Музей Гуггенхайма в Бильбао

Экскурсия по музею Гуггенхайма в Бильбао с героями романа Дэна Брауна

После экранизации книги « Код да Винчи» в образе главного героя нового романа все так же видится актер Том Хэнкс. Прототип друга Лэнгдона , компьютерного гения Эдмонда Кирша – наверняка Стив Джобс , один из основателей корпорации Apple. Героиня романа , красивая и умная невеста принца Испании , еще и директор музея Гуггенхайма , получила имя Амбра. Очевиден реверанс супруге нынешнего короля Испании Филиппа VI — Летисии , работавшей до замужества журналисткой.

Слева: афиша Sony Pictures Releasing GmbH ( ravepad.com). Стив Джобс ( 3DNews). Королева Испании Летисия ( corriere.it).

Эдмонд Кирш , один из первых студентов профессора Лэнгдона — гениальный бизнесмен и футуролог , сколотивший огромное состояние на компьютерных технологиях , приглашает своего давнего друга на торжественное мероприятие. В ходе презентации Кирш собирается сделать некое объявление , которое призвано « изменить лицо науки навсегда». Местом презентации Кирш выбирает здание Музея Гуггенхайма в Бильбао. А ведет гостей по залам музея персональный аудиогид по имени Уинстон , который оказывается компьютерной программой , созданной гениальным Киршем.

Ошеломительная способность компьютерного интеллекта Уинстона ( названного в честь британского премьер-министра Уинстона Черчилля) к анализу современного искусства проявляется в ходе экскурсии. Читателям предоставляется возможность взглянуть на экспонаты Музея Гуггенхайма глазами героя , предпочитающего классическое искусство современному , а Дэн Браун в диалогах Уинстона и профессора Лэнгдона дает обзорную лекцию , в которой предметы , созданные художниками нашего времени , оживают и предстают в совершенно ином свете. Пройдемся и мы по изящным изогнутым галереям роскошного Музея и посмотрим на его экспонаты глазами героев книги Дэна Брауна « Происхождение».

Задержавшись у странной скульптуры , Лэнгдон двинулся дальше — по нисходящей террасе хаотически переплетенных лестниц , разнокалиберные ступени которых постоянно сбивали с шага и ритма. Ну вот и все , пару раз проносилась мысль , когда , запнувшись на неровных ступеньках , он чуть было не полетел вниз.
Источник фото: bestprivateguides.com

У подножия он остановился и , задрав голову , устремил взгляд на то , что высилось над ним.

Так вот ты какая.

Огромная железная паучиха — «черная вдова». Тонкие лапы поддерживают овальное тело на высоте девяти метров. К животу подвешена камера для яиц из крупноячеистой металлической сетки , туго набитая стеклянными шарами.
— Ее зовут Маман, — услышал вдруг Лэнгдон.
Опустив взгляд , он увидел перед собой щуплого человека со смешными усами а-ля Сальвадор Дали , одетого в темный парчовый кафтан шервани.
— Я Фернандо. Добро пожаловать в наш музей.

И только Лэнгдон собрался пойти дальше , как водная гладь вдруг покрылась мелкой рябью. С ревом взлетающей ракеты из воды поднялись пять огненных столбов , пронизывая светом туманный воздух и дробясь отражениями на титановой чешуе здания.
Конечно , Лэнгдону больше по душе была традиционная архитектура , скажем , Лувра или Прадо. Но глядя на феерию огня и тумана , он подумал: трудно подобрать более подходящее место , чем этот ультрасовременный музей , для выступления человека , который в равной степени любит искусство и современные технологии и словно открытую книгу читает будущее.
Источник фото: guggenheim-bilbao.eus

— Перед вами , профессор , самая большая картина в нашем музее, — вежливо объяснял Уинстон. — Хотя множество посетителей не сразу замечают ее.
Лэнгдон честно смотрел вперед , но видел только водную гладь за стеклянной стеной атриума.
— Жаль , но я принадлежу к большинству. И тоже не вижу картины.
— Дело в том , что она необычно расположена, — засмеялся Уинстон. — Холст не на стене , а на полу.
Мог бы и сам догадаться , сказал себе Лэнгдон. Он прошел чуть вперед и увидел под ногами растянутый на полу огромный прямоугольник.
Он был закрашен одним цветом — насыщенным синим. Казалось , что стоящие по периметру зрители смотрят на небольшой прудик.
— Площадь этого произведения около пятисот шестидесяти квадратных метров, — сообщил Уинстон.

Следуя по музею и беседуя с Уинстоном , профессор Лэнгдон получает от него , что называется , квинтэссенцию определения современного искусства. И звучит это так:

В мире классического искусства произведение ценится за мастерство автора , то есть за его умение работать кистью или резцом. В современном искусстве на первый план выходит идея. А исполнение отступает на второй. Например , написать сорокаминутную симфонию из одного аккорда и двадцати минут тишины теперь может каждый. Но сама идея принадлежит Иву Кляйну.

— …Скульптура из тумана — идеальный пример концептуального искусства. Художник предлагает идею — расположить перфорированные трубки под мостом и пустить волну тумана по воде. А вот осуществление идеи — это уже дело местных техников. — Уинстон выдержал паузу. — Хотя я снимаю шляпу перед художницей , которая смогла так изящно использовать материал в качестве кода.
— Туман это код?
— Да. Закодированное посвящение архитектору музея.
— Фрэнку Гери?
— Фрэнку О. Гери, — поправил Уинстон.
— Остроумно.

Лэнгдон подошел к стеклянной стене.
— Отсюда прекрасный вид на паучиху, — произнес Уинстон. — Вы обратили внимание на Маман по дороге в музей?
Лэнгдон задумчиво смотрел на огромную « черную вдову» на площади.
— Знаете , ее трудно не заметить.
— Судя по интонации , вы от нее не в восторге.
— Я старался изо всех сил. — Лэнгдон помолчал. — В классическом искусстве я как рыба в воде , а тут меня будто вытащили на берег.
— Интересно, — сказал Уинстон. — А я думал , вы скорее других способны оценить Маман по достоинству. Она — прекрасный пример классического контрапоста. На нее вы можете ссылаться , когда будете объяснять этот прием своим студентам.
Лэнгдон смотрел на паучиху , но не очень понимал , о чем речь. Рассказывая о контрапосте , он обычно приводил в пример более традиционные произведения.
— Я предпочитаю « Давида».
— О да. Микеланджело — эталонный образец, — с улыбкой согласился Уинстон. — Эта знаменитая поза , динамический контрапост , женственные линии. Плавно вывернутое запястье, небрежно спадающая праща — все это выражает женскую мягкость и уязвимость. И в то же время суровый взгляд, напряженные сухожилия — в этом уже сквозит отчаянная решимость поразить Голиафа. Давид одновременно мужествен и женствен. Нежен и неумолим.
Лэнгдону понравилось , как рассуждает Уинстон. Хотел бы он , чтобы все его студенты так понимали шедевр Микеланджело.

Музей Гуггенхайма в Бильбао, Испания. Фото внутри, экспонаты, фасады, где находится

Музей современного искусства в Бильбао является отделом американского фонда известного коллекционера Соломона Гуггенхайма, в последние годы считается самым посещаемым в стране туристами и путешественниками, приезжающими в Испанию.

Где находится музей, адрес

Музей Гуггенхайма в Бильбао находится в крупном промышленном районе центральной части города на набережной Нервион. Адрес музейного комплекса: Abandoibarra Etorb., 2, 48009 Bilbo, Bizkaia, España.

Как добраться на машине, общественном транспорте

До музея легко доехать на общественном транспорте:

  • рядом трамвайная остановка с названием Гуггенхайм;
  • остановка для автобусных маршрутов № 1, 10, 13 и 18 А называется Museo1/Henao;
  • автобусы № 13, 27, 38 и 48 останавливаются на Alda. Recalde 31 y 11 и Recalde 12;
  • на автобусе № 11 и 71 нужно ехать до остановки La Salve/Igogailua.

Если добираться при помощи подземного метрополитена, то ехать следует на остановке Moyua, выходить на Ercilla-Guggenheim.

При движении на личном автотранспорте из Сантандера, Сан-Себастьяна или Витории по автомобильной дороге А8 или А68 до круговой развязки, затем выезд на Бильбао Сан Мамес, по улице Avenida Sabino Arana в сторону центра до площади Sagrado Corazón, а оттуда уже по указателям прямо до музейного комплекса.

История музея

Музей Гуггенхайма возник по заказу городских властей Бильбао с целью создания выдающейся достопримечательности в малоинтересном промышленном городе, для привлечения сюда путешественников и туристов.

Чудесным образом это совпало с тем, что фонд Гуггенхайма в этот же период подыскивал место для создания нового филиала от музея. За эту возможность боролись сразу несколько городов в мире, но решено воздвигнуть филиал на территории промышленного города Старого Света.

Городские власти с радостью приняли все выдвинутые фондом условия. Архитектурный шедевр построили в 1997 году. Это событие полностью изменило городскую жизнь. В первые же 3 года после открытия центра поток посетителей увеличил экономику на 500 млн. евро.

Сегодня этот центр современного искусства входит в часть международного музейного комплекса фонда Гуггенхайма, известного на весь мир культовыми строениями и инновациями в подходе к музейным моделям, что позволяет обмениваться ресурсами и проектами. Ежегодно музейный центр в Бильбао посещает более миллиона человек.

Архитектор и архитектура

Уникальное здание спроектировал американский архитектор Фрэнк Гери в 1991 году, а спустя всего 6 лет прошло торжественное открытие музея в присутствии короля Карлоса I с супругой. Необычное строение в стиле деконструктивизма на городской набережной задумано как футуристический межгалактический корабль. Кому-то он напоминает рыбу, птицу, артишок или распускающийся цветок розы.

От огромного металлического 55-метрового цветка, в котором расположен центральный атриум, отходят изгибающиеся лепестки с анфиладами экспозиционных залов. Мягкие плавные контуры здания, построенного из известняка в сложной геометрии с облицовкой из матового титана и стекла, улавливают и отражают солнечный свет, на исходе дня становясь золотыми.

Строение необходимо осмотреть со всех сторон, чтобы увидеть все разнообразие очертаний и оценить нагромождения объемов. С каждого нового ракурса обзора вид здания удивительным образом меняется. Архитектурная композиция идеально интегрировалась в городскую среду и ближайшие окрестности, отлично смотрится в окружении площадей и проспектов.

Интерьер музея

Музей Гуггенхайма в Бильбао спроектирован без прямых углов, все помещения плавно перетекают одно из другого. Общая внутренняя площадь равняется 24 тыс. кв. м, почти половина которых занята выставочными пространствами, разделенными на 19 галерей.

Причем 10 залов имеют классическую прямоугольную форму и каменную отделку, а 9 других помещений с титановыми оболочками поражают необычными ломаными линиями и формами стен, потолка и даже пола.

Главный зал атриума имеет изогнутый объем с огромными стеклянными окнами, внутри залит светом. От громадного центрального холла расходятся разноуровневые залы на 3 этажа, которые загадочно перетекают один из другого. По этажам можно передвигаться на стеклянном лифте или по винтовым лестницам. идущим до самого потолка на 55-метровую высоту.

Верхний этаж занят постоянной выставкой работ именитых художников прошлого века: Шагала, Кандинского, Модильяни, Пикассо.

Второй уровень предназначается для сменных экспозиций, которые меняются несколько раз в год. Проводятся довольно часто тематические выставки, посвященные китайскому и русскому искусству. Основной изюминкой центра современного искусства можно назвать экспозиции инсталляций беспредметного искусства на современном световом и цифровом оборудовании.

При музейном центре работают 2 высококачественных ресторана и кафетерий, где можно вкусно пообедать и отдохнуть. Есть большой книжный магазин, комната для посетителей, большая аудитория на 300 слушателей, сувенирный киоск.

Режим работы

Музей работает ежедневно с 10 до 20 ч., кроме понедельника, если он не выпадает на следующие даты:

  • 18 марта;
  • 15 и 22 апреля;
  • 24 июня;
  • 2 и 9 сентября;
  • 23 и 30 декабря.

Кроме того, музей работает без выходных в самые туристические месяцы: июле и августе.

Стоимость билетов

Стоимость билетов зависит от музейной выставки. В период смены экспозиции некоторые залы могут быть закрыты, что приводит к снижению тарифов.

Входные билеты можно приобрести по следующим ценам:

  • взрослый — 13 евро;
  • пенсионный — 7,5 евро;
  • студенческий до 26 лет — 7,5 евро.

Дети до 12 лет посещают музей бесплатно.

Правила посещения музея

В стоимость входного билета включен аудиогид на испанском, английском, немецком, французском и итальянском языке. Есть возможность минимум за 2 недели забронировать индивидуального экскурсовода за дополнительную плату на любом языке.

Музей Гуггенхайма в Бильбао имеет несколько залов, которые поражают своей красотой.

Касса прекращает работу за 30 мин. до закрытия музея. На сайте можно приобрести билеты из любого места круглосуточно. Проданные билеты вернуть уже нельзя.

Экспозиции музея

Музей Гуггенхайма в Бильбао выставляет уникальные работы мирового искусства, начиная с середины XX столетия до произведений современных мастеров. Выставки музея меняются с регулярной частотой, что привлекает не только иностранных туристов, но и испанскую публику.

На музейных экспозициях можно увидеть шедевры:

  • Кандинского;
  • Сальвадора Дали;
  • Пикассо;
  • Ричарда Лонга;
  • Герхарда Рихтера;
  • Виллема де Кунинга;
  • Марка Ротко;
  • Джеймса Розенквиста и многих других непревзойденных мастеров.

Выставляются также современные испанские художники: Эдуардо Чиллида, Хуан Муньос, Антонио Саура.

Залы оформлены по темам:

  • футуристическое направление;
  • абстрактное искусство;
  • сюрреалистические работы;
  • кубизм.

Проходят и классические выставки общепризнанных гениальных мастеров. Посетители могли видеть карандашные рисунки Микеланджело, гравюры Дюрера и работы из Российского Эрмитажа.

Кроме художественных работ популярных авангардистов в музейном центре используются современные принципиально новые способы подачи материалов. Здесь много инсталляций,электронных панно, видео арта, интерактивных выставок. Электронные и цифровые произведения шокируют неограниченной возможностью визуальных эффектов, предоставленной научно-техническим прогрессом.

Центральная часть атриума занята постоянной 300-тонной стальной композицией лабиринтов времени Ричарда Серра, закрученной огромными причудливыми спиралями. Перемещение по ним создает необыкновенное чувство искажения пространства. Кроме того, металлические волны усиливают и резонируют звук.

Не один зал занят 11 оригинальными картинами известного немецкого художника Ансельма Кифера, который при создании работ кроме красок использует неожиданные подручные материалы, вплоть до шелухи семечек.

Можно увидеть знаменитое полотно размером 10 м на 2 м с цветными изображениями Мэрилин Монро американца Энди Уорхола.

Любители абстрактной скульптуры будут обрадованы возможностью лично оценить работы испанца Хорхе Отейса. Каждая экспозиция сопровождается дидактическим материалом с текстами у каждого арт объекта, где раскрывается художественная концепция и основные технические характеристики.

Экспонаты выставок

Один из самых известных экспонатов музея современного искусства выставлен перед зданием. Это металлическая скульптура 9-метрового жутковатого вида паука работы американского мастера Луизы Бурже. Имя устрашающей инсталляции — «Мама». Само здание оригинально соединено высоким мостом Салве с красными арками-опорами, который буквально впивается в него.

Конструкция является работой художника концептуалиста Даниэля Бюрена, победившей на конкурсе к 10-летнему юбилею музейного центра. Под мостом установлено скульптурное изображение идущего к «Воротам Почтения» лидера испанской соцпартии Рамона Рубиля Кавия. Автором композиции является Касто Солано.

За музеем со стороны города выставлена 12-метровая скульптура щенка из 70 тысяч живых цветков, созданная американцем Джеффом Кунсом. Особенно восхищает работа садовников, ухаживающих за цветочной шерстью. Пес меняет свою окраску со сменой времен года. Как только отцветают одни растения, заботливые руки заменяют их другими. Зимой терьер имеет простой зеленый окрас.

Со стороны набережной можно увидеть еще одну работу этого художника — разноцветные тюльпаны, выполненные из нержавейки. Рядом оригинальная 14-метровая конструкция из вертикального нагромождения более 70 металлических метрового диаметра шаров-пузырей, символизирующих ДНК, индийского скульптора Аниша Капура.

Кроме того посетителей может ждать еще один сюрприз: иногда все огромное строение вдруг начинает окутываться плотной туманной завесой и как будто погружается в облако. Этот эффект специально достигается множеством уникальных установок с паром, разработанных по проекту Фуджика Накайа.

А в темноте посетителей поражают фонтанирующие струи огня арт инсталляции Ива Кляйна, днем превращающиеся в обыкновенные водяные фонтаны, как будто бьющие хаотично прямо из земли, под оригинальное музыкальное сопровождение, которое слышно и внутри центра.

Программы экскурсий по музею

Есть возможность заказать проведение эксклюзивной экскурсии по музею с профессиональным индивидуальным гидом. Услуга доступна на любых языках, предварительное бронирование проводится минимум за 2 недели. Максимальное количество человек в группе — 20.

Длительность Стоимость Темы
1,5 ч. 125 евро Архитектурные особенности здания музея, основные работы музейной экспозиции
2 ч. 225 евро На эксклюзивной экскурсионной программе познакомят с музейными экспонатами и потайными уголками, скрытыми от обычных посетителей.

Есть специализированные программы для детей из специальных учебных заведений и людей с ограниченными возможностями. Проводятся экскурсионное обслуживание для слепых. Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма считается обязательным при посещении Испании, в последние годы стал самым значимым туристическим объектом в Бильбао.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о музее Гуггенхайма в Бильбао

Инженерные идеи: Музей Гуггенхайма в Бильбао:

Музей Гуггенхайма в Бильбао

Войти

Архитектура: Музей Гуггенхайма в Бильбао

Среди выдающихся архитектурных шедевров XX века особняком стоит Музей Гуггенхайма в Бильбао, открытый в 1997 году — не только благодаря своему кричащему деконструктивизму, но и значению, которое он занял в жизни города, в музейной практике и в подходе к возведению зданий. Этот огромный припаркованный на берегу реки Нервьон космический корабль целиком принадлежит веку XXI, где архитектура становится частью жизни города, его гордостью, его экономикой и его душой.

Создание музея в столице Страны Басков было совместным проектом мэрии и Общества Гуггенхайма, штаб-квартира которого расположена, как известно, в Нью-Йорке. Главной целью строительства стоимостью в 100 миллионов евро, которую ставила мэрия, было создание нового пространства на территории старого речного порта — заводской зоне, полной заброшенных и неприглядных цехов, бараков и складов. Общество Гуггенхайма, со своей стороны, планировало с помощью нового музея расширить свои выставочные площади и создать новый арт-центр в Старом Свете, причём музей в Бильбао изначально должен был стать музеем современного искусства, которым славится коллекция Общества Гуггенхайма.

Архитектор Фрэнк Гери не стал отходить от своего любимого стиля деконструктивизма, в котором здание нарушает все академические и интуитивно понятные правила строительства, заметно выделяясь на ровном и «правильном» фоне других городских построек, включая и ультрасовременные небоскрёбы. Даже «Танцующий дом» в Праге — одна из наиболее сдержанных работ Гери — агрессивно вторгается в городскую среду неправильностью форм и привлекает всё внимание прохожих.

Музей Гуггенхайма стал вершиной карьеры американского архитектора — нагромождение форм и линий, сияющие изогнутые плоскости титана, острые выступы, извивающиеся крыши и стены, расположенные в неожиданных местах окна навсегда приковывают внимание — такого вы ещё нигде не видели. Что интересно, Гери учёл свой опыт проектирования концертного зала «Уолт Дисней» в Лос-Анджелесе, на который жаловались местные жители, и сделал сторону здания, выходящую на улицу, более привычной и строгой — правильные прямоугольники из песчаника, где и расположен вход в музей, стали основой, из которой «вырастает» фантастический букет металла и стекла.

Внутреннее пространство музея также двойственно: оно состоит из десяти классических прямоугольных залов и девяти помещений с неожиданной формой стен, пола и потолка. Деконструктивизм интерьера успешно используется для выставок современного искусства — большинство экспозиций музея представляют собой скульптурные и видео-инсталляции, а главной и единственной постоянной выставкой музея стала композиция «Материя Времени» американского скульптора Ричарда Серра, занимающая самый большой, 130-метровый выставочный зал.

Фрэнк Гери при строительстве музея впервые применил принцип «Организация художника», благодаря которой строительство амбициозного проекта было завершено в срок и уложилось в первоначальный бюджет — редкое явление для нашего времени. Секрет был в том, чтобы подготовить подробный и всеобъемлющий план строительства и передать весь контроль над ним архитектору, чтобы обезопасить проект от влияния бизнесменов и политиков.

Но куда более показательным оказалось влияние, которое Музей Гуггенхайма оказал на город — старая промышленная зона, действительно, преобразилась. Однако экономическое значение нового здания превзошло все ожидания. За первые три года своей работы он привлёк в город 4 миллиона туристов, что принесло в экономику города около 500 миллионов евро, 100 миллионов из которых через налоги перешли в бюджет Бильбао. Таким образом, музей окупился за три года работы и продолжает приносить стабильный доход в городскую казну.

Что ещё интересного в Бильбао: Город басков славится также своим классическим Музеем изобразительных искусств, в котором собрана обширная коллекция испанской живописи. Любителям архитектуры стоит посетить Кафедральный собор Святого Иакова, построенный ещё в XIII веке, до основания города. А в третью неделю августа на улицах Бильбао проходит фестиваль «Semana Grande», что переводится как «Большая неделя». Народные гуляния привлекают десятки тысяч гостей со всей Испании и славятся своими соревнованиями силачей, боем быков, концертами и фейерверками.

Источники:
http://touristam.com/muzey-guggenhayma-v-bilbao.html
http://morethantravel.livejournal.com/15488.html
http://spiritrelax.ru/museo-civico-correr/

Ссылка на основную публикацию