вид

Фасад колокольни Джотто, как уже говорилось, выполнен в одном стиле и цветовой гамме со зданием собора. Техника, в которой он оформлен, называется кьяроскуро, что в переводе означает «светотень». С помощью материалов светлых и темных оттенков мастера добивались эффекта будто бы «нарисованного» здания, но так, чтобы рисунок смотрелся в то же время объемным, глубоким.

Для фасада кампанилы использован разноцветный мрамор, который привозили изо всех уголков Италии: белый — из провинции Каррара, зеленый — из тосканского города Прато, розово-красный — из небольшой коммуны Монсуммано-Терме. Два нижних яруса украшены резными плитами с изящными барельефами. На них изображены символы человеческих добродетелей, представители разных профессий, ключевые открытия того периода, сцены из Святого Писания и т.д. Часть барельефов изготовлена самим Джотто, другие же принадлежат Андреа Пизано и Луке делла Роббиа. По поводу авторства некоторых панелей-картин и сегодня еще ведутся споры среди искусствоведов. Доподлинно известно, что над оформлением первого яруса колокольни работал Джотто, а верхние этажи украшают произведения из мастерской Роббиа.

На третьем и четвертом ярусе есть ниши для статуй, однако сами статуи находятся лишь на третьем этаже. Эти скульптуры, изображающие пророков и сивилл — те самые копии работ итальянских мастеров Донателло, Пизано и Бартоло. Следующие же ярусы украшены узкими готическими окнами в резном обрамлении.

Отдельного внимания заслуживает вход в колокольню Джотто. На первый взгляд он неприметен, и некоторые посетители даже не сразу могут его найти. Дверь расположена немного в стороне от основного туристического маршрута, что проходит у центрального входа в собор. Но, тем не менее, дверной проем тоже имеет свое очарование. Он интересен красивым оформлением с тремя статуями и расположенным здесь же изображением Мадонны с младенцем руки Андреа Пизано.

Интересные факты

Общее количество степеней колокольни Джотто — 414, и поэтому подняться до конца без перерывов и отдыха под силу далеко не всем. Все же большинство туристов это не останавливает. На верхней террасе можно ежедневно увидеть и пожилых людей, и семьи с детьми.

Лестница, ведущая на верхние смотровые площадки, очень узка: временами на ней не могут разминуться даже два человека. Поэтому иногда тем, кто идет вниз, приходится прижиматься к стене, чтобы дать пройти людям, которые поднимаются. Туристам, страдающим клаустрофобией или страхом высоты, стоит взвешенно отнестись к возможности посещения колокольни.

На территории смотровой галереи, расположенной на крыше башни, установлены стационарные бинокли. Так что можно не просто обозревать окрестности с высоты и делать фото, но также рассмотреть детали отделки собора и других близко стоящих зданий.

Как и положено настоящей колокольне, кампанила Джотто имеет свои колокола. Однако если обычно колокол можно увидеть высоко над головой, здесь все иначе — он будет буквально под ногами, в нише одной из верхних смотровых площадок.

Поднимаясь по лестнице вверх или спускаясь вниз, можно смотреть не только наружу, но и внутрь башни. Некоторые считают этот вид куда более головокружительным! С каждой смотровой площадки видны нижние и верхние этажи, пол и потолок здания.

Время работы и цена входа

Колокольня Джотто работает ежедневно с 08:15 до 19:00, однако за полчаса до закрытия новых посетителей уже не пускают.

Каждый первый вторник месяца экскурсии не проводятся, кампанила закрыта для посещений.

Стоимость билета — 15 евро (

1 056 руб. ) . Это будет единый билет, дающий право посетить все достопримечательности архитектурного комплекса: колокольню, баптистерий Сан-Джованни, собор и музей Дуомо, склеп Святого Репарата. При этом вовсе не обязательно обходить все за один день: билет действителен 6 дней после покупки и двое суток после первого посещения. Другими словами, вы можете не спеша за два дня осмотреть все интересные места по одному билету.

Актуальную информацию о стоимости билетов и графике работы уточняйте на официальном сайте собора Дуомо.

Вместе с собором колокольня Джотто является одним из лучших образцов итальянской готики 14 века. Ею можно любоваться издали, а можно долго изучать детали затейливой отделки, открывая все новые и новые грани красоты. Именно сюда, к храму Санта-Мария-дель-Фьоре, стоит прийти всем, кто интересуется итальянским искусством эпохи Возрождения.

Тем более что колокольня Джотто расположена в историческом центре Флоренции, где сосредоточены и другие архитектурные шедевры прошлых веков. Например, в нескольких минутах ходьбы находится базилика Сан-Лоренцо, где можно увидеть работы великого Микеланджело. Также поблизости есть дворец Медичи — величественное здание в стиле раннего Ренессанса, бывшее первой резиденцией династии флорентийских правителей. А пройдя чуть дальше можно попасть в сад Джардино-делла-Герардеска, где зелень и уютная атмосфера единения с природой позволят отдохнуть от долгих экскурсий. Центр Флоренции тем и хорош, что попав сюда, вам не обязательно искать транспорт или садиться за руль автомобиля — ко многим достопримечательностям можно пройти пешком.

Колокольня Джотто во Флоренции (Campanile di Giotto)

Флоренция: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Флоренции
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (33)
    • Магазины и ТРЦ (12)
    • Храмы, соборы, мечети (10)
    • Галереи (4)
    • Аэропорты (2)
    • Рынки (5)
    • Площади (3)
    • Замки, дворцы (4)
    • Парки (1)
    • ЖД вокзалы (1)
    • Мосты (1)
    • Музеи (4)
    • Рестораны и кафе (2)
    • Туристические офисы (2)
    • Клубы, концертные площадки (5)
  • Забронировать отель в Флоренции
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Флоренции
  • Советы о Флоренции
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Флоренции

Автобус С1 (остановка Studio)

Колокольня Джотто входит в комплекс достопримечательностей площади Дуомо во Флоренции и составляет часть архитектурного ансамбля известного собора Санта Мария дель Фьори.

История

Во время строительства собора Дуомо и его колокольни в XIII веке нашей эры, главным архитектором проекта был Арнольфо ди Камбио. Он спроектировал будущий храм и даже успел заложить его фундамент, но, к сожалению, скоропостижно скончался в 1298 году. Строительство будущей известной достопримечательности приостановилось и не велось больше 30 лет. В 1334 году дело в свои руки взял знаменитый во всей Италии архитектор Джотто ди Бондоне, по имени которого впоследствии и была названа колокольня Джотто. Возобновил постройку собора он начав именно со звонницы, при этом спроектировав новый внешний вид храма таким образом, чтобы колокольня и собор гармонировали друг с другом.

Построив один ярус башни, Джотто, к несчастью, тоже умер, так как начал он заниматься доработкой проекта уже в достаточно преклонном возрасте 67 лет на стадии ямы на месте фундамента. В это же время на строительной площадке уже работал инженером Андреа Пизано, и после смерти Джотто ди Бондоне, именно он и стал главным руководителем проекта. В точности по проектам Джотто под руководством Андреа выросли второй и третий ярус колокольни, а затем входные ворота с южной стороны баптистерия Сан-Джованни. Андреа Пизано умер в 1348 году во время великой эпидемии бубонной чумы в Италии. Строительство собора и звонницы опять приостановилось на 3 года.

В 1351 году за дело взялся новый архитектор — Франческо Таленти. Он спроектировал и построил воздушные верхние этажи колокольни Джотто, а также выполнил проект арочных узких окон звонницы, фасад из мрамора трех разных цветов и кровлю колокольни. Таленти поменял проект крыши с высоким шпилем Джотто на плоскую кровлю.

Итак, в 1359 году строительство колокольни Джотто было окончено. В течении времени ее внешний вид, конечно, ещё менялся, фасады украшались новыми панелями, а проемы — скульптурами, но общий вид кампанилы любой турист может наблюдать и в наше время. Часть оригинальных скульптур колокольни Джотто работ Донателло, Нанни Бартоло, Андреа и Нино Пизано находятся сейчас в музее Дуомо собора Санта Мария дель Фьори, а на их местах расположены копии.

Архитектура

Фундамент колокольни Джотто имеет форму квадрата с размерами примерно 15 на 15 метров. Высота всех ярусов звонницы 84,7 метров. Во внешнем виде кампанилы видны руки нескольких архитекторов, занимающихся ее постройкой: нижние ярусы массивные и основательные, а верхние — легкие и воздушные. Внутри здания находится узкая лестница, ведущая на самую вершину колокольни Джотто, чтобы туда подняться, придется преодолеть более 400 ступеней. На верхнем этаже располагаются скамейки для отдыха уставших туристов, и выход на открытую площадку, с которой можно вдоволь насладиться прекрасными видами Флоренции под теплым итальянский солнцем и приятно охлаждающим ветром.

Внешний вид колокольни Джотто гармонирует с внешним видом и цветовой гаммой собора Дуомо. Техника кьяроскуро (в переводе с итальянского — «светотень»), создает эффект объема и глубины благодаря сочетанию темных и светлых цветов фасада. Колокольня облицована мрамором, привезенным из разных мест страны: провинция Каррара поставляла сюда белый мрамор для строительства, город Прато в Тоскане — зеленый, а коммуна Монсуммано-Терме добывала розово-красный мрамор. Нижние этажи колокольни выделяются уникальными плитами с резными барельефами с изображением различных профессий, сцен из Святого Писания и человеческих добродетелей. Работы выполнены руками знаменитых Андреа Пизано, Луке делла Роббиа и самим Джотто. На верхних ярусах кампанилы вырезаны ниши для статуй пророков и сивилл, копии которых установлены там до сих пор. Самый верх колокольни Джотто выделяется резными готическими окнами.

Вход в колокольню Джотто некоторые туристы ищут очень долго, ведь он совсем небольшой и неприметный, и находится немного в стороне от основной толпы посетителей и главного входа в собор. Но найдя его, вы не останетесь равнодушным, ведь вход оформлен красивейшими статуями и изображением Мадонны с младенцем в руках.

Смотровая площадка

Практически на каждом ярусе колокольни Джотто, при поднятии по ее узкой внутренней лестнице, находятся смотровые площадки, с каждой из которых можно сделать множество прекраснейших снимков города. Полюбоваться видом на Флоренцию можно из окон, которые на верхних этажах укреплены сеткой для безопасности туристов. На самом же верху башни находится открытая смотровая площадка с биноклями.

Билеты на колокольню Джотто

Колокольня Джотто открыта для посетителей каждый день с 8 часов 15 минут утра и до 19 часов вечера, но для туристов продажа билетов прекращается и вход закрывается уже в 18:30. Также колокольня не работает в каждый первый вторник месяца. Посетить ее можно по объединенному билету стоимостью 18 евро, который включает в себя, помимо посещения колокольни Джотто, другие достопримечательности архитектурного исторического комплекса: собор Дуомо, музей Дуомо, баптистерий Сан-Джованни, склеп Святого Репарата. Билет действителен в течении 30 дней после приобретения и в течении 72 часов после первого посещения любой достопримечательности.

Колокольня Джотто во Флоренции

В самом сердце итальянской Флоренции путешественники могут полюбоваться наиболее неординарным кафедральным собором во всей Европе – Санта-Мария-дель-Фьоре. О прелестях самого собора мы уже рассказали, теперь стоит обратить ваше внимание на другую величественную постройку, входящую в комплекс флорентийского Дуомо – колокольню Джотто.

Устремленная ввысь почти на 90 метров, эта колокольная башня позволяет посетителям насладиться шикарной панорамой города и окрестностей. Оказаться равнодушным к такой достопримечательности просто невозможно.

Во времена, когда возводился собор, единственным действенным способом оповещения жителей города о предстоящих церковных празднествах и службах являлся именно звон колоколов. Поэтому, автор изначального проекта собора Арнольфо ди Камбио включил в него башню-кампанилу. Вплотную разработкой чертежей и строительством первого яруса колокольни занимался Джотто ди Бондоне. Благодарные потомки увековечили имя великого мастера, назвав башню колокольней Джотто (итал. Campanile di Giotto).

Основные исторические вехи

Если обратиться лицом к главному входу в кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре, то здание кампанилы будет находиться по правую руку. Летописи строительных работ флорентийского Дуомо свидетельствуют о то том, что работы фундаментом колокольни были проведены в конце 13 века. По сути, строители работали одновременно над основой собора и кампанилы. На тот момент работы происходили под неусыпным надзором первого архитектора собора — Арнольфо ди Камбио.

После смерти ди Камбио, стройка затихла на целых 30 лет. Только в июле 1334 года Джотто ди Бондоне вновь запустил сложный механизм возведения монументального католического храма.

Ямы под фундамент колокольной башни, уходившие на 20 локтей в глубину – это все, что оказалось в распоряжении нового архитектора.

Согласно средневековой моде, колокольня была задумана в виде четырехгранной башни со стороной в 25 локтей и высотой 144 локтя. Джотто не стал ничего менять в общем проекте, сосредоточившись на составлении эскизов для внешнего и внутреннего оформления.

Усиленные работы по возведению колокольни полностью захватили внимание архитектора и художника. Джотто стремится усовершенствовать проект ди Камбио, при помощи дополнительной надстройки на вершине башни. Однако консервативно настроенные кураторы строительства решили не использовать новый проект, как излишне смелый.

Возраст Джотто неуклонно приближался к 70-ти, что по тем временам было достаточно приличной цифрой. Поработав над кампанилой всего 4 года, мастер умирает, оставив по себе приличный багаж наработок и законченный первый ярус.

В отделке кампанилы Джотто применил тот же вид разноцветного мрамора, что был использован в декоре собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Сены звонницы были украшены панелями, выполненными по эскизам автора. Красно-белые контрастные рисунки придают невероятную глубину узорам. Впоследствии наружный декор колокольни изготавливался в мастерской знаменитого гения итальянского кватроченто – скульптора Луки делла Робиа.

Дело усопшего Джотто продолжил архитектор Андреа Пизано, который еще при его жизни активно участвовал в инженерных работах. Получив пост главного куратора строительства кампанилы, Пизано сумел возвести два последующих яруса здания. Строительство и отделка башни происходили в строгом соответствии с наработками Джотто. Разыгравшаяся в середине 14 века эпидемия чумы отняла множество жизней, в том числе погиб и Андреа Пизано. Конструкция собора и колокольни снова замирает на несколько лет.

Колокольня Джотто получила третьего по счету творца в 1351 году, им стал Франческо Таленти. Именно благодаря талантливому зодчему флорентийцы обрели стройное, легкое как кружевная вязь, здание кампанилы. Первые три яруса постройки выглядят более «коренастыми». В противовес им, три верхних этажа, исполненные Таленти, получились вытянутыми вверх. Узкие окна, украшенные вертикальным декором, усиливают впечатление готической стрельчатости, устремленности в небо.

Стараниями Таленти башня приобрела богатую современную отделку. Еще одно отступление от изначального проекта – уплощенная крыша. Окончание работ над колокольной башней датируется 1359 годом. Трехцветная мраморная отделка башни объединила ее внешний вид с отделкой кафедрального собора. Окончательная высота строения составила 85 метров, упраздненный Франческо Таленти шпиль предполагал дополнительные 37 метров «роста».

Внешняя отделка

Нижние яруса колокольни, как мы упоминали ранее, выглядят более приземистыми. Они богато украшены резными плитами и барельефами. Работа над первым ярусом — заслуга мастера Джотто. На фоне серо-зеленого мрамора, зодчий распорядился разместить вертикальные картины из розового мрамора в белой окантовке. По центру каждой плитки располагаются медальоны, иллюстрирующие семь таинств и сцены из библии. Каждая из четырех стен башни украшена семью такими картинами-плитами.

Следующие ярусы кампанилы отделаны барельефами, которые родились в умелых руках Луки делла Робиа и Андреа Пизано. Талантливые художники показали в своих работах сложный путь прогресса человечества. Барельефы иллюстрируют генезис человека, а затем познание им ремесел, науки и культуры. Изображены вполне типичные для средних веков профессии: винодел, астроном, камнетес, пастух и т.п. Дела мирские разбавлены целой коллекцией добродетелей.

Один из ярусов лишен декоративных барельефов. По четыре плиты с каждой стороны сиротливо сияют ничем незаполненными рамками. Четвертый ярус башни лишился своих украшений – скульптур, воплощавших в камне библейских пророков. Работы зодчих Нино Пизано, Донателло, Андреа Пизано и Нанни ди Бартоло были определены в Музей Дуомо, где им гарантирована сохранность.

Над входом в колокольню изображена Мадонна с Младенцем. Эта работа, как и большинство декоративных элементов башни, была задумана и воплощена Андреа Пизано.

Яруса колокольни имеют явное горизонтальное разделение за счет мозаичных вставок, созданных братьями-художниками Космати. Три завершающих этажа башни имеют вытянутые окна в стрельчатых рамах. Снаружи эти окна отделаны лепниной, напоминающей витый шнур, что придает строению дополнительную элегантность. Легкость линий и ажурная внешняя отделка превращают кампанилу в нечто воздушное, сводя на нет тяжеловесный камень и огромную высоту.

Кстати, в музее при соборе можно увидеть рисунок, выполненный Джотто, изображающий общий вид колокольни. Нынешнее здание выглядит на порядок интереснее и изящнее задуманного. Тем не менее, башня носит имя художника и архитектора, положившего последние годы своей жизни на ее создание.

Современная жизнь колокольни Джотто

Погожим солнечным днем, современный гость Флоренции может прогуляться по Соборной площади, наслаждаясь совершенной красотой зданий, входящих в состав Дуомо. Колокольня сама по себе является прекрасным образчиком готической архитектуры. Изукрашенная красными, белыми и зелеными мраморными плитами башня служит в качестве смотровой вышки. С высоты практически в сотню метров открывается роскошный вид на красно-коричневые крыши домов и ломаную линию холмов на горизонте.

К услугам посетителей кампанилы предоставлены 400 с лишним ступенек, образующих внутреннюю лестницу. Неспешно преодолевая шесть ярусов башни на своих двоих, туристы смогут взглянуть на Флоренцию с разных ракурсов и высоты.

Узкие окошки окружают внутреннюю лестницу колокольни снизу до верха. На смотровой площадке, помимо дальних границ города можно в подробностях рассмотреть купол Бруннелески, венчающий кафедральный собор. А также свысока взглянуть на приземистое здание Баптистерия святого Иоанна Крестителя.

«Какая же колокольня без колокола?», — спросите вы, и будете абсолютно правы! Колокол наличествует. Его можно найти на верхнем ярусе башни. Правда он не выполняет свою основную функцию, а выставлен в одной из ниш в качестве музейного экспоната.

Посетителям разрешается бродить по всем ярусам, в том числе и самому верхнему, где можно рассмотреть стропила крыши и даже черепичную кладку.

Точка всех устремлений гостей города – это смотровая галерея, организованная по периметру крыши колокольни Джотто. Для удобства посетителей, галерея оборудована стационарными биноклями. А чтобы обезопасить путешественников, смотровые ходы забраны металлической клетью. Однако подобная мелочь неспособна умалить восхищение человека, впервые взглянувшего на древний прекрасный итальянский город с подобной высоты.

Полезная информация: как добраться

Кампанилу несложно найти в центре Флоренции на Соборной площади, рядом с кафедральным собором Санта-Мария-дель-Фьоре.

Воспользоваться обзорной галереей можно с 8:30 до 19:30. По крупным религиозным праздникам, вроде Пасхи, Рождества и Дня Богородицы доступ в колокольню закрыт.

Одиночный визит в башню обойдется в 6 евро, билеты можно приобрести на месте или забронировать на на официальном сайте www.museumflorence.com/ru. Более выгодным выглядит покупка комплексного билета за 10 евро, включающего в себя доступ к другим достопримечательностям:

  • Купол;
  • Баптистерий;
  • Кампанила Джотто;
  • Склеп святого Репарата;
  • Исторический музей.

Кампанила Джотто во Флоренции: знаменитая колокольня и 400 ступенек

Читайте также:

Петршинская башня в Праге — отличная смотровая площадка в живописном месте

Танцующий дом в Праге — стоит ли идти и чем интересно это место

Продолжаем разговор про самые красивые и интересные места Флоренции. Колокольня Джотто во Флоренции – интересное место, которое я советую вам посетить, входит в комплекс Флорентийского Дуомо. Вид с колокольни Джотто открывается удивительный – вся Флоренция как на ладони.

1. Краткая историческая справка

Интересно, что Джотто ди Бондоне занимался только строительством и планировкой первого яруса колокольни, а изначальный проект принадлежит Арнольфо ди Камбио. Колокольня собора Санта-Мария-дель-Фьоре строилась одновременно с собором. Они представляют собой законченную архитектурную композицию.

Удивительные узоры из мрамора:

Джотто начал работу над колокольней в возрасте 66 лет, а через 4 года умирает. Он выбрал для отделки колокольни такой же разноцветный мрамор, как и для стен собора. Работу Джотто продолжил Андреа Пизано.

В 1351 году третий зодчий начинает работу над колокольней — Франческо Таленти. Если присмотреться, то влияние каждого из архитекторов можно заметить. Если нижние ярусы выглядят «тяжелее», то верхний ярус очень воздушный, легкий.

Закончились работы по строительству и украшению башни в 1359 году. Нижний ярус Джотто украшен барельефами, которые можно рассмотреть, если подойти поближе. Семь таинств из Библии украшают нижний ярус. Выполнены на розовом мраморе в окантовке зеленого.

Следующий ярус колокольни Джотто украшают более современные барельефы Луки делла Робиа и Андреа Пизано – это картины на мраморе «Прогресс человечества». Здесь видны ремесленники, деятели науки и культуры, представители разных профессий за работой.

На последнем этаже были скульптуры пророков, но они попали в музей Дуомо. Это работы известных мастеров Пизано, Донателло, ди Бартоло.

Над входом вы увидите изображение Мадонны с младенцем работы Андреа Пизано.

2. Полезная информация

2.1. Где находится

Находится на площади Дуомо, как и остальные достопримечательности комплекса Дуомо.

Расположение на карте:

2.2. Как добраться

Как добраться на общественном транспорте? Ближе всего подобраться можно на городских автобусах. На автобусе можно доехать до остановок:

  • Автобусы линия C1 до остановки Studio или Cerretani;
  • C1, C2 до Oriuolo;
  • C4 до Pecori Duomo;

Вход в кампанилу:

Еще простой вариант – посмотреть площадь вместе с экскурсией по городу. Я сама прогулялась по городу с обзорной экскурсией, так что могу посоветовать. Обязательно посетите площадь Дуомо, площадь Синьории, понте Веккьо и другие достопримечательности. Стоит 20 евро на туриста, длится 2 часа.

Кстати, еще одна интересная экскурсия по флорентийской площади для тех, кто хочет побольше узнать про все строения комплекса Дуомо. Длится 1 час, стоит 40 евро. Гид расскажет про весь комплекс, вместе поднимитесь на купол собора. Правда, экскурсия проходит на английском языке.

Таксисту можно сказать, что вам нужно на «Piazza del Duomo» — он поймет. Центр пешеходный, так что таксист привезет вас просто как можно ближе. Колокольню флорентийского собора видно почти со всех концов города – можно по ней ориентироваться.

Или еще такой вариант экскурсии от местного жителя – посещение комплекса, подъем на купол и колокольню. Стоит 190 евро для группы до 10 человек. Длится 2,5 часа.

Если вам нравятся туры от Hop-On/Hop-off, то доезжаете до Porta Romana. От остановки 5 минут пешком, ориентируйтесь по колокольне. Билеты на туристические автобусы можно купить в специальных туристических киосках (например, на вокзале или у церкви Санта Мария Новелла) или же заказать заранее на сайте getyourguide. Стоимость одинаковая.

2.3. Время посещения

Часы работы: с 8.30 до 19.30.

На Пасху, Рождество, День Богородицы вход закрыт.

2.4. Стоимость

Я проходила по карте Firenze card. Стоит она 85 евро, зато действует 3 дня почти для всех музеев города. Преимущество – не нужно стоять в больших очередях. Отдельно купить билет для посещения колокольни нельзя, но можно купить комплексный билет для посещения Дуомо.

Билеты надо покупать в другом месте, рядом с музеем Дуомо:

Войти можно по комплексному билету (Дуомо, подъем на купол, Баптистерий, Колокольня, склеп, музей Дуомо) – стоимость билета 18 евро, и есть еще сокращенный билет для детей от 6 до 11 лет – 3 евро. Обратите внимание! 2 раза войти в один объект не получится, а билет действует 24 часа с момента посещения первого объекта.

Купить билет можно через интернет на сайте Musement. Смотрите, можно заказать время посещения купола. Его изменить уже нельзя – нужно будет успеть точно вовремя. Стоит билет 3209 рублей.

И для контраста — огромная очередь в собор Дуомо:

2.5. Официальный сайт

Официальный сайт комплекса Дуомо, там тоже можно заказать билеты: www.museumflorence.com/ru

3. Фотообзор колокольни Джотто

3.1. Внутри колокольни

Внутри ничего особенно интересного нет. На всех ярусах башни есть окна, можно посмотреть на город с разной высоты во время подъема.

Обязательно досматривают вещи, билет надо просканировать на турникете:

Это уже после турникета, вид на лестницу наверх:

Это одна из остановок с обзорной площадкой, можно немного передохнуть перед следующим подъемом, а сама крыша находится еще выше:

Благодаря обзорным площадкам можно рассмотреть город с разных уровней:

Еще одна остановка:

Но есть и мрачноватые участки самой колокольни:

Просят не оставлять своих шедевров и подписей на стенах, их все равно сотрут. Если же хотите оставить автограф на память или нарисовать граффити, то лучше использовать специальное приложение App Autography. Умно придумано?

3.2. Смотровая площадка

Конечно же, туристы стремятся подняться на самый верх! Смотровая площадка работает с 8:30 до 19:30. Окна забраны решетками, но это не помешает рассмотреть удивительный вид на город. Вы увидите купол Дуомо, старый город, городскую панораму.

Подъем займет время, всего в колокольне 414 ступенек — чуть меньше, чем в Дуомо:

Это на самой крыше, все отдыхают, а чтобы посмотреть на город, нужно выйти:

Вид на купол Дуомо:

На площадке установлены бинокли – рассмотреть можно все в мельчайших подробностях, правда, придется заплатить 1 евро. К сожалению, вся смотровая площадка огорожена сеткой — видимо, были трагические случаи. Поэтому сделать красивые фото на фоне города не получится, для этого лучше подняться на Купол Брунеллески.

Сегодня туристы могут подняться на вершину колокольни. Высота кампанилы – 90 метров. На верхнем этаже башни вы увидите колокол. Он больше не созывает горожан на мессу, но это тот самый старинный колокол.

Сувенирный магазин на выходе:

4. Выводы

Советую выделить день на посещение религиозного центра города. Купить можно комплексный билет, по которому войдете в Дуомо, посетите Баптистерий и Колокольню. На колокольню обязательно стоит подняться, если есть время. К тому же, на кампанилу не нужно бронировать время — можно придти в любое время работы башни.

Если выбирать между обзорной площадкой Купола Дуомо и кампанилой Джотто, то на куполе все-таки интереснее. Зато с колокольни можно увидеть сам купол. Подниматься долго, тяжело, наверху очень ветрено. Очередь небольшая, можно приходить в любое время.

Я бы советовала рассчитывать на 1 час – очередь, подъем, фото и прогулка по периметру, спуск. Может уйти чуть больше времени, если очередь будет большой. С маленькими детьми сложно – подъем и правда тяжелый.

Побродить можно по всем ярусам, даже под самой крышей. На смотровой площадке несколько биноклей. Обратите внимание, по крупным религиозным праздникам подъем на колокольню закрыт.

А вы бы решились подняться на колокольню? Подъем долгий и сложный. Зато вид классный. Вообще любите подниматься на исторические достопримечательности за панорамным видом на город?

Мы еще многое хотим рассказать о Флоренции, вас ждут наши истории путешествий, советы и лайфхаки, которые существенно облегчат жизнь туристу. Подпишитесь на наш блог – будьте на одной волне с бывалыми путешественниками.

Кстати, если вы только собираетесь во Флоренцию, но еще не выбрали отель, то советую посмотреть на сайте поисковике hotellook (там можно найти самые выгодные предложения от 40 систем бронирования) или выбрать отель прямо через эту форму:

А я во Флоренции воспользовалась сервисом airbnb и остановилась в квартире (комнате) — так оказалось намного дешевле и удобнее. Если тоже хотите выбрать квартиру, а не отель, обязательно воспользуйтесь нашей ссылкой — так вы получите бонус (около 30 евро) и сможете сэкономить уже на первом бронировании.

Кампанила Джотто — башня над цветущим городом

Кампанила Джотто является одной из главных архитектурных достопримечательностей Флоренции, наряду с собором Санта-Мария-дель-Фьоре, или Дуомо, к которому она относится. Изящество проекта и участие в создании башни великого мастера раннего итальянского Возрождения делают колокольню объектом внимания гостей города уже много веков подряд.

Именно об этой колокольне один из известных европейских монархов сказал, что она настолько красива, что ее следует хранить под колпаком и демонстрировать только по праздничным дням. Башня по-прежнему интригует и впечатляет людей: так, например, она фигурирует в романе знаменитого современного писателя Дэна Брауна «Инферно».

История

Кампанила представляет собой колокольню в виде башни, стоящую отдельно от собора, к которому она относится. Фундамент «Башни Джотто» был заложен предшественником Джотто, Арнольфо ди Камбио, главным архитектором строящегося собора Дуомо, главного собора Флоренции.

Именно Арнольфо ди Камбио был автором общего проекта башни. Джотто, продолживший работу над зданием, не стал менять общий замысел, а сосредоточился на оформлении его внешнего вида.

После Джотто над кампанилой работали Андреа Пизано и Франческо Таленти. При жизни Джотто был возведен лишь первый этаж колокольни. Франческо Таленти, завершавший строительство башни, принял решение увенчать башню обширной смотровой площадкой.

Несмотря на то, что окончательный вид башни значительно отличается от проекта Джотто, башня носит имя прославленного мастера. Это подчеркивает высокую художественную ценность данного произведения архитектуры.

Внешний вид

По форме колокольня представляет собой стройную, вытянутую в высоту прямоугольную башню. Ее общая высота — 84,5 м. Такая форма соответствовала готической архитектурной моде позднего средневековья. Она поэтажно разделена горизонтальными членениями, на каждом этаже расположены стрельчатые арочные окна, типичные для готического стиля эпохи.

Оконные проемы художественно вплетены в орнамент стен. С внешней стороны окна украшены изящной витой лепниной.

Примечательна отделка собора. Для облицовки был использован тот же разноцветный мрамор, который был применен для декора собора Дуомо. Серо-зеленый мрамор сочетается с розовым и белым. Разные сорта мрамора были привезены из разных районов Италии: Каррары, Сиены и Прато.

Нижние уровни башни украшены резными плитами и барельефами. По центру каждой мраморной плиты расположены изображения семи таинств и сцен из Писания.

Число семь считается священным для христианства, оно символизирует возможность человека самосовершенствоваться и активно развиваться на пути к Богу.

Следующие ярусы украшены барельефами мастеров Робиа и Пизано. Они изображают технологический прогресс человечества. Здесь представлены картины освоения человеком наук и искусств, познание ремесел и культуры, разные характерные для средневековья профессии.

Ряд статуй, изображающих ветхозаветных пророков, был создан Донателло, скульптор трудился над их созданием более двадцати лет. Среди изображенных — пророк Аввакум и пророк Иеремия наиболее выделяются силой и характерностью воплощенного образа. Оригиналы этих скульптур находятся в музее, а для украшения башни использованы копии. Эта вынужденная мера призвана обеспечить сохранность ценных статуй.

Над входом в колокольню расположена знаменитая Мадонна с младенцем работы Андреа Пизано.

Общее впечатление от внешнего вида кампанилы такое, словно здание является произведением ювелирного искусства, а не шедевром архитектуры. Величественность высокого каменного сооружения компенсируется изяществом и легкостью внешней отделки.

Колокольня внутри

Изнутри колокольня представляет собой узкий путь наверх, состоящий из 414 ступеней. По дороге на смотровую площадку располагаются несколько промежуточных смотровых, на которых посетители могут передохнуть в процессе восхождения.

На одной из промежуточных смотровых площадок расположен старый литой колокол. В данный момент он не используется, а является выставочным экспонатом.

Вид на Флоренцию

На верхней части колокольни организована смотровая площадка. С этого места открывается прекрасный вид на город. Перед посетителем простирается панорама из красно-коричневых крыш Флоренции и линия холмов, окружающих город.

Площадка оборудована биноклями, для безопасности посетителей установлена металлическая клеть.

С колокольни хорошо виден собор Дуомо. Отсюда можно рассмотреть купол собора, спроектированный архитектором Брунеллески в XV веке по весьма прогрессивному для его эпохи проекту. Сверху вниз можно взглянуть на Баптистерий имени святого Иоанна Крестителя.

Местоположение, время работы и стоимость

Адрес: Piazza Duomo. 50122 Firenze, Италия.

Кампанила находится в самом центре города, на Соборной площади, вблизи Дуомо, главного Собора города.

Обзорная галерея открыта для посетителей с 8:30 до 19:30. В воскресенье часы работы колокольни — с 8:30 до 14:00.

Одиночный билет в кампанилу стоит 6 евро. Предусмотрен комплексный билет стоимостью в 10 евро, включающий в себя помимо доступа в колокольню другие достопримечательности, расположенные на Соборной площади.

Как добраться

Добраться до башни Джотто можно на любом автобусе, следующем до Соборной площади. От ЖД вокзала до Piazza del Duomo (площади Дуомо) можно дойти пешком.

Источники:
http://theplacement.ru/travel-directory/kolokolnya-dzhotto/
http://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/florence/placeofinterest/2787
http://italy4.me/toscana/florence/campanile_di_giotto.html
http://allcantrip.ru/kampanila-dzhotto-vo-florencii-znamenitaya-kolokolnya-i-400-stupenek/
http://fly2italy.ru/goroda/florentsiya/dostoprimechatelnosti/kampanila-dzhotto.html
http://cattur.ru/north-america/usa/kanon-antilopy.html

Ссылка на основную публикацию