Статистика миграции российского населения

Современная ситуация

С 1990-х по настоящее время в России наблюдается «западный дрейф» — переезд жителей Сибири и Дальнего востока в европейскую часть страны, а также массовый отток жителей из северных регионов.

После распада СССР произошёл более чем двукратный спад внутренней мобильности населения России. В 2000-е годы меняли место жительства внутри страны около 2 млн человек или 1,4 % населения в год против 3,3 % в 1989 году

Этот спад является следствием ряда причин, среди которых самое важное значение имеет изменившаяся после крушения СССР практика обеспечения населения жильём.

В настоящее время регионами, притягивающими наибольшее число мигрантов, являются крупные экономические центры с диверсифицированными рынками труда, обеспечивающими относительно высокий уровень заработной платы. Кроме того, крупные центры привлекают людей более развитой инфраструктурой и более высоким уровнем жизни. Напротив, регионы со сложной ситуацией на рынке труда, низкой оплатой труда и уровнем жизни, низким рейтингом инвестиционной привлекательности являются донорами, активно отдающими своё население.

Регионами — лидерами по привлечению внутренних мигрантов являются такие крупные центры как Москва, Санкт-Петербург, а также Краснодарский край.

Внутренняя миграция по Федеральным округам за 2009−2013 годах
Регион прибытия Центральный Северо-Западный Южный Уральский Дальневосточный Северо-Кавказский Сибирский Приволжский Итого прибыло / выбыло Население ФО на 01.01.2014
Центральный 44,997 67,581 57,643 61,130 69,680 87,312 195,207 583,550 38,819,874
Северо-Западный −44,997 6,873 24,698 30,547 24,525 37,370 39,951 118,967 13,800,658
Южный −67,581 −6,873 26,723 36,033 40,549 46,790 23,651 99,292 13,963,874
Уральский −57,643 −24,698 −26,723 5,108 27,045 21,626 24,017 −31,268 12,234,224
Дальневосточный −61,130 −30,547 −36,033 −5,108 −341 −16,501 −11,485 −161,145 6,226,640
Северо-Кавказский −69,680 −24,525 −40,549 −27,045 341 −3,068 −4,995 −169,521 9,590,085
Сибирский −87,312 −37,370 −46,790 −21,626 16,501 3,068 −10,195 −183,724 19,292,740
Приволжский −195,207 −39,951 −23,651 −24,017 11,485 4,995 10,195 −256,151 29,738,836
Итого выбыло −583,550 −118,967 −99,292 31,268 161,145 169,521 183,724 256,151

Данные Госкомстата за 2009−2013 годы свидетельствуют о том, что наибольший отток населения произошёл из Приволжского ФО, что во многом обусловлено близостью Центрального ФО (в первую очередь Москвы и Московской области), которые привлекли большую часть мигрантов из Приволжского ФО. В субъектах РФ, входящих в состав федеральных округов, миграция тоже носит неравномерный характер, в частности, из четырнадцати регионов Приволжского федерального округа миграционный прирост в 2009 году сохранила только Республика Татарстан (2,2 тыс. чел.).

Дальневосточный ФО не является лидером по абсолютным показателям миграции населения в другие регионы, но с учётом малой общей численности населения, этот округ является абсолютным лидером по доле населения мигрировавшего в другие ФО, за 5 лет (с 2009 по 2013 годы) из этого округа уехало около 2,6 % общей численности населения. Это единственный федеральный округ, где почти все субъекты, входящие в него, имеют отрицательное миграционное сальдо. Больше всего убывает население в Республике Саха (Якутии), Магаданской области и Чукотском автономном округе, которые потеряли почти половину своего постоянного населения, а также в Камчатской и Сахалинской областях. Таким образом, здесь, как ни в одном другом округе России, миграция выступает мощным фактором сокращения общей численности населения.

История

С начала 90-х годов миграция в России изменилась на противоположную по сравнению с Советским Союзом. При общем снижении миграционной подвижности бывшие регионы притока мигрантов стали регионами оттока, и наоборот. Начался сильный отток населения из регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые раньше привлекали население высокой оплатой труда («северными коэффициентами» и «полярными надбавками» к зарплате). Большая часть мигрантов ехали туда на время, чтобы заработать деньги, а затем потратить их в более благоприятных для жизни районах (например, купить дом или квартиру, автомобиль и т. д.). Однако инфляция «съела» их сбережения, а нынешние доходы населения Севера отнюдь не компенсируют ни жизни в суровых условиях, ни расходов на питание. Например, стоимость минимального продуктового набора в Магадане вдвое выше среднероссийской и втрое выше, чем в областях Центрально-Чернозёмного района. Бывшие регионы миграционного оттока, наоборот, стали центрами притяжения мигрантов. Это, прежде всего Центральная Россия, Урал и Поволжье. Сюда возвращаются многие из тех, кто уехал ранее в северные и восточные районы. «Западный дрейф» постсоветской внутренней миграции во многом объясняется сохранением миграционной привлекательной крупных городов Европейской части страны, в первую очередь Москвы и Санкт-Петербурга.

Эмиграция населения Российской Федерации

Для начала немного статистики. В ежегодном бюллетене Госкомстата за 2017 год указано, что из страны выехало на постоянной основе 306 тысяч человек:

  • 255 тысяч разъехались по странам СНГ;
  • 51 тысяча отправилась в дальнее зарубежье.

Отток по сравнению с 2016 заметно вырос, но произошло это за счет все того же СНГ (201 тысяча покинувших страну в 2016). Резкое увеличение количества мигрантов произошло в 2014 году из-за экономического кризиса, санкций и возвращения Крыма.

Важно то, что за последние годы увеличивается «утечка мозгов» или отъезд высококвалифицированных специалистов за рубеж. Секретарь РАН утверждает, что за трехлетний срок количество покидающих страну ученых выросло с 20 до 44 тысяч.
Недавний соцопрос в МГУ в очередной раз подчеркнул причины утечки:

  • Более высокие доходы и уровень жизни;
  • Политическая нестабильность;
  • Возможность более полно реализовать свой потенциал.

Всего 30% студентов заявили, что не покинут страну ни при каких условиях.

В какие страны дальнего зарубежья россияне эмигрируют чаще всего? По данным Росстата это Германия, США и Израиль. С немцами у России множество общих учебных программ и близкое территориальное соседство, Штаты — на сегодня самое богатое государство мира с относительно большим количеством возможностей для переезда, Израиль может похвастаться огромной русской диаспорой.

Остальные страны ежегодно принимают меньше тысячи человек каждая: для 147-миллионной Российской Федерации это близко к статистической погрешности.

Вам также могут понравиться

Современные тенденции международного перемещения

До Второй Мировой Войны главными центрами международной миграции считались Канада, США, Южная Африка, Бразилия и Австралия. Затем межконтинентальная миграция сменилась внутриконтинентальной. Центром главных стремлений для переселенцев стала Центральная Европа. Она приютила более 12 млн иностранных граждан. Главными поставщиками рабочих стали Италия, Греция, Испания, Югославия и Португалия.

И сегодня очень привлекательными для эмигрантов остаются Канада и США. На их землях трудятся более 6 млн иностранцев.

Политические события, произошедшие в Восточной Европе, также спровоцировали волну внешней миграции. Можно вспомнить примеры миграции населения из ГДР, СССР и Восточной Европы в ФРГ, когда эта страна приняла около 2 млн немцев.

Привлекательность регионов

Прирост за счёт внутренней миграции, тыс. человек (оценка) 1991−2000 2001−2010 1991−2010 2011−2012
Москва и Московская область 1 860 1 890 3 750 305
Санкт-Петербург и Ленинградская область 200 500 700 101
Краснодарский край 300 200 500 54

Лишь около 15 регионов России увеличивают свое население за счёт остальных 70 регионов в ходе внутрироссийской миграции. Москва и Московская область продолжают выступать в качестве первостепенного центра притяжения населения регионов со всей России. С расширением границ Москвы до пределов Обнинской агломерации Калужской области, привлекательность последней для внутрироссийских мигрантов резко увеличилась. Практически все остальные регионы отдают население столичному региону на протяжении десятилетий. За период 1991−2012 годов один только учтённый внутристрановой миграционный прирост cтоличного Московского региона (3,75 млн) превысил население всего Киева. Несмотря на более скромные масштабы притока, Санкт-Петербург и Краснодарский край также притягивали население со всей страны. Кроме этого, Татарстан, Белгородская, Калининградская и Нижегородская области получали в период 1991−2012 годов не такой большой, но всё же устойчивый прирост за счёт многих других регионов страны. Однако в случае с оценкой реальной внутрироссийской привлекательности малых регионов важные корректировки вносит феномен отходничества, в особенности незарегистрированного. Примером может служить та же Белгородская область. Белгородская область, как одна из номинально аттрактивных областей России, в 2012 году получила по статистике 8,6 тыс. новых жителей за счет разницы баланса въезда и выезда (включая внешних мигрантов), в 2013 году — 6,6 тыс. При этом лишь чуть более половины сальдо дали мигранты трудоспособного возраста. При этом в том же 2012 году, по заниженным данным ОНПЗ 8,4 тыс. человек, а в 2013 году — 12,0 тыс. жителей области преимущественно трудоспособного возраста, выехали на работу в другие регионы страны. Это фактически ставит под сомнение кажущееся миграционное благополучие даже такого весьма привлекательного, согласно статистике и СМИ, региона.

Среди регионов-доноров, отдающих население практически всем остальным субъектам страны, лидером является трудоизбыточный Дагестан (до 10 тыс. нетто-человек в год). В постсоветские время население также активно покидает ставшие трудоизбыточными регионы севера России (Магадан и Коми).

Особенности

Особенностью внутрироссийской миграции является её относительно слабая привязанность к общей экономической ситуации по стране в целом, по крайней мере если иметь дело с официальной статистикой. К примеру, масштабы внутренней миграции стабильно находятся на уровне около 4 млн человек в год начиная с начала 2000-х гг. Они оставались неизменными и в период бурного экономического роста, и в периоды последовавших за ним кризисов 2008—2009 гг. и 2014—2016 годов, то есть практически не реагировали на изменения социально-экономической ситуации в стране.

О задачах миграционной политики

Ухудшение демографической ситуации в
стране, еще во многом стихийный характер
миграционных процессов, особенно в первой
половине 90-х годов, обусловили необходимость
осуществления в Российской Федерации
целенаправленной и долгосрочной миграционной
политики, подкрепление ее соответствующей
законодательной базой.
Механизмы реализации Федеральной миграционной
программы на период 2002—2005 гг

включают:
совершенствование действующего
законодательства Российской Федерации в области
миграции, приведение его в соответствие с
нормами международного права, для чего, в
частности, предусмотрено заключение
межгосударственных соглашений со странами СНГ; совершенствование системы
иммиграционного контроля, включая меры по
депортации (выдворению) незаконных мигрантов;
дифференцированную финансовую поддержку
вынужденных мигрантов за счет средств
федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации; создание центров
временного размещения вынужденных переселенцев,
компактных поселений, новых рабочих мест и др.
Большое внимание уделяется дальнейшему
совершенствованию системы регулирования
миграционных процессов внутри страны. Сегодня
функции государственного управления в области
миграционной политики возложены на Федеральную
миграционную службу Министерства внутренних дел
Российской Федерации

В субъектах Российской
Федерации она представлена территориальными
органами — подразделениями по делам миграции,
находящимися в подчинении управлений внутренних
дел субъектов Российской Федерации. Эта служба
призвана не только разрабатывать предложения по
основным направлениям государственной
миграционной политики, но и осуществлять
координацию деятельности всех федеральных
органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации по ее реализации, а также осуществлять
контроль за пребыванием в России иностранных
граждан.
В заключение отметим, что статистика и оценка
миграционных процессов в стране порой весьма
противоречивы. Во многом это объясняется
сложностью и несовершенством существующего
механизма учета потоков мигрантов, особенно
нелегальных. Так, в начале 2002 г. оценка общего
количества нелегальных мигрантов в России
колебалась в пределах от 1,5 до 10—12 млн человек,
то есть расходилась на порядок. Возможно,
некоторую ясность в количественные показатели и
географическую картину миграций внесут данные
последней Всероссийской переписи населения.
Хотя рассчитывать на сколько-нибудь
существенные коррективы не приходится, пока не
будет создана и отлажена более эффективная
система учета и контроля за миграционными
потоками, как внутренними, так и внешними.
Вместе с тем многие специалисты сходятся во
мнении, что без разумной миграционной политики,
направленной на регулирование внутренних
потоков мигрантов и привлечение в страну
дополнительной рабочей силы, вряд ли удастся
решить те масштабные социально-экономические
задачи регионального развития, которые
намечаются на перспективу.

В научной литературе термин миграция
часто используется во множественном числе — миграции,
поскольку отражает совокупность многих
миграционных процессов, сопровождающих, по сути,
все этапы развития человеческого общества. В настоящее время статус
вынужденного переселенца или беженца
регулируется федеральными законами «О
вынужденных переселенцах» от 20 декабря 1995 г. и «О
беженцах» от 28 июня 1997 г. (оба с последующими
изменениями). В целях урегулирования с
правовой точки зрения пребывания иностранных
граждан и лиц без гражданства на территории
России 25 июля 2002 г. принят федеральный закон «О
правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации», который вступил в силу с 1
ноября 2002 г. В 1994 г. странами СНГ было
подписано Соглашение о сотрудничестве в области
трудовой миграции и социальной защиты
трудящихся-мигрантов. В 1998 г. заключено
Соглашение о сотрудничестве
государств-участников СНГ в борьбе с незаконной
миграцией.

Будущее изменение миграционных потоков и правительственный план выхода экономики из кризиса

Предложенный правительством план выхода экономики из кризиса многие считают слишком оптимистичным  на основе прямого сравнения: экономике США потребуется для выхода из кризиса 10 лет, а по плану правительства РФ российской экономике понадобится для этого всего два года. Излишний оптимизм отмечается и без учета того, насколько больше людей уедут из Сибири и Дальнего Востока.

Один из ведущих экономистов России, член-корреспондент РАН Руслан Гринберг прогнозирует воздействие кризиса на крупные предприятия, которые составляют основу экономики восточных районов: «Государство пытается осуществить прыжок из рецессии хотя бы в стагнацию. Но дело в том, что если раньше проблемы испытывали, в основном, малые предприятия (около 20 млн занятых), ставшие первыми жертвами пандемии, то сегодня в непростой ситуации оказался уже средний и крупный бизнес. У него кончаются оборотные средства, полностью парализован инвестиционный процесс, рвутся цепочки поставок, ему тоже нужны субсидии. Безработица может вырасти и в этой среде. А власти ведут себя сдержанно, выделив пока на меры поддержки не более 3—4% ВВП. Кроме того, они не хотят менять философию своей экономической политики. Нельзя продолжать жить в старой парадигме, страшась инфляции, того, что все обесценится» .

Иными словами, по мнению Р. Гринберга, должны быть намечены кардинальные изменения экономической стратегии.  Какие проекты могут быть включены в новую экономическую стратегию для того, чтобы прогноз компании Moody’s не оправдался?

На мой взгляд, помогло бы этому формирование образа российской Азии как самого чистого места на Земле. Создание масштабных анклавов площадью в миллионы квадратных километров, на которых сохраняется нетронутая человеком природа, резкое улучшение экологической ситуации в городах и селах — то единственное направление, в движении по которому у нас не будет конкурентов. По всем другим направлениям экономика восточных регионов России вряд ли сможет восстановить свою конкурентоспособность. В докризисной экономике это направление было закрыто в связи с тем, что, что сидя на нефтегазовой игле, лучше было не ерзать. Возврат к сырьевой ориентации экономики, в которой безнаказанно будет вновь уничтожаться сибирская и дальневосточная природа, на мой взгляд, не имеет никаких перспектив.

Зачем иностранцы едут в РФ

Современная ситуация

По официальным данным Организации Объединённых Наций на 2019 год общее количество мигрантов в мире составило 232 миллиона человек. Процентное соотношение мигрантов ко всему населению Земли составляет 3,2%. При этом тогда были выделены крупнейшие мировые миграционные коридоры, по которым происходит перемещение населения. К ним относятся:

  • Мексика — США с 13 миллионами мигрировавших людей за 01.01.2019-01.08.2019.
  • Россия — Украина (3,5 миллиона переместившихся за аналогичный промежуток времени).
  • Украина — Россия (показатель — 2,9 миллиона человек).
  • Казахстан — Россия (цифра — 2,5 миллиона человек за тот же временной отрезок).

По данным экспертов число международных мигрантов на 2019 год 214 миллионов человек. Было высказано мнение, что к 2050 году оно составит 405 миллионов людей. Но этот прогноз был сделан до событий «арабской весны», Гражданских войн в Сирии и на Украине. Так что увеличившиеся во время этих событий миграционные потоки остались вне поля зрения составителей этого прогноза. Однако, какова ситуация для Российской Федерации?

Прогноз роста эмиграции

Эмиграция – куда едут россияне

Наряду с принятием иностранных граждан Россия ежегодно выпускает миллионы жителей, которые совершают миграцию по отношению к государству. Переселение в экономически более развитые, чем Россия, страны – неизбежный процесс.

Ему способствуют:

  • Ослабление рубля;
  • Увеличение показателя безработицы;
  • Снижение уровня жизни в России.

Важно! В отличие от иммиграционного потока, который идет в РФ из ближнего зарубежья и состоит на 80% из неквалифицированных или имеющих низкую квалификацию работников, из России в основном уезжают специалисты средней и высшей квалификации.
Росстат – график эмиграции из России

Всплеск эмиграционной волны начался после долгого спада в 2013 году в связи с украинским кризисом. Также усилившийся отток эмигрантов аналитики связывают с переизбранием на очередной срок Путина и отсутствием в стране значимых экономических реформ.

Страны, в которые едут россияне:

  • США;
  • Канада;
  • Австралия;
  • Германия;
  • Финляндия;
  • Грузия;
  • Израиль;
  • Великобритания;
  • Чехия;
  • Норвегия;
  • Испания;
  • Новая Зеландия;
  • Швейцария;
  • Турция;
  • Корея;
  • Эстония.

Все эти страны отличаются стабильностью экономики и широкими возможностями для специалистов реализовать себя профессионально. Также учитывается высокий уровень жизни граждан этих государств и ее качество. Последним, хотя и немаловажным фактором является степень сложности процесса легализации в избранной для эмиграции стране.

Кстати. Если верить статистике, большинство уехавших все же предпочли проживание в странах с равным российскому экономическим уровнем – государствах СНГ.
За предыдущий год уехало из федерации 313 210 человек, 256 480 из них – в СНГ. Это:

  • Казахстан;
  • Армения;
  • Молдова;
  • Узбекистан;
  • Казахстан;
  • Таджикистан.

В остальные страны мира выехало всего 56 730 российских граждан.

График российских миграционных процессовВажно! В Российской Федерации, как ни в одной другой стране, развита внутренняя миграция. Когда из дальних округов одни люди едут в центр страны, для престижа, а другие наоборот уезжают в северные округа ради высоких заработков.

На что влияет миграция населения

Миграция населения — это не только простое
механическое передвижение людей, но и сложный
общественный процесс, затрагивающий многие
стороны социально-экономической и культурной
жизни целых народов.
Прежде всего, миграции оказывают большое влияние
на демографические процессы. Они приводят к
изменениям половозрастной и социальной
структуры населения в районах, откуда мигранты
уезжают и куда приезжают. В районах с оттоком,
превышающим темпы воспроизводства населения,
численность его сокращается, снижается
рождаемость, поскольку в миграциях участвует
преимущественно молодое население.
Соответственно, в этих регионах увеличивается
доля населения старших возрастных групп. В
районах же притока мигрантов повышается доля
молодых возрастов и, как правило, возрастают
темпы воспроизводства населения. В 2000 г.,
например, на долю молодежи в возрасте от 18 до 30
лет приходилось почти 2/5 всех
внутренних мигрантов в России.
Миграции активно вмешиваются в процессы
урбанизации, оказывают влияние на формирование
систем расселения. Из-за оттока сельского
населения в города только в период с середины 20-х
годов и до начала 80-х численность городского
населения в СССР увеличилась на 75 млн человек.
В районах хозяйственного освоения Сибири и
Дальнего Востока, где численность населения
росла главным образом за счет мигрантов,
возникли новые города и поселки — Норильск,
Нижневартовск, Новый Уренгой, Нефтеюганск,
Ноябрьск, Братск, Усть-Илимск,
Комсомольск-на-Амуре, Тында и другие.
В 90-е годы поток мигрантов в города заметно
сократился, тем не менее только за период с 1995 по
2001 г. численность городского населения за счет
внутренних мигрантов увеличилась более чем на 700
 тыс. человек, а с учетом внешней миграции —
почти на 2 млн жителей.
Миграции способствуют территориальному
перераспределению населения и трудовых
ресурсов, влияют на уровень
социально-экономического развития регионов.
Приток квалифицированных кадров в районы нового
освоения позволяет развивать в них не только
сырьевые, но и технически более сложные
производства по глубокой комплексной
переработке добываемого сырья. Создаваемые
переселенцами новые города, промышленные
объекты, сельскохозяйственные предприятия
повышают экономический потенциал территории.
Вместе с тем неорганизованный приток мигрантов в
районы с низким уровнем и медленными темпами
социально-экономического развития приводит к
ухудшению материальных и культурно-бытовых
условий жизни населения в этих районах,
обусловливает плохую приживаемость новоселов и
текучесть населения. В случаях приезда
вынужденных мигрантов требуются дополнительные
расходы со стороны государства и местных
бюджетов на их обустройство, организацию новых
рабочих мест, строительство объектов социальной
инфраструктуры.
Миграции трудоспособного населения
непосредственно влияют на рынок рабочей силы,
сокращая (при отъезде) или увеличивая (в случае
приезда) ее предложение, зачастую обостряя
конкуренцию на рынке труда.
Состав мигрантов влияет на социальную структуру,
культурный и образовательный уровень населения
в районах оттока мигрантов и их притока.
Например, приезд городских жителей в сельскую
местность или отдаленные районы нового освоения
способствует формированию населения с более
высоким уровнем культуры и профессиональной
квалификации; усиленный приток сельских жителей
в города оказывает противоположное воздействие.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий