Права и свободы человека и гражданина

Политические

Политические

Они помогают гражданину взаимодействовать с государством и обществом. Человек вправе участвовать в политической жизни, выражать свою точку зрения. Политические прерогативы принадлежат ко второму поколению. Они включают в себя свободу слова, право человека объединяться с группой лиц для создания союзов.

В соответствии с политическими правами и свободами, гражданин может участвовать в мирных митингах и демонстрациях, целью которых является выражение собственного мнения. Избирательное, как неотъемлемая часть политических прав, делится на 2 вида: активное и пассивное. В первом случае гражданин принимает участие в выборах, во втором – претендует на место главы.

Политические привилегии дают возможность объединяться в группы для защиты профессиональных интересов. Принимая участия в митингах, демонстрациях и любых подобных мероприятиях, запрещается использовать оружие. Закон предусматривает замену военной службы на гражданскую, если вероисповедание человека запрещают военную службу.

Право на добычу информации обусловлено естественными потребностями человека. Но ему запрещается распространять информацию, которая является тайной государства. Любой гражданин имеет возможность получать сведения о себе, узнавать историю рода и т. п.

21.6. Деятельность института Омбудсмена в России

В современной России получил развитие институт Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена). В странах Западной Европы омбудсмен – это государственный служащий, который рассматривает жалобы граждан на злоупотребления властью в сферах государственного управления.

Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Пункт «д» части 1 статьи 103 Конституции относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ. Статья 1 этого закона гласит: «Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами». Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

На федеральном уровне работает уже третий в новейшей российской истории Уполномоченный по правам человека Российской Федерации В.П.Лукин. Уполномоченные по правам человека избраны региональными парламентами в 31 субъекте Российской Федерации.

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа — одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он известен давно. В классическом виде институт омбудсмена, — так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, — был создан в 1809 году в Швеции.

По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство России, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям министерств и ведомств, средствам массовой информации и уполномоченным по правам человека в субъектах РФ. Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады, посвященные тем сферам жизни, где имеются существенные нарушения прав человека.

В специальных докладах обобщаются типичные и носящие массовый характер нарушения прав граждан, отражается деятельность федерального Уполномоченного по восстановлению нарушенных прав, предлагается комплекс законодательных, экономических, организационных, воспитательных и иных мер для искоренения этих негативных явлений.

А.Ю.Сунгуров выделяет три основных направления в деятельности уполномоченных по правам человека:

нацеленность служб исполнительной власти на решение проблем жителей, на их обслуживание, с чем коррелируется видение российского президента на эффективность работы чиновников — предоставление ими качественных публичных услуг населению;

предотвращение нарушений прав человека, внедрение международных стандартов прав человека в реальную практику стран;

снижение уровня коррупции.

Появление Уполномоченного по правам человека в России является следствием демократизации общества, усвоения гражданами соответствующих институтов и практик. Однако, эффективность функционирования этого института будет зависеть от понимания его роли и места государственными структурами, структурами гражданского общества, отдельными гражданами.

Права гражданина РФ

Права жителя России — это те требования, которые должны реализовываться со стороны государства. Они могут быть личными, социальными, экономическими, политическими.

Личные (гражданские)

Личные права носят абсолютный характер, к ним относятся:

  1. Право на жизнь. Любой житель РФ имеет право на жизнь, из-за чего смертная казнь в стране отменена.
  2. Право на собственное достоинство. Человек имеет право на личное пространство, неприкосновенность, защиту своей чести и любой частной информации.
  3. Свобода. Человек имеет право свободно выражать свое мнение, жить в соответствии со своими нормами и принципами, входить в состав различных социальных и политических движений. При условии, что это не перечит нормам закона.
  4. Жилище. Индивид имеет право на защиту и неприкосновенность собственной территории.
  5. Вероисповедание. Человек в праве самостоятельно выбирать, к какой вере себя отнести.
  6. Передвижение. Гражданин в праве беспрепятственно передвигаться по территории страны и осуществлять свою деятельность в любом регионе России.

Гражданин РФ имеет право на толерантное отношение к собственной национальности и уважение её норм и правил.

Политические

Политические права тесно связаны с личными. Однако первые во многих случаях присваиваются только тем, кто имеет статус гражданина РФ. Что сюда входит:

  1. Свобода слова. Гражданин имеет право высказывать свое мнение и критику относительно законодательной власти, общественных деятелей.
  2. Информация. Человек имеет право на получение и распространение полученной информации. Естественно, если к ней не ограничен доступ со стороны власти.
  3. Манифестация. Гражданин в праве проводить общественные движения и митинги, которые осуществляются мирным путем.
  4. Участие в государственных и судебных делах. Человек в праве принимать участие и оказывать определенное действие на развитие политической сферы.
  5. Петиции. Гражданин может обращаться в управляющие органы для решения определённых вопросов.

Справка! Политические права — это один из способов привлечения жителей к политическому народовластию.

Социальные

Что может делать житель России в соответствии с социальными правами:

  1. Осуществлять предпринимательскую деятельность на территории страны. При условии, что она не противоречит рамкам закона.
  2. Трудиться и обладать свободой труда.
  3. Претендовать на социальную защиту со стороны государства.
  4. Претендовать на социальное обеспечение со стороны властей.
  5. Иметь частную собственность.
  6. Претендовать на медицинскую помощь.

Любой гражданин России вправе претендовать на благоприятную и экологически чистую окружающую среду.

Экономические

Какие возможности имеет человек со стороны экономической политики:

  1. Возможность свободно пользоваться собственным имуществом в своих целях. При условии, что они не нарушают закон.
  2. Возможность претендовать на наследование частной собственности.
  3. Возможность самостоятельно определяться со сферой собственной деятельности, в зависимости от предпочтений и способностей.
  4. Право на труд, при условии, что работодатель создал гигиеничные и безопасные условия для рабочих.
  5. Право отказаться от принудительного труда при превышении работодателем своих полномочий.
  6. Возможность получать вознаграждение за качественно проделанную работу.
  7. Возможность участвовать в рабочих забастовках при несправедливой деятельности со стороны работодателя.

Справка! Экономические возможности жителя РФ — это нормы, которые определяют его юридические права в рамках страны.

Культурные

Культурные возможности — это те права, которые формируют личность человека и обеспечивают его духовное развитие. Что к ним относится:

  1. Право на самообразование.
  2. Возможность получать доступ к историческим и культурным ценностям страны.
  3. Возможность реализовывать творческую деятельность в рамках закона.
  4. Возможность на свободу преподавания.

Любой человек вправе участвовать в культурной жизни России, вносить в нее свой вклад и способствовать последующему прогрессу.

Воинская обязанность граждан России

Граждане — это люди, обязанные нести воинскую службу. Она включает в себя: учет, подготовку, призыв и прохождение службы, пребывание в запасе, призыв на сборы и прохождение службы по призыву из запаса.

При исполнении 17-ти лет молодые люди обязаны встать на учет в местный военкомат, являться в установленное по повестке время. За нарушение правил и неявку полагается предупреждение или штраф.

Принимаются на службу все лица от 18 до 27 лет, за исключением тех, которые имеют отсрочку или освобождение. За уклонение они несут уголовную ответственность. Сроки службы по призыву – 2 года, для тех, кто окончил институт – 1 год. По контракту проходят тот срок службы, который в нем установлен.

Граждане могут быть освобождены от службы по состоянию здоровья, если имеют ученую степень доктора или кандидата наук или погибших при исполнении военной службы родственников. По закону для некоторых граждан возможна отсрочка, если они имеют от двух и более детей до 3 лет. Также отсрочку получают те лица, которые проходит очное обучение, но только до его окончания. Ее можно получить не больше двух раз.

Ответственность за нарушение прав и обязанностей

Несмотря на государственные гарантии, законодательством не исключается возможность нарушения как прав граждан, так и их обязанностей. Безусловно, субъекты нарушения по отношению к правам и обязанностям могут быть разные. Так, если субъектом посягательства на права физлица будет другое физлицо, юридическое лицо или государственный орган, то субъектом нарушения своей обязанности может выступать исключительно сам гражданин.

Ответственность за нарушение прав гражданина РФ будет отличаться в зависимости от важности нарушенного права и степени нанесенного пострадавшему лицу ущерба. Что же касается ответственности самого гражданина за неисполнение его конституционных обязанностей, то применяемая ответственность также будет зависеть от обязанности

Например, за уклонение от родительской или воинской обязанности, а также неуплату налогов или несоблюдение природоохранного законодательства лицо может быть привлечено к уголовной ответственности. Однако в таких случаях мера наказания зависит от степени вины и умысла, которым оно руководствовалось

Что же касается ответственности самого гражданина за неисполнение его конституционных обязанностей, то применяемая ответственность также будет зависеть от обязанности. Например, за уклонение от родительской или воинской обязанности, а также неуплату налогов или несоблюдение природоохранного законодательства лицо может быть привлечено к уголовной ответственности. Однако в таких случаях мера наказания зависит от степени вины и умысла, которым оно руководствовалось.

Экономические права

Право на предпринимательскую деятельность. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности

Право на имущество. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Право на судебное решение при лишении имущества. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Право на свободный труд. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.

Право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск

Право на частную собственность, в том числе на землю. Каждый имеет право на частную собственность. Право частной собственности охраняется законом. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Право на землю и природные ресурсы. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Право на трудовые споры. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Право на наследование. Государство гарантирует право на наследование имущества.

Право на вознаграждение за труд. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы

Классификация

В Главе 2 Конституции содержится 48 статей. Большинство из них отражает конкретные возможности индивида. Все они представляют собой специфическую систему. Она обладает логической базой и отражает специфику собственно прав и свобод, а также тех областей жизнедеятельности, с которыми они соприкасаются. В соответствии с этим, все категории принято классифицировать на 3 группы. В частности, выделяют социально-экономические, индивидуальные и политические права и свободы. При этом система базовых категорий отличается не только наличием классификации, но и особым порядком расположения. Он установлен Конституцией.

Это обстоятельство имеет не техническое значение. Оно отражает действующую концепцию правового статуса человека, которой придерживается государственная власть. В существующем главном Законе перечень категорий распределяется в соответствии с особой последовательностью. Так, в первую очередь указываются индивидуальные, затем политические и в завершение — социально-экономические свободы и права. Аналогичным образом составлен перечень категорий во Всеобщей декларации. Она принята ГенАссамблеей ООН. В законодательстве России данная структура была впервые воспроизведена в Декларации свобод и прав, которая была утверждена в 1991 году, 22 ноября. Впоследствии она была отражена в Конституции страны. Во всех предыдущих главных Законах структура распределения была несколько другой. В первую очередь закреплялись социально-экономические, далее политические и в заключение — индивидуальные свободы и права. Это указывало на другую систему приоритетов.

Конституционные обязанности человека и гражданина

Составной частью правового статуса того или иного субъекта правоотношений наряду с правами являются обязанности этого субъекта, равно как и гарантии его прав и ответственность.

Конституция РФ 1993 г., в отличие от предыдущих российских конституций и основных законов некоторых иностранных государств, не содержит специальной главы, посвященной обязанностям человека и гражданина. Вместе с тем такие обязанности в конституционном тексте содержатся главным образом в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», что подчеркивает неразрывное единство двух составных частей конституционно-правового статуса личности в России – конституционных (основных) прав и свобод и конституционных обязанностей.

Конституция РФ говорит, в частности, о следующих обязанностях человека и гражданина, конкретизированных и детализированных в отраслевом законодательстве:

  1. соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15);
  2. уважать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17);
  3. обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст. 38 Конституции РФ, Семейный кодекс РФ);
  4. обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей), обеспечить получение детьми образования данного уровня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, Закон РФ «Об образовании»);
  5. заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, Основы законодательства РФ о культуре, Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и др.);
  6. платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ, Налоговый кодекс РФ);
  7. сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральные законы от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 24.04.1995 № 55-ФЗ «О животном мире», Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и др.).
  8. обязанность граждан Российской Федерации защищать Отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ, Федеральные законы от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 25.07.2002 «Об альтернативной гражданской службе».

Характеризуя обязанности как составляющую конституционно-правового статуса личности, следует иметь в виду, что:

  • во-первых, обязанности, в отличие от большинства прав и свобод, носят позитивный характер, т. е. устанавливаются нормативно (законами), тогда как права человека по отношению к государству имеют преимущественно естественный, внезаконотворческий характер. Таким образом, никаких «естественных», дозаконотворческих и внезаконотворческих обязанностей у человека по отношению к государству нет;
  • во-вторых, Конституция РФ исходит из принципа единства не только прав и свобод, но и обязанностей граждан Российской Федерации (ч. 2 ст. 6), следовательно, ни один гражданин России не может и не должен произвольно уклоняться или освобождаться от выполнения той или иной конституционной обязанности, которая, в отличие от права, являющегося мерой возможного поведения управомоченного лица, есть мера должного, необходимого поведения обязанного лица. Освобождение от той или иной обязанности, как и ее установление, может иметь место только на основании закона;
  • в-третьих, как и некоторые права и свободы, отдельные обязанности могут быть возложены не на любого человека, проживающего в России (например, обязанность платить налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду и др.), а только на граждан Российской Федерации (в частности, обязанность по защите Отечества).

показать содержание

Уплата налогов и сборов

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества. Однако налоги и сборы могут устанавливаться только законами, а не подзаконными правовыми актами.

Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Они уплачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сроки. За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность.

Конституционный Суд РФ отметил в постановлении от 21 марта 1997 г., что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в РФ.

Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий