Казанский собор в Санкт-Петербурге

Содержание

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Собор Казанской иконы Божией Матери

Казанский собор в Санкт-Петербурге относится к числу крупнейших храмов города. Он находится в самом сердце Северной столицы и выходит фасадами на Невский проспект и канал Грибоедова. Казанский собор пользуется большой популярностью среди туристов – как отечественных, так и иностранных. Такое внимание обусловлено, в первую очередь, величественным внешним видом, архитектурой и внутренним убранством храма. Главная же особенность собора Казанской иконы Божией Матери – это второе название храма – в том, что он очень похож на собор Святого Петра в Ватикане. Такое сходство зачастую настолько впечатляет путешественников, что в какой-то момент начинает казаться, будто находишься не в Петербурге, а за 1000 км от него, возле самой известной святыни Вечного города.

Сэкономь на путешествии!

Видео:Казанский собор в Санкт-Петербурге

Основные моменты

Казанский кафедральный собор является действующим храмом, это значит, что интерес и внимание к нему значительно шире, чем просто к туристической достопримечательности. Для православных верующих это особенное место, где они могут побывать на церковной службе, напитаться неповторимой энергетикой храма, где буквально каждый уголок как живой, но безмолвный свидетель его богатой летописи, в которой нашлось место и трагическим страницам. И, самое главное, именно в этом соборе хранится главная святыня Санкт-Петербурга – Казанская икона Божией Матери. А еще он является памятником русской воинской славы, статус которого он приобрел после Отечественной войны 1812 года.

Как видим, здесь сплелись воедино религия и история, архитектурное наследие и память о доблестных защитниках Отечества. И вся эта монументальность, пронесенная через века, делает храм поистине уникальным, которым город на Неве гордится как своим бесценным достоянием. Но чтобы прочувствовать всю его одухотворяющую атмосферу, в Казанском соборе Санкт-Петербурга обязательно надо побывать лично, и такой возможностью пользуются очень и очень многие.

История Казанского собора

Во второй половине XVIII века император Павел I Петрович, на тот момент еще наследник престола, путешествовал по Европе. Оказавшись в Риме, он был поражен величием и красотой собора Святого Петра и тем, насколько он гармонично вписывался в окруженную колоннадами площадь перед ним. В 1799 году, уже взойдя на трон, государь пожелал, чтобы такой же храм был построен в Петербурге. Не привыкший откладывать свои идеи в долгий ящик, преемник Екатерины Великой тут же объявил конкурс на лучший проект собора. По его задумке, он должен будет заменить собой церковь Рождества Богородицы, именуемую в народе Казанской. Она была построена в 30-х годах того же столетия и успела обветшать. Именно в ней хранилась чудотворная икона Казанской Божией Матери, почитаемая как одна из главных реликвий страны.

В конкурсе приняло участие немало талантливых архитекторов. Но поскольку главным условием было то, чтобы будущий храм походил на упомянутый римский собор, который так понравился императору, из всех представленных работ отобрали проект Андрея Никифоровича Воронихина, молодого, но очень талантливого архитектора, происходившего, кстати, из бывших крепостных. Однако по некой злой иронии судьбы царю так и не довелось увидеть ни сам ход строительных работ, ни сдачу здания в эксплуатацию. Торжественная закладка будущего храма состоялась 27 августа 1801 года, через три месяца после убийства Павла I офицерами в Михайловском замке в собственной спальне. К слову, идейным вдохновителем и организатором покушения стал столичный генерал-губернатор и по совместительству глава тайной полиции П. А. Пален. Таким образом, на церемонии закладки фундамента присутствовал сын и наследник погибшего от рук заговорщиков царя, действующий император Александр I.

Место под строительство храма отвели на вытянутом с запада на восток участке у Невского проспекта, что усложнило стоявшую перед архитекторами задачу. В православных церквях, как известно, алтарь всегда смотрит на восток, а вот главный фасад с входом – в противоположную сторону, то есть на запад. Существовавшие традиции никак нельзя было нарушать, поэтому к Невскому проспекту оказывался обращенным не главный (западный) фасад, а северный – боковой. Как же выйти из этого положения? Воронихин нашел гениальное решение: пристроив к боковому фасаду величественную полукруглую колоннаду, он зрительно превратил его в главный. Колоннада же раскрывалась в направлении главной магистрали города – Невского проспекта. Колонн было в общей сложности 96, и они были поставлены в четыре ряда, одновременно став напоминанием о таких же сооружениях, замыкающих площадь перед собором Святого Петра в Ватикане.

После разгрома французов в Отечественную войну 1812 года в храм перенесли на хранение 27 знамен поверженной армии Наполеона. Впоследствии Казанский собор стал хранилищем и других трофеев, а именно флагов и ключей от многих европейских городов и крепостей, добытых русской армией в походах 1813-1814 годов. В соборе, точнее, у его стены, нашел свой последний покой прославленный военачальник Михаил Илларионович Кутузов, генерал-фельдмаршал из рода Голенищевых-Кутузовых. Именно он, ученик и соратник Александра Васильевича Суворова, был главнокомандующим русской армией во время той войны и стал первым полным кавалером ордена Святого Георгия.

С Казанским собором связаны имена и других знаменитых людей. Так, 8 ноября 1893 года под его сводами отпевали великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который входил в число первых великих русских музыкальных деятелей, обратившихся к написанию церковной музыки, толчком к чему стали собственные религиозно-художественные настроения и ощущение назревших в последней четверти XIX века в этой сфере реформ. А ранее, еще в 1773 году, здесь венчался цесаревич Павел Петрович. Были и трагические моменты: когда в марте 1913 года в соборе праздновалось 300-летие династии Романовых, произошла давка, унесшая жизни, по меньшей мере, 34 человек.

Происходившие при советской власти гонения на церковь не обошли стороной и Казанский кафедральный собор. Очень сильно пострадал его интерьер вследствие изъятия церковных ценностей, имевшего место в 1922 году. Одного лишь серебра, по очень приблизительным оценкам, было вывезено из собора около двух тонн. На переплавку пустили уникальный иконостас, изготовленный из этого драгоценного металла, и куда потом исчезло это серебро, неизвестно до сих пор. Через год храм перешел к так называемым обновленцам, а в конце января 1932 года его и вовсе закрыли. Осенью того же года Казанский собор отвели под Музей истории религии и атеизма. В первой половине 1950-х годов был отреставрирован интерьер, а в начале 60-х – фасады.

Казанский собор стал, что называется, самим собой уже на закате горбачевской перестройки. 25 мая 1991 года в его левом приделе возобновились богослужения, а главный придел освятили только через год. В конце апреля 1994 года на купол водрузили крест. А дата 29 марта 1998 года навечно вписана в летопись собора как день его полного освящения после долгих лет забвения. Церемонию совершил бывший митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), ставший с 19 марта 2014 года почетным настоятелем городского храма Владимирской иконы Божией Матери. Статус же кафедрального один из самых больших храмов Северной столицы получил в 2000 году.

Особенности архитектуры и внутреннее убранство

Казанский кафедральный собор, в котором целый ряд колонн, но только один купол, своими архитектурными особенностями отличается от других церквей. Он больше напоминает резиденцию Папы Римского, чем характерный для севера России православный храм. Однако величия, великолепия, красоты, а также самобытности, несмотря на сходство с «ватиканским братом», у него действительно не отнять.

Подойдя к северному фасаду, вы увидите четыре скульптуры: это увековеченные в бронзе князь Владимир, Иоанн Креститель, Андрей Первозванный и Александр Невский. Над первым и последним изваянием работал скульптор С. Пименов, а над остальными двумя, соответственно, И. П. Мартос и В. И. Демут-Малиновский. Итальянские же мотивы угадываются не только во внешнем облике храма в целом (как мы уже отмечали, он похож на собор святого Петра в Ватикане), но и в деталях. Например, бронзовые двери на северной стороне здания, отливкой и чеканкой которых занимался Василий Екимов, скопированы с дверей баптистерия (крестильного дома) во Флоренции. Скульптор планировал поставить на каменные пьедесталы по обе стороны колоннады изваяния архангелов Михаила и Гавриила, однако его задумка так и не была осуществлена.

Внутреннее убранство петербургского Казанского собора больше напоминает зал в каком-нибудь царском дворце, чем церковное помещение в обычном понимании. Если бы не ряды высоченных гранитных колонн, объединяющих пространство зала, он мог бы казаться бесконечным. Льющийся из окон свет создает оптический обман, будто купол храма парит высоко-высоко и, кажется, возьмет да и упорхнет в небесную высь. Неизменное внимание посетителей, особенно православных верующих и представителей многих других христианских конфессий, привлекают иконы. Их авторами являются В. Боровиковский, В. К. Шебуев, А. Иванов, О. Кипренский, Ф. П. Брюллов, А. Е. Егоров, С. С. Щукин и другие.

Но самый большой интерес, конечно же, вызывает главная святыня собора – Казанская икона. Ее история берет свое начало с далекого 1579 года, когда страшным пожаром была уничтожена большая часть Казани. Через две недели после буйства огня, согласно преданию, девочке по имени Матрона Онучина приснилась Богородица, повелевшая ей пойти на пепелище и найти там ее икону. В месте, на которое указала Дева Мария, почти на метровой глубине, действительно находился святой образ… Перед этой иконой впоследствии возносили молитвы к Богу царь Петр I и его войско, готовившиеся в 1709 году к Полтавской битве. Позже, в 1737 году, один из списков чудотворной иконы перевезли в Петербург и поместили в церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году Казанская икона, ставшая, как уже было отмечено в самом начале, одной из главных православных святынь Петербурга, была помещена в новый Казанский собор.

Вообще все важные исторические события в нашей стране, так или иначе, были связаны с Казанским собором. Так, М. И. Кутузов уехал в действующие армейские части только после того, как совершил в храме торжественный молебен. И именно сюда в июне 1813 года доставили прах великого полководца, который, как уже было отмечено выше, был погребен здесь же. На парадной площади установлены два бронзовых памятника: фельдмаршалу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли – русскому полководцу, военному министру Российской империи в 1810-1812 годах, генерал-фельдмаршалу и второму (после Кутузова) полному кавалеру ордена Святого Георгия. Оба монумента органично вписаны в архитектурно-скульптурный ансамбль Казанского собора Божией Матери. Их отлили по моделям скульптора Б. И. Орловского. Полководцы изображены во весь рост, на их плечах – плащи. И на этом сходство заканчивается: Кутузов изображен дающим сигнал своим войскам к наступлению, а Барклай-де-Толли как бы стоит в ожидании.

Нельзя не сказать и о фасадах Казанского собора, облицованных пудостским камнем – известковым туфом с небольшой объемной массой, добываемым вблизи поселка Пудость Гатчинского района Ленинградской области, обладающим морозостойкостью и пористостью и легко обрабатывающимся. У этого камня, к слову, очень необычные свойства, которых нет у других отделочных материалов: он меняет цвет в зависимости от освещения и погоды, становясь то серым, то желтовато-серым. Изначально же фасады украшали рельефы, выполненные Ф. К. Гордеевым, И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, В. И. Демут-Малиновским, С. С. Пименовым. До наших дней дошли два пьедестала, установленные по бокам знаменитой колоннады. Прежде на них были установлены гипсовые изваяния ангелов, простоявшие вплоть до 1824 года. Их должны были заменить бронзовыми аналогами, однако этого так и не случилось.

Из бронзы изготовлены и северные врата величественного храма – их отливали по образцу «райских дверей» баптистерия в городе Флоренции (XV век). Что же касается колонн коринфского ордера – они изготовлены из розового финского гранита, а капители украшены позолотой – их внутри собора 56. В прошлом интерьер был украшен многими барельефами, но к нашему времени уцелели всего два. Назовем их: «Взятие под стражу» (автор Ж. Д. Рашетт) и «Несение креста» авторства Ф. Ф. Щедрина. А что с остальными? Они были удалены еще в 1814 году, причины неизвестны. В 1899-1900 годах перед Казанским собором разбили сквер, ставший своего рода дополнением или, если хотите, завершающим штрихом к его самобытному и узнаваемому во всем мире облику.

Богослужения в Казанском соборе

После Октябрьской революции 1917 года новые власти постарались сделать всё, чтобы один из ведущих храмов города на Неве утратил свое прежнее не только историко-военное, но и религиозное значение. Кроме того, что здесь открыли Музей истории религии, с купола сняли крест, а икону Казанской Божьей Матери переправили в собор Святого равноапостольного князя Владимира, или Князь-Владимирский собор. Она возвратилась на свое прежнее место только в 1991 году. Тогда же, как уже упоминалось, храм вновь открыли для богослужений. Чуть позже на купол снова установили золотой крест, торжественно засиявший как символ торжества сил добра над силами зла.

В 2003 году, в ознаменование 300-летия Санкт-Петербурга, в цехах судостроительного Балтийского завода мастера отлили для храма четырехтонный колокол, высота которого составила более двух метров, ставший самым крупным в ряду своих «собратьев». В наше время в Казанском соборе часто проходят богослужения с участием высших чинов Русской православной церкви. Стали доброй традицией и крестные ходы в честь святого покровителя Северной столицы князя Александра Невского. Они проходят ежегодно 12 сентября, маршрут пролегает от Казанского собора по Невскому проспекту и далее до Александро-Невской лавры.

И верующие, и просто туристы отмечают, что, войдя в храм, у них появляется ощущение спокойствия и умиротворения, все заботы и тревоги словно остаются за его порогом. Многие уверены, что дает о себе знать влияние святых стен, за долгий период существования собора впитавших в себя энергетику разных времен и искренние, идущие от всего сердца молитвы верующих.

К сведению туристов: несмотря на то, что Казанский собор – действующий, он продолжает оставаться одной из главных визиток Санкт-Петербурга, и экскурсии к этой достопримечательности никто не отменял. В его здании есть специальный уголок, где можно записаться к экскурсоводу. Кроме того, каждый желающий может приобрести здесь иконы, свечи, бутылки для освященной воды и памятные сувениры. Ну и, конечно, вы можете приникнуть к знаменитой иконе Казанской Божией Матери. Правда, придется набраться терпения, чтобы дождаться своей очереди – паломников к ней в наше время меньше не стало.

Время работы

Казанский собор в Санкт-Петербурге работает ежедневно с 7:00 до 20:00, то есть до окончания вечернего богослужения. Вход бесплатный.

Как добраться

Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга расположен по адресу: Невский проспект, дом №25.

Храм находится прямо напротив выхода из метро, ближайшие к нему станции подземки – «Невский проспект» и «Гостиный двор».

Казанский собор в Санкт-Петербурге

В праздник Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году), 4 ноября 2019 года, в Казанском кафедральном соборе совершены две Божественные литургии. Раннюю литургию с водосвятным молебном совершил прот. Константин Головатский в сослужении насельника Киево-Печерской лавры архимандрита Ефрема (Овчарука). Позднюю литургию возглавил протоиерей Николай Преображенский в сослужении духовенства собора и насельника монастыря Острог (Черногория) иеромонаха Владимира (Палибрка). В этот день в России отмечается также День народного единства. На богослужении присутствовали заместитель полномочного представителя президента . Подробнее »

В канун празднования Казанской иконы Божией Матери в Казанском кафедральном соборе совершено всенощное бдение

В канун празднования Казанской иконы Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году, 3 ноября 2019 года, в Казанском кафедральном соборе совершено всенощное бдение. Перед всенощным бдением чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери был поставлен в центре собора. Протоиерей Николай Преображенский в сослужении клира совершил малую вечерню с пением акафиста перед чудотворным образом. Всенощное бдение возглавил секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич в сослужении насельника Киево-Печерской лавры архимандрита Ефрема (Овчарука), ключаря собора протоиерея Андрея Герасимова, председателя приходского совета собора протоиерея . Подробнее »

В Неделю 19-ю по Пятидесятнице митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Казанском соборе

В Неделю 19-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов VII Вселенского Собора, 27 октября 2019 года, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, духовенство собора и другие священнослужители. За богослужением молились воспитанники детской Воскресной школы и члены молодежного клуба собора. Богослужебные песнопения исполнили хор Казанского собора (регент- Олег Янковский) и хор детской Воскресной школы собора (регент- Мария Красноцветова). На сугубой ектении . Подробнее »

Визит Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 90-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

Вечером 14 октября 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Санкт-Петербург. По прибытии Святейший Владыка посетил Большеохтинское кладбище Санкт-Петербурга, где совершил литию на месте погребения своих благочестивых родителей — протоиерея Михаила и Раисы Владимировны Гундяевых. 15 октября Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. В этот день исполнилось 90 лет со дня рождения выдающегося церковного деятеля, духовного наставника Святейшего Патриарха Кирилла приснопамятного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) (1929-1978). Его . Подробнее »

Статьи просмотреть все »

Митрополит Варсонофий: свидетельствовать о вере

В канун Светлого Христова Воскресения митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий дал интервью газете “Петербургский дневник” (№75 (2041) 24 апреля 2019). – Вы возглавляете Санкт-Петербургскую митрополию пять лет. Чего удалось достичь за это время? – Главное мерило достижений для нас — сколько людей мы смогли привести к благочестивой жизни, стало ли благодаря нашему служению меньше совершаться грехов. Материальная жизнь столь увлекает . Подробнее »

«Надо себя не жалеть для Церкви…»

ОТКРЫТЬ СТАТЬЮ МАРИНЫ СТРИГАНОВОЙ В ФОРМАТЕ PDF 13 августа – память священномученика Вениамина (Казанского) Составляя портрет священномученика Вениамина Петроградского, лично знавший его митрополит Вениамин (Федченков) отмечал, прежде всего, его целомудрие: «он производил девственное впечатление. у целомудренного лицо цветет, а епископ Вениамин… почти всегда улыбался». В своих «Записках» в январе 1954 года, митрополит Вениамин (Федченков), Подробнее »

Крылов А.К. Граффити на фресках Дионисия

Открыть PDF или нажмите на обложку Подробнее »

Казанский собор

Санкт-Петербург: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Санкт-Петербурга
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (256)
    • Музеи (105)
    • Фестивали, праздники, шоу (6)
    • Замки, дворцы (20)
    • Храмы, соборы, мечети (22)
    • Парки (25)
    • Парки развлечений (18)
    • ЖД вокзалы (5)
    • Автовокзалы (2)
    • Площади (6)
    • Небоскребы (1)
    • Мосты (13)
    • Магазины и ТРЦ (12)
    • Театры (42)
    • Рестораны и кафе (46)
    • Аэропорты (1)
    • Водопады (1)
    • Горнолыжные курорты (5)
    • Зоопарки (3)
    • Озера (18)
    • Пляжи (13)
    • Порты (2)
    • Речные вокзалы (1)
    • Рынки (1)
    • Заповедники (1)
    • Спортивные сооружения (1)
    • Галереи (1)
    • Центры активного отдыха (1)
    • Пивные (1)
    • Пабы (1)
    • Учебные заведения (2)
    • Клубы, концертные площадки (2)
    • Фонтаны (1)
  • Забронировать отель в Санкт-Петербурге
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Санкт-Петербурга
  • Советы о Санкт-Петербурге
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Санкт-Петербурге

Метро Линия 2 (синяя ветка) ст. «Невский проспект»
Автобус №3, 3М, 3МБ, 4М, 4МБ, 5М, 5МБ, 24, 27, 191 ост. «Невский проспект» и №100 ост. “площадь Казанская”
Троллейбус №17 ост. “Казанский собор” и №1, 5, 7, 10, 11, 22 ост. “Невский проспект”
Маршрутное такси №К-306 ост. “площадь Казанская”

Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге — один из крупнейших действующих храмов города. Главной его святыней является Чудотворная икона, благодаря чему храм получил название Собор Казанской иконы Божией Матери.

Приход собора регулярно участвует в церковных праздниках и крестных ходах. Сегодня на территории церкви действуют библиотека, художественная школа, лекторий, воскресная школа для детей и взрослых, православный музей веры, молодежный клуб, народный хор Победы и социальный отдел. Культурно-просветительский центр Казанского собора в Санкт-Петербурге ведет активную просветительскую и миссионерскую деятельность.

Чудотворная икона

Казанская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых во всем мире, была явлена в Казани 8/21 июля 1579 года. Этот праздник ежегодно отмечают верующие по всей России.

До переезда в Санкт-Петербург икона находилась в казанском монастыре Пресвятой Богородицы, основанном Иваном Грозным в 1579 году.

Икона относится к типу Одигитрии — Богородица на ней изображена фронтально с младенцем Иисусом Христом на руках. Из-за своей ценности и драгоценного оклада образа икона Божией Матери неоднократно подвергалась кражам и попыткам уничтожения. Чтобы предотвратить утрату было сделано множество копий.

История строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге

Архитектором собора является Андрей Никифорович Воронихин. Возведение храма продолжалось 10 лет с 1801 по 1811 годы. Строительство велось на Невском проспекте, где раньше стояла небольшая церковь Рождества Богородицы.

Новый храм начали строить по указу императора Павла I, который хотел создать кафедральный собор для чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Церковь строили исключительно из отечественных, в основном, карельских материалов. Каменщиками, кузнецами и плотниками были крепостные крестьяне. Строительство Казанского собора послужило началом к открытию школы мастерства инженеров, архитекторов и градостроителей.

Вид на Казанский собор с Невского проспекта: панорама Google

Открытие храма состоялось накануне Отечественной войны 1812 года. Сюда поступали завоеванные французские знамена и штандарты, некоторые и сегодня висят на стенах собора, хотя большинство из них хранится в Москве. В северо-восточной части храма находится могила М. И. Кутузова — знаменитого полководца, главнокомандующего русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Поскольку история церкви тесно связана с войной, собор получил звание памятника русской воинской славы.

Описание собора

Император Павел I хотел построить собор, похожий на храм Святого Петра в Риме. Поэтому он выбрал проект, который максимально соответствовал этому требованию. Казанский собор в Санкт-Петербурге выполнен в стиле ампир, в форме классической римской базилики и крестово-купольного храма.

Длина собора с запада на восток составляет 72,5 метров, а с севера на юг — 57 метров. Ширина от купола до западных дверей — около 30 метров. Колоннада собора состоит из 126 колонн: 94 — со стороны Невского проспекта, 20 — с южной и 12 — с западной стороны.

Внутренняя часть разделена колоннами на три нефа. Центральный неф — самый большой, он перекрыт полуцилиндрическим сводом. Пол храма выложен сложной мозаикой из разноцветного мрамора и кварцита, что делает Казанский собор практически музеем природного камня. Единственным материалом «нерусского» происхождения был французский алебастр, из которого выполнены цветочные розетки на потолке.

Крест собора находится на куполе, который поддерживается четырьмя пилонами. В его барабане вырезано 16 окон, сквозь которые в храм проникает солнечный свет. Диаметр купола более 17 метров, что делает Казанский собор одним из самых высоких купольных зданий.

Главным акцентов внешнего убранства собора являются бронзовые двери, которые являются копией знаменитого храма Баттистеро во Флоренции.

Над скульптурами и барельефами для украшения собора трудились лучшие российские мастера — Пименов, Мартос, Екимов, Гордеев, Прокофьев и другие. Живопись храма, выполнена в академическом стиле, с явным подражанием мастерам эпохи Ренессанса. Наиболее известной картиной является «Взятие Богородицы на небо» кисти Карла Брюллова. Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге стал ярким образцом европейского искусства, в нем гармонично сочетаются архитектура, скульптура и живопись.

Внутреннее убранство собора: панорама Google

Расписание богослужений

Богослужения в соборе совершаются ежедневно. В течение дня совершают Таинства крещения и венчания, молебны и панихиды.

  • 07.00 — ранняя Божественная литургия, начало исповеди в 07.00;
  • 10.00 — поздняя Божественная литургия, начало исповеди в 09.30;
  • 18.00 — вечернее богослужение.

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Казанский собор в Санкт-Петербурге построен для размещения и поклонения особо почитаемой в России иконы Казанской Божией Матери, здесь находится ее список. Собор стал памятником Отечественной войне 1812 года и местом упокоения фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Является главным архитектурным ансамблем Невского проспекта.

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Сайт: kazansky-spb.ru Ближайшая станция метро:Невский проспект Адрес: Казанская площадь, дом 2. Телефоны: 8(812)314-46-63, 8(812)570-45-28. Часы работы: с 6.30 до 20.00 (экскурсии с 11.00 до 17.00 по мере набора групп).

В настоящее время Казанский собор в Санкт-Петербурге действующий храм, поэтому вход бесплатный. Но необходимо соблюдать основные правила посещения православных церквей: женщинам заходить в собор с покрытой головой, а мужчинам наоборот без головного убора.

Казанский собор наряду с Исаакиевским собором и храмом Спаса на крови является одним из крупнейших и красивейших храмов Санкт-Петербурга и культурным памятником федерального значения.

История Казанского собора

История собора связана с чудотворной иконой Казанской божией матери. Перед ней молился Петр I накануне Полтавской битвы, он перенес ее список в Казанскую часовню, расположенную на Петроградской стороне. После строительства придворной церкви Рождества Пресвятой Богородицы икона была перенесена туда. А после возведения на ее месте Казанского собора икона обрела в нем свое постоянное место обитания.

Церковь Рождества Богородицы была построена в 1730-е годы по указу императрицы Анны Иоановны на середине Невского проспекта. Архитектор Михаил Земцов построил ее внешне схожей с
Петропавловским собором. Церковь стала главным храмом Санкт-Петербурга, где проводились торжественные службы. Здесь крестилась Екатерина II, венчалась с Петром III, приняла присягу гвардейских полков, здесь также венчался ее сын Павел.

Став императором Павел посчитал, что храм выглядит слишком скромно и не соответствует главной улице столицы. Павел хотел построить храм похожий на собор Святого Петра и Санта-Мариа-Маджоре в Риме. Был открыт конкурс на лучший проект нового храма. Множество знаменитых зодчих представили свои работы, но выбран был проект молодого архитектора Андрея Воронихина, бывшего крепостного президента Академии художеств графа Строганова.

Закладка храма с участием сына Павла — Александра I произошла в 1801 году, сам Павел не дожил до этого события. Торжественное освящение храма произошло 15 сентября (по старому стилю) 1811 года, в этот день Казанская икона после крестного хода была помещена в иконостас.

Сразу после возведения Казанского собора в Санкт-Петербурге произошла Отечественная война 1812 года, которая изменила его историю. Он стал главным памятником победы Российской империи в этой войне.

Перед отъездом в армию под Смоленск Кутузов молился в соборе перед Казанской иконой. Сюда стали свозить трофейные знамена и штандарты французской армии, ключи от взятых крепостей и городов. Сейчас они находятся в Историческом музее города Москвы.

В 1818 году перед собором были установлены скульптуры Кутузова и Барклая-де-Толли по проекту скульптора Орловского, которые завершили ансамбль Казанского собора.

Казанский собор, памятник Барклай-де-Толли

Казанский собор в Санкт-Петербурге был кафедральным до 1858 года, пока данное звание не перешло к Исаакиевскому собору.

В 1893 году в Казанском соборе отпевали Петра Ильича Чайковского. Желающих помолиться за покойного композитора было так много, что они не вмещались в собор. На службе присутствовал великий князь Константин Константинович. Император Александр III велел оплатить погребение из своих личных средств.

После революции 1917 года храм вступил в эру атеизма: был снят крест, иконы переданы в музеи, драгоценная церковная утварь изъята, а церковнослужители репрессированы. В 1931 году собор был закрыт, а в одном из главных храмов страны разместился Музей истории религии и атеизма.

В 1991 году были возобновлены богослужения, а в 2000 году храм полностью был передан Русской православной церкви. Он снова получил статус кафедрального собора.

Могила Кутузова

В соборе похоронен Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. Смерть настигла его в прусском городе Бунцлау 28 апреля 1813 года. Забальзамированное тело фельдмаршала месяц добиралось до Санкт-Петербурга. Торжественные похороны в Казанском соборе произошли только 25 июня 1813 года. Тело около трех недель дожидалось, когда собор будет готов к погребению.

Оформлением могилы занимался Андрей Воронихин. А.С.Пушкин посвятил Кутузову стихотворение:

Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой…
Всё спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамён нависший ряд.

После похорон полководца возникла устойчивая легенда на многие годы, что сердце Кутузова захоронено отдельно — на кладбище Тиллендорф, рядом с городом Бунцлау.

Проверить эту версию решили 4 сентября 1933 года. Могила Кутузова была вскрыта по указу Первого секретаря Ленинградского обкома Кирова С.М. Согласно составленному акту забальзамированное сердце в серебряной банке находилось в гробу вместе с останками Кутузова.

Внешний облик собора

По православным канонам алтарь храма должен находиться на востоке, а вход на западе, и Казанский собор не исключение. Невский проспект протянулся с запада на восток, и чтобы храм не был повернут боком к главной улице города Воронихин придумал парадную колонаду. Колоннада в виде полукруга перед северным фасадом состоит из 96 колонн высотой 13 метров. Само здание скрывается за колонами, над которыми возвышается купол высотой 72 метра.

Проект Воронихина предусматривал еще колоннаду перед южным фасадом, но эта идея осталась не реализованной. По бокам колоннады у северного фасада находятся два пьедестала, на которых до 1824 года стояли гипсовые скульптуры ангелов. Предполагалось, что их заменят на бронзовые, но пьедесталы до сих пор пустуют.

Длина Казанского собора 72,5 метров, ширина — 56,7 метров, длина одного крыла колоннады составляет 42,7 метра. Стиль — ампир.

Собор украшен скульптурами внутри и снаружи. Наружные бронзовые скульптуры святых Владимира, Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи и Александра Невского выполнены скульпторами Пименовым, Мартосом и Демут-Малиновским. Внутренние скульптуры изготовлены Гордеевым, Рашеттом, Прокофьевым и другими.

Внутреннее убранство

Внутри храм больше напоминает дворец, а не русский храм. Украшением так же, как и снаружи служат колоннады из 56 колонн, высеченные из розового финляндского гранита. Каждая колона высотой 10,7 метров и весом 30 тонн.

Четыре пилона поддерживают купол с круглыми окнами, его диаметр более 17 метров. Пол облицован различными сортами карельского мрамора.

Иконостас собора, его стены и пилоны расписывали художники К. Брюллов, Бруни, Басин, Боровиковский, Бессонов, Угрюмов, Шебуев. Наиболее интересным является образ «Взятие Богородицы на небо» написанный Карлом Брюлловым. Сейчас он находится в Государственном русском музее.

Казанский собор в Санкт-Петербурге — это выдающийся памятник архитектуры мирового значения.

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Величественный собор построили на месте обветшалой Рождественско-Богородичной церкви в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери – той самой, что сохранилась при пожаре в Казани и которую нашли через 25 лет после взятия этого города Иваном Грозным.

После Отечественной войны 1812 года Казанский собор в Санкт-Петербурге стал памятником русской воинской славы. Здесь находится прах фельдмаршала Кутузова, помещены военные трофеи, а перед собором установлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли.

В начале 19 века Казанский собор был самым высоким храмом в городе – 71,6 метра. В советское время здесь находился Музей истории религии и атеизма, но в 1991 году здание вернули церкви.

Сегодня есть особые правила посещения Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге, поскольку это не просто музей, тут проходят службы. Перед входом надо выключить звук телефона и не разговаривать по нему внутри храма. Мужчины должны заходить без головного убора, а женщины – наоборот, покрыть голову, а также стереть губную помаду. Женские брюки, короткие шорты или юбки недопустимы. Разговаривать между собой следует шепотом. Если вы пришли в собор с ребенком, и он закапризничал, выйдите и, успокоив его, зайдите снова. Кроме того, в Казанский собор нельзя приносить животных, приходить с роликами и велосипедами.

Адрес: Санкт-Петербург, Казанская площадь, 2

Координаты: 59.934199, 30.324456

Режим работы: 7:00-20:00 (будни), 6:30-20:00 (выходные).

Официальный сайт: kazansky-spb.ru

Интересные факты

Особенностью собора было то, что строили его исключительно из материалов отечественного производства. Ничего привозного, сплошное импортозамещение. Тут вам и известняк, и гранит и мрамор — все свое.

А вот архитектура как раз, наоборот, далека от русской. Казанский собор строили в стиле ампир. Павел Первый хотел, чтобы храм напоминал Собор Святого Павла в Риме.

Освятили храм в 1811 году, и через полгода сюда привезли Казанскую икону Божией матери.

Что посмотреть

Полукруглый фасад с 94 колоннами раскрывается к Невскому проспекту, к людям. А внутри собор напоминает римскую базилику: помещение разделено на коридоры, с перегородками, которыми служат массивные колонны.

Если вы верующий, прежде всего стоит помолиться главной иконе храма. К ней выстраиваются целые очереди из желающих.

Вы можете посмотреть Казанский собор самостоятельно. Возьмите аудиогид, с его помощью вы посмотрите все самое главное здесь. Кроме того, можно записаться на одну из экскурсий, которые проводятся каждый день с 10 до 18 часов, и тогда интересные подробности вам расскажет гид.

Напомним, что храм действующий. В течение дня здесь совершаются молебны и панихиды, таинства венчания и крещения.

Казанский собор в разное время года

Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге круглый год открыт как для верующих, так и для туристов, которые решили в него просто заглянуть или прийти на экскурсию.

Летом в сквере перед храмом работает фонтан, который туристы облюбовали для своих селфи. Зимой на месте фонтана вырастает богато украшенная рождественская елка.

Где сделать красивое фото

Фото на фоне Казанского кафедрального собора — едва ли не обязательный пункт туристической программы в Санкт-Петербурге. Чтобы в кадр попал весь храм, лучше встать не рядом с ним, а на Невском проспекте.

В помещении фотографировать разрешают, только без вспышки. Нельзя снимать богослужения и клириков без их разрешения.

А еще можно подняться в легендарное здание «Зингер» прямо напротив собора. Оттуда открывается необыкновенный вид.

Источники:
http://kazansky-spb.ru/
http://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/temples/12809
http://dostop.ru/sankt-peterburg/kazanskij-sobor-v-sankt-peterburge.html
http://www.kp.ru/russia/sankt-peterburg/mesta/kazanskij-kafedralnij-sobor/
http://www.tourister.ru/world/europe/united-kingdom/city/london/castles/474

Ссылка на основную публикацию