С 1 января повысят пенсионный возраст, страховой стаж и введут изменения для многодетных

Виды пенсий

Все белорусские пенсии можно поделить на трудовые и социальные. Трудовые выплаты могут предоставляться по:

  • возрасту;
  • инвалидности;
  • утрате кормильца;
  • выслуге лет;
  • особенные заслуги перед государством.

Трудовая пенсия

Расчет данных выплат производится при учете заработка гражданина за последние 24 года (при этом количество лет, учитываемых при расчете, не может быть больше имеющегося рабочего стажа). Минимальный размер трудового пенсионного обеспечения следующий:

  • по возрасту – 25 процентов от максимального прожиточного минимума (ПМ), который был утвержден за 2 предыдущих квартала;
  • по утрате кормильца – 100 процентов, детям-сиротам – 200 процентов;
  • для инвалидов – 100 процентов (1 и 2 группы), 50 процентов (3 группа), 100 процентов от минимально установленной пенсии по возрасту для матерей-героинь;
  • за выслугу лет – 100 процентов.

Людям, получающим минимально установленные выплаты, предоставляется государственная доплата, равная 20 процентам средней зарплаты по стране. Пенсия по возрасту должна быть больше законодательно установленного минимума, не меньше 55 процентов среднего дохода гражданина за месяц.

Социальная пенсия

Калькулятор данного типа выплат выглядит следующим образом и исчисляется при учете ПМ за 2 предыдущих квартала:

  • 110 процентов – лицам с инвалидностью 1 группы;
  • 95 – лицам с инвалидностью 2 группы с детства;
  • 85 – лицам с инвалидностью 2 группы;
  • 75 – лицам с инвалидностью 3 группы;
  • 50 – гражданам мужского пола с 65, женского – с 60 лет.

Пенсии для военных

Чтобы получать военную пенсию, требуется иметь срок службы минимум 20 лет. Военнослужащие становятся пенсионерами в 45 лет. Определенные группы служащих армии вправе продолжать заниматься военной деятельностью даже будучи пенсионерами. Так, генерал-полковники могут служить до 60 лет, полковники – до 50.

Одним из основных условий получения пенсионных выплат считается постоянное проживание в Беларуси. Их размер зависит от:

  • выслуги лет;
  • оклада, который гражданин получает соответственно со своим званием;
  • надбавок.

Если при исполнении военного поручения либо спустя 90 дней после ухода в запас служащий армии получил статус «инвалид», он вправе оформить пенсионное обеспечение по инвалидности.

Для этого нужно соответствовать таким требованиям:

  • выслуга минимум 12 месяцев;
  • возраст минимум 23 года;
  • постоянное проживание в Белоруссии.

Справка! Решение об отправке гражданина на пенсию за особые заслуги перед страной принимается правительственным аппаратом.

Расчет выплат выполняется так:

  • офицеры, служащие по контракту, мичманы, прапорщики при выслуге 20 лет получают ежемесячно половину денежного довольствия. За каждый дополнительный год зачисляется еще 3 процента, но не больше 75;
  • при выслуге 25 лет, если минимум 12 с половиной из них приходится на службу в армии или полиции, полагается 50 процентов от денежного довольствия и по 1 проценту за каждый дополнительный год;
  • при выслуге 15 лет гражданин будет получать 40 процентов от денежного довольствия и 3 процента за каждый дополнительный год.

«Это несправедливо, что малоимущие платят по полной программе»

— Если связывать эффективность реформы с конкурентоспособностью бизнеса, то здесь ничего не изменилось, — отмечает Жанна Тарасевич. — Наниматели как платили в Фонд соцзащиты 34% зарплатного фонда, так по-прежнему и платят. Хотя в других странах взносы гораздо меньше: в России — 28%, в Казахстане — на уровне 10−15%. То есть конкуренцию мы не выдерживаем.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

По мнению финансового директора Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Анатолия Гольдберга, проблема кроется не только в несбалансированности взносов между работодателями и работниками, но и в существовании льгот по страховым взносам.

— С суммы выплат работнику, превышающих пятикратную величину средней зарплаты, отчисления страховых взносов в ФСЗН не производятся, — говорит Анатолий Гольдберг. — Это совершенно несправедливо, потому что малоимущие граждане платят взносы по полной программе. Я этот вопрос поднимал неоднократно. Ответ всегда один: а как мы будем платить пенсии этим людям? Такие высокие страховые взносы сказываются на самом количестве плательщиков. Некоторые представители бизнеса из-за высокой налоговой нагрузки переносят свой бизнес за границу. Есть категория предпринимателей, которые выплачивают зарплаты в конвертах, потому что у нанимателя не всегда есть возможность заплатить такую большую сумму. Поэтому надо понемногу уменьшать налоговую нагрузку по взносам в Фонд соцзащиты.

О перераспределении и уменьшении страховых взносов уже говорят и чиновники

Но эксперты предостерегают, что к делу нужно подойти с осторожностью

— Возможно, снижение нагрузки по страховым взносам дало бы стимул к экономическому развитию и росту зарплат. Но решиться на такой шаг страшно, потому что поначалу он может привести к уменьшению собираемости социальных взносов. А простое перераспределение взносов между работниками и работодателями ни к чему не приведет, потому что в конечном итоге под влиянием рынка рост зарплат компенсирует увеличение взносов для работников, — комментирует Катерина Борнукова.

Почему и кому нужна реформа?

Фото FINANCE.TUT.BY

Проблемы с пенсионным обеспечением могут начаться из-за увеличения доли людей в возрасте старше трудоспособного. Главный научный сотрудник отдела динамики социально-экономических систем Института экономики НАН Беларуси Людмила Шахотько объясняет процесс тем, что в 1990-е годы и в начале 2000-х в Беларуси была низкая рождаемость. Это означает, что в ближайшее десятилетие в трудоспособный возраст будет вступать все меньшее и меньшее количество белорусов.  
В Беларуси пенсия выплачивается по принципу солидарности поколений: пенсионеров содержат работающие. В начале 2014 года на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 403 человека старше. В 2009 году этот показатель составлял 359 человек. Однако дальше будет не лучше, а хуже.  
В Беларуси детское население сокращается, а значит, прибавления в полку работающих за счет местного населения ожидать не приходится.  
Согласно расчетам белорусских демографов, в результате предстоящих колебаний повозрастной структуры населения, а также изменений в динамике рождаемости и смертности на начало 2051 значительные изменения коснутся трудоспособного населения: его численность сократится на 1,5 миллиона. При этом на 370 тысяч человек увеличится численность населения в возрасте старше трудоспособного.  
На сегодняшний день пенсионеры составляют 23,9% от численности всего населения и 40,3% от трудоспособного. Согласно прогнозу, к 2020 году доля пенсионеров в общей численности населения вырастет до 26,4%. К 2030 году доля пенсионеров составит 53,2% от трудоспособного населения.  
Сотрудники Академии наук посчитали, что по сравнению с 2014 годом в 2030 ожидается сокращение соотношения плательщиков пенсий и их возможных получателей не менее чем на 35 %. Если ничего кардинально не изменится (вдруг в Беларусь не хлынут мигранты), в 2050-м – 60%.  
Динамика числа плательщиков пенсий и их получателей в Беларуси за период 2014-2051 гг.

Инфографика: zautra.by

 
В результате изменений в бюджете Фонда социальной защиты населения может сформироваться структурный дефицит. Для плательщиков это означает, что платить в фонд придется больше. Согласно расчетам, которые делались на конец 2014 года, к 2030-му сумма пенсионных выплат должна вырасти на 20%. При этом увеличение только пенсионного возраста у женщин до 60 лет позволит сохранить объем выплат практически на нынешнем уровне.  
На сегодняшний день в Беларуси расходы на выплату пенсий составляют 8,3% от ВВП. Для сравнения: в США – 10%, в Евросоюзе – 13%.  

— Пенсии составляют значительную долю социальных выплат, — говорит демограф Анастасия Боброва. — В Беларуси расходы на социальную защиту населения самые высокие среди стран СНГ. В 2013 году расходы на социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии) составляли 14,6% от ВВП, тогда как в России – 11,8%, Молдове – 13,2%, Казахстане – 4,1%, Армении – 7,3%, Украине – 8,9%. В странах ЕС расходы на социальную защиту населения значительно выше. В 2011 году в соседней Польше данный показатель составлял 19,2%, Литве – 17%, Латвии – 15,1%, самый высокий показатель среди стран ЕС в 2011 году был во Франции – 33,6%, Нидерландах – 32,3%, Германии – 29,4%.

Какие проблемы по пенсиям назрели в Беларуси. Коротко о главных из них

  • Десятки тысяч белорусов теряют часть страхового стажа (а следом — и часть пенсии) из-за того, что наниматели не уплачивают за них взносы в ФСЗН.
  • Еще один пенсионный вопрос — минимальный страховой стаж, который нужно выработать для назначения трудовой пенсии. Если не наберется нужный период, то в таком случае можно претендовать на социальную (сейчас — чуть меньше 124 рублей). Вопрос в заметном повышении этого стажа и том, что в него не включают учебу в вузах, декретный отпуск, больничные, периоды получения пособия по безработице (а  — уже да).
  • Работающие пенсионеры должны платить взносы в ФСЗН со своих зарплат (при этом для них действует понижающий коэффициент на пенсию), но перерасчет пенсии при этом не производится.

  • В Беларуси действует так называемый уравнительный принцип формировании пенсий, при котором отсутствует четко выраженная дифференциация в размере начисленных выплат на заслуженном отдыхе в зависимости от уровня зарплаты. Проще говоря, пенсии работников с высокой зарплатой и низкой отличаются не так значительно, как отличались их «получки».

  • Немало вопросов возникает к размеру пенсий в Беларуси. То, что пенсии «слабые», неоднократно признавали власти, но программу по их повышению либо какой-либо план, как пересмотреть действующую пенсионную систему, чтобы поднять размер этих выплат, не представляли общественности. Тем временем власти не первый год пытаются поднять пенсии до 40% от средней зарплаты по стране.

  • Еще один актуальный пенсионный вопрос — страховые взносы в ФСЗН. За шесть лет дефицит фонда вырос в 9 раз. И недостаток средств в фонде стабильно примерно 10%, заявил в конце 2018 года Александр Лукашенко. В КГК ранее предлагали для повышения наполняемости бюджета фонда повысить для отдельных плательщиков размеров обязательных страховых взносов по пенсионному страхованию и льгот. В Минфине ранее говорили о варианте снизить нагрузку по взносам в ФСЗН для предприятий, а для работников — повысить.

  • Слабо работает накопительная пенсионная система.

Виды пенсий

В Беларуси в ФСЗН наниматели отчисляют средства за каждого сотрудника,зависящие от фонда зарплаты:

  • ПФ: 28 %;
  • социальное страховое обеспечение: 6 %.

Работник перечисляет 1 % от своей зарплаты в ПФ. Трудовые пенсии:

  1. По возрасту — назначают пожизненно по законодательству. Основное условие – необходимый страховой стаж.
  2. За выслугу лет — получают ряд граждан, у которых нет досрочной профессиональной пенсии.
  3. По инвалидности — не зависит от причины получения группы, если имеется необходимый стаж в момент обращения. Могут назначить переосвидетельствование на предмет восстановления работоспособности.
  4. Потеря кормильца — выплачивают нетрудоспособным лицам, если умерший отработал положенное время.
  5. За заслуги перед страной — обладатели званий и наград.

Люди,у которых недостаточно стажа,с инвалидностью, могут получать социальные пособия. Их размер зависит от категории и определяется в процентах от БПМ. Назначается на пять лет позже введенного возраста.

Особый вид — военная пенсия. Ее получают в 45 лет после 20 лет службы. Повышение возраста касается и этой категории людей — 48 к 2033 г. При соблюдении этих условий выплачивают минимум — 50 % от денежного довольствия, за каждый дополнительный год службы прибавится — по 3 %. С 1.09.2017 пенсии повышались поэтапно с помощью корректирующих коэффициентов, с 1.07.2019 — равно 1.

При переезде из Беларуси выплачивается пенсия за 6 месяцев вперед по любому виду. В других странах ее назначают согласно заключенным соглашениям между государствами. Существует возможность получать пенсию переводом на банковский счет.

Эксперты, которые за повышение: «Чтобы не было дефицита в ФСЗН, нужно повысить пенсионный возраст до 65 лет»

Екатерина Борнукова, фото: Дмитрий Бобрик, TUT.BY

— Демографически у нас складывается такая ситуация, что количество трудоспособных людей падает, а количество людей пенсионного возраста растет. По расчетам, единственный способ добиться контролируемого дефицита в ФСЗН и тратить на него ниже одного процента ВВП — к 2035 году повысить пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и женщин, — рассказывает Катерина Борнукова.

В первую очередь, по мнению эксперта, повышение пенсионного возраста коснется женщин.

— Женщины живут в среднем на 10 лет дольше, чем мужчины, но на пять лет раньше выходят на пенсию. Решение о раннем выходе на пенсию вообще непонятно чем мотивировано. Бывший министр труда и соцзащиты Марианна Щеткина говорила о том, что это вознаграждение за рождение детей. Но это было актуально полстолетия назад, когда рожали трех-четырех детей. Сейчас, когда женщины рожают одного-двух и при этом получают декретные отпуска по три года, непонятно, почему они должны еще и раньше на пенсию выходить.

По словам эксперта, выравнивание пенсионных возрастов — это один из шагов, чтобы уменьшить дискриминацию на рынке труда. Из-за декрета и ранней пенсии у женщин априори меньший трудовой стаж. Это приводит к тому, что работодатели меньше вкладываются в них и с большей охотой развивают работников-мужчин.

Также один из доводов в пользу повышения пенсионного возраста — статистика о количестве работающих пенсионеров. «Первые пять лет после выхода на пенсию процент женщин, которые продолжают работать, больше, чем аналогичный процент мужчин». Но эксперт приводит этот аргумент с оговоркой — при этом нужны дополнительные исследования, которые позволят оценить состояние здоровья у женщины.

— Надо смотреть, действительно ли смогут люди продолжать работать, особенно там, где требуется физический труд, — подчеркивает Катерина Борнукова.

Такого же мнения, как и Катерина Борнукова, что надо повышать пенсионный возраст как для женщин, так и для мужчин, придерживается и заведующая отделом человеческого развития и демографии Института экономики НАН Беларуси Анастасия Боброва.

— Выход на пенсию в 65 лет — это разумно. Нужно держать в голове, что к этому возрасту мы рано или поздно придем. Если сохраним все как есть, то может возникнуть недостаток средств на выплату пенсий, — считает Анастасия Боброва.

Эксперт также считает, что нужно рассматривать вопрос об уравнивании пенсионного возраста для мужчин и женщин. Один из доводов — более высокая продолжительность жизни.

— Кроме того, есть психологический момент, вижу это даже по собственной маме. Некоторые женщины не очень позитивно воспринимают статус «пенсионерка» и даже скрывают выплаты, потому что их причисляют к пожилой части населения. Мне кажется, наши женщины стали более активными, и если мы говорим о вопросах гендерного равенства, то тут нужно быть честными перед собой и быть наравне с мужчинами. Поэтому я выступаю абсолютно за то, чтобы уравнивать и повышать возраст. Может быть, не стоит дальше трогать мужчин и остановиться на 63 годах, но нужно двигать женщин до 60 или даже до 63 лет.

Анастасия Боброва считает, что «пенсионеры не будут забирать рабочие места у более молодой части населения».

— Напротив, речь идет об обмене опытом. Здесь надо учитывать, в каком виде деятельности работает этот человек. Научная, образовательная, медицина — мне кажется, есть ряд сфер, где просто нельзя выкинуть пенсионеров, исходя из того, что у них громадный опыт. 60−65 лет — это еще активный человек, который может проводить операции и учить молодежь.

Также один из приемлемых вариантов — переход на многоуровневую пенсионную систему.

— Часть ответственности за свою пенсию должна лежать на гражданине, часть на государстве. И тогда не будет ажиотажа насчет того, ушел или не ушел человек на заслуженный отдых. Если он остался работать и не получает, как у нас, дополнительную пенсию, для его уровня жизни это не катастрофа — он понимает, что трудится, потому что он вносит вклад в экономику, а не потому что ему мало пенсии.

Что нужно знать о досрочном выходе на пенсию в Беларуси

Досрочно стать пенсионером можно, если вы постоянно проживаете на территории страны. Также нужно достигнуть определенного возраста, установленного ст.11 закона РБ от 5 января 2008 г. номер 322 «О профессиональном пенсионном страховании». Кроме того, необходимо наработать предусмотренный этим же законодательным актом рабочий стаж.

Люди, которые вправе оформить как досрочную, так и другую пенсию, могут выбрать любую из них. Что касается величины выплат, то она рассчитывается посредством нахождения частного суммарных пенсионных накоплений и предполагаемого периода предоставления пенсионного обеспечения (в месяцах).

Периодом предоставления досрочного пенсионного обеспечения считается период с месяца, который следует за месяцем подачи заявления об оформлении выплат, по месяц, когда гражданин достигнет соответствующего возраста.

Почему не работает добровольное страхование?

«Сегодня в Беларуси только две страховые компании осуществляют добровольное страхование: государственная — «Стравита» (97% всех застрахованных лиц в данном виде страхования); негосударственная — «Приорлайф» (3%). Как видно, количество страховых компаний мизерное», — продолжает Ирина Комоцкая.

По мнению эксперта, такой подход к обеспечению пенсии у нас не получил широкого распространения в силу ряда причин. Все частное пенсионное страхование ликвидировали еще к концу 1950-х, а восстановили только к концу 1980-х. Вплоть до настоящего времени нет концептуальных направлений развития. Играет роль и такой фактор, как недоверие граждан к финансовым структурам и долгосрочным инвестициям. Это обусловлено прошлым опытом обесценивания советских вкладов, развалом финансовых «пирамид» в 1990-х гг., наконец, отрицательным опытом девальваций. Кроме того, в Беларуси нет возможности использования смешанных программ (страхование за счет взносов работника и нанимателя на единый счет), а страховые организации ограничены в возможностях по инвестированию пенсионных накоплений, чтобы снизить их обесценивание.

Льготы для пенсионера. На чем может сэкономить белорус на пенсии
Подробнее

«Программы добровольного пенсионного страхования подразумевают, что вы доверяете деньги либо государственной компании, либо банку не на 2-3 года, как в случае с депозитом, а на 20-30 лет. Ключевой фактор успеха — это доверие граждан к государственным и финансовым институтам. С этим в Беларуси всегда было не все гладко, а в последние месяцы ситуация еще ухудшилась — все больше людей забирают деньги из банков под подушку», — говорит Максим Адаскевич.

Дополнительные льготы от государства в Беларуси

Перечень всех льгот для получателей пенсионных выплат выглядит так:

  • не требуется уплачивать налоги на недвижимое имущество, которое принадлежит гражданину (если в нем не проживают люди работоспособного возраста);
  • за процедуры, связанные с работой нотариуса, нужно уплачивать лишь 50 процентов государственной пошлины;
  • в дачный сезон, с 1 мая до 30 сентября снижается в 2 раза цена билетов на пригородные электрички и автобусы, а также на водный транспорт.

Гражданин может использовать льготу, если заявит о собственном праве. Для того чтобы покупать билеты по сниженной цене, требуется показать кондуктору удостоверение. Для получения льгот по оплате электричества и газа необходимо обратиться в организацию, поставляющую данные ресурсы, с удостоверением и иными документами.

Определенные льготы предназначаются не для всех получателей пенсий, а только для некоторых их групп. К таковым причисляются:

  • ветераны труда;
  • бывшие сотрудники силовых структур;
  • лица, участвовавшие в Великой Отечественной войне;
  • люди, которые ликвидировали последствия Чернобыльской катастрофы;
  • люди с инвалидностью.

Данные категории белорусов частично либо целиком освобождены от оплаты коммуналки, вправе бесплатно проходить оздоровительные процедуры.

В 2016 г. часть действовавших раньше льгота была аннулирована или заменена на надбавки к пенсионному обеспечению.

Так, теперь пенсионеры:

  • уплачивают налоги с процентов по вкладам;
  • уплачивают налоги с выигрышей в лотереях;
  • платят государственную пошлину за допуск авто к эксплуатации и за технический осмотр;
  • не могут покупать билеты в общественном транспорте городов по сниженной цене.

Если выигрыш в лотерею не является именным, то налог уплачивать не требуется, соответственно с подпунктом 17 пункта 2 статьи 153 НК РБ. Если выигрыш именной, то есть для его получения нужно предоставить паспорт, необходимо уплачивать подоходный налог. Размер данного налога – 4 процента от выигранной денежной суммы.

Справка! Некоторые организации оформляют внутренние указы, по которым пенсионеры могут получить дополнительные льготы на товары или услуги. Законодательство не обязывает компании предоставлять льготы гражданам пенсионного возраста, поэтому не стоит удивляться, если в одном магазине пенсионеры могут купить товары по сниженной цене, а в другом нет.

Не возрастом единым

В Беларуси очень много людей выходят на пенсию досрочно. И одно дело, когда речь идет о представителях таких профессий, которые связаны с особыми условиями труда (угольная, металлургическая, химическая промышленность). В 45 лет уходят на пенсию военнослужащие, есть досрочный выход на основании педагогического стажа.  
Белорусские демографы предлагают создать систему переаттестации рабочих мест по прозрачной и понятной для всех участников процедуре.  
Всемирный банк предлагал заменить индексацию пенсий в связи с ростом заработной платы на индексацию в связи с ростом цен, снизить ставки взносов и ввести условно-накопительные счета. Отечественные специалисты с этим согласны.  
Анастасия Боброва отмечает, что приемлемым может стать создание добровольной пенсионной системы, взносы в которую платит сам работник. При этом он имеет право выхода из системы по заявлению. Однако развитие такой системы требует совершенствования деятельности накопительных институтов.  

— Здесь нужна серьезная проработка вопроса и оценка степени готовности как с экономической, административной, так и с социальной и психологической точки зрения. Необходимо развивать фондовый рынок, чтобы организации, аккумулирующие пенсионные взносы, могли эффективно их инвестировать, — сказала Анастасия Боброва.  
Для этого необходима также макроэкономическая стабильность, что теперь является крайне проблематичным, отметил в комментарии «Завтра твоей страны» экономист Антон Болточко:  
— Давно уже понятно, что пенсионную систему Беларуси ждут не лучшие времена. В бюджет государства закладываются средства для пополнения бюджета Фонда социальной защиты.

Между тем теперь Беларуси явно не до пенсионной реформы, «когда надо решать текущие проблемы, тушить пожар», поэтому пенсионный возраст и увеличивается посредством увеличения продолжительности периода работы, отмечает экономист.  

— Думаю, проблем с пенсиями нам не избежать, — прогнозирует Антон Болточко. — Например, их перестанут индексировать. Сейчас власти решают сложные текущие экономические проблемы. И это правильно: сначала тушим пожар, а затем меняем окна. Вопрос в том, надолго ли затянется процесс.

Но думать о пенсионной реформе, по словам эксперта, необходимо однозначно уже теперь, причем не зацикливаясь только на увеличении пенсионного возраста. Необходимо постепенное введение накопительной системы, а это процесс длительный.  
Справка «Завтра твоей страны»

Тонкости оформления пенсии

Назначение пенсионных выплат не производится автоматически. Белорус должен подать ходатайство в орган по труду, занятости и соцзащите граждан. Оформлять и подавать обязательные бумаги должен наниматель (для трудоустроенных белорусов) или сам заявитель.

Перечень бумаг, которые потребуются, зависит от типа пенсионного обеспечения. Общими считаются документы, которые подтверждают трудовой стаж и доходы.

Документами, которые удостоверяют личность, возраст, адрес проживания, гражданскую принадлежность считаются:

  • белорусский паспорт – для граждан Беларуси;
  • паспорт иностранного гражданина, ВНЖ – для иностранцев и апатридов;
  • свидетельство о рождении, паспорт – для детей, которые не достигли шестнадцатилетнего возраста.

К ходатайству может понадобиться приложить такие документы:

  • представление нанимателя (для трудоустроенных белорусов);
  • трудовая книжка;
  • военный билет;
  • бумаги, подтверждающие, что заявитель обучается по очной форме;
  • свидетельства о рождении детей;
  • выписка, подтверждающая, что заявитель находился в декрете в течение определенного периода;
  • выписка, подтверждающая, что заявитель получал пособие для безработных в течение определенного периода.

Важно! Кроме того, потребуются бумаги, которые подтверждают данные о заработной плате. Если пенсионное обеспечение назначается в текущем году, нужно будет подготовить справки о зарплате за предыдущие 24 года работы.. Справки о заработной плате за периоды работы, которые имели место после 01.01.2003, предоставлять нет необходимости

Обусловлено это тем, что, когда был введен индивидуальный учет, информация об этих периодах стала подтверждаться справкой из лицевого счета гражданина. Она выдается ФСЗН. Запрос данного документа выполняет орган соцзащиты, в который гражданин подает заявление об оформлении пенсионных выплат

Справки о заработной плате за периоды работы, которые имели место после 01.01.2003, предоставлять нет необходимости. Обусловлено это тем, что, когда был введен индивидуальный учет, информация об этих периодах стала подтверждаться справкой из лицевого счета гражданина. Она выдается ФСЗН. Запрос данного документа выполняет орган соцзащиты, в который гражданин подает заявление об оформлении пенсионных выплат.

Пенсии в Белоруссии, как и во многих других странах мира, делятся на разные типы. Общим является то, что их размер зависит от длительности определенных периодов в жизни гражданина (трудовая деятельность, армейская служба). Исключением являются пенсии, предоставляемые по факту выполнения каких-либо требований (наличие статуса «инвалид», утрата кормильца).

Накопительная система: что нужно учесть

Чтобы обеспечить себя в старости, нужно задуматься о накоплениях заранее. Для накопительного счета в банке необходимо производить регулярные взносы. Денежные средства должны вноситься регулярно, и составлять одинаковый процент от доходов.

Как вариант, можно приобрести облигации. Это доходный, но рискованный способ для накопления средств. Необходимо использовать ценные бумаги от надежных и проверенных компаний.

Для накоплений подойдет и такой способ, как инвестирование. Можно вложить деньги в недвижимость и открыть инвестиционный счет, с которого отправлять денежные средства.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий