Опера Гарнье в Париже

Гранд-Опера в Париже

Гранд-Опера в Париже (Опера Гарнье)

Гранд-Опера или Опера Гарнье – главный театр французской столицы и одна из величайших оперных сцен мира. Роскошный дворец, где парижане впервые услышали бессмертные шедевры Прокофьева и Стравинского, легендарный театр, в котором над декорациями корпел сам Пикассо, а в качестве художника по костюмам выступала великая Шанель, был и остается частью мирового культурного наследия.

Театральные подмостки Гранд-Опера в Париже – это своего рода музыкальный олимп, который покоряется лишь избранным. Место, где срывали овации Федор Шаляпин и Галина Вишневская, в котором представляли свои сложнейшие программы Рудольф Нуреев и Вацлав Нижинский, уже давно стало национальным символом Франции и одной из знаковых достопримечательностей ее столицы.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Гранд-Опера

История Оперы Гарнье

История театра берет свое начало в 1669 году, после того как Людовик XIV официально признал оперу отдельным видом искусства. Гранд-Опера стала 13-й концертной площадкой, построенной в Париже в этот период. После Великой французской революции и вплоть до начала XIX века театр только и делал, что менял свои названия, превращаясь то в Театр Искусств, то в Театр Оперы, то вновь возвращаясь к первоначальному титулу Королевской академии музыки и танца.

Своим современным видом Опера Гарнье частично обязана Наполеону III. Обеспокоенный совершенным на него покушением в зале старой оперы, монарх пришел к мысли, что было бы неплохо обзавестись новым театром, в который не смогли бы проникнуть недоброжелатели. Через некоторое время был объявлен конкурс на лучший проект будущего храма искусств, который, вопреки всем ожиданиям, выиграл неизвестный архитектор Шарль Гарнье. Несмотря на постоянные сложности в работе (неудачный выбор места, войны), он блестяще справился с поставленной задачей, потратив на свое детище почти 15 лет жизни.

Торжественное открытие Гранд-Опера состоялось в январе 1875 года. Всего на реализацию «императорской прихоти» было потрачено 36 млн франков, при этом окончательно сооружение так и не было достроено. Кстати, сам монарх до этого торжественного момента не дожил.

Гранд-Опера: внешний вид здания

Южный фасад Оперы Гарнье – это парадная часть здания, призванная удивлять и производить впечатление. Основанием массивного сооружения служит галерея, на которую, в свою очередь, опирается мраморная колоннада лоджии. Все элементы композиции щедро украшены лепниной в виде античных масок и растительного орнамента. Здесь же можно отыскать бронзовые бюсты великих композиторов: Бетховена, Моцарта, Россини и других. Гранд-Опера венчает гигантский купол из зеленой меди, на вершине которого расположена скульптурная группа, изображающая Аполлона и двух муз. По углам театрального фасада застыли в торжественных позах статуи Поэзии и Гармонии. Стоит заметить, что скульптура древнегреческого бога несет не только эстетическую, но и практическую функцию: металлическая лира в его руках играет роль громоотвода.

Если вам интересно, как выглядел создатель всего этого великолепия, добро пожаловать к западной стене Гранд-Опера. Здесь можно отыскать бюст самого Шарля Гарнье, а заодно посмотреть на подъезд, спроектированный специально для Наполеона III. Продуманная система пандусов позволяла императорской карете подъезжать прямо к театральному входу, тем самым помогая обезопасить венценосную персону от возможного покушения. Сегодня в западной части здания расположился ресторан «Фантом». Заведение интересно тем, что оно полностью состоит из стеклянных модулей. Такой способ строительства использовался специально, чтобы не нарушить архитектурный стиль оперного дворца.

Со стороны восточного фасада Гранд-Опера находится вход для парижской элиты и обладателей толстого кошелька, которые арендовали ложи. Северная стена обеспечивает доступ в здание работникам сцены.

Внутренние помещения

Первое, что встречает гостей Оперы Гарнье – это 30-метровая мраморная лестница, имеющая необычную разветвленную конструкцию. Когда-то неспешные прогулки по ее пролетам были исключительно привилегией местного бомонда, а сегодня почувствовать себя парижским аристократом и пройтись по белоснежным ступеням может любой турист. Кстати, взбираясь по лестнице Гранд-Опера, не забудьте взглянуть вверх и оценить великолепную потолочную роспись холла.

Библиотека-музей

В западной части здания, часто называемой Ротондой императора, расположилась библиотека-музей. Здесь все желающие могут познакомиться с любопытными фактами из прошлого театра. Местная экспозиция состоит в основном из фотографий, картин и миниатюрных макетов театральных декораций.

Театральный зал

Все выступления в стенах Гранд-Опера проходят в театральном зале. Помещение размером 32×31 м² имеет форму подковы и оформлено в насыщенных золотисто-красных тонах. Центральную часть потолка занимает восьмитонная хрустальная люстра. Это кажется невероятным, но на своих изысканных бархатных креслах зал способен разместить не менее 1900 зрителей. Кстати, плафон Оперы Гарнье расписывал наш соотечественник – Марк Шагал. Выбор кандидатуры художника-авангардиста вызвал много споров и кривотолков, однако в 1964 году уже немолодой Шагал все-таки представил на суд театрального руководства готовый холст. Полотно, площадью 220 м², было разделено на 5 разноцветных секторов, каждый из которых изображал сюжет из классической оперы или балета. Так, например, на зеленом фрагменте можно было увидеть героев оперы «Тристан и Изольда», а также персонажей балета «Ромео и Джульетта». Красный демонстрировал эпизоды из «Жар-птицы» и «Дафниса и Хлои». Желтый был посвящен «Лебединому озеру» и «Жизели». Синий отсылал зрителя к операм «Борис Годунов» и «Волшебная флейта». А на белом разместились герои «Пеллиаса и Мелизанды». Центральную часть плафона художник украсил мотивами из музыкальных произведений Бизе, Верди, Бетховена и Глюка.

Танцевальное фойе

За театральной сценой, скрытое от любопытных глаз железным и бархатным занавесами, находится одно из самых пикантных мест Оперы Гарнье – Танцевальное фойе. Роскошный холл с позолоченными стенами и зеркальными панелями предназначался для разогрева балетных трупп перед грядущим представлением. Правда, по своему прямому назначению помещение практически не использовалось. Довольно быстро фойе превратилось в салон для местных богатеев, приходивших сюда, чтобы пофлиртовать с хорошенькими балеринами, предложить им свое покровительство и щедрое содержание. Попытки перекрыть парижской знати доступ в зал делались неоднократно, но заканчивались они, как правило, ничем. Лишь в 1935 году вход в закулисье для зрителей был окончательно закрыт. Сегодня главной достопримечательностью Танцевального фойе являются портреты величайших балерин Франции. Здесь можно увидеть изображение таинственной мадемуазель де Ла Фонтен, Франсуазы Прево, Марии-Терезы де Сублиньи и других основоположниц современного балетного искусства.

Гранд-фойе

Во время антракта гости Гранд-Опера обычно прогуливаются по фойе. Вестибюль выполнен в виде замковой галереи и из него открывается прекрасный вид на главную театральную лестницу. Многочисленные окна и позолоченное кружево декора придают помещению необыкновенное изящество и воздушность. Конечная точка холла – зеркальный салон, в который обязательно стоит заглянуть ради уникальной потолочно-настенной росписи кисти Клэрэна.

Легенды Оперы Гарнье

Слухи, легенды и суеверия уже давно стали неотъемлемой частью Гранд-Опера. Своей главной «страшилкой» театр обязан Гастону Леру – автору легендарного романа «Призрак Оперы». Произведение, действие которого разворачивается на театральных подмостках и в подвалах дворца, повлекло за собой череду странных событий…

Например, ходит слух, что руководство театра никогда не сдает 5 ложу в первом ярусе. Якобы абонемент в нее пожизненно закреплен за Эриком (тем самым Призраком Оперы), и нарушение правила приведет к самым непредсказуемым последствиям. Легенда, конечно, не имеет под собой обоснования, но поскольку однажды в театре уже произошла трагедия (во время представления сорвало противовес хрустальной люстры, и она упала в зрительные ряды), руководство Оперы Гарнье предпочитает не рисковать.

Сочиняются невероятные легенды и о личности самого Призрака. Так, например, можно услышать душещипательную историю уродливого молодого человека, помогавшего Гарнье разрабатывать проект здания. Эрик (так звали героя) влюбился в одну из актрис театра, но романтическое увлечение закончилось для изувеченного зодчего трагически… Впрочем, не исключено, что этот сюжет придуман специально для привлечения туристов, чего не скажешь об истории, связанной с озером. Если вам доводилось читать знаменитое произведение Леру, то вы вспомните, что в нем писатель рассказывал об удивительном водоеме в подвалах здания. Безусловно, без художественного вымысла тут не обошлось, но огромный резервуар с водой в нижних этажах театра имеется.

Интересные факты

В бассейне, созданном в подвальном помещении Гранд-Опера на случай пожара, водятся настоящие карпы, которых подкармливают сотрудники театра.

Подвалы Оперы Гарнье сообщаются с сетью парижских катакомб.

На крыше театра, как и на крышах многих других парижских зданий, установлен пчелиный улей.

В 1907 году директором французской компании «Граммофон» в стенах Гранд-Опера были спрятаны 24 диска с лирическими песнями. Записи предназначались для будущих поколений. Привет из прошлого обнаружили в 1988 году во время реставрационных работ в здании Оперы Гарнье. Записи были открыты спустя 100 лет и перевыпущены звукозаписывающей компанией EMI на 3 компакт-дисках.

Информация для туристов

Посещение самого красивого театра Франции – развлечение недешевое. Место с хорошей обзорной зоной в среднем обойдется в 250 евро (оперное представление). За балетный спектакль придется выложить от 25 до 250 евро. Цены могут подниматься и падать в зависимости от сезона, поэтому актуальную информацию лучше отслеживать на официальном сайте Гранд-Опера www.operadeparis.fr. Здесь же можно произвести и заказ билетов. Если для вас важен сам ритуал покупки, тогда добро пожаловать в театр. Билетные кассы здесь работают с 9:00 до 18:00 по будним дням, с 9:00 до 13:00 по субботам.

Те, кого в большей степени интересует уникальная атмосфера оперного дворца, могут ограничиться экскурсией. За 11 евро вы получаете возможность пройтись по основным залам театра, посетить расположенный внутри магазинчик, торгующий сувенирами и книгами на оперно-балетную тематику. Обычно входной билет предоставляет право на осмотр следующих помещений:

  • парадной лестницы;
  • библиотеки-музея;
  • ротонды восточного фасада;
  • вестибюля;
  • Танцевального фойе;
  • Императорской ротонды;
  • Салона луны и Салона солнца.

К сведению: осмотр зрительного зала обычно не входит в экскурсионную программу.

Парижская опера принимает туристов ежедневно с 10:00 до 17:00 (и до 13:00, если в программе запланировано утреннее представление).

Как добраться

Адрес Оперы Гарнье: 8 Rue Scribe, Paris, 75009.

Самый удобный способ добраться до Гранд-Опера – это 3, 7 и 8 ветки парижского метрополитена. Станция метро находится как раз напротив театрального здания. Второй вариант – автобусы. До Оперы Гарнье ходят маршруты № 20, 21, 22, 27, 29, 42, 52, 53, 66, 68, 81 и 95.

Опера Гарнье

Опера Гарнье — вторая опера Парижа для Наполеона III

Гранд Опера (Grand Opéra) представляет интерес не только для поклонников оперного искусства. Само здание дворца Гарнье – как снаружи, так и внутри – может подарить незабываемые впечатления поклонникам скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства, а также является блистательным образцом эклектичной архитектуры, музеем театральной техники и технологий.

Строительство новой оперы в Париже было задумано после покушения на Наполеона III, совершенного в помещении Оперы находящейся на улице Ле Пелетье, в 1858 году. После этого инцидента император отказался на отрез посещать то злополучное место, был проведен конкурс на наилучший проект, в котором одержал победу архитектор Шарль Гарнье, неизвестный в то время.

Планировка новой Оперы предполагала отдельный вход для императора, что изолировало его от возможных посягательств на его жизнь. Но к сожалению Наполеону III, так и не довелось побывать в своей ложе в новой Опере, т. к. строительство было прервано Франко-прусской войной и возобновилось лишь в 1871 году, а уже 1875 было закончено. Долгие годы театр имел имя Парижской Оперы, и лишь в 1989 году был переименован в честь своего создателя в Оперу Гарнье.

  • Шарм и секреты парижа (45.00 €)
  • Париж: всё самое главное за 3 часа! (45.00 €)
  • Автомобильная экскурсия по парижу (250.00 €)
  • Ночной париж (286.00 €)
  • От лувра до оперы (40.00 €)

Четыре фасада Оперы Гарнье

Начать знакомство с легендарным зданием стоит с его Южного фасада. Эта самая роскошная часть постройки поражает многообразием и избыточностью художественных приемов и образов.

Южный фасад оперы Гарнье

По идее Шарля Гарнье, над декорированием фасада работали 14 художников и 73 скульптора – поэтому он представляет собой один из самых характерных примеров эклектики, или попросту смешения жанров.

Десять широких ступеней ведут ко входу в театр, который украшает галерея из семи арок. Она оформлена скульптурами и барельефными портретами величайших композиторов.

Также здесь можно увидеть четыре знаменитые скульптурные композиции, символизирующие столпы театрального искусства. Это «Драма» работы Жюля-Жозефа Перро, «Инструментальная музыка» Эжена Гийома, «Поэзия» Франсуа Жуффруа, а также самая известная из всех четырех композиций – «Танец» работы великого Жана-Батиста Карпо, которая пострадала от рук излишне пуритански настроенных вандалов в 70-е годы XIX века.

Сочтя, что «Танец» включает в себя слишком откровенные обнаженные фигуры юных танцовщиц, кто-то из горожан ночью облил скульптурный шедевр чернилами. В настоящее время на фасаде дворца можно видеть копию этой композиции. Оригинал хранится в музее Орсе.

Над галереей расположена лоджия – балкон в обрамлении изящной колоннады, выполненный на стыке стилей итальянского возрождения и французского классицизма. Между колоннами органично вписаны бюсты великих композиторов, среди которых Моцарт, Россини, Бетховен.

Эту скульптурную композицию венчает надпись «Национальная академия музыки».

Несколько громоздкий аттик расположен прямо над лоджией и украшен гирляндой из 53 античных масок, выполненных в бронзе. Сам Гарнье признавал тяжеловесность этой архитектурной детали на фоне общей концепции здания.

Венчает фасад купол со скульптурой Аполлона, держащего над головой золотую лиру. Кроме художественной ценности, у скульптуры есть и утилитарное значение – она выполняет роль громоотвода.

Ниже по левой и правой сторонам расположены две скульптурные композиции – «Гармония» и «Поэзия».

Определяющим элементом Западного фасада здания Гранд Опера, является служебный вход, более известный как «Ротонда Императора». Это отдельный подъезд, который был рассчитан на прием высоких гостей, и в частности, самого Наполеона III.

Двойной пандус, ведущий ко входу в театр, предполагал въезд конных экипажей прямо к дверям. По мнению многих искусствоведов и критиков, этот архитектурный элемент контрастирует с общим ансамблем здания и нарушает его художественную целостность. Так или иначе, служебный вход, в обрамлении двойного пандуса имеет величественный и торжественный вид. По обеим его сторонам расположены мраморные колонны, увенчанные бронзовыми скульптурами орлов, которые являются символом императорской власти.

Внутри Ротонды Императора расположена уникальная библиотека.

Библиотека при опере Гарнье

Она одновременно является старейшим в мире оперным музеем. Основанный в 1866 году, театральный архив вырос в крупное собрание книг, документов, эскизов и макетов декораций, костюмов, а также других экспонатов, иллюстрирующих историю театра. Общее число изданий в библиотеке – 600 000; экспонатов музея – 8 500.

Завершает композицию западного фасада театра памятник Шарлю Гарнье, выполненный из позолоченной бронзы.

Памятник Шарля Гарнье

На его постаменте вырезан архитектурный проект здания Гранд Опера.

Восточный фасад театра также оформлен ротондой. Это так называемый «павильон абонентов» — третий вход в оперу, предназначенный для привилегированной публики.

Западный фасад оперы и ресторан «Фантом»

В настоящее время здесь расположился ресторан «Фантом». Он сам по себе является уникальным образцом современной архитектуры и дизайна. Перед владельцами ресторана была поставлена сложная задача – оставить в неприкосновенности исторические интерьеры памятника архитектуры.

Поэтому помещение ресторана собрано из стеклянных панелей различной формы, которые подвешены на металлических рельсах – то есть вся конструкция буквально висит в воздухе. Через стеклянные прозрачные стены проступает ничем не нарушенный интерьер исторического здания. А в случае необходимости ресторан можно бесследно демонтировать.

Северный фасад Оперы Гарнье имеет преимущественно рабочие функции. Он включает в себя задний двор, который является дополнительным черным входом для сотрудников здания, а также грузовым подъездом театра.

Cеверный фасад оперы Гарнье

Здесь, с задней стороны здания, происходит разгрузка декораций и подъем крупных деталей наверх, на сценический планшет. Следует отметить, что ширина двора полностью соответствует ширине сцены театра (152 метра).

Интерьеры Оперы Гарнье

Благодаря инженерным инновациям, которые использовал Шарль Гарнье при проектировании здания Парижской Оперы, внутренние пространства избавлены от колонн-подпорок и громоздких несущих стен. Из-за этой особенности, интерьеры театра выглядят более просторными и воздушными.

Поднявшись по ступеням лестницы Южного фасада, зритель попадает в Большой вестибюль, где его встречают четыре статуи великих композиторов в сидячих позах. Это Рамо, Люлли, Глюк и Гендель.

Вестибюль оперы Гарнье

Данный вестибюль был предназначен для непривилегированной публики, которая могла здесь приобрести билеты на спектакли. Окна этого зала, обрамленные пилястрами и колоннами, каждое из которых имеет свой уникальный фронтон, были разработаны лично Шарлем Гарнье. В настоящее время здесь работает магазин, в котором можно приобрести сувениры и тематическую литературу.

Следующее помещение, в котором оказывается посетитель театра – так называемый «вестибюль контроля». Он является буферной зоной между входом и парадной лестницей. Здесь происходит проверка билетов и выписываются входные пропуска.

Зрители, принадлежавшие к высшему обществу проходили в театр через «Ротонду абонентов». Потолок ее расписан арабесками (среди которых, приглядевшись, можно различить автограф главного архитектора здания), а само помещение украшено несколькими скульптурными композициями и кариатидами. Потолок ротонды поддерживает портик из 16 колонн красного мрамора. Ротонда абонентов расположена точно под зрительным залом.

Одна из ротонд, известная под названием «Ротонда Солнца», изначально задумывалась как вестибюль курительной комнаты. Из-за нехватки времени перед открытием театра, Шарль Гарнье не стал детально разрабатывать декор этого зала.

Он привлек к работе двух известных сценографов того времени – Огюста Рубе и Филиппа Шаперона. Им была задана только общая тема – «Огонь». Художники создали интерьер, пронизанный потоками света, отражающимися в четырех зеркалах на золотой основе.

Следующее помещение носит название «Лунное фойе». В нем должна была располагаться сама курительная комната. Для оформления этого зала художникам была предложена тема «Ночь».

Круглый потолок декорирован изображениями сов, летучих мышей и звезд – которые, отражаясь в зеркалах, создают иллюзию бесконечности.

К главному фойе ведет Мозаичная галерея. Шарль Гарнье был первым архитектором во Франции, который использовал этот вид декора для внутреннего помещения. Галерею украшают мозаичные фигуры Авроры, Психеи, Дианы и Эвридики, которые выложены эмалью на золотом фоне.

Отсюда зрители попадают в Большое фойе, которое поражает своими размерами (его длина – 54 м., ширина – 13 м., высота – 18 м.), а также роскошью убранства.

Оформленное в стиле торжественных дворцовых зал, оно богато декорировано зеркалами и хрусталем, что в сочетании с оконными проемами придает помещению особенную воздушность. Потолок расписан художником Полем Бодри, которого Гарнье специально вызвал из Рима, где тот был занят созданием копии Сикстинской Капеллы. Основным художественным образом в интерьере Большого фойе является лира.

Ее изображение встречается повсюду, в форме лиры выполнены даже дверные ручки. В каждом конце фойе можно увидеть богато декорированный камин. Среди скульптурных композиций – копия бюста Шарля Гарнье работы Жана-Батиста Карпо. Этот великолепный зал служит местом для общения публики во время антрактов.

Связующим звеном между различными фойе театра и его зрительным залом служит Парадная лестница – одно из самых знаменитых мест Гранд Опера, его визитная карточка.

Выполненная из белого мрамора, она украшена камнем из разных концов мира. Несколько уровней ее пролетов ведут в разные зрительские помещения. Основание лестницы освещают два массивных торшера, которые представляют собой скульптурные образы женщин, держащих в руках снопы света. Пролеты парадной лестницы образуют световой колодец, который является центром архитектурной композиции. Потолок над лестницей расписан мифологическими сюжетами.

И,наконец, главная достопримечательность театра – его зрительный зал. Он имеет классическую форму подковы, кресла в нем обиты красным бархатом.

Зрительный зал Оперы Гарнье

Из этого же материала выполнен сценический занавес, который декорирован золотыми кистями. Партер, амфитеатр, ложи, бельэтаж, балкон и верхняя галерея вмещают 1900 зрительских мест. Венчает зал великолепная хрустальная люстра, плафон которой изначально был расписан в стиле итальянского возрождения, а в середине XX века его оформил великий Марк Шагал.

Стоит отметить, что легендарное падение люстры в зрительный зал во время спектакля является художественным вымыслом. На самом же деле, упала не двухсоткилограммовая люстра, а ее противовес. Случилось это в 1896 году. В результате инцидента погиб только один зритель, которого придавило балкой на верхней галерее.

Сценическое пространство оснащено высокотехнологичной машинерией, однако здесь сохранились и старинные образцы театральных технологий.

Источники:
http://frenchparis.ru/opera-garne/
http://blog.kupibilet.ru/chto-delat-esli-opozdal-na-samolet/

Ссылка на основную публикацию