Пьяцца Навона в Риме

Пьяцца Навона: площадь фонтанов с необычной историей

Февраль 15, 2020

Знаменитая площадь, находящаяся в историческом центре Вечного города, издавна пользуется особой любовью его жителей и является популярнейшим туристическим местом итальянской столицы. Пьяцца Навона восхищает великолепием средневековых фонтанов, барочной архитектурой расположенных здесь зданий и уникальной оживленной атмосферой, которую создают выступающие перед зеваками актеры и музыканты, уличные художники, торговцы и многочисленные туристы.


Всем, кому довелось увидеть Рим с высоты птичьего полета, могли заметить, что Пьяцца Навона своими очертаниями напоминает форму древней римской арены. Даже при беглом взгляде на карту города видно ее очевидное сходство со знаменитым Circus Maximus – «Большим цирком», лежащим в долине между Палатинским и Авентинским холмами Рима, окрестности которого до сих пор остаются свободными от городской застройки.

Достопримечательности площади

Являясь одной из самых красивых городских площадей,Пьяцца Навона со всех сторон окружена элегантными дворцами и украшена прекрасными фонтанами. Буквально за каждым выходящим на площадь фасадом скрывается многовековая история, переполненная важными событиями и интригами, украшенная легендами пронесенными через столетия.

Здания

  • Палаццо Памфили – роскошный дворец середины XVII века, возведенный по воле Папы Иннокентия X Памфили по проекту архитектора Джираломо Райнальди. Сегодня во дворце располагается Посольство Бразилии.
  • Церковь Сант Аньезе ин Агоне – барочное религиозное сооружение, построенное в качестве фамильной часовни на месте существовавшей ранее древней приходской церкви, посвященной христианской мученице Святой Агнессе. Над строительством храма работали такие известные архитекторы как Джираломо и Карло Райнальди, а также Франческо Борромини.
  • Палаццо Браски – дворец, возведенный в конце XVIII века в неоклассическом стиле. На сегодняшний день здание представляет собой один из городских музеев.
  • Палаццо Дэ Торрес-Ланчеллотти – дворец XVI века, построенный по проекту неаполитанского архитектора Пьетро Лигорио и до сих пор находящийся в частной собственности.
  • Палаццо Туччимей второй половины XVI века, принадлежавший представителям знатного рода Туччимей.
  • Церковь Ностра Синьора дель Сакро Куоре, располагающаяся в юго-восточной части площади Навона.

Фонтаны

После восстановления в 1570 году древнего акведука Aqua Virgo, по указанию папы Григория XIII были начаты работы по строительству сети подземных каналов, чтобы наиболее густонаселенные районы Рима были обеспечены водой. Для этих целей в 1575-1576гг. на Пьяцца Навона были построены два резервуара:

  • Фонтан Нептуна, расположенный в северной части площади и реализованный по проекту архитектора Джакомо делла Порта для семьи Кальдерай, проживавшей поблизости. Скульптуры, украшающие фонтан сегодня и давшие впоследствии ему название, были помещены только в 1878 году.
  • Фонтан Мавра, расположенный в южной части Пьяцца Навона, напротив дома семьи Памфили. Мраморный резервуар, аналогичный предыдущему, был установлен Джакомо делла Порта. Архитектор украсил фонтан изваяниями четырех тритонов, изначально предназначавшимися для фонтана на Пьяцца дель Пополо, однако оставшимися неиспользованными.

Это интересно!

В 1651 году папа Иннокентий X заказал Джованни Лоренцо Бернини украсить фонтан, находящийся прямо напротив его Палаццо. Зодчий поместил по центру резервуара трех дельфинов, поддерживающих большую морскую раковину, однако понтифик остался недоволен небольшими размерами скульптурной группы и попросил художника изваять нечто бо́льшее. В итоге Бернини водрузил в центре фонтана мускулистую мужскую фигуру, с явно не европейскими чертами и телосложением, за что статую сначала называли «эфиопской», а затем «мавританской». Таким образом, это название впоследствии распространилось и на сам фонтан.

Главным украшением Пьяцца Навона является монументальная композиция, располагающаяся в центральной части площади – Фонтан Четырех Рек, реализованный величайшим скульптором и архитектором Эпохи Возрождения – Джованни Лоренцо Бернини.


История его создания началась с приближением Юбилейного 1650 года, когда папа Иннокентий X не без влияния Донны Олимпии, решил соорудить по центру Пьяцца Навона еще один монументальный фонтан, заменив стоявший там резервуар чем-то более величественным. Объявив конкурс и пригласив участвовать в нем ряд архитекторов, понтифик, тем не менее «забыл» отправить приглашение уже знаменитому в то время Джованни Лоренцо Бернини.

Все дело было в том, что Бернини был официальным любимчиком предыдущего понтифика – папы Урбана VIII (Барберини). Однако семьи Барберини и Памфили пребывали в многолетнем конфликте, который накалился до такой степени, что после смерти Урбана VIII и восхождения Иннокентия X на папский престол, члены семьи Барберини подверглись преследованиям и были вынуждены бежать из Рима. Это и объясняло, почему Бернини небыло направлено приглашение для участия в конкурсе, а по его результатам лидировал папский фаворит Франческо Борромини.

Однако для устройства и полноценного функционирования будущего монументального фонтана требовалось произвести определенные математические расчеты и подвести еще одну ветку трубопровода с водой, о чем и попросили сделать Бернини. Архитектор прибег к хитрости – он не только сделал расчеты, но и преподнес в подарок невестке Иннокентия X макет своего фонтана, выполненный из серебра. Олимпия Майдалькини, будучи довольно жадной женщиной, приняла презент, а Папа, будучи уверен, что сделан окончательный выбор – отверг все прочие проекты. Франческо Борромини был в ярости, узнав, что понтифик предпочел реализовать проект своего соперника. Таким образом, на Пьяцца Навона появился еще один монументальный шедевр Бернини — Фонтан Четырех Рек, один из самых красивых фонтанов Рима.

Фонтан Четыре реки

Популярные гиды в Риме:

История площади

Площадь Навона в центре столицы была построена на месте античного стадиона. Арена, возведенная около 86 года императором Домицианом (51-96гг.н.э.), предназначалась для проведения игр по типу греческих атлетических соревнований и называлась Circus Agonalis (от греческого «agones», т.е. игры). Размеры стадиона впечатляли – его длина составляла порядка 280 метров при ширине более ста, что позволяло наблюдать за проводимыми состязаниями 20 тыс. зрителям. Его два главных входа находились с двух сторон длинной арены, оригинальные остатки которых сегодня можно увидеть на 6-метровой глубине на близлежащей площади Piazza di Tor Sanguigna, расположенной со стороны северной части Пьяцца Навона.

Важная информация

Стадион Домициана является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и был открыт для туристов в 2014 году. Археологический комплекс можно посетить ежедневно с 10:00 до 19:00. Предъявляемый на смартфоне входной билет стоимостью 8 евро, включает пользование аудиогидом на 6 языках, в том числе и на русском. Купить билет можно здесь

Древний стадион Домициана

Начиная с 1400-х годов, огромное пространство стало использоваться как торговая площадь, на которой также устраивались городские празднества, фестивали и шествия. Испанская община христианских верующих, центром которой стала построенная здесь в 1450г. церковь Sant Giacomo degli Spagnoli, вымостила ее булыжником и частично упорядочила, однако весь видимый сегодня архитектурный ансамбль Пьяцца Навона был создан благодаря стараниям Олимпии Майдалькини (Olimpia Maidalchini, 1591-1657), более известной как Донна Олимпия.

Донна Олимпия, создавшая Пьяцца Навона

Донна Олимпия, уроженка римской провинции Витербо из аристократической семьи кондотьера Сфорца Майдалькини, была волевой, амбициозной и целеустремленной женщиной.

После своего первого раннего брака с одним из богатейших людей провинции Паоло Нини, оставившего ее вдовой после трех лет брака, она вышла замуж за Памфилио Памфили (Pamphilio Pamphili,1564-1639), который был старше на целых 27 лет. Он приходился родным братом кардиналу Джованни Баттиста Памфили (1574-1655), занявшего впоследствии папский престол под именем Иннокентия X. Злые языки поговаривали, что Донна Олимпия была более привязана к своему деверю, чем к мужу, и имела с ним любовную связь. Властолюбивая женщина потребовала от своего высокопоставленного родственника строительство дворца, который бы соответствовал новому положению семьи Памфили в обществе.

Любопытные факты

Жители Вечного города до сих пор помнят те времена, когда великолепная римская площадь ненадолго превращалась в озеро и, ради забавы, на ней даже устраивались сражения по образу навмахий – древнеримских баталий на воде. На протяжении двухсот лет в жаркие летние дни, по выходным, стоки трех фонтанов на Пьяцца Навона перекрывались, а площадь затапливалась к превеликому удовольствию всех жителей столицы.


Согласно исторических свидетельств, впервые подобное событие произошло 23 июня 1652 года, когда пожелавшая развлечься невестка понтифика Донна Олимпия Майдалькини уговорила его залить вогнутую поверхность площади водой. Наводнение продолжалось до позднего утра следующего дня и с тех пор подобное действо ежегодно повторялось, вплоть до самой смерти Иннокентия X. Вскоре, из санитарных соображений, развлечение запретили, и лишь через 27 лет папа Климент XI (1649-1721) вновь разрешил водные празднества на римской площади. Окончательно запретил устраивать Lago di Piazza Navona (Озеро на Пьяцца Навона) папа Пий IX в 1866 году, а после провозглашения Рима столицей Королевства Италия, поверхность площади выровняли, вымостив sampietrini – черным базальтом, что окончательно сделало невозможным устройства на ней всевозможных водных игрищ.

Как уже было сказано выше, городское население Рима ненавидело Майдалькини, оказывавшую огромное влияние на Папу и безмерно обогатившуюся при его понтификате. После кончины Иннокентия X она долго пряталась, понтифик несколько дней лежал не погребенный, а Донна Олимпия бежала из Рима, не выделив на похороны ни одного скудо. Она прихватила с собой столько драгоценностей, сколько смогла увезти. Последний раз ее карету, набитую золотом, видели перевернувшейся на мосту Понте Систо. Новый римский папа Александр VII запретил ей покидать анклав Сан Мартино аль Чимино, который был дарован ей вместе с княжеским титулом Иннокентием X, и где она скончалась через два года от чумы. Говорят, что с тех пор ее призрак, едущий в карете, ежегодно появляется на этом мосту 7 января, в день смерти Папы.

Самые знаменитые призраки Рима

Сегодня Пьяцца Навона – исключительная достопримечательность Рима, куда устремляются тысячи приезжающих туристов со всего мира. Она является любимым местом встреч жителей Вечного города, где можно прекрасно провести время, наблюдая за неспешно изливающимися струями воды из великолепных фонтанов, дарующих прохладу в жаркие летние дни. Зимой историческая римская площадь превращается в Рождественский рынок, ежегодно открывающейся 8 декабря – в день празднования Торжества Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Новогоднее веселье кипит здесь почти целый месяц, возвращая в прошлые времена и напоминая о старомодном итальянском Рождестве. Но в любое время года, побывав хотя бы один раз на Пьяцца Навона, каждый навсегда оставит в своем сердце этот незабываемо теплый уголок Вечного города.

Где находится и как добраться

Многие туристы обычно не задаются подобным вопросом, так как эта римская площадь находится в историческом центре Вечного города, исследуя который, рано или поздно там оказывается каждый приезжающий в Рим.

Ну а для тех, кто целенаправленно наметил посещение Пьяцца Навона, стоит заметить, что она находится довольно далеко от станций метрополитена, поэтому добираться сюда лучше всего на автобусе, курсирующем по Corso del Rinascimento. Ближайшие к площади остановки общественного транспорта – Senato и Rinascimento, где останавливаются автобусные маршруты № 70, 81, 87, 492, 628, а также N6 и N7, курсирующие только в ночные часы.

Площадь трех фонтанов: Пьяцца Навона в Риме

Сотни туристов ежедневно посещают площадь Пьяцца Навона в Риме, даже не догадываясь о том, что на заре истории здесь ежедневно проходили состязания или кровопролитные бои, и тысячи зрителей скандировали имена победителей.

Экскурс в историю

«Пьяцца» в переводе с итальянского и есть площадь. А что касается названия, то одни историки пришли к выводу — название «навона» трансформировалось из первоначального «агона» — в переводе с греческого означает «состязания». Другие же уверяют — название произошло от древнеримского «in agone» — «на арене», которое позже переделали в «навона».

Своим появлением Пьяцца Навона обязана любителю зрелищ Цезарю. На месте нынешней площади в Риме располагался стадион Цезаря, построенный еще в 46 году до н.э. Стадион этот был временным сооружением, где атлеты демонстрировали свою мощь и преимущество перед соперниками – кулачные бои, соревнования по бегу, метание диска.

Вскоре, учитывая популярность состязаний, стадион из временного стал постоянным, был расширен и украшен статуями и барельефами. Иногда арену специально затапливали водой и разыгрывали морские сражения – они пользовались не меньшей популярностью среди любителей «зрелищ».

Позже, в 86 году нашей эры император Домициан, который был большим любителем различных спортивных состязаний, велел расширить стадион (теперь его ширина была 105 метров, длина – 275 метров, а вместимость составила 15 тысяч человек), а также обустроить в нем торговые лавки и увеселительные заведения (в том числе и бордели).

К XV веку вместо стадиона площадь превратилась в огромную торговую площадку – множились торговые лавки, развивалась торговля между городами и странами. Часть стадиона (где находились трибуны) была застроена домами. Появляются дворцы, храмы, фонтаны, был проведен акведук Девы. Площадь постепенно набирала популярность среди римлян, став со временем местом народных праздников и гуляний.

Основные достопримечательности вокруг

Эту площадь многие римляне называют великим противостоянием двух архитекторов – Бернини и Борромини. Два мастера соревновались за звание лучшего, пытаясь превзойти соперника, и результатом этого противостояния стали скульптуры и фонтаны на площади Навона.

    Фонтан Четырех рек в Риме. Олицетворяет собой 4 великие реки — Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плата – и соответственно, 4 континента (Африка, Азия, Европа и Америка).

Построен архитектором Джиованни Лоренцо (Джанлоренцо) Бернини по заказу папы Римского. В центре фонтана находится покрытый иероглифами древнеегипетский обелиск, высота которого составляет почти 16,5 метров.

Храм Святой Агнессы. Строение в барочном стиле выполнено архитектором Франческо Борромини. С этой церковью связана своя легенда – выстроена она была в честь святой великомученицы Агнессы. Юную 13-летнюю Агнессу, принявшую христианскую веру, сослали в бордель за то, что отказала известному римскому префекту.

Девушку хотели отдать на растерзание солдатам, но Ангел, явившийся ей, не позволил надругаться над девушкой: как только с нее была сорвана одежда, у Агнессы вдруг отросли волосы и закрыли ее от нескромных взглядов. Позже девушка приняла мученическую смерть, и церковь объявила ее святой.

Церковь ее имени была освящена в 1123 году, о чем гласит памятная табличка, а само строительство велось в 1652 году.

Знаменитый фонтан Нептуна в Риме, построенный в 1574 году архитектором Джакомо делла Порта, изначально не имел никаких украшений – простая форма и строгость линий отличали этот фонтан.

Лишь в самом конце XIX века скульптор Антонио делла Битта придал фонтану законченный вид, создав скульптурную группу – фигура грозного морского бога, который поражает своим трезубцем гигантского осьминога.

Фонтан Мавра также принадлежит авторству делла Порта. Изначальный проект содержал лишь 4 фигуры тритонов, и только почти век спустя (1654 год) фонтан подвергся реконструкции мастером Бернини, который добавил несколько скульптур в общую композицию – центральное место отведено фигуре мавра, борющегося с дельфином, а также добавлены фигурные изображения рыб.

Палаццо Браски был построен в 1792 году для близкого родственника Папы Римского Пия VI. Автором проекта стал архитектор Козимо Морелли. Но в строительство вмешались военные действия, а именно – вторжение Наполеона.

Строительство пришлось заморозить вплоть до 1811 года. Позже правительство Италии никак не могло найти применение для столь роскошного здания: в послевоенное время дворец служил убежищем для нескольких сотен итальянских семей, а в 1952 году стал музеем.

Есть у дворца собственная достопримечательность – скульптура, датируемая эллинистическим периодом, найденная при раскопках на месте нынешнего дворца.

    Палаццо Памфили – фамильный особняк богатого римского семейства, был построено архитектором Джироламо Рейнальди (Райнальди) в XVII веке. Некоторые источники указывают на то, что в этом доме жила любовница Папы Римского Иннокентия Десятого, Олимпия Памфилия.

Многие влиятельные иностранные сановники перед тем, как отправиться на прием к Папе, старались заполучить аудиенцию у донны Олимпии и получить ее благосклонность, чтобы в случае чего она замолвила перед Папой словечко. Сегодня в стенах палаццо находится посольство Бразилии.

А вы знаете, чем примечательны холмы Рима? Узнайте все интересные факты о каждом из семи!

При путешествии по Риму вам обязательно пригодится знание схемы метро города. Полезную информацию по теме вы найдете здесь.

О том, как добраться из аэропорта Фьюмичино в Рим, читайте в этой статье: https://expertitaly.ru/transport/iz-fyumichino-v-rim.html

Интересные события

Сегодня Пьяцца Навона является средоточием торговли и туризма. На Пьяцца Навона находятся магазины и представительства различных модных брендов, и все любительницы шопинга считают престижным совершить покупку именно здесь. Правда, цены здесь на порядок выше, чем в других магазинах Рима, но истинных любителей шопинга это не останавливает.

Особенно людно здесь становится в первые дни декабря, в эти дни в Риме открывается грандиозная Рождественская ярмарка-распродажа «Befana di piazza Navona» – брендовые вещи можно приобрести с весьма значительной скидкой, чем и пользуются туристы, прибывающие в Рим.

Как добраться

Добраться до Пьяцца Навона можно на автобусе. Доступные маршруты:

    № 64 (остановка Vittorio Emanuele, далее немного пешком)

№ 70 (остановка Пьяцца Навоне), идет от железнодорожного вокзала Термини (если вам интересны отели рядом с ним, загляните сюда)

№ 492 (остановка Пьяцца Навоне).

Перед тем, как посетить это место, лучше ознакомиться с историей площади и ее основных достопримечательностей, и тогда все красоты Пьяцца Навона откроются с совершенно иной стороны.

Площадь Навона и 3 фонтана. Рим. Италия

Пьяцца Навона (в переводе площадь Навона) – одна из многочисленных достопримечательностей Рима или Вечного города, как его еще называют.

Довольно вытянутая с юга на север площадь, размером примерно 240 на 40 метров, представляет собой прогулочную туристическую зону с тремя известными фонтанами.

Пьяцца Навона в Риме

Где находится площадь Навона

Достопримечательность расположена в центральной части Рима в 300 метрах к западу от Пантеона и в 2 километрах к северо-западу от Колизея.

Фонтаны Пьяцца Навона

Всего здесь 3 фонтана. Они то и привлекают сюда не только местных жителей, но и многочисленных туристов.

Фонтан Четырех Рек

Это самый большой фонтан, расположенный в самом центре пьяцца Навона, относится к одним из самых знаменитых в Риме. Шедевр возведен скульптором Джаном Лоренцо Бернини по собственному проекту, разработанного в стиле барокко.

Фонтан Четырех Рек

Примечательна история появления этого фонтана. Римский Папа Иннокентий X, правивший в 17 веке, захотел, что бы перед его дворцом возвышался обелиск Памфили, который император Каракалла привез из Египта. У обелиска планировалось возвести фонтан.

Бернини не собирался принимать участия в конкурсе проектов, однако Людовизи (его покровитель) смог убедить матера создать собственный макет фонтана, показ которого и организовал, разместив в папской столовой.

После завтрака Папа увидел макет и пришел в восторг. Таким образом, судьба проекта была решена. При этом Папа сказал, что отказаться от проекта Бернини способен лишь тот, кто готов позаботиться о том, чтобы даже случайно его не увидеть. Хотя ходят слухи, что сам мастер результатом остался недоволен.

Скульптор, специально для Папы, к которому испытывал теплые чувства, устроил на церемонии открытия довольно эффектный фокус. Решивший увидеть построенный шедевр, Папа появился на площади немного раньше, чем фонтан открыли для публики. Он долго и с восхищением рассматривал скульптуру, а перед уходом решил уточнить, когда будет запущена вода. Бернини не ответил прямо, но в момент, когда Папа, после благословения фонтана, собрался уходить, подал условный знак. В этот момент забили струи, приведшие в умиление патриарха, не ожидавшего подобного спланированного «чуда».

Затем фонтан смогли увидеть и жители Рима, которые так же были покорены его красотой.

Как выглядит Фонтан Четырех Рек

Что же именно смогли увидеть римляне? Колонну, доставленную с африканского континента императором Каракаллой, окружало искусственно озеро. В его центре находились символические изваяния четырех рек, выступавшие символами частей света.

Представителем Европы стал Дунай, Индию олицетворял Ганг, великий Нил, естественно Африку, а Америку – река Ла Плата. Возле каждого божества находится животное. Около африканского находится лев, а рядом с Гангом лошадь. Вся скульптурная композиция выглядит чрезвычайно живой и динамичной.

Создается впечатление, будто речные боги невероятным образом очутились на площади, чем и сами немало удивлены. Нил укутался в одеяло, а Дунай изучает африканскую колонну. Мавра, олицетворяющего реку Ла Плата что-то привело в ужас и он отпрянул.

Скульптура мавра фонтана четырех рек

Легенда фонтана

Одна из легенд гласит, что Бернини таким образом изобразил одного своего недоброжелателя, очень тонко и изысканно отомстив ему. При внимательном рассмотрении становится ясно, что взгляд смятенного мавра направлен на церковь Санта Аньезе, стоящую напротив. Её возвели по проекту архитектора Боромини — соперника Бернини. Скульптору не нравилось строение, которое, по его мнению, сильно испортило архитектурный ансамбль всей площади. Именно подобная безвкусная архитектура Санта Аньезе привела мавра в такой ужас.

Вне сомнения, данная легенда остроумна. Но это не могло быть правдой, ведь собор построили через несколько лет после фонтана. Идея Бернини заключалась в том, что мавра вынудила отшатнуться каменная змея, которая, похоже, собирается покуситься на золотые монеты Ла Плата.

В средние века фонтан служил не только эстетическим украшением, но и источником воды, которым пользовались жители домов, расположенных поблизости. Этот прекрасный фонтан, подобно еще некоторым римским фонтанам, питается водой из акведука Аква Вирго.

Фонтан Нептуна

Вы увидите его в северной части пьяцца Навона, в 90 метрах от предыдущего фонтана.

Фонтан Нептуна раньше назывался «Фонтана дел Кальдерари» из-за того, что он располагался рядом с переулком, где были кузнечные и гончарные мастерские, выделявшие большое количество тепла, почти как вулканические кальдеры.

Фонтан Нептуна на площади Навона

Бассейн Фонтана Нептуна был спроектирован в 1574 году архитектором Джакомо Дела Порта без скульптурной группы. Он же, кстати, отвечал и за Фонтан Мавра, который построен в южной части площади.

Деньги на строительство дал Папа Грегорий восьмой.

Белым мрамором отделана нижняя часть бассейна. Верхняя сделана из местного камня, привезенного из города Пьетрасанта. Более 300 лет у фонтана не было ни одной статуи.

В 19 веке значение римских фонтанов как источников питьевой воды и воды для принятия ванн стало уменьшаться, но возрастало их эстетическое и политическое значение. Особенно во второй половине 19 века, когда Италия стала самостоятельным государством со столицей в Риме.

Строительство фонтана Нептуна, каким мы видим его сейчас, было окончено только в 1878 году архитектором Антонио Дела Битта. Он внес в композицию фигуру Нептуна, сражающегося с осьминогом.

А другой скульптор, Грегорио Заппала, трудился над созданием других изваяний на мифическую тему «нереида с амурами и моржами». Статуи была установлены чтобы гармонировать с фигурами фонтанов Мавра и Четырех рек.

Фонтан Мавра

Как вы уже поняли, этот фонтан построен в южной части пьяцца Навона.

Иногда его зовут фонтана дель Моро (в оригинале Fontana del Moro). Хотя фактически «мавр» и «моро» — одно и то же слово.
Фонтан Мавра представляет собой африканского мавра, стоящего на большой раковине, в окружении четырех тритонов.

Проект этого фонтан разработал архитектор Джакомо дела Порта в 1575 году. Однако в нем были только дельфины и тритоны. Лишь в 1653 году в архитектурный ансамбль внесли статую мавра, созданную по проекту Бернини.

Фонтан Мавра

В 1874 году, в ходе реконструкции фонтана, оригинальные статуи перенесли в галерею Боргезе. А на их место поместили копии.

В сентябре 2011 года фонтан Мавра был поврежден вандалом, напавшим на статую с молотком. Кстати этот же вандал в этот же день повредил знаменитый Фонтан Треви.

Пьяцца Навона

К западу от Пантеона расположилась самая элегантная и солнечная площадь Рима — Пьяцца Навона (Piazza Navona). Необычность ее формы — узкой и длинной — объясняется тем, что она в точности повторяет контур арены для состязаний, находившейся ранее на этом месте, — Стадиона Домициана.

Стадион Домициана. Реконструкция

Считается, что указание о строительстве стадиона для гладиаторских боев в 46 году до н.э. дал сам Юлий Цезарь. Позднее, во время правления императора Домициана, в 80-е годы н.э., стадион был расширен и приобрел внушительные размеры — 275 на 106 метров. Его вместимость составила 15 000 человек. Строение украсили барельефами и скульптурами. В многочисленных арках расположились ремесленники и торговцы. Были открыты бордели. Вместо гладиаторских боев здесь стали проводиться состязания другого рода — бег, борьба, метание диска. Тем не менее, когда в 217 году в Колизей ударила молния, на время ремонтных работ (на несколько десятилетий) бои гладиаторов все же были возобновлены.

Стадион имел и второе название — арена агонов (др. греч. — состязание) или campus agonis. В Средние века этот термин трансформировался в n’agone и далее упростился до navona — современного названия площади.

Кстати, в неискаженном виде изначальное слово Агоне сохранилось в названии улицы с северной стороны площади — Виа Агонале. Если пройти по ней и завернуть налево, то в арке под стеной современного здания можно увидеть довольно внушительные руины подземных конструкций, когда-то подпиравших Стадион. Они были обнажены в ходе работ с северной стороны площади.

Сама площадь была вымощена в 15 веке и стала городским рынком. На месте трибун выросли дома. На площади стали проводиться религиозные праздники и шествия. В 16 и 17 веках были добавлены фонтаны и церковь. Своим современным видом Пьяцца Навона обязана папе Иннокентию X, по приказу которого она была восстановлена.

Гаспар ван Виттель. Пьяцца Навона. 1699

Сегодня это действительно одна из самых оживленных и красивых площадей, солнечный оазис в самом центре города. А каждый из находящихся здесь шедевров барокко впечатляет и сам по себе.

Эпоха барокко в этот уголок столицы пришла благодаря семейству Памфили (Pamphili). Еще в конце 15 века один из представителей этой семьи выкупил три старинных дома, стоящих на площади. А спустя полтора столетия Джамбаттиста Памфили (Giambattista Pamphili) принял сан папы римского и взял себе имя Иннокентий X.

Папа решил построить семейный дворец в южной части Пьяцца Навона. Для этого он нанял барочного архитектора Джироламо Райнальди (Girolamo Rainaldi). Именно благодаря этому мастеру Палаццо Памфили (Palazzo Pamphili) приобрел столь элегантный выполненный в светлых тонах фасад. Внутренним убранством дворца, в том числе овальной лестницей и большим залом, занимался уже Франческо Борромини (Francesco Borromini). Папа подарил этот великолепный римский особняк своей родственнице — Олимпии Майдалькини (Olimpia Maidalchini).

Палаццо Памфили

Палаццо Памфили состоит из 23 залов и прекрасной галереи, проходящей через весь первый этаж особняка. Своды галереи в 1651 году были расписаны фресками кисти Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona). Сегодня здесь расположено посольство Бразилии.

В 1652 году рядом с Палаццо Памфили была построена новая церковь в честь Святой Агнессы — Сант Аньезе ин Агоне (Sant Agnese in Agone). История Агнессы (лат. Agness) считается одной из самых невероятных. Жила она в Риме в 3 веке и, приняв христианскую веру, готовилась полностью посвятить себя церкви. Но префект города Семпроний задумал женить на ней своего сына. Агнесса отказалась. Тогда Семпроний велел бросить ее в заточение, где вскоре узнали, что девушка – христианка. В то время христиане подвергались гонениям и девушка была поставлена перед выбором — или она приносит жертву римским богам, или её отправляют в бордель. Выбор для христианки был очевиден и Агнесса оказалась в борделе у Стадиона. Там с нее сорвали одежду, но тут произошло первое чудо — ее волосы отросли настолько сильно, что смогли укрыть ее тело, а ангелы принесли белоснежное одеяние, в которое и облачилась верующая христианка. Чудеса продолжались — мужчины, приходившие в публичный дом и пытавшиеся овладеть девушкой, уходили ни с чем, так как теряли силу. Попытку предпринял и сам виновник всей этой истории, но как только он подошел к Агнессе, тут же упал замертво. По просьбам родных, девушка сжалилась и помолилась за чиновника, который ожил через некоторые время после молитв.

Святая Агнесса и ангел, укрывающий её покрывалом. Хусепе де Рибера. 1641. Дрезденская картинная галерея .

За колдовство Агнессу хотели сжечь на костре, но костер не зажигался, и тогда, наконец, один из солдат заколол девушку ножом. Это был январь 304 года. Позже (в 1123 году) на месте борделя был выстроен храм, простоявший до 17 века, когда, в 1652 году и был заменен новой церковью. Фасад проектировал все тот же Борромини. Освящение прошло в 1672 году, а в ее стенах впоследствии был погребен и сам Иннокентий X, для которого она служила еще и личной часовней.

Сант Аньезе ин Агоне

Сегодня Сант Аньезе ин Агоне – величественная белоснежная церковь, сохранившая свой первозданный облик благодаря стараниям реставраторов, поскольку здание пострадало в период Второй мировой войны. Голова праведной Агнессы до сих пор хранится в стенах храма как священная ценность.

На северной стороне Пьяцца Навона стоит церковь Санта Мария дель Сакро Куоре (Nostra Signora del Sacro Cuore). Здание находится в окружении других домов и смотрится не слишком величественно. Церковь, посвященная Деве Марии, была возведена на руинах стадиона Домициана в 12 веке. Деньги на строительство были завещаны королем Фердинандом III Кастильским и в 16 — 17 века х базилика имела статус национальной испанской церкви в Риме. Внутри можно увидеть фрески руки самого Рафаэля.

Санта Мария дель Сакро Куоре

В 19 веке благодаря усилиям папы Льва XIII церковь была отреставрирована. Вход в здание перенесли с внутренних городских улиц на площадь Навона. Убранство церковного алтаря и многие картины внутри храма были выполнены живописцем времен Ренессанса Франциско де Костелло (Francisco de Castello).

Подлинным украшением Пьяцца Навона являются три барочных фонтана.

В центре площади расположен Фонтан Четырех Рек (Fontana dei Quattro Fiumi), в который поступает вода из древнего акведука. Шедевр создан скульптором Бернини. Мастер трудился над ним в 1648 — 1651 годах. Европу в композиции представляет Дунай, Азию – Ганг, Африку – Нил, а Америку – Ла-Плата. По легенде, конкуренты оттеснили Бернини от участия в конкурсе на проект фонтана, но когда доброжелатели архитектора сделали так, чтобы заказчику — папе Иннокентию X — попался на глаза берниниевский макет, тот остановился в изумлении, отменил конкурс и отдал подряд Бернини.

Центр фонтана украшает обелиск высотой 16,53 метра, который исторически никак не связан с площадью и стадионом, но все же имеет некоторое отношение к Домициану. Когда-то он украшал Цирк Максенция возле Аппиевой дороги, но до этого стоял где-то еще — возможно, в храме рода Флавиев, который Домициан построил на Квиринале. Установкой обелиска семья Памфили пыталась придать большую значимость своим владениям. Иероглифы на обелиске вырезали римские, а не египетские каменотесы — когда их смогли прочитать, оказалось, что это гимн Домициану и обожествленным (то есть на тот момент покойным) Веспасиану и Титу.

Фонтан Четырех Рек

Одно время Борромини и Бернини работали совместно, пока борьба за влиятельных заказчиков не расстроила их сотрудничество. Популярна легенда о том, что конкуренты сумели воплотить свою неприязнь в декоре римских достопримечательностей. Скульптуры мужей, воплощающих четыре реки, якобы демонстративно отворачиваются от фасада церкви Святой Анессы. А статуя Святой Агнессы осуждающе взирает со своей высоты на скульптурную группу знаменитого фонтана. На самом деле, фонтан был построен на 21 год раньше, чем церковь. Поэтому, злой умысел со стороны Бернини – откровенная выдумка. Как и чрезмерная строгость лика Агнессы Римской.

Фонтан на юге площади известен как Фонтан Мавра ( Fontana del Moro ). Построен он был в 1576 году по проекту архитектора Джакомо дела Порта (Giacomo della Porta). Изначально фонтан состоял из четырех каменных тритонов, но в 1654 году по заказу Олимпии Майдалькини был переработан Бернини. В центре его выросла доминирующая фигура Мавра, борющегося с дельфином.

Фонтан Мавра

На севере площади расположился Фонтан Нептуна (Fontana del Nettuno). Он построен Джакомо дела Порта в 1754 году. Первоначально это был простой каменный бассейн, из которого горожане брали воду. Лишь к концу 19 века власти города решили добавить к нему декораций. Так появилась скульптурная группа со статуей Нептуна, разящего своим трезубцем осьминога, в окружении морских нимф. Авторство принадлежит зодчему Антонио делла Бита (Antonio della Bitta).

Фонтан Нептуна

Дворец Браски (Palazzo Braschi) появился в Риме в 1792 году. Близкий родственник папы Пия VI решил обзавестись фамильным палаццо с видом на Пьяцца Навона. Проект дворца принадлежит архитектору Козимо Морелли (Cosimo Morelli). Он же стал куратором строительства особняка. Однако вторжение Наполеона заморозило отделочные работы до 1811 года. За это время семья Браски утратила свои права на дворец, и правительство Италии долго не могло найти применения роскошной постройке. С 1949 года Палаццо Браски использовался в качестве временного жилища для 300 эвакуированных итальянских семей. В 1952 году дворец был отдан под музей Рима.

Палаццо Браски

Музей открыт со вторника по воскресенье с 9:00 до 19:00.
Стоимость билета – 9 евро.

На углу здания стоит одна из древних римских «говорящих» статуй, датированная 2 веком до н.э. Она была обнаружена во время раскопок в 1501 году. Фигура под названием Пасквино (Pasquino) в свое время выражала отношение простых римлян к официальной власти. В Средние века подножье статуи превратилось в анонимную доску для доносов-пасквилей.

В наши дни Пьяцца Навона в Риме привлекает огромное число не только туристов, но и местных жителей — люди гуляют здесь и днем, и ночью. Различные конкурсы, танцы, уличные музыканты и художники, гуляющие пары создают особую атмосферу. Здесь же можно насладиться прохладой возле одного из фонтанов или посидеть за чашечкой кофе в уютном кафе. Каждый год в преддверии Рождества на площади проводятся ярмарки, где главным образом продаются игрушки, а также проходят яркие карнавалы.

Добраться до Пьяцца Навона можно автобус ами №64 (до остановки Vittorio Emanuele), №87 (до Colosseo), №70 или 492 или на метро по линии В до станции Barberini или Spagna. М ожно пройти от Пантеона метров 500 пешком, следуя указателям.

Источники:
http://expertitaly.ru/dostoprimechatelnosti/rim/ploshhad-navona.html
http://cattur.ru/europa/italy/ploshhad-navona.html
http://eternal-city.ru/pyatstsa-navona/
http://www.tourister.ru/responses/id_22831

Ссылка на основную публикацию