Мраморный дворец в Санкт-Петербурге

Содержание

Роскошь Мраморного дворца в Санкт-Петербурге – обзор и знакомство с историей

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге

Мраморный дворец – один из самых интересных дворцов Санкт-Петербурга. Этот архитектурный ансамбль целиком создан из натурального камня. Фасады и интерьеры оформлены и облицованы различными сортами мрамора. Отсюда и произошло название.

История Мраморного дворца

Мраморный дворец – одно из самых красивых зданий Петербурга на Дворцовой набережной

Подарок фавориту

Дворец был создан по заказу Екатерины II для ее фаворита Григория Орлова. Императрица преподнесла шикарный подарок в знак благодарности за деятельное участие в событиях 1762 года, в результате которых она оказалась полноправной владычицей престола.

Возлюбленный Екатерины не остался в долгу, он подарил ей огромный персидский изумруд, ценность которого почти равнялась стоимости дворца.

Автор проекта – итальянский архитектор Антонио Ринальди. Он полностью претворил в жизнь все пожелания императрицы, которая, приказав не жалеть средств на строительство, лично наблюдала за ходом работ.

По ее повелению над входом во дворец сделана надпись, адресованная Орлову, – «Здание благодарности». Начавшееся в 1768 году строительство продолжалось так долго, 17 лет, что граф Орлов умер до завершения работ, не успев справить в нем новоселье.

Владельцы дворца

В 1785 году Екатерина выкупила дворец у наследников за 1,5 миллиона рублей и вскоре подарила его своему 16-летнему внуку Константину Павловичу по случаю его бракосочетания.

Впрочем, скоро ей пришлось лишить наследника подарка за «недостойное поведение». Молодой князь, издеваясь над 14-летней супругой, стрелял в коридоре из пушки живыми крысами.

Затем в Мраморном дворце жили поочередно сын и внук Николая I. Так он стал на многие годы резиденцией одной из ветвей рода Романовых – Константиновичей, хотя и предназначался графу Орлову.

В годы первой Мировой войны дворец использовался как госпиталь для раненых офицеров. В Советское время там располагалась Российская академия истории материальной культуры. В это время многие интерьеры были утрачены.

Позднее бывшая великокняжеская резиденция превратилась в музей Ленина. Ее внутренний двор украсил броневик «Враг капитала», с которого вождь революции произносил свои пламенные речи.

Сейчас на месте броневика поместили конную статую Александра III. С 1994 года здание Мраморного дворца перешло в ведение Русского музея.

Архитектурные особенности

Мраморный дворец занимает целый квартал между рекой Невой и Миллионной улицей, кажется, что он вырос из гранита Невы. Серо-розовый гранит и стены здания перекликаются с цветом питерского неба. Здание отстроено в стиле раннего классицизма русской архитектуры второй половины XVIII века.

Внешнее строение дворца

Дворец имеет сложную форму. Главный вход – во дворе и обращен к саду. Над входом надпись: «Здание благодарности».

Восточный фасад увенчан изящной часовой башней, украшенной мраморными вазами. В ней находятся дворцовые куранты. Фасад щедро декорирован колоннами, пилястрами – вертикальными выступами в стене.

По сторонам расположены две мраморные аллегорические статуи «Щедрость» и «Верность» работы Ф.И. Шубина. Интерьеры дворца украшают более 40 работ этого архитектора. Парадный двор с юга и со стороны Невы ограничен кованой решеткой, размещенной на гранитных столбах с мраморными вазами.

В 1780 году в восточной части участка построили Служебный корпус, в котором находились конюшни, манеж, каретник, сенные сараи. На первом этаже располагались кухни, котельная, церковь, машина для подачи воды в парадные бани. На втором этаже – ванная, парная, зал для игры в мяч.

Западная часть, предназначенная для хозяйственных нужд, была закрыта лицевыми фасадами корпусов, расположенных на Миллионной улице.

На ограде, соединяющей служебный флигель с дворцом, – рельефные фризы «Служение лошади человеку».

Наружные фасады

Главная художественная ценность дворца – наружные фасады, отделанные природным камнем. Цокольный этаж облицован розово-красным тивдийским гранитом, который великолепно сочетается с гранитной набережной Невы. Два верхних этажа декорированы светло-серым гранитом.

Толщина стен дворца – 1,5-2метра. Высота здания от 12 до 22 метров. Колонны, выполненные из розового мрамора, ритмично чередуются с оконными проемами. Наличники окон изготовлены из серого рускеальского мрамора. Между окнами второго и третьего этажей – рельефные воздушные беломраморные гирлянды.

В архитектуре здания заметны черты барокко: изящная вычурная форма часовой башни, причудливый контур крыши, создаваемый ажурными вазами, сложная конфигурация парадной лестницы.

Для отделки фасадов и интерьеров использовали 32 сорта мрамора. Огромные глыбы камня доставляли по Неве из карьеров около Ладожского и Онежского озер. Белый мрамор везли из Италии.

Северные и южные фасады, обращенные на набережную Невы и Марсово поле, рассчитаны на восприятие с большого расстояния.

Ограждения балконов выполнены из мрамора с золочеными бронзовыми балясинами, невысокими фигурными столбиками в виде миниатюрных колонн. По всему периметру фасадов – вазы из серого доломита, прочного просвечивающегося камня со стеклянным блеском.

Интерьеры Мраморного дворца

Интерьеры дворца отличаются богатой внутренней отделкой с использованием редкого и дорогого камня – агата. Вся эта роскошь призвана подчеркнуть силу и мужественность его владельца, графа Орлова.

По замыслу Ринальди, художественная отделка внутренних помещений должна была стать достойным продолжением каменной отделки фасадов. Свою идею зодчий претворил при отделке парадной лестницы и залов дворца.

Парадная лестница

На второй этаж в анфилады парадных залов ведет величественная лестница, отделанная различными сортами цветного мрамора. Удивительно живописны ее монолитные колонны.

Парадная лестница выполнена по проекту Ринальди из мрамора серо-серебристых оттенков.

Перекрытие лестницы венчает плафон «Суд Париса». Многочисленные скульптуры, украшающие лестницу, созданы из итальянского мрамора архитектором Ф. Шубиным специально для Мраморного дворца.

Напротив входа на стене – мраморный рельеф с портретом Антонио Ринальди. Он появился здесь по желанию графа Григория Орлова в знак признания заслуг архитектора. Незадолго до завершения работ зодчий получил тяжелую травму, упав со строительных лесов. Не дождавшись конца строительства, по этой причине он уехал из России в Италию.

Основой художественного убранства парадной лестницы является скульптура, выполненная из итальянского мрамора и установленная в специальных нишах. Рельефная композиция на стенах третьего этажа и декоративное перекрытие дополняют необычное убранство парадного входа.

Скульптуры парадной лестницы Мраморного дворца представляют аллегорический ансамбль. В нишах между первым и вторым этажами установлены четыре мраморные статуи, олицетворяющие время суток и символизирующие жизненные этапы человека.

  • Утро – детство человека. Это женская фигура в виде богини утренней зари Авроры. У ее ног – солнечный диск, а руки обвивают гирлянды роз.
  • Полдень – юность человека. Женская фигура со стрелой, символом солнечных лучей. Солнечные часы показывают полдень.
  • Вечер – зрелый возраст. Женская фигура в образе богини охоты Дианы, которая в сумерках выходит на охоту, захватив лук и колчан со стрелами.
  • Ночь – старость человека. Женская фигура с атрибутом ночи – совой.

В прямоугольных нишах между вторым и третьим этажами две статуи:

  • Весеннее равноденствие – женская фигура с цветочной гирляндой в руках, у ее ног – голова барана, зодиакальный знак Овна, в который вступает солнце после дня весеннего равноденствия.
  • Осеннее равноденствие – мужская фигура с гроздью спелого винограда в руке.

На стенах третьего этажа – рельефные изображения четырех главных Добродетелей:

  • Умеренность.
  • Благоразумие.
  • Справедливость.
  • Сила духа.

На западной стене – композиция «Игра Амуров», которую венчает богатый циферблат часов.

На всем протяжении лестницы располагаются скульптуры нимф. Все символы парадной лестницы прославляли воинскую доблесть, твердость духа и подвиги Григория Орлова.

Мраморный зал дворца

Мраморный зал дворца уникален. Украшая зал, архитектор использовал различные сорта русских и итальянских мраморов, разнообразно сочетая их между собой.

Стены облицованы уральским, карельским, греческим, итальянским мрамором. В убранстве главного помещения дворца архитектор использовал редкий поделочный камень – лазурит.

Потолок поддерживают опоры в виде тонких колонн, переходящих в веерные своды. По сторонам дверного проема установили две мраморные колонны, на которых помещены фигуры русских витязей.

На восточной стороне зала скульптор изобразил двуглавых орлов. По периметру стен – 14 круглых барельефов на тему «Жертвоприношение».

Оконные рамы и балконные двери выполнены из золоченой бронзы. Дверные полотна и потрясающая облицовка пола из наборного паркета со сложным рисунком создают неповторимую атмосферу, характеризуя тонкий вкус архитекторов и скульпторов.

Зал украшают люстры из золоченой бронзы с хрустальным убором. Два мраморных камина с зеркалами в золотых резных рамах подчеркивают щедрость императрицы, по чьему повелению был построен дворец.

Зимний сад

Рядом – зимний сад, устроенный на террасе второго и третьего этажей. Его декоративные арки опираются на чугунные колонны и полуколонны.

Металлический потолок украшен кессонами, изящными геометрическими углублениями по всей его поверхности.

На восточной стороне – балкон с изящной кованой решеткой. В середине сада на мозаичном каменном полу возвышается мраморный фонтан с тремя чашами.

Большая трехстворчатая стеклянная дверь открывает вход в Цветник, в котором мраморный камин с зеркалом гармонично вписывается в цветочное море.

Залы Мраморного дворца

Мрамор использовали и при оформлении других залов дворца.

  • Белый зал выглядит богато и утонченно, украшенный стройными белыми колоннами.
  • Лаковый зал отделан деревом, стены украшают панно с картинами подвигов Александра Великого. Бархатные стены венчают вензеля императрицы. Перед ее величавым портретом – пьедестал с вазой, оформленной военными трофеями.
  • Орловский и Екатерининский залы прославляют деятельность, символизируют доблесть и роскошь императрицы и ее фаворита. Выделяются идеальной белизной барельефы русского скульптора М. Козловского, прославляющие долг, верность Отечеству, самопожертвование и великодушие полководцев.
  • Китайский зал очень красивый и модный. Во время важных приемов выполнял функцию парадной столовой.
  • Картинная галерея представляет 206 шедевров живописи.

Современное состояние

С 1994 года во дворце регулярно проходят художественные выставки, встречи, концерты. Здесь открыты постоянно действующие экспозиции:

  • Русское искусство в контексте искусства мирового.
  • Иностранные художники в России 18-19 веков.
  • Музей Людвига в Русском музее.
  • Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских
  • Константин Романов – поэт Серебряного века.

Также регулярно проводятся выставки работ современных российских и зарубежных художников. Супруги Питер и Ирэне Людвиг передали в дар музею произведения российских и зарубежных художников XX века из своего собрания.

В 1998 году Русскому музею передали свою коллекцию петербуржские собиратели братья Ржевские, в течение полувека хранившие произведения русской живописи. Среди них работы Айвазовского, Клевера, Дубовского, Машкова, Кончаловского, Кустодиева.

Особенно редкая часть коллекции – часы каминные, напольные и дорожные, выполненные разными часовыми мастерами 18-19 веков. Все часы с уникальными часовыми механизмами, с боем, исполняют несколько мелодий, с интересным декоративным оформлением циферблата и корпуса.

Большая часть коллекции представляет графику, скульптуру, мебель, осветительные приборы, художественную бронзу. В 2015 году Банком России выпущена памятная монета номиналом 25 рублей, посвященная Мраморному дворцу.

Мраморный дворец в Петербурге – уникальный памятник архитектуры

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге – архитектурный ансамбль, целиком созданный из натурального камня. Богатство и разнообразие мрамора демонстрирует тонкий вкус архитекторов, скульпторов и других мастеров, трудившихся над возведением этого здания. Подчеркивает щедрость и великодушие Екатерины II, по чьему велению он был построен в презент графу Орлову. Благодаря по желанию императрицы, мы до сих пор имеем удовольствие любоваться мраморными сводами чудесного дворца. Теперь здание включает экспозицию Русского музея, сохраняя исторический внешний облик и богатство внутренней отделки.

Краткая история Мраморного дворца

Ансамбль строился с 1768 по 1785 годы по проекту знаменитого архитектора Антонио Ринальди. Здание было отстроено по указу императрицы Екатерины II в качестве щедрого подарка её возлюбленному фавориту Григорию Орлову . Тот, однако, не дожил до окончания стройки и умер в 1783. Императрица купила здание у наследников Орлова и подарила его своему внуку на свадьбу.

Мраморный дворец стал родовым гнездом династии Романовых.

Сыновья В еликого князя Константина Константиновича, из-за недостатка средств были вынуждены отдать его в национальную собственность. Это произошло в 1917 году, когда у власти стояло Временное правительство, а во дворце располагалось Министерство труда.

С 1919 года по 1936 здесь была организована Российская Академия истории материальной культуры – в это время велась глобальная реставрация фасадов.
После 1936 г было решено разместить филиал Центрального музея В. И. Ленина. Он был открыт через год: редкий случай, когда переосмысление памятника архитектуры в его новом качестве произошло так быстро и организованно.

Очередная эра в истории началась в 1991 году, когда после всех государственных перемен мэрия Санкт-Петербурга распорядилась передать дворец под начало Русского музея. На месте броневика Ленина был установлен памятник Александру III.

Архитектура здания

Мраморный дворец в Питер стал первым в городе с фасадом из натурального камня. Архитектор Антонио Ринальди применил разные породы мрамора.

Здание отстроено в стиле раннего классицизма и отличается богатой внутренней отделкой, которая призвана подчеркивать тонкий вкус владельца. Автор использовал при постройке целых 32 сорта мрамора со всего света, а также гранит и агат.

Главный фасад обращён в сад – прежде там протекал Красный канал, соединявший Неву с Мойкой. Над входом виднеется следующая надпись: «Здание благодарности». Сверху постройку венчает часовая башенка.

Внутреннее убранство

Один из наиболее красивых интерьеров – Мраморный зал – поражает разнообразием отделки из всевозможных видов мрамора: греческий, карельский, итальянский, уральский, а также прибайкальский лазурит.

Парадная лестница – ещё одна яркая достопримечательность этого места. Декорирована статуями авторства Федота Шубина: в нишах прячутся скульптуры «День», «Ночь», «Утро» и «Вечер», а также Осеннее и Весеннее равноденствия. Барельефы выполнены из белого греческого мрамора: они изображают трофеи и величественных орлов с фестонами в мощных клювах. Также в здании есть барельеф с портретом главного архитектора – Антонио Ринальди.

Над оформлением интерьеров трудилось множество мастеров. Живописец Стефано Торелли расписал плафон в Мраморном зале, подарив дворцу «Свадьбу Купидона и Психеи». Ф. И. Шубин и М. И. Козловский создали скульптурные портреты и множество барельефов для Орловского и Мраморного залов.

Плитка Kerama Marazzi

Дворец известен своей необычной отделкой с применением 32-х видов мрамора, которые были привезены из России, Италии и Греции . В честь этого архитектурного объекта даже получила название коллекция керамогранита от Керама Марацци .

Потрясающая облицовка пола, которая способна создать неповторимую атмосферу в банкетных залах или других торжественных помещениях .

Керамический гранит с глянцевой лаппатированной поверхностью имитирует натуральный камень, сохраняя роскошный вид. Производители отмечают превосходные эксплуатационные качества керамогранита.

Залы Мраморного дворца

Лаковый зал – отделан деревом, а стены его украшают резные панно с картинами подвигов Александра Великого . Ранее потолок был украшен плафоном «Суд Париса », который создал И. Крис, но позднее его перенесли к парадной лестнице .

Стены поделены четырнадцатью парами каннелированных пилястр из тивдийского красного мрамора. Их венчают позолоченные капители и базы. На гирляндах, сидят белые каменные орлы.

«Собранный зал» был посвящен Екатерине II. Бархатные стены венчают вензеля императрицы, а под резным балдахином находится её величавый портрет. Прямо перед ним располагается пьедестал с вазой, оформленной военными трофеями.

Примечателен также Китайский зал, который был оформлен в модном в те времена стиле шинуазри . Выполнял функцию парадной столовой: здесь нередко проходили всяческие важные приёмы.

Белоколонный зал – из названия понятно , что является главной его особенностью. Выглядит богато и утонченно , сейчас проводят торжественные мероприятия: корпоративы , юбилеи и свадьбы.

Территория рядом

Окрестности не отличаются ярким и пышным оформлением: декор сдержанный и не отвлекающий от главного «героя» композиции. Парадный двор ограничивается кованной решёткой на гранитных столбах. Ограда объединяет постройку с флигелем, который был построен П. Е. Егоровым к 1787 году – позднее перестроен А. П. Брюлловым. Декорирован фризом авторства П. К. Клодта – «Служение лошади человеку». Во дворе находится памятник Александру III.

Скульптуры мраморного дворца

Архитектурное строение включает в себя множество композиций. В основном скульптурные работы выполнял мастер Ф. И. Шубин. Всего здесь находиться около 40 его произведений, включая знаменитые Верность и Щедрость по разным сторонам от часовой башни. Он украсил парадную лестницу статуями, посвященными четырем временам суток и весеннему и осеннему равноденствиям.

Также особенно примечательна мраморная фонтанная группа, которую назвали « Путто с веткой» — к сожалению, автор остался неизвестным.

Картины мраморного дворца

В юго-восточной части строения находится галерея. С обранно 206 шедевров мирового искусства: картины Рафаэля, Пуссена , Тициана, Гроота , Ремрандта , ван Дейка и многих других. В Мраморном дворце находилась библиотека, а также обширная коллекция фарфоровых изделий.

После событий октября 1917 года большая часть произведений искусства была передана в Эрмитаж.

Интересные факты

Санкт-Петербург – город, богатый легендами и мифами, не обошли они и Мраморный дворец.

  • Одно время ходили слухи, что в фундамент некогда был запрятан большой сундук со старинными монетами ;
  • Другая городская легенда гласит, что где-то спрятана потайная дверца, через которую сюда проходила сама императрица ещё на этапах строительства здания. Таким образом, Екатерина II тайком встречалась с Григорием Орловым.

Мраморный дворец в наши дни

В настоящее момент существует постоянная экспозиция. Здесь регулярно проводятся временные выставки современного искусства.

В 2002 г. журналистам был представлен Белый зал, открывшийся после ремонта. В том же году тут состоялась встреча представителей Китая, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и России: была подписана хартия Шанхайской региональной организации сотрудничества.

Нередко открывает свои двери для венчающихся: свадьба здесь станет одним из самых ярких и запоминающихся событий.

Праздник, а также церемонию регистрации брака, можно организовать в Белом зале – его вместимость насчитывает до 250 гостей. Либо провести торжество в Мраморном зале, который вмещает намного меньше – до 80 человек.

Адрес

Находится в Санкт-Петербурге, на ул. Миллионной, 5/1 – вход со стороны улицы. Он располагается в 15 минутах ходьбы от ст. м. «Невский проспект».

  • Музей открыт всю неделю, кроме вторника;
  • Среда , пятница, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00;
  • по понедельникам – 10:00 до 20:00;
  • по четвергам – с 13:00 до 21: 00.

Билетные кассы прекращают работу за полчаса до закрытия музея.

Достопримечательности рядом

Мраморный дворец располагается в центре города, так что он окружён множеством интересных достопримечательностей:

  • Совсем рядом находиться Марсово поле, на котором произошло немало исторических событий ;
  • Неподалёку располагается Летний сад, в котором собрано множество скульптур, а также симпатичный Чайный Домик. Особенно красиво весной и летом ;
  • Рядом — Михайловский сад, а по другую сторону – Русский музей ;
  • Неподалеку расположился Всероссийский музей А. С. Пушкина.

Мраморный дворец пережил длинную и интересную историю, чудом сохранив в себе исторические интерьеры и некоторые части фасадов. Удивительное и во многом уникальное архитектурное строение поражает своей изысканностью и разнообразием материалов и фасадов. Туристы со всего света съезжаются взглянуть на роскошь залов и богатство убранства. И не зря: исторических объектов остаётся всё меньше, ведь время берёт своё: необходимо стремиться застать эту первозданную красоту.

Родилась и живу в Петербурге. Очень люблю свой город. Здесь я смогла получить достойное образование, построить личную жизнь и найти интересную работу. Мне нравится рассказывать про Санкт-Петербург. Всегда рада поделиться интересной и актуальной информацией. Надеюсь была для вас полезной!

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге: как добраться, история, фото

Мраморный дворец, расположенный на Дворцовой набережной Санкт-Петербурга, — уникальный памятник архитектуры XVIII века. Это первое здание в городе, облицованное натуральным камнем. И наверное, один из самых недооцененных дворцов в центре Петербурга, так как далеко не все туристы знают о нем. Но для меня это было только плюсом — в мое посещение во дворце практически не было посетителей.

Памятник Александру III

Как добраться

Ближайшие ко дворцу станции метро — «Невский проспект» и «Гостиный двор». После выхода из метро проходим по Садовой или набережной канала Грибоедова в сторону Невы. Дворец располагается рядом с Марсовым полем.

Стоимость взрослого входного билета для граждан РФ — 300 рублей. На кассе принимают банковские карты. Так как дворец относится к Русскому музею, его посещение возможно при покупке комплексного билета. Например, за 550 рублей (зима 2019) можно попасть в Михайловский и Мраморный дворцы и корпус Бенуа.

Эти скульптуры — единственный сохранившийся в Петербурге аллегорический ансамбль XVIII века Лестница простояла до нашего времени практически без изменений

История Мраморного дворца

На входе во дворец мы можем увидеть памятник Александру III, «Державному основателю Великого Сибирского пути». Первоначально монумент был установлен на Знаменской площади (ныне — площадь Восстания). Благодаря нелепому и не подобающему императору виду памятник получил весьма неоднозначные отзывы современников. В народе можно было услышать следующую эпиграмму, посвященную монументу:

На комоде бегемот,

На бегемоте обормот,

На обормоте шапка,

Само здание дворца выглядит очень строгим и парадным. Его фасады, как следует из названия, отделаны настоящим мрамором. Архитектором дворца является Антонио Ринальди, известный по своим проектам Князь-Владимирского собора и не сохранившегося до наших дней Большого театра в Санкт-Петербурге. В 1840-х годах здание было отреставрировано по проекту Александра Брюллова.

На втором этаже находятся выставочные залы произведений современного искусства Здесь можно увидеть самые различные экспонаты. К примеру, слева на фото — инсталляция «Серое вещество», растянувшаяся на несколько метров Музей Людвига в Русском музее

Изначально на месте мраморного дворца находился Почтовый двор. Недалеко от него был расположен Зверовый двор, где содержался первый петербургский слон. В 1737 году постройки были уничтожены пожаром.

В 1768 году императрица Екатерина II приказала построить здесь дворец для своего фаворита Григория Орлова. Сам Орлов до окончания постройки не дожил, и Екатерина выкупила дворец, пожаловав его внуку, Великому князю Константину Павловичу, сыну Павла I. В дальнейшем дворец неразрывно связан с родом Романовых — его владельцами было несколько поколений великих князей.

Мировое искусство ХХ века: идеи и направления

Интересна судьба Мраморного дворца во времена СССР. С 1919 года его помещения занимала Российская академия истории материальной культуры. А через 20 лет здесь разместился филиал Центрального музея Ленина. На месте памятника Александру III здесь был установлен броневик «Остин-Путиловец».

Темы произведений различны: сельский быт. . одиночество.

В 1992 году здание перешло в ведение Русского музея, чьи филиалы, Михайловский дворец и Михайловский замок, расположены неподалеку.

Если кратко, в целом:

    интересная экспозиция, размещенная в исторических интерьерах; удобно совместить с осмотром других филиалов музея, или, например, прогулкой по Летнему саду; в будние дни посетителей во дворце немного, можно вдоволь нагуляться по огромным парадным помещениям.
  • Мраморный дворец. Часть 2

Источники:
http://spbinteres.ru/mramornyj-dvorec.html
http://4traveler.ru/jorneys/mramornyy-dvorec
http://italiaamoremio.ru/ostrov-murano-v-venecii/

Ссылка на основную публикацию