Содружество независимых: кто, когда и для чего создал снг

Какие страны и при каких обстоятельствах делали заявления о выходе из СНГ?

Как вступить в объединение и выйти из него?

  • Устав Содружества предусматривает, что членом СНГ может стать любое государство, разделяющее цели и принципы организации и принимающее на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.
  • Согласно статье 9 Устава, государство-член вправе выйти из Содружества. Для этого необходимо за 12 месяцев до предполагаемого выхода письменно известить о своем намерении депозитария Устава СНГ (Белоруссия). При этом все обязательства данного государства, возникшие в период его участия в организации, должны быть полностью им выполнены.

Украина

Из всех стран ближнего зарубежья ближе всего к России располагается Украина. Эти два государства имеют общие границы. Столица Украины — Киев. Территория составляет более 600 тыс. км 2 , а население — 42,5 тыс. жителей. Эта страна является индустриально-аграрной. Широко развиты тяжелая промышленность, металлообработка и машиностроение. С 2014 г. в восточной части государства проходят военные действия, которые привели не только к снижению количества населения, но и уровня экономики.

Вот и все страны ближнего зарубежья. Список стран в полном объеме с кратким описанием указан выше.

Содружество Независимых Государств (СНГ) — межгосударственная региональная организация, объединяющая 11 независимых, суверенных государств.

8 декабря 1991 года лидерами России, Белоруссии и Украины было подписано двухстороннее Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате к этим странам присоединилось большинство государств Содружества.

В состав СНГ входят Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан;Украина и Туркменистан на правах ассоциированного членства.

Грузия вышла из СНГ в августе 2009 г.

Членом Содружества может также стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СНГ, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов Содружества.

Одним из основополагающих правовых актов, регламентирующих деятельность Содружества Независимых Государств, является Устав СНГ, принятый Советом глав государств СНГ 22 января 1993 г. Этим документом определены цели и задачи Содружества. СНГ не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Важнейшая задача — всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и интеграция.

Особо выделена необходимость взаимодействия в обеспечении международного мира и безопасности, осуществления эффективных мер для сокращения вооружений и военных расходов, ликвидация оружия массового уничтожения, достижения всеобщего и полного разоружения.

Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках СНГ являются многосторонние международные договоры в различных областях взаимоотношений государств — участников Содружества.

К уставным органам Содружества Независимых Государств относятся Совет глав государств СНГ, Совет глав правительств СНГ, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны СНГ, Совет командующих Пограничными войсками СНГ, Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ, Экономический суд СНГ, Исполнительный комитет СНГ, отраслевые органы сотрудничества.

Военные организации СНГ

Бюджет СНГ

Организация, международный договор предписывает которой широкое поле деятельности вынуждена иметь собственную систему финансирования.

Бюджет формируется из взносов стран участниц и служит для финансирования:

  • деятельности органов Содружества;
  • совместных организационных мероприятий.

Работа по созданию и исполнению бюджета возлагается на плечи Исполнительного комитета. Выделение средств происходит с учетом предоставляемых смет на обеспечение деятельности различных органов Союза. Утверждение производится Советом глав правительств СНГ минимум один раз за два года.

Долевые взносы рассчитываются исходя из численности населения и национальных показателей государств-участников в сумме общего валового продукта. Перерасчет взносов происходит согласно статистическим данным каждые три года.

Единой расчетной валютой
бюджетных органов является российский рубль. Раз в два года проводятся ревизии
финансовой и хозяйственной деятельности адресатов бюджетного финансирования,
осуществляемые представителями стран СНГ по распоряжению Председателя Совета
глав Правительств.

Бюджет на 2019 год
согласно решению Совета глав правительств Союза от 2 ноября 2018 года
составляет 983,8 миллионов российских рублей.

Интеграционные процессы
на постсоветском пространстве разноуровневы и разнонаправлены. Межгосударственное
объединение большинства стран бывшего СССР не так интенсивно и эффективно, как
этого бы хотелось. Остается ряд нерешенных проблем, но недостаточно прозрачные
границы и мелкие проблемы все же лучше решаются в рамках союза, нежели в
двусторонних форматах. СНГ — это организация с большим потенциалом, который
пока не раскрыт в полной мере.

Уставные и другие органы СНГ

Совет глав государств, Совет глав правительств — высшие органы СНГ

Соглашением о координационных институтах Содружества Независимых Государств, подписанным главами государств 21 декабря 1991 года, определено, что высшими органами СНГ являются Совет глав  государств СНГ и Совет глав правительств СНГ. В Уставе СНГ также закреплено это положение.

Совет глав государств СНГ — высший орган Содружества, в котором на уровне глав государства представлены все государства-участники Содружества Независимых Государств. Он обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств в сфере их общих интересов. Согласно Уставу   СНГ к сферам совместной деятельности государств-участников Содружества, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты, относятся:

  • обеспечение прав и основных свобод человека;
  • координация внешнеполитической деятельности;
  • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евроазиатского рынков, таможенной политики;
  • сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
  • охрана здоровья и окружающей среды;
  • вопросы социальной и миграционной политики;
  • борьба с организованной преступностью;
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

На заседания Совета глав государств СНГ вносятся на рассмотрение вопросы, определяющие стратегические направления развития Содружества в политическом, экономическом и военном сотрудничестве.

Совет глав государств собирается на заседания, как правило, два раза в год. По инициативе одного из государств-участников СНГ могут созываться внеочередные заседания Совета.

В Совете глав правительств СНГ все государства-участники представлены премьер-министрами. Совет координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов и собирается на заседания, как правило, два раза в год. Внеочередные заседания Совета могут созываться по инициативе правительства одного из государств.

Решения Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ принимаются с общего согласия — консенсусом, при этом любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения. Могут проводиться совместные заседания Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ.

Деятельность высших органов Содружества регулируется Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., Уставом Содружества (утвержден 22 января 1993 г.), документами, принятыми в их развитие, а также Правилами процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ, утвержденными 7 октября 2002 г.

Согласно Правилам процедуры главы государств СНГ и главы правительств СНГ председательствуют поочередно в порядке русского алфавита названий государств-участников соответственно в Совете глав государств СНГ и Совете глав правительств СНГ. Срок председательства определяется в двенадцать месяцев, если иное не установлено решением Совета глав государств СНГ.

Совет глав государств СНГ и Совет глав правительств СНГ осуществляет свою деятельность на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, территориальной целостности и нерушимости существующих границ, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права.

Объединение, возникшее на осколках СССР, принято обвинять в никчемности и бесперспективности. Поначалу многие представители поколения советских людей считали распад Союза недоразумением, которое со временем будет исправлено.

СНГ явилось для них скорее разочарованием, чем надеждой. Отсутствие общей валюты, обязательное наличие загранпаспорта для въезда в ряд стран Содружества, появление многочисленных пограничных и таможенных контролей поставило перед фактом: бывшие советские республики – уже не одна семья.

Однако есть и положительные результаты.

СНГ стало «подушкой безопасности» при разделе наследия некогда могущественной державы – армии, флота, промышленных и энергетических объектов, долгов, территорий.

Создание организации

8 декабря 1991 г. главы РСФСР, Белоруссии и Украины подписали Беловежское соглашение о создании СНГ. Документ состоял из вводной части и 14 статей. Спустя два дня после подписания Беловежского соглашения Верховные Советы Белоруссии и Украины утвердили соглашение, а 12 декабря оно было утверждено Верховным Советом России.

21 декабря в Алма-Ате между странами, входившими в состав СНГ, была подписана декларация, которая содержала основные цели и причины образования СНГ, а также его принципы. Было принято окончательное решение о прекращении существования СССР. Это собрание стало важным событием, так как завершило процесс видоизменения республик бывшего СССР в суверенные государства (ССГ).

В 1993 г. к СНГ присоединилась Грузия, а в апреле 1994 г. — Молдавия.

Первая встреча глав государств СНГ состоялась в Минске 30 декабря 1991 г. 22 января 1993 г. был принят Устав СНГ — основной документ организации.

Государства – участники содружества

О том, какие страны входят в СНГ, написано в Уставе организации. Этот документ именует в качестве государств-учредителей содружества страны, глава и парламент которых на момент принятия свода основных положений организации успели подписать и ратифицировать Соглашение о создании Содружества и Протокол от 21.12.1991 г.

Члены СНГ

Члены СНГ заявили о готовности принять на себя исполнение обязательств, регламентированных Уставом, не позднее 1 года с момента его подписания Советом глав государств. Если какое-либо суверенное образование захочет вступить в организацию, оно должно придерживаться целей и принципов содружества, принять на себя обязательства Устава и получить одобрение всех участников объединения.

Действительные члены

Сейчас в Содружество входит 9 государств, их представляет перечень стран СНГ и их столиц. Страны данной организации – Россия, Беларусь, Казахстан, Молдова, Азербайджан, Армения, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан. Их столицы – Москва, Минск, Нурсултан, Кишинев, Баку, Ереван, Ташкент, Ашхабад, Душанбе. С каждым годом преображаются, активно строятся, повышая инвестиционную и туристическую привлекательность, столичные и иные крупные города СНГ.

Ассоциированные члены

Ассоциированным членом называется государство, принимающее участие в избранных видах деятельности объединения. С августа 2005 г. таковым является Туркменистан.

Страны со спорным статусом в СНГ

Украина де-юро числится учредителем организации, однако не является ее членом из-за игнорирования ратификации Устава. МИД же Украины в 2018 г. выступил с заявлением о завершении процесса выхода из СНГ.

В августе 2009 г. ряды участников Содружества покинула Грузия.

Государственные формирования, ранее желающие вступить в СНГ

В декабре 1991 г. Республика Татарстан на высшем уровне заявила о своем желании получить статус страны Содружества. В феврале 1994 г. Татарстан официально подтвердил документ о своей принадлежности к РФ.

В качестве наблюдателей в СНГ входят Монголия и Афганистан. Глава последнего еще 10 лет назад выступил с заявлением о намерении Исламской Республики Афгaнистан вступить в состав Содружества. Среди тех, кто входит в организацию, планировали оказаться Чеченская Республика Ичкерия, Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Донецкая и Луганская народные республики, Приднестровье.

Перспективы СНГ

Реакция на создание СНГ: Бориса Ельцина пытались привлечь к ответственности

Разные политические силы по-разному отреагировали на создание СНГ (хотя в реальности реакция связана именно с распадом СССР). Например, представитель Казахстана Нурсултан Назарбаев, хоть и получил приглашение от Ельцина присоединиться к сторонам в Беловежской пуще, предпочел остаться в Москве с Михаилом Горбачевым – и впоследствии утверждал, что никогда не подписал бы такое соглашение.

Власть СССР в лице преимущественно Горбачева к тому моменту уже практически не имела никакой силы и не могла воспрепятствовать центробежным процессам. Закончилось все тем, что 26 декабря Совет Республик Верховного Совета СССР констатировал, что СССР прекратил существование в связи с созданием СНГ.

Но еще до этого соглашение ратифицировали (то есть, признали) Верховные Советы Украины, Белоруссии и РСФСР, а 21 декабря протокол к Соглашению подписали руководители 11 бывших советских республик – фактически в этот день они присоединились к СНГ. Это были все советские республики, кроме Грузии, Литвы, Латвии и Эстонии.

Что касается ратификации Соглашения российской стороной, к этому были вопросы – по мнению части членов Верховного Совета, такие полномочия были только у съезда народных депутатов. Такой съезд состоялся только в апреле 1992 года, и на нем трижды проголосовали против ратификации.

Попытки оспорить создание СНГ предпринимались и после этого:

  • сентябрь 1992 года – некоторые депутаты обращаются в Конституционный суд с просьбой проверить постановление о ратификации Соглашения;
  • декабрь 1995 года – коммунисты в новоизбранной Госдуме пытаются внести на голосование проект постановления об отмене ратификации Соглашения. Причина – по мнению коммунистов, документ не имел силы в той части, которая относилась к распаду СССР. Постановление в итоге было принято;
  • сентябрь 1998 года – бывший председатель Верховного совета РСФСР Руслан Хасбулатов признал, что Верховный совет не мог ратифицировать Соглашение.

В дополнение ко всему этому, подписание Беловежских соглашений вошло в число обвинений против Бориса Ельцина, которого в мае 1999 года пытались отрешить от должности. В его действиях специальная комиссия нашла признаки измены Родине и организации заговора для захвата союзной власти. Отстранить Ельцина от должности тогда не получилось.

Кстати, эта проблема всплыла и в 2003 году, когда профильный комитет Госдумы признал, что Россия юридически не является учредителем и членом СНГ.

Оценки деятельности СНГ

Эксперты дают различные оценки деятельности СНГ, подчеркиваются как позитивные, так и негативные моменты. Один из главных пунктов критики связан с сугубо декларативным, формальным характером целей СНГ – всесторонней интеграции ее стран-участниц. С данной точки зрения деятельность Содружества оказалась провальной, ряд стран (Грузия, Украина) покинули СНГ, между остальными периодически сохраняются возникают конфликты по экономическим и политическим вопросам. Остаются нерешенными многие военные конфликты, связанные со стремлением к обособлению непризнанных республик, таких как Приднестровье, Абхазия, Нагорный Карабах и т.д.

У СНГ нет действенных международных органов, которые могли бы осуществлять реальную деятельность в рамках проблемы интеграции, а все решения, принимаемые МАГ носят в лучшем случае совещательный характер.

Вместе с тем, В.В. Путин указывал, что главная цель СНГ состояла в цивилизованном разводе бывших советских республик, и данная цель была достигнута. Кроме того, были заключены соглашения в самых разных сферах сотрудничества между странами, которые позволили сохранить интеграционный потенциал региона.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий