Что будет, если россия вступит в евросоюз: существует два варианта развития событий

«О большем речи идти не может»

Стоить напомнить, что первые усилия по интеграции в европейское сообщество Турция предприняла ещё в 1959 году. Тогда республика подала заявку на ассоциированное членство в только что созданное Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). В 1963 году стороны подписали договор, предоставивший Турции статус ассоциированного члена ЕЭС.

Однако в дальнейшем процесс интеграции застопорился из-за внутриполитической нестабильности в Турции.

В 1987 году Турция подала заявку на вступление в Европейское сообщество, но её отклонила Еврокомиссия. Исключение Анкары из числа кандидатов в Европе мотивировали тем, что в стране практикуются пытки, а также тем, что турецкие войска остаются на Кипре.

  • Реджеп Тайип Эрдоган
  • Reuters

Однако в 1999 году лидеры ЕС всё же предоставили Турции статус кандидата на членство в союзе.

Несмотря на это, а также на заявления еврочиновников, эксперты сомневаются, что страна сможет стать членом Евросоюза.

Похожей точки зрения придерживается и Александр Тэвдой-Бурмули. При этом, по его мнению, сегодня республика уже не так заинтересована в евроинтеграции, как раньше.

«Динамика политического развития в последние десять лет уводит Турцию от сближения с ЕС, хотя формально она остаётся кандидатом на членство. Этот статус Анкара сохраняет, чтобы использовать его и получать некоторые бонусы. Но очевидно, что вступление в ЕС ликвидирует независимость турецкой дипломатии. Вряд ли стороны смогут преодолеть разногласия и вернуться к диалогу об интеграции», — прогнозирует эксперт.

ЕС не хочет брать ответственность за потерю Украиной территорий

В этих словах — ответ на поставленный вопрос: Почему Европа категорически против участия РФ в G7? Берлин и Париж не хотят признавать ответственность за госпереворот на Украине, который привел к потере территорий, и возлагают всю вину за это на Россию.

Однако вспомним, как Евросоюз обещал экс-президенту Виктору Януковичу помощь в заключении договоренностей между ним и  «оппозицией». Посредниками при подписании Соглашения об урегулировании политического кризиса на Украине от 21 февраля 2014 года выступили министры иностранных дел Германии и Польши — Франк-Вальтер Штайнмайер и Радослав Сикорский, а также руководитель Департамента континентальной Европы Министерства иностранных дел Франции Эрик Фурнье.

Предусматривались отвод сил правопорядка из центра Киева, прекращение насилия и сдача боевиками оружия, перевыборы в Раду. Ничего из этого, как известно, выполнено не было.

Кремль и МИД России предпочитают об этом не напоминать партнерам по Минским соглашениям и «нормандскому формату».

Необходимость вступления России в Евросоюз

Вступление в Евросоюз — длительный процесс, начинающийся с подачи заявки Европейскому комитету, которую Россия не подавала вовсе. Но, тем не менее, Россия сотрудничает с ЕС, с 1994 года действует Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Евросоюза и России.

Данное соглашение подразумевает взаимовыгодное сотрудничество, которое заключается в том, что, с одной стороны, Европа снабжает РФ техникой, автомобилями и современным оборудованием, наравне с товарами широкого потребления. А с другой стороны, Россия является важным поставщиком энергоресурсов в страны Европы.

В 2002 году В.В. Путин предложил ЕС рассмотреть вопрос о возможности безвизового режима в связи с отдаленным расположением Калининградской области и проблематикой обеспечения данного региона, на что не получил ни подтверждения, ни опровержения. ЕС согласился рассмотреть данный вопрос в перспективе.

Некоторые государства Евросодружества высказывают свое предпочтение относительно возможного вступления России в Евросоюз, среди них Чехия, Италия и Германия.

Состоять ли России в Евросоюзе или нет — вопрос крайне спорный и неоднозначный, так как ответ на него основывается исключительно на прогнозах и вероятностях. Многие аналитики предполагают, что вступление России в Евросоюз возможно. Но вопрос о выгоде и необходимости этого шага для России стоит не менее остро.

Многие отрасли хозяйства, не выдержав конкуренции с европейским рынком, могут просто-напросто исчезнуть, лишая государство дохода. Также Россия лишится части своей независимости, так как должна будет согласовывать все свои решения с Европарламентом, что может лишить Россию выгодных партнеров.

Наиболее вероятный прогноз положения вещей в России после вступления в Евросоюз: закрытие предприятий, повышение безработицы, рост цен, вытекающие последствия перестройки экономики на новый лад — затяжной экономический кризис.

Вхождение в единую валютную зону потребует от России энергетических уступок, превращая страну в донора энергоресурсов, необходимых Европе. Трудно сказать, послужит ли это на благо Российской державе, ведь наше государство стремится сохранить свой политический курс и сотрудничать с остальными странами в обоюдовыгодном ключе.

«Роль проводника американских интересов»

Говоря о том, что «Северный поток — 2» является «политическим» проектом, Урсула фон дер Ляйен «ретранслирует позицию США», считает старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.

«А значит, европейский бизнес будет нести из-за его импорта большие издержки и станет менее конкурентоспособен, тогда как американская сторона получит от этого большие преференции. Вашингтон не может предложить что-то более выгодное, чем «Северный поток — 2», поэтому и придумал историю про то, что проект политически вреден», — сказал аналитик.

По словам заведующего отделом социальных и политических исследований Института Европы РАН Владимира Швейцера, руководство Германии и ЕС оказалось в «непростом положении», когда им, с одной стороны, хочется получить по выгодной цене российский газ, а с другой — не портить отношения с США.

Швейцер также считает, что в Евросоюзе сейчас нет консолидированной позиции в вопросе дальнейшего строительства газопровода.

«Наблюдается некоторая неопределённость во мнениях ряда европейских чиновников», — пояснил эксперт.

Как отмечал депутат бундестага, член комитета по международным делам («Альтернатива для Германии») Вальдемар Гердт, отказ от строительства газопровода чреват серьёзными издержками.

«Северный поток» — это не немецкий и не российский проект. В нём участвуют более 100 фирм. Все они получили разрешение, прошли соответствующие процедуры и вложили деньги. Если мы сейчас политическим решением остановим «Северный поток», то нам грозит более €10 млрд штрафных санкций. То есть возмещение ущерба всем этим фирмам», — заявил Гердт в интервью РИА Новости.

В свою очередь, член комитета Совета Федерации по международным делам Сергей Цеков в беседе с RT подчеркнул, что в таком случае «у Германии, да и у всей Европы будут большие вопросы по обеспечению гарантированными энергоресурсами».

Также по теме

«Суверенное решение»: почему в Германии призывают продолжать реализацию «Северного потока — 2» без оглядки на США

Германия должна самостоятельно принять решение по проекту «Северный поток — 2». Об этом заявила глава федеральной земли Мекленбург —…

Ввиду всех этих обстоятельств «позиция Урсулы фон дер Ляйен, которая полностью солидаризуется с мнением руководства США, вызывает по меньшей мере недоумение», полагает Владимир Оленченко.

«Ведь Еврокомиссия как рабочий орган Евросоюза — это организация в основном экономического толка», — напомнил эксперт.

По мнению Оленченко, примечательно и то, что, когда в ЕС обсуждался бюджет на следующие семь лет и вопрос выхода из кризиса, порождённого пандемией, «никто не говорил о политических аспектах».

«Все еврочиновники обсуждали экономическую и финансовую составляющие. При этом в ситуации с «Северным потоком — 2» наблюдается заведомо пристрастное отношение к проекту, здесь ситуация разительно меняется, и Урсула фон дер Ляйен берёт на себя роль проводника американских экономических интересов в ЕС. Таким образом создаётся ощущение, что она намеренно стремится подорвать конкурентоспособность Евросоюза на международном рынке», — заявил аналитик.

Одновременно Оленченко напомнил, что в самой Германии существует американское лобби, которое высказывается против «Северного потока — 2» и всеми способами старается склонить немецкое руководство в свою сторону.

«Немецкий бизнес и германские политики, которые пекутся об экономических интересах ФРГ, они, естественно, поддерживают необходимость успешной реализации проекта и введения его в эксплуатацию. И между этими двумя группами идёт борьба, которая в последнее время ужесточилась, и на чашу весов бросается всё что можно», — рассказал эксперт.

Для того чтобы свернуть реализацию «Северного потока — 2», американцы сейчас активизируют всех своих сторонников как в Берлине, так и в Брюсселе, подчеркнул Оленченко.

Порядок вступления в ЕС

Вступление страны в Евросоюз, в первую очередь, происходит при соблюдении копенгагенских критериев. Они представляют собой выполнение демократических прав и свобод человека, принципов правового государства. В стране должна быть высокоразвитая рыночная экономика и признаваться правила и законы ЕС.

Выдвигается много условий. Зачастую приходится менять законодательство, которое конфликтует с уже существующим в ЕС. Также заключается договор переходного периода, когда страна готовится войти в Евросоюз. Государство должно быть европейским по географии и принадлежать к европейской цивилизации.

Нет никаких поправок о том, что в союз может вступить государство, расположенное исключительно в Европе. Но примеры Марокко и Израиля, когда принятие в ЕС возможно только исключая «полное членство», говорят об обратном.

Совместные проекты России и ЕС

Основная статья: Совместные проекты России и Европейского Союза

Космический аппарат «Экзомарс»

Основная статья: Космический аппарат «Экзомарс»

Прототип марсохода программы «Экзомарс» (вариант 2015 года)

Данный проект представляет из себя космический аппарат, состоящий из искусственного спутника Марса — марсианского научного орбитального аппарата и спускаемого аппарата с автоматической марсианской станцией — модуля «Скиапарелли» для демонстрации возможности входа в атмосферу, спуска и посадки.

Этот космический аппарат является совместным проектом «Европейского космического агентства» и российского «Роскосмоса» и прендазначен для изучения Марса.

Газопровод «Северный поток-2»

4 сентября 2015 года во Владивостоке был подписан договор о строительстве газопровода «Северный поток-2», протяжённость которого составляет 1224 км, и который пройдёт по дну Балтийского моря и выходит к немецкому городу Грайфсвальд. Первым получателем российского газа должна стать Германия, а уже за ней газопровод планируется расширять дальше по Европе. Для России тут есть свои плюсы, поскольку увеличивается её экономическое (и соответственно, геополитическое) влияние в Европе (что в свою очередь, ослабит американские позиции в Старом свете).

Так-же плюсом является и то, что если через Украину США смогли сорвать поставки газа, то провести газопровод через Германию у России в настоящие время больше шансов.

Для реализации проекта была создана компания «New European Pipeline AG». В состав акционеров вошли:

  • «Газпром» — 51 %,
  • «E.ON», «Shell», «BASF»/«Wintershall», «OMV» — по 10 %,
  • «ENGIE» — 9 %.

Сближение России и ЕС

В случае поражения на Украине США ударят по Европе. Обзор от PolitRussia

Даже не смотря на колоссальное напряжение в двухсторонних отношениях, для ЕС есть очень мощный стимул не только для экономического, но и для политического разворота в сторону России.

В первую очередь, среди некоторых политиков ЕС постепенно появляется осознание того, что в случае необходимости, США во имя своих геополитических и экономических интересов, готовы пожертвовать и Европой (как это уже было сделано в Первой и Второй мировых войнах).

Причины сближения России и ЕС:

  • Экономическая незаменимость. Для Евросоюза Россия, ввиду географической близости, а также ещё по ряду причин является незаменимым экономическим партнёром. Страны Востока конечно могут в некоторой степени заменить Россию, но полностью экономическое сотрудничество ЕС и Востока не заменит экономическое сотрудничество России и ЕС.
  • Расхождение в геополитических интересах ЕС и США. Заокеанскую державу не сильно волнует благополучие объединённой Европы, а потому политическое сближение с Россией имеет большой смысл как для ЕС, так и для России, которая также может сыграть главную роль в разрешении миграционного кризиса Европы (который США используют для давления на ЕС).

Сравнение России и ЕС

Российская Федерация Европейский Союз
Население
Территория 17 125 407 км² 9 826 630 км²
Плотность населения 8,4 чел/км²
Столица Москва Брюссель
Крупные города Санкт-Петербург Новосибирск Екатеринбург Севастополь Ростов-на-Дону Сочи Калининград Нижний Новгород Казань Самара и другие Лондон Париж Рим БерлинМадрид Мадрид Вена Амстердам Варшава Будапешт Прага и другие
Руководитель государства Президент Владимир Путин Председатель Европейского совета Дональд Туск
Премьер-министр Премьер-министр Михаил Мишустин Первый заместитель председателя Еврокомиссии Франс Тиммерманс
Спикер парламента Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Валентина Матвиенко (верхняя палата)

Председатель Государственной думы Федерального собрания Вячеслав Володин (нижняя палата)

Генеральный секретарь Совета Европейского союза Йеппе Трангольм-Миккельсен (верхняя палата)

Председатель Европейского парламента Мартин Шульц (нижняя палата)

Глава МИД Министр иностранных дел Сергей Лавров Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини
Государственное устройство Федеративное государство Наднациональное государство (де-факто)
Национальная валюта Российский рубль Евро (только в странах Еврозоны)
Официальные языки Русский язык Официальные языки Европейского Союза
Национальная спутниковая система ГЛОНАСС (глобальная) Галилео (в настоящее время дорабатывается)
ВВП (ППС), млрд $ $3745 $17372

Условия вступления и по каким причинам Россия туда не входит

Для вступления в Европейский Союз страна должна соответствовать определенным условиям, продиктованным Европейским парламентом. Страна-участница должна:

  • находиться в Европе;
  • иметь демократическую форму правления;
  • гарантировать и реализовывать основные права человека;
  • принимать законодательную систему Европейского Союза, включающую в себя принципы ведения внешней и внутренней политики;
  • поддерживать долгосрочный политический курс ЕС;
  • иметь развитую рыночную экономику и судебную систему в соответствии с требованиями Евросоюза.

Россия не входит в ЕС по ряду причин различного характера.

Экономические

Они кроются в недостаточном уровне экономического развития страны, коррумпированности государственного сектора. Копенгагенское соглашение требует развитой рыночной экономики, способной выдерживать конкуренцию общеевропейского рынка.

Географическая причина

Она заключается в том, что, несмотря на свою протяженность и близость к Европе, основная часть Российского государства располагается в Азиатской части Евразии, что придает определенную неоднозначность в определении принадлежности России к Европе.

Политические

РФ на политической арене является весомым государством, зачастую ведущим политику вразрез с общепринятыми европейскими стандартами, что также отталкивает Европу сделать Россию своим союзником. Также нарушение прав и свобод человека (Чеченский конфликт), существующие российские военные базы на территориях других стран, вмешательство России в конфликты (Грузия, Украина) противоречат Копенгагенским критериям.

Уважение прав и свобод меньшинств очень развито на Европейском континенте, что на данный момент в России, скорее, обходят стороной.

На основе вышеперечисленных причин становится ясно, почему Россия не входит в Евросоюз. Она стоит на пути приближения к европейским стандартам, а искусственное подогревание этого процесса, скорее всего, приведет к долгосрочному кризису в стране.

История

Сравнение ЕС и России
Площадь, млн км² 4 17
Население, млн чел. 511.3 146.8
–плотность, чел/км² 116 8
ВВП (ППС), трлн $ 19 4
–Доля мирового ВВП, % 17 3
ВВП на душу населения (ППС), $тыс 37 24
ВВП (ном.), трлн $ 19 2
–Доля мирового ВВП, % 26 4
Инфляция, % 2 8
ОПЖ, лет 80 71

25 июня 1988 года было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕЭС и СССР, а 24 июня  — двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией (вступило в силу 1 декабря ). Первое заседание Совета сотрудничества ЕС—Россия состоялось в Лондоне 27 января .

В 1999—2001 гг. Европарламент принял серию критических резолюций по положению в Чечне.

Что станет с Евросоюзом, если Россия вступит в него

Многие российские политологи и политики мечтают о сближении России с Евросоюзом. Они же выдвигают различные гипотезы о том, что станет с ЕС, если РФ подпишет документ о вступлении в союз европейских стран.

Допустив, что Россия сможет вступить в ЕС несмотря на то, что большая ее часть не находится в европейской части. Это все равно не будет возможным при нынешней политической обстановке. Большинство стран Европы, находятся не в очень хороших отношениях с Россией. Они вводят санкции в отношении Москвы. Ни одна страна на данный момент не может согласиться на сближение с Россией, поскольку у Евросоюза должна быть единая позиция.

Россия сможет вступить в ЕС в случае, если страны участники проголосуют за вступление. Однако в этом случае Евросоюз развалится на страны, которые «за» вступление и «против». В конечном итоге он просто перестанет существовать, а бывшие страны участники вынуждены будут договариваться о подписании новых торговых и военных соглашениях. Более того, нужно будет решить вопрос с НАТО. Однако такое развитие событий маловероятно.

Русский мир — это только слова, а не политика

Конечно, возникает вопрос, почему российские политики предпочитают не призывать Европу к ответу. Ответ простой, Сергей Лавров прямо заявил в интервью телеканалу «Звезда», что Москва согласилась признать легитимность Петра Порошенко, потому что об этом попросили Берлин и Париж.

На вопрос о том, могла ли Москва выступить в 2014 году с заявлением о непризнании итогов президентских выборов на Украине, он напомнил, что захватившая власть в стране оппозиция забыла обо всех достигнутых ранее договоренностях, а требования новых руководителей к русскоязычному меньшинству спровоцировали «очень серьезные проблемы».

То есть были учтены не интересы русских на Украине, а интересы Парижа и Берлина. Конечно, об этом напоминать не хочется.

И только Трампу нечего стыдиться, так как он отрицает все наследие Барака Обамы из принципа.

Саммит G7 2020 года перенесен из-за пандемии с июня на сентябрь. «Большая семерка» расширилась за счет вхождения России в 1998 году. Но после того как в 2014 году Крым воссоединился с РФ, страны G8 отказались приехать на саммит в Сочи. В G7 на данный момент входят Великобритания, ФРГ, Италия, Канада, Франция, Япония и США. Саммиты G7 проходят каждый год.

Читайте по теме:

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в или в

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во , Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках…

Саммиты Россия-ЕС

Саммиты Россия-ЕС представляют из себя площадку для политического и экономического диалога между Россией и Евросоюзом

На саммитах, помимо политических проблем (или вернее, помимо столкновения геополитических интересов) также обсуждаются перспективы экономического сотрудничества и совместной работы в рамках каких-либо российско-европейских проектов.
Однако, далеко не все саммиты имели для России и ЕС важное стратегическое и экономическое значение.. Первый саммит Россия-ЕС состоялся 7 сентября 1995 года в Москве, последний — в январе 2014 года в Брюсселе.

Первый саммит Россия-ЕС состоялся 7 сентября 1995 года в Москве, последний — в январе 2014 года в Брюсселе.

Всего за всю историю отношений между Россией и ЕС было проведено 32 саммита. После этого, ввиду осложнения двухсторонних отношений, был отменён саммит в Сочи, который должен был пройти в июне 2014 года.

За всю историю саммитов Россия-ЕС довольно-таки редко удавалось достичь каких-либо взаимовыгодных соглашений. Часто саммиты заканчивались «в ничью».

Хронология саммитов

Номер Год Дата Место проведения Повестка саммита Итоги саммита
1 1995 7 сентября Россия, Москва Никаких договорённостей достигнуто не было
2 1997 3 марта Безопасность в Европе, расширение НАТО и экономическое сотрудничество
3 1998 15—16 мая Великобритания, Бирмингем Никаких договорённостей достигнуто не было
4 1999 22—23 октября Финляндия, Хельсинки Никаких договорённостей достигнуто не было
5 2000 29—30 мая Россия, Москва Вступление России в ВТО и попытка США выйти из договора о ПРО Никаких договорённостей достигнуто не было
6 30—31 октября Франция, Париж Нет данных Нет данных
7 2001 17—18 мая Россия, Москва
8 3—4 октября Бельгия, Брюссель
9 2002 29—30 мая Россия, Москва
10 11—12 ноября Бельгия, Брюссель
11 2003 31 мая—1 июня Россия, Санкт-Петербург
12 6—7 ноября Италия, Рим Дело ЮКОСа (неформально) Охлаждение отношений из-за попыток ЕС надавить на Россию в деле Ходорковского
13 2004 21—22 мая Россия, Москва Экономическое сотрудничество и вступление России в ВТО
14 25—26 ноября Нидерланды, Гаага Существенных договорённостей достигнуто не было (однако данный саммит прошёл в напряжённой обстановке)
15 2005 10—11 мая Россия, Москва
16 4—5 октября Великобритания, Лондон Сотрудничество в области энергетики, торговли и совместная борьба с терроризмом
17 2006 25—26 мая Россия, Сочи Вопросы о создании четырех общих пространств — в экономике, внешней безопасности, образовании, науке и культуре, а также перспективы двухсторонних отношений
18 24—25 ноября Финляндия, Хельсинки Безвизовый режим, торговые отношения и эмбарго на ввоз товаров из Польши Существенных договорённостей достигнуто не было
19 2007 18—19 мая Россия, Самара Двухсторонние отношения
20 26—27 октября Португалия, Марфа Нет данных Нет данных
21 2008 26—27 июня Россия, Ханты-Мансийск
22 14—15 ноября Франция, Ницца Мировой финансовый кризис Никаких договорённостей достигнуто не было
23 2009 21—22 мая Россия, Хабаровск Энергетическое сотрудничество и экономической кризис
24 18—19 ноября Швеция, Стокгольм Энергетическое сотрудничество России и ЕС
25 2010 31—1 июня Россия, Ростов-на-Дону Мировой экономический кризис и двухсторонние отношения
26 7—8 декабря Бельгия, Брюссель Глобальная энергобезопасность, энергетическое сотрудничество между Россией и ЕС
27 2011 9—10 июня Россия, Нижний Новгород Запрет на ввоз европейских овощей в Россию, введение безвизового режима и совместные газовые проекты Никаких договорённостей достигнуто не было
28 16—17 декабря Бельгия, Брюссель Энергетика, модернизация и торговые отношения
29 2012 3—4 июня Россия, Санкт-Петербург Ситуация в Северной Африке, Сирии, Ливии, также ядерная программа Ирана, ситуация на Корейском полуострове
30 20—21 декабря Бельгия, Брюссель Арабская весна, ядерная программа Ирана, Сирии и экономический кризис
31 2013 3—4 июня Россия, Екатеринбург Война в Сирии, сотрудничество в энергетике, безвизовый режим
32 2014 28—29 января Бельгия, Брюссель Евромайдан

Россия и Евросоюз

Россия никогда не ставила своей целью вступление в Евросоюз. Основной задачей для нее является установление взаимовыгодных отношений в экономике, в области обеспечения внешней и внутренней безопасности, а также в сфере науки и образования. Согласно соглашению от 2005 года предусматривалось плодотворное сотрудничество России и Евросоюза.

С 2003 года в Россию в большом количестве стали поступать автомобили, техника, товары широкого потребления. Многие страны являются крупнейшими инвесторами в российскую экономику. Россия выступает в роли поставщика энергетических ресурсов. Газпром поставляет около 25% газа в страны Европы, а нефти около 44% от её общего импорта.

Важным событием для России стала бы отмена визового режима. Переговоры по этому вопросу ведутся с 2002 года, тогда ЕС принял заявку к рассмотрению. Некоторые страны были категорически против безвизового режима с Россией. В 2014 году, когда ЕС принял заявление по Украине, переговоры по этому вопросу были приостановлены.

Отношения ЕС и России

Отношение населения России, по поводу присоединения к ЕС, сильно изменилось за последние 15 лет. Если в 2003 году за то чтобы Россия входила в ЕС проголосовало 73% опрошенных, то в 2013 всего лишь 38%. На сегодняшний день число против и за примерно одинаково. По мнению проголосовавших, вступление в ЕС даст России устойчивую экономическую ситуацию, интеграцию в мировое сообщество, улучшение материального состояния, повышение авторитета РФ в мире, снижение уровня преступности и терроризма.

Чешский лидер Милош Земан высказал предположение, что через 20 лет Россия может присоединиться к Евросоюзу. По его мнению экономики этих стран нуждаются друг в друге. России нужные новые технологии, а в Европе нехватка энергоресурсов. При этом Россия полностью отвечает требованиям ЕС, в ней соблюдаются права человека и не наказывается свобода слова.

На данный момент нет никаких предпосылок для улучшения отношений между Евросоюзом и Россией. Страны Евросоюза находятся в постоянном взаимодействии. Перераспределение ресурсов и средств между собой способствует высокому росту экономики. Россия может стать одной из стран в составе ЕС. Но при этом она должна иметь особый статус и некоторую независимость в принятии решений.

Одной из важнейших областей взаимодействия России и Европы является туризм, которая осложняется визовым режимом. Безвизовые отношения между Россией и Евросоюзом, хотя бы в тестовом режиме, могли бы положить начало взаимовыгодным отношениям, положительно влияющим на экономику ЕС и упрощающим въезд на территорию европейских государств.

Сотрудничество России и Евросоюза

Несмотря на геополитическое противостояние, есть огромный потенциал к развитию экономического сотрудничества.

Торговая отрасль

В 2013 году — впервые после «кризисного» 2009 года — показатели прироста торговли стали приобретать отрицательные значения. Товарооборот составил 326,3 млрд евро, то есть сократился на 3,6 % по сравнению с 2012 годом; российский экспорт — 206,5 млрд евро (минус 4,0 %), российский импорт — 119,8 млрд евро (минус 2,9 %). В 2014 году тенденция сокращения показателей продолжилась. Товарооборот России и ЕС составил 285,5 млрд евро (-12,5 % по сравнению с 2013 годом), в том числе экспорт России в ЕС — 182,0 млрд евро (-12,0 % по сравнению с 2013 годом), а импорт — 103,4 млрд евро (снижение на 13,4 %).

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Оборот 131,04 170,67 215,09 236,06 285,42 185,27 248,39 309,92 338,52 326,28 285,50
Экспорт в ЕС 84,92 113,98 142,69 146,86 180,45 119,57 162,08 201,33 215,12 206,49 182,03
Импорт из ЕС 46,12 56,69 72,40 89,20 104,97 65,70 86,31 108,59 123,40 119,79 103,48
Сальдо 38,80 57,29 70,29 57,66 75,48 53,87 75,77 92,74 91,72 86,70 78,55

Из ЕС в Россию

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Инвестиции 83, 6 54,6 87,5 78,8 86,2 112,7
Прямые инвестиции 21,8 11, 5 10,8 13,8 14,4 20,9
Портфельные инвестиции 1,1 0,6 0,4 0,6 0,7 0,8
Прочие инвестиции 60, 7 42,4 76,2 64,4 71,1 91,0

Из России в ЕС

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Инвестиции 47,8 32,4 41,5 71,9 69,3 69,6
Прямые инвестиции 15,8 14,2 8,3 14,3 12,5 18,6
Портфельные инвестиции 0,4 1,8 0,7 10,5 5,7 3,0
Прочие инвестиции 31,7 16,4 32,4 47,1 51,1 48,0

В 2013 году основные страны-получатели российских прямых накопленных инвестиций:

  • Кипр (19,7 млрд. $)
  • Нидерланды (19,1 млрд. $)
  • Австрия (4,6 млрд. $)
  • Люксембург (4,1 млрд. $)
  • Великобритания (2,4 млрд. $)

Примечания

  1. Полноценно данная спутниковая система заработает приблизительно в 2019—2021 г., сейчас эта система является региональной.
  2. Который тоже так и не был реализован из-за гибели российского Су-24 в ноябре 2015 года
  3. Будучи одной из крупнейших политических держав, исторически Россия всегда играла важную роль в европейской политике.
  4. В этом плане особенно интересно рассматривать Швейцарию, которая не является членом ЕС, но и без того имеет весьма обширные политические и экономические связи с другими странами Европы. Тоже касается и Норвегии, которая не входит в ЕС, но имеет крайне близкие политические, экономические и военные связи с ЕС.

Внешняя политика России

Международные отношения  Австрия • Бельгия • Великобритания • Европейский Союз • Индия • Иран • Канада • Китай • Польша • Словакия • США • Украина • Япония
Границы  Изменения границ современной России • Территориальные споры России • Российская Арктика
Международная помощь  Помощь России другим странам • Списание долгов Россией • Военные действия России в Сирии
Речи Путина  Мюнхенская речь Путина • Крымская речь Путина
Санкции  Список Магнитского • Закон Димы Яковлева • Дело Скрипалей • Антироссийские санкции (список)
См. также  Евразийский союз • Денонсация Беловежских соглашений ГД РФ в 1996 году • Независимость Косово • Гибель Кристофа де Маржери • Вопросы по воссоединению Крыма с Россией • Вопросы по геополитической ситуации

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что видимые плюсы вступления в Еврозону, такие как безвизовый режим, улучшение уровня жизни и доступность европейского образования, здравоохранения и рынка труда, могут не перекрыть минусов, которые последуют от данного шага. Россия значительно уменьшит свою политическую автономию, действуя в согласовании с ЕС, что, возможно, не всегда будет идти на пользу государству.

Слияние большого количества государств в единое целое усложняет процесс выработки единого курса развития, обязывает одних идти на уступки другим, что замедляет индивидуальный прогресс страны. Интеграция с Европой не улучшит положение вещей в России моментально, это процесс, которому нужно время, усилия и ресурсы, которые Россия, вероятнее всего, приумножит от благотворного сотрудничества, нежели от резкого и непоследовательного подгона страны под европейские стандарты.

Watch this video on YouTube

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий