Пещера Альтамира в Испании

Пещера Альтамира в Испании

Провинция Кантабрия, расположенная в северной части Испании, относится к регионам, наиболее богатым археологическими находками эпохи палеолита. Среди множества доисторических пещер, обнаруженных на этой территории пещера Альтамира, расположенная недалеко от крупнейшего центра провинции города Сантадер, занимает особое место.

Приятный бонус только для наших читателей — купон на скидку при оплате туров на сайте travelata.ru до 30 ноября:

  • AF500guruturizma — промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru – промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000KGuruturizma – промокод на 2 000 руб. для туров на Кубу от 100 000 руб.

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте level.travel. Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

История пещеры

История Альтамиры ведет свое начало от археологических находок французских ученых, представленных на Всемирной выставке в Париже, состоявшейся в 1878 году. По воле случая выставку удалось посетить археологу-любителю Марселино Санс де Саутуоле из Испании. После увиденных на выставке древних экспонатов Саутуола принял решение досконально исследовать случайно обнаруженную им малоприметную пещеру на территории собственных владений.

Возвратившись в Испанию, Саутуола немедленно приступил к поискам артефактов, подтверждающих возможное пребывание древнего человека в темных и мрачных залах Альтамиры. Поиски продолжались довольно долго. В один из дней он решил исследовать подземные коридоры вместе со своей девятилетней дочерью Марией. С интересом разглядывая своды в главном зале пещеры, Мария случайно увидела сначала изображение бизона, а при более детальном осмотре были обнаружены и рисунки других животных.

Саутуола немедленно приступил к изучению древних петроглифов, а вскоре детально описал их в «Кратких заметках о некоторых исторических памятниках провинции Сантадер». Невзирая на отказ редакции солидного научного журнала публиковать на своих страницах материалы изданной им брошюры, о находке следов пребывания древнего человека в пещере Альтамира вскоре заговорили по всей Испании.

Наскальные рисунки в пещере

Многие вызвались посетить пещеру и воочию увидеть творения человека ледникового периода. Рисунками древнего художника заинтересовался профессор Мадридского университета дон Хуан Виланова-и-Пиера, а также король Испании Альфонс ХII. Они первыми побывали в подземной галерее эпохи палеолита Альтамиры. Маститый профессор лично убедился в подлинном происхождении рисунков и посвятил им ряд лекций в университете.

Однако поддержка профессором открытия Саутуолы встретила яростное неприятие со стороны ведущих археологов того времени профессора Картальяка и его учителя Габриэля де Мортилье. Даже не пытаясь побывать в пещере и досконально исследовать обнаруженные артефакты, ученые мужи осыпали Саутуолу и поддержавшего его Виланову насмешками и ироническими замечаниями.

Со времени обнаружения этой пещеры и до начала ХХ века подлинность наскальных рисунков вызывала сомнение во многих ученых кругах. Поэтому история открытия древних рисунков в Альтамире связана с длительным неприятием нового, что выходит за рамки обыденных знаний, яростными спорами учёных, едкими насмешками авторитетных археологов и горькими разочарованиями. Печально, но Саутуоле так и не довелось дожить до момента признания своего замечательного открытия. Лишь через много лет у входа в пещеру Альтамира возвели памятник первооткрывателю наскальных рисунков в знак благодарности человечества за его неоценимый вклад в археологию.

Маститым археологам понадобилось целых двадцать лет после открытия рисунков ледникового периода в Альтамире, чтобы после подобных находок в пещерах Ла-Мут, Марсула и Шабо признать подлинность петроглифов. На протяжении длительного времени ученые археологи той эпохи не могли смириться с мыслью, что древний человек, не подчиняясь универсальным законам эволюции, был способен создавать настоящие шедевры на стенах пещер даже без доступа солнечного света.

Наскальные рисунки, вызвавшие массу споров среди ученых археологов, по сей день вызывают неподдельный интерес у специалистов и восхищение посетителей. Выполненные древним человеком во времена ледникового периода изображения диких и одомашненных животных поражают своей достоверностью и созданной с помощью природных красок и неровностей поверхности пещерных стен иллюзией движения.

Ощущение движения нарисованных охрой, углем и гематитом животных усиливается при мерцающем пламени. Остается загадкой не только мастерство древнего художника, сумевшего изобразить животных и даже запечатлеть образ древнего человека, но и его творчество в том отделе пещеры, куда совсем не могли проникнуть лучи солнца. Кроме нарисованных животных встречаются линии, начерченные пальцами, странные фигуры и непонятные символы, обозначенные точками и штрихами. Подобные изображения существуют во многих пещерах разных стран, и каждое из них тщательно изучается специалистами.

Исследование пещеры и ее петроглифов позволило сделать ученым вывод о ее несравненной ценности. А в 1985 году Альтамире присвоено звание объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.

Двойник пещеры — Альтамира-2

Как только в подлинном происхождении петроглифов перестали сомневаться, толпы желающих посетить пещеру Альтамира и собственными глазами увидеть творения древнего человека с каждым годом увеличивались, что негативным образом стало сказываться на состоянии пещеры и ее петроглифов. Появившаяся плесень из-за изменения микроклимата в пещере стала покрывать и разрушать древние рисунки.

Специалисты, следящие за состоянием Альтамиры и ее петроглифов, сначала приняли решение ограничить количество посетителей. Однако ситуация оставалась критической и петроглифы продолжали разрушаться. Оригинальное решение, принятое в начале 90-х годов, построить двойник Альтамиры с абсолютно идентичным природной пещере обликом изменило ситуацию к лучшему. Так появилась Альтамира-2.

Пользуясь красками из натурального сырья подобно людям эпохи палеолита, современные художники Педро Саура и Матильда Мускис сумели создать копии древних наскальных шедевров. Дочь Марселино Мария оказалась достойной продолжательницей идей своего отца. Будучи замужем за обеспеченным человеком, она совместно со своим мужем организовала фонд, благодаря которому стало возможным создание копии существующей Альтамиры. И вновь повторилась история. Только уже новый Король Испании со своей Королевой первыми посетили Альтамиру-2.

Альтамира-2 была создана специально для посещения туристов. Попадая в искусственно обустроенную пещеру, никто из них не ощущает, что ее сотворили человеческие руки. Альтамира-1 служит науке. Результаты исследований петроглифов показывают, что наскальным рисункам насчитывается более 14 тысяч лет, а некоторым изображениям больше 16 тысяч лет. Специалисты сумели доказать, что красные лошади были изображены раньше, чем бизоны, а росписи и таинственные знаки появились значительно позже. Наскальные рисунки Альтамиры настолько популярны, что их копии хранятся во многих музеях мира, в том числе и Мадридском Национальном археологическом музее.

Пещера Альтамира: можно ли ее посетить и чем уникальны ее настенные рисунки

Ученые поэтично называют Альтамиру «Сикстинской капеллой первобытного мира». В 1868 году ее открыл археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола. Во время прогулки в компании собственной дочери 8 или 9 лет от роду он случайно обнаружил пещеру, потолок которой был полностью покрыт наскальными росписями.

Гиды же, работающие в испанском регионе Кантабрия, отзываются о ней чуть более сдержано. Говорят примерно следующее: в 30 километрах к западу от города Сантандера есть место, где можете увидеть наскальные рисунки эпохи палеолита – исторического периода каменного века. Сразу скажу: поэтическое описание пещеры точно совпадает с тем впечатлением, которое она производит даже на подготовленного человека. Рисунки тут настолько огромные и выполненные с таким мастерством, что даже сравнения с работами Микеланджело не кажутся избыточными или чрезмерными.

А вот во фразе «вы можете посетить» – скрыт изрядный подвох. Объясню почему. До 70-х годов пещера, действительно, была открыта для посещения всех желающих. Иногда сюда наведывалось до 1500 человек в день, и результат туристического паломничества оказался вполне предсказуемым: в 2002 году на стенах пещеры обнаружили плесень. Правительство Испании испугалось, что наскальные полотна пострадают, и Альтамиру закрыли для посещения. Ну, а чтобы не терять доход от туристов, рядом построили копию, полностью повторяющую оригинал.

Музей Альтамиры – реплика, повторяюшая оригинал

Тем не менее, увидеть подлинную пещеру – хоть и сложно, но возможно. Только для этого нужно обладать очень хорошей кармой и быть любимцем фортуны. С февраля 2014 года в музее Альтамиры каждую неделю устраивается лотерея, победители которой получают возможность отправиться в тур по пещере.

Настоящая пещера Альтамира, куда попадают лишь счастливчики

Проходит розыгрыш по пятницам. Вам нужно приехать в музей Альтамиры к 9.30-10.00 утра и заполнить стандартную анкету посетителя. Принимать участие в лотерее разрешено всем лицам старше 16 лет. Примерно в десять с небольшим из общей массы заявок наобум выбираются пять имен, и счастливчики получают заветные билеты.

Тур по пещере начинается ровно в 10.40, длится 37 минут и во время него необходимо четко следовать инструкциям гида: ничего не трогать, ступать только там, где разрешено и не уклоняться от маршрута. Ну, а фотографии настенных полотен вы сможете сделать позже в реплике пещеры – все равно на снимках оригинальные доисторические рисунки от копий никто не отличит.

Если же вам не повезет – повода вешать нос нет. Музей Альтамиры – это не просто выставочный зал. Тут воссоздана полноценная реконструкция пещеры с тем лишь отличием, что внутри не прохладно, а тепло, да и по полу идешь, не боясь споткнуться. Шутка ли! Некоторых путешественников местные гиды даже умудряются обвести вокруг пальца: люди при выходе из музея пребывают в полной уверенности, что побывали в оригинальной пещере.

Итак, в чем же уникальность Альтамиры? В том, что на ее потолке охрой, углем и гематитом нанесены изображения бизонов, лошадей и коз. Причем многие – больше метра в длину. Самое раннее датировано 36 000 годом до нашей эры. Это не животное, а некий символ, состоящий из нескольких параллельных и двух изогнутых линий. Нанесено охрой, а над тем, что именно таким образом хотел сказать первобытный художник, ученые бьются до сих пор.

Самое древнее изображение Альтамиры, датированное 36 000 до н.э.

Рисунки второй группы относят к 22 000 году до нашей эры, и их любой человек поймет без дополнительных разъяснений. Во-первых, это отпечатки ладоней, оставленные на потолке пещеры. Нанесены они снова охрой, так что различимы великолепно.

Рядом с ними уже полноценный образец доисторического искусства – изображение лошади. Пока контурное и не закрашенное, однако в том, что живший в пещере художник запечатлел именно это животное – сомнений нет никаких: многие из нас гораздо хуже лошадей рисуют.

Изображение коня, датированное 22 годом до нашей эры

Рядом – «портрет» дикого козла, созданный примерно в 18 000 году до нашей эры. Все еще не заштрихованный и схематичный, но выполнен с большим вниманием к деталям. Взять хотя бы изогнутые рога животного. По их форме ученые пришли к выводу, что художник изобразил не какого-нибудь абстрактного, а альпийского горного козла, раньше они в изобилии водились в этой части Испании.

Но, безусловно, самые впечатляющие картины, были созданы в Альтамире примерно в 14 500 году до нашей эры. Собственно, из-за них-то пещеру и сравнивают с Сикстинской капеллой. Бизоны написаны охрой и углем. Рядом с ними – изображение лани.

Каждый рисунок метр в длину и полностью закрашен, а некоторые даже в 3D – первобытные художники лихо использовали рельеф пещерного потолка, чтобы добиться объемного изображения. Цвета – невероятно яркие. Подчас кажется картины писали не охрой, а кровью, хотя действительности это не соответствует.

Сколько людей участвовало в создании фресок последнего периода – выяснить не представляется возможным, но явно никак не один, ведь, во-первых, во времена палеолита люди жили небольшими группами, во-вторых, недолго, а, в третьих, посвящать все свое время творчеству первобытный человек никак не мог. Стадо же парнокопытных на потолке Альтамиры насколько большое, что для повторения подобного и сегодня артель профессиональных художников нужна.

Плюс иногда рисунки перекрывают друг друга. Взять, к примеру, невероятно мастерское, но не раскрашенное изображение головы бизона, сделанное углем. Поверх тела животного другой художник снова нарисовал бизона, разом сведя на нет все старания своего предшественника. Кстати, по все той же голове бизоне, ученые пришли к выводу, что первобытные мастера использовали не просто кусочки угля, а затачивали их на манер карандашей, иначе столь высокой изобразительной точности им не удалось бы добиться.

Картины гости пещеры рассматривают не иначе как широко раскрыв глаза от изумления, а рот – от удивления. И сегодня-то со всеми нашими приспособлениями подобное сотворить под силу не каждому. Словом, неудивительно, что, когда в 1880 году Марселино Санс де Саутуола вместе с археологом Мадридского университета Хуаном Виланова-и-Пьера, обнародовали результаты своих исследований, ученое сообщество им не поверило им и назвало наскальные полотна фальшивками.

Сегодня же изображения Альтамиры датированы с помощью уран-ториевого метода. С 1985 года пещера является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, что и немудрено, ведь это самый масштабный памятник первобытного изобразительного искусства, дошедший до наших дней.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

laliku.ru

1878 год — дон Марселино Санс де Саутуола, археолог-любитель, страстный почитатель древностей, посетив Всемирную выставку в Париже и осмотрев экспонировавшиеся там в особом разделе о доисторических людях материалы из раскопок археологов из Франции, был поражен миниатюрными изображениями зверей, выгравированными на кости и камне людьми каменного века. Места находок этих изображений давали возможность сделать вывод: что либо подобное может быть и на земле Испании. Вернувшись в Сантандер, Саутуола все свое время посвятил поискам подобного рода изображений.

Впервые он осмотрел находящуюся в его владениях пещеру в 1876 г. еще до посещения Всемирной выставки в Париже, через несколько лет после того, как в ее привходовом отверстии чуть было не застряла собака местного охотника Модесто Кубильяса Переса. Доставая пса из расщелины в каменном завале, охотник нашел заросший бурьяном вход в пещеру на склоне холма. Навес, прикрывавший отверстие, обрушился около 13 000 лет назад. Этот заросший эвкалиптами уголок на севере Испании издавна носил название Альтамира, такое же название было дано и знаменитой пещере.

Еще во время первой разведки пещеры Альтамира, Марселино увидал в ее глубине несколько черных рисунков, но не стал придавать этому значения. Однако, возвратившись в ноябре 1879 г. из Парижа, Саутуола начал проводить разведочные раскопки в пещере. При этих раскопках он обнаружил в пещере обработанные орудия из камня, кости, оленьих рогов и следы палеолитического очага. Как-то раз он взял с собой 9-ти летнюю дочь Марию. Ей все здесь было интересно, а рост давал возможность свободно рассматривать своды пещеры там, где отец мог пройти только согнувшись. И именно Мария увидела тогда на одном из сводов Альтамиры бизонов, нарисованных красной краской. «Торос, торос!» — закричала девочка.

Саутуола увидал то, что со временем назовут Большим плафоном — одно из наиболее знаменитых произведений искусства верхнего палеолита. Потолок пещеры был расписан с применением охры и угля, но благодаря мастерству художника выглядел многоцветным. Изображения животных полосой тянулись в длину на 18 метров, а в ширину примерно на 9 метров.

В центре Большого плафона в различных позах нарисованы 15 бизонов; позади самого крупного бизона-самца — самка оленя, несколько фигур лошадей, козел, бизон с отсутствующей головой, а еще выше — кабан. Примечательны фигуры бизонов, склонивших головы и подогнувших ноги к животу. На плоской стене они смотрятся странно, но эти позы реалистичны — так животные подолгу лежат на траве.

Изучая рисунки, идальго сделал вывод, что автор их должен быть очень сведущим и талантливым, его рука уверенно вписала изображения в скалистые неровности. Пройдя из первого зала пещеры во второй, Саутуола и там увидал рисунки зверей и геометрические фигуры. В слое культурных отложений на полу пещеры он обнаружил куски охры того же цвета, каким выполнялись росписи полутора— и 2-х метровых бизонов. И самое главное — Саутуола после тщательного исследования собрал убедительные доказательства того, что в этих залах со времен древнекаменного века никого никогда не было. Он был уверен, что живопись пещеры Альтамиры — следы неизвестной еще деятельности ископаемого человека.

Саутуола осознавал, что определить точный возраст изображений Альтамиры ему, любителю, не под силу. Он с удивительной для дилетанта скромностью написал, что всего лишь «обязан подготовить путь более компетентным лицам, которые захотят раскрыть истоки и обычаи первобытных обитателей этих гор». Саутуола, несмотря на свою уверенность, ничего не утверждал — он только ставил вопрос, окончательное решение которого он на себя не брал, хотя собранных им тогда доказательств, как выяснилось через 20 лет, было вполне достаточно для такого решения.

Он написал небольшую работу о своем открытии и отправил ее в редакцию журнала «Материалы по естественной истории человека» (Франция) — главного в те времена органа историков первобытности, он решил познакомить с фресками пещеры Альтамиры своих соотечественников. Профессор Мадридского университета геолог Виланова, посетив Альтамиру и найдя в контрольных шурфах культурного слоя пещеры кости ископаемых животных, в том числе и пещерного медведя, поддержал выводы Саутуолы.

Жители Сантандера и ближайших провинций были взволнованы открытием своего земляка. Сведения просочились в прессу — Альтамира сделалась местом туристического паломничества. Даже сам король Испании осчастливил пещеру своим посещением (какой-то шустрый подданный даже вывел поверх одной фрески дымом от факела имя Альфонса XII в память о столь важном визите).

Однако судьба Альтамиры решалась учеными в Париже.

Как в последствии написал внук Марселино Саутуолы Эмилио, его дед вместо признания и благодарности получил только упреки и горести. Ученые мужи накинулись на гипотезу Саутуолы и объявили его шарлатаном и лжецом. Профессор Картальяк, глава редакции «Материалов», прочел брошюру Саутуолы, где воспроизводились альтамирские фрески. Со временем он вспоминал, что эти рисунки произвели на него неизгладимое впечатление, но он решил посоветоваться с одним из величайших археологов, человеком светлого ума и передовых взглядов, ученым, фактически создавшим современную первобытную археологию, Габриэлем де Мортилье.

И тот, когда до него дошли вести об Альтамире, предостерег Картальяка: «Дружище, будь осторожен. Это фокусы испанских иезуитов. Они хотят скомпрометировать историков первобытности». Так фигуры бизонов, созданные десятки тысяч лет назад, вдруг оказались в центре страстей, бушевавших в то время вокруг вопроса о происхождении человека.

Аргументы Мортилье были сведены к следующему. Все изображения пещеры Альтамиры находятся в кромешной тьме, туда не может проникать дневной свет. Для создания же фресок необходимо долгое искусственное освещение, чего не могли обеспечить люди ледниковой эпохи. В пещере отсутствуют следы применения осветительных средств, к примеру, копоти от факелов. А тем временем фрески на плафоне Альтамиры написаны с величайшим артистизмом. Автор их играл цветовыми и световыми гаммами, явно стараясь передать эффекты освещения форм.

Поверхность пещеры покрыта древними сталактитовыми натеками, росписи нанесены на эти натеки; только в нескольких местах (это и было основанием считать их древними) обратная картина: сталактиты покрывают часть фигур — лошади и других животных. Краска росписей влажная, свежая, ее легко можно снять пальцем. Невозможно представить себе сохранение таких красочных изображений на протяжении многих веков. Охра, которой рисовались фрески, встречается не только в палеолитическом слое, но повсюду в этих местах, ею даже обмазывают дома местные жители.

Больше в пещеру археологи не заходили и фресками не интересовались…

1902 год — на конгрессе французских антропологов в Монтабане профессор Люсьен Капитан и его молодые соавторы Анри Брейль и Дени Пейрони делали доклад об открытых ими в 1901 г. двух огромных пещерах — Комбарель и Фон-де-Гом — с наскальными изображениями. В Комбарель обнаружены лишь гравированные фигуры зверей — 14 мамонтов, 3 северных оленя, 2 бизона и 90 животных других видов — размерами до одного метра. В Фон-де-Гом — и гравировки, и многоцветные росписи: двухметровые зубры, мамонты, северные олени — в общем 75 изображений.

Некоторые из фигур покрыты прозрачной броней древних кальцитовых натеков… Аудитория хохочет — да ведь авторы фресок не ископаемые люди, а местные крестьяне, пастухи; они-то и рисовали свой скот от нечего делать. Конечно, докладчики ссылались на предшественников. К тому времени уже признали палеолитический возраст наскальных рисунков в пещерах Пэр-но-Пэр, Ла-Мут, Марсула, Шабо. Была Альтамира… Но эти ссылки только усиливали юмористическое настроение развеселившихся слушателей.

И тут поднялся Картальяк и призвал слушателей не совершать роковую ошибку, которую сам он совершил 20 лет назад и о чем теперь глубоко сожалеет. В наступившей тишине ученый заявил, что в ближайшем номере журнала «Антропология» выйдет его статья об этом, а сейчас надо идти в пещеры и осмотреть те изображения, о которых было доложено.

В день закрытия конгресса, 14 августа 1902 г., его участники отправились в Комбарель, потом в Фон-де-Гом, оттуда в Ла-Мут — и убедились, что все о чем сообщалось о наскальных изображениях соответствует действительности. У выхода из Ла-Мут участники экскурсии сфотографировались, этот групповой снимок стал свидетельством исторического момента — признания наскальных рисунков и росписей ледниковой эпохи, включая живопись пещеры Альтамира. Правда, Саутуола не дожил до этого.

Современные методы датировки давали возможность окончательно подтвердить то, в чем не сомневался Саутуола. При помощи радиоуглеродного метода AMS14C, для которого необходим только крошечный кусочек угля, получена серия дат для Большого плафона Альтамиры: они варьируют от 14 820 до 13 130 лет назад; даты изображений, находящихся в других отделах пещеры, имеют более широкие временные рамки — от 16 480 до 14 650 лет назад.

Хотя признание художественной ценности пещерных росписей Альтамиры проходило непросто, наступило время, когда восхищение творчеством древних и желание воочию увидеть эти бесценные шедевры вступили в противоречие с необходимостью позаботиться об их сохранности.

Каждый год Альтамиру посещали тысячи людей, что конечно сказалось на ее сохранности. 1977 год – пещера Альтамира была закрыта для посетителей: выяснилось, что огромный туристический поток оказывает влияние на климат внутри пещеры. Изменение влажности и содержания углекислого газа приводило к деградации пигментов росписей. А некоторые из посетителей не оставляли попыток отбить на память фрагменты древних изображений, бросая в них, несмотря на заграждение, всякие мелкие предметы, к примеру монеты.

Продолжительные наблюдения специалистов дали возможность установить оптимальные температуру и влажность, не оказывающие разрушительного воздействия на памятник, и в 1982 г. пещера Альтамира вновь была открыта, но было ограничено количество посетителей до 8 500 в год. А с начала 1990-х годов стали создавать пещеру-дублер — Альтамиру-2. Находящаяся неподалеку от подлинной, она выполнена согласно последнему слову техники, но с применением ручного труда. Новейшие технологии были использованы для имитации фактуры стен, поддержания прохладного пещерного климата, восстановления первоначального облика привходовой части.

Сами росписи создавали так-же, как и тысячи лет назад, натуральным пигментом на водной основе. Стены монтировались из полистироловых блоков высокой плотности. Цвет, рельеф и фактура скальной поверхности имитировались составом из смеси известняка и смол. Применение лака и эпоксидной смолы создало иллюзию, словно с потолка свисают капельки воды.

Но некоторые изменения все же были внесены: для удобства посетителей в зале с росписями пол опущен значительно ниже, чем в подлинной Альтамире. Это дает возможность туристам входить не наклоняясь, не задирать голову, осматривая росписи. В помещении установили кондиционеры, поддерживается постоянная 14 °С температура. Свет и аудиовидеотехника усиливают эффект реальности, приближая Альтамиру-2 к ее прототипу.

Жизнь «первооткрывательницы» Альтамиры — той самой девочки, дочери Саутуолы Марии, сложилась хорошо. Она вышла замуж за представителя богатейшего семейства Ботин. Фонд этой семьи и оплатил большую часть расходов по созданию Альтамиры-2.

2001 год, 17 июля — пещеру-копию открыли для посетителей, первыми из которых стали король и королева Испании. Потомки дона Марселино чтут память их знаменитого ныне предка. Теперь его доброе имя восстановлено, а уязвленное самолюбие могло бы торжествовать. Рядом со входом в пещеру стоит простой обелиск из грубого камня, посвященный памяти Марселино де Саутуолы, который открыл для человечества новый мир первобытного художественного творчества.

Источники:
http://trip-point.ru/2019/04/08/peshera-altamira-mozhno-li-ee-posrtit-i-chem-unikalni-ee-nastennie-risunki/
http://laliku.ru/peshhera-altamira/
http://snovadoma.ru/interes/Records/sondoong/

Ссылка на основную публикацию