Система образования в индии до 1947 г

Особенности высшего образования

Система высшего образования в Индии имеет трёхступенчатую структуру:

  • бакалавриат;
  • магистратура;
  • докторантура.

Длительность обучения напрямую зависит от выбранной специальности. Так, период учёбы в области торговли, искусств составляет три года, а чтобы получить специальность в сфересельского хозяйства, медицины, фармакологии или ветеринарии, необходимо проучиться четыре года.

Обучение на бакалавриате требует обязательного наличия документа о полном среднем образовании (12 лет).

После окончания бакалавриата выпускник имеет право продолжить учёбу в магистратуре (2 года) либо пойти работать. Ввиду активного развития экономики страны в последние десятилетия основной упор в системе высшего образования Индии делается на технические специальности, в то время как гуманитарные направления составляют порядка 40% от общего числа. Государственные и частные предприятия заинтересованы в получении высококвалифицированных специалистов, поэтому принимают активное участие в развитии образовательной структуры страны. Самыми популярными специальностями индийских высших учебных заведений являются:

  • IT-технологии;
  • инженерные специальности;
  • менеджмент;
  • фармакология;
  • ювелирное дело.

Для граждан Индии образование в государственных высших учебных заведениях может быть бесплатным. Иностранные граждане принимаются в государственные вузы на бюджетной основе только при условии предоставления университетом гранта на обучение. При этом цена в коммерческих индийских вузах по европейским меркам достаточно невысока: стоимость двух полных семестров в самом престижном высшем учебном заведении Индии не превышает 15 000 долларов в год. При поступлении на контрактной основе абитуриент обязан предоставить подтверждение о платёжеспособности (это может быть выписка с банковской карты).

Широкое распространение в системе индийского высшего образования получило виртуальное и дистанционное обучение. Многие университеты принимают участие в международных научных программах, бесплатно делятся собственными курсами в области инженерии, информационных технологий и других сфер.

IT-специалисты, получившие образование в одном из индийских вузов, востребованы сегодня во всём мире.

Лучшие университеты Индии

  • Indian Institute of Science — имеет одну из лучших в мире программ по электронной инженерии и материаловедению.
  • Indian Institute of Technology Delhi — готовит инженеров разной направленности, компьютерных специалистов.
  • Indian Institute of Technology Bombay — обучает около 10 тыс. студентов. Университет сотрудничает с другими вузами во всем мире и помогает своим выпускникам с трудоустройством.
  • Indian Institute of Technology Madras — имеет наибольшее число иностранных студентов.
  • Indian Institute of Technology Kanpur — занимается активной научно-исследовательской деятельностью. Математика и статистика — сильнейшие дисциплины. Университет имеет современные, высокотехнологичные лаборатории и собственную аэродинамическую трубу.
  • Indian Institute of Technology Kharagpur — обучает 10500 студентов. Преподает технологические специальности.
  • Indian Institute of Technology Roorkee — выпускает молодых бизнесменов.

Самые популярные направления обучения в индийских вузах — инженерное дело, менеджмент, информационные технологии, фармакология и ювелирное дело.

Не родись красивой, а родись мальчиком

Девочка в Индии — это вклад «Особый». В священном индуистском трактате «Законы Ману» говорится, что в детстве девочку защищает отец, потом муж, а в старости сыновья. Дочка, рожденная первой, почитается, как богиня процветания и плодородия Лакшми. В идеале она приносит в семью удачу, а по факту практическую пользу: автоматически становится нянькой для младших детей. Если посмотреть индийскую рекламу зубной пасты, напитков и многого другого, то нетрудно заметить, что образ счастливой семьи всегда рисуется там по одинаковой схеме: папа, мама, старшая дочь, младший сын.

Несмотря на священные писания, девочкой в Индии быть непросто. Причина тому — даури, или приданое, которое родители обязаны отдать за дочь. Нет достойного приданого — нет хорошего мужа. У среднего класса даури может быть дом, квартира, машина или приличная сумма денег. У бедняков какое-то количество накопленного зерна, но чаще все же деньги. В необеспеченных семьях появление на свет нескольких девочек нередко расценивается как проклятие.

Когда родилась Аня, никто из соседей не пришел меня поздравить, даже наоборот. Одна из соседок, сама уже бабушка, со слезами сказала мне: «У моей дочери такое же несчастье, как у тебя: девочка». Соседкины дети вполне обеспеченные люди, ни в чем себе не отказывают, но стереотипы иногда сильнее здравого смысла.

Во многих деревнях до сих пор не принято отдавать дочерей в школу. Родители не хотят вкладываться в образование девочки, а предпочитают вырастить достойную хозяйку, которая потом уйдет в дом мужа, и ее законным и комфортным местом будет не офис, а кухня. Некоторые думают: хорошая жена лучше плохого специалиста.

Многие виды деятельности, особенно творчество, недоступны даже для самых талантливых. Дочка другой нашей соседки, обладающая чарующим голосом, не имеет права петь. Даже речи о том, чтобы превратить ее способности в профессию, быть не может. Говорю матери: «Не губи, развивай ребенка!» А она отвечает: «Да ты что! Где ей петь в будущем? По местным кабакам и ресторанам? Для женщины в Индии это позор!»

Так часто бывает: даже если дочка особо одарена, средства все равно вложат в развитие и образование мальчика. Его отдадут в школу, а ее нет. Сын в индийской семье — это всегда кормилец. Иногда бездетная семья может взять к себе одного из многочисленных сыновей родни. В Индии вообще принято делиться детьми. Наши соседи снизу — две одинокие женщины. Они приняли к себе старшего сына ближайших родственников. Парень вырос под опекой этих женщин. Выгоду получили все: у мальчика была своя комната, свои игрушки, карманные деньги, а у тетушек гарантированная забота в старости.

Все, конечно, очень индивидуально: у нас немало здравомыслящих друзей-индийцев, которые в равной степени развивают детей независимо от пола. Государство, в свою очередь, старается поощрять рождаемость девочек: за каждую дочь полагается денежное вознаграждение родителям. Но бедные люди с большой долей вероятности вложат эти деньги в образование сына, чтобы вернуть вклад с процентами.

ИСТОРИЯ

Былое величие

Первый университет на территории современной Индии был основан в V веке нашей эры в городе Наланда (ныне штат Бихар). Сейчас остались лишь руины этого буддийского университета и монастырского комплекса. По словам известного китайского ученого и путешественника VII века Сюаньцзана, в Наланде преподавали две тысячи профессоров, училось десять тысяч студентов. Университет был разрушен в конце XII века во время вторжения мусульман.

Стоимость обучения в 2020 году

Стоимость одного года занятий в крупном индийском вузе не превышает 15 тыс. дол. Размер оплаты зависит от престижности учебного заведения:

  • В популярных университетах плата за обучение для бакалавров составляет около 4000 дол. за семестр;
  • Для магистров — около 6 тыс. за семестр;
  • В частном вузе стоимость зачастую одинакова для бакалавров и магистров. В среднем это 5–10 тыс. дол. за семестр.

Можно ли получить образование бесплатно

Образование в Индии может быть бесплатным на любой ступени. Для получения бесплатного высшего образования индийское правительство предоставляет гранты и стипендии.

Основные требования для получения:

  • Хорошее знание английского языка;
  • Диплом об окончании средней школы.

Какие есть стипендии и гранты для иностранцев

Координатором программ для получения бесплатного образования выступает Индийский Совет по Культурным Связям (Indian Council of Cultural Relations, ICCR). Соискатели стипендии могут выбрать 3 учебных заведения для поступления. Студенты, поступающие на факультет искусств, должны предоставить аудио- или видеозапись своего выступления.

Будущие инженеры предоставляют результаты экзаменов по физике, химии, математике. Размер стипендии 160-180 дол/мес. Минус программы — длительное обучение ( от 1 года до 4 лет) без возможности уехать на родину.

Для иностранцев также доступна программа технического и экономического сотрудничества (Technical and Economic Cooperation Programme, ITEC). Стипендиатам оплачивают расходы на перелёт, проживание и медицинскую страховку. Для некоторых курсов требуется получить степень бакалавра. Ежемесячная стипендия — 376 дол/мес.

Для получения необходимо быть моложе 45 лет. Требования к академической успеваемости вузы выставляют самостоятельно. Минус программы — отсутствие занятий по традиционным индийским искусствам и краткосрочность программы (от 3 недель до 3 месяцев).

Особенности для программ стажировок и учёбы по обмену

Учеба по обмену и программы стажировки помогают узнать чужую культуру, быт и традиции. Кроме того, это возможность завести деловые знакомства и трудоустроиться в будущем. Студенты, участвующие в программе, получают образование в лучших учебных заведениях страны.

Иностранные граждане, которые уже получали образование в Индии, не могут участвовать в программе. Все обучающие курсы ведутся только на английском языке. Правительство Индии выделяет ежемесячную стипендию и покрывает расходы на перелёт и проживание. Визы для студентов программы оформляют в посольстве государства.

Особенности среднего образования

Основное среднее образование в Индии сегодня обязан получить каждый гражданин вне зависимости от пола и социального статуса. Эта ступень является бесплатной. Минимальный образовательный уровень — 10 классов. Здесь дети учатся с 4 до 14 лет. Вторая ступень: 11 – 12 классы, этап является подготовительным для тех учащихся, кто решил продолжить своё образование в университете и получить специальность

Несмотря на то что каждый гражданин Индии имеет право получить бесплатное полное среднее образование, в стране существует система частных школ, где может вестись углублённое изучение отдельных предметов, уделяется повышенное внимание иностранным языкам. Во всех учебных заведениях используются инновационные методы обучения, однако качество образования в частных школах значительно выше, чем во многих государственных общеобразовательных учреждениях

Средняя стоимость обучения в частной школе составляет от 100 до 200 долларов в месяц, а иногда и выше.

Это интересно:

  • во всех средних школах учащимся предоставляется бесплатное питание;
  • именно в Индии находится самая большая в мире (!) школа, в которой обучается более 32 тысяч учащихся.

Русские школы в Индии

Сегодня в Индии функционируют только три полноценные русскоязычные школы: две начальные школы при Генеральном консульстве РФ в Мумбаи и Ченнаи и одна средняя общеобразовательная школа при Посольстве Российской Федерации, располагающаяся в Нью-Дели. Альтернативными способами получения образования для русскоязычных детей, проживающих вместе со своими родителями на территории Индии, являются дистанционное обучение, семейное обучение или экстернат. В Гоа, где сегодня проживает наибольшее количество русскоязычных семей, есть практика создания частных дошкольных заведений с русскоязычным педагогическим персоналом. Но, как правило, такие детские учреждения создаются в частном порядке по инициативе родителей и не работают систематически.

Главные проблемы развивающихся регионов

В школах и развивающихся регионах в целом не хватает техники и стабильного интернета. Это один из главных факторов, который мешает повсеместно внедрить технологии дистанционного обучения. Согласно рейтингу государств по скорости интернета WebsiteToolTester, из 207 стран мира Узбекистан занимает 181 место, Казахстан — 113 место, Киргизия — 155 место. Во многих семьях нет подходящей техники или интернета — более 55 тыс. школьников Казахстана живут в селах без интернета, а 30% учащихся не имеют компьютеров.

В Индии ситуация еще менее утешительная — только 24% семей имеют доступ к интернету. При этом смартфоны есть только у 500 млн человек из 1,3 млрд жителей страны.

Второй барьер для внедрения дистанционного образования в этих регионах — язык. В школах стран СНГ дети учатся на местном языке или на русском. Это напрямую влияет на интеграцию русскоязычных образовательных ресурсов в систему онлайн-образование страны. Около 50% школьников Казахстана учатся на русском, в Киргизии таких учащихся 30%, в Узбекистане — менее 10%.

При этом учителя в Узбекистане сами предлагают пользоваться онлайн-платформами, чтобы продолжать учебный процесс. Благодаря «Сколково» и поддержке Министерства народного образования и связи Узбекистана, «ЯКласс» запустил пилотный проект в школах страны. Часть школьников перешли в дистант — учились на платформе «ЯКласс» во время пандемии.

В Индии похожая ситуация. Когда большинство учеников государственных школ были на каникулах, около 400 тыс. частных школ по своей инициативе продолжили учебу дистанционно. Они стали основными пользователями «ЯКласс» во время полугодовых каникул. При этом дистанционное обучение по-прежнему воспринимают в Индии, как привилегию детей из обеспеченных семей, а компьютер и интернет — атрибут статуса.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Формирование системы воспитания и образования в Древней Индии

Замечание 1

Одной из основных особенностей воспитания и образования в Древней Индии заключается в том, что оно носило семейно-сословный характер, причем значимость семьи была первостепенной.

Система школьного образования только лишь в 3-2 тысячелетии до н.э.

Значительное влияние на развитие воспитания и образования оказали следующие факторы:

  1. Общественный строй, который имел кастовый состав. В Древней Индии общество было поделено на четыре касты (варны). Тремя высшими кастами являлись жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы-общинники, ремесленники и торговцы. Четвертая каста считалась низшей, к ней относились наемные работники, слуги и торговцы (шудры). Наибольшие социальные привилегии были у брахманов, в то время как шудры вообще не имели никаких прав, у них были только обязанности.
  2. Религия и ее идеология. Основными религиями в Древней Индии были буддизм и индуизм.

Возможность получения хорошего воспитания и образования в Древней Индии могли только лишь дети из высших каст.

Воспитание в Древней Индии было направлено в первую очередь на полноценное умственное развития, предусматривающее рассудочное поведение и ясность суждений; духовность, которая заключается в способности к самопознанию; физическое совершенствование, предполагающее закаливание и умение владеть собственным телом; любовь к окружающей природе и прекрасному; получение навыков самообладания и сдержанности. Наивысшей формой проявления нравственного поведения считалось содействие общественному и государственному благу.

Основной учебной книгой, которая одновременно являлась и священной, была «Бхагавадгита», написанная в первом тысячелетии до н.э. В данной книге были описаны пути, формы, содержание и примеры воспитания и образования. Книга была написана в форме беседы мудрого педагога с ребенком (учеником). Алгоритм получения знаний был следующим:

  • учитель излагал необходимый объем учебных знаний;
  • затем учитель осуществлял анализ представленных ученикам знаний;
  • раскрытие фундаментальных понятий и их рассмотрение на конкретных практических примерах.

К середине первого тысячелетия до н.э. в Древней Индии была сформирована определенная система воспитания, в основе которой были заложены семейно-общественные традиции. Дети трех высших каст проходили специальный ритуал посвящения, который назывался «упанаяма». В том случае, если ребенок не проходил данный ритуал, то он становился отверженным и лишался права получать дальнейшее образование.

Ступени образования

Учебно-образовательная система Индии включает в себя несколько этапов:

  • дошкольное образование;
  • школа (средняя и полная);
  • средне-профессиональное образование;
  • высшее и послевузовское образование с получением учёных степеней (бакалавр, магистр, доктор).

Соответственно по видам образование Индии подразделяется на среднее, полное среднее, профессиональное, высшее и дополнительное высшее образование.

Негосударственная образовательная система действует по двум программам.

  • Первая предусматривает обучение школьников,
  • вторая — взрослых.

Возрастной диапазон — от девяти до сорока лет. Также существует система открытого обучения, в рамках которой в стране работают несколько открытых университетов и школ.

Дошкольное образование

Системы дошкольного воспитания в Индии как таковой не существует. В стране традиционно развито домашнее дошкольное воспитание. До четырёх лет ребёнок находится дома под присмотром матери. Если оба родителя заняты на работе, прибегают к услугам нянечки или родственников. В некоторых школах имеются подготовительные группы, куда всё же можно отдать ребёнка, если нет возможности заниматься его воспитанием в домашних условиях. В таких группах малыш проводит большую часть дня и, кроме того что находится под постоянным присмотром, проходит этап подготовки к школе и даже начинает изучать иностранные языки (в основном английский).

Школа

Обязательное школьное образование должны получать дети в возрасте от 5 до 14 лет. Учебный год в школах Индии начинается в конце марта — начале апреля. Учёба в школах делится на два семестра: апрель-сентябрь, октябрь-март. Самые продолжительные школьные каникулы в мае-июне, когда многие районы Индии накрывает жара (45–55º С).

Обязательное образование является приоритетом государственной политики Индии. Примерно 80% начальных школ принадлежат государству либо поддерживаются властями. Обучение бесплатное. Родители учеников выплачивают лишь небольшие суммы на школьные нужды. Все расходы на обучение берёт на себя государство.

Индийские школы разделяются по типам:

  • муниципальные,
  • государственные,
  • частные с господдержкой,
  • школы-интернаты,
  • специальные школы.

Муниципальные и неправительственные школы управляются и финансируются локально администрациями штатов и советами местных национальных образований. Как правило, родители учеников общественных школ вносят плату за обучение своих детей один раз — при поступлении. Большинство общественных школ Индии связаны с организациями CBSE (Центральный совет среднего образования) и ICSE (Международный центр среднего образования).

Государственные школы финансируются и управляются исключительно органами власти страны. Этот тип учреждений отличается самой низкой стоимостью услуг образования.

Русские школы в Индии

Обучение в Индии для русских детей предусмотрено в трёх государственных школах, которые действуют при дипломатических службах России. Средняя общеобразовательная школа находится в Нью-Дели при российском посольстве. В Мумбаи и Ченнаи при Генконсульствах России работают начальные школы. Обучение для русских детей возможно в заочной форме.

Русская школа в Нью-Дели реализует утверждённые программы начального, основного и среднего общего образования.

Язык обучения — русский. Конечно обучение для русских детей вполне возможно в обычных индийских школах, как частных, так и государственных. Но все предметы там преподаются почти везде на английском языке.

Обучение в Индии по государственной программе ITEC

Также, есть интересные предложения поехать в Индию бесплатно по программе ITEC, обучаться разнообразным наукам — английскому языку, хинди, экономике и т.д на 2-3 месяца. Почитать и выбрать обучение, которое Вам нравится, можно здесь — Программа обучения в Индии. Вам оплачивают проезд, проживание и питание. Эта программа направленная на развития индийской культуры в России, но для того, чтобы попасть в рамки данной программы — нужно заполнить анкету, отправить её и ждать ответа…

Вот выдержка из программы ITEC :

«В рамках программы участники получают бесплатное образование в лучших индийских вузах и с целью получения опыта развития Индии специализируются в таких областях как банковское дело, СМИ, международные отношения, менеджмент и малый бизнес. ITEC также предлагает обучение персонала в оборонной сфере в таких престижных институтах Индии как Национальный Военный Колледж в Дели (National Defence College in New Delhi) или Колледже по обучению военного персонала в Тамил Наду (Defence services Staff College in Tamil Nadu).

Все обучающие программы ведутся только на английском языке. Правительство Индии покрывает все расходы на обучение, включая международный авиа перелет, расходы на проживание (жилье и питание) и также расходы на обучение в институте. Обучающиеся по программе также получают стипендию или пособие на каждодневные нужды. Около 2000 участников со всего мира обучаются в Индии каждый год в рамках программы ITEC. Это не только обучающая программа, но также и инструмент для развития двусторонних контактов и дружбы между Индией и ее друзьями по всему миру.

Единственными условиями участия в программе являются возраст – от 25 до 45 лет — и знание английского языка, поскольку все курсы ведутся на английском языке. Люди, однажды принявшие участие в программе ITEC, не имеют право на повторную стажировку в рамках этой программы.

Визы для студентов программы ITEC оформляются бесплатно в дипломатических представительствах Индии в Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке.

Институт осуществляет организационные мероприятия по встрече участников программы в Индии. Участникам предоставляется общежитие/гостиница и выплачивается ежемесячная стипендия, максимальный размер которой составляет 5000.00 индийских рупий. Сумма может несколько отличаться в зависимости от выбранного вуза, т. к. из нее вычитается стоимость еды. Участникам программы рекомендуется иметь при себе собственные деньги на личные расходы. В среднем будет достаточно 300.00 долларов США в месяц (текущий обменный курс 48 рупий за 1 доллар). Институты организуют экскурсионные поездки с посещением местных достопримечательностей и образовательные туры, например, при прохождении стажировок в вузах в Дели, студенты посещают Тадж Махал и Агру.»

По-моему — это может быть вполне интересным опытом!

Освоение долины Ганга.

Перед людьми с железными топорами и лопатами не устояли и джунгли в долине Ганга. Шаг за шагом люди отвоёвывали здесь землю для посева — вырубали заросли, выкорчёвывали деревья, копали каналы. При обилии влаги плодородная почва долины давала отличные урожаи.

Кроме хлеба, индийцы выращивали сахарный тростник и хлопок. Из хлопка они делали ткани, прочные, но такие тонкие, что платье можно было продеть сквозь маленькое колечко. Из Индии разведение и обработка хлопка распространились в другие страны.

Индийцы приручили не только буйволов, но и слонов. Они заставили громадных животных подчиняться человеку и выполнять тяжёлые работы: выкорчёвывать деревья, возить людей и носить грузы. Слоны участвовали в сражениях. Они были приучены хватать хоботом, поражать клыками и топтать воинов противника.

Постепенно индийцы покоряли упорным трудом богатую, но таившую много опасностей природу своей страны.

5. Как образовались государства в Индии.

Главные выгоды от труда индийского народа доставались раджам и старейшинам. Они требовали, чтобы крестьяне отдавали им часть урожая и приплода скота. Пленников раджи и старейшины обращали в рабов: заставляли их расчищать землю от зарослей и обрабатывать поля. Раджи и старейшины становились рабовладельцами. Чтобы принудить рабов и крестьян повиноваться, раджи собирали дружины хорошо вооружённых воинов.

  • Дружины превращались в постоянные войска.
  • Слуги раджей, наблюдавшие за рабами, становились стражниками.
  • Слуги, отбиравшие у крестьян хлеб и скот, делались чиновниками-сборщиками налога.
  • Сами раджи становились царями.

Так в I тысячелетии до н. э. в Индии образовались государства с царями, войском, чиновниками и стражниками.

Рабовладельцы хорошо понимали необходимость государства для сохранения их богатств и жизни. Они говорили: «Если не будет царской защиты, то богатые люди будут обречены на смерть и гонения».

  • < РЕЛИГИЯ И ИСКУССТВО НА СЛУЖБЕ У РАБОВЛАДЕЛЬЦЕВ
  • -> РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ИНДИЙЦЕВ >
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий