Кладбище Пер-Лашез в Париже

Кладбище Пер-Лашез

Кладбище Пер-Лашез (Pere-Lachaise)

Кладбище Пер-Лашез — одно из самых известных мест захоронений в мире. Оно находится на востоке Парижа, и жители города называют его Восточным кладбищем. По размерам Пер-Лашез – самое большое кладбище столицы Франции. Захоронения занимают 48 га и разбиты на 77 тысяч участков. Парижское кладбище получило широкую известность, благодаря могилам знаменитостей и огромному количеству надгробных скульптур. Ежегодно в этом месте бывают более двух миллионов посетителей.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Кладбище Пер-Лашез

Основные моменты

История городского кладбища Пер-Лашез началась в начале XIX века. На протяжении двухсот лет здесь погребали выдающихся политиков, писателей, поэтов, военных деятелей, художников и актеров, которые оставили значительный след во французской истории и культуре. Сегодня на кладбище покоится свыше 1 млн человек, и это без учета тех, чей прах покоится в местном колумбарии.

Уже давно Пер-Лашез не воспринимается как простое место захоронения. Кладбище стало парком, в котором любят проводить время и туристы, и парижане. Среди раскидистых деревьев и красивых памятников принято гулять в одиночестве и в компании друзей. Сюда приходят, чтобы организовать пикники и поучаствовать в благотворительных акциях.

Для приехавших в столицу Франции путешественников кладбище Пер-Лашез – одна из культовых туристических достопримечательностей. В цветочных киосках при входе можно купить карту, на которой обозначены известные могилы и нанесены маршруты к ним. Следует иметь в виду, что кладбище спланировано довольно хаотично, и отыскать нужные захоронения бывает непросто.

Кладбище Пер-Лашез в деталях

Войти на территорию можно свободно. Кладбище Пер-Лашез доступно для посетителей без выходных: с 6 ноября по 16 марта с 8.00 до 17.30, в остальное время года – с 8.00 до 18.00. По субботам кладбище открывают в 8.30, а по воскресеньям – в 9.00.

История кладбища Пер-Лашез

В Средние века с востока от столицы Франции, на холме Champ l’Evêque располагался бедняцкий район, в котором жило много преступников. В 1430 году богатый торговец выстроил здесь особняк, который позже стал собственностью монастыря иезуитов. Потом местность на холме стали называть по имени священника-иезуита Франсуа д’Экс де Лашеза – духовного наставника французского монарха Людовика XIV.

Карта кладбища Пер-Лашез

Когда король умер, иезуитский монастырь обанкротился. Земли ордена продали на аукционе и разбили на них сад в английским стиле. В 1804 году участок рядом с кварталом Бельвиль приобрели власти Парижа и создали на нем городское кладбище. Но так как оно располагалось довольно далеко от городской застройки, жители Парижа поначалу не хотели погребать здесь своих друзей и родственников.

Проектировщик кладбища Пер-Лашез и один из его инвесторов Николя Фрешот нашел способ исправить ситуацию. На кладбищенский холм перенесли останки известных литераторов Мольера и Жана де Лафонтена. Потом на новом кладбище захоронили прах средневекового поэта Пьера Абеляра и его возлюбленной Элоизы. После этого популярность Восточного кладбища резко выросла, и в 1824 году на нем произвели уже более 30 тысяч захоронений.

Кладбище Пер-Лашез. Валахийский переулок, коридор вампира

Наиболее известные могилы

Могила, где покоится певец, композитор и лидер группы «Doors» Джим Моррисон (1943-1971) – самое знаменитое погребение на кладбище Пер-Лашез. Чтобы увидеть надгробие рок-звезды, к нему приходят тысячи поклонников. На памятнике по-гречески сделана эпитафия: «Победи демона внутри себя». У могилы кумира почти всегда шумно и многолюдно. Здесь поют музыкальные композиции «Doors» и оставляют множество записок.

Огромное число туристов приходит к могиле английского писателя и философа Оскара Уайльда. Его надгробие в виде большого крылатого сфинкса часто называют «зацелованным памятником». У представительниц прекрасного пола вошло в традицию целовать надгробный камень и оставлять на нем отпечатки губной помады. Чтобы сохранить памятник, его обнесли стеклянным ограждением, и теперь любвеобильные поклонницы творчества Уайльда пишут признания в любви и оставляют следы от помады на стекле.

Оскара Уайльда на кладбище Пер-Лашез Могила Сары Бернар

Немало поклонников навещает могилы актеров Сары Бернар, Анни Жирардо и Марселя Марсо, певцов Ива Монтана, Марии Каллас и Эдит Пиаф, а также итальянского изобретателя Этторе Бугатти. Популярны захоронения художников Эжена Делакруа, Гюстава Доре, Камиля Коро, Амедео Модильяни, Камиля Писсарро и Доминика Энгра. Много туристов приходит на могилу известного композитора Фредерика Шопена, под «Похоронный марш» которого совершаются погребения по всему миру.

Русские захоронения на кладбище Пер-Лашез

На кладбище Пер-Лашез нашли свой последний приют многие русские, которые эмигрировали во Францию. Здесь лежит декабрист Николай Иванович Тургенев. В разных местах кладбища есть могилы княгини Трубецкой, графини Юлии Самойловой, друга А. С. Пушкина Ивана Алексеевича Яковлева, митрополита-раскольника Поликарпа, востоковеда Николая Ханыкова, анархиста Нестора Махно, а также русских художников – Павла Челищева, Виталия Стацинского и Валентины Кропивницкой.

Необычный вид имеет родовой мавзолей Демидовых. Он выполнен в виде небольшого греческого храма. Памятник изготовлен из ценного каррарского мрамора и декорирован восемью дорическими колоннами. Крышку саркофага украшают фамильные гербы Демидовых и Строгановых.

Одно из примечательных мест в колумбарии – место захоронения возлюбленной Сергея Есенина Айседоры Дункан, которая трагически погибла в 1927 году.

Памятники и мемориалы

Часть стены на северо-востоке кладбища Пер-Лашез называют «Стеной коммунаров». Для французов она символизирует мужество, волю и преданность своим идеалам. В конце мая 1871 года в этой части кладбища проходили заключительные сражения между защитниками Парижской коммуны и версальскими войсками. Последние 147 коммунаров были убиты прямо у кладбищенской стены.

«Стена коммунаров» на северо-востоке кладбища Пер-Лашез Барельеф «Памятник умершим»

Чтобы французы помнили об этой трагедии, здесь установили барельеф «Памятник умершим», который создал французский скульптор Альберт Бартоломе. Неподалеку находятся могилы видных деятелей Парижской коммуны. По иронии судьбы на этом же участке кладбища Пер-Лашез лежит Адольф Тьер – человек, отдавший приказ о расстреле последних коммунаров.

С 1880 года возле монумента коммунаров проходят марши и манифестации рабочих партий. В наши дни такие митинги организуют в последнее воскресенье мая. Любопытно, что во французской прессе словосочетание «Стена коммунаров» используются как синоним борьбы за демократию.

В 2005 году на кладбище Пер-Лашез появился монумент, посвященный русским участникам движения Сопротивления. Бронзовую фигуру изготовили Владимир Суровцев и Виктор Панасенко.

Могилы кладбища Пер-Лашез Вход на кладбище Пер-Лашез

Как добраться

Кладбище Пер-Лашез находится в 20-м округе Парижа и считается частью бульвара de Ménilmontant. Сюда добираются от разных станций метро. От «Philippe Auguste» можно выйти к главному входу. От «Père Lachaise» попадают к боковому входу, но от этой станции метро до территории кладбища нужно пройти около 0,5 км. Многие туристы предпочитают выходить из станции «Gambetta», потому что тогда можно осмотреть кладбище Пер-Лашез сверху вниз и начать экскурсию от могилы знаменитого английского писателя Оскара Уайльда.

Кладбище Пер-Лашез: знаменитые могилы, легенды, карта

Мало кто знаком с официальным названием этого места – Восточное кладбище. Для парижан оно, как la cite des morts – город мертвых, а для туристов всего мира больше известно как Пер-Лашез. Это, по сути, целый город. На правильно спланированных улицах, аллеях − дворцы (усыпальницы со сложными скульптурными композициями), коттеджи (фамильные склепы со скромными или величественными надгробиями) и многоквартирные дома – колумбарии. На железных кованых указателях − номера участков и более 6 тысяч деревьев. Некрополь стал известным всему миру как музей надгробной скульптуры под открытым небом.

Кладбище-парк

Это кладбище – часть бульвара Menilmontant. Люди приходят сюда отдать дань памяти умершим. Но не только. Это место служит тихим пристанищем для уединения, прогулок и раздумий о жизни.

Пер-Лашез для парижан уже давно не только кладбище, но, что трудно себе представить, и просто парк для прогулок. Здесь отдыхают горожане, играют дети и даже устраиваются пикники. Туристы же бегают с распечатанными заранее или купленными на входе картами в поисках известных могил Пер-Лашеза. Это большой светлый сад с великим количеством памятников. По кладбищу устраиваются также и экскурсии, одну из которых можно заказать по этой ссылке.

Знаменитые могилы Пер-Лашез

Некрополь занимает площадь 48 гектаров. История его создания уходит в далекий 1804 год. Именно тогда кладбище было основано и названо в честь Франсуа де ля Шеза, исповедника короля Людовика ХIV. На момент открытия оно находилось далеко за чертой города. Сначала парижане не хотели хоронить там своих родственников. Поэтому для большей популярности на новое кладбище были перенесены останки великих Мольера и Лафонтена, а в 1817 году перезахоронены останки Пьера Абелара и Элоизы (практически французских Ромео и Джульетты), чья романтическая любовь потрясла многих до глубины души.

И тогда уже парижане захотели, чтобы после смерти их похоронили в окружении знаменитых людей. По записям, число похороненных на этом кладбище в течение нескольких лет увеличилось от нескольких десятков до 30 тысяч человек. На сегодня захоронений − более миллиона, не считая колумбария. Быть погребенными на кладбище имеют право только парижане или умершие в Париже.

Кладбище дало вечный приют многим знаменитым писателям, художникам, актерам, политическим деятелям. К их могилам приходят, чтобы почтить память умерших. Это могилы Оноре де Бальзака (участок № 48), Модильяни (уч. №96), Эдит Пиаф (уч. № 97), Сары Бернар (уч. № 44). Но это всего лишь капля в море всех известных людей, которые нашли здесь свой вечный покой.

Одна из часто посещаемых могила Ф.Шопена − композитора, написавшего «Похоронный марш», под звуки которого были погребены большинство людей на этом кладбище, да и сам автор.

Бальзак описал это кладбище в последней части своего романа «Отец Горио». Последнее пристанище писателя – тоже здесь.

Впечатляют погребения, связанные с гибелью большого числа людей. Это Мемориал жертвам нацистских концлагерей (№ 97), памятник русским участникам движения Сопротивления во Франции.

Среди известных мест Пер-Лашеза – Стена коммунаров (уч. № 76), у которой казнили весной 1871 года 147 участников Парижской коммуны. По иронии судьбы, Адольф Тьер − человек, отдавший приказ о расстреле защитников Парижской коммуны, тоже похоронен в этом месте (уч.№ 55).

Легенды кладбища Пер-Лашез

Некоторые могилы привлекают к себе внимание благодаря тайнам и легендам, манят многих посетителей рассказами о чудесных случаях исцеления. Существует определенный ритуал, которого необходимо придерживаться, чтобы добиться желаемого результата.

Всегда много посетителей возле надгробия французского журналиста Виктора Нуара, застреленного племянником императора во время спора. Мужчины приходят, чтобы попросить для себя мужской силы, женщины – чтобы познать счастье материнства. Молва гласит, что когда тело убиенного привезли в морг, случилось необыкновенное: ожил его детородный орган. Это событие послужило причиной необычайной популярности.

К могиле Оскара Уайльда приходят те, кто мечтает о вечной любви. Говорят, что если прошептать желание и поцеловать сфинкса, высеченного на надгробии писателя, желание сбудется. Дух ироничного Уайльда устраивает сердечные дела только самых старательных. Поэтому надгробие целуют, пишут губной помадой признания в любви, как и показано в фильме «Париж, я тебя люблю». Кроме того, могила пользуется популярностью у людей нетрадиционной сексуальной ориентации. Ходят слухи, что они приходят к своему кумиру по ночам. Хотя кладбище в это время суток и закрыто, а окружает некрополь высокая стена.

«Победи демона внутри себя», − эпитафия на надгробном камне культового певца Джима Моррисона. Его фанаты особо выделяются среди туристов: они громко разговаривают, курят марихуану, разбрасывают окурки. Из-за этого прах певца даже хотели перенести в другое место, но его могила по посещаемости на пятом месте.

Рассказывают, что кладбище Пер-Лашез имеет магическую силу. Ведьмы, черные маги и прочие представители «профессии» не раз устраивали здесь свои шабаши. Однако вряд ли вам удастся заметить мрачные нотки в прогулках по Пер-Лашезу.

В колумбарии нашли, среди многих других, последнее пристанище Нестор Махно, умерший в нищете, и Айседора Дункан, которая погибла от нелепой случайности.

Кладбище Пер-Лашез – полезная информация

Адрес кладбища:16 Rue du Repos, 75020, Paris Pere Lachaise Gambetta

Станция метро Pere Lashaise находится на расстоянии 500 м от бокового входа, станция Philippe Auguste – непосредственно возле центрального входа, а станция Gambetta – недалеко от могилы Оскара Уайльда, откуда уже можно пройтись по обширной территории некрополя.

Вход на кладбище свободный, часы работы – ежедневно с 8.00 до 18.00.

Карта кладбища Пер-Лашез

1 – Сара Бернар (1844 – 1923): актриса. Отдел 91

2 – Гийом Аполлинер (1880 – 1918): поэт. Отдел 86

3 – Оноре де Бальзак (1799 – 1850): писатель. Отдел 48

4 – Бомарше (1732 – 1799): писатель. Отдел 28

5 – Фюльжанс Bienveüe (1852 – 1936): отец метро Парижа. Отдел 82

6 – Мария Каллас (1923 – 1977): оперная певеца. В колумбарии

7 – Фредерик Шопен (1810 – 1849): пианист и композитор. Отдел 11

8 – Огюст Конт (1798 – 1857): философ. Отдел 17

9 – Жорж Courteline (1858 – 1929): писатель. Отдел 89

10 – Эжен Делакруа (1798 – 1863): художник. Отдел 49

11 – Пьер DESPROGES ( 1939 – 1988): юморист. Отдел 10

12 – Поль Элюар (1895 – 1952): поэт. Раздел 97

13 – Теодор Жерико ( 1791 – 1824): художник. Отдел 12

14 – барон Осман ( 1809 – 1891): префект Парижа. Отдел 4

15 – Доминик Энгр (1780 – 1867): художник. Отдел 23

16 – Жан де Лафонтен ( 1621 – 1695 ): прозаик, поэт. Отдел 25

17 – Мольер ( 1622 – 1673 ): Писатель, актер. Отдел 25

18 – Амедео Модильяни (1884 – 1920): художник. Отдел 96

19 – Ив Монтан (1921 – 1991) : певец, актер / Симона Синьоре (1921 – 1985): актриса. Отдел 44

20 – Джим Моррисон (1943 – 1971): певец. Отдел 6

21 – Альфред де Мюссе (1810 – 1857): писатель. Отдел 4

22 – Антуан PARMENTIER ( 1737 – 1813): агроном. Отдел 39

23 – Эдит Пиаф (1915 – 1963): певица. Отдел 97

24 – Камиль Писсарро (1830 – 1903): художник. Отдел 7

25 – Марсель Пруст (1871 – 1922): писатель. Отдел 85

26 – Гертруда Стайн (1874 – 1946): искусствовед, писатель. Отдел 94

27 – Оскар Уайльд (1854 – 1900): писатель. Отдел 89

В приложении вы можете скачать более подробную карту кладбища Пер-Лашез на французском языке.

Некро-романтическое сафари. Пер-Лашез

Друзья, сейчас я хочу рассказать вам о месте, посещения которого вообще ожидать от меня было бы довольно странно. Ну не люблю я шататься по кладбищам! Загробной жизнью я не интересуюсь, хотя и верю, что там что-то есть. И возможно именно поэтому, а еще потому, что у меня слишком «тонкая кожа» (не физический аспект я сейчас имею в виду, естественно…) мне на кладбищах обычно сильно не по себе.

Но тут я сдалась и поддалась на уговоры на это кладбище сходить. Причин тому две, и одна цепляется за другую… Во-первых, конечно, потому, что это одно из известнейших исторических кладбищ Парижа (интересней для русского человека может быть только знаменитое русское кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа, но оно находится за пределами Парижа, и туда нужно ехать специально). А во-вторых – то, что у кладбища Пер Лашез есть своя достопримечательность. Вполне живая и очень даже жизнерадостная, в отличие от всех остальных его постояльцев…

Зовут его Тьери Ле Руа (Thierry Le Roi) и, как не сложно догадаться из фамилии (или псевдонима. ) – это самый настоящий король кладбища Пер Лашез. Уже 20 лет Тьери, безумно увлеченный историей кладбища, рассказывает всем желающим его тайны и легенды.

Про него даже фильмы снимали. Потому что его экскурсии – это настоящее шоу. Мне еще не приходилось слышать, чтоб так живо и с таким юмором рассказывали про жизнь мертвых! Удивил меня и тот факт, что стоит эта аттракция удивительно дешево – 13 евро. А водить вас по кладбищу будут часа три с половиной как минимум, готовьтесь! По кладбищу уже поползли зловещие сумерки и смотрительница, как призрак, гремела ключами от ворот (осенью кладбище Пер Лашез закрывается в шесть часов вечера), а Тьери все никак не мог остановиться, рассказывая нам про гробницы Фредерика Шопена и Джима Моррисона.

Мое краткое резюме, прежде чем я перейду к рассказу собственно про кладбище – если вы обладаете хотя бы начальным знанием французского языка, сходите на эту экскурсию обязательно! Все равно что-нибудь да поймете, и удовольствие получите огромное. Всю информацию о том, как это сделать, я размещу в конце статьи.

А теперь само знаменитое кладбище Пер Лашез. Для начала немного цифр. Территория этого города мертвых составляет 44 гектара – это действительно самый настоящий город в городе, настолько оно огромно. В 69 тысячах гробниц покоится около миллиона. почивших в бозе.

Гробницы в основном фамильные – гуляя по узким дорожкам мимо этих внушительных погребальных монументов, большинство из которых выстроены в готическом стиле со всеми сопутствующими – стрельчатыми арочками, витражами и резным кружевным декором, ну прямо сплошные готические соборы в миниатюре! – постоянно читаешь надписи «Famille такая-то», «Famille такая-то»…

Это понятно почему. Потому что концессия – договор аренды места на кладбище – не бессрочная, как у нас. Покупаешь место, ставишь – или не ставишь – памятничек, и все. Тут же тебе предлагается заключить договор на срок от 10 до 90 лет, от которого, естественно, зависит и цена… Не продлил своевременно концессию – твой участочек тут же перепродадут другому.

Раньше концессии были еще и бессрочными, но сейчас эта практика прекращена – потому что кладбище полностью заполнено и новые захоронения возможны только в том случае, если у вас уже есть семейный склеп, или в случае, который я только что описала. Но это большая редкость.

Поэтому сейчас на кладбище Пер Лашез могут найти свой последний приют разве что личности очень и очень небедные или исторически значимые…. Но так было не всегда.

В двенадцатом веке холм к востоку от Парижа, именовавшийся еще со времен средневековья Шан-л`Эвек потому что находился в собственности епископа Парижского, получил имя Мон-О-Винь – в то время там было много виноградников.

В семнадцатом веке землю эту приобрел для своих нужд церковный орден иезуитов. После того, как в отстроенном ими доме отдыха и восстановления здоровья на несколько часов остановился молодой Людовик XIV, холм этот стали именовать «Мон-Луи».

Так откуда же взялся Пер Лашез? А отец Франсуа д`Э де ла Шез принадлежал к ордену иезуитов и стал впоследствии любимым духовником Короля-Солнце. Да не просто духовником, а его другом и практически правой рукой. Изначально монарха прельстили его отличные манеры, его спокойная и убедительная речь, его скромность и благоразумие. Потом выяснилось, что они имеют еще и одну общую страсть – нумизматику.

Толерантность брата Ла Шеза королю и всем его идеям была такова, что мадам де Монтеспан, знаменитая фаворитка короля, которая за словом в карман не лезла, дала ему прозвище «La Chaize de commodité» (la commodité – удобство, комфорт). Тут явная игра слов – фамилия отца была La Chaize, а еще во французском языке есть слово la chaise – стул – которое произносится точно так же.

Но все равно, во времена Короля-Солнце никакого кладбища тут еще не было. Оно появилось намного позже, при Наполеоне. В 1765 году был принят закон, запрещающий захоронения в пределах городских стен, и кладбища поехали на выселки. Так было решено превратить 17 гектаров холма Мон-Луи, который уже к тому времени вернулся в собственность парижской префектуры, в кладбище.

Но лиха беда начало. Парижане хорониться в бедняцком районе непойми где не желали совершенно. И первое время кладбище, которое поначалу именовалось просто Восточным, популярностью не пользовалось… Пока в дело не включились гении маркетинга. По решению префекта Парижа был организован перенос на новое кладбище останков Пьера Абеляра с его Элоизой, Мольера и Ла Фонтена. И вуаля, это сработало.

Сейчас из знаменитых «жителей» Пер Лашез можно составить очень неплохой список «селебритиз». Пойдемте, покажу некоторых из них… всех не получится, конечно же, для этого тут нужно ходить не один день.

Вот, например, гробница французского «наше все» из мира живописи – Эжена Делакруа. Интересное стилевое решение, правда? Оказывается, Делакруа самолично выразил свои пожелания относительно места своего будущего захоронения, сказав, что хотел бы что-нибудь «скромное и простое»… а что может быть проще, чем классический античный саркофаг?

А вот могила легенды французского шансона Эдит Пиаф, действительно, очень проста… Но на ней всегда множество живых цветов.

Впрочем, звание самой «цветочной» гробницы на кладбище Пер Лашез принадлежит не ей, а любопытному захоронению, похожему на древний мегалит. Это могила Алана Кардека, основателя философского течения спиритуализма… Видимо, много во Франции поклонников оккультных наук.

Много тут и тех, чей вклад в историю намного более материален. Например, известный египтолог Жан-Франсуа Шампольон и агроном-фармацевт Антуан Пармантье, благодаря которому Франция, а потом и весь мир наконец-то поняли, что картошку можно и нужно есть. Одно из блюд французской кухни – Hacis Parmentier – запеканка из картофельного пюре с рубленой говядиной – названо в его честь.

Самой посещаемой же на кладбище Пер Лашез считается могила вокалиста «The Doors» Джима Моррисона. Эта могила – одна из немногих, обнесенных оградой. Предосторожность, предпринятая против многочисленных поклонников его творчества, желающих всенепременно припасть к могиле своего кумира…

Я ее не сфотографировала, потому что фотографировать там нечего… простая мраморная плита, и фото на бумажке. Украшать погребальные памятники фотками на эмали, как у нас, во Франции тоже не принято…

Ну и что до меня, конечно, то гробница Джима Моррисона лично в моей табели о рангах представляет ценность значительно меньшую, нежели Оноре де Бальзака, Амадео Модильяни, Ива Монтана, Камиля Писсаро, Марселя Пруста и Фредерика Шопена… но у них столпотворения не наблюдается.

Гробница Шопена, кстати, одна из самых нежных и красивых.

А еще я нашла удивительную штуку – фронтон, украшенный совершенно византийской по виду и стилю исполнения мозаикой… Спросила потом у Тьери, знает ли он что-нибудь о ней. Оказалось, что нет… могила ничем не примечательная, вероятней всего, просто ее прежние владельцы были увлечены востоком.

И еще одна очень любопытная, на этот раз уже в стиле скульптур Гауди, что на фасаде собора Саграда Фамилия. Поиск в Интернете ничего не дал, а тоже было бы интересно узнать подробности… тем более что фамилия-то тоже явно восточная…

И напоследок еще парочка интересных надгробий и их истории. Один из самых запоминающихся монументов на Пер Лашез – это гробница художника-романтиста Теодора Жерико. Известный французский художник, который считается учеником и последователем Жак-Луи Давида, и близкий друг Эжена Делакруа.

Жерико умер, не дожив восьми месяцев до своего тридцатитрехлетия. Официально причиной его смерти считается падение с лошади – художник просто бредил лошадьми, за что и получил прозвище «Человек-лошадь», причем для себя он всегда выбирал лошадей самых диких, норовистых и необъезженных. Совладать с такой лошадью, по словам Делакруа, подчинить ее своей воле было для него одним из высших наслаждений.

Но в кругах кулуарных также поговаривали и о том, что скончался Жерико не столько от паралича, вызванного переломом позвоночника, сколько от запущенных венерических заболеваний, потому что, опять же по словам его друга Делакруа, «был чрезвычайно усерден в любви».

Хотя самая сильная, хотя и запретная, страсть, которая его сжигала – это была его любовь к собственной тете, Александрин Каруэль де Сен-Мартан, которая была старше его на шесть лет. Несмотря на жуткий скандал, вызванный этим инцестом, Теодор и Александрин прожили вместе шесть лет, и она родила от него сына.

Впоследствии семейству все-таки удалось парочку разлучить, а сына записали ребенком служанки. И только уже после смерти художника его отец признал его сына. На его деньги спустя пятнадцать лет и появилась на кладбище Пер Лашез этот монумент, на котором изображен романтичный юноша с кистью и мольбертом, а на постаменте, отлитая в бронзе – копия его самое знаменитой картины «Плот «Медузы» (она сейчас в Лувре).

Ну и не обошлось тут, конечно же, без чего-то, что нужно обязательно потереть, и будет тебе счастье. Сейчас я попрошу убрать от экрана тех, кому до восемнадцати, потому что тереть придется… ну, в общем, то самое 🙂

Могила Виктора Нуара, скромного парижского журналиста, пользуется повышенным вниманием публики отнюдь не из-за истории трагической и глупой гибели этого юноши. Виктор Нуар (это псевдоним, настоящее имя Ивэн Салмон) писал статейки для оппозиционной режиму Наполеона III газеты «Марсельеза» и дружил с другим таким же оппозиционным журналистом Паскалем Груссе.

Принц Пьер-Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона Бонапарта, был известен своими ярыми либеральными и про-корсиканскими взглядами. Однако после воцарения своего кузена, Наполеона III, от политической жизни он отошел, но только после того, как в «Марсельезе», с подачи двух корсиканских газет разгорелся скандал, объявляющий республиканцев вообще и корсиканцев в частности «нищими трусами и предателями» и касающийся непосредственно его семьи, не смог молчать и ответил им не менее резкой и гневной статьей.

Горячему на голову Груссе этого оказалось достаточно, и он отправил домой к Пьер-Наполеону двух своих друзей-адъютантов, которым было поручено либо заставить принца отказаться от своих слов, либо вызвать его на дуэль. Одним из них был Виктор Нуар. Принц, увидев у себя в дверях двух молодцев, заявил, что стреляться с лакеями не намерен, завязалась перепалка, во время которой Нуар дал принцу пощечину. На что Пьер-Наполеон ответил выстрелом в упор.

Вот такая вот глупая смерть. Дуэль, ясное дело, не состоялась… в этом деле и так уже был один труп. Но суть-то не в этом. А в том – тут уже начинаются легенды – что, когда бездыханное тело Виктора Нуара привезли в морг, его детородный орган вдруг чудесным образом оказался… ну, вы поняли 🙂 Размера несколько большего, чем положено покойникам.

Подозреваю, что это всего лишь сказки… а суть заключается в том, что скульптор Жюль Далу, создавая этот памятник, постарался добиться максимальной реалистичности. И этот анатомический реализм, очевидно, и послужил основой для появления мифа о том, что тот, кто потрет мужское достоинство несчастного журналиста, обретет физическую силу и здоровье в той самой сфере. И миф, похоже, очень популярный – видите, как блестит? 🙂

Кстати, пока писала это, родилась у меня одна идейка… Надо бы такие сказки про все бронзовые памятники придумать. Только целиком, а не по частям… и тратиться на чистку потом не надо будет 🙂

Ну да ладно, это я вас веселю немножко, чтоб вы тут совсем не загрустили, все таки место-то не самое оптимистическое! Кстати, вас, возможно, немножко удивил тот факт, а как Фредерик Шопен, Джим Моррисон и иже с ними оказались на парижском кладбище? Да просто. Чтоб получить право быть погребенным в Париже, тут нужно либо родиться, либо умереть.

Но… только не на Пер Лашез. И это – огромная печаль и разочарование для нашего замечательного гида, Тьери Ле Руа, который мечтал быть похороненным на этом кладбище, да уже не судьба… Что, кончено же, очень жаль, учитывая тот факт, что в этом кладбище – вся его жизнь. Парадоксально… но что есть жизнь, как не один большой парадокс.

А теперь, как и обещала, вся информация по экскурсиям на Пер Лашез с Тьери Ле Руа:

Источники:
http://paris10.ru/article/kladbishche-lashez-znamenitye-mogily-legendy-karta
http://www.tourister.ru/world/europe/france/city/paris/placeofinterest/31101/responses/4567
http://guruturizma.ru/klementinum-v-prage-samaya-krasivaya-biblioteka-v-mire/

Ссылка на основную публикацию