Капитолийские музеи в Риме

Содержание

Капитолийские музеи и знаменитые экспонаты

Капитолийские музеи в Риме – это группа археологических музеев, расположенных на одноименном холме. Основа Капитолийских музеев – три дворца:

  • дворец Консерваторов
  • дворец Нуово
  • дворец Кафарелли-Клементино

Располагаются они около площади Капитолия. Все три дворца соединены друг с другом подземной галереей под площадью.

История создания

Ещё в V веке до н.э. на этом месте был возведен Капитолийский храм в честь древнеримских богов: Юпитера, Минервы и Юноны Монеты.

На территории храма Юноны Монеты когда-то чеканили серебро. Выпустив новую денежную единицу, на ней изобразили богиню Монету, после чего и разошлось по всему миру название металлических денег «монета».

Первый в мире публичный музей берет начало в 1471 году, когда папа Сикст IV завещал римскому народу коллекцию античных бронзовых статуэток, которые до этого находились в Латеранском дворце.

С тех пор коллекции музеев росли и расширялись, включив в себя огромное количество древнеримских артефактов, собрание ювелирных украшений, монет и произведений средневекового искусства.

Здания музеев и экспонаты холма

Увидеть собранные сокровища можно в трех дворцах, расположенных неподалеку друг от друга. Давайте рассмотрим каждый из них.

Дворец консерваторов

На первом этаже в Палаццо деи Консерватори выставлены преимущественно древнеримские скульптуры, найденные вблизи Рима при раскопках. С этих скульптур и создавались Капитолийские музеи.

Самое известное скульптурное творение – это «Мальчик, вытаскивающий занозу» I века до нашей эры, а также бронзовые статуи этрусков, созданные ещё в VI веке до нашей эры.

На втором этаже дворца располагается пинакотека – картинная экспогалерея, где демонстрируются картины и мозаики Тициана, Караваджо и других именитых мастеров.

Также на втором этаже выставлена главная реликвия Капитолийских музеев – Волчица, вскармливающая Ромула и Рема. Сегодня эта статуя – всемирно известный символ Вечного города.

На третьем этаже дворца представлена экспозиция монет и драгоценностей, которая позиционирует себя как отдельный нумизматический музей.

Палаццо Нуово

В Новом дворце представлены экспонаты античного скульптурного искусства. Два этажа дворца занимают статуи, саркофаги, бюсты и другие артефакты античного Рима.

Здесь вы увидете бюсты правителей Рима и великих мыслителей.

Также в палаццо Нуово хранятся скульптуры «Венера Капитолийская», «Дискобол» и «Умирающий галл».

Венеру Капитолийскую в Новом Дворце могла постичь печальная участь, если бы ее не укрыли от расправы жители Рима. Увидела освобожденная статуя свет только в XVII веке.

Сюда перемещён и оригинал конной статуи Марка Аврелия, вылитый из бронзы во II веке нашей эры. Копия этой статуи находится в центре площади дель Кампидольо.

Конная статуя Марка Аврелия

Статуя Марка Аврелия — это бронзовая древнеримская статуя, созданная в 160—180-е годы нашей эры.

Первоначально статуя Марка Аврелия была позолоченная, но при разграблении Рима варварами от золотого покрытия ничего не осталось. Это единственная античная конная статуя, уцелевшая до наших дней.

В XII веке статую перенесли на площадь Латерана. В XV веке ватиканский библиотекарь Платина сравнил изображения на монетах и понял, что статуя изображает древнеримского императора, а не святого императора Константина, как считалось ранее. В 1538 году скульптуру поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла III.

Цоколь для статуи сделал Микеланджело. Мастер выбил фразу на латыни: «ex humiliore loco in area capitoliam», что означает «с более низкого места Капитолия».

Конная статуя имеет внушительные размеры: она в два раза превышает натуральную величину, что делает скульптуру ещё более привлекательной для осмотра.

Дворец Кафарелли-Клементино

Во дворце Кафарелли-Клементино собрана коллекция предметов нумизматики, редкие монеты и медали, драгоценные камни, а иногда во дворце базируются временные экспозиции.

Подземелье

Прикоснуться к искусству можно и под землей. Дело в том, что под Капитолийскими музеями Рима расположилась галерея Лапидария, получившая популярность среди туристов из-за своего необычной локации. Эта галерея сооружена в 1930-х годах.

Сегодня в подземелье Капитолия Вы увидите руины древнеримского жилища и коллекцию надписей на твердых материалах.

Выход из подземной галереи приведет к знаменитому Римскому форуму.

Отзывы туристов

В отличие от музеев Ватикана и галереи Боргезе в Капитолийский музей можно легко попасть, так как очередей на вход нет. А коллекция также заслуживает внимания. В музее экспонируется великолепная коллекция скульптуры. Здесь находится статуя легендарной Капитолийской Волчицы, кормящей Ромула и Рема – мифических основателей Рима. Здесь же располагается не менее известное скульптурное изображение «Мальчика, вытаскивающего занозу». Картинная галерея содержит картины таких известных художников как Тициан, Тинторетто, Караваджо и другие

Очень интересный музей. Много произведений искусства, о которых слышали, но не знали где находятся, можно найти в этом музее. Побывать в Риме и не посетить этот музей – означает, что вы в Риме не были!

Кроме того, что достоин внимания сам по себе, Капитолий открывает прекрасный вид на Форумы. Самые удачные снимки сделали отсюда. Красиво, стоит посмотреть и днем,и ночью. Находится справа от площади Венеции, совсем рядом, и немного теряется в ее помпезности, поэтому нашли его не сразу. Прекрасное место!

Видео

Этот видеообзор Капитолия заставит окунуться в его глубины и прочувствовать атмосферу истории!

Билеты

Купить билеты в Капитолийский музеи можно онлайн на сайте tiqets.com

Как добраться

Капитолийский холм находится в 20 минутах ходьбы от Колизея, недалеко от Римского Форума (Roman Forum) и Венецианской площади (Piazza Venezia).

Добраться до музеев можно тремя способами:

  • на автобусе № 30, 51, 81, 83, 85, 87, 118, 160, 170, 628, 810 до остановки Ara Coeli-Piazza Venezia
  • на метро линия В, станция Colosseo
  • на трамвае: №8 до остановки Venezia (конечная)
  • пешком: подняться можно по лестнице Лоренцио ди Симоне Андреоцци. А чтобы избежать толп туристов — надо пройти немного правее и отыскать неприметную пологую лестницу с перголой, которой пользуются местные жители, чтобы подняться с комфортом и в тени.

Отзыв: Капитолийские музеи (Италия, Рим) – Портал в Античный мир. Практические рекомендации и описание маршрута

Сегодня хочу поделиться с Вами впечатлениями от посещения Капитолийских музеев и описать маршрут, в помощь по их освоению.

Капитолийские музеи самые посещаемые и наиболее старые музеи Рима. Начало им было положено в конце XV века, когда на Капитолийском холме, по инициативе папы Сикста IV, была выставлена коллекция античной бронзы.
Таким образом, фонды музея пополняются на протяжении более четырёхсот лет.

Комплекс дворцов для размещения античной коллекции, площадь, раскинувшуюся между ними и лестницу для подъёма на Капитолийский холм, спроектировал Микеланджело Буонарроти.

Справа перед вами Дворец Консерваторов, в котором располагается касса, вход в Капитолийские музеи и 3 этажа музейного пространства. Слева – Новый Дворец или 2 этажа музейного пространства.
Переход из одного музейного дворца в другой осуществляется под землёй, через Табуларий под площадью.

Во Дворце Сенаторов (по центру) располагается мэрия города.
Это Рим, ребята).

Есть ещё Дворец Клементино-Кафарелли, который примыкает ко Дворцу Консерваторов и его тоже можно посетить по приобретённому билету, но я не осилила.

Два основных Дворца и Табуларий со смотровой площадкой и видами на Форум – итого 4 часа приятнейшего погружения в удивительную атмосферу античного Рима.

Заходим во Дворец Консерваторов, он справа, если стоять лицом к площади, покупаем билет и берём буклет с планом музея.

Посещение основной экспозиции стоит 11,5 евро. Но если в период вашего посещения в музее экспонируются временные выставки, то по умолчанию плюс ещё билет за 3,5 евро.
Итого 15 евро.

Посетитель, стоящий передо мной, брал видеогид. Это планшет. Объясняют как с ним управляться, берут в залог документ. Как я поняла – аудиогида нет.

Но я сама себе режиссёр. И у меня на смартфоне аудиогид.

Выходим из зала кассы и входим в соседнюю дверь. Предъявляем билет. Интересно осуществляется контроль. Ничего на билете не отрывают и не надрывают, а рисуют ручкой каляки-маляки. Супер.

Рядом помещение с ячейками камер хранения. Обмениваю зонт на маленький ключик и с головой ныряю в культурное пространство.

Первое впечатление – большой двор Дворца Консерваторов.

Фрагменты статуи Константина Великого (голова и правая рука).
Величие императора простиралось на 12 метров в высоту.
И это в сидящей позе. Представила и ахнула!

С другой стороны двора помещены горельефы, с изображением провинций античного Рима.
Громаднейшая была империя.

А теперь на поклон к Богине Роме (II век), покровительнице Рима.

Из внутреннего двора на 2 этаж, к Апартаментам Консерваторов, ведёт лестница, декорированная рельефами.

Зал I – Горациев и Куриациев
(роспись Джузеппе Чезари, XVI век)

В огромном зале бронзовый Иннокентий X Памфили, ведёт неспешный диалог с воседающим напротив

Урбаном VIII Барберини, изваянием из мрамора Лоренцо Бернини.

Зал II – Капитанов
(роспись Томаса Лаурети по мотивам “Истории от основания города” Тита Ливия).

Зал III – Ганибала
(серия фресок из цикла Пунических войн, под ними роспись бюстов римских военачальников).

Зал IV – Часовня
(главная икона – Дева Мария и святые Пётр и Павел, покровители Рима).

Зал V – Зал гобеленов
(гобелены сделаны на фабрике папского комплекса по эскизам и полотнам Доменико Корви и Рубенса).

Зал VI – Триумфов.

В центре зала Мальчик, вытаскивающий занозу (сер. I в. до н. э.).
Интересно, что эта статуя не извлекалась из погребения в небытие, как многие другие, а с момента создания украшала собой те или иные публичные места Рима. Всё время на виду. Сколько же глаз к ней, за минувшее время, устремлялось.

Зал VII – Волчицы.

Бронзовая волчица – вскормившая основателей вечного города Ромула и Рема – исторический и сакральный символ Рима.

В зале только бесценный античный мозаичный пол и волчица, практически в натуральную величину.

Зал VIII – Гусей.

Известна легенда о том, как гуси, жившие при храме, ночью загоготали, переполох устроили и тем самым жителей Рима от нашествия галлов спасли.

Однако, мы видим уток.
Оказывается, в Риме утки традиционно почитаются гусями.

А между “утко-гусями” бюст Микеланджело. Такая вот компания.

Голова Медузы дело рук самого Лоренцо Бернини, который “приручил” мрамор.

Мраморные орлы времён Римской империи размещены на колоннах ценного зелёного мрамора у входа в зал.
Деревянный потолок с позолоченными розетками – привет из XVI века. По фризу картины с видами Рима.

В зале скульптура Дианы-Эфесской с символами плодородия.

А рядом распахнуто окно и я замерла от умопомрачительной панорамы Рима – вечного города. В такие минуты растворяешься в пространстве и время окончательно останавливается. И всё ОДНО – простор, Рим, чайка, ты, бесконечность.

Входим в Экседру Марка Аврелия, просторный зал в виде глубокой ниши, завершаемый полукуполом.

Позолоченная конная статуя императора Марка Аврелия (II век).

С приходом христианства все статуи императоров-язычников были уничтожены, а эта, единственная, чудом уцелела. Марк Аврелий был принят за Константина Великого. Просто повезло.

На Капитолийской площади мы видели копию статуи. В музее подлинник, ставший образцом для последующих конных статуй всех времён и народов.

Голова бронзового колосса императора Константина (IV в.).

А справа шар, который был снят с обелиска на Площади перед Собором Святого Петра и в котором, по преданию, хранился прах Юлия Цезаря.

Неа, не хранился. Пустым шар оказался.
Тем не менее, атрибут вечности.

Статуя льва, кусающего лошадь.
Гений зодчего способен одухотворить камень.
Душа отзывается проживанием и эмоциями.

В конце Эскедры можно увидеть фундамент храма Юпитера, Юноны и Миневры (Капитолийская Триада), который находился на Капитолийском холме и при котором жили отважные гуси, спасшие Рим.

А дальше – Галереи Садов (залы, в которых выставлены артефакты, найденные в усадьбах влиятельных граждан Древнего Рима).

Мраморный саркофаг супружеской пары украшен барельефами с изображением охоты Мелеагра.

Император Коммод в образе Геркулеса с тритонами.

Последний зал этажа посвящён уже средневековой эпохе.

А мы поднимаемся на третий этаж и входим в Капитолийскую Пинакотеку.

Богатейшая коллекция картин представлена в хронологическом порядке.

Пять панелей маэстро ди Кампли с изображением сцен из детства Иисуса Христа (1378 г.)

Гвидо Рени. Благословенная душа (1642 г.)

Караваджо. Гадалка (около 1594 г.)
Рука от нахлынувших эмоций дрогнула – кадр не чёткий.

И так много других, не менее прекрасных картин, что в Пинакотеку хотелось бы регулярно приходить, чтобы такой пласт культурного наследия освоить. Но мне отпущены минуты.

Покидаем Дворец Консерваторов и направляемся в Новый дворец. Для этого возвращаемся на первый этаж, поворачиваем налево и идём вперёд до спуска в подземный переход.

А подземным переходом между дворцами музея служит Табуларий или государственный архив Древнего Рима.

В Табуларии размещены бесценные исторические документы и есть открытая галерея с прекрасными видами на Форум.

Новый дворец. Из названия следует, что этот дворец был построен позже (в 1734 году) и его экспонатами стали скульптуры, не поместившиеся во Дворце Консерваторов.

Внутренний двор Нового дворца.

В большой центральной нише фонтана располагается речной бог Марфорио (название от Марсова форума). Одним из мест его нахождения, за долгий период существования (со II века), было и подножие Капитолийского холма, где Марфорио использовался в виде доски жалоб, на которой римляне высказывали своё недовольство властью. Вот уж наслушался.
А теперь на заслуженном отдыхе.
От солнца укрыт, звёзды созерцает.

Из внутреннего двора вход в Египетский музей. Но я его пропустила.
Ведь я в Древний Риме.

Длинный узкий коридор, соединяет внутренние помещения и открытый
двор, в котором, так же, размещено множество больших скульптур.

Статуя Пирра или Марса в военной форме.

Поднимаемся на второй этаж по лестнице и попадаем в Галерею, в которой представлено более 100 скульптур.

Будущий император Нерон с матерью (одна из версий).

Каким же разным может быть мрамор.

Название залу дала, представленная в нём античная мозаика.

В небольшом зале, в форме ротонды, располагается Венера Капитолийская, изображённая в момент ритуального омовения. Скульптура создана во II веке по образцу греческой статуи Афродиты и относится к типу “Скромная Венера”.

Бюсты императоров и членов их семей расставлены в хронологической последовательности. В центре зала Елена, мать императора Константина I, в классической позе.

В зале представлены бюсты древнегреческих поэтов, философов и ораторов.

Большой центральный зал.

В зале расположены значимые скульптуры из чёрного и белого мрамора.
Маленький Геркулес, изваяние из чёрного мрамора.

Здесь можно увидеть таблицу с текстом исторического документа “Закон империи Веспасиана”.

Зал умирающего галла.

Увы! Портал в античность для меня стал закрываться, а изображения утрачивать очертания.

Приглушённый свет, выключенная вспышка и фотоаппарат, переполнившийся впечатлениями за несколько римских дней. А камера на смартфоне увы! не потянула.

Надеюсь, общее впечатление вырисовалось.
Какие-то экспонаты не представляла по правилам отзовика, какие-то не хотела тиражировать из личных побуждений. Всё-таки, с Капитолийскими музеями у меня сложились особые отношения.

И главное. Если вы после того, как пролистали отзыв, посетите музеи, то открытия чудные и личные вам гарантированы на каждом шагу. Потенциал музеев колоссальный. И полное погружение в атмосферу античности в низкий сезон вам гарантировано.

Можно выйти из Нового дворца сразу на Капитолийскую площадь.
Но я оставляла в камере хранения Дворца Консерваторов зонт.
Поэтому с удовольствием проделала обратный путь через Табуларий, задержавшись на открытой галерее с видами на Форум. Романтическое место, я вам скажу!

Капитолийские музеи открыты ежедневно с с 9.30 до 19.30.
Рекомендую к посещение ОЧЕНЬ!

Покидая Капитолийские музеи, я обернулась, и увидела светящийся Портал в античный мир необъятной Вселенной.
Добро пожаловать и спасибо за внимание)

Капитолийские музеи – культурное достояние Рима

Посетить Капитолийские музеи в Риме – прикоснуться к истории города, его искусству и быту. Данный комплекс является старейшей в мире публичной галереей, в которой хранится богатая коллекция живописи, керамики и скульптуры Древнего Рима. Достопримечательность поражает величием и своеобразной атмосферой, которую невозможно передать словами.

История

Музей открыт для «общего пользования» в 1743 году главой церкви папой Климентом XII. Изначально это было частное владение, а в 1870 году оно перешло в собственность столицы Италии. Экспонатами являются уникальные скульптуры, среди которых имеется даже собрание бронзовых изделий, подаренное римлянам папой Сикстом в 1471 году.

Музеи находятся на Капитолийской площади, где ранее стоял храм Юпитера – он был конечным пунктом во время триумфальных шествий. Сегодня можно увидеть останки храма, хранящиеся под Палаццо Консерватори.

Площадь Капитолия трапециевидной формы, а сами дворцы находятся друг напротив друга и объединены подземными переходами. Третье здание стоит перпендикулярно двум других.

Примечательно, что такое расположение, а также плитку, покрывающую Капитолийскую площадь, спроектировал великий Микеланджело Буонаротти ещё в 1563 году. Но дожить мастеру довелось лишь до момента, когда была завершена лестница — пандус, ведущий от улицы Театро ди Марчелло к Капитолию. Последующие сооружения были выполнены по чертежам талантливого архитектора, но уже после его трагической смерти.

Что посмотреть туристу?

Капитолийские музеи в Риме являются тремя дворцами – Палаццо Нуово, Палаццо Консерватори и Централь Монтемартини, каждый из которых разделён на тематические залы, в которых хранятся ценные предметы искусства.

В галерее представлены работы знаменитых талантливых живописцев:

  • Рубенса;
  • Караваджо;
  • Гвидо Рени;
  • Тициана;
  • Пьетро да Кортона;
  • Гверчино;
  • Корреджо.

В одном из залов стоит оригинал статуи Марка Аврелия, восседающего на коне. Памятник выполнен из бронзы и отлит во II веке до нашей эры. Раньше он находился около входа в музеи, теперь коронное место заняла его точная копия.

Конная статуя Марка Аврелия – «визитная карточка» музеев и единственная сохранившаяся с античных времён скульптура императора, остальные были переплавлены во время расцвета христианства.

Считалось, что они изображают императоров-язычников. Статуя была не переплавлена лишь из-за того, что Марка Аврелия приняли за Константина Великого, который правил в 306-337 гг. и являлся первым христианским правителем. Всадник был загадкой для истории много лет, и лишь в эпоху Новой истории его личность была определена.

Палаццо Нуово

В Новом Дворце, именуемом также Палаццо Нуово, хранится коллекция древнегреческих ваз, бронзовых изделий Сикста IV, бюсты великих императоров и философов Рима, знаменитые скульптуры Амура и Психеи, отдыхающего сатира, императора Константина и Океана, представляющего вымышленных Титанов, а также портреты Гомера, Цицерона и Сократа.

Представлено искусство Египта и Востока, отображающие быт и культуру античности. В особенности, поражают саркофаги, мозаики, статуи. Одна из последних, Венера Капитолийская, относится к IV веку до нашей эры и пользуется особой популярностью среди историков и туристов.

Палаццо Консерватори

Второе здание — Дворец Консерваторов или Палаццо Консерватори хранит в своих стенах богатую коллекцию антикварных изделий эпохи Возрождения, среди которых:

  • произведения великих итальянских художников;
  • средневековые полотна;
  • отреставрированные скульптуры, служившие украшениями зданий в античном Риме;
  • бронзовая статуя мальчика, вынимающего занозу, датируемая I веком до нашей эры;
  • позолоченная статуя Геракла;
  • бюст Брута;
  • различные греческие вазы;
  • фигура Эсквилинской Венеры;
  • статуя Артемиды;
  • скульптура Аполлона, держащего в руках копьё.

Также в Палаццо Консерватори расположена Капитолийская волчица – символ итальянской столицы. Она отлита в бронзе и относится к V веку до нашей эры. Волчица произошла из легенды возникновения Рима, в которой она вскормила человеческих младенцев Ромула и Рема, впоследствии ставших основателями города.

Централь Монтемартини

Третьим зданием является Дворец Кафарелли-Клементино или Централь Монтемартини. Раньше здание числилось электростанцией, а сегодня в нём выставляется более 400 бесценных экспонатов.

Граверы 18-19 века, римские камеи, египетские скарабеи, бюсты императоров и многое другое «живёт» здесь под одной крышей. Внимание привлекают разнообразные фрески, среди которых выделяется фреска, отображающая сцену исцеления Петра.

В зале Фронтон запечатлены удивительные мифы о Геракле, чудом сохранившиеся с древних веков. Поражает воображение уникальная коллекция, состоящая из драгоценных камней, ювелирных украшений, редчайших монет и орденов.

Стоимость стандартного входного билета – 16 евро + сбор 1 доллар. Приобрести билеты можно на входе к достопримечательности, но, чтобы не тратить время в длинной очереди, лучше сделать это онлайн на сайте .

Льготникам предоставляются скидки. Также есть возможность заказать семейный билет, позволяющий родителю и 1-2 детям до 18 лет войти по одному полному билету. Бесплатный вход доступен детям до 6 лет, группам школьников и студентов с сопровождением руководителей, посетителям с ограниченными возможностями, журналистам.

Контакты

Фактический адрес музеев: Roma, Piazza del Campidoglio, 1.

Добраться до Капитолийской площади можно двумя способами: на метро (станция «Colosseo») или автобусами под номерами 30, 81, 51, 83, 810, 85, 87, 160, 170, 118, 628 до остановки Ara Coeli-Piazza Venezia. Выйдя из метро, направляйтесь к Площади Венеции по Виа Деи Фори Империали. Идти нужно вдоль Римского форума, находящегося слева, приблизительно 15 минут.

Часы работы: ежедневно, с 9.30 до 19.30, но 1 мая и 1 января дворцы закрыты. Последний допуск посетителей производится за час до закрытия.

Капитолийские музеи в Риме

Капитолийские музеи – одна из наиболее известных и примечательных коллекций в Риме. Они размещаются в нескольких дворцах на одноименной площади, откуда и получили свое название. Примечательно, что именно эти музеи считаются старейшими в мире, открытыми для широкой публики. Капитолийские музеи также являются одним из пунктов аудио экскурсии по центру Рима для iPhone [ссылка], выпущенной BlogoItaliano в 2019 году.

История и коллекция

Свою историю Капитолийские музеи ведут с 1471 года, когда правящий Папа Сикст IV передал в дар городу свое собрание античной бронзы.

Коллекцию доставили на Капитолийский холм из Латеранского дворца и разместили в здании дворца Консерваторов. Сам дворец был построен чуть ранее для судей, которых называли консерваторами, откуда и пошло его название.

Капитолийские музеи занимают несколько зданий на одноименной площади

В числе первых наиболее ценных экспонатов музеев оказались части колоссальной статуи Константина I, бронзовая скульптура «Мальчика, вытаскивающего занозу» I века до нашей эры, статуя Геракла, а также знаменитая Капитолийская волчица.

Позднее Папы продолжали пополнять собранную Сикстом IV коллекцию античных скульптур, да так активно, что уже к началу XVII века здание перестало вмещать все экспонаты.

Чтобы не хранить бесценные сокровища на улице, было принято решение построить палаццо Нуово и разместить часть экспонатов там. Идея воплотилась в жизнь лишь полвека спустя.

Дворец Сенаторов – одно из зданий, где размещается коллекция Капитолийских музеев

В XVIII веке к скульптурам добавилась и коллекция живописи видных итальянских и европейских мастеров Тициана, Рубенса, Тинторетто, Веронезе и других.

В наши дни музеи настолько разрослись, что занимают дворец Консерваторов, Новый дворец, часть Сенаторского дворца, а также соседний палаццо Кафарелли-Клементино, где до начала ХХ века размещалось прусское посольство.

Капитолийские музеи на карте

Часы работы и адрес

Капитолийские музеи работают ежедневно с понедельника по воскресенье с 9:30 до 19:30, а также по короткому графику 24 и 31 декабря: с 9:30 до 14:00. Обратите внимание, что допуск посетителей прекращается за 1 час до закрытия.

Выходные дни: 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Адрес: Рим, Капитолийская площадь.

Билеты

В Капитолийских музеях доступно несколько видов билетов. Стандартные билеты распространяются только на постоянную коллекцию. При желании осмотреть дополнительно временные выставки входные билеты обойдутся на несколько евро дороже.

  • Стандартный взрослый билет: 11,5 Евро
  • Льготный билет: 9,5 Евро

На льготные билеты могут претендовать посетители в возрасте от 6 до 25 лет. Для детей до 6 лет вход бесплатный.

Капитолийские музеи

История комплекса Капитолийских музеев начинается в 15 веке, когда папой Сикстом IV была принесена в дар жителям Рима богатейшая коллекция бронзовых статуй из Латерана.

Знаковые древние статуи и мозаики в стиле ренессанса и барокко, шедевры Караваджо, Рубенса, Тициана, Тинторетто расположились в огромных залах музеев. С 2000 г. два крыла были объединены подземным туннелем — «табуларием».

Музеи комплекса

Палаццо Нуово (Palazzo Nuovo)

Коллекция Сикста IV вместе с другими жемчужинами античной скульптуры — бюстами римских императоров и философов, Капитолийской Венерой, не менее знаменитыми статуями Амура и Психеи, отдыхающего сатира выставляется в Palazzo Nuovo, в одном из зданий на площади Капитолийского холма (Piazza del Campidoglio).

Палаццо-деи-Консерватори (Palazzo dei Conservatori)

Другое здание музейного комплекса, Palazzo dei Conservatori, вмещает фрагменты одного из семи «Чудес света» — капитолийского Колосса Константина, знаменитую Капитолийскую волчицу (5 век до н. э.), бронзовую позолоченную статую Марка Аврелия, мраморные скульптуры с виллы Адриана в Тиволи, коллекцию греческих ваз и Капитолийскую пинакотеку, вмещающую произведения Тициана, Тинторетто, Гвидо Рении (Св. Себастиан), Караваджо, Рубенса, Веронезе.

Центральный Монтемартини (Centrale Montemartini)

В музее Centrale Montemartini в здании бывшей электростанции выставляются еще порядка 400 скульптур и продолжение превосходной коллекции классического искусства.

Капитолийская площадь

Сама Капитолийская площадь, на которой размещаются здания музея, появилась в Риме трудами знаменитого Микеланджело и считается одной из красивейших в Риме.

После посещения музея стоит взглянуть на Форум возле Палатинского холма, историческое место сбора древних римлян, где велись оживленные дискуссии о судьбах страны, собирались сенат и народное собрание. Именно здесь зародилась первая в мире республика, а сегодня располагаются остатки Храма девственниц весталок, одного из знаменитых древних строений на пути к Колизею.

Полезная информация

Работают Капитолийские музеи каждый день, с 9:30 до 19:30; 24 и 31 декабря — с 9:30 до 14:00. Выходной — 1 января, 1 мая и 25 декабря. Последний допуск — за 1 час до закрытия.

Билеты лучше заказать заранее, так как в Капитолийских музеях всегда очень много посетителей. Обычная стоимость билета — 14-16 EUR, льготный — 10-13 EUR.

Адрес: Roma, Piazza del Campidoglio, 1.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Капитолийские музеи: создание коллекции

Сентябрь 25, 2018

Система Муниципальных музеев Рима состоит из множества музейных объектов и археологических памятников, имеющих чрезвычайную историческую и художественную ценность. Но главными из них, несомненно, являются Капитолийские музеи. Его коллекции органично связаны с Вечным городом, так как представленные в залах артефакты найдены непосредственно на территории мегаполиса.

В любую историческую эпоху Капитолий всегда оставался стержневым центром – в Древнем Риме он являлся средоточием религиозной жизни города, а со времен средневековья и до наших дней – местом гражданских магистратов и муниципального управления. Поэтому размещение здесь остатков прошлого величия Рима приобретает еще и символическую ценность. Капитолийские музеи, которые были открыты в 1734г., стали первыми в мире, где художественные произведения искусства стали доступны каждому.

Создание коллекции Капитолийских музеев

Дата начала создания старейшего в мире музея известна доподлинно. Кардинал Франческо делла Ровере (1414-1484), всего через несколько месяцев после своего восхождения на папский престол под именем Сикста IV, пожелал подарить народу Рима несколько античных шедевров, находившихся в его личной коллекции. 14 декабря 1471 года из Латеранского дворца в Римский сенат на Капитолийском холме были перемещены части гигантской бронзовой статуи Колосса Константина I – его глава, кисть левой руки и шар. Предположительно, изначально эти фрагменты принадлежали Колоссу Нерона, установленному в Iв. н.э. возле Колизея.

Это интересно!

В рамках подготовки к выставке «Мечта Италии – коллекция маркиза Джанпьетро Кампана», проведение которой намечено в Лувре с 7.10. 2018 по 11.02. 2019г., был обнаружен бронзовый палец древней статуи Константина, части которой находятся в Капитолийских музеях Рима.
Принадлежность фрагмента была подтверждена 17 мая 2018 года в ходе исследовательского проекта по изучению древних техник изготовления античной бронзы, который проводился в Музее Лувра совместно с Центральным институтом исследований Франции.
Бронзовый палец длиной 38см, находившийся в запасниках Лувра с 1863г., был передан музею римским банкиром Giampietro Campana (1808 -1880), собравшего одну из самых больших коллекций греческой скульптуры.

Кроме этого, Сикст IV передал в дар бронзовую эллиническую статую мальчика, вытаскивающего шип из своей стопы (Cosiddetto Spinario), и изваяние Капитолийской волчицы (Lupa Capitolina) – символ Рима. Cкульптуры были выставлены на обозрение на открытой площади возле Палаццо деи Консерватори, чтобы все граждане Рима могли приблизиться к ним и оценить великие шедевры прошлого. Лишь через несколько десятилетий они были перенесены внутрь здания.


Несколько позже, сюда же была добавлена позолоченная бронзовая статуя Геракла – первая скульптура, найденная при раскопках, проводившихся во время понтификата Сикста IV. Будучи большим почитателем древнего искусства, Папа также способствовал сохранению наиболее значительных памятников императорской эпохи – его указом в 1473-1474гг была восстановлена знаменитая конная статуя императора Марка Аврелия из династии Антонионов работы неизвестного автора.Эти древние ценности явились основой создания первого в мире публичного музея.

В 1486г коллекция пополнилась еще несколькими артефактами – остатками громадной акролитовой статуи императора Константина, найденных при раскопках, проводившихся в Базилике Максенция на Палатинском холме. О ее размерах можно судить по хранящимся в Капитолийских музеях фрагментах древнего изваяния – так, например, голова имеет высоту 2,6м, а демонстрирующаяся ступня колосса достигает двухметровой длины.


Физиогномика собрания артефактов была изменена во второй половине XVI века, когда Папа Пий V (1504-1572) решил освободить Ватикан от изваяний, представлявших, по его мнению, языческие образы. Пополнившись художественными историческими свидетельствами нескольких эпох, коллекция значительно увеличились, став эстетически изящной. Постепенно обогащаясь новыми шедеврами прошлого, Дворец Консерваторов уже не мог разместить в своих стенах новые экспозиции – найденные при раскопках Рима древние ценности просто складировались во дворе и в залах Палаццо.

Популярные гиды в Риме:

Для хранения артефактов в 1603 году Папа Климент VIII организовал финансирование строительства нового здания. Однако, заложенный при его понтификате (1592-1605гг) еще один дворец – Палаццо Нуово, был завершен только через полвека – в 1654г. С тех пор весь комплекс дворцов на Капитолийском холме, спроектированный Микеланджело Буонарроти, сохранился практически в неизменном виде.

Тем не менее, Капитолийские музеи открылись для всеобщего посещения лишь в следующем веке. В 1734г понтифик Климент XII приобрел коллекцию скульптуры и картин кардинала Алессандро Альбани (1692-1779) – известного мецената и любителя древнего искусства, который на тот момент испытывал финансовые трудности. По желанию понтифика она была представлена на обозрение вместе с прочим собранием древностей. При этом Папа заявил, что только римский народ считается обладателем всего богатства, существующего в Риме, и является законным его наследником. Спустя несколько лет, его преемник – Бенедикт XIV (Просперо Лоренцо Ламбертини, 1675-1758), дополнил Капитолийские музеи созданием в них картинной галереи. Пинакотека Капитолия содержит приобретенные им коллекции картин семейств Пио ди Савойя и Саккетти.

Капитолийские музеи практически ежегодно пополнялись большим количеством все новых артефактов после объединения Италии. Они были добыты в ходе раскопок и хранились на археологическом складе муниципалитета, известного сегодня как Антиквариум.

Это интересно!

Сенсационная находка, пополнившая впоследствии запасники Капитолийских музеев, была сделана 22 февраля 1933 года. План строительства в центре Рима новой улицы Via dei Fori Imperiale предусматривал расширение старой узкой via Alessandrina путем сноса располагающихся вдоль нее старых зданий. При демонтаже дома №101 один из рабочих случайно обнаружил тайник – при ударе киркой по кирпичной стене, из образовавшегося отверстия ручьем посыпались золотые монеты.

Проведенным расследованием удалось установить, что владельцем спрятанных сокровищ являлся известный римский антиквар, реставратор и арт-дилер Франческо Мартинетти (Francesco Martinetti), проживавший здесь с 1879 по1895гг. Занимаясь подделкой археологических находок и их реализацией через международный черный рынок, он накопил огромное богатство. Обнаруженные сокровища составили порядка 2529 золотых монет древней и средневековой чеканки – около 20кг золота, ограненных драгоценных камней, а также, более 80 ювелирных украшений, многие из которых составляли утерянную коллекцию драгоценностей семьи Людовизи Бонкомпаньи. Судебный спор, который вели на протяжении нескольких лет наследники Мартинетти, владелец экспроприированного здания, нашедшие клад рабочие и муниципальные власти города, закончился в пользу последних лишь в 1941 году.

Дворцы Капитолийских музеев

Капитолийские музеи находятся на вершине Капитолийского холма и расположены в трех основных зданиях, окружающих Пьяцца дель Кампидольо, соединенных между собой подземной галереей, проходящей под площадью:

  • Сенаторский дворец (Palazzo Senatorio), построенный в XIIв и реконструированный впоследствии по проекту Микеланджело;
  • Дворец Консерваторов (Palazzo dei Conservatori), возведенный в середине XVIв;
  • Новый Дворец (Palazzo Nuovo), построенный в XVIIв., дизайн экстерьера которого был спроектирован по подобию Palazzo dei Conservatori.

Проект всего комплекса зданий, их внешний вид и дворцовая площадь, были разработаны Микеланджело Буонарроти в период 1535-1546гг, однако он так и не увидел окончательного воплощения своих идей. Дизайн Капитолия, каким его представлял великий скульптор и архитектор, был завершен лишь в 1940 году по приказу Муссолини.

КАПИТОЛИЙСКАЯ ПЛОЩАДЬ В РИМЕ: ТАЙНЫЙ СМЫСЛ ПРОЕКТА МИКЕЛАНДЖЕЛО

Капитолийские музеи включают также здание Palazzo Caffarelli-Clementino, примыкающее к Палаццо деи Консерватори со стороны его двора. Строительство дворца было начато Асканио Каффарелли в 1538г и было завершено лишь к 1680 году. С начала XIX века и до самого конца I Мировой войны в нем находилось посольское представительство Пруссии. В 1918г строение перешло в собственность города и подверглось частичной реконструкции. Несколько верхних этажей восточного крыла дворца были разрушены и вместо них построена большая терраса (Terrazza Caffarelli). Первый этаж здания частично демонтировали для раскопок Храма Юпитера Капитолийского, где впоследствии создали новый музейный сектор. Первоначально он назывался Museo Mussolini, сейчас – Museo Nuovo.

Важная информация

Посмотреть план расположения залов Капитолийских Музеев в большом размере можно ЗДЕСЬ >>

Билеты в Капитолийские музеи

Посещение самого старого в мире комплекса публичных музеев, основанных СикстомIV в 1471г., является неотъемлемой частью знакомства с Вечным городом. Однако, к превеликому сожалению туристов, их нельзя посетить бесплатно в первое воскресенье месяца – они входят в систему муниципальных музеев Рима, бесплатный вход в которые предусмотрен только для жителей столицы при предъявлении документа, подтверждающего место проживания. Цена обычного билета в Капитолийские музеи составляет 12 евро, но так как в его залах на постоянной основе проводятся те или иные выставки, то его стоимость практически всегда немного выше и отличается от номинальной. В случае проведения выставки, не упомянутой на момент приобретения билета онлайн, потребуется дополнительная оплата в кассе музея. Покупка билета онлайн позволяет миновать очередь в кассу – на входном контроле достаточно предъявить его распечатку.

Билеты он-лайн

Купить билеты в Капитолийские Музей без очереди можно ЗДЕСЬ >>

На момент написания данной статьи Капитолийские музеи реализуют интегрированный билет в рамках художественных экспозиций «Рим королей» и «Папский Совет в современную эпоху – история, искусство, религия», проводимых с 27 июля 2018 по 27 января 2019 года.

Источники:
http://otzovik.com/review_8015760.html
http://rome-travel.ru/kapitoliyskie-muzei-v-rime.html
http://www.blogoitaliano.com/italy-for-all/dostoprimechatelnosti/kapitolijskie-muzei-v-rime.html
http://tonkosti.ru/%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B8
http://39rim.ru/kapitoliyskie-muzei-sozdanie-kollektsii.html
http://www.blogoitaliano.com/goroda-italii/rome/kapitolijskij-xolm-v-rime-istoriya-vremya-raboty-i-gde-naxoditsya.html

Ссылка на основную публикацию