Промышленные города германии

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность: основными отраслями здесь являются виноделие и пивоварение. В Германии производится около 4000 сортов пива, одна треть общего объема пивоваренной продукции приходится на экспорт.

Хотя Германия известна как «пивная страна», с 2001 года её жители покупают вина больше, чем пива. В 2005 году, по данным «Немецкого института вина», объём потребляемого вина в абсолютных цифрах составил около 16 млн гектолитров, при этом в структуре потребляемых вин основную часть (около 40 %) занимают напитки производства самой Германии, около 13 % занимают вина Франции, немногим меньше — вина Испании.

Виноделие развито в долине Рейна и к западу от него.
Длящийся с начала этого века бум на потребление вина привёл к тому, что инвестиции в винодельческую отрасль, в её качественный рост, составили бо́льшую долю затрат производителей, стремящихся удовлетворить и количественный, и качественный рост спроса на вино в стране. В частности, непрерывно расширяются посадки под производство красного вина: в начале 1980-х это было около 10 % от всех площадей, то в 2005 году доля виноградников для производства красного вина составляла уже не менее 35 %.

В 2005 году посадки винограда сорта рислинг, являющегося основой винного экспорта Германии, занимают около 20 % из 100 000 га немецких виноградников. Первым по объёму германского импорта является британский рынок, на втором месте — рынок США, который в 2006 году потребил немецкого вина на сумму 100 млн долларов. Доля Японии начала сокращаться, в связи с чем немецкие виноградари принимают усилия для восстановления своих позиций в этой стране. Например, одна из фирм приняла решение выращивать в Германии традиционную японскую лозу косю, чтобы впоследствии экспортировать произведённое вино в страну Восходящего солнца.

Объем промышленного производства и размер ВНП

Химическая промышленность

Химическая промышленность: ещё в конце XIX века Германия стала мировым лидером в данной сфере.
Большинство крупнейших предприятий расположено в долинах Рейна или его притоков; важнейшими промышленными центрами являются Людвигсхафен (концерн «BASF»), Леверкузен со штаб-квартирой и крупнейшим заводом концерна «Bayer», Кёльн, Весселинг, Дормаген, Марль, Гельзенкирхен, Крефельд.
Районы высокой концентрации химической промышленности возникли также в агломерации Рейн-Майн с главным центром Франкфурт-на-Майне (концерн Hoechst AG), на Верхнем Рейне с центрами Людвигсхафен (концерн BASF), на Нижней Эльбе.

Электротехническая промышленность

Германия ещё с конца XIX века зарекомендовала себя в качестве крупнейшего экспортера электротехнического и электронного оборудования. Международное признание в данной сфере получили такие концерны, как Siemens AG, Hager, Robert Bosch GmbH и т. д.
Наиболее крупная ТНК в отрасли — «Сименс» (Siemens).

В структуре электротехнической промышленности ФРГ выделяется как производством дорогостоящей продукции промышленного назначения (генераторы, кабели, трансформаторы), использующее большое количество цветных металлов, специальных сортов стали, так и выпуском бытовых товаров длительного пользования (холодильников, стиральных машин, микроволновых печей, пылесосов и др.).
Быстрое развитие электротехнической промышленности в ФРГ связано с внедрением информационных технологий, созданием атомной промышленности и с заказами военно-промышленного комплекса.

Основными центрами электротехнической промышленности являются
Лидирует в электротехнической промышленности Бавария. Крупнейшие центры — Берлин, Мюнхен, где находится штаб-квартира и группа заводов концерна «Сименс», а также Штутгарт, Нюрнберг с Эрлангеном, Франкфурт-на-Майне, Кёльн и др.

Химическая промышленность

Химическая промышленность: ещё в конце XIX века Германия стала мировым лидером в данной сфере.
Большинство крупнейших предприятий расположено в долинах Рейна или его притоков; важнейшими промышленными центрами являются Людвигсхафен (концерн «BASF»), Леверкузен со штаб-квартирой и крупнейшим заводом концерна «Bayer», Кёльн, Весселинг, Дормаген, Марль, Гельзенкирхен, Крефельд.
Районы высокой концентрации химической промышленности возникли также в агломерации Рейн-Майн с главным центром Франкфурт-на-Майне (концерн Hoechst AG), на Верхнем Рейне с центрами Людвигсхафен (концерн BASF), на Нижней Эльбе.

Аэрокосмическая промышленность

Аэрокосмическая индустрия Германии не занимает ведущего положения в экономике страны. Данная отрасль играет роль технологического мотора страны. Инновации в этой сфере существенно способствовали подъему производства компьютеров.

В начале 1990-х, германская авиакосмическая промышленность резко пошла в гору. В 2010 г. её оборот составил 15,3 млрд евро, а количество занятого в ней населения оценивалось почти в 70 тыс. человек. В 2010 г. доля гражданского авиастроения в общем обороте отрасли составила 68,3 %, военного — 23,1 %, космической промышленности — 8,6 %.

Известные авиастроительные компании: EADS, Eurocopter.

Природные условия и ресурсы

Современное состояние экономики Германии

За последние годы экономика Германии значительно возросла. Сократилась безработица, постепенно повышается стоимость ВВП, а также спрос на товары немецкого производства.

Особенность современной немецкой экономики состоит в ее зависимости от экспорта, это касается в первую очередь поставок продукции на рынки развивающихся государств – РФ, Китая, Бразилии и т.д. Это позволяет экономике Германии эффективно развиваться в период мирового кризиса, однако, в дальнейшем это же может стать причиной экономического спада.

Современные проблемы немецкой экономики тесно связаны с политикой и заключаются в следующем:

  1. Неравномерность социально-экономического развития отдельных районов Германии. Решение этой проблемы обходится правительству примерно в сто миллиардов долларов ежегодно;
  2. Выход Великобритании из ЕС, что отразилось на ВВП;
  3. Профицит доходов является причиной снижения расходов потребителей внутри страны, что приводит к дисбалансу экономики Германии;
  4. Резкое увеличение численности мигрантов.

Политическое развитие Германии

Политическое пространство в Германии изменилось из-за революции 1848-1849 года. Если ранее центр политической жизни состоял в стабильности, то после революции стало более заметно, что экономика страны не должна стоять на месте.

К концу века Германия стала одним из крупнейших государств Европы, представляющим собой федерацию полуавтономных земель.

Важный этап при развитии политической системы в Германии состоит в образовании партийной системы, на основании прусской.

На рубеже 19-20-х веков для Германии были характерны две разносторонние тенденции: рост экономики и расслоение общества на культурную, экономическую и социальную части. На первый план выходили рабочие и предприниматели, т.е. средний общественный слой. Данный период был периодом внутреннего кризиса в обществе, и одновременно периодом усиления положения страны.

Аэрокосмическая промышленность

Аэрокосмическая индустрия Германии не занимает ведущего положения в экономике страны. Данная отрасль играет роль технологического мотора страны. Инновации в этой сфере существенно способствовали подъему производства компьютеров.

В начале 1990-х, германская авиакосмическая промышленность резко пошла в гору. В 2010 г. её оборот составил 15,3 млрд евро, а количество занятого в ней населения оценивалось почти в 70 тыс. человек. В 2010 г. доля гражданского авиастроения в общем обороте отрасли составила 68,3 %, военного — 23,1 %, космической промышленности — 8,6 %.

Известные авиастроительные компании: EADS, Eurocopter.

Судостроение

Германия является одной из ведущих европейских держав в судостроении. Выпуском различных машин для судостроения здесь занимаются более 1 млн рабочих. Прямые поставки комплектующих смежных отраслей судостроения выполняют 350—400 предприятий страны, при этом одна треть комплектующих используется в Германии.

В 2008 году судостроители Германии сдали заказчикам 84 морских судна суммарной вместимостью 1.3 миллиона брт на сумму 4.4 миллиарда евро, лучший результат со времени объединения Германии. Получено заказов на 46 судов суммарной валовой 0.6 миллиона на 2.9 миллиарда евро. То есть количество заказов упало до самого низкого с 2001 года уровня, объём строительства сократился до половины объёмов имеющихся мощностей. Итого в портфеле заказов 172 судна валовой 3.1 миллиона брт на 13,3 миллиарда евро, по состоянию на 31 декабря 2009. В первом квартале этого года заказчики отказались от 19 заказов на сумму 940 миллионов евро.

Военное кораблестроение достигло в 2009 году стабильных продаж, и поскольку заказы собственных германских ВМС не в состоянии полностью загрузить имеющиеся мощности, кораблестроение страны очень сильно зависит от экспорта, от иностранных заказов. Очень хорошие результаты показали в 2009 году судоремонт и конверсия, достигнув отметки 1 миллиард евро.

Строительство судов для ВВП[прояснить] достигло хороших результатов. Итоги 2009 года в целом оказались лучшими за последние 5 лет, построено 87 судов общей стоимостью 144 миллиона евро. Особенно большим был спрос на речные прогулочные и круизные суда. За год получено заказов на 63 судна общей стоимостью 141 миллион евро.

Самые большие и мощные верфи страны: Flensburger Schiffbau-Gesellschaft, ThyssenKrupp Marine Systems, Lürssen, Aker Yards Germany и Meyer Neptun Group.

Прочее

Германия занимает далеко не последнее место по объёмам и качеству производимых в мире часов и часовых механизмов. Основателем немецкой часовой индустрии является[источник не указан 900 дней]. Центром часовой промышленности Германии является небольшой городок Гласхютте. Здесь сконцентрирована большая часть фабрик, производящих наручные часы и механизмы к ним. Также важным звеном часовой промышленности являются производители интерьерных часов и механизмов к ним; самые известные из них: Hermle и Kieninger.

  • точная механика и оптика (Carl Zeiss и др.)
  • производство информационной и телекоммуникационной техники
  • фармацевтическая
  • парфюмерно-косметическая промышленность

В Германии развито производство детских игрушек, товаров и продуктов для моделирования. Основными компаниями в этой отрасли являются Auhagen GmbH, Gebr. Märklin & Cie. GmbH, Gebr. Fleischmann GmbH, PIKO Spielwaren GmbH.

Машиностроение

Одной из опор германской экономики является чрезвычайно диверсифицированное, многоотраслевое машиностроение. Оно состоит из нескольких частей, наиболее развитыми из которых являются автомобилестроение, станкостроение, производство оборудования для предприятий, вычислительной техники, электротехники.

Машиностроение считается отраслью промышленности страны с наибольшим числом предприятий. Здесь по традиции преобладают малые и средние предприятия, 83 % из которых — мелкие и средние предприятия, насчитывающие менее 200 человек.
Около 68 % оборота связано с экспортными операциями — в результате на долю Германии приходится 20,4 % совокупного мирового экспорта машиностроения.

Значительная часть мощностей по производству тяжёлых металлоёмких машин, кранов, мостов, горно-шахтного и энергетического оборудования, тяжёлой электротехники, а также оборудования для самих металлургических заводов, находится в Руре. Производство легковых и грузовых автомобилей находится в землях Баден-Вюртемберг, Рейнланд-Пфальц, Нижняя Саксония, Гессен, Северный Рейн-Вестфалия, Бавария и Саар.

Общее машиностроение

производство станков (станкостроение), различных приборов

Транспортное машиностроение

вагоностроение, самолётостроение

Автомобильная промышленность

Основная статья: Автомобильная промышленность Германии

Автомобилестроение является одной из важнейших отраслей экономики Германии. После КНР, США и Японии, ФРГ — четвёртый по величине производитель автомобилей в мире. Например, в 2003 году Германия произвела 5,5 миллионов автомобилей. Из 5,687 млн автотранспортных средств, изготовленных в Германии в 2001 году, свыше 70 % пошли на экспорт.

Электротехническая промышленность

Германия ещё с конца XIX века зарекомендовала себя в качестве крупнейшего экспортера электротехнического и электронного оборудования. Международное признание в данной сфере получили такие концерны, как Siemens AG, Hager, Robert Bosch GmbH и т. д.
Наиболее крупная ТНК в отрасли — «Сименс» (Siemens).

В структуре электротехнической промышленности ФРГ выделяется как производством дорогостоящей продукции промышленного назначения (генераторы, кабели, трансформаторы), использующее большое количество цветных металлов, специальных сортов стали, так и выпуском бытовых товаров длительного пользования (холодильников, стиральных машин, микроволновых печей, пылесосов и др.).
Быстрое развитие электротехнической промышленности в ФРГ связано с внедрением информационных технологий, созданием атомной промышленности и с заказами военно-промышленного комплекса.

Основными центрами электротехнической промышленности являются
Лидирует в электротехнической промышленности Бавария. Крупнейшие центры — Берлин, Мюнхен, где находится штаб-квартира и группа заводов концерна «Сименс», а также Штутгарт, Нюрнберг с Эрлангеном, Франкфурт-на-Майне, Кёльн и др.

Концентрация производства и образование первых капиталистических монополий

Рост капиталистической промышленности сопровождался в Германии, как и повсюду, все большим сосредоточением (концентрацией) производства на самых мощных и крупных предприятиях.

В  70-80-х годах в результате конкурентной борьбы в некоторых отраслях германской промышленности, особенно тяжелой, концентрация производства привела к тому, что число предприятий сократилось до нескольких десятков. Примером предприятия-гиганта могут служить заводы Круппа — главного поставщика вооружения для германской армии:

  1. в 1845 г. у Круппа работало всего 122 человека,
  2. в 1871 г.- более 16 тыс.,
  3. а к концу XIX в. на его заводах в Эссене работало уже 45 тыс. рабочих.

Уменьшение количества предприятий (при увеличении их размеров) давало возможность их владельцам сговариваться друг с другом, чтобы совместно диктовать цены на рынке.

Соглашения между крупными капиталистами были различного типа. Как первый шаг к объединению практиковалось соглашение нескольких крупных предприятий о совместном установлении цен на товары

Далее достигалась договоренность о предельных размерах продукции, выпускаемой каждым участником объединения, что было крайне важно для поддержания высоких продажных цен. Капиталисты договаривались также и о распределении между собой районов сбыта

Объединения подобного типа называются картелями.

Следующая форма объединения — синдикаты. Участники синдикатов, помимо сговора о ценах, размерах производства и рынках, создавали общий аппарат для совместного сбыта товаров и закупки сырья. Когда же предприятия сливались, теряли свою самостоятельность, образовывался трест. Образование капиталистических объединений характерно не только для Германии. Этот процесс с некоторыми местными особенностями происходил, начиная с 70-80-х годов XIX в., и в других капиталистических странах. Но, кроме США, нигде монополии не развивались так быстро, как в Германии.

Добиваясь наибольших прибылей, картели, синдикаты и тресты стремятся избавиться от конкурентов, ведут ожесточенную борьбу с предприятиями, не вошедшими в объединение, и добиваются монополии 1 в своей отрасли производства. Капиталистическая монополия — это капиталистическое предприятие или объединение предприятий, в руках которых сосредоточено производство или сбыт подавляющей части тех или иных товаров.

В Германии первые картели и синдикаты возникли уже в 70-80-х годах.

Прочее

Германия занимает далеко не последнее место по объёмам и качеству производимых в мире часов и часовых механизмов. Основателем немецкой часовой индустрии является[источник не указан 900 дней]. Центром часовой промышленности Германии является небольшой городок Гласхютте. Здесь сконцентрирована большая часть фабрик, производящих наручные часы и механизмы к ним. Также важным звеном часовой промышленности являются производители интерьерных часов и механизмов к ним; самые известные из них: Hermle и Kieninger.

  • точная механика и оптика (Carl Zeiss и др.)
  • производство информационной и телекоммуникационной техники
  • фармацевтическая
  • парфюмерно-косметическая промышленность

В Германии развито производство детских игрушек, товаров и продуктов для моделирования. Основными компаниями в этой отрасли являются Auhagen GmbH, Gebr. Märklin & Cie. GmbH, Gebr. Fleischmann GmbH, PIKO Spielwaren GmbH.

Аэрокосмическая промышленность

Аэрокосмическая индустрия Германии не занимает ведущего положения в экономике страны. Данная отрасль играет роль технологического мотора страны. Инновации в этой сфере существенно способствовали подъему производства компьютеров.

В начале 1990-х, германская авиакосмическая промышленность резко пошла в гору. В 2010 г. её оборот составил 15,3 млрд евро, а количество занятого в ней населения оценивалось почти в 70 тыс. человек. В 2010 г. доля гражданского авиастроения в общем обороте отрасли составила 68,3 %, военного — 23,1 %, космической промышленности — 8,6 %.

Известные авиастроительные компании: EADS, Eurocopter.

Растительный и животный мир

Естественный растительный покров страны практически уничтожен, так ка большая часть земель была распахана.

Основная часть лесов сосредоточена в Среднегерманских горах. В лесах произрастают сосна, ель, бук, береза, дуб, граб. По долинам рек встречаются пойменные леса из тополя и ивы. Сосновые и лиственные леса сохранились в районе зандровых низменностей.

В горах растет ель и пихта. В высокогорье раскинулись альпийские луга.

Из представителей фауны более всего распространены олень, заяц, косуля, кабан, куница, дикий кролик, лисица, лань, бобр. Много хомяков и мышей-полевок.

Орнитофауна богата такими представителям, как: воробьи, дятлы, куропатки, дрофами, жаворонки, дрозды, зяблики, кукушки, ласточки, совы, иволги, сороки, фазаны, луни, скворцы

Прибрежные районы имеют важное значение для перелетных птиц — гусей, уток, болотных птиц

В реках обитают карпы, форель, сомы, сельдь, окунь, треска и камбала.

Замечание 2

Среда обитания многих животных была разрушена, поэтому под угрозой исчезновения оказалось более 25 видов птиц и 40 видов животных.

Образование монополий

Подъем капиталистической промышленности в Германии сопровождался все большей концентрацией производства на крупнейших предприятиях. К концу века в некоторых отраслях промышленности Германии из-за конкурентной борьбы сократилось число предприятий. Это уменьшение позволяло владельцам оставшихся предприятий сговариваться между собой по вопросам ценообразования.

Германский капитализм в 19 веке имел монополистический характер. Примерами крупнейших объединений могут быть:

  • Рейнско-вестфальский каменноугольный синдикат, образованный в 90-е годы 19 столетия;
  • Фирма Круппа, которая господствовала в военной промышленности;
  • Сименс-Шуккерт и «Всеобщая компания электричества» являлись крупнейшими предприятиями в электротехнической сфере.
  • Наблюдалась концентрация и в банковском деле, когда крупные банки поглощали мелкие и начинали финансировать промышленность.

С помощью круговых диаграмм покажите промышленную специализацию германии

— автомобилестроение;

— транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение) ;

— общее машиностроение (производство станков, различных приборов) ;

— электротехническая промышленность;

— точная механика и оптика;

— химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;

— черная металлургия.

Ранее Германия являлась одним из мировых лидеров по производству стали. В районе Рура были сконцентрированы основные производственные мощности сталелитейной промышленности. Но с 1973 г. было проведено закрытие многих металлургических предприятий. Что касается положения этой отрасли в восточных землях, то местная тяжелая индустрия была остановлена вскоре после объединения двух стран. В настоящее время опорными отраслями экономики Германии являются машиностроение (транспортное, электротехническое и электронное) , химическая отрасль, пищевая промышленность. Машиностроение ориентировано на внешние рынки, а потому многопрофильно и многоукладно. Автомобилестроительные заводы сконцентрированы в землях Баден-Вюр-темберг (Ауди, Даймлер-Бенц) , Нижней Саксонии («фолькс ваген») , Гессене («опель») , Северной Рейн-Вестфалии («форд, опель») , Баварии (БМВ) и Саарленде («форд») . Производство автомобилей в восточных землях было прекращено по причине несоответствия экологическим требованиям выпускаемой продукции. Но «фольксваген» , «опель» и «даймлер-бенц» быстро освоили и переориентировали восточногерманские заводы на изготовление автомобилей собственных марок.

Становление экономики Германии в послевоенное время

В послевоенное время Германию разделили на две части между странами-союзницами. Сама страна подверглась практически полному разрушению, для нее были характерны следующие особенности:

  1. Нехватка рабочих ресурсов.
  2. Производственная малосерийность.
  3. Неравномерное распределение капитала.
  4. Массовый отток финансовых средств заграницу.
  5. Падение производственных объемов.
  6. Голод.
  7. Разрушение инфраструктуры.
  8. Высокие темпы инфляции.
  9. Демографический кризис.
  10. Большой внешний долг.

ФРГ в 49 году получила американские субсидии на развитие экономики и сумела ими грамотно распорядиться. Сначала была проведена реформа аграрного сектора, где большая часть наделов была отдана в частные руки.

Сама экономика восстанавливалась с учетом интересов населения, то есть была ориентирована на решение общественных и социальных проблем. Были проведены реформы денежного обращения, цен, осуществлялась поддержка развития малого и среднего бизнеса. Для поддержания коммерческой деятельности был создан эмиссионный банк.

Государство уделяло внимание поддержанию справедливой конкурентной борьбы, внедряла меры антимонопольной политики. Кроме того, практически полностью отказались от вложений в оборонную промышленность и все средства направили на экономическое развитие

На фоне преобразований началась концентрация производства, увеличение объемов экспорта и внешнеторгового сальдо.

Нефтяной кризис сказался на экономике Германии, однако, она сумела сохранить ведущие позиции в мире. После объединения с восточной частью в стране назрели трудности, а именно, нехватка трудоспособного населения, рост цен на энергетические ресурсы так же внес проблем в развитие экономики.

Пищевая промышленность ФРГ по состоянию на 2020 год

Что касается пищевой промышленности ФРГ, то на сегодняшний день она в состоянии полностью обеспечить население страны продуктами питания. Причем около трети произведенной продукции предприятия пищевой промышленности отправляют на экспорт. Если же говорить о Евросоюзе в целом, то больше всего продуктов питания производится именно в Германии и во Франции. Следует отметить, что за последние 25 лет стоимость этой отрасли промышленности на внутреннем немецком рынке выросла на 50%.


Выращенная продукция затем поступает на местные перерабатывающие предприятия.

Следует отметить, что огромным спросом в стране пользуются органические продукты, стоимость которых на 20-50% выше. Такие товары, отмеченные изображением «евролиста», активно раскупаются населением.

Еще одна особенность рынка – наличие как государственных, так и весьма уважаемых частных стандартов качества. К последним относятся нормы, выработанные такими производителями, как Bioland, Demeter, Naturland.

Нельзя обойти вниманием и такие сегменты пищевой отрасли, как пивоварение и виноделие. Около трети пива, произведенного в Германии, отправляется на экспорт

Традиционные потребители немецкого вина – Великобритания, США и Япония.

Немного сложнее обстоят дела с молочной продукцией, сырье для производства которой немцы вынуждены закупать в России и Украине. Что же касается производителей мясной продукции, то на территории страны функционирует около 400 предприятий, поставляющих в том числе на экспорт около 1,5 млн тонн разнообразных колбасных изделий.

Территориально основные производственные сельскохозяйственные мощности ФРГ расположены в долине Рейна и к западу от него. Район Мозеля славится своими виноградниками. Среди предприятий пищевой отрасли преобладают средние и малые, которые весьма дорожат своей репутацией. Три четверти таких предприятий имеют в своем штате не более 100 человек. Предприятия с каждым годом все больше автоматизируются, что приводит к сокращению рабочих мест.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий