Добывающая, перерабатывающая промышленность и коммунальное хозяйство японии, 1970-2019

Авиастроение

Характеристика и структура экономики Японии

Экономика островного государства развивается в соответствии с доктриной, принятой в середине XX века.

Поэтапное и одновременно грамотное воплощение этой доктрины в жизнь дало плоды. Рассмотрим лишь основные характеристики, отображающие уровень экономического развития Японии.

Размер ВВП

По объему ВВП Япония на начало 2019 года занимала в мире 3-е место и уступала лишь США и КНР. Динамика изменения этого показателя в 2010-2018 годах представлена на диаграмме. Единица измерения – млрд долларов.

На размер ВВП Японии существенное влияние оказывает объем экспорта продукции электротехники, электроники, машиностроения. Интересно, что даже во время мирового кризиса 2008-2012 годов валовый внутренний продукт государства увеличивался. А в последующие 3 года было зафиксировано снижение этого показателя на 16,8 %.

Эксперты объясняют данное явление неблагоприятными колебаниями курса американской валюты, обусловившими падение спроса на автомобили японских производителей на мировом авторынке.

В пересчете на душу населения величина ВВП Японии на конец 2019 года составила 39 306 долларов. За год значение этого показателя выросло на 2,51 %. Такие невысокие темпы прироста являются следствием того, что при определенном уровне технологий экономика Японии достигла порога развития. То есть и в ближайшие годы ВВП будет возрастать относительно медленно.

Всемирный Банк озвучил такой прогноз: в течение 3 лет ежегодный рост ВВП Японии составит в среднем от 0,4 до 1,5 %. В цифрах это выглядит так:

  • 2019 год – до 4,992 трлн долл.;
  • 2020 год – 5,008 трлн долл.;
  • 2021 год – 5,015 трлн долл.

Формирование государственного бюджета

Госбюджет Страны восходящего солнца на 2019 год утвержден на рекордную сумму – около 101,5 трлн иен (950 млрд долл.). Правительство планирует увеличить расходы на оборону на 1,93 % – до отметки 48,1 млрд долл. Необходимость этого обусловлена нестабильностью ситуации на корейском полуострове.

Кстати, по этой причине в марте 2019 года государственный долг страны достиг 1103 трлн иен (10,38 трлн долл.). Дело в том, что покрывать социальные расходы только за счет налогов правительство не может, и поэтому  вынуждено выпускать государственные облигации. За счет этих средств также предполагается финансирование бесплатного дошкольного образования.

Что же касается доходной части госбюджета, то, по расчетам правительства Японии, в 2019 году ее размер составит 99,113 трлн иен (932,567 млрд долл.).

В отраслевой структуре экономики островного государства на долю сферы услуг приходится до 70 % ВВП. Большинство фирм данного типа работает в розничной и оптовой торговле, связи, информационных сетях. Промышленное производство привносит в ВВП примерно 18 %. А вот доля сельскохозяйственной отрасли составляет всего 1,5 %.

Что производится в Японии

Специализируется промышленность Японии на производстве материалов и разнообразных товаров на основе высоких современных технологий. Несмотря на относительно небольшую территорию, в Стране восходящего солнца выпускается 12 % мировой продукции.

Наибольшим спросом сегодня пользуются изготовленные в Японии:

  • автомобили;
  • суда, корабли и плавсредства иных типов;
  • робототехника;
  • персональные компьютеры, бытовая электроника;
  • пластмассы, химические волокна, синтетический каучук.

Разговор о том, что производит Япония, будет неполным без упоминания продукции военной промышленности. Да, несмотря на пацифистскую конституцию, данная отрасль здесь очень развита. На вооружении спецназа, полиции и сил самообороны этой страны находятся револьверы Miroku Liberty Chief, снайперские винтовки, пулеметы, автоматы Howa Type 89 и Howa Type 64 местного производства.

Судостроение

Это одна из ведущих отраслей, в которой занято более 400 тыс. человек, учитывая работающих непосредственно на заводах и на вспомогательных предприятиях.

Имеющиеся мощности позволяют строить суда всех видов и предназначений, при этом целых 8 доков рассчитаны на выпуск супертанкеров водоизмещением 400 тыс. т. Деятельность отрасли координирует АСКЯ, куда входит 75 национальных судостроительных компаний, суммарно выпускающих около 80% всего объема кораблей, производимых в Японии.

Развитие промышленности Японии в данной сфере началось после Второй мировой войны, когда в 1947 году стала действовать программа планового судостроения. В соответствии с ней компании получали от правительства весьма выгодные льготные кредиты, которые в каждом году по мере увеличения бюджета росли.

К 1972 году 28-я программа предусматривала (с государственной помощью) строительство судов общим водоизмещением 3304 тыс. брт. Нефтяной кризис сильно сократил масштабы, однако заложенная этой программой в послевоенные годы основа послужила стабильному и успешному росту отрасли.

К концу 2011 года портфель заказов для японцев составлял 61 млн двт. (36 млн брт.). Рыночная доля оставалась стабильной на уровне 17% по дедвейту, причем основная часть заказов относилась к балкерам (специализированные корабли, разновидность сухогруза для перевозки грузов вроде зерна, цемента, угля насыпью), а меньшая – к танкерам.

На данный момент номером первым в сфере строительства судов в мире, несмотря на серьезную конкуренцию со стороны южнокорейских компаний, по-прежнему остается Япония. Специализация промышленности и поддержка со стороны правительства создали основу, которая поддерживает серьезные компании на плаву даже в сложившейся ситуации.

Промышленое зонирование

В пределах государства существует три крупнейших региона:

  • Токио-Йокогамский, куда входит Кейхин, Восточная Япония, префектуры Токио, Канагава, регион Канто.
  • Нагойский, к нему относится Тюке.
  • Осакско-Кобский (Хан-син).

Кроме вышеуказанных, существуют также более мелкие районы:

  • Северное Кюсю (Кита-Кюсю).
  • Канто.
  • Восточный морской промышленный район (Токай).
  • Токийско-Тибский (к нему относят Кей-ё, Восточную Японию, регион Канто и префектуру Тиба).
  • Внутренне-японский морской район (Сето-Найкай).
  • Промышленный район северных земель (Хокурику).
  • Касимский район (сюда относятся все та же Восточная Япония, Касима, регион Канто и префектура Ибараки).

Более 50% доходов обрабатывающих отраслей приходится на районы Токио Иокогама, Осака, Кобе и Нагоя, а также на г. Китакюсю на севере острова Кюсю.

Самым активным и стабильным элементом рынка в этой стране выступает малый и средний бизнес. К данной сфере принадлежит 99% всех японских компаний. Впрочем, это неверно в отношении текстильной индустрии. Легкая промышленность Японии (ведущим элементом которой является упомянутая отрасль) основывается на крупных, хорошо оборудованных предприятиях.

Инфраструктура хозяйства капиталистических стран

Для хозяйства любой страны важной составной частью является инфраструктура. Определение 1

Определение 1

Инфраструктура – это все сооружения, здания, системы и службы, т.е. материальные средства, необходимые для обслуживания производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества.

Инфраструктура может быть производственной и непроизводственной.

Производственная инфраструктура:

  1. Грузовой транспорт;
  2. Дороги;
  3. Электроснабжение;
  4. Газо- и водоснабжение;
  5. Складское хозяйство;
  6. Связь;
  7. Информационное обслуживание.

Непроизводственная инфраструктура:

  1. Подготовка специалистов;
  2. Школьное и высшее образование;
  3. Пассажирский транспорт;
  4. Телефонные сети;
  5. Учреждения культуры, здравоохранения, общественного питания;
  6. Коммерческие банки;
  7. Товарно-сырьевые и фондовые биржи и др.

На сегодняшний день отраслевая структура мирового хозяйства кардинально изменилась. Экономическая деятельность людей в самом начале своего развития характеризовалась наличием «первичных отраслей». К ним относилось рыболовство, лесоводство, охота, сельское хозяйство, а во второй половине $XVIII$ века появляются «вторичные отрасли» – обрабатывающая промышленность и строительство. Для современного хозяйства характерно снижение доли производственной сферы и рост «третичных отраслей» – это сфера услуг. В непроизводственную сферу вовлекается всё большее количество людей, а в ряде развитых капиталистических стран мира в этой сфере работает уже $50\%$ численности населения.

Замечание 1

В современной непроизводственной сфере можно выделить ещё одну информационную отрасль. Она охватила сферу информационных технологий, научных исследований, маркетинга, банковских, финансовых и других услуг. Данные услуги не касаются самого производства, а выполняют работы по его планированию и организации.

Надо сказать, что в структуре самого материального производства тоже происходят значительные изменения – нарушаются пропорции между промышленностью и сельским хозяйством. Удельный вес сельского хозяйства остается высоким только в развивающихся странах. Что касается промышленности, то в ней увеличивается доля обрабатывающих отраслей. Это, прежде всего, относится к новейшему наукоёмкому машиностроению и химической промышленности. Изменения происходят и в территориальной структуре стран.

Определение 2

Территориальная структура хозяйства – это его территориальная организация, в которой выделяются и взаимодействуют друг с другом экономические районы, промышленные группировки, комплексы, центры, узлы.

В территориальной структуре мирового хозяйства выделяются континенты, а их отдельными частями являются регионы и страны. В состав региона, который является крупнейшим мировым территориальным образованием, может входить несколько стран, расположенных на общей территории.

Мировое хозяйство включает такие регионы:

  1. Северная Америка;
  2. Латинская Америка;
  3. Африка, Австралия, Океания;
  4. Страны СНГ;
  5. Страны Западной Европы и Азии.

Каждая страна в территориальной структуре хозяйства имеет районный второй уровень.

Определение 3

Экономический район – это часть территории страны, хозяйство которой имеет свою производственную специализацию и прочные связи внутри самого района.

Территориальная организация хозяйства на местном уровне включает промышленный узел, промышленный центр и пункт. Кроме этого широко распространяется такая форма территориальной организации хозяйства как специальная экономическая зона (СЭЗ). Зона представляет собой достаточно ограниченную территорию с особым юридическим статусом и льготными экономическими условиями для предпринимателей, как национальных, так и иностранных.

По своей хозяйственной деятельности и экономическим задачам СЭЗ могут быть:

  1. Зонами свободной торговли;
  2. Промышленно-производственными зонами;
  3. Туристско-рекреационными;
  4. Технико-внедренческими и др.

Особенно много таких зон в странах Азии – в Японии, Китае, Южной Корее, Тайване и др.

Военная промышленность[править | править код]

Запрос «» перенаправляется сюда. На эту тему нужно создать отдельную статью.

Несмотря на поражение во Второй мировой и пацифистскую конституцию, в современной Японии есть относительно развитая военная промышленность (и военно-промышленный комплекс).

Япония производит практически весь спектр ручного огнестрельного оружия. В настоящее время производятся автоматы Howa Type 64 и Howa Type 89, снайперскую винтовку Howa M1500, пулемёт Sumitomo NTK-62, а также револьвер Miroku Liberty Chief. Всё это оружие состоит на вооружении сил самообороны Японии, полиции и спецназа. В силу конституционных ограничений, ни одно из произведённых в Японии типов огнестрельного оружия не поставляется на экспорт.

В разные промежутки времени, японская военная промышленность также производила, по лицензии, иностранные виды оружия.

Строятся свои военные суда для ВМС Японии

Производятся танки (Тип 10)

Разрабатывается свой истребитель пятого поколения (Mitsubishi X-2 Shinshin).

До недавнего времени экспорт вооружений на мировой рынок был невозможен, по причине законодательного запрета на экспорт высокотехнологичной продукции военного и двойного назначения; однако в 2014 году в законы были приняты поправки, разрешившие Японии экспорт вооружений.

Послевоенная Япония

После окончания войны Япония оказалась перед дилеммой — целиком сосредоточиться на преодолении тогдашней гиперинфляции или направить все силы на восстановлении производства, сильно пострадавшего в ходе войны. Правительству срочно нужно было искать пути выхода их кризиса. Был выбран второй путь.

Япония придерживалась модели реформирования, основные пункты которой были следующие: предоставление дешёвых и целенаправленных кредитов, государственный контроль  за внешнеэкономичекой и валютной деятельностью, проведения курса на защиту национального капитала в банковской и производственной сферах, защита  аграрного сектора (выделение субсидий сельскохозяйственным рабочим) и главное, была создана своя модель государственного регулирования экономики, которая основывалась на базе взаимодействия хозяйственной системы частого предпринимательства и административного аппарата. Результаты не заставили себя ждать.

Меньше чем за десять лет японское промышленное производство было восстановлено на 80%. Япония отошла от политики строгого регулирования финансов (конкурентоспособность национальной  валюты и промышленности в мире говорила сама за себя). После войны стране запрещалось иметь вооружённые силы, что позволило правительству сконцентрироваться на агарном вопросе (большая часть земель была отдана за выкуп крестьянам) и сделать основной акцент на развитие науки и новых технологий. Такой резкий экономический скачок получил название «японское экономическое чудо».

Машиностроение Японии

Природно-сырьевая база

Национальное хозяйство

Общая характеристика

Страна, занимающая всего 0,3% от всей земной суши, продуцирует феноменальное количество качественного валового продукта для всего мира. По этому показателю восточное государство обгоняет лишь США. Именно это является самым ярким штрихом экономико-географической характеристики Японии. Япония в мировой экономике является настоящим лидером по количеству производимого ВВП на душу населения – 24400 долларов. Сорок последних лет 20-го столетия эта азиатская империя имела наивысшие темпы экономического роста, равные 9,8% в год. И лишь в последние годы она чуть-чуть умерила свою прыть в этом вопросе.  Причинами такой экономико-географической характеристики Японии стала целенаправленная политика державы в 50-х годах истекшего столетия. Традиционная, патриархальная, аграрная империя начала активно развивать промышленность, покупая самые передовые технологии и оборудование. Не последнюю роль в этом глобальном изменении страны сыграл профессионализм и послушание рабочей силы – потомков самураев.

Промышленность

Сегодня гордостью экономико-географической характеристики Японииявляется ее промышленный комплекс. Мощная энергетика работает на привозной нефти и газе из стран Персидского залива и Индонезии, обеспечивая весь комплекс энергией. По объемам ее производства Япония в мировой экономике уверенно занимает первое место. Второй главной отраслью промышленности, после энергетики, идет металлургия. Из преимущественно импортного сырья, импортируемого из Австралии, государство Ниппон производит прокат, трубы разных диаметров, спецсталь, прокат меди, алюминия и легированные сплавы цинка и свинца.

На собственной металлургической базе развивается машиностроение, особенно транспортное, электротехническое, станкостроительное и приборостроительное. Япония в мировой экономике занимает первое место по производству судов. За ними идет выпуск мотоциклов, легковых и грузовых автомобилей, ориентированных на экспорт. Промышленные роботы, офисная техника, оптическая аппаратура являются еще одними отраслями специализации Японии в мировой экономике.

Кроме этого, страна цветущих сакур и каменных садов стоит на 2-м месте после США по производству синтетических смол, красителей, пластмасс, кислот и медикаментов – продукции химической промышленности.

Традиционно развивается легкая промышленность – это изготовление шелка, шерстяных и хлопчатобумажных тканей. В 20-м столетии к ним прибавилось производство синтетических и высокотехнологических тканей.

Сельское хозяйство

Незначительную роль в экономико-географической характеристике Японии занимает сельское хозяйство, поэтому страна вынуждена импортировать подобную продукцию. Стопроцентно предки айнов обеспечивают себя лишь рисом, а вот чай, овощи, фрукты, сахароносы вынуждены завозить с ближайшего материка. По количеству прибыли и занятых в отрасли людей растительная отрасль все же лидирует над животноводством. Последнее отличается ориентацией на рыбоводство и отлов рыбы, по объемам и уровню потребления которой Япония в мировой экономикеконкурентов пока не имеет.

Транспорт

Транспорт – еще одна гордость экономико-географической характеристики Японии. Эта страна имеет наибольший по тоннажу флот на планете, если отбросить корабли, которые ходят под флагами и «липовой пропиской» к портам Либерии и Панамы. Именно морские перевозки осуществляют львиную долю импортно-экспортных операций страны. В центре страны распространены перевозки сенкансенами – скоростными поездами и автомобилями.

Химическая и нефтехимическая промышленность

Химическая промышленность Японии в 2012 году произвела продукции на 40,14 трлн йен. Страна входит в тройку мировых лидеров совместно с США и КНР, имея около 5,5 тыс. предприятий соответствующей направленности и давая рабочие места 880 тыс. человек.

Внутри самой страны отрасль занимает второе место (ее доля — 14% от общего объема), уступая только машиностроению

Правительство развивает ее как одну из ключевых сфер, уделяя большое внимание разработке экологически чистых, энерго- и. Изготавливаемая продукция продается внутри Японии и экспортируется: 75% — в страны Азии, около 10,2% — в ЕС, 9,8% — в Северную Америку и т.д

Основа экспорта — каучук, фототовары и ароматические углеводороды, органические и неорганические соединения и т.д

Изготавливаемая продукция продается внутри Японии и экспортируется: 75% — в страны Азии, около 10,2% — в ЕС, 9,8% — в Северную Америку и т.д. Основа экспорта — каучук, фототовары и ароматические углеводороды, органические и неорганические соединения и т.д.

Страна восходящего солнца также импортирует продукцию (объем ввезенного в 2012 году составил около 6,1 трлн йен), в основном, из ЕС, Азии и США.

Химическая промышленность Японии лидирует в производстве материалов для электронной отрасли, в частности, около 70% мирового рынка полупроводниковых изделий и 65% — жидкокристаллических дисплеев, принадлежит компаниям этой островной страны.

В современных условиях много внимания уделяется развитию производства углеродных волокон и композитных материалов для атомной и авиационной промышленности.

Население

Основу позитивной экономико-географической характеристики Японии составляет ее население. В государстве проживает около 127 миллионов человек, которые относятся к первому типу воспроизведения населения. Это означает, что в стране преобладают люди среднего и старшего возраста. Среди японцев фиксируется очень низкий процент рождаемости. Поэтому естественно, что здесь очень низкий процент природного прироста – всего на 2 человека на каждую тысячу, приращивается население Японии на протяжении одного года.

Страна это преимущественно однонациональная. Японцы, наследники айнов, занимают в стране 99% от всех ее жителей и очень неохотно пускают в свое общество чужаков, мигрантов. Кроме того, в стране 127 миллионов буддистов, и столько же – синтоистов. Это связано с тем, что все японцы исповедуют две религии одновременно. Около 80% жителей страны проживают в городах. Из них 11 – города-миллионеры. Например, Токио, Хиросима, Йокогама, Осака и Киото.

Япония известна во всем мире работоспособностью и высокой квалификацией своей рабочей силы. Образование, которое получают граждане, рассматривается как еще одна инвестиционная и очень рентабельная отрасль хозяйства. Ведь деньги, вложенные в детей, возвращаются хорошими налогами с зарплат высококвалифицированных работников.

Электроника

Большое внимание уделяется развитию информационно-телекоммуникационной сферы. В роли «основного локомотива отрасли» выступают технологии передачи трехмерного изображения, робототехника, оптоволоконные и беспроводные сети нового поколения, интеллектуальные сети, «облачные вычисления»

По масштабам инфраструктуры Япония догоняет Китай и США и входит в тройку лидеров. В 2012 году общее число пользователей сети Интернет в стране достигло 80% от всего объема населения. Силы и средства направляются на создание суперкомпьютеров, разработку эффективных систем управления энергопотреблением и энергосберегающих технологий.

Машиностроение Японии

Машиностроение основа промышленности страны, оно по праву считается одним из самых развитых и передовых в мире. Основные отрасли мировой специализации Японии автомобиле- и судостроение, а также производство бытовой электроники и робототехника.

Необычайно стремительное развитие машиностроения в Японии после Второй мировой войны часто называют “Японским промышленным чудом”. Сразу после войны автомобилестроение в Японии было ограничено множеством законодательных запретов, тормозящих его развитие. Осложнялось положение японского автомобилестроения и низкой конкурентноспособностью производимых машин перед импортными, ввозимыми несмотря на запрет, исходящий от японского правительства.

Толчок развитию японскому машиностроению дали военные заказы, сделанные во время корейской войны в 50-е годы. После этого, объёмы машино производства непрестанно росли, что позволило Японии к 1980 годы выйти на первое место по производству автомобилей в мире и успешно удерживать его в течение 15 лет. Сейчас многие японские автомобилестроительные концерны, такие как “Тойота”, “Ниссан”, “Хонда” и “Мазда” остаются мировыми лидерами и не собираются сдавать свои позиции, успешно справляясь с кризисами отрасли. Всего в автомобильной отрасли, включая сервис и обслуживание автомобилей, в Японии занято около 6 млн человек.

В 80-90 е годы в экономике страны наметилась тенденция развития наукоемких и высокотехнологичных производств, что позволило Японии производить самую качественную в мире бытовую и радиоэлектронику. До сих пор, японские приборы славятся своим качеством, технологичностью и надёжностью. Многие производители радиоэлектронных изделий, медицинского оборудования и оптических приборов получают поддержку от государства, так как вносят существенный вклад не только в экономику, но и в научный прогресс.

Энергетика Японии

Авиастроение

Только в 1960-х годах этому сегменту начали уделять достаточное внимание в Японии. Развитие промышленности в области авиации и ракетостроения, несмотря на небольшой выпуск продукции, специалисты считают главным базисом экономики в ближайшем будущем

В конце 60-х годом специалисты в области авиастроения начали разрабатывать собственную модель летательного аппарата. 1973 год ознаменовался созданием первого, отечественного, ультразвукового самолета Т-2. Эта модель стала прототипом для конструирования истребителя Ф-1.

За многими показателями этот сегмент уступает авиаракетному производству стран Европы и США. Однако он является основной составляющей военного потенциала страны. Половина заводов авиаракетной промышленности заняты в изготовлении продукции предназначенной для военных целей.

Энергетика Японии

Основой электроэнергетики Японии является импортная нефть из-за отсутствия в стране собственных нефтяных месторождений, её доля достигает 80%, что делает энергетику страны достаточно уязвимой. По производству электроэнергии Япония занимает третье место в мире, расположившись за США и КНР. Основу электроэнергетики составляют ТЭС их больше тысячи и расположены они в основном вблизи крупных городов, которых в Японии много. Самые крупные ТЭС Японии расположены на берегах Тихого океана, около таких мегаполисов как Токио и Осака. Также в электроэнергетике Японии с 80х годов 20 века активно используются АЭС. Всего в стране формально 42 действующих реактора, но действительно производят электроэнергию только 4 из них. В 2017 году японское правительство планирует запустить еще 10 АЭС и увеличить долю производимой на них электроэнергии. Большую роль играет вопрос безопасности АЭС из-за высокой сейсмической активности и частых землетрясений существуют четкие сценарии действий в критической ситуации, а также проводятся постоянные проверки безопасности и работоспособности оборудования. Интересно использование в Японии альтернативных источников энергии. В стране много вулканов и гейзеров, и попытки использовать их энергию предпринимались уже в 70-х годах Также проводились попытки использования энергии Солнца, но в наше время её доля меньше одного процента.

Металлургическая отрасль

После Второй мировой войны промышленность пребывала в упадке, но в начале 50-х годов правительство решило изменить этот факт и обозначило приоритеты. Был взят курс на развитие различных отраслей, главной чертой стало строительство новых предприятий с использованием последних технологий. Так удалось развить чёрную и цветную металлургию, за счет чего Япония в наше время занимает лидирующую позицию в мировой промышленности. Заводы отличаются высоким уровнем технического оснащения и автоматизации.

Сравнительная таблица выпускаемой продукции:

ГодВыплавка, млн т
19505
196022
197093
1980111
1990110
2000108

Наряду с пищевой, тяжёлой и другими отраслями, существует и химическая. Она занимает 1 место в Азии и 15 позицию во внутренней структуре производства. К ней относится следующая продукция:

  • пластик;
  • лакокрасочные изделия;
  • лекарственные препараты;
  • различные органические соединения.

Но многих интересует, какая отрасль промышленности практически отсутствует в Японии и почему к ней относится ядерная энергия.

Отключение большинства АЭС, размещённых возле крупных городов, произошло из-за сильнейшего землетрясения и цунами. Результатом природной катастрофы стала авария на электростанции «Фукусима». Утечка радиоактивных элементов привела к загрязнению 3% территории страны. Таким образом, на замену атому пришёл природный газ. Также слабо развита горнодобывающая отрасль в основном из-за небольшого количества полезных ископаемых.

Отрасли промышленности японии

Теперь о японской промышленности. Она, так же как и экономика, прошла тернистый путь. До 1950 промышленный потенциал страны составляла тяжёлая промышленность, что  было характерно для периода милитаризации страны. С запретом содержать вооружённые силы, был взят курс на развитие наукоемких производств при некотором сдерживание энергоемких и металлоемких отраслей. 12% мирового промышленного производства в наши дни приходится на долю этой страны. Полным ходом идёт развитие  следующих отраслей промышленности.

1)Чёрная металлургия. В основном она ориентирована на импорт. В настоящее время Япония обеспечивает 14–15% всего мирового производства стали.  «Ниппон сэйтэцу» является лидером металлургии. Большая часть заводов  расположена  на островах Сикоку и Хонсю. Полиметаллические руды, серные и медные колчеданы встречаются практически на всех крупных островах — Сикоку, Хонсю, Косю и Хоккайдо. Но свинец и алюминий  приходится импортировать из Австралии, Мексики и Канады. Также как железную руду (экспортируется из Индии, Австралии, Чили и ЮАР) и коксующийся уголь (поступает из Канады, США и Австралии). А такие редкие элементы как таллий, кадмий, селен, индий, германий, теллур и рений получают путем утилизации отходов производства коксохимических производств или полиметаллов и меди.

2)Атомная энергетика.На данный момент в стране насчитывается 39 энергоблоков. В ядерной энергетики важную роль играют монополии такие как, «Мицуи», «Мицубиси» и «Сумитомо». Япония потребляет 5% мирового производства электроэнергии. В 2000 страна занимала третье место по производству электроэнергии (1012 млрд квт) после США и КНР. Японии одной из первых начала использование нетрадиционных источников энергии. Известно, что эта  страна  славится действующими  и потухшими вулканами, фумаролами и гейзерами (они расположены на острове Хонсю). Уже в 1970-е здесь была построена первая геотермальная электростанция. К началу 1990-х в стране появились миллионы «солнечных домов» —  в них для обогрева жилых комплексов и нагревания воды использовалась солнечная радиация.

3) Машиностроение. Машиностроение Японии одно из самых развитых в мире. Основные центры машиностроения находятся в Токио, Нагоя, Иокогама, Кобе, Осака, Нагасаки и на северо-западе острова Кюсю). 1970-е годы стали началом  бума на японские машины. Из-за  «Нефтяного шока»  (1973 резкий скачок цен на бензин) покупатели стали отдавать предпочтение небольшим автомобилям, с экономичным использованием топлива. Как раз над такими автомобилями работами японские учёные для внутреннего рынка страны. Тогда и заговорили о «японском» этапе в мировом автомобилестроении. В 1980 году Япония был преодолён  10-миллионный рубеж в выпуске автомобилей, а в конце 1990-х страна заняла первое место (и удерживала его в течение 15 лет) в мире по производству автомобилей. Сейчас производство автомобилей в самой Японии сократилось  из-за роста курса иены. Однако японские автомобильные заводы работаю по всему миру (в США и в странах Юго-Восточной Азии).

4)Легкая промышленность. Она работает на местном химическом волокне, хлопке и шерсти из Австралии, ЮАР и США

Японцы – народ, который чтит свои многовековые традиции, поэтому не стоит удивляться, что важное место занимает керамическое производство, как дань традициям, так и весьма выгодное предприятие (в стране свыше 170 месторождений каолина). В стране также быстрыми темпами развивается деревообработка, которая, по количеству предприятий, уступает только текстильным и пищевкусовым отраслям

В Японии насчитывается  около 30 тыс. фанерных и лесопильных заводов. Спросов как на внутренним, так и на внешнем рынке пользуются изделия, изготовленные на специализированных предприятиях по выпуску тары, национальной японской обуви –гэта, зонтов, посуды, вееров, труб из бамбука и т.д. Центры деревообработки находятся в Токио, Кобе, Нагои, Иокагамы, Осаки, Окаямы, Хиросимы и на островах Кюсю и Хоккайдо.

Машиностроение

Что касается других отраслей машиностроения, то вначале 1990-х годов они сделали уклон в наукоемкое изготовление, которое не требовало большого количества сырьевых ресурсов. Как пример такого направления можно назвать роботостроение. В конце 1980-х годов ученые предприняли первые попытки в создании робота-гуманоида. С каждым годом они совершенствуют свои наработки. В результате у них получился современный робот-андроид АСИМО, который обладает зачатками первого в мире искусственного интеллекта.

Немало усилий было приложено для усовершенствования изготовления металлорежущих станков, которые с 1982 года являются лидерами на мировом рынке. Первые позиции занимает Япония и в выпуске бытовой электроники. Стоит отметить, что в начале 60-х годов здесь практически не производили продукции подобного рода, но уже в 1993 году доля микроэлектроники и бытовой техники на рынке составила 46%.

Не отошли на второй план и традиционные специализации промышленности Японии. Так, судостроение все еще остается сегментом международной специализации. Поставка судов на всемирный рынок составляет более 28%.

Рыболовство

Важное место в промышленности отведено и рыбацкому делу. Ведь Япония — это, прежде всего, рыболовное государство

Активно промышляют выловом даров моря в глубоких водах. Ближе к берегу рыбу ловят с баркасов. По улову рыбы страна занимает первое место в мире, а морепродукты составляют основу пищевого рациона. В Японии активно развивается марикультура. Еще в VIII веке японцы научились создавать искусственные рифы, места для нереста и рыбные пастбища.

Помимо рыбной ловли жители Японии занимаются жемчужной промышленностью. Ежегодно со дна океана достают 500 раковин. Но если раньше в них пытались найти настоящие жемчужины, то теперь раковины нужны для их искусственного выращивания.

И куда бы ни бежал прогресс гармонично сочетать новое и традиционное может только Япония. Промышленность и сельское хозяйство получили возможность снова стать на ноги только благодаря этой особенности японского народа.

Япония (Нихон, или Ниппон) — одна из ведущих экономических держав. Она входит в число лидеров вместе с США и КНР. На нее приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии.

Промышленность Японии достигла высокого уровня развития, особенно это касается сфер науки и образования. Среди лидеров мировой экономики — компании «Тойота Моторс», «Сони Корпорейшн», «Фудзицу», «Хонда Моторс», «Тошиба» и другие.

Разведение скота и рыболовецкий промысел

Только после Второй мировой войны начало активно развиваться животноводство в Стране восходящего солнца. При выращивании животных используют привозные и импортные корма — кукурузу.

Центр животноводства — о. Хоккайдо. Очень развито свиноводство в северных районах. Поголовье крупного рогатого скота насчитывается около 5 миллионов особей, половина из них – молочные коровы.

Сельское хозяйство и промышленность получают из расположения страны много выгод:

  • разнообразие продуктов питания;
  • подспорье туристической сфере;
  • дополнительный путь для доставки товаров.

Несмотря на море, стране необходимо импортировать некоторые продукты (по международному законодательству, добывать морскую живность можно только в территориальных водах).

Главными объектами лова являются камбала, лососевые и треска, сельдь, сайра, палтус и пр. Треть улова осуществляется в районе острова Хоккайдо. В Японии активно развивается аквакультура.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий