Мариинский дворец в Санкт-Петербурге

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге

Строительство Мариинского дворца по проекту крупного архитектора середины XIX столетия-Андрея Ивановича Штакеншнейдера осуществлялось с 1839 по 1844 год. Здание сформировало южную границу Исаакиевской площади. Дворец, занявший большой участок у Синего моста через Мойку, возводился для молодой супружеской четы: дочь Николая I Мария Николаевна вышла замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского.

По имени великой княгини Марии Николаевны дворец получил свое название. Конный монумент самому Николаю I открыт на площади перед дворцом в 1859 году. Особняки XVIII века, стоявшие на месте Мариинского дворца, были откуплены в казну и снесены, но стены одного из них – особняка И.Г.Чернышева, стоявшего в глубине участка, архитектор включил в состав западной половины нового дворца.

Дворец Чернышева после смерти графа сменил нескольких владельцев, а затем, в 1824–1825 годах, здание приспособили для размещения Школы Гвардейских Подпрапорщиков. В нее в 1832 году был зачислен восемнадцатилетний Михаил Лермонтов, который в то время уже был выдающимся поэтом.

Ж-Б. Арну. Мариинский дворец (дворец герцога Лейхтенбергского). Литография. 1840-е гг.
Портрет великой княгини Марии Николаевны. Ф.К.Винтерхальтер. 1857 г. ГЭ

Одновременно со строительством дворца , в 1842 году был расширен чугунный Синий мост через Мойку, построенный В.И.Гесте в 1818 году, теперь его ширина составила почти 100 метров. Мост стал гармоничным продолжением Исаакиевской площади. И сегодня Синий мост остается самым широким в Европе.

Главный трехчастный фасад Мариинского дворца решен достаточно строго, в традициях высокого классицизм, с элементами дворцового строительства Итальянского раннего возрождения. Среди них – массивная аркада главного входа, несущая балкон.

Центр композиции отмечен выступающим вперед ризалитом, к нему примыкают симметричные крылья, так же завершенные выступами.

Первый этаж рустован, а два верхних этажа объединены большими колоннами. (коринфского ордера). Интерьеры дворца: наиболее богато украшенные парадные залы образуют анфиладу, развивающуюся вдоль оси здания. На втором этаже Квадратный зал, Парадная Приемная герцога Лейхтенбергского, зала Ротонда, к ней примыкает Квадратный зал. Раньше эта анфилада замыкалась Зимним садом. На его месте в 1907-1908 арх. Л.Бенуа и Перетяткович создали Большой Зал, где сегодня и заседает Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.

И.Е.Репин. Торжественное заседание Государственного совета. Русский музей
Парламенты Санкт-Петербурга и Тульской области подписали Соглашение о сотрудничестве. Фото с сайта assembly.spb.ru

Строительство Мариинского дворца стало важным эпизодом в развитии русской строительной техники,в перекрытиях дворца широко использовались металлические балки.Так как Мария Николаевна страдала болезнью ног , то для связи между этажами был сделан особый пандус, в конструкциях которого также использовался металл.
Мариинский дворец был свидетелем многих исторических событий. После передачи казне, с 1884 года, здесь размещались важные государственные учреждения: незадолго до первой февральской революции 1905 года здесь заседал Государственный Совет именно здесь был написал знаменитый групповой портрет И.Е.Репина «Торжественное заседание Государственного совета». Затем во дворце обосновалось Временное правительство, чуть позже предпарламент.

В 1930-годы здесь была промышленная академия. Во второй половине XX века, в Мариинском дворце находился Ленинградский Городской исполком. Сегодня в здании Мариинского дворца проходят заседания Законодательного собрания Петербурга.

На фасаде можно увидеть макеты орденов, которыми город был награжден в советское время. Орден Красного знамени-1919 году за героизм, проявленный в период Гражданской войны. Орден Ленина-1945-за героическую оборону города во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В 1957 году городу вручен еще один орден Ленина, в честь 250-ти летнего юбилея со дня основания. Вручение состоялось на 4 года позже.

В честь 20-летия Победы в Великой Отечественной войне в 1965 году, Ленинград удостоился медали Золотая Звезда. 1967-Орден Октябрьской Революции, к 50-ти летию октябрьской революции 1917 года. Здание венчают два флага-Российский и флаг Санкт- Петербурга.

Составитель статьи: Паршина Елена Александровна. Использованная литература: Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга, Три века истории. Славия., СПб., 2004 ,. Бунатян Г.Г. Петербург за три дня. Путеводитель.Паритет ., Спб., 2008

Мариинский дворец (Mariinsky Palace)

Мариинский дворец находится в центральной части Санкт-Петербурга на Исаакиевской площади.

Автором проекта стал молодой архитектор А.И. Штакеншнейдер, успевший к началу работы составить себе имя исполнением частных проектов.

Среди его заказчиков были люди близкие к императорской фамилии, таким образом, Штакеншнейдер оказался в поле зрения Николая I.

После удачно составленного проект небольшого царского дворца и получения академического звания архитектор в течение двух лет совершает поездку по нескольким европейским странам, совершенствуя свои знания и изучая современные строительные технологии.

Мариинский дворец, построенный в 1839-1844 годы, стал его первым по-настоящему большим творением. Название дворцу дано по имени великой княгини Марии Николаевны, которая в то время вышла замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского.

Для строительства выбран участок на южной стороне Исаакиевской площади. Три особняка XVIII века, находящиеся там, были снесены, чтобы расчистить строительную площадку.

Даже дворец генерал-фельдмаршала И.Г. Чернышева, стоящий в глубине участка и ставший школой гвардейских прапорщиков, постигла та же участь.

От него осталась только одна стена, включенная в западное крыло нового здания. Синий мост через Мойку тоже увеличили, он стал продолжением Исаакиевской площади, достигнув рекордной ширины свыше 97 метров.

Специалисты относят Мариинский дворец к эклектике, которая пришла на смену классицизму. Его суть заключается в свободном выборе и сочетании конструктивных элементов. От архитектора требовались эрудиция, свободное творческое воображение и безупречный вкус.

А.И. Штакеншнейдеру очень пригодилось его знакомство с новинками европейской архитектуры. Перекрытия дворца сделаны с использованием металлических конструкций, что было необычно для российских строительных технологий того времени.

Выступающая вперед часть фасада – ризалит – придает зданию четко выраженную трехчастную композицию, которая подчеркивается выступами обеих крыльев дворца.

Аркада главного входа с балконом, украшенным большими каменными вазами, служит дополнительным акцентом. Массивные коринфские колонны, идущие по всему фасаду, придают зданию законченную монументальность.

При этом дворец отличается изысканной грациозностью.

Здание построено таким образом, что на первый взгляд не бросаются в глаза его конструктивные особенности. Например, правое крыло располагается по отношению к центральному фасаду под некоторым углом и при этом оно короче левого на 30 метров.

Интерьер дворца образуется анфиладами, протянувшимися вдоль всего здания. В отделке всех интерьеров использовались дорогие материалы, драгоценные породы дерева, яркие цвета. Эти помещения являются наиболее нарядными, они выполняли парадные функции.

Среди них особо выделяется ротонда, состоящая из двух ярусов. Ее перекрыли куполом и украсили 32 колоннами. Следом находится Квадратный зал, а за ним великолепный зимний сад с фонтаном.

В архитектуре Мариинского дворца присутствовали элементы нового подхода к взаимодействию между человеком и окружающей средой, который получил название эргономики.

Для Марии Николаевны, страдающий болезнью ног, оборудовали специальный пандус, облегчающий подъем с этажа на этаж.

Эргономика дворца проявилась не только в таких конструктивных деталях.

Главное заключалось в стремлении его создателей найти оптимальные композиционные и технологические решения, призванные обеспечить максимальный физический и эмоциональный комфорт.

Новинкой стало даже то, что во дворце была возможность для публичного посещения.

Дворец превратился в центр светской жизни Петербурга. Благодаря усилиям своих хозяев здесь собрана богатейшая художественная коллекция. Она включала в себя произведения работы Беллини, Рафаэля, Ван Дейка, Веласкеса и других старых мастеров, привезенные герцогом Максимилианом Лейхтенбергским из Германии.

В Петербурге собрание пополнилось картинами российских художников, таких, как Брюллов, Айвазовский, Нефф и других.

Мариинский дворец со временем перешел в пользование сыновей Марии Николаевны и ее рано умершего мужа. Наследники не могли сохранить сложившийся образ жизни и поддержать имеющийся статус дворца. В результате он был приобретен казной за три миллиона рублей.

В 1884 году своим указом Александр III передал Мариинский дворец в распоряжение государственных органов. Он стал местом работы Государственного совета, Государственной канцелярии и Комитета министров. Здание сохранило свое старое название, но его перепланировали и переоборудовали, исходя из изменившегося предназначения.

Появилась новая меблировка, бархатные ковры, тяжелая драпировка.

В начале ХХ века численный состав Государственного совета существенно расширился. Для его заседаний потребовалось новое помещение. В объявленном закрытом конкурсе победу одержал Л.Н. Бенуа.

В целях экономии средств и времени зал Государственного совета в сжатые сроки построили на месте зимнего сада.

Как проходили заседания этого высшего государственного органа можно увидеть на знаменитой картине И.Е.Репина с длинным названием «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения».

После революции во дворце непродолжительное время до своего ареста успело поработать Временное правительство, затем здесь разместились первые советские правительственные органы. Во дворце выступали Троцкий, Ленин, Бухарин.

После переезда столицы в Москву дворец использовался как казармы для формирования частей Красной Армии. В последующие десятилетия дворец находился в ведении Промакадемии.

Во время войны в здание попало несколько крупнокалиберных снарядов и десятки зажигательных авиационных бомб. От пожаров пострадали двери красного зала, сделанные из палисандра, повредилась живопись в Квадратном зале.

Послевоенный ремонт сопровождался очередной перестройкой интерьеров. Появилась лестница в Восточном крыле, жилые комнаты переделаны в служебные кабинеты.

С 1945 по 1991 год во дворце находился Ленсовет. В настоящее время он является местом заседаний Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

Мариинский дворец остается в центре общественно-политической жизни.

В его залах часто проводятся различные мероприятия для политиков, бизнесменов, организуются брифинги, конференции.


Источники:
http://29palms.ru/index.php?link=mariinsky-palace
http://www.culture.ru/institutes/10449/mariinskii-teatr-osnovnaya-scena

Ссылка на основную публикацию