Уровень и доза радиации во время перелета в самолете

Чем опасна радиация в самолете?

Радиация — это поток элементарных частиц, движущихся со скоростью света. Они не имеют ни запаха, ни цвета, их невозможно почувствовать, увидеть или услышать.

Невидимое облучение повреждает клетки организма. В первую очередь страдают нуклеиновые кислоты ДНК и РНК, что приводит к генетическим мутациям. В обычных клетках изменения приводят к раковым заболеваниям, а в половых — к отклонениям у будущих поколений.

Ионизирующее облучение опасно для детей и подростков, организм которых активно растет. Но больше всего вреду подвержены беременные женщины, так как на ранних стадиях положения, даже малые дозы излучения могут привести к генетическим отклонениям и непоправимому ущербу для здоровья малыша в будущем.

У взрослых от излучения преимущественно страдают ткани, которые быстро обновляются и растут. Это — костный мозг, где вырабатываются иммунные клетки, кожа, слизистые оболочки, половая система и весь желудочно-кишечный тракт. Есть люди, которые, в силу особенностей своего организма, намного сильнее восприимчивы к радиации во время полетов. Стоит учитывать особенности своего организма и консультироваться по этому поводу с врачом.

Кому нельзя или не рекомендуется летать?

  1. Беременные женщины.
  2. Дети и подростки.
  3. Пожилые люди.
  4. Люди с обострением хронических заболеваний.
  5. Персоны после инсульта, тяжелых операций/болезней и с ослабленным иммунитетом.
  6. Люди прошедшее обследование с помощью КТ (если с момента обследования прошло менее 3 лет).

Есть ли радиация в самолете

Доказано, что пилот за год получает столько же радиации, как работник на станции, где присутствует повышенное радиоактивное излучение. Цифра достигает 5 мЗв/год. Благодаря исследованиям люди узнали, есть ли радиация в самолете. Измерения показали, что она превышает нормальное значение в 10 раз.

Норма радиации 0,20 мкЗв/ч, тогда как при полете фиксировали уровень от 3,00 мкЗв/ч. Это подтверждено исследованиями, фото и видео доказательствами, сделанными на борту различных самолетов. Цифры не зависят от типа воздушного судна, так как они сконструированы по одной схеме. Хотя если при строительстве использовали углеродное волокно, то это лучше: оно отражает излучение.

Во время полета самолет достигает верхних слоев атмосферы Земли. Она выступает естественной защитой от радиации в космосе, которая воздействует на земную поверхность. Часть лучей все-таки проникает. Они не представляют опасности, но из-за этого наша планета имеет естественный фон радиации в рентгенах — 0,15 мкЗв/ч.

Мы выросли среди него, как все растение и животные, поэтому такая радиоактивная доза является нормой. Но по мере уменьшения естественной защиты увеличивается воздействие радиации. Сколько получаешь радиации при полете на самолете:

  • 40 минут на высоте 2000 метров – 3,5 мкЗв/ч;
  • 60 минут на высоте 8500 метров –2 мкЗв/ч.

Радиация в самолете и беременность

Вынашивание ребенка – это тяжелый процесс, сопровождаемый стрессовыми состояниями. Немудрено, что у многих возникают вопросы, как радиация в самолете и беременность совмещаются. Можно ли летать женщине в положении? Полет в самолете относится к моральному и физическому стрессу, поэтому бывает довольно опасным.

У беременной может возникнуть нехватка кислорода, тромбоэмболия (образование тромбов), преждевременные роды. Последнее возникает из-за избыточного давления и стресса. Несмотря на то, что ответ на вопрос «обучают ли стюардесс принимать роды» будет положительным, все же беременным лучше во время рождения ребенка получить квалифицированную помощь.

Когда самолет взлетает или осуществляет посадку все пассажиры испытывают перепады давления. Организм беременной женщины чувствительнее, она будет ощущать все воздействия полета сильнее.

Когда человек находится на земле, он получает безопасную дозу излучения, равную 2-м снимкам рентгена каждый год. Доза радиации при рентгене составляет 2 мЗв/год. Пребывая в небе, пассажир уже не так защищен толстым атмосферным слоем. Беременная женщина, как и все летящие, подвергается повышенному радиационному излучению. Если необходимо совершить полет, то лететь рекомендуется с 14 по 28 неделю (во втором триместре).

Как защитится от радиации в самолете

Уровень излучения выше нормы может вызывать рак, катаракту (повышенное внутриглазное давление), преждевременное старение, сокращает продолжительность жизни. Несмотря на это, на борту нет никаких средств защиты от ионизирующего излучения. Внутренняя обшивка и корпус не ослабляют дозы. Отсутствие мер предохранения объясняется тем, что медики считают, что при полете сильный вред организму не наносится.

Другой вопрос, сколько летает человек. Специалисты утверждают, что если часто и долго совершать перелеты, то накапливаются дозы облучения. Это особо затрагивает тех, кто часто летает по миру. Реальную опасность представляет радиация для экипажа воздушного судна.

Стюардессы на целых 30% чаще, чем обычные женщины болеют раком молочных желез. Пилоты, которые налетали более 5 тыс. часов, имеют риск заболеть меланомой (злокачественная опухоль), лейкемией (раком крови) на 20-30% больше.

К сожалению, рекомендаций как защититься от радиации в самолете, не так уж много. Пассажиры этого сделать не могут. Сотрудники авиакомпаний проводят мониторинг солнечной активности, и вносят изменения в высоту полетов. Если есть риски, то воздушное судно опускается пониже. Увеличенное содержание азота и кислорода представляет естественную защиту.

Искать безопасные от радиации на борту воздушного судна места бесполезно. Она распределяется равномерно. Единственное что можно сделать, так это тоже планировать полеты в зависимости от солнечной активности. Чем оно дальше от планеты, тем безопаснее.

Рекомендации

Защититься каким-либо образом от воздействия радиации как на земле, так и в самолете, практически невозможно. Разве что исключить подобные полеты вовсе. Но есть ряд советов, придерживаясь которых вы можете существенно снизить риски облучения в пути:

  1. Выбирайте те маршруты, которые будут пролегать подальше от Южного или Северного полюсов планеты.
  2. Просматривайте метеорологическую сводку, чтобы избегать для полета тех дней, когда на солнце отмечается чрезмерная активность.
  3. Также старайтесь пользоваться данным видом транспорта лишь в хорошую погоду, чтобы не попадать в грозовое облако, в котором уровень радиации существенно возрастает.
  4. При необходимости часто пользоваться перелетами, старайтесь хотя бы часть пути проделывать другим способом, чтобы снизить количество времени, проведенного высоко в воздушном пространстве.

Помните, если вы летаете на самолетах раз в год или даже реже, желая попасть в отдаленную страну во время отпуска, то вам не грозит превышение радиационного уровня от обычного. Опасность больше касается тех, кто работает в таких условиях постоянно.

Научные и любительские обоснования

Пассажиры авиарейсов повторяли эксперимент: в некоторых случаях уровень излучения достигал 400 мкР/ч. Значения недостаточно, чтобы при разовом полете организм мог ощутить воздействие. Подозрения авиапутешественников вызывает то, что кабина пилотов защищается значительнее, чем остальные части. На самом деле это связано с тем, что экипаж летает постоянно, поэтому риск вреда здоровью не сопоставим.

Ученые же, отвечая на вопрос, какую дозу радиации получают пассажиры при полете в самолете, акцентируют внимание на продолжительности рейса и маршруте полета. Чем ближе последний проходит к полюсам планеты, тем сильнее действие частиц

В этих точках линии магнитного поля Земли близки к вертикальным, что облегчает проникновение космического излучения. Подробно это иллюстрирует фото:

Авиакомпании предпочитают прокладывать маршруты ближе к полюсам: продолжительность полета оказывается меньше, а отсутствие сильных ветров позволяет сэкономить топливо. Если вы соберетесь лететь из Чили в Сидней, то дорога пройдет через Южный полюс.

Правда, беспокоиться нет причин, если путешествия по воздуху — редкость. Тревожиться следует бизнесменам, поскольку за 10—14 лет постоянных перелетов они получают ощутимые дозы.

Свое экспертное заключение дает Майк Локвуд, профессор университета в Рэдинге. В интервью для BBC он объясняет, что причин для паники нет, но чувство безопасности может быть ложным, если в силу профессии вы поднимаетесь на борт 2 раза в неделю.

Учет доз облучения

По закону, каждое диагностическое исследование, связанное с рентгеновским облучением, должно быть зафиксировано в листе учета дозовых нагрузок, который заполняет врач-рентгенолог и вклеивает в вашу амбулаторную карту. Если вы обследуетесь в больнице, то эти цифры врач должен перенести в выписку.

На практике этот закон мало кто соблюдает. В лучшем случае вы сможете найти дозу, которой вас облучили, в заключении к исследованию. В худшем — вообще никогда не узнаете, сколько энергии получили с незримыми лучами. Однако ваше полное право — потребовать от врача рентгенолога информацию о том, сколько составила «эффективная доза облучения» — именно так называется показатель, по которому оценивают вред от рентгена. Эффективная доза облучения измеряется в милли- или микрозивертах — сокращенно «мЗв» или «мкЗв».

Раньше дозы излучения оценивали по специальным таблицам, где были усредненные цифры. Теперь каждый современный рентгеновский аппарат или компьютерный томограф имеют встроенный дозиметр, который сразу после исследования показывает количество зивертов, полученных вами.

Радиация кратно усиливается при перелетах через полюса

От солнечной и космической радиацию нашу планету защищает озоновый слой, атмосфера и электро-магнитное поле земли. Магнитосфера планеты не равномерна, самая большая толщина магнитного слоя у экватора, равномерно снижающаяся к полюсам.

Атмосфера земли также неравномерна, плотность ее снижается при удалении от земной поверхности. На уровне моря плотность воздуха составляет — 1,225 кг/м3, на высоте 5 км — 0,736 кг/м3, на высоте 12 км — 0,312 кг/м3, на высоте 20 км плотность уже совсем мала, всего — 0,089 кг/м3.

Озоновый слой, который практически на 99% защищает землю от солнечной радиации, отсутствует на южном и северном полюсе. Таким образом экипаж самолета и все пассажиры, летящие через полюса, остаются беззащитными перед вредным воздействием облучения. Перелеты через полюса значительно сокращают время в пути и расходы на топливо, однако подвергают здоровье пассажиров опасности.

Магнитосфера земли

Менее опасными считаются полеты в районе экватора. Там озоновый, атмосферный и электро-магнитные слои имеют максимальную толщину, что хорошо защищает пассажиров во время полетов.

Еще одним мощным источником Гамма излучения во время полета является гроза. Именно поэтому летчики стараются обойти стороной грозовые фронта, во избежание получения повышенной дозы радиации.

Как авиаперелет влияет на организм человека?

За скорость передвижения приходится заплатить не только наличными, но и собственным комфортом, состоянием организма. Даже здоровый человек может почувствовать недомогание, взлетая, находясь в воздухе или уже после посадки.

Полёты влияют на:

  • сердечно-сосудистую систему. Перегрузки во время полёта и разреженный воздух за бортом, сглаживаются специальными системами, которыми оборудуются самолёты. Но полностью устранить влияние перепадов высот пока невозможно;
  • нервную систему. Большое скопление народа, волнение во время взлёта и посадки ведут к стрессу, который отнимает много энергии;
  • состояние кожи и слизистых. В самолёте пассажиры испытывают на себе влияние низкой влажности воздуха. Сохнут губы, внутренняя поверхность носа, поверхность глаз, кожа рук;
  • общее физическое состояние организма. Пассажир чувствует усталость и даже разбитость из-за влияния авиаперелёта. Разное давление внутри лайнера и снаружи, долгая сидячая поза без возможности нормально размяться, монотонный гул полёта — факторы, угнетающие организм. При взлёте и посадке у многих закладывает уши, что сказывается на дальнейшем состоянии: «тяжёлая голова», боль вплоть до мигрени, непреодолимое желание спать.

Другие опасности

Не стоит слишком сильно переживать на тему того, какую дозу радиации вы получите при перелете и не отобразиться ли это на вашем здоровье. На самом деле существует намного больше опасностей при регулярных перелетах, напрямую отображающихся на состоянии тела:

  • При перепадах высоты очень сильно страдает сердечно-сосудистая система, могут возникнуть приступы или подняться артериальное давление.
  • Поскольку человек длительное время сидит в замкнутом пространстве и не имеет возможности двигаться, существенно ухудшается циркуляция крови, особенно в нижних конечностях, а для людей с варикозным расширением вен это опасный фактор.
  • Беременным женщинам и вовсе не рекомендуется совершать подобные перелеты, во избежание неожиданной реакции организма на перепады давления и высоты.
  • Любые волнения и панические атаки во время полета также негативно влияют на работу внутренних органов и систем.
  • При регулярных рейсах повышенным фактором риска для здоровья становится частая смена часовых поясов, что отображается на состоянии нервной системы, ухудшении памяти, способности нормально спать, утомляемости.
  • Нередко женщины-стюардессы после длительной службы отмечают проблемы репродуктивной функции организма.
  • Поскольку во время перелета вы находитесь в замкнутом пространстве с большим количеством других людей, а система кондиционирования в данном случае не является идеальной, то риск инфекционного заболевания намного выше, чем опасность радиации.

Очень важно задуматься над всеми этими вопросами и проконсультироваться с врачом перед полетом. Особенно это касается пожилых людей, беременных женщин и тех, у кого отмечаются какие-то серьезные хронические заболевания

Некоторым категориям пассажиров лучше выбирать альтернативные виды транспорта при путешествии.

Видео: радиация в самолете.

Уровень радиации в полете

Авиалайнеры совершают полеты на разных высотах. Для этого в воздушном пространстве каждого государства предусмотрены специальные коридоры. Как правило, рейсы с большей протяженностью выполняют на более высоких высотах. Этот факт негативно влияет на здоровье пассажиров и членов экипажа.

Связано это с тем, что чем больше высота полета, тем меньше активность защитной оболочки земного шара. Радиоактивный фон увеличивается. В результате этого люди, летевшие в самолете, получают определенную дозу облучения.

Причины радиации:

  • космическое излучение;
  • воздействие солнечных лучей;
  • попадание воздушного судна в грозовое облако.

Научный факт! Во время грозы происходит большой выброс гамма-лучей. Вспышки этого природного явления настолько сильны, что способны «ослеплять» световые детекторы воздушного судна.

При попадании лайнера в грозовое облако, каждый находящийся на нем человек получает дозу облучения. Ее показатель равен облучению при прохождении томографии.

Аналогичная ситуация с солнечной активностью. При выбросах и вспышках на солнце радиоактивное излучение этой планеты превышает предельно допустимые показатели в несколько сотен раз.

В самолете от такого негативного воздействия никуда не спрятаться. Авиалайнеры не оборудованы специальным покрытием, которое бы отражало радиацию. На их борту имеются приборы, которые контролируют ее показатель. Если она превышает допустимые нормы, звучит сигнал.

Интересно! Медицинские исследования в области воздействия радиационных лучей на организм человека во время полета проводятся регулярно. Согласно проведенным испытаниям было доказано, что облучение при перелете на самолете в несколько раз меньше дозы радиации, которую человек получает ежедневно.

Не смотря на научно доказанный факт, существует большое количество мнений. Они схожи в том, что постоянно летать на самолетах вредно для здоровья. Доза облучения увеличивается с каждым километром.

Какая радиация в самолете? Самой критичной считается высота 12 000 км. На ней человек получает дозу радиации мощностью 3,5 мкЗв/ч. При этом предельный показатель облучения человека не превышает 0,1-0,2 мкЗв/ч.

На высоте 8500 м воздействие радиоактивных лучей снижается. Человек получает облучение мощностью до 2 мкЗв/ч. Этот показатель также негативно сказывается на его здоровье.

Какое обследование самое опасное?

Для сравнения «вредности» различных видов рентгеновской диагностики можно воспользоваться средними показателями эффективных доз, приведенных в таблице. Это данные из методических рекомендаций № 0100/1659-07-26, утвержденных Роспотребнадзором в 2007 году. С каждым годом техника совершенствуется и дозовую нагрузку во время исследований удается постепенно уменьшать. Возможно в клиниках, оборудованных новейшими аппаратами, вы получите меньшую дозу облучения.

Часть тела,

орган

Доза мЗв/процедуру
пленочные цифровые
Флюорограммы
Грудная клетка 0,5 0,05
Конечности 0,01 0,01
Шейный отдел позвоночника 0,3 0,03
Грудной отдел позвоночника 0,4 0,04
Поясничный отдел позвоночника 1,0 0,1
Органы малого таза, бедро 2,5 0,3
Ребра и грудина 1,3 0,1
Рентгенограммы
Грудная клетка 0,3 0,03
Конечности 0,01 0,01
Шейный отдел позвоночника 0,2 0,03
Грудной отдел позвоночника 0,5 0,06
Поясничный отдел позвоночника 0,7 0,08
Органы малого таза, бедро 0,9 0,1
Ребра и грудина 0,8 0,1
Пищевод, желудок 0,8 0,1
Кишечник 1,6 0,2
Голова 0,1 0,04
Зубы, челюсть 0,04 0,02
Почки 0,6 0,1
Молочная железа 0,1 0,05
Рентгеноскопии
Грудная клетка 3,3
ЖКТ 20
Пищевод, желудок 3,5
Кишечник 12
Компьютерная томография (КТ)
Грудная клетка 11
Конечности 0,1
Шейный отдел позвоночника 5,0
Грудной отдел позвоночника 5,0
Поясничный отдел позвоночника 5,4
Органы малого таза, бедро 9,5
ЖКТ 14
Голова 2,0
Зубы, челюсть 0,05

Очевидно, что самую высокую лучевую нагрузку можно получить при прохождении рентгеноскопии и компьютерной томографии. В первом случае это связано с длительностью исследования. Рентгеноскопия обычно проводится в течение нескольких минут, а рентгеновский снимок делается за доли секунды. Поэтому при динамичном исследовании вы облучаетесь сильнее. Компьютерная томография предполагает серию снимков: чем больше срезов — тем выше нагрузка, это плата за высокое качество получаемой картинки. Еще выше доза облучения при сцинтиграфии, так как в организм вводятся радиоактивные элементы. Вы можете прочитать подробнее о том, чем отличаются флюорография, рентгенография и другие лучевые методы исследования.

Чтобы уменьшить потенциальный вред от лучевых исследований, существуют средства защиты. Это тяжелые свинцовые фартуки, воротники и пластины, которыми обязательно должен вас снабдить врач или лаборант перед диагностикой. Снизить риск от рентгена или компьютерной томографии можно также, разнеся исследования как можно дальше по времени. Эффект облучения может накапливаться и организму нужно давать срок на восстановление. Пытаться пройти диагностику всего тела за один день неразумно.

Уровень и доза радиации во время перелета в самолете

Не знаю, как вы, а я уже много раз слышал истории о том, что во время перелетов в самолётах весьма существенно повышается радиационный фон. В принципе, это вполне объяснимо с научной точки зрения — на тех высотах, на которых летают пассажирские суда (от 8 до 12 тысяч метров) слой атмосферы весьма разрежен, и радиационное воздействие Солнца ощущается значительно сильнее.

Вместе с этим, по интернету ходит и множество журналистских баек о том, что мол во время перелетов радиация настолько сильная, что например беременным лучше вообще воздержатся от такого вида транспорта, да и в целом лучше летать поменьше.

Чтобы проверить, где в этих историях правда, а где вымысел, я взял на борт “Боинга-737” чувствительный дозиметр со слюдяным датчиком, и проверил уровни радиации на рейсе Минск-Варшава.

Под катом — рассказ об этом)

Для начала немного скучной научной информации, она нужна для калибровки представлений о радиации, а уже потом будем мерить) Вообще в научной среде сейчас принято замерять уровни радиации в микрозивертах, но лично я предпочитаю микрорентгены — они мне как-то понятнее и ближе.

Итак, нормальным считается радиционный фон в пределах 10-20 мкр/час. Это означает, что находясь в таком фоне, человек за 1 час получит дозу радиации от 10 до 20 микрорентген, или, по-другому, от 10 до 20 миллионных долей рентгена. Радиация такого уровня воздействует на нас каждую секунду — именно этот фон является природным в большинстве мест на Земле.

Какие уровни радиации в местах с радиационным загрязнением? Например, средний фон в городе Припять составляет сейчас от 50 до 400 мкр/час — в принципе, такие уровни полностью безопасны для кратковременного нахождения в них человека. Возле саркофага ЧАЭС радиоактивный фон составляет около 500-700 мкр/час, а на стройплощадке нового саркофага в отдельных опасных местах — 50.000-100.000 мкр/час, это уже довольно высокие уровни, в которых небезопасно находиться дольше нескольких часов. Под самим саркофагом в районе реакторного зала уровни составляют от 2-5 рентген в час и выше, и персонал ЧАЭС туда не ходит, делать там нечего.

Допустимая доза для работников Чернобыльской зоны отчуждения (в том числе, проводников-сталкеров) сейчас составляет 2 бэр/год. Бэр – это “биологический эквивалент рентгена”. В 1986-88 годах ликвидаторы “списывались” из Чернобыля с дозой 20 бэр, а особенно опасно было получить эту дозу единовременно, за короткое время — такие дозы “хватали” те ликвидаторы, что чистили кровли ЧАЭС от радиоактивных обломков, по 1-3 минуты работая в полях от 1000 до 10.000 рентген в час.

А теперь давайте посмотрим, что у нас там в самолёте.

02. Итак, сажусь в “Боинг”, включаю дозиметр и дожидаюсь уменьшения погрешности в измерениях — прибор сперва “принюхивается” к общему фону, выдавая более высокие показатели, а затем начинает выводить более точные цифры. Итак, фон на земле составляет всего 8 мкр/час:

03. Взлетаем! В салоне, как обычно, погасили свет, а прибор показывает всё те же 8 мкр/час, но уже с точностью в +/- 10% (вместо 18-ти на прошлом фото).

04. Поднимаемся выше, и тут я замечаю, как показания дозиметра начинают плавно расти. На высоте в пару тысяч метров показания фона составляют уже 33 мкр/час.

05. Ещё выше, уже 48 мкр/час.

06. И ещё

Кстати, обратите внимание на индикацию в левом верхнем углу дозиметра — светодиод стал красным вместо обычного зеленого, это сигнализирует о том, что прибор находится в повышенных радиационных полях. Есть еще звуковая индикация “превышения порога”, но её я отключил, чтобы не пугать пассажиров)

07. Пиковое значение — 125 мкр/час при точности около 30%. Это не совсем точные данные, так как дозиметр в этот момент как раз сбросил старые замеры и начал считать по новой.

08. Средний радиационный фон на максимальной высоте полета находился в пределах 100-120 мкр/час.

09. Самолётная еда. Разумеется, никакой “радиации” на ней нет, это просто общие показатели фона. Но пугать такими фотками можно, да)

10. Начинаем снижаться — вместе с самолётом начинает снижаться и радиационный фон.

11. Приближаемся к земле.

12. Садимся. Дозиметр показывает те же 8 мкр/час, что и в Минске.

Такие дела. Безопасно ли летать в таких уровнях радиации? На мой взгляд — ничего опасного здесь нет, такие минимальные изменения радиационного поля человеческий организм никак не замечает.

Более опасной является, скажем, радиоактивная пыль, которую и сейчас можно найти в Чернобыле — но там она появилась по понятным причинам, связанными с разрушением активной зоны реактора, и в самолёте ей взяться, само собой, совершенно неоткуда.

Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:

Опасность радиации во время полета на самолете для человека

Самолеты, совершающие рейсы на большие расстояния, набирают максимальную высоту. На такой дистанции уменьшается защитная оболочка земли, а оттого увеличивается радиационный фон. Существует много домыслов и ошибочных мнений относительно радиации в самолете и дозах, полученных во время перелета.

Причины

Научно доказаны основные источники излучения на большой высоте:

  1. Солнечные лучи.
  2. Космическое пространство.
  3. Грозовые облака.

Магнитосфера защищает нашу планету от радиации, а лайнеры не летают выше магнитосферы. На высоте основное воздействие на человека оказывают гамма-лучи, от которых нас защищает озоновый слой. Кроме него, корпус самолета также работает защитой от радиации.

Гамма-излучения усиливаются при попадании самолета в грозу и когда на солнце происходит сильная активность, а именно во время солнечных вспышек. В таких ситуациях пассажиры и члены экипажа могут получить немного повышенную, но далеко не смертельную дозу облучения.

Уровень радиации

Авиалайнеры оснащены аппаратурой, которая контролирует уровень излучений. При увеличении показателей срабатывает звуковой сигнал. В этом случае по инструкции пилот обязан снизить высоту.

Уровень радиации измеряется в мкЗв (микрозиверт) и мЗв (миллизиверт) в час.

При трансатлантическом перелете на самолете из Европы в Америку или из Москвы во Владивосток доза облучения равна одной процедуре рентгенографии. Учитывая максимальную дозу на высоте в 3 микрозиверта в час, за год ежемесячных полетов, а это около 300-900 часов, человек наберет от 1 до 2,5 миллизиверта.

Чтобы понять разницу, нужно рассмотреть дозы, получаемые при походе в рентген кабинет больницы. При обследовании на таком аппарате, например, при компьютерной томографии, пациент получает от 6 до 10 мЗв. Это сопоставимо с естественным облучением в обычной жизни в течение 2-3 лет.

Последствия

Специалисты считают более опасными маленькие дозы облучения длительного действия, чем кратковременные в большом количестве. Из исследований доказано, что кратковременные дозы при перелетах меньше, чем ежедневные природные облучения на земле, особенно в высокогорье.

Так как повышенное излучение возникает при солнечной активности и грозах, все авиакомпании следят за прогнозами и выбирают более низкие высоты для полетов при необходимости.

Удаленность маршрута от полюсов тоже имеет значение. На экваторе защитная оболочка атмосферы намного больше, чем на полюсах. Это также учитывают при планировании перелетов.

При частых полетах происходит постоянная смена часовых поясов. Это более серьезная проблема, чем небольшие облучения. Также организм постоянно находится в состоянии стресса и нагрузок при таком ритме жизни. Для предотвращения серьезных заболеваний после авиарейсов нужно отдыхать в течение нескольких часов.

Волноваться о вреде радиации на высоте не стоит, тем более при редких полетах во время отпуска. Лучше проконсультируйтесь с врачом перед перелетом по поводу общего состояния сердечно-сосудистой системы, которая больше всего страдает от перепадов давления. А на последних сроках беременности лучше в принципе не пользоваться авиационным транспортом.

Уровень радиации в полете

Авиалайнеры совершают полеты на разных высотах. Для этого в воздушном пространстве каждого государства предусмотрены специальные коридоры. Как правило, рейсы с большей протяженностью выполняют на более высоких высотах. Этот факт негативно влияет на здоровье пассажиров и членов экипажа.

Связано это с тем, что чем больше высота полета, тем меньше активность защитной оболочки земного шара. Радиоактивный фон увеличивается. В результате этого люди, летевшие в самолете, получают определенную дозу облучения.

Причины радиации:

  • космическое излучение;
  • воздействие солнечных лучей;
  • попадание воздушного судна в грозовое облако.

Научный факт! Во время грозы происходит большой выброс гамма-лучей. Вспышки этого природного явления настолько сильны, что способны «ослеплять» световые детекторы воздушного судна.

При попадании лайнера в грозовое облако, каждый находящийся на нем человек получает дозу облучения. Ее показатель равен облучению при прохождении томографии.

Аналогичная ситуация с солнечной активностью. При выбросах и вспышках на солнце радиоактивное излучение этой планеты превышает предельно допустимые показатели в несколько сотен раз.

В самолете от такого негативного воздействия никуда не спрятаться. Авиалайнеры не оборудованы специальным покрытием, которое бы отражало радиацию. На их борту имеются приборы, которые контролируют ее показатель. Если она превышает допустимые нормы, звучит сигнал.

Интересно! Медицинские исследования в области воздействия радиационных лучей на организм человека во время полета проводятся регулярно. Согласно проведенным испытаниям было доказано, что облучение при перелете на самолете в несколько раз меньше дозы радиации, которую человек получает ежедневно.

Не смотря на научно доказанный факт, существует большое количество мнений. Они схожи в том, что постоянно летать на самолетах вредно для здоровья. Доза облучения увеличивается с каждым километром.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий