Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге

Нарвские триумфальные ворота

Архитекторы: Стасов В. П.
Год постройки: 1827-1834
Стиль: Классицизм

Нарвские триумфальные ворота Классицизм

1827-1834 – арх. Стасов Василий Петрович

Первые Нарвские триумфальные ворота были построены по проекту арх. Джакомо Кваренги у начала Петергофской дороги за Обводным каналом неподалеку от каменных городских ворот, возведенных еще в 18 веке.

Это была однопролетная арка из дерева и алебастра с фигурами воинов в нишах и стремительно мчавшейся квадригой, управляемой крылатой богиней Славой. Гипсовые скульптурные детали исполнил скульптор И. Т. Теребенев. Ворота возвели за месяц. Находились они в 180 метрах от реки Екатерингофки.

“Экскурсии в современность”.
Ленинград.Издательство
книжного сектора ЛГОНО.1925 г.

Плащадь Стачек
до реконструкции
Фото 1926 г. (из Путеводителя
по Ленинграду 1937 г.)

1931 г. Серия “Ленинград с аэроплана”
для журнала “СССР на стройке”

Площадь Стачек
после реконструкции
Фото 1936 г. (из Путеводителя
по Ленинграду 1937 г.)

Из альбама выставки
“Ленинград. Будни нового
стиля. Архитектура
1920-1930-х”. МУАР, 2010
(добавил Askja)

Приложение
к Топ-плану 2004
(добавил IVa )

Общий вид Нарвских ворот и памятника В.И.Ленину на площади. 1930-е гг. ( masy )

Памятник Ленинину установлен в 1931 г., а, как пишет Глезеров в книге “Исторические района Санкт-Петербурга”, “в 1940 г. в связи с реконструкцией площади перенесен на улицу Швецова”. ( Student )

По прошествии десяти лет арка обветшала, алебастр начал осыпаться, возникла проблема сноса. Петербургский военный генерал-губернатор М. А. Милорадович, участник войны 1812 г., добился от императора разрешения на постройку новых монументальных ворот «из мрамора, гранита и меди».
Дж. Кваренги к тому времени уже умер.

Для создания нового проекта пригласили арх. В. П. Стасова, который увеличил ширину ворот и в корне изменил их декорацию. Сохранив в основе композицию Кваренги, Стасов придал сооружению высокую идейную направленность.

Гравюра Голани,
первая половина 1830-х гг.

Мост через р.Таракановку.

Площадь Стачек. Фото 1960-е гг.
Альбом Ленинград. Виды города.
Фотографии Ильи Голанда. 1964. (добав.Mary)

Монументальная арка ворот декорирована двенадцатью десятиметровыми колоннами коринфского ордера, диаметром 1 метр. Арку венчает триумфальная колесница, запряженная шестеркой коней, исполненных из кованной меди по модели скульптора П. К. Клодта. Скачущих коней скульптора Теребенева заменили остановленные на скаку – шестерка вздыбленных коней пытается умчать боевую колесницу с крылатой богиней Победы, венчающей воинов лавровым венком и пальмовой ветвью – символами миролюбия и славы. Статуя Победы изготовлена по модели скульптора С. С. Пименова.

Колесница скульптурной группы сделана методом «выколотки» из листовой меди по модели В. И. Демут-Малиновского.

В нишах между колоннами установлены статуи двух древнерусских витязей из кованной меди, изготовленные по моделям С. С. Пименова и В. И. Демут-Малиновского. Древнерусская одежда воинов выполнена по рис. художника Ф. П. Солнцева, сделанным им в Оружейной палате Кремля с подлинных образцов. Модели крылатых женских фигур в тимпанах арки выполнил скульптор И. Леппе.

На западном фасаде ворот золочеными накладными буквами перечислены названия прославленных гвардейских кавалерийских полков, на восточном – пехотных гвардейских полков. На главном фризе – крупная золоченая надпись: “Повелением Александра Первого”, а в средней части аттика – «Победоносной Российской императорской гвардии. Признательное отечество в 17 день августа 1834 года».

Под сводом ворот надпись: «Сооружены с значительным денежным участием начальствовавшего гвардейским корпусом генерала Уварова». (Ф.П. Уваров завещал 400 000 рублей на памятник, посвященный Отечественной войне 1812 г.). На боковых фасадах ворот в нишах надпись: «Начаты 26 августа 1827 года. Открыты 17 августа 1834 года».

Место для новых ворот выбрали на Петергофской дороге около моста через речку Таракановку.
На расстоянии 20 м от берега в котлован забили 1076 восьмиметровых свай, на сваи уложили гранитные плиты и забутили фундамент тосненской плитой на извести, с утрамбовкой расщебенкой на полутораметровую высоту. Место насыпали «до черты наводнения, бывшего в 1824 году».
Стасов рассматривал сооружение как центральную часть будущего архитектурного ансамбля.
С учетом этого майор корпуса инженеров путей сообщения П.Н. Патцевич разработал проект реконструкции моста через реку Таракановку.

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Нарвские Триумфальные ворота

Памятники

На площади Стачек в Санкт-Петербурге возвышаются Нарвские Триумфальные ворота. Построили ихв начале XIX века в честь возвращения русских войск, победивших Наполеона.

Краткое описание

Двенадцать колонн поддерживают аттик с Гениями Славы. Фигуры древнерусских витязей в нишах протягивают воинам лавровые венки. Памятник увенчивает шестерка коней, влекущая колесницу богини Победы с пальмовой ветвью.

Высота сооружения – 30 метров, ширина – 28 метров. В центре аттика посвящение золотом:

«Победоносной Российской Императорской гвардии Признательное Отечество в д. 17. августа 1834»

У подножия монумента мостовая окрашена красным цветом. Это напоминание о Кровавом воскресенье – отряд конных гренадер 9 января 1905 года расстрелял здесь шествие рабочих к Зимнему дворцу.

Нарвские Ворота – это и памятник воинской славе, и доступный посетителям музей. Тематические экспозиции занимают верхнее помещение.

История

В 1814 году русская гвардия возвращалась из Европы. Французская армия разбита, Наполеон подписал отречение. Столица готовилась к торжественной встрече победителей. В течение месяца в Петербурге по чертежам Кваренги возвели триумфальные ворота.

Материалом для арки послужили дерево и алебастр. Строить начали у Нарвской заставы, на границе города. Украшением памятника стали колесница, управляемая крылатой богиней Победы и статуи античных воинов. Рядом устроили трибуны для военных оркестров.

В 1814 году русские полки 4 раза маршировали под сводом арки:

  • 30 июля
  • 8 сентября
  • 18 октября
  • 25 октября

Временные ворота быстро обветшали. Спустя 10 лет они уже не могли служить по назначению. Последовало высочайшее повеление построить новый памятник из гранита, меди и мрамора. Работы в 1825 году остановила смерть императора Александра I.

Решение возобновить строительство принял уже Николай I в 1827 году. Для новой арки определили место у реки Таракановки, немного дальше прежнего сооружения

Торжество закладки мемориала совершилось 26 августа 1827 года, в 15-летие Бородинской битвы. Церемония продолжалась в присутствии тысяч ветеранов. Грудь солдат и офицеров украшали серебряные медали «3a взятие Парижа» на Андреевско-Георгиевской ленте.

Открыли Нарвские ворота при большом стечении народа 17 августа 1834 года

Это событие было отмечено торжественным маршем. Перед российским императором под аркой прошли победоносные гвардейские полки.

Внутренний зал по плану принадлежал реликвиям Отечественной войны 1812 года. Этот замысел не поддержали, и в арке расположился караул Нарвской заставы. В конце XIX века здесь хранились документы архива Думы Петербурга.

В 1941 году с началом блокады памятник находился почти на оборонительной линии Ленинграда — от передовой по прямой всего шесть километров. Осколки снарядов сильно повредили монумент. На его медной обшивке насчитали больше 2 тысяч отметин.

В Ленинграде парад Победы прошел 8 июля 1945 года. С Нарвской стороны входила 45-я стрелковая дивизия. Героев снова встречали Триумфальные ворота.

В 1952 году закончили реставрацию памятника.

1980 год – очередной ремонт:

  • возле арки выложили площадку
  • обновили коммуникации
  • появился гранитный поребрик
  • оборудовали под мостовой пешеходный переход

В 1987 году внутреннее пространство отдали уникальному музею Нарвских ворот

С 2003 года здесь проходят выставки и экскурсии. К выставочному залу подниматься нужно по винтовой лестнице. Она узкая, пройти может только один человек.

Перед 300-летием северной столицы Нарвские ворота капитально отремонтировали. Монументу восстановили оригинальный цвет.

Нынешние Триумфальные ворота – уважение и почтение признательных потомков.

Нарвские триумфальные ворота

Архитекторы: Стасов В. П.
Год постройки: 1827-1834
Стиль: Классицизм

Нарвские триумфальные ворота Классицизм

1827-1834 – арх. Стасов Василий Петрович

Первые Нарвские триумфальные ворота были построены по проекту арх. Джакомо Кваренги у начала Петергофской дороги за Обводным каналом неподалеку от каменных городских ворот, возведенных еще в 18 веке.

Это была однопролетная арка из дерева и алебастра с фигурами воинов в нишах и стремительно мчавшейся квадригой, управляемой крылатой богиней Славой. Гипсовые скульптурные детали исполнил скульптор И. Т. Теребенев. Ворота возвели за месяц. Находились они в 180 метрах от реки Екатерингофки.

“Экскурсии в современность”.
Ленинград.Издательство
книжного сектора ЛГОНО.1925 г.

Плащадь Стачек
до реконструкции
Фото 1926 г. (из Путеводителя
по Ленинграду 1937 г.)

1931 г. Серия “Ленинград с аэроплана”
для журнала “СССР на стройке”

Площадь Стачек
после реконструкции
Фото 1936 г. (из Путеводителя
по Ленинграду 1937 г.)

Из альбама выставки
“Ленинград. Будни нового
стиля. Архитектура
1920-1930-х”. МУАР, 2010
(добавил Askja)

Приложение
к Топ-плану 2004
(добавил IVa )

Общий вид Нарвских ворот и памятника В.И.Ленину на площади. 1930-е гг. ( masy )

Памятник Ленинину установлен в 1931 г., а, как пишет Глезеров в книге “Исторические района Санкт-Петербурга”, “в 1940 г. в связи с реконструкцией площади перенесен на улицу Швецова”. ( Student )

По прошествии десяти лет арка обветшала, алебастр начал осыпаться, возникла проблема сноса. Петербургский военный генерал-губернатор М. А. Милорадович, участник войны 1812 г., добился от императора разрешения на постройку новых монументальных ворот «из мрамора, гранита и меди».
Дж. Кваренги к тому времени уже умер.

Для создания нового проекта пригласили арх. В. П. Стасова, который увеличил ширину ворот и в корне изменил их декорацию. Сохранив в основе композицию Кваренги, Стасов придал сооружению высокую идейную направленность.

Гравюра Голани,
первая половина 1830-х гг.

Мост через р.Таракановку.

Площадь Стачек. Фото 1960-е гг.
Альбом Ленинград. Виды города.
Фотографии Ильи Голанда. 1964. (добав.Mary)

Монументальная арка ворот декорирована двенадцатью десятиметровыми колоннами коринфского ордера, диаметром 1 метр. Арку венчает триумфальная колесница, запряженная шестеркой коней, исполненных из кованной меди по модели скульптора П. К. Клодта. Скачущих коней скульптора Теребенева заменили остановленные на скаку – шестерка вздыбленных коней пытается умчать боевую колесницу с крылатой богиней Победы, венчающей воинов лавровым венком и пальмовой ветвью – символами миролюбия и славы. Статуя Победы изготовлена по модели скульптора С. С. Пименова.

Колесница скульптурной группы сделана методом «выколотки» из листовой меди по модели В. И. Демут-Малиновского.

В нишах между колоннами установлены статуи двух древнерусских витязей из кованной меди, изготовленные по моделям С. С. Пименова и В. И. Демут-Малиновского. Древнерусская одежда воинов выполнена по рис. художника Ф. П. Солнцева, сделанным им в Оружейной палате Кремля с подлинных образцов. Модели крылатых женских фигур в тимпанах арки выполнил скульптор И. Леппе.

На западном фасаде ворот золочеными накладными буквами перечислены названия прославленных гвардейских кавалерийских полков, на восточном – пехотных гвардейских полков. На главном фризе – крупная золоченая надпись: “Повелением Александра Первого”, а в средней части аттика – «Победоносной Российской императорской гвардии. Признательное отечество в 17 день августа 1834 года».

Под сводом ворот надпись: «Сооружены с значительным денежным участием начальствовавшего гвардейским корпусом генерала Уварова». (Ф.П. Уваров завещал 400 000 рублей на памятник, посвященный Отечественной войне 1812 г.). На боковых фасадах ворот в нишах надпись: «Начаты 26 августа 1827 года. Открыты 17 августа 1834 года».

Место для новых ворот выбрали на Петергофской дороге около моста через речку Таракановку.
На расстоянии 20 м от берега в котлован забили 1076 восьмиметровых свай, на сваи уложили гранитные плиты и забутили фундамент тосненской плитой на извести, с утрамбовкой расщебенкой на полутораметровую высоту. Место насыпали «до черты наводнения, бывшего в 1824 году».
Стасов рассматривал сооружение как центральную часть будущего архитектурного ансамбля.
С учетом этого майор корпуса инженеров путей сообщения П.Н. Патцевич разработал проект реконструкции моста через реку Таракановку.

Нарвские ворота

Одним из самых значительных памятников в честь победы русского оружия в войне с наполеоновской армией являются Нарвские ворота. В 1814 году, после победы над войсками Наполеона, русская армия возвращалась домой. Полки, которые встречали тысячи ликующих людей, направлялись в Петербург по Петергофской дороге. Они торжественно проходили через деревянные триумфальные ворота, которые выстроил Дж. Кваренги неподалеку от Обводного канала. Вскоре граница города сдвинулась к югу. По проекту архитектора В.П. Стасова в 1827 – 1834 год на новом въезде в столицу построили каменные триумфальные ворота взамен старых деревянных.

Поскольку ворота были расположены за Нарвской заставой (сегодня – Площадь Стачек), их назвали Нарвскими. На торжественной закладке триумфальной арки 27 августа 1827 года присутствовали многие ветераны Отечественной войны 1812 года.

Нарвские ворота были выполнены в стиле позднего классицизма. Мощную кирпичную арку покрыли листами меди, которые впоследствии заменили железными. Во многом Нарвские ворота имеют сходство с триумфальными арками Древнего Рима. Высота арки составляет тридцать метров, ширина – двадцать восемь метров. На самом верху Нарвских ворот – скульптурная группа: шестерка вздыбленных коней мчит колесницу, в которой во весь рост стоит Нике – крылатая богиня Победы в тунике, с лавровым венком в правой руке и пальмовой ветвью – в левой.

Колоннада из двенадцати нарядных колонн коринфского ордена украшает триумфальную арку с четырех сторон. Над колоннадой по карнизу располагаются восемь аллегорических скульптур – фигуры гениев славы и Мира. Между колоннами находятся скульптуры древнегреческих витязей. Кроме того, на тимпанах над пролетом арки имеется барельеф: гении Славы – две летящие крылатые фигуры с лавровыми венками. Модели скульптур выполняли разные выдающиеся скульпторы: богиню Победы с колесницей и фигуру воина – С.С. Пименов, фигуру молодого воина – В.И. Демут-Малиновский, фигуры гениев Славы и Мира – М.Г. Крылов и Н.А. Токарев, барельефы летящих гениев славы – И. Леппе, модели коней – П.К. Клодт.

Фриз ворот украшает надпись, выполненная на русском и латинском языках: «Победоносной Российской императорской гвардии признательное Отечество в 17 д. августа 1834». Кроме того, на воротах присутствуют надписи перечислением пехотных и конных гвардейских полков, русских городов, у которых произошли решающие сражения (Бородино, Тарутино, Лейпциг, Малый Ярославец и другие), павших французских городов (Париж), а также даты закладки и открытия монумента.

Во время Второй мировой войны и блокады Ленинграда Нарвские ворота сильно пострадали. В начале 1980-х годов они были отреставрированы. Примечательно, что еще при создании ворот, архитектор В.П. Стасов предполагал использовать довольно большое помещение, расположенное в верхней части ворот, для выставки. Его планы осуществились только в 1987 году, когда в этом зале открылась музейная экспозиция.

Источники:
http://peterburg.guide/pamjatniki/narvskie-triumfalnye-vorota/
http://www.citywalls.ru/house2813.html
http://opeterburge.ru/parks/narvskie-vorota.html
http://guruturizma.ru/na-ulicax-madrida-v-pervye-dni-vesny-projdyot-yarmarka-fudtrakov/

Ссылка на основную публикацию