История подоходного налога в россии

Содержание

Налоговые расчеты в РФ

Специалисты, проанализировав содержание действующих норм НК РФ, пришли к мнению, что нынешнее законодательство и без введения новых мер предусматривает определенное налоговое бремя для семей без детей.

Так, ст. 218 этого кодифицированного федерального закона говорит, что налоговые льготы (в виде стандартных налоговых вычетов) предусмотрены лишь для людей, у которых есть дети. Остальные же уплачивают налоги в полном объеме.

Так, при исчислении ежемесячного подоходного налога налоговая база может уменьшаться:

  • на 1,4 тыс. руб. при наличии 1-го ребенка;
  • на 2,8 тыс. руб. — на 2-х детей;
  • еще по 3 тыс. руб. сверху на 3-го и каждого последующего ребенка (то есть, 5,8 тыс. руб. на 3-х, 8,8 тыс. руб. на 4-х и т.д.);
  • за каждого ребенка-инвалида или обучающегося очно инвалида 1–2 гр. в возрасте до 24 лет:
  • на 12 тыс. руб. — родителю и его супругу, усыновителю;
  • на 6 тыс. руб. — при воспитании детей семьей опекунов, попечителями, приемными родителями.

Указанные суммы вычитаются из общей налогооблагаемой массы, поскольку они не подлежат обложению 13-процентным налогом.

Ввиду чего ежемесячно человек, у которого есть хотя бы 1 ребенок, обладает прибавкой к заработной плате в размере 182 руб. (13% × 1,4 тыс. р.).

Следовательно, с бездетных россиян такая сумма, наоборот, постоянно удерживается. Иными словами, такая система налоговых расчетов является современным аналогом «налога на бездетность».

Внимание! При наличии нескольких детей суммы вычетов увеличиваются до 364 р. на 2-х и еще по 390 р

сверху на каждого последующего ребенка, достигая для полной многодетной семьи, имеющей двух супругов, суммы дополнительного дохода в размере свыше 1,5 тыс. руб. Скачать для просмотра и печати:

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ.doc

Кому полагается налоговый вычет на детей.

В соответствии с законодательными актами налоговый вычет предоставляется как матери, так и отцу ребенка, а также усыновителям.

Если несовершеннолетний воспитывается в неполной семье, то вычет полагается единственному родителю, но в двойном размере.

При этом, мать или отец не смогут претендовать на получение льготы в случае, если:

  • родители разведены;
  • мать и отец официально не регистрировали отношения;
  • один из них находится в местах лишения свободы;
  • второй родитель лишен прав на несовершеннолетнего.

Двойной вычет может полагаться матери или отцу, если супруг отказался от льготы в письменном виде.

Право на отказ существует только у родителя, который работает и получает официальный доход. Если мать или отец обучаются, стоят на учете в Центре занятости или находятся в декрете, то отказаться от вычета в пользу супруга они не могут, так как он им не полагается.

Уменьшенный размер выплаты предоставляется родителю до достижения ребенком совершеннолетия.

Льгота продлевается до 24 лет, если сын или дочь налогоплательщика обучается в учебном заведении на дневном отделении.

При наличии нескольких официальных мест трудоустройства (основное и по совместительству), гражданину предлагается вычет только по одному из них, по его собственному выбору.

Для получения льготы необходимо предоставить в отдел кадров следующие документы:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • справку с места учебы;
  • заявление.

Налоговый вычет применяется с месяца, когда ребенок был рожден или усыновлен.

Налог на деревья

Период НЭПа

Период военного коммунизма

Кто был освобожден от налога?

2.5. Становление налоговой системы современной России

Кто являлся плательщиком

ПН, используемый в СССР, взимался с доходов, которые превышали 70 рублей. Но, помимо этого, была назначена налоговая льгота для отдельных граждан. Среди них:

  • рабочие и служащие, получающие оплату в пределах лимита
  • работники сельского хозяйства, получающие доход в колхозах
  • военные, проходящие срочную службу или призванные на учения и сборы

В связи с тем, что первоначальный вид этот закон увидел еще в 1943 году, когда непосредственно шла война, в него не была внесена одна весьма важная категория лиц, освобождаемая от ПН. К ним относятся герои Союза, а также обладатели орденов Славы 3 степеней и участники войны, получившие инвалидность. Данная правка была внесена в 1984 году. Как известно, присутствует она и в сегодняшнем законодательстве.

Помимо этого, в 1987 году данный налог не уплачивался пенсионерами. Также от налога освобождались деятели культуры, получающие минимальный доход.

Сегодня и вчера: сравнение

Возьмем в качестве примера среднестатистического россиянина, проживающего в пределах Приволжского федерального округа, который имеет в собственности:

  • квартиру – 60 м²;
  • автомобиль – LADA GRANTA с двигателем мощностью 87 л.с.;
  • гараж – 30 м²;
  • земельный участок под гаражом – 35 м².

За владение перечисленными благами в 2020 г. человеку придется заплатить около 3 800 руб. Суммы распределятся следующим образом:

  • за жилье (при кадастровой стоимости 1 млн руб., региональной ставке 0,1% и вычете 20 м²) – 666,67 руб.;
  • транспортный налог – 1 827 руб.;
  • на имущество (гараж) ≈ 825 руб.;
  • платеж за землю под строением ≈ 480 руб.

Итого получается 3 798,67 руб. в год. Средний размер заработной платы в Приволжском федеральном округе, по последним данным Росстата (февраль 2020 г.), составляет 34 103 руб./мес. Таким образом, за год человек заработает около 409 тыс. руб. Доля налогов составит: 3798,67 × 100% / 409 000 = 0,93%.

Распределим взимаемые средства на 12 месяцев: 3 798,67 / 12 = 316,56 руб. Если при получении зарплаты человек будет откладывать эту сумму, в конце года он спокойно сможет заплатить налоги. При этом он будет обладать минимальным набором материальных благ, необходимых для полноценной жизни.

Теперь посмотрим, сколько нужно было отдавать среднестатистическому гражданину СССР, жившему, например, в 1982 г. в квартире, полученной от государства.

Налог на жилье отсутствовал. Если у человека был автомобиль, скажем, ВАЗ-2105 с мотором мощностью 64 л.с., при ставке 15 коп. за него требовалось заплатить: 64 × 0,15 = 9,6 руб. За землю под гаражом (ставка ‒ 1,8 коп.) нужно было отдать: 1,8 × 30 = 54 коп. За само строение (при условной стоимости 300 руб.) взималось: 300 × 1% = 3 руб. Общая сумма налогов составляла: 9,6 + 0,54 + 3 = 13,14 руб. в год.

Средняя зарплата в 1982 г. была 184 руб. При грубом расчете годовой доход составлял не менее: 184 × 12 = 2 208 руб. Доля отчислений: 13,14 × 100% / 2 208 = 0,6% (против 0,93% в настоящее время).

Примечание! При анализе не учитывались налоги, отчисляемые с заработной платы.

Вывод очевиден: расходы на налоги в эпоху СССР не так сильно били по карману рядовых граждан, как сегодня. Однако тем, кто ностальгирует по стране советов, не следует забывать и о нелицеприятных аспектах социализма. Достаточно вспомнить постоянный товарный дефицит. Деньги имелись, но найти на полках магазинов именно то, что хотелось, было почти невозможно.

Период с 1930 по 1941 гг.

Система налогов в СССР постоянно совершенствовалась. Очередная ее реформа была проведена в 1930-1932 годах. Ее целью стало преобразование взаимоотношений, существующих между кооперативными и государственными предприятиями с бюджетом. Постановление о проведении реформы налогов в СССР приняли СНК и ЦИК 2.09.1930 г. Одновременно с этим правительство страны предусмотрело ряд экономических, политических и организационных мероприятий, которые обеспечивали окончательное формирование денежно-кредитной сферы страны.

В государственную казну производили исчисления социалистические хозяйства и население. Все эти платежи были объединены в определенные группы. Так, в общественном секторе имел место:

  • налог с оборота;
  • подоходный налог, взимаемый с кооперации;
  • платежи из прибыли;
  • налог с оборота, полученного кинотеатрами;
  • налог с совхозов;
  • налог, взимаемый с суммы нетоварных операций предприятий;
  • единая пошлина и т.д.

Исчислялся в СССР и подоходный налог. Он подлежал взиманию с частных лиц параллельно с:

  • сельхозналогом;
  • единовременным налогом, взимаемым с единоличных крестьянских хозяйств;
  • налогом на сверхприбыль;
  • сборами на нужды культурно-бытового и жилищного строительства и другими платежами.

Были ли налоги в СССР, касающиеся импорта и экспорта товаров? Да, в период с 1930 г. по 1941 г. существовала в стране и система таможенных пошлин.

Судя по данным статистики, государственный бюджет Советского государства в 30-х годах все более пополнялся доходами, полученными от социалистических хозяйств. Суммы поступающих финансов все более возрастали, прежде всего, благодаря отчислениям от величины прибыли организаций и налога с их оборота. Так, последний из этих сборов в 1935 г. позволил получить 44,9 млрд руб. В 1936 г. в казну поступило уже 53,1 млрд, а в 1937 г. – 57,8 млрд рублей.

В этот период продолжают создаваться благоприятные условия для исчисления налогов с зарплаты. В СССР граждане, занятые в общественном производстве, а также на кооперативных и государственных предприятиях, получили больше льгот, чем те, которые имели доходы от частной деятельности. Кроме того, были разработаны и внедрены льготы по подоходному налогу. Его суммы снижались при наличии иждивенцев в семье и детей.

Период с 1945 г. по 1985 г.

2.1. Налоги Советской России в эпоху «военного коммунизма», налоговая система во время нэпа в 1922—1929 гг.

Основными источниками доходов бюджета в первые годы советской власти были эмиссия бумажных денег и контрибуции, т.е. принудительные денежные или натуральные поборы.

8 ноября (26 октября) 1917 г. в составе наркоматов учрежден Народный комиссариат финансов (Наркомфин) — центральный орган государственного управления отдельной сферой деятельности или отдельной отраслью народного хозяйства.

Одним из первых изменений налогового законодательства после Октябрьской революции стало принятие Декрета Совета Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. «О взимании прямых налогов», устанавливавший налог на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов». Декретом предусматривались твердые сроки уплаты налога и санкции за просрочку платежей или уклонение от уплаты «вплоть до расстрела».

В условиях диктатуры пролетариата налогообложение и налоговое право стали средством классовой борьбы. Так, Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и СНКот 30 октября 1918 г. введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог с целью «изъять у паразитических и контрреволюционных элементов денежные средства и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и оборону страны».

Взимался этот налог по раскладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем — по плательщикам. Согласно декрету эта раскладка должна была «производиться таким образом, чтобы всей своей тяжестью налог пал бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян». Городская и деревенская беднота полностью от уплаты налога освобождалась. Впрочем, экономический и политический эффект налога был невелик — вместо 10 было собрано около 1,5 млрд. руб.

Главным источником доходов местных бюджетов в этот период стал разовый сбор за торговлю, первоначально установленный Положением о денежных средствах и расходах местных Советов от 3 декабря 1918 г. На основании принятых в 1919, 1921 и 1922 гг. декретов об изменении перечня местных налогов и сборов местным Советам предоставлялось право взимать в городских поселениях местный разовый сбор за подвижную торговлю с лиц, производящих не облагаемую промысловым налогом продажу товаров вразнос или вразвоз, а также сбор за продажу скота на рынке.

Новая экономическая политика (НЭП) начала осуществляться в 1921 г. В число основных мероприятий нэпа входили: замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, мелких частных предприятий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства; замена натуральной заработной платы денежной.

Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы, повторившей в общих чертах налоговую систему дореволюционной России. В этот период снова взимались: промысловый налог; подворный налог; военный налог; квартирный налог; налог с наследств и дарений; акцизы; пошлины; гербовый сбор.

Вместе с тем были введены новые налоги: единый натуральный; сельскохозяйственный; подоходно-поимущественный; налог на сверхприбыль; сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

Кроме того, введен ряд «классовых налогов»: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль, трудгужналог.

Изменения в налоге

Задачи и функции налоговой системы

Кто являлся плательщиком

ПН, используемый в СССР, взимался с доходов, которые превышали 70 рублей. Но, помимо этого, была назначена налоговая льгота для отдельных граждан. Среди них:

  • рабочие и служащие, получающие оплату в пределах лимита
  • работники сельского хозяйства, получающие доход в колхозах
  • военные, проходящие срочную службу или призванные на учения и сборы

В связи с тем, что первоначальный вид этот закон увидел еще в 1943 году, когда непосредственно шла война, в него не была внесена одна весьма важная категория лиц, освобождаемая от ПН. К ним относятся герои Союза, а также обладатели орденов Славы 3 степеней и участники войны, получившие инвалидность. Данная правка была внесена в 1984 году. Как известно, присутствует она и в сегодняшнем законодательстве.

Помимо этого, в 1987 году данный налог не уплачивался пенсионерами. Также от налога освобождались деятели культуры, получающие минимальный доход.

1.3. Налоговая реформа Петра I (XVIII в.)

Для покрытия дополнительных расходов Петр Великий ввел чрезвычайные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Вводятся прибыльщики — чиновники, которые должны «сидеть и чинить государю прибыли», придумывать новые виды податей. По инициативе прибыльщиков были введены: подушная подать; гербовый сбор; налоги с постоялых дворов; налоги с пеней; налоги с плавных судов; налоги с арбузов; налоги с орехов; налоги с продажи съестного; налоги с найма домов; ледокольный налог и др.

В ходе реформы подворное налогообложение было заменено подушной податью, введены новые виды налогообложения — горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, знаменитый налог на бороды. Реформирована организационная система сбора налогов: финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями. Были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получила система взимания налогов через откупщиков.

Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души» (кроме привилегированных сословий) в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.

2.2. Налоговая реформа 1930—1932 гг.

Период НЭПа

Доходы с частного бизнеса

1.4. Налоговые реформы первой половины XIX — начала XX в.

При Александре I (1777—1825, император с 1801 г.) изменения в акты законодательства вносились в части следующих фискальных сборов и налогов: оброчный сбор; гильдейский сбор; пошлина с наследств; горная подать; гербовый сбор; питейный сбор.

Вводились новые обязательные платежи, например процентный сбор с доходов от недвижимого имущества; кибиточная подать; попудный сбор с меди.

Существенному пересмотру подвергалась система земских денежных и натуральных повинностей. Была реформирована система организации сбора налогов.

В связи с проведением крестьянской реформы 1861 г. была изменена система сбора промыслового налога, введено налогообложение земли, введены подомовый налог, земские налоги и сборы. Указом от 1 января 1863 г. винные откупа заменены акцизными сборами со спиртных напитков ( винным акцизом).

Важнейшими источниками государственной казны стали: подушный налог; питейный и таможенный сборы; соляной налог (в 1862 г. введен акциз на соль); акциз на дрожжи (введен в 1866 г.); акциз на керосин (введен в 1872 г.); акциз на табак.

2.4. Реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг.

В 1986 г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1986 г. граждане до начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью обязаны были получить регистрационное удостоверение или приобрести патент в финансовом отделе исполкома Совета народных депутатов по постоянному месту жительства. Виды деятельности, на которые мог быть приобретен патент, и размеры ежегодной платы за него устанавливали советы министров союзных республик. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина.

Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.

Кроме того, с принятием Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» началась реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. Формировалась правовая база для введения системы налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций. Основными законодательными актами в этой сфере стали:

а) Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР»;

б) постановления Совета Министров СССР:

  • «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран — членов СЭВ» от 13 января 1987 г.;
  • «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран»;

в) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР совместных предприятий»;

г) постановление Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г. установлен налог с владельцев транспортных средств. В последующие годы издан целый ряд законодательных актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые впоследствии были систематизированы в Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Этот Закон установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт.

Были внесены изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения граждан (физических лиц). В соответствии с Законом СССР от 23 апреля 1990 г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» установлены самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. При этом Совету Министров СССР к 1 января 1993 г. было поручено разработать и представить в ВС СССР предложения о проведении второго этапа реформы подоходного налога с граждан.

В 1991 г. налогообложение и налоговое законодательство использовалось бывшими союзными республиками в политических целях, которые принимали собственные налоги. Например, на территории России был введен особый «суверенный» режим налогообложения: Верховный Совет РСФСР принял Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало кампанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет».

В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой (с 1998 г. — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 г. — Федеральная налоговая служба). Кроме того, в 1991 г. указом Президента СССР в нашей стране впервые был введен налог с продаж в виде надбавки к цене товара.

1980-е −1990-е гг.

На какие цели шли средства

Удельный вес денежных поступлений от граждан в СССР всегда был небольшим (в мирное время – менее 9%). После Октябрьской революции налоговая система страны являлась самостоятельным экономическим институтом. В 1930-е годы она стала одним из элементов планового регулирования экономики.

Со временем в налоговой политике стала преобладать реализация фискальной функции. Государство знало, какой объем дохода оно получит в результате изъятия средств у населения. На основании этих данных разрабатывалась схема перераспределения денежной массы. Таким образом, налоговая система СССР выполняла функцию аккумулятора части валового внутреннего продукта.

Развитие народного хозяйства в Союзе осуществлялось согласно государственному плану. В этих условиях денежные средства налогоплательщиков шли на создание материально-технической базы будущего коммунизма и укрепление обороноспособности страны.

Узнайте о стоимости «бесплатного» образования и медицине в СССР.

Дальнейшее развитие налоговой системы СССР

В последующие годы существенных изменений в налоговой системе не происходило. В годы войны были введены налоги на оборону (военный налог) и налог на холостяков и одиноких. Военный налог был отменен в $1946$ году.

В послевоенные годы был реформирован сельскохозяйственный налог. Кроме того были внесены изменения в виды налогообложения промышленных предприятий и колхозов. Подоходный налог с работающих удерживался централизовано при выплате заработной платы.

В период перестройки («горбачевские реформы») была коренным образом преобразована вся система налоговых платежей. Повышалась централизация экономики и роль экономических методов управления хозяйством на основе самофинансирования и хозрасчета. Разрабатывались налоговые меры стимулирования предпринимательской деятельности граждан.

Реформы в период перестройки

После 1985 г. система налоговых платежей претерпела кардинальные изменения. Основные нововведения этого периода касаются установления:

  • платы за патент;
  • сбора на право заниматься индивидуальной и трудовой деятельностью.

В последующие годы было издано множество законодательных актов, касающихся налогообложения. Относились они к отдельным сферам экономической деятельности. Впоследствии все они были систематизированы и нашли отражение в законе о налогах СССР, который был принят 26.03.1991 г. В него вошли сборы на экспорт и импорт, на прибыль, отчисления с оборота и т.д. Несколько позже закон был дополнен налогами на прирост средств и на доходы.

Постоянно подвергались изменениям и те сборы, которые взимались с физических лиц. Так, 23.04.1990 г. был установлен самостоятельный режим налогообложения индивидуальной трудовой деятельности и доходов, полученных от ведения личных крестьянских хозяйств.

Большое внимание правительство СССР уделяло вопросу социальной защищенности малообеспеченных граждан. К концу 80-х годов намечалась разработка системы льгот, прожиточного минимума и установка части дохода, не облагаемая подоходным налогом

В это же время предполагалось повысить минимум получаемой заработной платы с 70 до 90 рублей. В тот период это был крупный шаг вперед, ведь подобная мера затрагивала доход 35 млн граждан.

В рассматриваемый период налоговое законодательство стремилось создать условия для предпринимательской деятельности. Это нашло свое выражение в снижении ставок подоходного налога для данной категории плательщиков.

Правительство СССР намечало упразднить налоги с продаж и с оборота, перейдя полностью на акцизы и НДС. Также планировалось ввести налог, который включался бы в издержки производства. Планировалось, что он станет одним из элементов для формирования бюджета страны, однако реализация указанных мер не состоялась из-за распада СССР.

2.4. Реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг.

В 1986 г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1986 г. граждане до начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью обязаны были получить регистрационное удостоверение или приобрести патент в финансовом отделе исполкома Совета народных депутатов по постоянному месту жительства. Виды деятельности, на которые мог быть приобретен патент, и размеры ежегодной платы за него устанавливали советы министров союзных республик. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина.

Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.

Кроме того, с принятием Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» началась реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. Формировалась правовая база для введения системы налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций. Основными законодательными актами в этой сфере стали:

а) Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР»;

б) постановления Совета Министров СССР:

  • «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран — членов СЭВ» от 13 января 1987 г.;
  • «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран»;

в) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР совместных предприятий»;

г) постановление Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г. установлен налог с владельцев транспортных средств. В последующие годы издан целый ряд законодательных актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые впоследствии были систематизированы в Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Этот Закон установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт.

Были внесены изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения граждан (физических лиц). В соответствии с Законом СССР от 23 апреля 1990 г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» установлены самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. При этом Совету Министров СССР к 1 января 1993 г. было поручено разработать и представить в ВС СССР предложения о проведении второго этапа реформы подоходного налога с граждан.

В 1991 г. налогообложение и налоговое законодательство использовалось бывшими союзными республиками в политических целях, которые принимали собственные налоги. Например, на территории России был введен особый «суверенный» режим налогообложения: Верховный Совет РСФСР принял Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало кампанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет».

В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой (с 1998 г. — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 г. — Федеральная налоговая служба). Кроме того, в 1991 г. указом Президента СССР в нашей стране впервые был введен налог с продаж в виде надбавки к цене товара.

2.1. Налоги Советской России в эпоху «военного коммунизма», налоговая система во время нэпа в 1922—1929 гг.

Налоговые реформы 30-х годов

Замечание 2

В $30$-е годы происходят преобразования в структуре хозяйства СССР. Формируется и укрепляется обобществленный сектор (государственные и колхозно-кооперативные типы предприятий). Реформировались система государственных финансов и денежно-кредитная сфера.

В процессе реформ устранялись множественность платежей, реформировались формы платежей налогов государственных и кооперативных предприятий. Так, например, более $50$ существовавших ранее платежей были преобразованы в два основные – налог с оборота и подоходный налог. Преобладающая доля поступлений в бюджет приходилось на налоги от государственного и кооперативного сектора. Реформы соответствовали процессам централизации управления экономикой.

1.3. Налоговая реформа Петра I (XVIII в.)

Продовольственный налог

Особенности становления и развития налоговой системы в СССР

2.5. Становление налоговой системы современной России

Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской Федерации формировались в октябре — декабре 1991 г.

Законами Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6—7 декабря 1991 г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и др.

Был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г.

Кроме того, в 1992 г. было создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения — Федеральную службу налоговой полиции России.

В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства Российской Федерации, процесс его кодификации: принимаются новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 г. о соответствующих налогах.

В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений.

В марте 2004 г. в результате системного изменения структуры федеральных органов исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Функции по общей выработке стратегии развития государственной политики и ведомственному нормотворчеству в налоговой сфере были переданы Министерству финансов Российской Федерации. Функции по надзору и контролю в сфере налогообложения закреплены за вновь созданной Федеральной налоговой службой, деятельность которой курирует Минфин России.

Изучите сегодня

2.3. Изменения в налоговом законодательстве СССР в 1941—1965 гг.

Во время войны действовала система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий, установленная в предвоенный период. Но в связи с дополнительными потребностями бюджета указами Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. и 8 июля 1944 г. введены новые налоги и сборы с населения: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР; военный налог; сбор с владельцев скота; сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак.

Самый экзотический из применявшихся в СССР налогов — на холостяков, одиноких и малосемейных граждан — был введен с целью мобилизации дополнительных средств на оказание помощи многодетным матерям. Он был призван способствовать росту населения страны. Этот налог не имеет аналогов в истории и, кроме СССР, был установлен только в Монголии. Изначально налог вводился как временный, но просуществовал до начала 1990-х годов.

Впоследствии в акты налогового законодательства были внесены существенные изменения в части подоходного и поимущественного налогообложения физических лиц; сельскохозяйственного налога; единой государственной пошлины; сбора на нужды жилищного и культурно-бытового строительства; налога с доходов от демонстрации кинофильмов и др.

Кстати, налогообложение киноиндустрии впервые было введено еще в царской России. Таков был результат бурного успеха первого российского полнометражного фильма «Осада Севастополя». Картина была показана членам императорской семьи и произвела столь внушительное впечатление, что император вечером того же дня повелел обложить «синематограф» налогом.

В послевоенный период происходило постепенное замещение налогообложения неналоговыми источниками пополнения бюджета. Главным из них было перераспределение основной части доходов государственных предприятий и организаций. Но одновременно они уплачивали налог с оборота, поступления от которого составили, например, в 1954 г. до 40% доходной части бюджета СССР.

Кроме того, определенные особенности налогово-правового статуса имели колхозы. Например, неуплаченные ими суммы налогов могли взыскиваться только через народный суд. Взыскание же задолженности с предприятий и организаций финансовые органы осуществляли во внесудебном порядке. В литературе это объяснялось различной природой финансовых ресурсов (форм собственности). Ведь ресурсы организаций и предприятий были всенародной собственностью, а колхозов — групповой, колхозно-кооперативной.

В 1960-е годы существенный поворот «вокруг собственной оси» произошел в сфере налоговой идеологии. По инициативе Н.С. Хрущева была предпринята попытка осуществить постепенную ликвидацию налогообложения в связи с «неминуемым построением коммунизма». В первую очередь было намечено снизить вплоть до полной отмены налоги с заработной платы трудящихся. Для этого был принят специальный законодательный акт — Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы трудящихся и служащих».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий