Основы правового статуса человека и гражданина

Формирование представлений о правах человека.

Концепция прав человека основана на индивидуалистических ценностях – она защищает индивида от принуждения со стороны государства, нации, класса или иной социальной общности. Фактически речь идет, прежде всего, о защите меньшинства (конфессионального, этнического, политического и т.д.) от навязывания ему воли большинства.

Практически всем обществам до эпохи нового времени было свойственно представление о том, что общепринятая форма поведения есть единственная «правильная». Те люди, которые не желали подчиняться общепринятым формам поведения, считались врагами общества, подлежащими уничтожению либо «перевоспитанию». Когда господствовали представления о единственности нормы общественного поведения, то сосуществование представителей разных убеждений рассматривалось лишь как вынужденная политическая необходимость. Представители «чужих» религий, этносов и т.д. практически всегда подвергались какой-либо дискриминации (дополнительные налоги, ограничения при приеме на службу, «черта оседлости» и т.д.). Различные национальные, религиозные, политические и др. движения боролись не за то, чтобы утвердить равноправие людей с разными убеждениями, а чтобы заменить «ложную» истину на «настоящую».

Первые элементы системы защиты прав человека появились еще в средневековой Западной Европе. В Англии элементарные права подданных были зафиксированы уже в Великой хартии вольностей 1215, согласно которой король не имел права налагать на свободных англичан дополнительных налогов без их согласия, а также лишать их свободы и имущества без приговора суда (т.е. в хартии закреплялись право собственности и неприкосновенность частной жизни). Однако пользоваться этими правами могло лишь меньшинство англичан, поскольку феодально-зависимые крестьяне (основная масса населения) исключались из числа свободных. Великая хартия вольностей во многих отношениях обогнала свое время и оказалась полностью востребованной лишь в эпоху нового времени, после ликвидации отношений феодальной зависимости. (См. ФЕОДАЛИЗМ.)

Комплексное представление о правах человека начало формироваться только в 16–18 вв. в наиболее передовых странах Западной Европы как обобщение опыта религиозных войн и политической борьбы парламентов с королевской властью.

Первостепенным в ту эпоху был вопрос о правах религиозных диссидентов (буквально – «инакомыслящих»). Впервые в мире их права были законодательно закреплены во Франции в Нантском эдикте 1598, согласно которому французские протестанты (гугеноты) получили официальное право исповедовать свою религию (т.е. право на свободу совести).

С конца 17 в. первенствующую роль в защите прав человека снова стала играть Англия. С одной стороны, после гражданских войн 17 в., согласно Habeas Corpus Act 1679 (закону о неприкосновенности личности) и ряду других законов, были окончательно ликвидированы претензии королевской власти на абсолютную власть и создан режим «правления права», защищающий свободу совести, слова, печати, права собственности и т.д. С другой стороны, именно теперь права человека получили теоретическое обоснование в трудах Дж. Локка. Этот мыслитель впервые четко сформулировал идею «естественных прав»: человек является высшей социальной ценностью, он «от при-роды» обладает неотъемлемыми правами (на жизнь, на свободу и др.), которые не могут быть никем отняты. Индивидуалистическая идеология эпохи Просвещения стала рассматривать отклонение человека от общепринятой нормы не как ущербность, а как проявление его личности, развитие которой идет на пользу не только самому индивиду, но и обществу.

Следующий шаг в развитии понимания прав человека был сделан в конце 18 в. после того, как идеи французских либеральных мыслителей эпохи Просвещения стали практическим руководством для лидеров американской войны за независимость и Великой французской революции. Уже в американской Декларации независимости 1776 содержалась ставшая канонической формулировка – «…все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем равными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью». Права граждан были систематизированы в 1789 в почти одновременно принятых Декларации прав человека и гражданина (во Франции) и в Билле о правах (в США). Под влиянием американской и французской революций концепция прав человека стала в 19 в. общепринятой почти во всех странах с европейской культурой.

Демократические принципы закрепления и обеспечения прав и свобод человека и гражданина

Принцип сохранности гражданства

21.3. Политические права и свободы


Политические права и свободы
наряду с личными
(гражданскими) принадлежат к первому поколе­нию прав человека: они были
провозглашены буржуазно-демократическими революциями и получили юридическое
признание в первых конституционных актах США, Франции, других государств в
качестве естественных и неотчуждаемых прав человека.


Особенности политических прав
и свобод:


— тесно связаны с личными
правами, поскольку последние напол­няют их конкретным содержанием (например,
свобода манифестаций невозможна без права каждого индивида на свободу и
личную непри­косновенность, свободу передвижения, в то же время сами
поли­тические права выступают гарантией и условием реализации отдель­ных
личных прав и свобод граждан);


— в отличие от личных прав,
которые могут принадлежать каждому человеку, политические права, как
правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и
могут быть реализованы в общест­ве, в объединении граждан друг с другом;


— связаны с осуществлением
политической власти в государстве, характеризуют положение личности в
политических отношениях и обладают полити­ческим содержанием;


— являются способом привлечения
каждого гражданина к полити­ческому народовластию, как на уровне
государ­ственной власти, так и местного самоуправления.


К политическим правам граждан
Российской Федерации относятся следующие права и свободы, закрепленные
Конституцией РФ:


— свобода мысли и слова (ст.29),
которую можно отнести как личным, так и к политическим правам и свободам;


— право на информацию (ч.2 ст.24,
ч.4 ст.29);


— право на объединение (ст.30);


— право на проведение публичных
мероприятий (ст.31);


— право на участие в управлении
делами государства (ст.32);


— право на обращения в
государственные органы и органы местно­го самоуправления (ст.33).


В России гарантируется свобода
средств массовой информации, запрещена цензура. Свобода мысли и слова
ограничивается запретом разжигать социальную, расовую, национальную или
религиозную ненависть и вражду.


Гарантируется свобода
деятельности общественных объединений, а также не допускается принуждение к
вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем.


Единственным условием на
свободное проведение публичных мероприятий является мирный характер
мероприятия и запрет на оружие.


Граждане Российской Федерации
обладают активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным)
избирательным правом, имеют право участвовать в референдуме, имеют равный
доступ к государственной службе, а также право на участие в правосудии
(например, работа в качестве присяжных заседателей).


Право на обращение в органы
власти имеют не только граждане, но и общественные организации, а также
учреждения, организации, предприятия и их должностные лица в целях защиты
своих прав и интересов, прав и интересов своих членов. Граждане имеют право
направлять коллективные обращения. В действующем законодательстве закреплена
обязанность должностных лиц принимать эти обращения и рассматривать в
порядке и сроки, установленные законом.


Успешные реформы в современной
России связаны с установлением и реализацией политических прав и свобод.
Главным гарантом их наиболее полного осуществления должна стать
формирующаяся новая сис­тема политического народовластия демократической
российской госу­дарственности.

Подданство

Оно также предполагает принадлежность лица к определенному государству. Однако подданство и гражданство – это разные категории. Разница состоит в характере и степени принадлежности.

Институт подданства свойственен, как правило, монархиям. Оно рассматривается как крайняя степень принадлежности. Подданный имеет определенный комплекс свобод, обязанностей и прав, однако в качестве субъекта власти в своей стране не выступает.

Гражданство предполагает взаимную принадлежность. По закону, граждане Российской Федерации принадлежат государству, а государство – гражданам. Проще говоря, последние являются собственниками своей страны. Группа граждан является первичным субъектом власти. Гражданство определяет круг лиц, которые составляют этот коллектив.

Эволюция систем защиты прав человека.

Дальнейшее развитие концепции прав человека связано с тремя процессами –

1) с расширением круга людей, права которых подлежат защите;

2) с расширением количества тех прав, которые считаются «общепринятыми»;

3) с совершенствованием механизмов контроля за соблюдением прав человека.

В 17–18 вв., когда происходило становление концепции прав человека, полноправными гражданами считались только европейцы-мужчины высокого достатка. В течение 19 – первой половины 20 вв. постепенно получили признание «неотъемлемые права» всех взрослых граждан независимо от уровня их доходов (ликвидация имущественного ценза), расы или национальности (ликвидация расовой сегрегации и национальной дискриминации), пола (эмансипация женщин).

Сначала главными правами, защиты которых имущие граждане добивались от государства, были только гражданско-политические права – прежде всего, свобода совести, свобода слова и защита собственности. По мере того как в политическую жизнь включались все более широкие круги населения, расширялся и круг тех прав, обеспечение которых считалось общественно важным. С конца 19 в., под влиянием социалистической идеологии, главным объектом борьбы стали уже не столько гражданско-политические, сколько социально-экономические права.

Первоначально права человека защищались исключительно национальными государствами, в то время как нарушение прав человека в «чужих» странах считалась их внутренним делом. Это представление о самодостаточности национального уровня защиты прав человека показало свою несостоятельность уже во время Первой мировой войны, когда совершаемые в условиях военного времени чрезмерные насилия против иностранных граждан не могли подвергаться формальному осуждению. Поэтому в 1929 были приняты Женевские Конвенции о правилах обращения с военнопленными. Что касается нарушения прав человека в мирное время, то они по прежнему считались прерогативой национального законодательства. Накануне Второй мировой войны невмешательство в процесс фашизации Германии обернулся попустительством становлению политического режима, опасного для всего мира. Для предотвращения возникновения агрессивных режимов возникла необходимость создать наднациональный механизм контроля за постоянным соблюдением основных прав человека во всех странах мира.

10 декабря 1948 Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека. В ней отразилась выдвинутая еще в 17 в. концепция «естественности» этих прав: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» (ст. 1). Этот документ хотя и не создавал для государств правовых обязательств, однако фиксировал «нормальные» права, которые каждое государство обязано обеспечивать своим гражданам, если желает считаться «цивилизованным».

Всеобщая Декларация прав человека стала базовым международным кодексом в области прав человека, на основе которого осуществлялась разработка других международных соглашений. В 1966 Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, которые вступили в силу в 1976. Заключенные под эгидой ООН четыре международных документа (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах) часто называют Международным биллем о правах человека (International bill of human rights). На основе этих международных документов Совет безопасности ООН может применять принудительные санкции против тех режимов, которые допускают явные нарушения прав человека (как было, например, в 1960–1970-е в отношении расистских режимов Родезии и ЮАР, в 1990-е – против обвиненных в геноциде режимов Милошевича в Югославии и Хусейна в Ираке).

Помимо организаций системы ООН международным контролем за соблюдением прав человека активно занимаются различные неправительственная общественные организации – например, основанная в 1961 «Международная амнистия» (Amnesty International), ведущая борьбу с преследованием политических противников и нарушением прав узников.

Развитие региональной интеграции привело к формированию еще одного уровня наднациональных организаций, защищающих права человека. Так, в рамках Европейского Союза (ЕС) действует Европейская Конвенция о защите прав человека, которая предлагает, например, признание юрисдикции Европейского Суда по правам человека.

Классификация

Конституционные обязанности граждан Российской Федерации разделяют на конкретные и общие. К последним относят:

  • Соблюдение Конституции и федерального законодательства, уважение интересов и свобод других лиц, исполнение предписаний, установленных нормативными актами.
  • Бережное отношение к окружающей среде, природным богатствам.
  • Забота о сохранении культурно-исторического наследия, памятников природы.

Общие обязанности распространяются на всех российских граждан. Их выполнение обеспечивается посредством применения мер воспитательного воздействия, а при недостаточности таковых – мер уголовной и административной ответственности.

В специальную группу входят обязанности:

  • Родителей перед детьми и детей перед родителями.
  • Налогоплательщиков (своевременно и в полном объеме отчислять налоговые платежи в бюджет).
  • Военнослужащих.

Равноправие — универсальный принцип правового статуса личности

Идея равенства людей своими корнями уходит в глубину веков. Но потребовались столетия для запрета дискриминации групп людей по тому или иному признаку.

Как и в Декларации прав человека и гражданина 1789 года, во Всеобщей декларации прав человека провозглашалось, что все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах.

Однако дополнительно отмечалось:

Равноправие женщин и мужчин

Особого внимания в этом отношении требуют женщины. Впервые вопрос о равенстве прав мужчины и женщины стал решаться идеологами Великой французской революции. В 1791 году был принят Закон о женском образовании и предоставлены некоторые гражданские права. Но в годы Термидорианской реакции эти позиции были потеснены. В конце XIX — начале XX вв. в Германии распространилась теория «трех К» — Kinder, Küche, Kirche (дети, кухня, церковь), но параллельно развивались и другие направления общественного мнения. В Великобритании в 1847 году принят Закон о 10-часовом рабочем дне для женщины и открыт доступ к профессии учителя. В США с 1848 года замужние женщины получали право на собственность, а с 1880 года — возможность быть членами профсоюзов. Избирательным правом впервые воспользовались женщины Новой Зеландии в 1893 году.

Похожие термины:

  • лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное п

  • лицо, получившее разрешение на временное проживание (Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

  • См. Иностранный гражданин.

  • Гражданин, проживающий за границей и обладающий профессиональными навыками, на которые есть спрос в стране или регионе происхождения. см. также квалифицированный мигрант

  • см. иностранец, иностранный гражданин, гражданин, негражданин

  • гражданин, осуществляющий финансирование жилищного строительства за счет собственных, а также привлеченных средств (ст. 1 ЖК). В целях строительства, приобретения жилого дома (домов) и последующей

  • 1) в 19 в. в России лицо, принадлежавшее к определенному разряду горожан, которые пользовались рядом льгот и привилегий: освобождение от личных повинностей, от телесных наказаний и т п . Существовали

  • это физическое лицо (человек), имеющее российское гражданство, т. е. выраженную в наличии взаимных прав и обязанностей устойчивую правовую связь с Российской Федерацией, и способное подтвердить эт

  • гражданин, признанный судом безвестно отсутствующим по заявлению заинтересованных лиц (ст. 42 ГК РФ). Признание гражданина безвестно отсутствующим (гл. 30 ГПК РФ) производится в порядке особого прои

  • физическое лицо, которое в соответствии с гражданским законодательством осуществляет в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность самостоятельну

  • гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданск

  • совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых актах государства, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития человека, общества и государства.

  • правовое положение в обществе человека, обладающего гражданством данного государства, совокупность его прав, свобод и обязанностей.

  • важнейший политико-правовой акт Великой французской революции 1789-1794гг. В соответствии с преамбулой Конституции Франции 1958 г. является составной ее частью (в широком смысле). Историческое значение

  • принята Конвентом во Франции, отличалась большим демократизмом и революционностью по сравнению с одноименной Декларацией 1789 г. В ней провозглашалось, что целью общества является общее счастье, и

  • комплекс прав и обязанностей личности (физического лица) в административно-правовых отношениях. Такие отношения возникают у человека и гражданина при взаимодействии с другими субъектами админис

  • это часть их общего правового статуса, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, а также другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов. Административно-

  • признаваемая за ним способность своими собственными действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, нести ответственность в с

  • признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Возникает с момента рождения граждан

  • согласно Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ, заключаются в запрещении преследования гражданина в связи с его обращением в госуд

Задания[править | править код]

Гражданин Российской Федерации: определение

Если рассматривать гражданство как публично-правовое состояние человека, то оно представляет собой специфичную устойчивую связь индивида с государством. Она обладает первичным характером относительно прочих юридических связей человека и власти.

Гражданином РФ признается субъект, получивший гражданство в соответствии с законодательством. Оно может быть прекращено исключительно в порядке, установленном нормативными актами.

Гражданство является устойчивой категорией, что подтверждается его бессрочностью и неизменностью. Первичность состоит в том, что именно состояние принадлежности к РФ определяет содержание правового статуса гражданина Российской Федерации, комплекс его обязанностей, прав и свобод. В силу этого, на индивида распространяется суверенная воля власти. Вместе с тем граждане Российской Федерации находятся под покровительством и защитой государства вне зависимости от страны пребывания.

Принципы правового статуса человека и гражданина

В содержание основ правового статуса граждан входят также и принципы, на которых он строится. По ним можно судить о правовом статусе личности в целом. Они отражают коренные отношения между государством и его гражданами в связи с их местом в обществе. К числу основных принципов правового статуса личности можно отнести следующие:

  • неотъемлемость и неотчуждаемость прав и свобод человека и гражданина;
  • полнота прав и свобод;
  • равенство прав и обязанностей;
  • непосредственное действие прав и свобод;
  • сочетание общественных и личных интересов;
  • реальность и гарантированность прав и свобод;
  • динамизм правового статуса;
  • максимальное уравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства с гражданами в правах и обязанностях.

Принцип полноты прав и свобод личности означает, что права и свободы гарантируются государством во всех областях жизнедеятельности человека: социально-экономической, духовной, политической и в сфере личной свободы. Этот принцип означает также, что государство закрепляет те права и свободы, которые с социальной точки зрения могут быть реализованы, соответствуют достигнутому уровню развития общества, отвечают положениям международно-правовых документов о правах человека.

Принцип юридического равенства есть не что иное, как равенство общественного положения людей по закону. Оно означает отсутствие каких-либо ограничений прав и свобод граждан либо привилегий по признаку происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера знаний, места жительства и других обстоятельств.

Закрепленный Конституцией России (ст. 19) принцип равенства есть равенство граждан перед законом. Он включает в себя равенство прав и свобод, т.е. равноправие граждан, равенство обязанностей для всех граждан, равные основания их юридической ответственности, равенство перед судом и т.д.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 18) права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В содержании конкретных видов прав, свобод и обязанностей граждан находит выражение различная степень сочетания общественных и личных интересов. Причем конечной целью развития общества является гармоническое развитие личности, наиболее полное удовлетворение индивидуальных интересов. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2), признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства.

Реальность правового положения граждан обеспечивается материальными (экономическими), политическими, социальными и духовными общими гарантиями. Общие гарантии действуют в неразрывном единстве не только между собой, но и с юридическими (специальными) гарантиями.

Развитие правового статуса личности неразрывно связано с поступательным движением общества и государства, отражает основные исторические этапы этого процесса. Правовой статус в его развитии служит одним из средств разрешения противоречий, возникающих между общественными, коллективными, групповыми, личными и иными интересами, достижения наиболее рационального их сочетания в соответствии с достигнутыми возможностями общественного развития. В Конституции РФ закреплен принцип максимального уравнивания правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства с правовым статусом граждан Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства (ч. 3 ст. 62) пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий